Форум переехал. Регистрация пользователям прежнего форума не требуется, достаточно ВОССТАНОВИТЬ ПАРОЛЬ ПРИ ВХОДЕ. Короче, жмите сюда и вводите свой почтовый адрес. Не получается восстановить пароль - пишите на noreply (собака) novosti-kosmonavtiki.ru

Расширительный цикл на кислороде

Автор Salo, 24.01.2011 22:18:34

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

ЦитатаSerge V Iz написал:
Ага. Просто, может кто уже видит реализуемый способ резко поднять плотность потока энергии в этом месте, не рискуя стенками камеры?
Придуман давно - оребрение со стороны огня. 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Плейшнер

ЦитатаСтарый написал:
Как ни крути и не переставляй, на турбине сработает ровно та энергия которая передалась в охладитель из стенок камеры.
ЦитатаSerge V Iz написал:
Ага.
Было бы полное АГА, если бы турбина крутила насосы, подающие воду куда нибудь на орошение, а не топливо в камеру. 
Уверенность любителей - предмет зависти для профессионалов

Serge V Iz

ЦитатаБыло бы полное АГА, если бы турбина крутила насосы, подающие воду куда нибудь на орошение, а не топливо в камеру.  
В смысле, она еще работает против противодавления из КС? Ну, это же, вроде, подразумевается...
И если у энергии в КС есть хороший, широкий выход в сопло, она не станет же лезть в буты в турбину. В счет надежды этого адекватного поведения ЖРД и работают ) Правда, иногда приходится натыкаться на неустойчивости в процессах в газовом тракте, типа низко-среднечастотных колебаний, но это же вопрос общей вредности техники, а не энергобаланса?

Плейшнер

ЦитатаSerge V Iz написал:
 
ЦитатаБыло бы полное АГА, если бы турбина крутила насосы, подающие воду куда нибудь на орошение, а не топливо в камеру.  
В смысле, 
В смысле что не только параметры газа в камере влияют на работу турбины но и наоборот работа турбины влияет на параметры в камере.
ЦитатаSerge V Iz написал:
а не энергобаланса?
Как раз энергобаланса
Уверенность любителей - предмет зависти для профессионалов

Serge V Iz

Ок - поток/доля/мощность тепла через стенку в будущее рабочее тело - вопрос баланса. С этого задумчивость началась, вообще-то, если несколько сообщений назад открутить. )
А прочие спецэффекты - вроде, нет?

Старый

ЦитатаПлейшнер написал:
 
ЦитатаСтарый написал:
Как ни крути и не переставляй, на турбине сработает ровно та энергия которая передалась в охладитель из стенок камеры.
ЦитатаSerge V Iz написал:
Ага.
Было бы полное АГА, если бы турбина крутила насосы, подающие воду куда нибудь на орошение, а не топливо в камеру.  
А в чём проблема? 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Raul

ЦитатаSalo написал:
Есть у кого-то из форумчан доступ к этой библиотеке?
  https://elibrary.ru/  
Статья большая на 13 страниц.
Загрузил, читаю.  :)  Кому-нибудь надо?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Salo

17.06.2020 14:48:14 #47 Последнее редактирование: 17.06.2020 16:18:03 от Salo
Цитата: Salo от 05.02.2020 15:03:57https://elibrary.ru/item.asp?id=38486156
Цитата: undefinedИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ НА БАЗЕ КИСЛОРОДНОУГЛЕВОДОРОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ 11Д58М ВЫСОКОЭКОНОМИЧНОГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО БЕЗГАЗОГЕНЕРАТОРНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С КИСЛОРОДНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ
 СОКОЛОВ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ1, ТУПИЦЫН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
РКК «Энергия»
Тип: статья в журнале - научная статья Язык: русский
Номер: 2 (25) Год: 2019 Страницы: 67-80
    УДК: 629.78.036.54 - 63.063.6:621.694
ЖУРНАЛ:
 
КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Издательство: Публичное акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королёва" (Королев)
ISSN: 2308-7625

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, КИСЛОРОДНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ, БЕЗГАЗОГЕНЕРАТОРНАЯ СХЕМА, РАЗГОННЫЙ БЛОК, MULTIFUNCTIONAL ROCKET ENGINE, OXYGEN COOLING, GAS-GENERATORLESS DESIGN, UPPER STAGE

АННОТАЦИЯ:
В статье представлены результаты проектно-исследовательских и опытно-конструкторских работ РКК «Энергия» по анализу и подтверждению возможности создания на базе серийного кислородно-углеводородного ракетного двигателя 11Д58М тягой 8,5 тс высокоэкономичного многофункционального двигателя с кислородным охлаждением и оптимальной для разгонных блоков (РБ) тягой 5 тс, выполненного по безгазогенераторной схеме. Многофункциональность двигателя предусматривает введение в его состав дополнительных блоков, обеспечивающих выполнение ряда важных для РБ функций, таких как обеспечение питания двигателя топливом из баков РБ после полета в условиях невесомости, создание управляющих моментов для ориентации и стабилизации РБ на пассивных участках полета, а также автономное управление автоматикой двигателя для его запуска, останова, регулирования при работе и аварийной защиты при нештатном функционировании и др. Замена традиционного охлаждения камеры двигателя высококипящим углеводородным горючим на инновационное кислородное охлаждение позволяет отказаться от колец завесного внутреннего охлаждения и исключить соответствующие потери горючего, а использование газифицированного кислорода в охлаждающем тракте камеры кислорода для привода турбонасосного агрегата - реализовать безгазогенераторную схему двигателя.


Цитата: undefinedБезгазогенераторная схема двигателя

Для безгазогенераторной схемы и соответствующей модификации двигателя 11Д58МФ проблемы, приводящей к возникновению при запуске недопустимых забросов температуры в ГГ, просто не существует ввиду отсутствия самого ГГ.
Именно в связи с этим было решено разрабатывать двигатель по безгазогенераторной схеме.
До настоящего времени по безгазогенераторной схеме выполнялись (или испытывались) только кислородно-водородные и кислородно-метановые двигатели. Как показывает опыт создания этих двигателей [10], всем им присущи следующие преимущества по сравнению с газогенераторными:
• отсутствие в составе двигателя «лишнего» огневого агрегата -- газогенератора с его клапанами и средствами запуска и регулирования режимов работы;
• низкая рабочая температура и равномерное температурное поле газа на входе в турбину ТНА;
• низкие термические напряжения в конструкции ТНА;
• исключение возможности перегрева подшипника и уплотнений, расположенных у турбины, после очередных выключений двигателя;
• отсутствие влаги в полостях турбины (из-за отсутствия в газогенераторном газе паров воды), замерзание которой может приводить к отказам двигателя, особенно при наземных испытаниях.
Для кислородных двигателей с высококипящим углеводородным горючим использование безгазогенераторной схемы дает еще одно важное преимущество -- исключение опасности возгорания турбины и газового тракта между ТНА и КС в среде высокотемпературного окислительного газа.
Двигатель 11Д58МФ -- первый кислородно-углеводородный двигатель, выполняемый по инновационной для этой топливной пары безгазогенераторной схеме.
Схема потоков в блоке тяги безгазогенераторного двигателя 11Д58МФ представлена на рис. 2. На нем показан вариант конструкционного объединения в автономный турбонасосный блок (ТНБ) нового ТНА с пускорегулирующей арматурой, включающей в себя клапан предпускового дренажа кислорода на входе в насос окислителя и кавитирующие сопла Вентури с подвижным центральным телом игольчатого типа с приводами для регулирования расходов окислителя и горючего, устанавливаемые на выходе из укороченных диффузоров соответствующих насосов ТНА и другой арматуры. Объединение ТНА и его арматуры в ТНБ позволит провести их опережающую совместную автономную отработку (без использования камеры), так как для привода турбиныТНА можно будет использовать сжатый газобаллонный кислород с обычной «комнатной» температурой. Возможность полноценной отработки ТНА с пускорегулирующей арматурой до начала огневых испытаний блока тяги является важным преимуществом безгазогенераторной модификации двигателя 11Д58МФ.
Переход в кислородно-углеводородном двигателе 11Д58МФ на безгазогенераторную схему существенно упрощает его пневмогидравлическую схему (рис. 3, обозначения элементов -- по работе [11]).
На рис. 3 красным цветом показаны многочисленные узлы, агрегаты и трубопроводы, исключаемые из состава двигателя при таком переходе. Из вновь вводимых элементов основным является ТНБ, являющийся новой разработкой.
Необходимо отметить, что турбина ТНА блока тяги безгазогенераторного двигателя 11Д58МФ для обеспечения увязки его энергетического баланса должна иметь значительно бóльшие КПД и срабатываемый на ней перепад давления газа по сравнению с КПД и перепадом турбины газогенераторного варианта двигателя. Это обусловлено тем, что абсолютная температура газифицированного кислорода на выходе из тракта охлаждения камеры блока тяги ниже температуры газа на выходе из огневого ГГ в 2-2,5 раза (в зависимости от суммарного теплосъема от камеры, определяемого при выбранной конфигурации сопла длиной цилиндрической части КС).
В результате проведенных в РКК «Энергия» инициативных комплексных проектноконструкторских проработок энергетического цикла многофункционального двигателя 11Д58МФ (с учетом отборов газифицированного кислорода на привод турбины БТНА БПО, на кислородный поднаддув бака окислителя РБ, перетечек через уплотнения в ТНА и прочих влияющих факторов) было установлено, что при переходе к безгазогенераторной модификации двигателя 11Д58МФ необходимо увеличить подогрев кислорода на выходе из тракта охлаждения камеры блока тяги до уровня 350-400 К, а также увеличить относительный перепад давления на турбине.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
С этой целью длина цилиндрической части КС должна быть увеличена со 105 до 200 мм (т. е. до значения, используемого в КС двигателя-прототипа 11Д58), а давление на выходе из насоса окислителя -- до 300 кгс/см2, т. е. до максимально допустимого значения для камеры по соображениям прочности. Дополнительный анализ показал, что указанная величина давления требует небольшого (на 0,5 мм) утолщения ребер тракта охлаждения вблизи коллектора подвода к камере жидкого кислорода с плавным уменьшением этого утолщения до нуля на расстоянии 30 мм от коллектора и практически не скажется на гидропотерях в тракте охлаждения.
Разработку нового ТНА для безгазогенераторного варианта двигателя 11Д58МФ предполагалось вести на базе ТНА двигателя-прототипа 11Д58М. Поэтому она целенаправленно велась с обеспечением максимального заимствования основных деталей и узлов роторной части ТНА двигателя 11Д58М, оказавшихся наиболее сложными в отработке -- упорного «трехточечного» подшипника 36-126207ЮП ТУ 3709 с разрезным внутренним кольцом, манжет, уплотнительных «плавающих» колец насосов окислителя и горючего, импеллера горючего, узла фторопластового уплотнения между турбиной и насосом окислителя и проч.
Общее количество этих небольших, но важных для отработки надежности ТНА его узлов и деталей составило 75% от общего количества деталей (54 из 72 шт. -- рис. 4), что даже при переиспытаниях их на новые режимы работы (в т. ч. на увеличенную в 1,5 раза частоту вращения ротора) сократит затраты времени и средств на создание нового ТНА.
Корпусные детали и рабочие колеса насосов и турбины будут новыми.
Были проведены прочностные расчеты спроектированного ТНА, расчет критической частоты вращений ротора ТНА, а также расчет баланса осевых сил на роторах окислителя и горючего, которые подтвердили наличие необходимых запасов прочности конструкции ТНА и отсутствие необходимости применения в нем (как и в двигателе 11Д58М) автомата разгрузки осевых сил.
При увязке энергетического баланса двигателя особое внимание было уделено обоснованию возможности требуемого повышения КПД турбины ТНА с 0,6 (значение для осевой активной газовой турбины ТНА разработки КБХА для газогенераторного варианта двигателя 11Д58МФ) до 0,82-0,83 для центростремительной реактивной газовой турбины радиально-осевого типа, спроектированной РКК «Энергия».
Центростремительные реактивные турбины радиально-осевого типа имеют значительные преимущества по достижимому КПД (особенно при их малых размерах) перед осевыми турбинами, обычно используемыми в ТНА ракетных двигателей.
Вам недоступны вложения в этом разделе.
При проектировании ТНА безгазогенераторного двигателя 11Д58МФ специалистами и молодыми сотрудниками РКК «Энергия» был изучен и учтен опыт проектирования и расчета высокоэкономичных промышленных турбодетандеров для холодильной техники [12-15], а также турбин для судовых энергоустановок средней и малой мощности [16].
В связи с этим проектируемый ТНА получил следующие особенности и отличия от принятого за прототип ТНА двигателя 11Д58М, имеющего низкоперепадную активную центростремительную радиальноосевую турбину:
• относительный перепад давления газа в турбине Пт увеличен с 1,4 до оптимального для двигателя 11Д58МФ значения 2,8 (при этом такое увеличение Пт сделало ненужным использование за турбиной газодинамического сопла для исключения заброса оборотов ТНА при запуске из-за малого противодавления в КС и, как следствие, улучшило энергетический баланс двигателя из-за снижения гидропотерь в газовом тракте);
• доля теплоперепада рабочего тела, срабатываемого в колесе турбины, увеличена до оптимального значения 40% от общего теплоперепада в ней (это ведет к снижению потерь давления в соплах направляющего аппарата турбины и, следовательно, к росту ее КПД по сравнению с осевыми турбинами);
• полуоткрытое колесо турбины заменено колесом закрытого типа (колесом, снабженным покрывным диском с лабиринтным уплотнением), что повышает КПД турбины за счет уменьшения потерь в колесе из-за перетечек газа;
• оптимизировано по критерию КПД значение степени радиальности колеса -- отношения эффективного значения выходного диаметра рабочего колеса турбины к его входному диаметру (0,35 вместо 0,7 у двигателя 11Д58М);
• оптимизирована конфигурация лопаток рабочего колеса путем введения закрутки выходной части их не только на периферии, но и у втулки, а также укорочение половины из 16 лопаток на выходе из колеса, что снизит потери в турбине и повысит ее КПД.
Математическое моделирование течения газообразного кислорода в спроектированной турбине двигателя 11Д58МФ, проведенное ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» по предварительным исходным данным РКК «Энергия», подтвердило достижимость требуемого значения КПД и возможность дальнейшего усовершенствования проточной части турбины для повышения ее экономичности за счет устранения выявленных застойных и вихревых зон в потоке газа.
Для проектной оценки массы нового ТНА был использован предложенный в работе [17] метод, основанный на использовании общей теоретической функциональной зависимости массы произвольной лопаточной машины (ЛМ) от ее гидромеханических параметров, понятия массинварианта различных типов ЛМ, а также -- на статическом определении их значений для основных типов ЛМ, применяемых в ТНА ракетных двигателей.
В соответствии с работой [17], масса нового ТНА в незалитом состоянии определялась по полуэмпирической формуле, вытекающей из общей функциональной зависимости:

Вам недоступны вложения в этом разделе.
Это позволило надежно оценить массу ТНА еще до разработки рабочих чертежей
его узлов и деталей.

заключение

1. Инициативные проектно-исследовательские и опытно-конструкторские работы РКК «Энергия» показали техническую возможность создания на базе серийного кислородно-углеводородного двигателя 11Д58М тягой 8,5 тс высокоэкономичного многофункционального безгазогенераторного двигателя 11Д58МФ тягой 5 тс с кислородным охлаждением и определили его оптимальный состав.
2. Для двигателя 11Д58МФ была разработана и успешно начала огневую отработку камера со щелевой смесительной головкой диаметром 105 мм, показавшая устойчивую работу и требуемую экономичность.
3. Для создания безгазогенераторного двигателя 11Д58МФ необходимы разработка и отработка нового высокоэкономичного турбонасосного агрегата. Показано, что такой ТНА может быть создан на базе ТНА двигателя 11Д58М путем проведения оптимизации газовой турбины и других узлов ТНА.
4. Безгазогенераторная схема двигателя 11Д58МФ позволит упростить конструкцию двигателя и ускорить отработку процессов его запуска.
5. Результатом реализации предложенной КС со щелевой головкой и нового высокоэкономичного ТНА станет создание инновационного многофункционального кислородно-углеводородного жидкостного ракетного двигателя безгазогенераторной схемы, энергетические и эксплуатационные характеристики которого при использовании высококалорийных синтетических горючих (таких как Синтин, Боктан и др.) позволят отказаться от применения в РБ не только кислородно-метановых, но и кислородно-водородных двигателей, требующих существенного утяжеления баков РБ, введения теплых зон для бортовых систем и обеспечения их искрозащищенности, а также большого повышения затрат на создание двигателей, РБ, наземной инфраструктуры и космического ракетного комплекса в целом.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Не пойму: к чему они это всё затеяли?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Schwalbe

Цитата: Старый от 17.06.2020 15:09:29Не пойму: к чему они это всё затеяли?
Только бы не метан.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.

Salo

У них возникли проблемы с газогенератором и они его просто убрали.
ЦитатаРаботы по турбонасосам, газогенератору и отработке запуска двигателя

Входящий в МФД БТНА БПО двигателя 11Д58МФ был разработан на базе турбины БТНА окислителя и насоса бустерного ТНА горючего двигателя-прототипа 11Д58М. Проведены испытания опытного образца БТНА окислителя, а также экспериментальные исследования входящего в состав БПО двигателя 11Д58МФ струйного насоса-конденсатора отработавшего кислорода [9].
Что касается основного ТНА двигателя, то, как показали проектные проработки, для перехода с керосинового охлаждения камеры на кислородное необходимо повышение напора его насоса окислителя ТНА и снижения напора насоса горючего примерно в 1,6 раза. Кроме того, в составе основного ТНА должна была появиться вторая (дожимная) ступень насоса горючего для подачи небольшого расхода его в ГГ. В связи с этим было решено создать для двигателя 11Д58МФ новый ТНА и привлечь для его разработки воронежское КБХА (аналогичная кооперация между РКК «Энергия» и КБХА успешно использовалась 60 лет назад при создании первого космического кислородно-керосинового двигателя 8Д714 тягой 5 тс).
При выборе принципиальной схемы ГГ двигателя 11Д58МФ и конструктивных решений по нему использовался опыт создания в РКК «Энергия» кислородных ГГ для двигателей 11Д33, 8Д726, 11Д58, 11Д58М и 17Д12. Была принята двухзонная схема получения газогенераторного газа (она обеспечивала устойчивый процесс в окислителе небольшого расхода горючего и равномерное поле температур газа на выходе). Охлаждение ГГ двигателя 11Д58МФ -- с помощью газообразного кислорода.
Для огневых испытаний ГГ в экспериментально-испытательном отделении РКК «Энергия» в 2010 г. была создана комплексная экспериментальная установка ЭУ 1289, включавшая в свой состав помимо ГГ экспериментальную камеру с кислородным охлаждением и опытный образец разработанного КБХА для двигателя 11Д58МФ ТНА с нужными напорными характеристиками насосов.
Такой объект испытаний ЭУ 1289 являлся, по существу, стендовым исполнением газогенераторного двигателя 11Д58МФ, на котором можно было провести проверку комплексного функционирования его основных агрегатов и начать экспериментальную отработку запуска двигателя с кислородным охлаждением камеры.
Огневые работы на ЭУ 1289 показали, что выбор циклограммы запуска и вариантов схемы подачи компонентов в ГГ и КС при выходе двигателя на режим является очень сложной задачей, которую даже к 2016 г. решить не удалось. Наблюдались многократные аварийные выключения установки стендовой системой управления из-за забросов температуры газогенераторного газа на входе в турбину ТНА.
Причиной этих забросов было то, что после начала подачи горючего в ГГ температура в нем резко увеличивалась, так как расход жидкого горючего возрастал сразу, в то время как кислород до поступления в ГГ должен был заполнить объем тракта охлаждения, значительно уменьшая при этом свою плотность из-за газификации.
Двухступенчатая циклограмма запуска (с использованием дополнительной арматуры) также не позволила достигнуть нужного режима.
Требовалось плавное программируемое увеличение расхода горючего в ГГ при запуске двигателя. Необходимо было спроектировать, освоить в производстве и отработать новые программируемый регулятор подачи горючего в ГГ и шаговый привод для этого регулятора, обеспечивающие режим открытия регулятора, синхронизируемый (после соответствующей отработки циклограммы на ЭУ 1289 при ее огневых испытаниях) с реальным темпом увеличения расхода окислителя через тракт охлаждения камеры в процессе запуска. Неопределенность результатов и сроков реализации такого варианта исключения забросов температуры газогенераторного газа на входе в турбину ТНА при запуске двигателя сделали его практически неприемлемым для использования в дальнейшей разработке двигателя 11Д58МФ.
В то же время использование в кислородно-углеводородном двигателе 11Д58МФ кислородного охлаждения камеры открывало принципиальную возможность применения в нем безгазогенераторной схемы, в которой на турбину подается низкотемпературный чистый кислород, газифицированный в тракте охлаждения камеры, а не высокотемпературный окислительный газ (кислород с примесью продуктов сгорания в нем небольшого количества керосина), вырабатываемый в ГГ -- дополнительном (по отношению к КС) огневом агрегате двигателя.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bell

Чо-то не раскрыта тема, как быть с испарением кислорода в рубашке КС...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Serge V Iz

Цитата: Bell от 17.06.2020 23:09:43Чо-то не раскрыта тема, как быть с испарением кислорода в рубашке КС...

Цитата: Salo от 17.06.2020 14:48:14... длина цилиндрической части КС должна быть увеличена со 105 до 200 мм (т. е. до значения, используемого в КС двигателя-прототипа 11Д58), а давление на выходе из насоса окислителя -- до 300 кгс/см2, т. е. до максимально допустимого значения для камеры по соображениям прочности...

)

Bell

Цитата: Salo от 17.06.2020 20:42:41У них возникли проблемы с газогенератором и они его просто убрали.
А... вон оно что...
Оказывается не вышел каменный цветок с кислородным охлаждением и собственно сам разрекламированный 11Д58МФ.
Блин, а как дысал, как дысал...
Уже билет на Тюратам собирались покупать...

Теперь будут пытаться героически рождать керосиновый безгенераторник...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитата: Serge V Iz от 17.06.2020 23:14:36
Цитата: Bell от 17.06.2020 23:09:43Чо-то не раскрыта тема, как быть с испарением кислорода в рубашке КС...

Цитата: Salo от 17.06.2020 14:48:14... длина цилиндрической части КС должна быть увеличена со 105 до 200 мм (т. е. до значения, используемого в КС двигателя-прототипа 11Д58), а давление на выходе из насоса окислителя -- до 300 кгс/см2, т. е. до максимально допустимого значения для камеры по соображениям прочности...

)
Ну это понятно, а как быть с резким изменением теплопроводности и теплоемкости при фазовом переходе?

Я почему-то грешным делом всегда думал, что газифицировать надо в каком-то отдельном объеме, где за счет внезапного увеличения сечения давление резко упадет (но не глубоко) и жидкость вскипит. Чтоб это не происходило абы как и где непосредственно в рубашке и было управляемо и четко локализовано.

В случае водорода (в традиционных безгенераторных двигателях) физические свойства меняются не очень резко, в силу специфики водорода. А с кислородом - хз...

Или там предполагается какая-то метастабильная перегретая жидкость и плавным переходом в газ?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Schwalbe

За охлаждение кислородом в свое время сел Глушко.  ;D
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.

Serge V Iz

Цитатакак быть с резким изменением теплопроводности и теплоемкости при фазовом переходе?

Ну, из самых общих соображений, предположу, что их волнует не резкое изменение, а именно падение этих параметров, причем, скорее всего, лишь в напряженных по теплу режимах (хотя, если турбина заглохнет... да не, не должна )) ). А эти две меры как раз и плотность-объемрую теплоемкость неизбежного газа повышают, и длительность его контакта со стенкой...

Bell

Цитата: Serge V Iz от 17.06.2020 23:37:20именно падение этих параметров
ну это какбэ очевидно... :)



Цитата: Serge V Iz от 17.06.2020 23:37:20лишь в напряженных по теплу режимах
В смысле - лишь???  Вскипание кислорода в рубашке охлаждения КС - планируемый штатный постоянный процесс


И пардон, какие две меры? Удлинение КС и ограничение давления? Последнее сделано только по соображениям прочности камеры, как там прямо сказано...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Serge V Iz

Да почему ограничение-то ) Повышение давления )

Bell

Цитата: Serge V Iz от 17.06.2020 23:45:09Да почему ограничение-то ) Повышение давления )
Повышение давления до предела, ограниченного конструкцией КС - мера, необходимая для получения максимально возможного давления на входе в турбину ТНА. То есть тут причинно-следственные связи вообще другие.

Поэтому вопрос остается - как они собираются бороться с резким падением теплоемкости и теплопроводности кислорода при кипении в рубашке.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун