Союз-Аполлон: 30 лет

Автор В А Д И М, 14.07.2005 22:19:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

VK

ЦитироватьПо долгу службы мне много приходится общаться с теми, кто реально ездил в США во время ЭПАС. Так вот, независимо от количества выпитого или не выпитого, никто и никогда про такие сенсационные детали создания Шаттла не рассказывал.  :)
Ну, есть охотники и Охотники.  :lol:

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьПо долгу службы мне много приходится общаться с теми, кто реально ездил в США во время ЭПАС. Так вот, независимо от количества выпитого или не выпитого, никто и никогда про такие сенсационные детали создания Шаттла не рассказывал.  :)
Ну, есть охотники и Охотники.  :lol:
Кто б спорил  :D

X

VK,
раз уж Вы общаетесь с ветеранами ЭПАСа, спросите у тех, чьи подписи спрятаны под зеркалом в доме Тома Стаффорда. Про две тонны бумаги, которые привезли для 31 отдела...

Ну, а поскольку тут народ начал обильно цитировать популярную инфу по Челленджеру, поддержу сей почин. Как говорит народная мудрость, ведение необязательных дискуссий слабо коррелируется с изменением пространственных координат мягкой оболочечной тары...

Вскользь замечу, что до сих пор наиболее "известной" версией по Колумбии является потеря черной плитки. Хотя НАСА давно уже объявила (м даже фильм выпустила), что причиной является скалывание серой, "пуленепробиваемой" плитки кромки крыла. Но это так, по ходу, чтоб разговор поддержать.

Ну а ежели по течению, то вот официальная инфа от NASA. Если получится, то с картинками.

Прокладка начала "гореть" вроде бы еще на старте - когда изнутри пламя до нее не могло добраться в принципе.
Неофициальная инфа (то есть сейчас конкретно ссылку не нашел) - в момент старта от гидравлического удара (резонанс на 7 герцах) образовалась трещина в кислородном баке с утечкой порядка 10 кг/сек в районе стыка нижней полусферы с цилиндром, с выходом кислорода наружу через лючок сливных клапанов водородного бака. Прокладка в кислородной среде задымила от нагрева излучением факела двигателей SSME. На примерно 12-й секунде полета задымление прекратилось.


Официальная инфа от НАСА (не люблю буржуинский, посему перевожу как могу):
"This first very small flame was detected on image enhanced film at
58.788 seconds into the flight." - А на вот 59-й секунде снова начало гореть

"Beginning at about 72 seconds, a series of events occurred extremely
rapidly that terminated the flight.  Telemetered data indicate a wide
variety of flight system actions that support the visual evidence of
the photos as the Shuttle struggled futilely against the forces that
were destroying it."
Начиная с 72 секунды произошло много всякой фигни приведшей к быстрой терминации полета. Телеметрия зафиксировала множество действий полетных систем, подкретленных визуальными свидетельсвами на фотографиях, безуспешной борьбы Шаттла с силами, его раз...долбавшими, вот.

"At about 72.20 seconds the lower strut linking the Solid Rocket
Booster and the External Tank was severed or pulled away from the
weakened hydrogen tank permitting the right Solid Rocket Booster to
rotate around the upper attachment strut.  This rotation is indicated
by divergent yaw and pitch rates between the left and right Solid
Rocket Boosters."
Примерно на 72.20 секунде нижняя железяка, связывающая бустер и бак разорвалась или отвалилась нафиг от ослабенного волородного бака (ослабленного тем, что место стыка поливалось жидким кислородом и узел просто стал хрупким, как стекло - прим. пер.), что позволило правому бустеру развернуться вокруг верхнего узла крепления. Это вращение подтверждается расхождениями направления и силы тяги между левым и правым бустером.

В скобках отмечу, что оторвавшаяся штанга крепления баков располагалась с противоположной от пламени (от горящей снаружи прокладки стороны. Надеюсь, мне не надо доказывать, что в ТРД, нассчитаном на 124 секунды, на 60-й секунде внутреннее пламя стенок еще не касается :)

Далее, "At 73.124 seconds,. a circumferential white vapor pattern was observed blooming from the side of the External Tank bottom dome.  This was the beginning of the structural failure of hydrogen tank that culminated in the entire aft dome dropping away.  This released massive amounts of liquid hydrogen from the tank and created a sudden forward thrust of about 2.8 million pounds, pushing the hydrogen tank upward into the intertank structure."
На 73.124 секунде внешняя теплоизоляция стала видна расплывчато с донной части. Это началось разрушение водородного бака, которой закончилось отваливанием всего его дна нафиг и насовсем. Сей феномен резко высвободил тыщщу тонн жидкого водорода, реактивной струей пхнувший сам бак в межбаковое пространство.


Обратю внимание сторонников прогара прокладки, что пока все проблемы с бустером свелись к тому, что прокладка подпалилась снаружи, и бустер только начал чуток разворачиваться - а водородный бак уже летит с оторванным дном.

Ну и завершение процесса - "Within milliseconds there was massive, almost explosive, burning of the hydrogen streaming from the failed tank bottom and liquid oxygen breach in the area of the intertank."

Перевожу по возможности доступным языком: В течение миллисекунд произошло практически взрывное возгорание водорода, вытекающего их поврежденного дна водородного бака и жидкого кислорода, вытекающего из межбакового пространства.

Цитаты я привел из общедоступного по(милли)секундного официального описания катастрофы.
Теперь - для тех кому лень читать длиннющий документ, вкратце и своими словами.
При включении двигателей от гидроудара образовалась протечка кислородного бака. Небольшая, но жидкий кислород сделал хрупким нижний узел крепления бустера (на баке) и оно от вибраций треснуло.
Изменились резонансные частоты водородного бака, и от резонансного гидроудара выбило его дно. Выбило целиком - потек жидкий водород, не горящий причем - что особо отмечено в документа, бак не прожгло "внешним пламенем", он развалился сам под действием внутренних колебаний. Ну а та часть водорода, которая попала в межбаковое пространство, встретилось с жидким кислородом, уже заполнившим его из ранее образовавшейся течи.

Так что  говорить, что виновата прокладка в бустере, это как утверждать, что причиной гибели Союза-1 была поломка механизма раскрытия солнечной батареи.

Вот.

Agent

:D
Тута почи все владеют буржуйским в достаточной степени.
Отчет комиссии легко дотупен.
Нас интересует глава четвертая....

     A combustion gas leak through the right Solid Rocket
     Motor aft field joint initiated at or shortly after ignition
     eventually weakened and/or penetrated the External Tank initiating
     vehicle structural breakup and loss of the Space Shuttle Challenger
     during STS Mission 51-L.

Agent

Цитироватьраз уж Вы общаетесь с ветеранами ЭПАСа, спросите у тех, чьи подписи спрятаны под зеркалом в доме Тома Стаффорда. Про две тонны бумаги, которые привезли для 31 отдела...

Резюмирую. "Даже в большой лжи должна быть толика правды". (с) Геббельс
Идите ка вы .... на форумы кройки и шитья сказки рассказывать.

X

2Agent
Странный вы народ... впрочем, как и на любых форумах по любой тематике :)
"Если новые факты вступают в противоречие с официальной теорией, то будем считать факты не имеющими места" :)
Вообще-то я думаю общеизвестно, что существуют документы технические и политические. И в техническом до миллисекунд указано, что дно водородного бака отвалилось до взрыва. А объяснять когрессменам особенности колебаний тонкостенных наполеннных оболочек возможно было сочтено  не слишком целесообразным. Ибо инженерам понятно, что допустим незначительное изменение технологий сварки тонкостенных оболочек или минимальные конструктивные доработки могут принципиально изменить эксплуатационные качества бака. А для политиков это непонятно, и был риск свертывания программы. Гораздо проще объяснить, что "прогорела резинка" и пообещать срочно и немедленно заменить ее на негорящую железяку - ведь политики не в курсе, что такая же резинка даже в окружении пламени - в сопловом стыке - не прогорает :)

Как например причиной гибели экипажа Союза-11 официально принята "конструктивная ошибка", а не грубое нарушение регламента работ неподготовленным экипажем.

Но себя-то обманывать никому смысла нету - и в документах технических народ все-таки пишет не факты, а правду.
"Это не факт, это больше чем факт - так оно и было на самом деле" ©

А верить политическим документам тяжело для организма - а то получается, что сначала враги убили Кирова, потом - Сталин, потом - ревнивый муж,.. кто следующий? А менять собственное "единственное верное мнение" по результатам "очередного племума" слишком лениво :D

Agent

Хе. Еще и конспиролог по совместительству.
В игнор.

X

ЦитироватьХе. Еще и конспиролог по совместительству.
В игнор.

Это и есть Его мотивация и Его интерес к жизни
Кругом Враги...
Врут Все...
А власти все это покрывают...

Игорь Суслов

ЦитироватьА менять собственное "единственное верное мнение" по результатам "очередного племума" слишком лениво :D
А нужно ли?
Спасибо не говорю, - уплачено...

VK

ЦитироватьVK,
раз уж Вы общаетесь с ветеранами ЭПАСа, спросите у тех, чьи подписи спрятаны под зеркалом в доме Тома Стаффорда. Про две тонны бумаги, которые привезли для 31 отдела...
Что-то не помню, где я говорил, что общаюсь с ветеранами ЭПАСа. Хотя один такой есть, даже премию Ленинского комсомола получил за это дело, разрабатывал КД на стыковочный узел. Но он в Штаты не ездил. Поэтому про спрятанные подписи и тонны бумаги ни он, ни я ничего не сможем сказать. Тем более - 31 отдел. Если бы 25-й...

Вопрос - летали обычными рейсами? Как две тонны бумаги везли? Там ограничение - 30-40 кг на пассажира. Плюс таможня потом... Нет, конечно, я понимаю, куратор от КГБ все вопросы решил, но две тонны... Может, уменьшить килограмм до 50 для правдоподобия?  :lol:

X

ЦитироватьВопрос - летали обычными рейсами? Как две тонны бумаги везли? Там ограничение - 30-40 кг на пассажира. Плюс таможня потом... Нет, конечно, я понимаю, куратор от КГБ все вопросы решил, но две тонны... Может, уменьшить килограмм до 50 для правдоподобия?  :lol:

Да уж, здорово напоминает старый анекдот:

Два рыболова делятся рассказами об успехах.

- А знаешь, я в прошлые выходные наловил сто фунтов рыбы!

- Это что! Я вот в прошлом месяце закинул удочку и вытащил старый фонарь с надписью "Капитан Кидд, 1775 г.", и внутри, представь себе, горела свеча!

- Вот что: я снижу свой улов до двадцати фунтов, но ты уж погаси свечу...

Дмитрий Виницкий

Простите, а "терминация полета" - это и есть буржуинский язык?
Спасибо, за филологическое откровение. :P

ЗЫ В умору!!!
+35797748398

VK

ЦитироватьПростите, а "терминация полета" - это и есть буржуинский язык?
Спасибо, за филологическое откровение. :P

ЗЫ В умору!!!
Что уж Вы человеку в чувстве юмора отказываете? Мне понравилось.  :D

X

ЦитироватьВ игнор.

Так и умрете, держа пальцы веером, чудак.
Ваш игнор -- дело общесоюзного значения, однозначно.

Старый

Да, блин, то что написал Гост про Шаттл переплёвывает то что он написал про Скайлэб... ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Ghost, а видео есть по этой версии? Или хотя бы отдельные кадры? Конечно, Челленджер не так снимали, как Дискавери, но всё же...

ronatu

ЦитироватьGhost, а видео есть по этой версии? Или хотя бы отдельные кадры? Конечно, Челленджер не так снимали, как Дискавери, но всё же...

Вам сюда  и на долго:

http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/missions/51-l/docs/rogers-commission/table-of-contents.html
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

frigate

The Smithsonian National Air & Space Museum displays a mockup of the two joined spacecraft from
the Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)





The docking module joining the Apollo and Soyuz spacecraft is the flight's backup DM.
Source
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

Stafford Air & Space Museum. ASTP Garments
On either side of the ASTP docking module mockup are ASTP flight suits as worn by Tom Stafford and
Alexei Leonov. Stafford's display consists of his training garments, while Leonov's display contains
his actual in-flight garment worn during the mission.

Source
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков