Баллистика полета "Востока". Точка посадки

Автор Liss, 11.11.2005 00:26:28

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hlynin

Мне кажется, что уже одна страница написана до того коряво, что верить не стоит.
"Восток-1"
не сработал БОРТОВОЙ передатчик - система не смогла выключить двигатели
запасы продуктов жизнеобеспечения
двигатель одноразоврго действия
и т.д.

Вован

ЦитироватьМне кажется, что уже одна страница написана до того коряво, что верить не стоит.
"Восток-1"
не сработал БОРТОВОЙ передатчик - система не смогла выключить двигатели
запасы продуктов жизнеобеспечения
двигатель одноразоврго действия
и т.д.
Частично верить можно, поскольку автор был в апреле 1961 года на космодроме, в отличие от нас. :P
Байконур надолго - навсегда

hlynin

А всё-таки. Неужели на "Востоке" кроме СЖО была еще и резервная? При том, что космонавт находился в скафандре? При том, что полёт Гагарина всего 1,5 часа? Ладно, работа СЖО рассчитана на 10 суток, но в чём её резервируемость? Я представляю её как крайне примитивную, типа патронов поглощения углекислоты, вентиляторы, обогрев. Но не вдвойне же всё!

Liss

Не, ну елки зеленые!!!

В 09:33 "Восток" входит в тень, в 10:09:15 выходит. Объективные, проверяемые данные.

Каким макаром и за каким хреном в 09:51 корабль пытается провести солнечную ориентацию???
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитироватьКаким макаром и за каким хреном в 09:51 корабль пытается провести солнечную ориентацию???
В общем-то, это имя такое. Не процесс. Хотя, похоже, некую стабилизацию АСО тогда сделала и потом ждала выхода на свет.
Да, вычеркните навсегда времена 09:55:10 и 10:25:34 -- из МПК и из хроники полета Гагарина тоже. К реальной последовательности событий цикла №4 ПВУ "Гранит-5В" во время полета Гагарина они никакого отношения не имеют. Формин опубликовал не тот вариант подстройки циклограммы, что использовался в действительности.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Petrovich

Цитировать
ЦитироватьКаким макаром и за каким хреном в 09:51 корабль пытается провести солнечную ориентацию???
В общем-то, это имя такое. Не процесс. Хотя, похоже, некую стабилизацию АСО тогда сделала и потом ждала выхода на свет.
Да, вычеркните навсегда времена 09:55:10 и 10:25:34 -- из МПК и из хроники полета Гагарина тоже. К реальной последовательности событий цикла №4 ПВУ "Гранит-5В" во время полета Гагарина они никакого отношения не имеют. Формин опубликовал не тот вариант подстройки циклограммы, что использовался в действительности.
Оба-на ! :D
На всяк случ. переправерим всеми имеющемися ,,фактами,, ! :shock:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Liss

И еще -- в наивной надежде на помощь клуба.
1. Как звали по имени-отчеству командира дивизии дальней авиации Евграфова, встречавшего Гагарина в Энгельсе?
2. Кто вместе с Ивановским закрывал, открывал и еще раз закрывал люк "Востока"? В одной книжке он пишет, что это были слесари ОКБ-1 Владимир Морозов и Виктор Скопцов, в другой – Морозов и Николай Селезнев. Меж тем в списке боевого расчета значатся только Ивановский и Морозов и нет ни Скопцова, ни Селезнева.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Дмитрий Виницкий

в большинстве источников Сергей. Без отчества.

Но встречается и А.В. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/n_i_j/1986/4/den-gag.html
+35797748398

hlynin

По первому вопросу нашёл то-же, что и Дима. Попробую поискать лучше.
По 2-му
ЦитироватьМвановский:
- Что можете сделать для проверки контакта? Успеете снять и снова установить крышку?

Я посмотрел на ребят. И Морозов и Селезнев спокойно смотрели на меня. Без слов мы поняли друг друга.

Могу дать подробнее. Кстати, вероятно, это не опубликовано. И на всяк случай лучше в личку.

Ивановский помнит всех, ему можно верить
ЦитироватьВ цехе главной сборки, новом, уже не в 7-м, том, где собирались наши первенцы, но с теми же Владимиром Семеновичем Петровым, Леонидом Ивановичем Филипповым, мастерами -сборщиками Сашей Королевым, Колей Селезневым, Юрой Силаевым, Володей Морозовым, Витей Скопцовым и другими нашими, уже становившимися «космическими ветеранами», шла сборка самого первого космического корабля - «1-КП».

Уточняю: это книга Ивановского "Ракеты и космос в СССР" и эпизод этот напечатан, кажется полностью.
Просто оригинал сокращен и изменён для печати. Скажем вот такой строчки в книге я не нашел:

Цитировать(Кстати, никакого «Предполетного заявления» в этот момент Гагарин не делал. Это все «Красивые выдумки». Это заявление был записано на радио чуть не за месяц до полета. И не только Гагарина, но и Титова, и Нелюбова. Опубликование его должно было быть только по специальной команде «Самого верха».)

Liss

Цитироватьв большинстве источников Сергей. Без отчества.

Но встречается и А.В. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/n_i_j/1986/4/den-gag.html

Спасибо, очень интересно. Собственно, в большинстве источников просто С., а даже не Сергей.

Удалось-таки "связать концы" в вопросе о входе СА "Востока" в атмосферу.

Доступные на сегодня официальные отчеты дают следующие времена событий:
10:25:06.4 -- включение ЖРД С5.4
10:25:48.2 -- выключение ЖРД С5.4 от интегратора
10:36 -- разделение отсеков
10:42 -- катапультирование Гагарина
10:48 -- посадка СА
10:53 -- посадка Гагарина

Продолжительность гашения орбитальной скорости в атмосфере восстановлена расчетами и составляет примерно 300 секунд при максимальной перегрузке 12 единиц. То есть, отмеряя ее назад от момента катапультирования, имеем начало интенсивного торможения в атмосфере в 10:37. В этом варианте разделение отсеков в 10:36 от термодатчиков выглядит вполне реальным.

Формин приводил данные баллистических расчетов, дающие на момент разделения высоту 148-170 км. Я попробовал пересчитать обстоятельства дела на пальцах, и получилось вот что.

При выдаче тормозного импульса 136 м/с на штатной высоте 205 км и при выдаче импульса на фактической высоте 250 км перигей проваливается примерно в равной степени – на 450 км вниз от этой точки, которая становится фактическим апогеем. При этом траектории пересекают высоту 0 где-то в 10:42 в первом случае и в 10:45 во втором, имея вблизи нее вертикальную скорость около 15 км/мин.
Расчетный "Восток" достиг бы высоты 105 км в 10:35, а реальный – в 10:38. Конечно, нужно считать точнее, но в целом противоречия, кажется, можно избежать.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Мне кажется, что всё же А.В.Евграфов. (род.1914 г) командир 201-й ТБАД. Более адекватные источники.

Liss

ЦитироватьМне кажется, что всё же А.В.Евграфов. (род.1914 г) командир 201-й ТБАД. Более адекватные источники.

Сергей, спасибо большое!

Ну и для всех -- ура! Удалось свести "Восток" с орбиты!

Для расчета принято, что точка приложения тормозного импульса была ровно в 3/4 витка от точки выведения, которую мы считаем одновременно и перигеем орбиты. Принято, что орбита высотой 181x327 км в формате ТАСС соответствует орбите 169x315 км над сферой диаметром 6378 км, и в точке приложения тормозного импульса высота была 242 км. При этом угол наклона вектора скорости к горизонту был -0.63°.

В указанной точке в момент 10:25:23 прикладываем мгновенный тормозной импульс 132 м/с, снижающий текущую скорость с 7760 до 7628 м/с. При этом получается орбита -202x253 км с периодом 85.0 мин. Далее определяем для высот от 242 км и ниже текущую скорость и угол наклона к горизонту, дающие такую же орбиту. Побочным результатом расчета является угловое отклонение текущей точки от перигея, которое пересчитывается в текущее время.

Короче, результат:

10:25:23 242
10:25:43 240
10:27:12 230
10:28:22 220
10:29:27 210
10:30:25 200
10:31:17 190
10:32:04 180
10:32:51 170
10:33:35 160
10:34:17 150
10:34:58 140
10:35:39 130
10:36:18 120
10:36:57 110
10:37:35 100
10:38:12 90
10:38:48 80
10:39:24 70
10:40:00 60
10:40:36 50
10:41:12 40
10:41:47 30
10:42:23 20


100 км в таблице -- это в реальности примерно 110 км над эллипсоидом. То есть на высоту срабатывания термодатчиков наш виртуальный "Восток" выходит в разумном соответствии с известным временем входа в атмосферу (10:37) и катапультирования (10:42).

Да, угол входа -1.93°, значительно больше, чем при сходе со штатной орбиты (там -1.68°). А время спуска с высоты торможения до 100 км, как ни странно, всего на минуту больше.

Конечно, надо бы проверить, насколько влияет на результат отклонение направления тормозного импульса (а оно было чуть не 30°, судя по докладу Гагарина), но лучше не трогать хороший результат :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Вован

Исторический вопрос. Известно, что у гагаринского СА было три люка: один для посадки в корабль и катапультирования (с одним иллюминатором), второй для парашюта (без иллюминаторов) и третий - для прибора Взор (с одним иллюминатором).



Ни на одной из крышек люков по известным мне фото я не увидел трех иллюминаторов. Тогда откуда этот люк?

Байконур надолго - навсегда

Liss

От какого-нибудь "Зенита"...
Только раньше она стояла прислоненной к батарее:

Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

igel

А вот с люком вопрос и впрямь интересный, спасибо! Вид посадочного люка "Востока" именно что "общеизвестен" - по рисункам, макетам... Но нигде нет точных фотографий, подтверждающих вид этого люка именно на Востоке, именно на первом, именно в полетной конфигурации... А в музее Энергии этот странный люк стоит в весьма серьезном и убедительном историческом контексте. Да и надпись "Гагарин" на люке тоже неспроста. То есть, косвенных указаний на то ,что это именно гагаринский люк, столько, что если вдруг окажется, что это "не он" - то придется ставить под серзезное сомнение вообще весь окружающий его контекст! В том числе и аутенчитность СА, около которого он стоит-лежит.

...А больше всего хотелось бы получить фото этого люка с внутренней стороны!

Вован

ЦитироватьДа и надпись "Гагарин" на люке тоже неспроста. То есть, косвенных указаний на то ,что это именно гагаринский люк, столько, что если вдруг окажется, что это "не он" - то придется ставить под серзезное сомнение вообще весь окружающий его контекст! В том числе и аутенчитность СА, около которого он стоит-лежит.
А может быть, что технички, когда вытирают с люка пыль, каждый раз стирают и надпись мелом. Чтобы люк куда-нибудь не укатили, надпись восстанавливается каждый день? :D
Байконур надолго - навсегда

Вован

Цитировать...А больше всего хотелось бы получить фото этого люка с внутренней стороны!
Фото изнутри ничего не даст, поскольку в кабине Востока этот вид закрыт обивкой. Кроме того, я не увидел на внутренних фото СА три отверстия рядом, как на люке.
Байконур надолго - навсегда

Liss

В СА по описанию три иллюминатора: в люке №1 (над головой), в люке под ногами ("Взор") и справа от пилота. Следовательно, крышка левая.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Вован

ЦитироватьВ СА по описанию три иллюминатора: в люке №1 (над головой), в люке под ногами ("Взор") и справа от пилота. Следовательно, крышка левая.
Справа от пилота и даже не в крышке люка.

Байконур надолго - навсегда

igel

Может быть, там только один "человеческий" иллюминатор, а остальные - "технологические отверстия" разного назначения. Тогда противоречия в тексте снимаются, ибо таких отверстий всегда в любом корабле полно. Смущает только "остекление" на одном из "лишних" отверстий. Но зато в подтверждение - попадалась фотка из маевской лаборатории, корабль, разрезанный как раз по этому люку, и только в разрез два отверстия попали, иллюминатор и еще что-то, а за разрезом еще один элемент просматривается.

Но, конечно, опять-таки незивестно - что там за аппарат на самом деле разрезали и выдали за "Восток" :-)