Трёх-ходовка – доставка образцов Марса на Землю (проект MSR)

Автор Дмитрий Виницкий, 12.02.2020 17:19:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl


Цитата: Athlon от 15.07.2023 08:48:33Эти объективные причины называются "Плохое управление проектами".

Те же проблемы, что и у нас. И решение должно быть таким же: межпланетными станциями должен заниматься кто-то ещё. Я думаю, ОАО ИСС бы справилось.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Athlon

Цитата: pkl от 15.07.2023 20:20:31
Цитата: Athlon от 15.07.2023 08:48:33Эти объективные причины называются "Плохое управление проектами".

Те же проблемы, что и у нас. И решение должно быть таким же: межпланетными станциями должен заниматься кто-то ещё. Я думаю, ОАО ИСС бы справилось.

В консерватории надо поправить для начала. И агентством в целом, и отдельными проектами должны руководить энергичные люди с горящими глазами, а не 80-летние деды.

Впрочем, это уже оффтоп.

pkl


Цитата: Athlon от 17.07.2023 09:41:10
Цитата: pkl от 15.07.2023 20:20:31
Цитата: Athlon от 15.07.2023 08:48:33Эти объективные причины называются "Плохое управление проектами".

Те же проблемы, что и у нас. И решение должно быть таким же: межпланетными станциями должен заниматься кто-то ещё. Я думаю, ОАО ИСС бы справилось.

В консерватории надо поправить для начала. И агентством в целом, и отдельными проектами должны руководить энергичные люди с горящими глазами, а не 80-летние деды.

Впрочем, это уже оффтоп.
Для начала нам надо создать своё агентство. Авиакосмическое. И передать ему все полномочия по регулированию и лицензированию.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

andr59

#103
Работы по созданию двигателей ракеты для возвращения образцов с Марса продолжаются.

NEWS | July 31, 2023
NASA Mars Ascent Vehicle Continues Progress Toward Mars Sample Return

НОВОСТИ | 31 июля 2023 г.
NASA Mars Ascent Vehicle (Аппарат для подъема с Марса - MAV)  продолжает продвигаться к возвращению образцов
https://mars.nasa.gov/news/9448/nasa-mars-ascent-vehicle-continues-progress-toward-mars-sample-return/


Возвращение образцов с Марса: Испытания второй ступени Mars Ascent Vehicle: 29 марта на заводе компании Northrop Grumman в Элктоне (штат Мэриленд) прошли испытания двигателя, разработанного на основе конструкции твердотопливного двигателя второй ступени для  НАСА (MAV). Являясь важной частью кампании NASA-ESA по возвращению образцов с Марса, MAV станет первой ракетой, запущенной с другой планеты.
Цитировать/Первый запуск ракеты с поверхности другой планеты будет осуществлен с помощью двух твердотопливных ракетных двигателей./***
В рамках программы НАСА по возвращению образцов с Марса (Mars Ascent Vehicle, MAV) недавно были достигнуты некоторые важные рубежи. Аппарат для подъема с Марса станет первым запуском ракеты с поверхности другой планеты. Группа разработчиков MAV провела успешные испытания твердотопливных ракетных двигателей первой и второй ступеней, необходимых для запуска.
Проект Mars Sample Return позволит доставить на Землю отобранные с научной точки зрения образцы для изучения с помощью самых современных приборов по всему миру. Это стратегическое партнерство с ESA (Европейским космическим агентством) является первой миссией по возвращению образцов с другой планеты. Образцы, которые в настоящее время собирает марсоход Perseverance в ходе исследования дельты древней реки, могут рассказать о ранней эволюции Марса, в том числе о возможности существования древней жизни.
Запуск MAV, управляемого Центром космических полетов имени Маршалла НАСА в Хантсвилле (штат Алабама), запланирован на июнь 2028 года, а доставка образцов на Землю - на начало 2030-х годов. Управление программой возвращения образцов с Марса осуществляется Лабораторией реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии.
Для того чтобы MAV был успешным, команда проводит обширные испытания, анализ и проверку конструкции и компонентов MAV. Аппарат будет находиться на борту Sample Retrieval Lander во время старта с Земли, двухлетнего путешествия к Марсу и почти года приема образцов, собранных Perseverance.
После того, как манипулятор для переноса образцов на марсоходе загрузит образцы с "Персеверанса" в контейнер для образцов в носовой части ракеты, MAV стартует с Марса на орбиту вокруг планеты, освобождая контейнер для образцов, который будет захвачен орбитальным аппаратом для возвращения на Землю.
Запуск MAV будет осуществляться с помощью двух твердотопливных ракетных двигателей - SRM1 и SRM2. SRM1 отбросит MAV от поверхности Красной планеты, а SRM2 раскрутит вторую ступень MAV и выведет контейнер с образцами на нужную орбиту Марса, что позволит орбитальному аппарату найти его.
Для проверки конструкции твердотопливных ракетных двигателей команда MAV подготовила опытные двигатели. Это позволило команде увидеть, как будут работать двигатели и нужно ли вносить какие-либо коррективы до их создания для полета. Испытания двигателя SRM2 были проведены 29 марта 2023 года на предприятии компании Northrop Grumman в Элктоне, штат Мэриленд. Затем 7 апреля на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии был испытан двигатель разработки SRM1.
Испытания SRM1 проводились в вакуумной камере, охлажденной до минус 20 градусов Цельсия (минус 4 градуса по Фаренгейту), и позволили также испытать сверхзвуковое сопло сплитлайн, являющееся частью системы управления вектором тяги SRM1. Большинство сопел для твердотопливных ракетных двигателей не выдерживают экстремального холода, который будет испытывать MAV, поэтому команде Northrop Grumman пришлось разработать нечто подобное: современное сопло с защемленным шариком ( и сверхзвуковой разъемной линией) - (a state-of-the-art trapped ball nozzle featuring a supersonic split line).

После испытаний и разборки двигателя SRM1 анализ показал, что изобретательность команды оказалась успешной.
"Это испытание показывает, что наша страна способна разработать ракету-носитель, которая может быть достаточно легкой для полета на Марс и достаточно прочной, чтобы вывести на орбиту набор образцов для возвращения на Землю", - сказал менеджер по двигательной установке MAV Бенджамин Дэвис из Центра космических полетов имени Маршалла НАСА. "Аппаратура говорит нам о том, что наша технология готова к дальнейшей разработке".
Фактически, сверхзвуковое сопло со сплитлайном достигло шестого из девяти уровней технологической готовности - TRL-6, разработанных NASA. TRL-1 - это начальный уровень, когда существует только идея новой технологии, а TRL-9 означает, что технология разработана, испытана и успешно используется в космическом полете.

По словам Дэвиса, сверхзвуковое разъемное сопло достигло уровня TRL-6 в ходе вакуумных стендовых испытаний и полномасштабных испытаний горячим огнем в апреле. Результаты проходят независимую экспертизу и будут подтверждены в августе.
Сверхзвуковое разъемное сопло также пройдет квалификационные испытания, чтобы убедиться, что оно способно выдержать сильную тряску и вибрацию при запуске, почти вакуум в космосе, а также сильную жару и холод, ожидаемые во время полета MAV.

Помимо испытаний двигателя, команда MAV недавно провела предварительную экспертизу проекта, которая представляла собой четырехдневный углубленный анализ общей конструкции MAV. По словам руководителя проекта Mars Ascent Vehicle Стивена Гэддиса (Stephen Gaddis), MAV прошел эту проверку, и теперь команда может сосредоточиться на дальнейшем совершенствовании MAV до критической проверки проекта летом следующего года.
NASA Marshall разрабатывает, создает и испытывает MAV совместно с двумя основными подрядчиками проекта - компаниями Lockheed Martin Space и Northrop Grumman. Lockheed Martin Space является общим системным интегратором и предоставляет множество подсистем, а Northrop Grumman обеспечивает основную двигательную установку первой и второй ступеней. Руководство программой возвращения образцов с Марса осуществляет JPL в Южной Калифорнии.
*** - Примечание. NASA забыло, что Луна тоже планета.
Отредактировал. А то сначала пропустил пару абзацев.

andr59

В представленной статье имеется видео, состоящее из двух частей, сначала испытания на воздухе, вторая часть - испытания в вакуумной камере - без звука ::)

NASA Mars Ascent Vehicle Continues Progress Toward Mars Sample Return
NASA's Marshall Space Flight Center



pkl

#105
Цитата: andr59 от 31.07.2023 23:09:52*** - Примечание. NASA забыло, что Луна тоже планета.
Да, читаю и думаю, кто же вспомнит про лунный модуль Аполлонов. Про Луну-16 уж молчу.

Блин, только написал и тут же вспомнил про Сервейер-6 - вот он точно был первый!
Цитировать17 ноября 1967 года двигатели «Сервейер-6» были запущены на 2,5 с, и аппарат поднялся над поверхностью на высоту от 3 до 4 м, после чего повторно совершил прилунение в 2,4 м к западу от первоначальной точки. Манёвр позволил получить данные о функционировании ракетных двигателей на Луне, произвести обзор первого места посадки и выполнить повторную съёмку местности для получения стереофотографий[1].





Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

andr59

Цитата: pkl от 31.07.2023 23:45:37Блин, только написал и тут же вспомнил про Сервейер-6 - вот он точно был первый!
У американцев бывает, что они забывают не только чужие достижения, но и свои.

Sembler

Цитата: andr59 от 31.07.2023 23:09:52NASA забыло, что Луна тоже планета

Международный астрономический союз даже Плутон исключил из числа планет, переведя его в категорию "карликовые планеты". А Вы решили Луну повысить до звания планеты. Она по классификации астрономических объектов относится к категории "спутники планет".

andr59

Цитата: Sembler от 01.08.2023 02:32:03Международный астрономический союз даже Плутон исключил из числа планет, переведя его в категорию "карликовые планеты". А Вы решили Луну повысить до звания планеты. Она по классификации астрономических объектов относится к категории "спутники планет"
Тогда ничего не попишешь.

andr59

Кстати, вопрос на засыпку. 

Почему двигатель второй ступени твердотопливной ракеты SRM2 испытывался на дворе компании Northrop Grumman в Элктоне, штат Мэриленд, хотя казалось бы его должны испытывать в вакууме?

А двигатель первой ступени твердотопливной ракеты SRM1 испытывался на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии в вакуумной камере?

Возможно, конечно, что для двигателей MAV атмосфера Марса, что вакуум, но все таки?

pkl


Цитата: Sembler от 01.08.2023 02:32:03
Цитата: andr59 от 31.07.2023 23:09:52NASA забыло, что Луна тоже планета

Международный астрономический союз даже Плутон исключил из числа планет, переведя его в категорию "карликовые планеты". А Вы решили Луну повысить до звания планеты. Она по классификации астрономических объектов относится к категории "спутники планет".
Луна по совокупности своих физических характеристик вполне является планетой.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитата: andr59 от 01.08.2023 13:50:52Кстати, вопрос на засыпку.
Куда важнее вопрос, зачем они ВООБЩЕ решили сделать ракету твердотопливной? Твёрдое топливо само по себе довольно капризная штука, может бабахнуть просто от неправильного хранения. Есть же двигатели от Скай Крана. О! СкайКран уже взлетал на Марсе! Причём дважды.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

andr59

Цитата: pkl от 01.08.2023 17:02:42Куда важнее вопрос, зачем они ВООБЩЕ решили сделать ракету твердотопливной? Твёрдое топливо само по себе довольно капризная штука, может бабахнуть просто от неправильного хранения. Есть же двигатели от Скай Крана. О! СкайКран уже взлетал на Марсе! Причём дважды.
НАСА присудило контракт на разработку и поставку двигателей для ракеты которая должна отправить образцы с поверхности на орбиту вокруг Марса  (MAV) компании Northrop Grumman весной 2021 года (стоимость  контракта  $84,5 млн ). Об этом говорится в сообщении издания Spaceflight now.
У  Northrop Grumman большой опыт работы с твердотопливными двигателями, поэтому понятно, какое решение было выбрано для ракеты которая стартует с Марса. Вот что пишет Spaceflight now относительно твердотопливных  двигателей Northrop Grumman :

ЦитироватьКомпания Northrop Grumman поставляет твердотопливные ракетные двигатели для военных ракет и спутниковых ракет-носителей, которые иногда хранятся десятилетиями до использования.....

Компания Thiokol Propulsion, ставшая частью Northrop Grumman после ряда корпоративных приобретений, разработала твердотопливный ракетный двигатель для космического аппарата НАСА Magellan, который после более чем 15-месячного пребывания в космосе успешно вывел зонд на орбиту вокруг Венеры в 1990 году.

По данным NASA, Northrop Grumman владеет запатентованной рецептурой твердого топлива, которое может быть использовано для Mars Ascent Vehicle (Аппарата для подъема с Марса).

В заявлении Northrop Grumman говорится, что компания предоставит вариант своих твердотопливных двигателей класса Star для первой и второй ступеней Mars Ascent Vehicle, а также систему управления вектором тяги первой ступени и небольшие ракеты для стабилизации вращения второй ступени.

andr59

Повтор.

К возвращению образцов с Марса. Опубликован отчет независимой комиссии в pdf:

Mars Sample Return (MSR)
Independent Review Board-2 Final Report
September 1, 2023

Возвращение образцов с Марса (MSR)
Заключительный отчет Независимого наблюдательного совета-2
1 сентября 2023 г.
https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/mars_sample_return_independent_review_board_report.pdf

И параллельно в новостях НАСА :

NEWS | September 21, 2023
NASA Releases Independent Review's Mars Sample Return Report

НОВОСТИ | 21 сентября 2023 г.
НАСА опубликовало независимый отчет по возвращению образцов с Марса

https://mars.nasa.gov/news/9483/nasa-releases-independent-reviews-mars-sample-return-report/

Минимум миниморум из основного отчета:

- Пробег не менее 70 км до 2028 года,
- 6 возможных посадочных площадок для Sample Return Lander (#SRL)
- Полный набор из 33 образцов
- После окончания кампании внутри края кратера Езеро переход во внешнюю часть
- Не два, а один грузовой вертолет для миссии по возвращению (?).

И т.д.

Athlon

#114
Интересно, что в качестве обоснования необходимости реализации миссии в отчете прямо указаны, помимо прочего, следующие пункты:

• Leadership in space exploration is a hallmark of USA's soft power in the world. Peaceful exploration of space serves to demonstrate US technological expertise and willingness to complete what it sets out to accomplish, no matter how difficult. NASA is succeeding at doing the seemingly impossible.

• China has announced plans for a Mars sample return mission (Tianwen-3) that they claim will be launched in 2028 or 2030. These plans challenge the USA's technical, engineering, and scientific leadership in Mars exploration.

Athlon

Наиболее важные выводы из отчета:
1. Пуск в 2028 году не реалистичен. Ближайшая возможный год пуска - 2030.
2. Реалистичная общая стоимость миссии - $8-11 млрд
3. Структура управления миссией громоздкая, запутанная, неадекватная и сжирающая деньги на накладные расходы. Руководство миссии не имеет достаточного доступа к руководству NASA. 
4. При том, что миссия имеет высочайший приоритет с научной и политической точек зрения, NASA не уделяет ей достаточного внимания и мало что делает для того, чтобы донести ее значимость до общества и властей (в первую очередь, до Конгресса, который и выделяет деньги)