Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

pkl

А между тем... дело потихньку движется:
Уникальные трубы для космической ядерной энергоустановки созданы в НИКИЭТ
 http://www.atomic-energy.ru/news/2014/12/29/54107
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Валерий Ефимов

Цитироватьpkl пишет:
трубы для космической ядерной энергоустановки
из молибденового сплава ТСМ-7

если что-то долго повторять людям, они начинают в это верить

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

zy9

Цитироватьzy9 пишет:
Цитироватьpkl пишет:
Цитироватьzy9 пишет:
О, это длинная и печальная история!
Начали с обсуждения тягачей с ядерным двигателем, потом дошло до космических радаров, которым туже нужен реактор. А потом я узрел идиллический посёлочек с радаром, парочкой-другой реакторов, производством ядерного горючего, заправочной станцией для тягачей и клумбочками. Но тут налетели скептики и давай мои клумбочки топтать  :evil:  
Говорю Вам, это не маленький посёлок, это будет... что-то типа того:
 

только размером с московскую агломерацию.
О, картинка хорошая! Жаль, не видно мощной подземной части.
А насчёт размеров - не верю! Вы же говорили про Маяк - а теперь уже Москва?
Ну вот, не прошло и полгода - а уже хорошие новости:
http://atomvestnik.ru/content-log/104-redkomonopolnyj-element.html
Уже к 2020-му обещают:
Нынешнее поколение реакторов 3 и 3+ не работает замкнутым циклом, то есть топливо отрабатывается, а затем оно хранится. Существует частично замкнутый цикл, когда после выгрузки топливо перерабатывают, но не полностью – значительная часть поступает в хранилище радиоактивных отходов. «Прорыв» должен открыть технологию будущего – замкнутый цикл: изготовление топлива, получение энергии, переработка и снова загрузка в реактор.
Замкнутый цикл, что важно, будет пристанционным, то есть для переработки топлива его не нужно будет перевозить.

pkl

#2444
Около каждой АЭС хим. комбинат строить, завод по производству ТВЭЛов и т.п.? Гм...  :oops:


И всё - ради нескольких кг радиоактивных изотопов?! :o
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

vlad7308

Pkl, БНы - это вероятное будущее ядерной энергетики. Потенциально очень вкусная штука с экономической и даже с экологической точки зрения.
Так что не говорите глупостей.

По состоянию на 2013 год проект БНа в Северске был то ли заморожен, то ли отменен. Увы.
Возмущенная общественность, туды ее в качель :(
это оценочное суждение

Алексей Любопытный

Цитировать- Где будет производиться топливо для новых реакторов?
Вячеслав Першуков: Технологическую линию по опытному производству смешанного плотного нитридного топлива для последующих испытаний на БОР-60 планируется создать во ВНИИТФ. А вот производством полномасштабных экспериментальных ТВЭ и ТВС для радиационных испытаний, как собственно топливной керамики, так и конструктивных вариантов изделий на БН-600,займутся на СХК.
Евгений Адамов: Для производства плотного нитридного топлива для лабораторных испытаний выбран ВНИИТФ, так как у него есть цепочка камер с инертной атмосферой, право и умение работать с плутонием, ну и конечно, квалифицированные специалисты. Есть еще один немаловажный фактор - наличие коллектива математиков, моделирующих технологические процессы.
Научное руководство производством ТВЭ и ТВС будет осуществлять ВНИИНМ, таблеток - подольский «Луч», в ЦО войдет, может быть, кто-то из ВНИИХТ и из НИИАР. За моделирование технологий и изготовление образцов возьмется ВНИИТФ. К 2017 году мы будем иметь некоторое количество облученных сборок, материалы начнут «крутиться» в первой очереди ПЯТЦ. В 2020 году достраивается вторая очередь ПЯТЦ, для топлива с БРЕСТ. Следующий этап – запуск БН-1200. Это уже прообраз будущей промышленной технологии.
- Почему остановились именно на пристанционном цикле?
Вячеслав Першуков: В предельном случае крупных энергокомплексов нет пристанционного цикла - нет и замыкания. Пристанционный цикл позволит решить вопрос переработки ОЯТ, производства смешанного уран-плутониевого топлива, сократит логистические операции с делящимися материалами, уменьшит затраты на инфраструктуру АЭС за счет снижения объемов предварительного хранения ОЯТ в бассейнах выдержки и уменьшения РАО. Для отработки всех вариантов технологий по переработке ОЯТ предусмотрено строительство в НИИАР полифункционального радиохимического комплекса. Надеюсь, это поможет оптимизировать набор технологий.
Евгений Адамов: Цикл может быть пристанционным, а может таким и не быть. Главное, что он замкнутый. На БАЭС будет несколько быстрых реакторов, и этого точно хватит, чтобы оправдать пристанционный топливный цикл. Там мы наглядно и компактно отработаем все элементы замыкания. Скорее всего, первая загрузка будет с СХК. После этого понадобится только подпитка ураном-238, так называемыми хвостами. Облученное топливо будет перерабатываться в порошки, из них изготовят таблетки, потом твэлы, которые снова загружаются в активные зоны. Наша задача – выделить из цикла отходы, которые укладываются в логику радиационной эквивалентности: сколько из земли достали радиоактивности с урановым сырьем, столько и вернули отходов. Сохраняем природное радиационное равновесие. Если мы получим такой баланс, проблема отходов решена. То есть атомная энергетика станет естественно «зеленой».
Но это не означает, что при каждой АЭС нужно создавать ПЯТЦ. Никто не знает, как будет выглядеть карта генерации, когда появятся магистральные линии электропередачи из сверхпроводящих материалов. Изменится все картина энергопроизводства мира, так же как оптоволокно перевернуло коммуникации.
К 2017 году первая очередь ПЯТЦ должна быть построена. К тому времени реактора, который бы полностью работал на плотном топливе, еще не будет. Но будут БН-600 и БН-800, на которых можно испытывать экспериментальные сборки с плотным топливом.
Вячеслав Першуков: ПЯТЦ имеет еще ряд преимуществ: переработка и фабрикация топлива с использованием энергетического плутония на месте, радиационные материалы не покидают территорию ПЯТЦ, нераспространение. А это очень важно с точки зрения экспорта технологии в страны, которые только начинают развивать атомные программы.

http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/journalist/interview/aff009004a92617bb3fbbb9d234f1412
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

#2447
Цитировать17 декабря 2014

ОАО «СвердНИИхиммаш» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) подписало по итогам конкурсных процедур договор на разработку, изготовление и поставку оборудования производственных линий модуля фабрикации и пускового минимума рефабрикации топлива для АЭС (МФР).  Сумма контракта составляет порядка  5,7 млрд. руб.

Модуль фабрикации  обеспечит   изготовление смешанного нитридного уран-плутониевого топлива для последующего его использования в реакторной установке БРЕСТ.  В комплекс производственных линий МФР войдут линия карботермического синтеза, линия изготовления таблеток СНУП-топлива, линия сборки твэлов и линия сборки ТВС.




http://www.atomic-energy.ru/news/2014/12/17/53848
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

Алексей Любопытный

Ядерный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-ОД-300: 1 – реактор; 2 – турбоустановка; 3 – комплекс хранения и переработки радиоактивных отходов; 4 – комплекс пристанционного ядерного топливного цикла
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]

zy9

#2449
ЦитироватьZveruga пишет:
Почему остановились именно на пристанционном цикле?
 Вячеслав Першуков : В предельном случае крупных энергокомплексов нет пристанционного цикла - нет и замыкания. Пристанционный цикл позволит решить вопрос переработки ОЯТ, производства смешанного уран-плутониевого топлива, сократит логистические операции с делящимися материалами, уменьшит затраты на инфраструктуру АЭС за счет снижения объемов предварительного хранения ОЯТ в бассейнах выдержки и уменьшения РАО. Для отработки всех вариантов технологий по переработке ОЯТ предусмотрено строительство в НИИАР полифункционального радиохимического комплекса. Надеюсь, это поможет оптимизировать набор технологий.
Так что ни город размером с Москву, ни даже комбинат размером с Маяк не понадобятся.

Chilik

Цитироватьvlad7308 пишет:
По состоянию на 2013 год проект БНа в Северске был то ли заморожен, то ли отменен. Увы.
А разве планы такие были?
У меня пробегал файлик с презентацией для местных, там вроде бы планировалось два блока с ВВЭР-1300. Да и Википедия про то же пишет. По состоянию на конец прошлого года от местных слышал, что работы по строительству заморожены.

Chilik

#2451
ЦитироватьZveruga пишет:
Цитировать- Где будет производиться топливо для новых реакторов?
 Вячеслав Першуков : Технологическую линию по опытному производству смешанного плотного нитридного топлива для последующих испытаний на БОР-60 планируется создать во ВНИИТФ. А вот производством полномасштабных экспериментальных ТВЭ и ТВС для радиационных испытаний, как собственно топливной керамики, так и конструктивных вариантов изделий на БН-600,займутся на СХК.
 Евгений Адамов : Для производства плотного нитридного топлива для лабораторных испытаний выбран ВНИИТФ, так как у него есть цепочка камер с инертной атмосферой, право и умение работать с плутонием, ну и конечно, квалифицированные специалисты. Есть еще один немаловажный фактор - наличие коллектива математиков, моделирующих технологические процессы.
Научное руководство производством ТВЭ и ТВС будет осуществлять ВНИИНМ, таблеток - подольский «Луч», в ЦО войдет, может быть, кто-то из ВНИИХТ и из НИИАР. За моделирование технологий и изготовление образцов возьмется ВНИИТФ. К 2017 году мы будем иметь некоторое количество облученных сборок, материалы начнут «крутиться» в первой очереди ПЯТЦ. В 2020 году достраивается вторая очередь ПЯТЦ, для топлива с БРЕСТ. Следующий этап – запуск БН-1200. Это уже прообраз будущей промышленной технологии.http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/journalist/interview/aff009004a92617bb3fbbb9d234f1412

Немного странно читать про планы по поводу ТВЭЛ, потому что на новосибирском заводе химконцентратов они уже делаются, контракт на опытную партию заключен.
          
ЦитироватьНа ОАО «НЗХК» состоялась заводская приемка первого макета рабочей ТВС центральной подзоны реактора «БРЕСТ-ОД-300»                               
 24.10.2014, 13:23 |   Отдел по связям с общественностью ОАО «НЗХК»          
                             
24 октября 2014г., Новосибирск - На «Новосибирском заводе химконцентратов» (предприятие Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом») 23 октября 2014 года состоялась заводская приемка первого макета рабочей ТВС центральной подзоны реактора «БРЕСТ-ОД-300» (проект «Прорыв»). В состав комиссии были приглашены Главный технолог проекта НТП В.М. Троянов; а также Главный конструктор активных зон ОАО «НИКИЭТ» Ю.С. Черепнин, представители ОАО «ТВЭЛ», ОАО «ВНИИНМ» и ОАО «МСЗ». Результаты усилий специалистов ОАО «НЗХК» комиссия оценила на «отлично».
Говоря о важности состоявшегося события Владимир Троянов отметил: «Я считаю, что это одно из самых главных достижений 2014 года в проекте «Прорыв». Первое – это то, что в ОАО «СХК» создано опытное производство и изготовлено плотное нитридное топливо для испытаний в реакторе БН-600, и второе – это изготовление в ОАО «НЗХК» оригинального макета тепловыделяющей сборки для реактора «БРЕСТ-ОД-300», в котором будет использоваться это топливо, и, впоследствии они обеспечат работоспособность активной зоны реактора».
Конструкция сборки является инновационной для жидкометаллических реакторов; вместо пучка оребрённых твэлов в общем чехле в ней применен каркас с дистанционирующими решётками, в который установлены «гладкие» твэлы. Такая конструкция более характерна для ТВС водо-водяных энергетических реакторов. Именно уникальный опыт в разработке и изготовлении таких каркасов, а также высокие компетенции в области технологий сварки послужили причинами привлечения инженеров завода к перспективной разработке. Изготовлению макета предшествовал целый комплекс НИОКР, выполненных в ОАО «НЗХК», по отработке конструкции решетки, отработке технологии сварки довольно «капризного» материала, поиску оптимального способа сборки пучка твэлов. В скором будущем макет отправится на испытания в ОАО «МСЗ» и ОАО «НИКИЭТ», где будут определены его вибрационные и гидравлические характеристики, а также проверена сама работоспособность ТВС в жестких условиях потока жидкого свинца, разогретого до температуры свыше 400 °С.
Сегодняшний макет является первым в череде разнообразных макетов компонентов активной зоны, которые предстоит изготовить после отработки конструкции и технологии изготовления в ОАО «НЗХК» в ближайшие два года.

Для справки:
ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (г. Новосибирск) – один из ведущих мировых производителей ядерного топлива для АЭС и исследовательских реакторов России и зарубежных стран. Единственный российский производитель металлического лития и его солей. Входит в состав Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом».
ОАО «ТВЭЛ» создано 12 сентября 1996 года Указом Президента РФ, входит в состав Государственной корпорации «Росатом». «ТВЭЛ» включает в себя предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации. Является единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС. ОАО «ТВЭЛ» обеспечивает ядерным топливом 76 энергетических реакторов в 15 странах мира, исследовательские реакторы в девяти странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота. Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе, изготовленном ТВЭЛ.


zy9

Уже конкуренция? Это хорошо.

vlad7308

ЦитироватьChilik пишет:
Цитироватьvlad7308 пишет:
По состоянию на 2013 год проект БНа в Северске был то ли заморожен, то ли отменен. Увы.
А разве планы такие были?
У меня пробегал файлик с презентацией для местных, там вроде бы планировалось два блока с ВВЭР-1300. Да и Википедия про то же пишет. По состоянию на конец прошлого года от местных слышал, что работы по строительству заморожены.
Я и есть почти местный :) томск...
Планы насчет БНа были. Был даже проект. Вполне логичный кстати - основное производство ведь давно закрыто, а комплекс-то огромный.
По ВВЭР тоже были планы и проект. 
Но год или два назад все увы подвисло в воздухе. Не знаю уж почему на самом деле. На поверхности была только "возмущенная общественность", но вряд ли дело было тольао в ней.
это оценочное суждение

pkl

Цитироватьvlad7308 пишет:
Pkl, БНы - это вероятное будущее ядерной энергетики. Потенциально очень вкусная штука с экономической и даже с экологической точки зрения.
Так что не говорите глупостей.

По состоянию на 2013 год проект БНа в Северске был то ли заморожен, то ли отменен. Увы.
Возмущенная общественность, туды ее в качель  :(
Я не про БН в Северске /который, вроде, будут продолжать/, а про идею товарища создать хим. комбинат для переработки КЯЭУ.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Сегодня новость на ленте НК прочитал:
 http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/26894/
и обратил внимание на пару абзацев:
Цитировать"До недавнего времени КПД солнечной батареи был достаточно низким - на уровне 11-15%. В последние десятилетия произошел фантастический рывок в технологиях изготовления солнечных батарей. Сейчас лучшие мировые производители вышли на КПД порядка 38,5% на производящихся изделиях, а на разрабатываемых достигли КПД уровня 43-44%. На НЭМ мы будем использовать батареи с КПД 28%", - сообщил представитель РКК.

 Кроме того, добавил Брюханов, показатели новых солнечных батарей делают технически возможным создание электрореактивного буксира, способного доставлять крупные объекты с околоземной на окололунную орбиту.
Над ТЭМ снова сгущаются тучи? Кто что думает, насколько это серьёзно?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Дмитрий Инфан

Цитироватьpkl пишет:
Над ТЭМ снова сгущаются тучи? Кто что думает, насколько это серьёзно?
Ну почему сгущаются? Одно другому не мешает.

pkl

В нынешних условиях, когда денег не хватает, придётся выбирать что-то одно.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

SFN

ЦитироватьДмитрий Инфан пишет:
Ну почему сгущаются? Одно другому не мешает.
За Марсом у СБ слабая освещенность, никакой КПД не поможет.

Алексей Любопытный

Марсоход Куриосити работает на российском изотопном топливе. Нет? Тогда зачем США его закупало у России?
Спойлер
Цитировать2012_registration пишет:
Не знаю кому как, а я бы хотел, чтобы в этой теме не было диалогов душевнобольных, а была только собственно информация по проекту ЯЭДУ.

Старый пишет:
Дык нет проекта. Его не смогли даже завязать.
[свернуть]