АПАС-95 vs -89

Автор Kurus, 20.01.2005 07:58:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Kurus

Был бы весьма признателен, если кто-нибудь прояснил чем стыковочный узел АПАС-95 отличается от АПАС-89 и летал ли он когда-нибудь.

Где-то тут было обсуждение, что узлы АПАС-95 были установлены на СО для Мир-Шаттл и на всех трех шаттлах, а также успешно летают с 1995 года.  Однако это не так.  На СО стояли узлы АПАС-89.  И на Атлантисе такие же.  Какой конкретно тип узлов на двух других шаттлах и что сейчас летает к МКС - разыскать не удалось.  А про АПАС-95 слышал, что это был просто проект, так и не полетевший.
Every dog has his day

javax

Советую книгу Сыромятникова - "Сто рассказов о стыковке"
God, give me an hour, source code of the Universe and good debugger!

Kurus

Так вот на основе этой самой книги и возник данный вопрос.  Там утверждается, что стыковка шаттла с Миром осуществлялась при помощи АПАС-95.  А это не так, поскольку на Кристалле стояли АПАС-89.  И на СО с двух концов тоже.  Следовательно, АПАС-89 и на Атлантисе тоже.

Может это просто опечатка, но все равно не ясно какой тип узла АПАС используется сейчас на МКС.

Всего было три основных типа узлов АПАС:

АПАС-75 - программа Союз-Аполлон
АПАС-89 (и модификации) - Мир(Кристалл)-Буран, Мир(СО)-Шаттл
АПАС-95 - МКС-Шаттл???
Every dog has his day

Bell

Уважаемый учитель подбирает комплектуху для полета на Луну?  :wink:
А почему на логистик-модуле нельзя поставить пассивный СУ?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Shin

ЦитироватьАПАС-75 - программа Союз-Аполлон
АПАС-89 (и модификации) - Мир(Кристалл)-Буран, Мир(СО)-Шаттл
АПАС-95 - МКС-Шаттл???

С АПАС-89 летал еще "Союз ТМ-16".
А вообще не заморачивайтесь, ставьте любой АПАС, благо 95 отличается от 89 годом выпуска :) и адаптацией под америку.

А по поводу узлов на МКС - читайте внимательно НК.
Поищите на слова ССВП и АПАС.

X

ЦитироватьА вообще не заморачивайтесь, ставьте любой АПАС, благо 95 отличается от 89 годом выпуска :) и адаптацией под америку.

То есть получается, что "адаптированный под америку" АПАС-89 и есть АПАС-95, который летает, начиная с МИРовского СО в 1995 в миссии STS-74?

К сожалению, не нашел я ничего в НК по АПАС-95...  :?

Kurus

Гостем выше был я.
Every dog has his day

Shin

ЦитироватьК сожалению, не нашел я ничего в НК по АПАС-95...  :?

А это обозначение и не встречается в НК. Очевидно это внутреннее имечко "Энергии".

Shin

Вот что было написано по поводу АПАС-89 в НК №13, 1995

Стыковочная система ODS

"Атлантис" и "Мир" будут соединены при помощи стыковочной системы ODS (Orbiter Docking System), совместно разработанной Отделением космических систем "Rockwell International" и РКК "Энергия" в соответствии с дополнением (июль 1992) к существующему контракту "Rockwell" с Центром Джонсона НАСА на модификацию и поставку запасных частей для шаттлов. Менеджером проекта стыковочной системы со стороны НАСА был Дейв Хэмилтон (Dave Hamilton), ведущим инженером по стыковочной системе - Брюс Брандт (Bruce Brandt). С российской стороны разработкой стыковочного механизма руководил Владимир Сыромятников. (Эти же организации отвечали за стыковочные узлы "Аполлона" и "Союза" в полете по программе ЭПАС в 1975 г.)
     В состав ODS (Рис.3) входят внешняя шлюзовая камера (ШК), ферменная конструкция, служащая для крепления ODS в грузовом отсеке, стыковочная база, блок электроники для управления системой и произведенный в России стыковочный механизм АПАС, установленный на верхней части внешней шлюзовой камеры на стыковочной базе. Общая масса системы ODS достигает 1600 кг, она имеет высоту 4.11 м, ширину около 4.6 м и длину 1.98 м. Стоимость всей стыковочной системы - 95.2 млн $. Стоимость российской части, названная Д.Голдиным на пресс-конференции 21 июня - 20-27 млн $.
     ODS размещена в передней части грузового отсека "Атлантиса". Она соединена переходными тоннелями с люком внутренней ШК со стороны кабины и с лабораторным модулем с противоположной стороны. Чтобы совместить систему с орбитальной ступенью, во время последнего ремонта в Палмдейле пришлось сделать значительные изменения в схемах электрической проводки в ГО.
     Андрогинно-периферийные агрегаты стыковки (АПАС-89) построены по тому же основному принципу, что и использовавшийся в 1975 г. во время стыковки "Союза-19" с "Аполлоном". От своего предшественника АПАС-75 они отличаются тем, что направляющие лепестки (выступы) выдвижного кольца смотрят "внутрь", а не "наружу", механизм выдвижения и втягивания кольца размещен внутри переходного тоннеля, а на шпангоутах двух стыковочных механизмов находится 12 замков вместо восьми. Внешний диаметр системы уменьшен с 2 до 1.5 м при том же диаметре переходного тоннеля. Кольцо с направляющими установлено на шести взаимно связанных штангах с ударопоглощающими механизмами на основе шариковинтовых преобразователей. Эта система позволяет прекратить взаимное движение двух объектов и предотвратить их столкновение. В состыкованном состоянии АПАС-89 обеспечивает внутренний переход членов экипажей без скафандров. Масса АПАСа, установленного на "Атлантисе", составляет 287 кг.
     Использование АПАС-89 на шаттле было предопределено фактом установки двух таких узлов на "Кристалле" для стыковки кораблей "Буран", "Союзов ТМ" 100-й серии и модулей. АПАС для шаттла был заказан РКК "Энергия" в июне 1993 г. и поставлен в сентябре 1994 г. Интересно, что американцы, которые поначалу буквально переводили АПАС как Androgynous Peripheral Docking Adapter (APDA), теперь исхитрились придумать такой американский вариант названия, который сокращается так же, как и русский, да еще и обозначает то же самое: Androgynous Peripheral Assembly System (APAS).

Работа АПАСа при стыковке и расстыковке
     (техническая справка)


     Е.Емельянов. НК.  До начала стыковки кольцо с направляющими 5 активного агрегата выдвигается в переднее положение (как показано на Рис.4), а кольцо пассивного агрегата втягивается в крайнее заднее. Кольцо с направляющими расположено на шести штангах-амортизаторах 3, которые позволяют ему перемещаться в пространстве по шести степеням свободы.  На участке причаливания космические аппараты ориентируются относительно друг друга таким образом, чтобы при контакте направляющие выступы одного АПАСа оказались примерно напротив впадин другого.
     При соприкосновении кораблей направляющие на кольце активного агрегата скользят по направляющим выступам пассивного, происходит амортизация соударения за счет поворота кольца и поглощения энергии амортизаторами 3.  Затем осуществляется сцепка аппаратов: три защелки 2 на кольце активного агрегата входят в зацепление с защелками 9 на корпусе пассивного. После выравнивания кораблей происходит втягивание кольца с направляющими активного АПАСа до соприкосновения уплотнений 10 стыковочных шпангоутов агрегатов.  Затем замки 7 (каждый с двумя крюками - также активным и пассивным) осуществляют жесткое соединение шпангоутов 4 и герметизацию стыка.
     Расстыковка осуществляется открытием защелок кольца и крюков замков активного корабля.  После этого при помощи пружинных толкателей происходит разделение кораблей.



Рис.4. АПАС-89.
1-корпус; 2-защелки кольца; 3-амортизаторы; 4-стыковочный шпангоут;  5-кольцо с направляющими; 6-гидроразъемы; 7-замки; 8-крышка люка-лаза; 9-защелки на корпусе; 10-уплотнение стыка; 11-электроразъем.[/size]

Kurus

ЦитироватьА это обозначение и не встречается в НК. Очевидно это внутреннее имечко "Энергии".

Да, Владимир Сергеевич Сыромятников сам прояснил этот вопрос.  Действительно, они стали называть все АПАСы, установленные на шаттлах, АПАС-95.
Every dog has his day

Kurus

ЦитироватьВот что было написано по поводу АПАС-89 в НК №13, 1995...

Shin, thank you!  По сабжу больший интерес представляет инфа на стр.13-14 и статья "Стыковочный отсек 316ГК" на стр.41 в НК №23, 1995г.
Every dog has his day

X

в Московском доме книги на Калининском 11 апреля в 16:00 встреча с В.С.Сыромятниковым. Что странно, вторая часть "Ста рассказов" при этом не анонсирована.