Баллистика полета "Востока". Точка посадки

Автор hlynin, 11.11.2005 00:26:28

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Liss

ЦитатаДля меня пока остаётся неясным почему Восток вышел на более высокую орбиту. Раньше я читал (не помню уже где) что на 3-й ступени отказал интегратор (не выдал команду на выключение двигателя). Поэтому двигатель проработал до полного израсходования топлива. Типа Гагарин даже это заметил и спросил у НИП на Камчатке: "Как у меня дорожка?"
 Теперь говорят что якобы произошёл сбой в системе радиоуправления.
Б.Е.Черток пишет так (книга 2, "Фили. Подлипки. Тюратам", с.436-437): Просмотрев пленки, мы убедились, что все три ступени носителя работали "без замечаний", за исключением системы радиоуправления дальностью и интеграторов скорости, выдающих команду на выключение двигателя блока А.
Радисты Михаила Борисенко дали объяснение, что отказал преобразователь постоянного тока в переменный. Но любимые Пилюгиным электролитические интеграторы скорости на центральном блоке тоже отличились. Ошибка в 0.25 м/с привела к увеличению высоты апогея относительно расчетного значения на 40 км...


Числовые значения, конечно, некорректны (апогей 327 км вместо 248 км по заданию, а для этого нужен перебор примерно в 23 м/с). Но факт двойного отказа -- и системы радиоуправления, и интеграторов -- Черток подтверждает.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

ЦитатаТеперь говорят что якобы произошёл сбой в системе радиоуправления.
 Я вот и думаю: а разве на 8К72 ещё было радиоуправление?
Факт отказа РУП при запуске Гагарина подтверждает и Н.Л.Семенов ("Незабываемый Байконур", с.457): "Ага, вот в чем дело!" Оказывается, бортовая аппаратура системы РУП "скапризничала". Точно не помню, но кажется в дешифраторе, в одном из блоков основной сигнал "проторчал" в линиях задержки больше расчетного времени. В силу этого исказились данные по дальности, что заставило счетно-решающее устройство на наземном пункте системы РУП несколько задержаться с выдачей команды на выключение двигателей. Получился небольшой перебор в скорости, отсюда и "подскочила" (вытянулась) орбита. <...>
Узнав об этом, Королев тут же приказал систему РУП из космических полетов исключить! <...> Но на боевых пусках ракет она еще продолжала работать, особенно на большие расстояния, при стрельбе по акватории Тихого океана.


В МПК говорится, что на 156-й секунде имел место отказ блока питания антенн системы радиоуправления центрального блока А, и как следствие, двигатель центрального блока выключился позже расчетного времени. Был, значит, и такой источник, ничего тут не придумано. Опять-таки детали описания отказа различаются, но сам факт не вызывает сомнений.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Добавлю еще, что при запуске "Востока" работа центрального блока должна была закончиться на 299-й секунде при скорости около 5500 м/с. Считая для простоты движение равноускоренным, имеем, что последняя секунда работы маршевого двигателя давала 36-37 м/с. Следовательно, задержки с выключением всего на 0.6-0.7 сек было достаточно для случившегося "залета" на 327 км.
Аккурат против этого случая было предусмотрено доведение скорости до расчетной на 4 рулевых двигателях. Здесь, очевидно, и "сыграл" отказ интеграторов. В итоге, пишет Н.Л.Семенов, главная команда на выключение рулевиков прошла все же от РУПа.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Cтарый

Ага! Вот стало быть и "умформер радиокомплекса" прорезался:
ЦитатаБ.Е.Черток пишет так (книга 2, "Фили. Подлипки. Тюратам", с.436-437): Просмотрев пленки, мы убедились, что все три ступени носителя работали "без замечаний", за исключением системы радиоуправления дальностью и интеграторов скорости, выдающих команду на выключение двигателя блока А.
Радисты Михаила Борисенко дали объяснение, что отказал преобразователь постоянного тока в переменный.

ЦитатаВ МПК говорится, что на 156-й секунде имел место отказ блока питания антенн системы радиоуправления центрального блока А, и как следствие, двигатель центрального блока выключился позже расчетного времени.

 Получается что это нерасчётная орбита получилась из-за отказа умформера. Причины выхода на нерасчётную орбиту космонавтам наверняка доводили. А Титов потом за давностью лет видимо просто перепутал о каком отказе шла речь.

Liss

ЦитатаПолучается что это нерасчётная орбита получилась из-за отказа умформера. Причины выхода на нерасчётную орбиту космонавтам наверняка доводили. А Титов потом за давностью лет видимо просто перепутал о каком отказе шла речь.
Черт знает. Если бы хоть был полный и внятный текст Титова, а то цитата по неизвестному источнику.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Давайте всё же уточним, что нам известно про время приземления КК "Восток-2-6". Про Гагарина не будем - всё уже обглодано до костей. А вот остальные "Востоки": какое время известно точно, а какое приблизительно?. Почему это мои данные разнятся с данными МПК? Некоторые приземления фиксировал сам Борисенко. А прочие?

Andy_K64

ЦитатаДавайте всё же уточним, что нам известно про время приземления КК "Восток-2-6". Про Гагарина не будем - всё уже обглодано до костей. А вот остальные "Востоки": какое время известно точно, а какое приблизительно?. Почему это мои данные разнятся с данными МПК? Некоторые приземления фиксировал сам Борисенко. А прочие?
Я думаю, тут все будет не так просто. Что считать временим приземления? Время приземления космонавта или СА? Они ведь должны были быть разными, по идее.

X


Andy_K64

ЦитатаРазумеется. Надо 2 времени.
Что-то мне подсказывает, нет там точных оценок времени. Кто его мог фиксировать? Космонавт? А больше на месте приземления никого не было. Их же не вели вертолетами с участка парашютирования. А средств объективного контроля, которые могли бы фиксировать эти времена, вроде бы на "Востоках" не было. Отсюда и расхождения.
ИМХО.

X

Время приземления фиксировали с самолетов или вертолетов ПСК.
По-моему это "Востоки-3-5", но могу и ошиьаться.

STEP

ЦитатаДавайте всё же уточним, что нам известно про время приземления КК "Восток-2-6". Про Гагарина не будем - всё уже обглодано до костей. А вот остальные "Востоки": какое время известно точно, а какое приблизительно?. Почему это мои данные разнятся с данными МПК? Некоторые приземления фиксировал сам Борисенко. А прочие?

На сколько мне известно, Борисенко ни на одном приземлении Востоков, да и других кораблей, лично не присутствовал, а регистрировал все, как скажут. Проверить его не могли, т.к. иностранных представителей на это дело вообще на пушечный выстрел не подпускали. В том и беда, что все эти наши рекорды могут быть легко опротестованы, и ничего вразумительного, кроме того, что их регистрировал Борисенко, мы сказать не сможем ... :(
Дурят нашего брата, дурят ...

Liss

Есть ли другие, не включенные в табличку данные?

Восток-2  Г.С.Титов
  Старт              06.08.1961 в 09.00
  Катапультирование  07.08.1961 в 10.11
  Посадка космонавта 07.08.1961 в 10.18
  Длительность                    25.18

Восток-3  А.Г.Николаев
  Старт              11.08.1962 в 11.30
  Катапультирование  15.08.1962 в 09.39.59
  Посадка корабля    15.08.1962 в 09.44.03
  Посадка космонавта 15.08.1962 в 09.52 [Э85 и др]
                                  09.55         [1962]
  Длительность в корабле          94.09.59
  Длительность до посадки         94.22

Восток-4  П.Р.Попович
  Старт              12.08.1962 в 11.02.33 [Борисенко]
                                  11.02.17    [Попович]
  Катапультирование  15.08.1962 в 09.46.31    [?]          
  Посадка корабля    15.08.1962 в            
  Посадка космонавта 15.08.1962 в 09.59  [Э85 и др]
                                  10.01       [1962]
  Длительность в корабле          70.43.48
  Длительность до посадки         70.57
                                  70.56.27    [оценка?]
  Длительность совместного полета 70.23.38

Восток-5  В.Ф.Быковский
  Старт              14.06.1963 в 14.58.59 [Борисенко]
                                  14.58.58    [Резниченко]
  Катапультирование  19.06.1963 в            
  Посадка корабля    19.06.1963 в            
  Посадка космонавта 19.06.1963 в 14.03 [Э85 и др]
                                  14.06       [Резниченко]
  Длительность в корабле         118.56.41
  Длительность до посадки        119.06

Восток-6  В.В.Терешкова
  Старт              16.06.1963 в 12.29.51 [Борисенко]
                                  12.29.52    [?]
  Катапультирование  16.06.1963 в            
  Посадка корабля    16.06.1963 в            
  Посадка космонавта 16.06.1963 в 11.20 [Э85 и др]
  Длительность в корабле          70.40.48
  Длительность до посадки         70.50

Время московское.
Э85 = "Красная энциклопедия"
Времена посадки В3...В6, о которых сообщалось по горячим следам, к моменту подготовки энциклопедии Глушко были уточнены на 2-3 минуты. Интересный факт.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

Восток-2 - то же. По-моему, как и с Гагариным приблизительно-размыто.
Восток-3 посадка КК не в 9:44.03, а в 9:44.09. Приземление фиксировали.
Восток-4 нет расхождений. Вероятно, приземление не фиксировали), а отсчитывали от Николаева (через 6 мин)
Восток-5 Катапультирование 13:55.39
13:59.59 - КК сел
14:03.00 - сел Быковский (др.данные - 14:03.01,14:03.03)
Приземление фиксировалось
Восток-6 данные размытые. Приземление не фиксировалось (перелет в 1000 км)
Данные, кажется, Борисенко, из "Актов", но книги не помню (выписал)

Очень занятно, что даже книги дают расхождение.
Кстати, "Комсомолка" напечатала 14.04.61, как Гагарин приземлился ОТДЕЛЬНО от КК (есть статья).
А потом утверждают, что никто этого не знал...

X

Так, следующая версия :-)

     Пилотируемые полеты КК "Восток"
     Время московское декретное

Восток    Ю.А.Гагарин
  Старт                      12.04.1961 в 09:06:59.7
  Отделение                  12.04.1961 в 09:18:07
  Включение ТДУ              12.04.1961 в 10:25:34   [МПК]
  Катапультирование          12.04.1961 в 10:48      [МПК]    
  Посадка СА                 12.04.1961 в 10:55      [ТАСС]
  Посадка космонавта         12.04.1961 в 11:00      [МПК]    
  Длительность в корабле                   1:41      [МПК]
  Длительность до посадки СА               1:48      [ТАСС, рекорд 30.05.1961]
  Длительность до посадки космонавта       1:53      [МПК]

  Рекорды утверждены 18.07.1961.


Восток-2  Г.С.Титов
  Старт                      06.08.1961 в 09:00    [ТАСС]
                                          08:59:57
  Отделение                  06.08.1961 в 09:11:24 [расчетное]
  Включение ТДУ
  Катапультирование          07.08.1961 в 10:11    
  Посадка СА                 07.08.1961 в 10:18    [объявлено 11.08.1961]
  Посадка космонавта         07.08.1961 в 10:18    [объявлено 11.08.1961]
  Длительность в корабле                  25:11    [Э85]
  Длительность до посадки СА              25:18    [Э85]
  Длительность до посадки космонавта      25:18    [Э85]

  Рекорды утверждены 12.03.1962.


Восток-3  А.Г.Николаев
  Старт                      11.08.1962 в 11:30    [ТАСС]
                                          11:30:00 [Борисенко]
  Включение ТДУ              15.08.1962 в 09:24    [Правда 1962]
  Катапультирование          15.08.1962 в 09:39:59 [Борисенко]
  Посадка СА                 15.08.1962 в 09:44:03
                                          09:44:09 [Борисенко]
  Посадка космонавта         15.08.1962 в 09:55    [ТАСС 1962]
                                          09:52    [Правда 1962, Э85 и др]
                                          09:52:00 [Борисенко]
  Длительность в корабле                  94:09:59 [Борисенко, Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки космонавта      94:22    [Правда 1962, Э85]

  Точка приземления космонавта 48°02'N 75°45'E     [Правда 1962]

  Рекорды утверждены 14.03.1963


Восток-4  П.Р.Попович
  Старт                      12.08.1962 в 11:02    [ТАСС]
                                          11:02:33 [Борисенко]
                                          11:02:17 [Попович]
  Включение ТДУ              15.08.1962 в 09:30    [Правда 1962]
  Катапультирование          15.08.1962 в 09:46:31 [?]          
  Посадка корабля            15.08.1962 в            
  Посадка космонавта         15.08.1962 в 10:01    [ТАСС 1962]
                                          09:59    [Правда 1962, Э85 и др]
                                          09:59:00 [Борисенко]
  Длительность в корабле                  70:43:48 [Борисенко]
                                          70:44    [Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки космонавта      70:57    [Правда 1962, Э85]
                                          70:56:27 [?]
  Длительность совместного полета         70:23:38 [Борисенко]
  Точка приземления космонавта 48°10'N 71°51'E     [Правда 1962]


Восток-5  В.Ф.Быковский
  Старт                      14.06.1963 в 15:00    [ТАСС]
                                          14:58:59 [Борисенко]
                                          14:58:58 [Резниченко]
                                          14:58:57
  Включение ТДУ
  Катапультирование          19.06.1963 в 13:55:39 [Борисенко]          
  Посадка корабля            19.06.1963 в 13:59:59 [Борисенко]
                                          14:06    [ТАСС]          
  Посадка космонавта         19.06.1963 в 14:06    [Резниченко]
                                          14:03    [Э85 и др]
                                          14:03:00 [Борисенко]
                                          14:03:01 [Хлынин]
                                          14:03:03 [Хлынин]
  Длительность в корабле                 118:56:41 [Борисенко, Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки космонавта     119:06    [Э85]


Восток-6  В.В.Терешкова
  Старт                      16.06.1963 в 12:30    [ТАСС]
                                          12:29:51 [Борисенко]
                                          12:29:52 [?]
                                          12:59:58
  Включение ТДУ
  Катапультирование          16.06.1963 в            
  Посадка корабля            16.06.1963 в 11:20    [ТАСС]          
  Посадка космонавта         16.06.1963 в 11:20    [Борисенко, Э85 и др]
  Длительность в корабле                  70:40:48 [Э85]
  Длительность до посадки СА              
  Длительность до посадки                 70:50    [Э85]

  От срабатывания ТДУ до отстрела крышки люка 15 мин 50 сек [Борисенко].

Liss

Вопрос в том, как отсечь вычисленные данные от реально зафиксированных и насколько можно доверять тем или иным данным, даже объявленным официально. Скажем, ТАСС передал времена посадки Быковского и Терешковой как времена посадки кораблей -- ошибка очевидная, но только после сверки с данными Глушко и Борисенко. Первоначально объявленные времена посадки Николаева и Поповича были уточнены в том же августе 1962 г. в официально-документальной статье "Правды" о совместном полете. Аналогичной статьи о полете Быковского и Терешковой у меня в руках нет, но ясно, что время посадки Быковского также было уточнено по горячим следам. А вот время посадки Терешковой так и осталось, как объявили первоначально.

Наиболее хорошо документированы полеты Николаева и Быковского, отчасти и Поповича; в частности, для "Востока-3" дано время включения ТДУ и все три времени в ходе приземления:

09:24    ТДУ
09:39:59  Катапультирование
09:44:09  Посадка СА
09:52    Посадка космонавта

Для "Востока-5":

13:55:39  Катапультирование
13:59:59  Посадка СА
14:03    Посадка космонавта

Борисенко в книге 1969 года дает 09:52:00 и 14:03:00, но в книге 1975 года секунды убирает, так что верить им нельзя. Но так или иначе:

* От включения ТДУ до катапультирования космонавта проходит 16 мин (для Терешковой дано 15 мин 50 сек от ТДУ до отстрела люка СА и на 500 м ниже для катапультирования);

* От катапультирования до посадки СА проходит 4:10-4:20;

* От катапультирования до посадки космонавта проходит 12-13 минут (Николаев, Попович).

Первоначально объявленное время посадки Быковского (14:06), через 10-11 мин после катапультирования, выглядит намного более разумным, чем уточненное (через 7-8 мин).

Для Титова представляется логичным считать, что 25 час 11 мин -- это действительно до катапультирования, а вот 25 час 18 мин -- величина достаточно сомнительная и вряд ли сильно точная. Да и к чему она относится, к посадке СА или космонавта, неясно.

Для Гагарина, к сожалению, изложенная в МПК версия выглядит не очень убедительно. Если исходить из момента включения ТДУ (10:25:34), то катапультирование должно было бы произойти в 10:42, посадка СА в 10:46 и космонавта в 10:54.

Могли ли эти времена сдвинуться из-за выхода "Востока" на нерасчетную орбиту? Период обращения корабля был на 0.8 мин больше расчетного. Так как срабатывание ТДУ было жестко связано с моментом запуска и выведения, точка срабатывания была где-то на эти самые 0.8 мин недолета от расчетного района посадки. Приземление же произошло с перелетом примерно на 300 км, и на такое же расстояние вперед следует сдвинуть точку входа в атмосферу. Итого, время от торможения до входа в атмосферу следует увеличить примерно на 1.5 мин, и этого недостаточно для "стыковки" нашего расчета с данными радиотехнических средств Энгельсского аэродрома (10:48 -- катапультирование, 11:00 -- посадка космонавта).

Если данные Борисенко о посадке Николаева и Быковского верны, то придется признать, что 10:55 -- это все-таки время приземления Гагарина, что катапультирование было в 10:43, а посадка СА -- в 10:47.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

Ясно, что пока ясно не всё.
А вот это:
Итого, время от торможения до входа в атмосферу
Что берется за вход в атмосферу. Вот сканирую НК 1994 №22, там
вход в атмосферу -- в 13:54:21 на высоте 101 км.
Почему именно 101? А у "Востоков" какая?

hlynin

Есть ли другие источники, кроме дневников Каманина, по поводу расчётной точки посадки: 110 км южнее Сталинграда?
Знаю я те места, много воды, мало дорог, море близко.
Не совсем понятна тогда причина перелёта - преждевременное отключение ДУ, неразделение отсеков - все факторы недолёта. Сильно ли повлиял большой апогей? Какая избыточная скорость была в момент включения ДУ?
Кстати, включение ДУ на какой параметр было завязано?

Kyra

The inclusion of the TDU was started by a timer in the Programmed-Time-Unit that was set before the flight.

The TDU firing was slightly short, and did not initiate separation of the SA-PO, so automatics intervened and thermal sensors initiated the pyrotechnics of separation during reentry. Thus, the system worked not as first planned, but within designed specifications for this contingency.

On the question of the apogee, I have always seen the planned orbit of the KK "Vostok" as 180 km by 235 km. This would require a specific speed and flight path angle at Block E cutoff. Thus,"Vostok-1" was too high and "Vostok-5" too low.

The high apogee would result in greater angle and a steep ballistic descent, I believe. Landing would have been further North-East if orbit was as planned. This seems correct ?

hlynin

Вообще-то хотелось спросить вначале редакцию по 1-му вопросу: кроме Каманина и МПК есть ли другая инфа по 110 км южнее Сталинграда?

Liss

Сергей, на этот вопрос даже Черток не может ответить :-(
Если правы Карпов и Формин, и торможение было по циклограмме на 71-й минуте от контакта отделения КА, то оно было раньше по трассе (больший период обращения по более высокой орбите), но зато спуск при постоянном тормозном импульсе с большей высоты был длиннее. Какой из двух факторов победит -- считать надо.
Про разделение от термодатчиков, скорее всего, просто сказки. Высота разделения явно больше, чем необходимая для их срабатывания.
Опять-таки нужно аккуратно изучать логику работы борта. Мог ли, например, интегратор в начале торможения в верхних слоях добрать необходимую скорость и сформировать команду на отделение?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Как всё запущено...
А как тогда Титова посадили точно возле Гагарина? Случайность?

Liss

ЦитатаКак всё запущено...
А как тогда Титова посадили точно возле Гагарина? Случайность?
Ну так одно дело после одного витка садиться, и другое -- после 17. И трасса другая, и условия на включение ТДУ.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

А КК-4, -5? Почему Гагарин не туда же целился?
Мне кажется, что 110 км южнее Сталинграда - это южная точка района посадки (очень вытянутого эллипса). Иначе никакой логики не наблюдается.

Liss

ЦитатаА КК-4, -5? Почему Гагарин не туда же целился?
А это еще одна загадка: фактическая циклограмма полета 3КА №3 довольно существенно отличалась как от описанной Карповым и Форминым, так и от циклограммы двух беспилотных объектов. Отличия по времени включения ТДУ достигают где-то трех минут.
Я процитирую один свой текст, сами увидите.

ЦитатаОчевидна достаточно точная привязка всех событий ко времени запуска. Так, включение ТДУ в двух зачетных пусках имело место через 76 мин 41 сек и 76 мин 49 сек после старта, или примерно через 65 мин 20 сек после выведения корабля на орбиту.
<...> говорится со ссылкой на Г.Н.Формина, что цикл спуска корабля запускается автоматически по сигналу «контакт отделения» и что его реализует запускаемое по этому сигналу ПВУ «Гранит». Далее говорится, что ТДУ включается при наличии признака «готовность АСО» на 71-й минуте циклограммы ПВУ «Гранит». Но это не соответствует приведенным выше временам выдачи тормозного импульса на кораблях 3КА №1 и №2!
Можно ли представить себе изменение циклограммы спуска между полетами 3КА №2 и «Востока» - при одновитковом полете, при идентичных расчетных параметрах орбиты и при выборе того же района приземления? Я не могу в это поверить. Тогда откуда появились такие метки на циклограмме Г.Н.Формина и почему они не соответствуют фактическим временам полета двух зачетных кораблей? <...>
Далее, из официальной публикации доклада Ю.А.Гагарина («Известия ЦК КПСС», №5, 1991) известно, что корабль «Восток» и отделился от блока Е в 09:18:07, через 11 мин 07 сек после старта, имевшего место в 09:07:00. Исходя из опыта полетов двух зачетных кораблей 3КА, следовало ожидать включения ТДУ примерно в 10:23:45, а в случае использования «циклограммы Г.Н.Формина» - в 10:29. В то же время в плане полета, процитированном в дневниках Н.П.Каманина, дано расчетное время включения ТДУ - 10:25:47, от которого фактическое объявленное (10:25:34; к сожалению, не могу уточнить источник) отличалось всего на 13 секунд.

ЦитатаМне кажется, что 110 км южнее Сталинграда - это южная точка района посадки (очень вытянутого эллипса). Иначе никакой логики не наблюдается.
Нет, все-таки облет расчетного района и фразу Гагарина "Да, здесь можно крепко приложиться" Каманин вряд ли мог выдумать.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Так и я ж об этом!
Расчётный район, который они облетали 16 марта - Куйбышев!

ЦитатаТремя самолетами Ил-14 в 6:00 по московскому времени вылетели на полигон. Один самолет полетел прямо в Тюра-Там, а два других сначала полетели в Куйбышев. Там мы облетели район штатного приземления корабля и космонавта. В моем самолете были Гагарин, Нелюбов и Попович. В другом самолете с генералом Гореглядом находились Титов, Быковский и Николаев. Район посадки космонавтам понравился: в основном хорошо заснеженные поля, все водоемы подо льдом, лишь немного леса на севере да коварные для парашютистов и средств поиска - Жигулевские горы.

И ещё - расчётный район посадки КК-4:

Цитатавремени пуска и районе приземления (Сталинград, Куйбышев, Свердловск

Т.е тут ясно указана южная точка - Сталинград.

Pit

ЦитатаРасчётный район, который они облетали 16 марта - Куйбышев!
.

не сам куйбышев а село Пестравка?

hlynin

Ну зачем сам Куйбышев...
Жигули и, как я понимаю, заволжские степи восточнее Куйбышева.

Kyra

There is a map or scheme of the areas of TDU inclusion and of landing.
On Ivan Sarafanov's (Vostok 7's) Space Video site. Look at the Vostok 5 and 6 Group Flight video at 6:01-6:05.

Basically there are two major landing zones that are 4-sided, like a slanted box. On the map they are shaded grey.

It is important to note that when Cycle 4 was not done by timer to start the Automatic Orientation and TDU - Cycle 5, then this had to be done through Command Radio Link.  That is why we see the ships near Africa on map. The ships could also verify command reception through the Tral-P.

We also see on the map zones of UHF or YKB reception as circles.

hlynin

ЦитатаIvan Sarafanov's (Vostok 7's)

Ivan Safronov's

Нет у меня возможности смотреть это. Может быть Иван завтра пояснит словами?

Kyra

My apologies to Ivan Valeryevich Safronov for misspelling.  
The spacevideo.ru site does not work now.

hlynin

У меня такой вопрос:
не делал ли кто-то точное временнОе моделирование полёта Гагарина? А почему бы не сделать, если нет? С реперными точками основных операций. Я уверен, что 108 минут - это расчетное время. Но подсчитать-то можно! А мне это нужно, но сам я не смогу.

Liss

ЦитатаУ меня такой вопрос:
не делал ли кто-то точное временнОе моделирование полёта Гагарина? А почему бы не сделать, если нет? С реперными точками основных операций. Я уверен, что 108 минут - это расчетное время. Но подсчитать-то можно! А мне это нужно, но сам я не смогу.
Я делал, по одному из четырех известных наборов элементов на 3-ю ступень, кстати, неплохо соответствующему последнему объявленному варианту орбиты с апогеем 327 км. Естественно, считал только до момента выдачи тормозного импульса.
Еще был один странный расчет трассы полета, выдаваемый авторами за подлинный, но почему-то на наклонение 51.8°...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Результаты моделирования гагаринского витка по элементам на ступень.

Vostok R/B
1 00104U 61012  B 61102.31127403  .01785402 +00000-0 +00000-0 0 00039
2 00104 065.0315 327.6298 0092100 083.6449 276.8883 16.11887428000019


Столбцы: время московское, время относительно эпохи элементов, высота над сферой, высота над эллипсоидом, три координаты X, Y, Z, радиус-вектор, три компоненты вектора скорости, величина скорости.


09:00 -88.23    231.907    231.986   5683.893  -3350.266    402.165   6610.042   1231.532   3088.338   7028.292   7775.049
      -87.23    227.202    227.531   5743.579  -3156.781    822.508   6605.337    756.996   3358.546   6977.278   7780.442
      -86.23    222.550    223.297   5774.639  -2947.562   1238.738   6600.685    277.731   3612.541   6891.248   7785.684
      -85.23    217.975    219.301   5776.862  -2723.623   1648.763   6596.110   -203.843   3848.966   6770.502   7790.750
      -84.23    213.502    215.555   5750.182  -2486.057   2050.513   6591.637   -685.276   4066.549   6615.529   7795.617
      -83.23    209.154    212.071   5694.681  -2236.031   2441.955   6587.289  -1164.102   4264.108   6427.004   7800.265
      -82.23    204.956    208.856   5610.591  -1974.780   2821.099   6583.091  -1637.855   4440.562   6205.784   7804.672
      -81.23    200.931    205.914   5498.288  -1703.598   3186.014   6579.066  -2104.081   4594.937   5952.909   7808.823
      -80.23    197.103    203.247   5358.299  -1423.838   3534.837   6575.238  -2560.353   4726.372   5669.594   7812.701
      -79.23    193.494    200.853   5191.291  -1136.899   3865.781   6571.629  -3004.289   4834.129   5357.226   7816.292
09:10 -78.23    190.125    198.731   4998.075   -844.221   4177.150   6568.260  -3433.563   4917.591   5017.354   7819.584
      -77.23    187.018    196.875   4779.599   -547.277   4467.343   6565.153  -3845.920   4976.274   4651.683   7822.567
      -76.23    184.190    195.279   4536.944   -247.565   4734.867   6562.325  -4239.190   5009.824   4262.063   7825.232
      -75.23    181.661    193.934   4271.318     53.400   4978.344   6559.796  -4611.301   5018.025   3850.479   7827.571
      -74.23    179.445    192.832   3984.049    354.094   5196.520   6557.580  -4960.292   5000.797   3419.040   7829.579
      -73.23    177.557    191.964   3676.582    652.992   5388.269   6555.692  -5284.322   4958.199   2969.967   7831.252
      -72.23    176.009    191.321   3350.464    948.577   5552.603   6554.144  -5581.686   4890.424   2505.580   7832.586
      -71.23    174.812    190.895   3007.345   1239.347   5688.674   6552.947  -5850.819   4797.806   2028.284   7833.579
      -70.23    173.974    190.676   2648.960   1523.826   5795.782   6552.109  -6090.310   4680.811   1540.554   7834.231
      -69.23    173.500    190.658   2277.128   1800.568   5873.378   6551.635  -6298.906   4540.039   1044.926   7834.541
09:20 -68.23    173.395    190.835   1893.734   2068.168   5921.064   6551.530  -6475.522   4376.216    543.975   7834.511
      -67.23    173.659    191.202   1500.726   2325.268   5938.599   6551.794  -6619.247   4190.194     40.307   7834.142
      -66.23    174.292    191.756   1100.100   2570.565   5925.898   6552.427  -6729.346   3982.944   -463.461   7833.436
      -65.23    175.289    192.494    693.891   2802.816   5883.035   6553.424  -6805.266   3755.549   -964.713   7832.398
      -64.23    176.646    193.418    284.162   3020.850   5810.238   6554.781  -6846.640   3509.202  -1460.848   7831.031
      -63.23    178.353    194.527   -127.009   3223.566   5707.891   6556.488  -6853.285   3245.194  -1949.298   7829.340
      -62.23    180.400    195.825   -537.537   3409.946   5576.532   6558.535  -6825.208   2964.910  -2427.540   7827.331
      -61.23    182.776    197.314   -945.344   3579.057   5416.846   6560.911  -6762.599   2669.819  -2893.111   7825.009
      -60.23    185.464    198.999  -1348.367   3730.058   5229.666   6563.599  -6665.835   2361.466  -3343.620   7822.383
      -59.23    188.450    200.884  -1744.575   3862.200   5015.965   6566.585  -6535.474   2041.464  -3776.765   7819.460
09:30 -58.23    191.714    202.975  -2131.971   3974.833   4776.852   6569.849  -6372.253   1711.484  -4190.342   7816.250
      -57.23    195.237    205.275  -2508.611   4067.412   4513.563   6573.372  -6177.083   1373.245  -4582.260   7812.762
      -56.23    198.998    207.790  -2872.609   4139.492   4227.459   6577.133  -5951.040   1028.504  -4950.549   7809.010
      -55.23    202.975    210.521  -3222.149   4190.737   3920.011   6581.110  -5695.363    679.045  -5293.376   7805.005
      -54.23    207.144    213.472  -3555.494   4220.918   3592.800   6585.279  -5411.442    326.671  -5609.050   7800.760
      -53.23    211.480    216.641  -3870.994   4229.914   3247.502   6589.615  -5100.812    -26.808  -5896.031   7796.293
      -52.23    215.960    220.029  -4167.096   4217.713   2885.880   6594.095  -4765.140   -379.585  -6152.940   7791.619
      -51.23    220.558    223.630  -4442.350   4184.412   2509.776   6598.693  -4406.217   -729.868  -6378.566   7786.756
      -50.23    225.249    227.439  -4695.419   4130.212   2121.099   6603.384  -4025.946  -1075.887  -6571.869   7781.724
      -49.23    230.006    231.446  -4925.080   4055.423   1721.816   6608.141  -3626.329  -1415.905  -6731.983   7776.544
09:40 -48.23    234.804    235.642  -5130.236   3960.456   1313.939   6612.939  -3209.456  -1748.230  -6858.224   7771.239
      -47.23    239.619    240.010  -5309.914   3845.821    899.518   6617.754  -2777.491  -2071.221  -6950.088   7765.832
      -46.23    244.424    244.536  -5463.278   3712.127    480.624   6622.559  -2332.661  -2383.295  -7007.252   7760.347
      -45.23    249.196    249.198  -5589.622   3560.074     59.345   6627.331  -1877.240  -2682.940  -7029.574   7754.812
      -44.23    253.912    253.975  -5688.380   3390.452   -362.227   6632.047  -1413.537  -2968.718  -7017.089   7749.252
      -43.23    258.548    258.842  -5759.127   3204.134   -782.011   6636.683   -943.885  -3239.275  -6970.008   7743.697
      -42.23    263.082    263.772  -5801.574   3002.072  -1197.942   6641.217   -470.625  -3493.341  -6888.716   7738.174
      -41.23    267.493    268.735  -5815.576   2785.291  -1607.982   6645.628      3.906  -3729.743  -6773.761   7732.712
      -40.23    271.761    273.700  -5801.126   2554.883  -2010.132   6649.896    477.384  -3947.403  -6625.853   7727.342
      -39.23    275.868    278.635  -5758.357   2312.003  -2402.440   6654.003    947.513  -4145.344  -6445.856   7722.092
09:50 -38.23    279.795    283.505  -5687.538   2057.860  -2783.012   6657.930   1412.033  -4322.693  -6234.779   7716.993
      -37.23    283.525    288.276  -5589.071   1793.714  -3150.015   6661.660   1868.732  -4478.683  -5993.773   7712.073
      -36.23    287.045    292.911  -5463.492   1520.866  -3501.692   6665.180   2315.457  -4612.655  -5724.116   7707.362
      -35.23    290.338    297.376  -5311.461   1240.655  -3836.365   6668.473   2750.117  -4724.057  -5427.210   7702.887
      -34.23    293.393    301.635  -5133.763    954.448  -4152.444   6671.528   3170.697  -4812.445  -5104.571   7698.674
      -33.23    296.197    305.652  -4931.301    663.636  -4448.434   6674.332   3575.263  -4877.486  -4757.817   7694.751
      -32.23    298.740    309.396  -4705.092    369.628  -4722.939   6676.875   3961.968  -4918.952  -4388.664   7691.141
      -31.23    301.013    312.832  -4456.261     73.842  -4974.667   6679.148   4329.058  -4936.724  -3998.915   7687.867
      -30.23    303.008    315.932  -4186.033   -222.299  -5202.440   6681.143   4674.880  -4930.784  -3590.449   7684.950
      -29.23    304.718    318.667  -3895.734   -517.375  -5405.192   6682.853   4997.882  -4901.223  -3165.217   7682.409
10:00 -28.23    306.136    321.011  -3586.775   -809.974  -5581.977   6684.271   5296.620  -4848.230  -2725.231   7680.260
      -27.23    307.259    322.944  -3260.653  -1098.697  -5731.972   6685.394   5569.763  -4772.094  -2272.555   7678.519
      -26.23    308.083    324.446  -2918.940  -1382.168  -5854.477   6686.218   5816.094  -4673.202  -1809.300   7677.196
      -25.23    308.605    325.501  -2563.280  -1659.035  -5948.924   6686.740   6034.514  -4552.037  -1337.613   7676.302
      -24.23    308.825    326.099  -2195.376  -1927.979  -6014.870   6686.960   6224.043  -4409.172   -859.673   7675.842
      -23.23    308.742    326.232  -1816.988  -2187.716  -6052.006   6686.877   6383.828  -4245.273   -377.680   7675.822
      -22.23    308.357    325.896  -1429.925  -2437.007  -6060.156   6686.492   6513.137  -4061.091    106.150   7676.241
      -21.23    307.671    325.093  -1036.032  -2674.659  -6039.275   6685.806   6611.369  -3857.466    589.594   7677.100
      -20.23    306.689    323.828   -637.190  -2899.533  -5989.455   6684.824   6678.051  -3635.317   1070.426   7678.392
      -19.23    305.413    322.109   -235.303  -3110.547  -5910.918   6683.548   6712.844  -3395.644   1546.430   7680.112
10:10 -18.23    303.850    319.951    167.709  -3306.682  -5804.020   6681.985   6715.541  -3139.525   2015.400   7682.249
      -17.23    302.004    317.370    569.917  -3486.984  -5669.249   6680.139   6686.071  -2868.110   2475.156   7684.790
      -16.23    299.883    314.387    969.393  -3650.573  -5507.224   6678.018   6624.500  -2582.622   2923.543   7687.720
      -15.23    297.495    311.028   1364.216  -3796.643  -5318.689   6675.630   6531.034  -2284.350   3358.446   7691.022
      -14.23    294.848    307.318   1752.482  -3924.466  -5104.516   6672.983   6406.017  -1974.646   3777.796   7694.675
      -13.23    291.954    303.290   2132.312  -4033.399  -4865.699   6670.089   6249.936  -1654.924   4179.576   7698.658
      -12.23    288.824    298.974   2501.860  -4122.885  -4603.353   6666.959   6063.418  -1326.651   4561.834   7702.946
      -11.23    285.469    294.407   2859.322  -4192.456  -4318.704   6663.604   5847.233   -991.346   4922.688   7707.513
      -10.23    281.902    289.625   3202.945  -4241.737  -4013.091   6660.037   5602.290   -650.571   5260.339   7712.332
       -9.23    278.138    284.665   3531.036  -4270.448  -3687.959   6656.273   5329.641   -305.929   5573.078   7717.374
10:20  -8.23    274.193    279.566   3841.965  -4278.404  -3344.851   6652.328   5030.475     40.944   5859.294   7722.609
       -7.23    270.082    274.366   4134.182  -4265.523  -2985.404   6648.217   4706.118    388.387   6117.490   7728.006
       -6.23    265.823    269.103   4406.219  -4231.821  -2611.341   6643.958   4358.030    734.717   6346.282   7733.533
       -5.23    261.434    263.816   4656.698  -4177.415  -2224.464   6639.569   3987.797   1078.242   6544.421   7739.158
       -4.23    256.934    258.542   4884.342  -4102.523  -1826.647   6635.069   3597.132   1417.266   6710.790   7744.850
       -3.23    252.343    253.315   5087.979  -4007.467  -1419.826   6630.478   3187.865   1750.099   6844.422   7750.577
       -2.23    247.682    248.171   5266.551  -3892.669  -1005.989   6625.817   2761.936   2075.064   6944.501   7756.306
       -1.23    242.973    243.140   5419.119  -3758.651   -587.171   6621.108   2321.389   2390.508   7010.376   7762.006
       -0.23    238.238    238.251   5544.868  -3606.031   -165.439   6616.373   1868.361   2694.811   7041.561   7767.648
        0.77    233.501    233.533   5643.117  -3435.526    257.115   6611.636   1405.071   2986.396   7037.748   7773.203
10:30   1.77    228.784    229.007   5713.319  -3247.946    678.388   6606.919    933.812   3263.737   6998.805   7778.641
        2.77    224.111    224.696   5755.064  -3044.189   1096.270   6602.246    456.939   3525.372   6924.784   7783.937
        3.77    219.508    220.617   5768.088  -2825.240   1508.665   6597.643    -23.148   3769.906   6815.923   7789.065
        4.77    214.997    216.785   5752.272  -2592.164   1913.493   6593.132   -504.011   3996.028   6672.646   7794.002
        5.77    210.605    213.211   5707.641  -2346.103   2308.706   6588.740   -983.195   4202.513   6495.563   7798.726
        6.77    206.353    209.904   5634.371  -2088.270   2692.299   6584.488  -1458.235   4388.237   6285.469   7803.217
        7.77    202.268    206.869   5532.784  -1819.943   3062.320   6580.403  -1926.675   4552.177   6043.342   7807.456
        8.77    198.371    204.108   5403.350  -1542.455   3416.881   6576.506  -2386.082   4693.423   5770.338   7811.428
        9.77    194.686    201.623   5246.682  -1257.194   3754.167   6572.821  -2834.059   4811.184   5467.785   7815.117
       10.77    191.234    199.410   5063.536   -965.589   4072.450   6569.369  -3268.262   4904.793   5137.178   7818.511
10:40  11.77    188.036    197.465   4854.809   -669.105   4370.095   6566.171  -3686.412   4973.709   4780.168   7821.600
       12.77    185.113    195.782   4621.530   -369.239   4645.572   6563.248  -4086.310   5017.525   4398.559   7824.372
       13.77    182.481    194.353   4364.857    -67.504   4897.463   6560.616  -4465.850   5035.969   3994.288   7826.822
       14.77    180.157    193.171   4086.074    234.572   5124.468   6558.292  -4823.031   5028.907   3569.425   7828.942
       15.77    178.157    192.226   3786.578    535.458   5325.418   6556.292  -5155.971   4996.341   3126.153   7830.728
       16.77    176.493    191.509   3467.877    833.628   5499.277   6554.628  -5462.917   4938.412   2666.759   7832.176
       17.77    175.177    191.011   3131.580   1127.567   5645.148   6553.312  -5742.251   4855.400   2193.622   7833.284
       18.77    174.217    190.724   2779.390   1415.783   5762.279   6552.352  -5992.509   4747.719   1709.193   7834.050
       19.77    173.620    190.640   2413.089   1696.811   5850.070   6551.755  -6212.380   4615.918   1215.990   7834.475
       20.77    173.390    190.753   2034.537   1969.223   5908.070   6551.525  -6400.719   4460.677    716.575   7834.559
10:50  21.77    173.529    191.057   1645.656   2231.638   5935.985   6551.664  -6556.549   4282.800    213.546   7834.304
       22.77    174.038    191.549   1248.421   2482.723   5933.675   6552.173  -6679.071   4083.216   -290.483   7833.711
       23.77    174.913    192.227    844.849   2721.208   5901.160   6553.048  -6767.667   3862.966   -792.893   7832.784
       24.77    176.149    193.089    436.991   2945.887   5838.615   6554.284  -6821.899   3623.206  -1291.076   7831.527
       25.77    177.738    194.136     26.916   3155.626   5746.371   6555.873  -6841.518   3365.192  -1782.453   7829.944
       26.77    179.672    195.371   -383.297   3349.370   5624.913   6557.807  -6826.458   3090.278  -2264.482   7828.041
       27.77    181.939    196.796   -791.568   3526.149   5474.876   6560.074  -6776.841   2799.905  -2734.678   7825.823
       28.77    184.523    198.415  -1195.834   3685.079   5297.042   6562.658  -6692.976   2495.594  -3190.625   7823.298
       29.77    187.411    200.232  -1594.052   3825.372   5092.339   6565.546  -6575.350   2178.939  -3629.988   7820.474
       30.77    190.583    202.254  -1984.218   3946.337   4861.827   6568.718  -6424.635   1851.593  -4050.528   7817.360
11:00


Широту и долготу не считал, это тривиально снимается с любого Орбитрона...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Ну и уж раз пошла такая пьянка... Воспроизвожу с некоторыми сокращениями письмо, написанное три года назад. Настоятельно прошу не спрашивать и не высказывать догадки, кому оно было адресовано.

ЦитатаГлубокоуважаемый ***!

Учитывая высочайшую ценность каждого свидетельства участника подготовки и осуществления полета Ю.А.Гагарина, прошу рассмотреть и по возможности учесть мои замечания к ***.

Игорь Лисов


<...> о выведении корабля «Восток»:
«Ошибка в 0.25 метров в секунду привела к увеличению высоты апогея относительно расчетного значения на 40 км»

<...> Вы пишете, что заданием предусматривался полет на высоте 180-230 км. ТАССом были объявлены 12 апреля высоты 175 на 302 км, а позднее в официальной статье о полете в «Правде» было дано уточнение: 181 на 327 км. Так оно и пошло в рекордное дело и в историю.

Я могу подтвердить эти последние параметры, так как располагаю набором американских орбитальных элементов за 12 апреля 1961 г. на блок Е от запуска «Востока». Расчет по ним дает минимальную и максимальную высоту над поверхностью эллипсоида 190.6 и 326.2 км - совпадение вполне удовлетворительное, учитывая возможное количество и качество наших и американских измерений в 1961 г.

Конечно, степень отличия орбиты «Востока» от орбиты блока Е мне неизвестна, но для полетов от «Востока-2» до «Востока-6», где имеются орбитальные элементы и на корабль, и на ступень, корабль всегда оказывается ниже своей ступени. Это - лишнее свидетельство в пользу того, что из американских данных можно делать выводы.

Таким образом, во-первых, апогей орбиты «Востока» был не на 40, а почти на 100 км выше расчетного, а во-вторых, перебор скорости центрального блока на 0.25 м/с никак не мог дать заброса по высоте ни на 40, ни тем более на 100 км.

Как известно, для низких орбит можно использовать следующие приближенные соотношение: 1 м/с приращения скорости дает увеличение период обращения на 2.1 сек и увеличивает высоту орбиты в противоположной точке на 3.4 км. Следовательно, речь должна идти о превышении заданной скорости по крайней мере на 25 м/с, что соответствует подъему апогея на 85 км!

<...>

Второй принципиальный и нерешенный вопрос состоит в описании обстоятельств выдачи тормозного импульса корабля «Восток» и разделения отсеков.

Из литературы известны моменты запуска, включения и выключения ТДУ в полетах кораблей 3КА №1 и №2:

Событие         3КА №1      3КА №2
                09.03.1961  25.03.1961
Старт        09:29:00    08:54:00
Выведение       ...         09:05:31
Включение ТДУ   10:45:41    10:10:49
Выключение ТДУ  10:46:23    ...
Разделение      10:46:32    10:11:36


Очевидна достаточно точная привязка событий ко времени запуска. Так, включение ТДУ происходит через 76 мин 41 сек и 76 мин 49 сек после старта, или примерно через 65 мин 20 сек после выведения корабля на орбиту.

<...> говорится со ссылкой на Г.Н.Формина, что цикл спуска корабля запускается автоматически по сигналу «контакт отделения» и что его реализует запускаемое по этому сигналу ПВУ «Гранит». Далее говорится, что ТДУ включалась при наличии признака «готовность АСО» на 71-й минуте циклограммы ПВУ «Гранит». Но это не соответствует обстоятельствам выдачи тормозного импульса на кораблях 3КА №1 и №2!

Могла ли циклограмма спуска быть изменена между полетами 3КА №2 и «Востока»? Я в это не верю. Тогда откуда появились такие метки на циклограмме Г.Н.Формина и почему они не соответствуют фактическим временам полета двух зачетных кораблей? Не от полетов ли «Восходов», которые описываются Вами ниже и для которых вновь говорится о 71-й минуте?

Далее, известно, что корабль «Восток» стартовал в 09:07:00 и отделился от блока Е в 09:18:07, через 11 мин 07 сек после старта. Исходя из опыта полетов двух зачетных кораблей 3КА, следовало ожидать включения ТДУ примерно в 10:23:45. Фактически же оно произошло в 10:25:34, то есть почти на две минуты позже. На вопрос «почему?» ответа нет, как и нет ответа на вопрос, почему включение ТДУ не было произведено на 71-й минуте от контакта отделения, т.е. в 10:29.

Далее, из доклада Ю.А.Гагарина мы знаем, что разделение СА и ПО произошло не в 10:25, через 10 секунд после окончания работы ТДУ, как он ожидал, а в 10:35, с опозданием на 10 минут. Г.Н.Формин считает, что цикл №6 ПВУ «Гранит» не запустился из-за того, что ТДУ отключилась до набора интегратором заданного приращения скорости 136 м/с, выдав импульс только 132 м/с, и главная команда так и не была сформирована интегратором.

Однако на функционально-логической схеме работы бортовой аппаратуры «Востока», опубликованной им в журнале «Новости космонавтики» №4, 2002, с.3, есть два условия прохождения команды на пиропатроны разделения СА и ПО:

(1) Выдача главной команды из системы управления ТДУ;
(2) Отсутствие сигнала «гироскопы на концевиках».

От окончания работы ТДУ до расчетного момента разделения «Восток» испытывал беспорядочное вращение по всем осям с угловыми скоростями до 30° в секунду и за 10 секунд мог сделать почти полный разворот. Могли ли в этих условиях встать на концевики гироскопы и запретить выдачу команды на разделение? На мой взгляд, это вполне вероятно.

Таким образом, запрет разделения мог быть сформирован по любой из двух названных причин, или по обеим сразу.

Формин далее пишет, что баллистики определили высоту в момент фактического разделения СА и ПО в 148-170 км.

Я могу подтвердить эти данные. Судя по имеющимся у меня орбитальным элементам на блок Е, 3-я ступень (и, как я полагаю, корабль «Восток») прошли апогей орбиты 12 апреля в 10:05 и при отсутствии тормозного импульса оказались бы в перигее в 10:48. Таким образом, в момент выдачи тормозного импульса корабль находился ровно посередине между апогеем и перигеем, имея высоту около 250 км (вместо 205 км на расчетной орбите).

По моим прикидкам, после выдачи тормозного импульса, в зависимости от ориентации корабля по тангажу, за 10 минут «Восток» должен был потерять 90-100 км высоты от исходных 250 км, то есть оказаться на высоте 150-160 км над Землей.

Могли на такой высоте сработать термодатчики? Расчетная высота их срабатывания 100-110 км; Формин произвольно допускает, что на самом деле они могли сработать на 140-150 км. Это сомнительно - тепловые условия на этих высотах совершенно разные. На высоте 160 км пролегали перигеи американских кораблей «Меркурий», но никаких связанных с этим тепловых эффектов не наблюдалось.

Герман Титов приводил другую версию развития событий в полете "Востока". К сожалению, в имеющемся у меня изложении невозможно установить, когда именно Г.С.Титов ее высказал. В ней вина за непрохождение команды №3 на разделение СА и ПО возлагается на умформер в бортовом радиокомплексе, причем Титов утверждает, что такой же отказ повторился и в его полете:

«И только спустя 10 минут, когда [гагаринский] корабль находился над Средиземным морем, над островом Крит, разделение отсеков все-таки произошло по команде дублера-интегратора скорости системы управления в приборном отсеке. Бортовой прибор интегратор при наборе кораблем скорости 136 м/с выдал команду "Разделение" в систему "Гранит-5В", которая отстреляла ленты, притягивающие СА к ПО».

Ну и как это все совместить? Может быть так: интегратор набрал 132 м/с при работе ТДУ и добрал еще 4 м/с в начале погружения в атмосферу, прошла главная команда и через 10 сек разделение...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

hlynin

Спасибо, Игорь. буду разбираться

АниКей

Цитата.....Так вот, месяца через 3 ФАИ собралось утверждать рекорды Гагарина. Наши спортивные комиссары врали тут совсем беззастенчево - в корабле сел Гагарин и всё!

А ведь даже фото не было, где Гагарин возле СА, да и понятно было всем - не сходились концы с концами. Однако понятно было и то, что с мерками авиации к космическим полётам подходить нельзя. Короче, иностранцы сопротивлялись только до обеда, потом рекорды утвердили.

С рекордами Титова тоже проблемы были, но уже прецендент был создан - утвердили и эти.
Так что же это были за рекорды?
За что боролись?
Рекорд длительности полёта - 108 минут.
Из-за этой нервотрёпки с ФАИ мне так и не удалось узнать: чьё это время - Гагарина или корабля? Ясно, что Гагарин приземлился позже, чем СА (минут на  8 ), причём даже позже графика - он спускался на двух парашютах (запасной открылся совсем некстати). Гагарин приземлился далеко от СА (он говорит о 4-х км, другие пишут-1-2-5 км). В других полётах разница замерялась секундомером и доходила до 10 минут. Здесь же при посадке не было хронометристов и Гагарину было не до того. Так что, думаю, 108 исторических минут - просто расчётное время полёта. Причём именно космонавта.....
Так на чем остановились? Какое время?
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Liss

Цитата
ЦитатаРекорд длительности полёта - 108 минут.
Из-за этой нервотрёпки с ФАИ мне так и не удалось узнать: чьё это время - Гагарина или корабля? Ясно, что Гагарин приземлился позже, чем СА (минут на  8 ), причём даже позже графика - он спускался на двух парашютах (запасной открылся совсем некстати). Гагарин приземлился далеко от СА (он говорит о 4-х км, другие пишут-1-2-5 км). В других полётах разница замерялась секундомером и доходила до 10 минут. Здесь же при посадке не было хронометристов и Гагарину было не до того. Так что, думаю, 108 исторических минут - просто расчётное время полёта. Причём именно космонавта.....
Так на чем остановились? Какое время?

В МПК остановились на такой картине:

09:07:00 - Старт
09:18:07 - Отделение
10:25:34 - Начало выдачи тормозного импульса
10:36 с копейками - Разделение отсеков при входе в атмосферу
10:48 - катапультирование пилота
10:55 - приземление СА
11:00 - приземление Гагарина

Есть такой еще вопрос, помимо обсуждавшихся в приведенном выше письме. Похоже, у Каманина глюк, и расчетное место посадки было в 110 км южнее Куйбышева, а не Сталинграда. По крайней мере, данные о местах приземления 4-го и 5-го кораблей-спутников (в окрестностях городов Набережные Челны и Воткинск) и о величинах перелета (412 и 660 км) указывают на расчетную точку вблизи координат 52.3°с.ш., 48.3°в.д.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Leroy

Может, не в тему, но, похоже и в 50-летний юбилей исторического полета Ю.А.Гагарина мы не увидим реальных кадров (а не того запуска собачек, который показывают в любом "документальном" фильме) запуска 12 апреля 1961 года?!  :shock:  :cry: Неужели они не сохранились?

Liss

ЦитатаЕсть такой еще вопрос, помимо обсуждавшихся в приведенном выше письме. Похоже, у Каманина глюк, и расчетное место посадки было в 110 км южнее Куйбышева, а не Сталинграда. По крайней мере, данные о местах приземления 4-го и 5-го кораблей-спутников (в окрестностях городов Набережные Челны и Воткинск) и о величинах перелета (412 и 660 км) указывают на расчетную точку вблизи координат 52.3°с.ш., 48.3°в.д.

И мемуары Н.П.Каманина, и воспоминания А.В.Палло указывают на то, что местом базирования поискового отряда был аэродром Кряж между Куйбышевом (Самарой) и Новокуйбышевском, причем как при аварийном пуске с собачками в декабре 1960 г., так и перед полетом Гагарина. Координаты аэродрома -- 53.11°с.ш., 50.10°в.д.
По словам Палло, еще до посадки Гагарина группа перебазировалась в Пугачев (52.02°с.ш., 48.79°в.д.), а уже после нее -- в Энгельс.

Очевидно, что Пугачев как база поисковых сил был наиболее близок к расчетной точке посадки Гагарина. И приземлился "Восток" не с перелетом, а с недолетом порядка 190 км до этой точки, в отличие от кораблей 3КА №1 и №2.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

Цитата....Куйбышев и Кряж постоянно упоминает в своих дневниках Н. П. Каманин. Часто встречается там и фамилия Мурысева.
Рабочий день 10 марта 1961 года Александр Сергеевич начал с поездки на Кряжский аэродром, где его познакомили с двумя строго засекреченными персонажами. Собачка Чернушка и манекен «Иван Иванович» накануне приземлились в Татарии, были доставлены куйбышевскими поисковиками на Кряж, «переночевали» там в одном из кабинетов и готовились к отправке в Москву.
А 16 марта в Куйбышев прилетели основные герои предстоящего события. В военном санатории «Волга» поселили шесть молодых летчиков. Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Герман Титов должны были на самолетах Ил-14 совершить облет территории штатной посадки «Востока». И конечно, Мурысев не мог не заехать вечером в санаторий, не познакомиться с теми, на кого вот уже несколько лет работала вся область, создавая ракеты и двигатели!
Утром 12 апреля, уходя на работу, Александр Сергеевич сказал жене и дочкам: «Обязательно включите радио и телевизор».
С аэродрома Кряж вылетели поисковые группы, а затем самолет-салон Ил-14. Во второй половине дня первого космонавта доставили на заводской аэродром. Его встречали прилетевшие с Байконура товарищи по отряду, Н. П. Каманин, местные руководители. На мурысевском служебном ЗИСе Юрия Алексеевича отвезли в загородную резиденцию обкома КПСС (так называемые обкомовские дачи), где его ждали московские медики.
На следующее утро, после доклада членам Государственной комиссии, Юрий Алексеевич поставил свои автографы на свежем выпуске областной газеты «Волжская коммуна», а руководители куйбышевских предприятий вручили ему самые первые в биографии космонавта номер один памятные подарки.
«Российский космос» № 10, 2010.
 http://tvroscosmos.ru/frm/zhurnal/2010/1010_2.php
«От братьев-космонавтов с благодарностью»
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата...
Южная часть Куйбышевской области тогда была определена как место штатной посадки космического корабля "Восток". При определении места исходили из того, что поблизости должно быть много населенных пунктов, в каждом из которых в то время находились спецгруппы московских медиков. А в местные райбольницы на случай экстренной хирургической помощи даже были завезены запломбированные контейнеры с кровью нужных групп - для космонавта N 1 и его дублера. В пригороде Куйбышева на военном аэродроме "Кряж" тренировались московские врачи-парашютисты, которым предстояло в случае необходимости десантироваться на место приземления.

Под контролем КГБ были сформированы поисковые группы из надежных местных жителей. Утром 12 апреля десятки таких групп, по три человека в каждой, расположились на вершинах холмов в заволжской степи. Все эти поисковые "тройки" получили только одну задачу: внимательно смотреть, не появится ли в небе огромный парашют. Люди прождали несколько часов, но так ничего и не увидели. Откуда этим поисковикам было знать, что "заданным районом" и в то время, и много лет спустя будет именоваться любое фактическое место приземления, как бы далеко от назначенного оно ни находилось?

.....

...Уже в машине Максимов рассказал, что несколько минут назад ему позвонил главный редактор: "Гагарин прилетает в Куйбышев". А тому сообщил об этом "по секрету" его старый друг из командования ВВС.

Дежурный по штабу окружных ВВС опять же по секрету сказал, что командующий неожиданно уехал на аэродром местного авиазавода. Охрана главных ворот аэродрома была непреклонной: "В списках не значитесь". Но Виктор Ляшенко вспомнил, что много раз попадал на этот аэродром, который был "местом подскока" во время учений истребителей местных ПВО, через "задние" ворота, куда обычно проходили топливозаправщики. Там обычно дежурила бабулька - божий одуванчик. Так было и на этот раз. Увидев много больших звезд на погонах Максимова, она спросила только: "Вам куда?". Нашлись: "Туда же".

На аэродроме уже стояли высокие военные и гражданские чины. По оживлению начальства догадались: с минуты на минуту что-то будет. Шоферу сказали, чтоб двигатель не глушил. Когда Ил-14 приземлился и стал уходить к краю летного поля, водитель дал газу и "уазик" военных газетчиков подоспел к самолету вторым. Первой была "Волга" с номерами КГБ.

Виктор ждал, что когда откроется люк, то в его проеме покажется человек в майорском мундире. Но вместо майора в проеме неожиданно появился кто-то в летном комбинезоне и шлемофоне. Ляшенко даже не сразу сообразил, что это и есть Юрий Гагарин. И нажал на спуск своего "Зенита-122" только тогда, когда первый космонавт дошел уже до середины металлического трапа-лесенки. А второй снимок кагэбэшники уже не разрешили сделать.

- Хорошо, хоть пленку тогда не засветили, - довольно улыбается сейчас Виктор Григорьевич. Оказывается, "дядька" космонавтов генерал Каманин дал тогда запрет на съемку еще не переодетого в парадную майорскую форму Юрия Гагарина. И Виктор Ляшенко до сих пор жалеет, что не смог снять его вместе со старшим лейтенантом, который, минуя большезвездных генералов, первым кинулся к Гагарину с радостным воплем: "Юра!" Уже тогда он понял, что этот старший лейтенант-дублер Гагарина, а потому будет вторым. И через несколько месяцев, снимая прилет в Куйбышев уже Германа Титова, убедился в своей правоте.

Не успели Илья Максимов и Виктор Ляшенко вернуться в редакцию, как туда же примчались спецкоры из "Правды", "Известий" и ТАССа. Выхватывая еще не просохшие отпечатки, они мчались на фототелеграф. Назавтра снимок Гагарина на трапе-лесенке Ил-14 с его еще не ставшей знаменитой улыбкой появился в центральных газетах СССР. А под снимком стояло "А. Алексеев. ТАСС".

Виктору поначалу обидно было до слез. Но он понимал, что из соображений секретности его фамилию давать было нельзя. Но гонорар за снимок он все-таки получил. Сто рублей заплатил ТАСС. Это была царская оплата. В то время в своей газете Виктор Григорьевич получал максимум три рубля за снимок, а его оклад был всего 80 рублей. Еще по 25 рублей прислали "Правда", "Известия" и "Красная звезда". А своему региональному фотокорреспонденту руководство ТАСС вручило "за организацию снимка" золотые часы.

Уже через несколько месяцев справедливость все же восторжествовала. Снимок Германа Титова, прилетевшего с места приземления опять же на аэродром Куйбышевского авиазавода, "Здравствуй, Земля!" был тогда опубликован в "Правде" уже за подписью автора.

По сей день Виктор Григорьевич считает главным делом своей жизни тот самый снимок улыбающегося Юрия Гагарина, который помимо газет и журналов вошел потом в книги, энциклопедии, буклеты. И благодарит судьбу за то, что она позволила сделать его вопреки всем жизненным обстоятельствам.

Сразу же после съемки пленку редакционные "секретчики" у Ляшенко отобрали - "до лучших времен". Потом, правда, ее вернули автору, и недавно он передал ее вместе с другими "космическими" пленками музею самарского завода "ЦСКБ - Прогресс", на котором и делался первый "Восток", поднявший в космос Юрия Гагарина.
Человек, который первым снял улыбку Гагарина
http://www.rg.ru/2005/04/01/gagarin.html
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата....Подполковник медицинской службы и опытный парашютист Виталий Волович руководил группой врачей-спасателей, которые должны были прийти на помощь Юрию Гагарину, если бы во время приземления что-то пошло не так. Суматоха началась с раннего утра 12 апреля. На аэродроме поселка Кряж, что под Куйбышевом, спешно готовили к вылету самолет с  врачами. Но тот завяз в грунте аэродрома по самые шасси. Спасателей погнали в обычный грузовой Ил-14.

К предполагаемому месту посадки подошли в точно назначенное время. Но гагаринский «Восток» приземлился совсем в другом месте. Когда врачи оказались над степью, по которой стелился огромный оранжевый купол корабля, космонавт на вертолете уже летел в город Энгельс, в НИИ ВВС. Обследовать Гагарина после приземления, как это требовалось, не удалось!

Прорывался сквозь толпу возле КП на аэродроме в Энгельсе Волович, размахивая пистолетом. Ринулся на второй этаж, где находился Гагарин.   Обнялись, расцеловались. Гагарин что-то рассказывал окружавшим его людям, рапортовал по телефону в Москву о том, как проходил полет. А Воловичу все никак не удавалось провести обследование.

Сразу после первого обследования. Слева от Гагарина - В. Г. Волович, справа - И. Г. Борисенко, судья Международной авиационной федерации, он регистрировал мировое спортивное достижение Гагарина, и конструктор скафандров А. М. Бахрамов.

Только в спецсамолете, летящем в Куйбышев, врач наконец смог расстегнуть рукав комбинезона Гагарина,   измерить давление. 120 на 75! Пульс - 65! И всего 12 вдохов в минуту!

- Все отлично!  - выдохнул врач.

В Куйбышеве  самолет с Гагариным встречала несметная толпа. Юрий Алексеевич растерянно смотрел на бортовой журнал полета, вертел в руках пистолет в кобуре, побывавший в космосе: что с ними делать? И протянул все Воловичу.

Чуть позже, уже на обкомовской даче, куда увезли Гагарина, к Воловичу подошел незнакомый человек в изрядно помятом костюме и спросил: «А вы что здесь делаете?» - «Я - врач, обследовал Гагарина». - «А-а, ну и как он?» - «Все отлично. Только его пистолет и бортовой журнал не знаю, кому отдать...» - «А вон Быковский идет. Ему и отдайте».

Волович подошел к Быковскому (космонавт первого отряда, в космос полетел пятым): «Валера, а кто это?» - И кивнул на гражданина в мятом костюме. Быковский расхохотался: « Это же Королев!»
http://www.kp.ru/daily/23687.5/51837/
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Liss

Нашел черновик фрагмента текста известной статьи Г.Н.Формина "Почему полеты "Востоков" и "Восходов" были безаварийными" (НК №6 и №7, 2004), поясняющий порядок разделения СА и ПО. Воспроизвожу по рукописи со всеми особенностями орфографии.

ЦитатаВ упомянутом материале по обеим кораблям имеется замечание к процессу разделения. Давайте поближе познакомимся с этим процессом. Спускаемый аппарат (СА) и приборный отсек (ПО) стягиваются четырьмя лентами, которые имеют единый узел крепления на вершине СА и 4 пирозамка на срезе ПО (рис. 1). Пирозамки разрывают механическую связь ПО - СА и имеют ножницы для перерубания высокочастотных кабелей, проходящих по стягивающим лентам в ПО. Электрическая связь аппаратуры, установленной внутри ПО, с аппаратурой внутри СА осуществляется по кабелям, проходящим через гермоплату ПО, по кабель-мачте и через гермоплату СА.

Команда на разделение ПО - СА формируется в ПО и одновременно поступает на коммутационные реле, которые подают напряжение для срабатывания пиропатронов пирозамков-ножниц и пиропатронов отделения гермоплаты.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Так, окончательное подтверждение.

ЦитатаЮг Куйбышевской области -- а именно Пестравский район -- был определен как место штатной посадки первого "Востока".

ЦитатаСамолеты, поисковые группы были сосредоточены в районе Пестравки, где ориентировочно должен был приземлиться Юрий Гагарин.

Полетаева В. Шагнувшие к звездам. -- Самара: ЦСКБ-Прогресс, 2006 -- стр.131, 141

Координаты райцентра Пестравка -- 52.4041°с.ш., 49.9629°в.д. От центра Самары 89 км, от Кряжа 79 км.

Недолет расчетного места посадки -- 300 км ровно.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

Цитата...из желания восстановить куйбышевские дни Юрия Алексеевича Гагарина, а это, как известно, 12-14 апреля, и появилась книга "Шагнувшие к звездам". Ее напечатал "ЦСКБ-Прогресс" в 2006 году, и она успела в Звездный городок к празднованию 45-летия полета Ю.Гагарина. Не за горами уже полувековой юбилей первого пилотируемого полета, и новый вариант книги будет, пожалуй, раза в полтора больше. Ведь в нашем городе не найдешь района, в котором не было бы памятных мест, связанных с космической историей! Кроме всем известной загородной гостиницы обкома партии, что на 1-й просеке, это и санаторий "Волга", в котором останавливались космонавты, и аэродром Смышляев-ка - именно оттуда шесть летчиков, кандидатов на первый полет в космос, вылетели на осмотр предполагаемого места посадки "Востока". Это аэродром Кряж - там находился штаб поисково-спасательных групп, которым руководил командующий ВВС ПриВО К.Т.Цедрик, и именно с Кряжского аэродрома вылетел в г. Энгельс самолет Ил-14, на котором доставили в Куйбышев Ю.А.Гагарина....
http://news.samaratoday.ru/news/142295/
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Liss

ЦитатаТак, окончательное подтверждение.

ЦитатаЮг Куйбышевской области -- а именно Пестравский район -- был определен как место штатной посадки первого "Востока".

ЦитатаСамолеты, поисковые группы были сосредоточены в районе Пестравки, где ориентировочно должен был приземлиться Юрий Гагарин.

Полетаева В. Шагнувшие к звездам. -- Самара: ЦСКБ-Прогресс, 2006 -- стр.131, 141

Координаты райцентра Пестравка -- 52.4041°с.ш., 49.9629°в.д. От центра Самары 89 км, от Кряжа 79 км.

Недолет расчетного места посадки -- 300 км ровно.

Так, все страньше и страньше :-)

Фотокопия (т.е. ошибка исключена!) полетного задания Ю.А.Гагарина, утвержденногого председателем Госкомиссии К.Н.Рудневым, приведена в 1-м томе сборника Роскосмоса на цветной вкладке после стр. 256.

По полетному заданию время старта 9:07 ± 7 мин, полное время полета 1 час 46 мин, дальность полета 1.03 оборота, координаты расчетной точки приземления -- 52.5°с.ш., 47.7°в.д.

Этим координатам соответствует деревня Герасимовка вблизи разъезда Дубовый Гай на линии Сенная -- Сызрань. В Саратовской области, к западу от Волги. Примерно в 150 км к западу от Пестравки, названной в книге В.Полетаевой.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Как все это понимать, я по-прежнему не понимаю :-(

Итак, расчетное место посадки имеет координаты:
52.5°с.ш., 47.7°в.д. -- по полетному заданию, подписанному К.Н.Рудневым;
52.4°с.ш., 49.9°в.д. -- примерные координаты райцентра Пестравка, названного В.Полетаевой со ссылкой на поисковиков

Объективные данные внешнетраекторных измерений, выраженные в двустрочных элементах NORAD на 3-ю ступень от пуска "Востока" и на "Восток-2", позволяют оценить трассу полета корабля, если бы он не сошел с орбиты. Нас интересует пересечение параллели 52.5°с.ш. (различием в 0.1° между Герасимовкой и Пестравкой пренебрегаеам).

Время от старта,  Широта Долгота
чч:мм:сс

01:35:51  52.50  48.50  "Восток-2" (штатное выведение)
01:36:18  52.50  48.59  3-я ступень "Востока-1" (нештатное выведение, высокий апогей)


Итак, без схода с орбиты "Восток" пересек бы параллель 52.5°с.ш. в районе Никольское на восточном берегу Волги напротив Хвалынска, в 60 км восточнее точки Руднева и в 94 км западнее точки Полетаевой.

Сход с орбиты и вход в атмосферу означают, что КА прекращает полет в (условно) инерциальной системе отсчета и начинает испытывать снос к востоку со скоростью вращательного движения Земли (283 м/с для данной широты). Правильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета? Надо посмотреть по современным посадкам "Союзов", хотя там разница между широтой района посадки и наклонением орбиты меньше...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

АниКей

Цитата....Произошло катапультирование приблизительно около километра, может быть, даже меньше, от берега Волги. Думаю, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться в Волгу. Потом отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют. И тут мягко так, я даже ничего не заметил, кресло ушло от меня, вниз пошло. Я стал опускаться на основном парашюте. Ну, на основном парашюте меня опять развернуло к этим городам, к Волге. Смотрю один город большой на том берегу, здесь - поменьше.

Я, когда еще учился в Саратове, знаю -- прыгали мы за этим лесом, много летали. Там железная дорога, мост через железную дорогу и длинная коса в Волгу к этому мосту. Думаю, наверное, Саратов здесь. В общем, я приблизительно опознал.

Затем раскрылся запасной парашют.

Наблюдал за местностью: видел, где приземлился шар - спускаемый аппарат. Белый парашют, шар лежит недалеко от берега Волги. Приземлился он примерно километров около четырех от меня. Затем лечу, смотрю - справа от меня полевой стан. Там видно много народу, машины едут, дорога проходит. Я уже дорогу прошел, еще шоссе идет. Дальше такой овраг проходит и за оврагом тоже домик. Вижу женщину. Ну, думаю, сейчас я угожу как раз в этот самый овраг. Несет меня и несет, ничего не сделаешь. Купола красивые, а чувствую, все смотрят. Хорошо идет спуск. Потом я смотрю, приземляюсь как раз на пашню. Спиной меня несет, но трудно развернуться, не развернешься.

Перед Землей, метрах в 30-ти, меня плавно повернуло прямо лицом. Ветерок метров 5-6. После посадки ногами ткнулся, собрался, покатился, ничего не повредив. Приземление очень мягкое было, на пашню. Я сам и не понял, как стою на ногах. На меня падает задний парашют, передний парашют пошел вперед. Я его погасил, снял подвесную систему. Посмотрел, все цело, жив-здоров....
http://rusarchives.ru/12april/pages/02_87.php
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

Старый

ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
А не к западу?

ЦитатаНадо посмотреть по современным посадкам "Союзов", хотя там разница между широтой района посадки и наклонением орбиты меньше...
Лучше по координатам посадок Зенитов-2 (в НК была таблица с координатами). Орбиты у них практически такие же как и у Востоков, особенно наклонение.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Старый

ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
О! Т.к. период обращения был больше расчётного то за время одного витка Земля успела провернуться на больший угол и трасса сместилась к западу.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Liss

Цитата
ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
О! Т.к. период обращения был больше расчётного то за время одного витка Земля успела провернуться на больший угол и трасса сместилась к западу.
Период был больше на 45 секунд или около того, так что сдвиг не превысил 0.2°. Расчет для 3-й ступени "Востока" и для "Востока-2" дает разницу в 0.09°.
А насчет посадок проверим :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Liss

Цитата
ЦитатаПравильно ли я понимаю, что результатом будет уход к востоку относительно условной точки пролета?
А не к западу?

Действительно к западу!

Гагарин:
* фактические координаты места посадки 51.27°с.ш., 46.00°в.д.
* расчет дает пролет широты 51.27°с.ш. на долготе 46.84°в.д.

Титов:
* фактические координаты места посадки 50.85°с.ш., 47.02°в.д.
* расчет дает пролет широты 50.85°с.ш. на долготе 48.24°в.д.

Мораль: приведенные в полетном задании координаты расчетного места посадки считать достоверными, а сведения В.Полетаевой, увы, ошибочными.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

Интересно получается. С точки зрения банальной эрудиции более высокая орбита и недоработка ТДУ должны давать перелёт, а дали недолёт...
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Liss

ЦитатаИнтересно получается. С точки зрения банальной эрудиции более высокая орбита и недоработка ТДУ должны давать перелёт, а дали недолёт...
Если считать, что включение ТДУ жестко привязано по циклограмме к отделению от 3-й ступени (а теперь уже достоверно известно, что никаких команд на "Восток" по КРЛ не передавалось), то все логично: включение было в расчетный момент времени, но -- из-за высокой орбиты -- на большем удалении от расчетной точки, чем планировалось.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации