Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

#1460
https://www.youtube.com/watch?v=P2fHsiQlVPc
Цитировать2020.05.15 Компания «ИСС» обеспечит источником энергии российский метеоспутник        
                           Телеканал РАЗВИТИЕ
https://www.youtube.com/watch?v=P2fHsiQlVPc2:02
Опубликовано: 18 мая 2020 г.
Солнечная батарея производства компании «ИСС» обеспечит электроэнергией очередной космический аппарат российской гидрометеорологической системы «Электро». Для железногорского спутникостроительного предприятия это уже четвёртый контракт на поставку солнечных батарей для метеоспутников производства НПО имени Лавочкина.

zandr

#1461
https://www.youtube.com/watch?v=XXDR5F5Vh0w
Цитировать2020.05.19 Компания «ИСС» строит собственную азотную станцию        
   Телеканал РАЗВИТИЕ
https://www.youtube.com/watch?v=XXDR5F5Vh0w2:09
Опубликовано: 19 мая 2020 г.
До 80-ти тонн в сутки! Столько жидкого азота потребует работа нового комплекса для термовакуумных испытаний спутников, который строит компания «ИСС» в своём новом монтажно-испытательном корпусе. В нём разместятся две термовакуумные камеры объёмом 2400 и 220 кубических метров. 

tnt22

https://ria.ru/20200526/1571981874.html

Цитата: undefinedИсточник: Минобороны заказало два спутника связи "Меридиан-М"
01:02 26.05.2020 (обновлено: 01:36 26.05.2020)

МОСКВА, 26 мая - РИА Новости. Компания "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" (предприятие Роскосмоса) изготовит для Минобороны РФ два космических аппарата связи "Меридиан-М", контракт был подписан в мае, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.

В 2019-2020 годах на орбиту были выведены первые два модернизированных спутника "Меридиан-М".

"В мае между Минобороны РФ и предприятием "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" (ИСС) был подписан контракт на изготовление ещё двух спутников связи "Меридиан-М", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что это позволит загрузить мощности сибирского предприятия.

Ранее генеральный директор ИСС Николай Тестоедов заявил, что этот контракт планируется подписать до конца 2019 года.

В 2006-2014 годах были запущены семь спутников "Меридиан", при этом первый аппарат вышел из строя из-за пробоя герметичного контейнера космическим мусором, второй был выведен на нерасчетную орбиту, но продолжает работать по целевому назначению, пятый не был выведен на орбиту. Гарантийный срок службы спутника "Меридиан" - семь лет.

Спутники "Меридиан" предназначены для обеспечения связью морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми и наземными станциями. Также аппараты нужны для расширения возможностей сети станций спутниковой связи северных районов Сибири и Дальнего Востока для развития экономики.

Василий Ратников

Цитата: tnt22 от 26.05.2020 02:44:00Компания "Информационные спутниковые системы имени Решетнева" (предприятие Роскосмоса) изготовит для Минобороны РФ два космических аппарата связи "Меридиан-М"
а я помню как в 2014 году наш Радиозавод и видимо НПО ПМ руки потирали на тему третьего поколения и знакомый говорил тссс "сфера" будет ваще круто премии, проектирование и разработка наземки.

а потом весной он же говорил - блин заставляют ускоренными темпами на бтр-80 монтировать наземные комплексы спутниковой связи.  работы дофига, а оплата так себе, ибо ничего нового.

я боюсь ошибаться, но помнится что первый спутники на замену Меридианам должны были году в 2018 полететь
но что то пошло не так ) и теперь снова привет Меридианам.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-270520-2
ЦитироватьНа «ИСС» выявлены случаи COVID-19
  У двух сотрудников компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» подтверждён диагноз «коронавирусная инфекция».
По результатам проведённых тестов у двух сотрудников «ИСС» выявлен COVID-19. В связи с этим на предприятии принимаются усиленные меры по предотвращению распространения коронавируса.
Остановлена работа двух производственных цехов. Помещения закрыты на полную дезинфекцию. Сотрудники подразделений, где выявлены случаи заболевания, и все, контактировавшие с ними, направлены на самоизоляцию по месту жительства. Для работников организована сдача тестов на наличие коронавирусной инфекции.
На предприятии ведётся строгий контроль температуры тела и соблюдения масочного режима. Персонал обеспечивается всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты и дезинфекции.
Ситуация контролируется Оперативным штабом АО «ИСС».

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-494.pdf
ЦитироватьДля точности данных
Спутниковая геодезическая сеть России пополнится 265 новыми пунктами
Устойчивая работа глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, базирующаяся на непрерывном развитии её космического и наземного комплексов, открывает множество возможностей для применения услуг позиционирования в самых различных отраслях экономики страны. Одна из них – геодезия и картография.
В 2020 году Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) продолжит комплексное развитие государственных геодезических сетей с применением технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС. Создание этих сетей необходимо для установления, поддержания, обновления и распространения государственных и местных систем координат, определения параметров фигуры и гравитационного поля Земли и их изменений во времени, а также измерений параметров орбит спутников системы ГЛОНАСС. Получаемые на пунктах данные спутниковых наблюдений используются для вычисления и передачи потребителям точных эфемерид навигационных спутников.
В настоящее время Росреестр выполняет работы по созданию спутниковой геодезической сети, состоящей из пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети, пунктов высокоточной геодезической сети и пунктов спутниковой геодезической сети 1 класса. Пространственное положение этих пунктов определяется с различной точностью, но в его основе – данные ГЛОНАСС и GPS.
Данные работы ведутся в рамках Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012–2020 годы. Планируется, что к концу текущего года по всей территории России и за её пределами будет создано 45 пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети, 375 пунктов высокоточной геодезической сети и 5640 пунктов спутниковой геодезической сети 1 класса.

zandr

Там же
ЦитироватьРазвитие ГЛОНАСС
Компания «ИСС» представила в Госкорпорацию «РОСКОСМОС» свои предложения по развитию космического комплекса навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС до 2030 года.
Предложения направлены на улучшение тактико-технических характеристик космического комплекса системы ГЛОНАСС, включая модернизацию спутников и создание новых космических аппаратов, а также развитие наземного комплекса управления. Предусматривается проведение ряда экспериментов с перспективной бортовой аппаратурой, использование которой предполагается на аппаратах нового поколения, в том числе и за пределами 2030 года.
Предложения нашего предприятия, ответственного за космический комплекс ГЛОНАСС, сформированы с учётом текущей ситуации, сложившейся в производстве спутников и средств выведения их на орбиту. Инициативы решетнёвцев нацелены на обеспечение паритета и конкурентоспособности системы ГЛОНАСС в существующих реалиях, связанных с ограничениями на поставку импортных комплектующих, а также с учётом возрастающих требований потребителей всех категорий к навигации в конкретных условиях решения координатно-временных задач.
После согласования с Госкорпорацией «РОСКОСМОС» представленные предложения могут стать основой для изменений действующей Федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС», реализация которой завершается в 2020 году.

zandr

#1467
Там же
ЦитироватьЛегкокрылый «Электро»
Компания «ИСС» создаёт источник энергии для российского метеоспутника
 Вы не можете просматривать это вложение.
Солнечная батарея производства нашего предприятия обеспечит электроэнергией очередной космический аппарат российской гидрометеорологической системы «Электро». Это уже четвёртый контракт Решетнёвской фирмы на поставку солнечных батарей для метеоспутников производства НПО им. С. А. Лавочкина. Всего спутников «Электро-Л» в гидрометеорологической системе предусмотрено пять, на орбиту запущено уже три. И на каждый аппарат устанавливается солнечная батарея, созданная в компании «ИСС». Такая стабильность в получении заказов – показатель надёжности и высоких эксплуатационных свойств продукции компании «ИСС».
Крыло солнечной батареи спутников серии «Электро-Л» состоит из трёх сегментов. Они представляют собой полужёсткие углепластиковые каркасы, на которые натянуты струны. Эта разработка решетнёвцев уникальна по своей массе. «Она меньше килограмма на квадратный метр, – рассказывает специалист сектора лабораторно-отработочных испытаний отдела бортовых систем электропитания Владимир Шанаврин. – На эту подложку устанавливаются трёхкаскадные арсенид-галлиевые преобразователи, которые имеют максимальный КПД и обеспечивают очень высокие показаели солнечной батареи с точки зрения выдаваемой мощности».
К настоящему моменту собранные каркасы солнечной батареи нового метеоспутника «Электро-Л» отправлены из Решетнёвской фирмы на смежное предприятие – ПАО «Сатурн» (г. Краснодар), где их оснастят высокоэффективными фотоэлементами. А затем изделие вернётся в «ИСС» для финальных операций и подготовке к сдаче заказчику.
Солнечные батареи по заказу НПО имени Лавочкина наше предприятие создаёт «под ключ». Это означает, что заказчик получает их полностью готовыми к установке на аппараты. Батареи обеспечивают стабильное функционирование системы электропитания спутников «Электро-Л» в течение всего гарантированного срока их службы, который составляет 10 лет.
Российские метеоспутники, функционирующие в составе геостационарной космической системы «Электро», выполняют важную миссию. Они обеспечивают Росгидромет оперативной информацией для анализа и прогноза погоды, изучения состояния акватории морей и океанов, мониторинга условий для авиаполётов, а также изучения состояния ионосферы и магнитного поля Земли. Помимо этого, они оснащены аппаратурой приёма и ретрансляции сигналов аварийных буёв системы спасания терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT.
Космические аппараты «Электро-Л» выполняют многоспектральную съёмку всей наблюдаемой поверхности Земли в видимом и инфракрасном диапазоне. С их помощью получены детализированные снимки планеты высокого разрешения.
Вы не можете просматривать это вложение.
Финальные операции по сборке каркасов солнечной батареи спутника «Электро-Л»

zandr

Там же
ЦитироватьНадёжная защита
Рабочее место акустических испытаний спутников оснастят сверхпрочными воротами
В компании «ИСС» продолжается строительство второй очереди монтажно-испытательного корпуса, на этой площадке будут созданы новые высокотехнологичные рабочие места. Одно из них – акустическая реверберационная камера (АРК) объёмом 1500 кубометров, в которой космические аппараты и их конструкции будут проходить испытания звуковым давлением (максимальное значение около 150 децибел). Речь идёт об имитации звуковых нагрузок при старте ракеты-носителя.
Главные требования технологического процесса при таких испытаниях – обеспечение безопасности персонала, а также сохранение целостности здания и всех конструкций, которые находятся в помещении. Во время акустических проверок камера должна быть наглухо закрыта, обеспечена её звуковая герметичность.
Для этого послужат автоматизированные откатные ворота, уникальные в части конструктивных решений, применяемых материалов и технологий изготовления, которые разработаны решетнёвцами самостоятельно.
Задача была поставлена перед специалистами отдела проектирования средств технологического оснащения в 2018 году. И уже в августе того же года они, опираясь исключительно на собственный технический задел, создали конструкторскую документацию и программное обеспечение.
Высота полотна откатных ворот составит 14,8 м, ширина 8 м, толщина 0,6 м, масса порядка 200 тонн. Согласно проекту, полотно ворот состоит из 30 элементов-кубиков (10 рядов по три кубика), каждый элемент изготавливается из стальных листов и, для получения правильной геометрии, обрабатывается на станках. Это позволяет исключить сварку при монтаже. Далее ворота собираются как конструктор: элементы скрепляются между собой болтами и поэтапно заливаются бетоном.
Сталь и бетон – основные материалы, которые использованы для изготовления ворот, но есть и более специфичные. Грунтовка и эмаль для покрытия внутренней стороны конструкции используются не простые, а специальные – стойкие к звуковым колебаниям высокой интенсивности.
Для исключения малейшей возможности разгерметизации камеры АРК-1500 решетнёвцами спроектирована ещё одна уникальная защитная система. По периметру проёма ворот на стене монтируются специальные силиконовые уплотнители, в которые перед испытаниями подаётся воздух. Силиконовые элементы, раздуваясь, плотно прилегают к полотну ворот и герметизируют камеру.
Ворота открываются и закрываются с пульта управления, либо с центрального пульта АРК, а во время испытаний блокируются. Они полностью автоматизированы: при обнаружении «на пути следования» постороннего объекта ворота сами остановятся.
В движение ворота приводит мотор- редуктор с высоким выходным моментом, расчётное время открывания составляет 15 минут. Привод с частотным управлением обеспечивает плавный старт и плавное торможение.
Движутся ворота на роликовых каретках по рельсовым направляющим. Сверху также установлена направляющая, которая исключает опрокидывание полотна. Нижние направляющие защищаются от повреждений силовым настилом, который выдвигается вслед за воротами из-под пола корпуса. По нему провозят изделия внутрь камеры для испытаний.
Монтаж ворот акустической реверберационной камеры планируется начать после установки металлоконструкций по периметру входа в помещение. Эти работы уже ведутся цехом эксплуатации инженерного и технологического оборудования.
Вы не можете просматривать это вложение.
Вход в акустическую камеру укрепляют металлическими каркасами

zandr

#1469
Цитата: undefined2020.05.27 Изделия разработки «ИСС» станут частью европейской спутниковой платформы
Телеканал РАЗВИТИЕ 
Телеканал РАЗВИТИЕ
https://www.youtube.com/watch?v=q1sa1hhuQBk 1:55
Опубликовано: 31 мая 2020 г.
Маленькие, да удаленькие. Так можно охарактеризовать элементы системы терморегулирования, созданные специалистами компании «ИСС» имени академика Решетнёва» по заказу давнего партнёра – компании Thales Alenia Space. Изделия, разработанные и изготовленные решетнёвцами, планируют использовать в составе новой платформы для европейских спутников.

zandr

Там же. Бегущая строка:
ЦитироватьВ компанию ИСС поступили аккумуляторные батареи для нового телекоммуникационного спутника Экспресс-АМУ3.
Литий-ионные аккумуляторные батареи производства французской компании SAFT прошли входной контроль в решетневской фирме.
Аккумуляторные батареи обеспечат электропитание всех жизнеобеспечивающих систем спутника Экспресс-АМУ3 в период прохождения теневых участков орбиты.

zandr

Цитировать2020.05.28 В системе ГЛОНАСС начал работать новый спутник производства «ИСС»
Телеканал РАЗВИТИЕ 
Телеканал РАЗВИТИЕ
https://www.youtube.com/watch?v=vTKBBx1gzZA 1:33
Опубликовано: 29 мая 2020 г.
Навигационный спутник «Глонасс-М», запущенный 16 марта с космодрома Плесецк, принят в эксплуатацию. В течение трёх недель после его запуска специалисты эксплуатирующей организации при участии представителей предприятия-разработчика – компании «ИСС» – успешно завершили проверку его функционирования, а также плановую коррекцию орбитального положения.


zandr

https://www.youtube.com/watch?v=9hQFomFyIp0
Бегущая строка:
ЦитироватьВ компанию ИСС завершены приемочные огневые испытания двигателей системы коррекции космического аппарата связи Экспресс-АМУ7.
На спутнике Экспресс-АМУ7 решетневцы впервые применили двигатель высокой тяги СПД-140 для сокращения срока довыведения аппарата на геостационарную орбиту.
В ходе испытаний была проверена совместимость нового двигателя с бортовыми системами спутника Экспресс-АМУ7 и двигателями предыдущего поколения.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-050620
ЦитироватьСпутник «Экспресс-АМУ7» собран
В компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» завершена сборка телекоммуникационного космического аппарата «Экспресс-АМУ7».
Сборка спутника завершилась объединением двух его модулей: платформы, содержащей системы жизнеобеспечения космического аппарата, и полезной нагрузки, предназначенной для выполнения его целевых задач.
Следующим этапом работы над космическим аппаратом станут его электрические испытания.
Спутник «Экспресс-АМУ7» создаётся на базе платформы «Экспресс-1000» разработки Решетнёвской фирмы. Оборудование модуля полезной нагрузки изготовлено европейской компанией Thales Alenia Space.
Космический аппарат «Экспресс-АМУ7» предназначен для обеспечения высококачественными услугами связи и телерадиовещания потребителей на территории России и зарубежных стран. Он создаётся в компании «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва» по заказу ФГУП «Космическая связь».

zandr

https://www.roscosmos.ru/28651/
ЦитироватьИнтервью Николая Тестоедова
Базирующееся в городе Железногорске под Красноярском компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») многие годы является лидером отечественного спутникостроения. Именно на это предприятие выпадет основная нагрузка по производству космических аппаратов по программе «Сфера» — многофункциональному проекту, который предполагает запуск в среднесрочной перспективе 640 российских спутников.
Отраслевому журналу Госкорпорации «Русский космос» удалось встретиться с генеральным директором ИСС Николаем Тестоедовым и обстоятельно поговорить о текущей работе предприятия, о влиянии санкций и идущем процессе импортозамещения, о кадровой политике и о том, что мешает ускоренному развитию.
***
— Николай Алексеевич, акционерное общество, которое вы возглавляете около 14 лет, более 60 лет работает на отечественную космонавтику. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось.
— Предприятие было основано 4 июня 1959 г. на площадке Красноярска, как филиал ОКБ-1 (сегодня — РКК «Энергия», входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») для сопровождения серийного производства ракетной техники. Первым самостоятельным изделием нового КБ стала ракета-носитель «Космос», первый пуск которой состоялся 18 августа 1964 г. Впоследствии она положила начало целому классу легких ракет «Космос», «Космос-3» и «Космос-3М», которые были признаны одними из самых надежных легких ракет Советского Союза.
Уже к моменту запуска первой ракеты нашему предприятию главным конструктором М.К. Янгелем была передана тематика низкоорбитальной космической связи. А через год C.П. Королёв передал нам тематику и документацию на спутник «Молния-1» для обеспечения глобальной связи на территории всей страны с высокоэллиптической орбиты.
Российская орбитальная группировка включает 169 космических аппаратов, из них 103 — производства «Информационных спутниковых систем»
Основные направления деятельности компании — это создание космических аппаратов телекоммуникации, навигации и геодезии. В настоящее время в состав ИСС входит Головное конструкторское бюро и развитая производственная и экспериментальная база. Тем самым создан замкнутый цикл: спутники покидают площадку предприятия только при отправке на космодром для запуска. Имеется развитая и эффективная кооперация: более половины стоимости и трудозатрат по спутнику — это работа кооперации по приборам.

— ИСС — крупнейший производитель космических аппаратов в России. Какова динамика их производства за последние годы?
— В среднем на различных стадиях производства одновременно на предприятии находится около 50 космических аппаратов — это по уже заключенным контрактам. Хотя для менее посвященного читателя проще оперировать количеством пусков.
За последние 15 лет, а именно такой временной период применяется в качестве показателя на конкурсах по производству космических аппаратов в западных странах, ИСС запустили 124 космических аппарата, в том числе 47 спутников Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС
В 2016-2017 гг. было некоторое снижение числа пусков — по три и два запуска соответственно. Причинами стали два фактора. Первый — это уже известные всем санкции, в результате которых сократилось получение приборов от контрагентов.
Второй фактор — это следствие наших позитивных процессов. Дело в том, что созданные к тому времени космические аппараты работали на орбите очень устойчиво и дольше запланированного срока, в связи с чем не возникало необходимости их заменять. Это подчеркивает качество нашей работы, надежность наших спутников. И мы в нашей практике уже перестали оперировать понятиями «запущенный спутник» — говорим о поддержании орбитальных группировок.
Например, орбитальная группировка системы ГЛОНАСС в составе 24 космических аппаратов, работающих по целевому назначению, и система «Гонец» из 11 аппаратов. Кроме этого, полностью укомплектованы такие орбитальные группировки, как «Луч» (многофункциональная космическая система ретрансляции), «Экспресс» (флот телекоммуникационных спутников) и «Гео-ИК» (спутники для нужд геодезии).
Устойчивость работы космических аппаратов орбитальных группировок позволила изменить стратегию запусков в последние годы: запуски производятся только по оперативной необходимости.
С учетом новой стратегии сформирован надежный резерв. В настоящее время семь космических аппаратов различного назначения находятся либо на ответственном хранении у нас, на заводе-изготовителе, либо на космодроме — в ожидании возникновения оперативной необходимости запуска.

— Вы отметили, что одним из факторов некоторого снижения объема производства космических аппаратов в 2016-2017 гг. являлись санкции, наложенные на нашу страну и вызвавшие необходимость импортозамещения. Каков процент отечественных компонентов в ваших космических аппаратах? Какова ситуация с этим в настоящее время?
— Если говорить о соотношении электронной компонентной базы отечественного и импортного производства, то не обойти вопрос санкций. Космос — это передний край развития техники как информационной, так и научной. И одновременно космос — это самая недружественная для человека и для техники среда: вакуум, большие положительные и отрицательные температуры, ультрафиолетовое излучение, проникающая радиация, космическое излучение. Это означает, что реализация любых успешно работающих на поверхности Земли технологий в космосе возможна только с приставкой «спец»: специальные материалы, покрытия, температурные условия для приборов и систем и — самое главное — специальная электронная компонентная база.
Сегодня практически ни одна страна в мире не обеспечивает себя полностью современной электронной компонентной базой «космического» качества. Мы, российский космос, — часть этой мировой кооперации. Поэтому в последние 15-20 лет для достижения самых высоких характеристик космических аппаратов мы в максимальной степени использовали доступную на мировом рынке электронную компонентную базу. Использование импортной компонентной базы в коммерческих спутниках доходило до 75%, в космических аппаратах двойного назначения, таких как ГЛОНАСС, — до 50%. Из импортной электронной компонентной базы 80-85% составляла продукция производства США, ставшая нам недоступной после 2014 г.
Государственной корпорацией «Роскосмос» была сформирована системная программа импортозамещения
Она включает в себя несколько этапов. В первую очередь, был проведен анализ используемых типономиналов электрорадиоизделий импортного производства в приборах разных космических аппаратов и осуществлена их унификация. Например, для навигационных космических аппаратов системы ГЛОНАСС более шести тысяч типономиналов «сжали» в тысячу, а на последующем этапе — до нескольких сотен. Эту работу успешно и эффективно выполнила компания «Российские космические системы», как головная научно-исследовательская организация Государственной корпорации «Роскосмос».
Далее оказалось, что для 1/3 полученного количества типономиналов уже есть отечественная электронная компонентная база. Она не применялась по той причине, что при создании бортовой аппаратуры использовались западные системы автоматизированного проектирования, которые, эффективно проектируя прибор, одновременно услужливо подставляли заложенные в их память западные базы, каталоги и библиотеки западных электронных компонентов. Эту проблему пришлось решать.
Еще выяснилось, что примерно 1/3 элементов российского производства не используются, поскольку они не «космического» качества, то есть не соответствуют или не квалифицированы на работу в течение 15 лет в жестких условиях космического пространства. Поэтому была организована работа по доквалификации и доработке таких электрорадиоизделий.
И третий этап — это постановка новых опытно-конструкторских работ на предприятиях и изменение схемных решений в бортовой аппаратуре (перепроектирование электронных схем приборов с импортных комплектующих на отечественные. — Ред.) при трудностях импортозамещения Минпромторгом.
Соотношение электронной компонентной базы отечественного и импортного производства и перспективы полного импортозамещения в космических аппаратах лучше всего иллюстрируются на примере различных модификаций спутников ГЛОНАСС на временном отрезке в 25 лет.
С 2026 г. космические аппараты системы ГЛОНАСС будут на 100% выпускаться из электронной компонентной базы отечественного производства
Следует заметить, что процедура импортозамещения, обеспечивающая нашу независимость от импорта и, следовательно, национальную безопасность, запустила еще несколько очень важных процессов.
Унифицированы применяемые радиоэлементы (почти на порядок) и, как результат, возникла унификация приборов и их составных частей. Это, в свою очередь, обеспечило удешевление и сокращение времени их производства. Происходит создание отечественной электронной компонентной базы космического уровня, включая формирование необходимых библиотек для проектирования, и в конечном итоге происходит сокращение числа поставщиков электронной компонентной базы и бортовой аппаратуры. Все это повышает эффективность космической отрасли, снижает сроки проектирования и изготовления, себестоимость спутников.

— Получается, западные санкции помогли? Без них наша космическая промышленность так и осталась бы навсегда зависимой от Запада?
— Без санкций все вышеперечисленные процессы импортозамещения наверняка были бы выполнены, но процесс растянулся бы на годы. Как и в случае с эпидемией коронавируса: именно сейчас вдруг стала очевидной необходимость отмены или существенного упрощения массы регламентов и ограничений, мешающих эффективной работе предприятий.

— А как повлияли эти процессы на надежность ваших космических аппаратов?
— Обычно надежность бортовой аппаратуры оценивают по количеству отказов в процессе ее эксплуатации, а для космического аппарата в целом — это длительность его работы в сравнении с гарантированным сроком активного существования. Наличие в орбитальной группировке большого количества спутников производства нашего предприятия позволяет получить уверенную статистику надежности.
В орбитальной группировке системы ГЛОНАСС по целевому назначению работают 24 космических аппарата, из них 13 (а это более половины) уже превысили гарантированный срок существования. В орбитальной группировке «Гонец» из 11 спутников, работающих по целевому назначению, восемь уже выработали свой гарантированный срок и продолжают успешно работать дальше
По состоянию бортовой аппаратуры в орбитальной группировке ГЛОНАСС можно судить о качестве работы и «Информационных спутниковых систем», и кооперации. Например — через динамику изменения количества отказов бортовой аппаратуры.
Из графика видно, что с 2006 по 2018 г. количество отказов бортовой аппаратуры в период гарантированной жизни спутника уменьшилось в 24 раза. Конечно, на первых космических аппаратах (а они являются опытно-конструкторскими) всегда есть так называемые «детские болезни» — приработка, уточнение характеристик. Но все равно уменьшение количества отказов в 24 раза за 15 лет впечатляет.

— Вы рассказали о поддержании уже существующих орбитальных группировок. А что ждет ваше предприятие в ближайшие десятилетия?
— Об этом говорить и легко, и трудно. Легко — потому что практически все наши разработки, которые мы и выполняем вновь, и производим серийно, существуют в государственных программах. Кроме того, мы участвуем в зарубежных конкурсах на производство космических аппаратов. Поэтому основные направления развития новой техники уже определены по 2025-2030 гг. Понятно, что в рамках этих работ, уже предопределенных и расписанных в госпрограммах, мы производим постоянное совершенствование аппаратов — это эволюционный процесс. И он происходит непрерывно, иначе мы как спутникостроители не будем востребованы.
А трудно говорить о новых разработках по той же самой причине: что все уже регламентировано в программах. Лишних, как кажется любому заказчику, денег нет ни в одной программе. Поэтому мы считаем, что существует недостаток опережающих научно-исследовательских и поисковых опытно-конструкторских работ. Тем не менее в действующих Федеральной космической программе и ФЦП по ГЛОНАСС Госкорпорация «Роскосмос» выделяет определенные средства на перспективные поисковые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
В Федеральных космических программах выделяются средства на перспективные поисковые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Новизна космической техники, разрабатываемой ИСС, часто не заметна внешне и не понятна потребителю. Что можно увидеть, если доработанные приборы стоят внутри космического аппарата? Или если это новая электронная компонентная база внутри приборов? И все же есть системы, наглядно показывающие изменения и повышение характеристик космических аппаратов, понятные даже неспециалистам.
В первую очередь, это применяемые в новых аппаратах крупногабаритные солнечные батареи для увеличения энергетики и антенны для большего усиления сигнала. Появление фазированных решеток или гибридных антенн — это свойство многолучевых антенных систем. Практически стопроцентный переход к космическим аппаратам негерметичного исполнения. Сейчас в составе наших аппаратов вы уже не видите старый добрый, знакомый с советских времен, герметичный контейнер, который обеспечивал комфортные условия для электронной компонентной базы. Заметно также доминирование композитов в конструкциях, особенно силовых. Специалисты назовут еще с десяток новых устройств, но уже понятных только им.
Развитие конструкций наглядно можно проследить, например, на эволюции все тех же спутников системы ГЛОНАСС. После аппарата с герметичным корпусом «Глонасс-М» разработаны аппараты в негерметичном исполнении — «Глонасс-К» и «Глонасс-К2». Все изменения — это не прихоть конструктора, а очень жесткая борьба за повышение характеристик как космического аппарата, так и системы в целом. Конечная цель — повышение эффективности услуги, которую он оказывает.
Когда вы прилетаете в московский аэропорт Домодедово, то видите выставку ретроавтомобилей. Такой же показ можем организовать и мы: за последние 20 лет, если проводить аналогию между развитием наших спутников и автомобилей, то мы перешли от «жигулей» к «мерседесам», а теперь рвемся к «феррари».
Конечно, мы рассматриваем с точки зрения новых разработок новейшие мировые тренды: такие, как проектирование многоспутниковых низкоорбитальных систем, создание аналога среднеорбитальной системы O3b. Такая система есть в экваториальной плоскости, но для эффективной работы такой системы на территории России орбита у нее должна быть наклонная. Данную работу мы организуем с компанией «Зонд Холдинг». Мы прорабатываем вопросы высокоэнергетических платформ для геостационарных аппаратов с мощностью 25 кВт и более на полезную нагрузку. И я уверен, что эти вопросы будут еще неоднократно освещаться на страницах журнала.

— Николай Алексеевич, вы обрисовали довольно положительные перспективы для вашего предприятия. Но годы идут, специалисты уходят... Как вы привлекаете молодежь и чем удерживаете сотрудников?
— На головном предприятии «Информационные спутниковые системы» работают 8 553 человека, и 14 180 человек — в составе всей интегрированной структуры, которую мы возглавляем. А с учетом кооперации, которая не входит в нашу интегрированную структуру, можно считать, что около 30 тысяч человек участвуют в проектировании, создании, обеспечении тех самых 103 аппаратов в орбитальной группировке России, которые в конечном итоге несут на себе марку ИСС.
Что удерживает человека на предприятии? Развитая социальная программа, из которой я по-крупному выделяю четыре направления. Первое — это, конечно, достойная заработная плата. Далее — решение жилищных проблем. Так, наше предприятие, создав эффективную систему компенсации половины процентов, уплачиваемых за ипотеку, активно вовлекает более сотни сотрудников в ипотечное кредитование ежегодно. Помимо этого, мы построили прекрасное общежитие, где размещаются студенты, проходящие практику на предприятии, молодые специалисты и командированные к нам сотрудники.
Третье — конечно, очень важны специалисту, особенно молодому, возможности повышения профессиональной квалификации и научного развития. Для этого созданы все условия: на нашем предприятии, численность которого составляет всего 3% от общей численности предприятий Роскосмоса, работает примерно треть всех аспирантов организаций Госкорпорации.
И четвертое, несколько неожиданное, может быть, направление — это создание комфортной среды обитания. Сюда входит все: и психологический климат на рабочем месте, и обеспечение новой техникой. У нас на предприятии каждый молодой специалист получает новый персональный компьютер, а не что-то старое, что досталось «по наследству» в группе, отделе и так далее. Сюда же можно включить и развитую социальную программу, позволяющую заниматься спортом, творческими увлечениями.
Конечно же, очень важна и городская среда. Мы живем в закрытом административном территориальном образовании системы «Росатом» и считаем, что в этом плане нам повезло, потому что городская среда здесь по многим параметрам соответствует европейскому уровню.
Стоит напомнить, что в последние два года команда нашего предприятия становилась победителем чемпионатов профессионального мастерства по стандартам WorldSkills в разных номинациях. Это очень важно. С одной стороны, мы это относим к повышению производственной квалификации, а с другой — вот та самая психологическая среда, которая создается для лидеров и для тех, кто хочет на них равняться.

— Но ведь наверняка есть проблемы, с которыми вы как один из опытнейших руководителей в отрасли сталкиваетесь ежедневно, ежечасно?
— Да, к сожалению, мы живем в системе излишней регламентированности. На эту проблему указывал и премьер-министр М.В. Мишустин, подводя итоги размещения заказов прошлого года. Работа промышленности зарегламентирована настолько, что сегодня основные усилия и время уходят в исполнение регламентов, а не в дело.
У нас очень много заказчиков: прекрасная огромная база для сравнения. И если для одних заказчиков мы за 24 месяца с нуля делаем новые мощные спутники, то для других мы по четыре — четыре с половиной года согласовываем только технические задания. Вспомните, что сделал Илон Маск за четыре с половиной года! Поэтому мы не перечисляем все проблемы, которые есть, — перечень этих проблем мы передали в Госкорпорацию. А она, обобщив проблемы предприятий космической промышленности, соответственно передала их в правительство для принятия решений.
Мир меняется, и не надо останавливать процессы, ссылаясь на существующие регламенты. Мы должны учитывать изменчивость мира, потому что законы меняются гораздо медленнее, раз в несколько лет, а ситуация в мире — каждый день. Поэтому я надеюсь и даже уверен, что мы будем услышаны нашими заказчиками и сможем решить наши совместные проблемы по созданию новой космической техники и повысить ее эффективность.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-495.pdf
ЦитироватьКонтракт на спутник-ретранслятор
Компания «ИСС» изготовит новый космический аппарат для системы «Луч».
Г оскорпорация «РОСКОСМОС» и компания «ИСС» подписали контракт, который предусматривает разработку, создание и запуск на орбиту космического аппарата «Луч-5ВМ», а также модернизацию наземной инфраструктуры многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч».
Согласно госконтракту, запуск на орбиту нового спутника-ретранслятора «Луч-5ВМ» должен быть осуществлён не позднее 2024 года. Он будет построен на базе негерметичной платформы среднего класса «Экспресс-1000» разработки Решетнёвской фирмы. Литера «М» в наименовании космического аппарата означает «модернизированный». По составу полезной нагрузки и своему назначению он будет значительно отличаться от предыдущего подобного спутника «Луч-5В», также созданного в «ИСС» и запущенного в 2014 году.
Создание новых спутников-ретрансляторов для обновления и развития орбитальной группировки системы «Луч» предусмотрено Федеральной космической программой России на 2016–2025 годы и входит в число государственных приоритетов в области космической деятельности. Модернизированные спутники будут решать все задачи действующих аппаратов-ретрансляторов, а также обладать рядом дополнительных возможностей.
Космические аппараты, на базе которых сегодня функционирует система «Луч», также созданы в Решетнёвской фирме. В их задачи входит обеспечение непрерывной двусторонней связи с низкоорбитальными объектами космической техники, функционирующими на высоте до двух тысяч километров, включая российский сегмент Международной космической станции. Также через спутники-ретрансляторы передаются данные телеметрии с ракетносителей и разгонных блоков на высоте до 20 тысяч километров.
С помощью системы «Луч» осуществляется передача информации Росгидромета, корректирующих сигналов системы ГЛОНАСС, сигналов международной системы поиска и спасания КОСПАС-SARSAT, а также данных с аппаратов дистанционного зондирования Земли. Кроме того, космическая система ретрансляции обеспечивает возможность проведения репортажной, теле- и видеоконференцсвязи, передачи данных и доступа к сети Интернет.

zandr

Там же
ЦитироватьСитуация под контролем
По результатам проведённых тестов у нескольких сотрудников компании «ИСС» подтверждён диагноз «коронавирусная инфекция». В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой на предприятии принимаются усиленные меры по предотвращению распространения COVID-19.
Специалисты СЭС провели санитарную обработку четырёх производственных корпусов, административного здания, столовой и заводской проходной предприятия. Сотрудники подразделений, где выявлены случаи заболевания, а также все контактировавшие с ними направлены на карантин по месту жительства. Для них организована сдача тестов на наличие заболевания.
Ведётся строгий контроль температуры тела всех входящих на территорию предприятия. Процедура проводится с помощью бесконтактных термометров и тепловизоров. На замер уходит не более двух секунд. Сотрудники с температурой выше 37 градусов на рабочие места не допускаются. Им рекомендуют вернуться домой и вызвать врача.
На предприятии усилен контроль использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и проведения мероприятий по дезинфекции помещений. Встречи и совещания проходят со строгим соблюдением масочного режима или в формате видеоконференции. На совещании оперативного штаба ЗАТО г. Железногорск руководству компании «ИСС» удалось добиться решения городской комиссии по ЧС и ПБ об организации обязательного тестирования на коронавирусную инфекцию всех сотрудников Решетнёвской фирмы, обратившихся в городскую Клиническую больницу № 51 с симптомами ОРВИ.

zandr

Там же
ЦитироватьПравила коммуникаций
Сетевой транспортный протокол, разработанный в «ИСС», превзошёл возможности зарубежных аналогов.
«Контроллер сетевого транспортного протокола» признан лучшим изобретением по итогам ежегодного конкурса по изобретательской работе компании «ИСС». Структурно-функциональный блок аппаратной реализации сетевого транспортного протокола относится к прорывным технологиям, не имеющим аналогов. Данная разработка будет также представлена фирмой Решетнёва на 48-й Международной выставке изобретений INVENTIONS GENEVA (г. Женева, Швейцария).
Технологии пакетной передачи данных на борту космического аппарата стали темой инициативной работы специалистов компании «ИСС». Базовый центр системного проектирования бортовой аппаратуры нашего предприятия разработал сетевой транспортный протокол СТП-ИСС, обеспечивающий высоконадёжную транспортировку пакетов данных по линиям связи SpaceWire.
Данные от различных приборов спутника могут приходить в бортовую сеть асинхронно, создавая пиковые нагрузки в информационном потоке. А взаимное влияние бортовой аппаратуры может провоцировать возникновение помех. Применение же сетевого транспортного протокола СТП-ИСС позволяет в сложных условиях организовать оптимальные режимы доставки информации от передатчика к приёмнику, а также резервные пути в случае выхода из строя отдельных узлов и линий связи бортовой сети. Тем самым значительно повышается надёжность и производительность бортовых систем спутника.
Способ высоконадёжной передачи информации СТП-ИСС предназначен для работы в бортовых сетях SpaceWire. Международный открытый стандарт SpaceWire определяет алгоритмы маршрутизации, требования к средствам передачи – кабельным линиям связи, задаёт правила кодирования символов и структуру слов данных. Для российской космической отрасли создание таких сетей является перспективным направлением.
«С нами над проектом работал Санкт-Петербургский университет космического приборостроения, – рассказывает начальник Базового центра системного проектирования бортовой аппаратуры Дмитрий Дымов. – У каждой из сторон была своя задача. Компания «ИСС» разработала системный проект и общую концепцию транспортного протокола и комплекта сопутствующих продуктов. Комплект включает не только текстовую, но и графическую спецификацию на специальном языке SDL, эталонный код на языке С++, реализующий алгоритмы протокола, IP-ядро протокола СТП-ИСС на языке проектирования микросхем VHDL и контрольно-испытательную аппаратуру для тестирования. Университет принял участие в разработке алгоритмов и программной реализации транспортного протокола».
Сетевой транспортный протокол СТП-ИСС обладает важным преимуществом по сравнению с зарубежными аналогами. К ним относится, например, расширенный набор сервисных инструментов и функций. В частности, гарантируется время доставки сообщений, подтверждается получение данных адресатом. Кроме того, данные доставляются адресату с учётом приоритетов – в первую очередь производится отправка наиболее важных сообщений. Более того, СТП-ИСС может устанавливать расписание отправки пакетов данных, то есть узлы сети передают пакет данных в определённое время. Это позволяет исключить конфликт ресурсов в коммутаторах, повысить коэффициент полезного действия сети, увеличить полезный трафик и обеспечить гарантированное время доставки информации. В будущем создатели СТП-ИСС намерены продолжить его развитие, а именно – адаптировать его к требованиям перспективной технологии SpaceFiber. Также в планах у специалистов Базового центра работа по стандартизации транспортного протокола в Европейском космическом агентстве. Поддержка правил и алгоритмов СТП-ИСС в бортовой аппаратуре европейских производителей станет большим преимуществом, поскольку открывает для компании «ИСС» дополнительные возможности продвижения своих продуктов на мировом рынке.
SpaceWire и SpaceFiber – высокоскоростные способы передачи данных в информационно-вычислительных бортовых сетях. Технология SpaceWire используется в бортовых телекоммуникационных сетях, созданных с применением электрических кабельных соединений. Технология SpaceFiber может быть использована как в электрических, так и в оптоволоконных сетях, благодаря чему скорость передачи данных существенно возрастает. В сетях SpaceFiber количество передаваемой информации за 1 секунду исчисляется в гигабитах. (1 Гигабит = 1 000 000 000 бит информации).

zandr

Там же
ЦитироватьЦифра vs бумага
По статистике УИВТ, на предприятии в месяц курсирует около девяти тысяч служебных записок. На их создание уходит 40 пачек бумаги (в том случае, если одна служебка помещается на одном листе). Учитывая копии, которые остаются в делах, это количество следует умножить на два. Таким образом, работая в «ДелоВеде», мы, помимо прочего, экономим не один десяток пачек бумаги, а также ресурсы печатающих устройств.
О переходе Решетнёвской фирмы на электронное делопроизводство беседуем с начальником управления информатики и вычислительной техники Игорем Потуремским.
Спойлер
– Игорь Владимирович, с 27 марта на нашем предприятии официально запущена в работу система «ДелоВед». Для чего она предназначена?
 – Система «ДелоВед» ориентирована на канцелярский документооборот. Её основная задача – это минимизировать движение бумаги. «ДелоВед» – это автоматизированная система, в которой служебная записка должна быть подготовлена, зарегистрирована и отправлена получателю. На мой взгляд, сейчас в связи с пандемической ситуацией, которая сложилась в мире и в нашем государстве, введение «ДелоВеда» в штатную эксплуатацию – очень своевременное решение, поскольку мы таким образом разрываем непосредственную связь между подразделениями и переводим деловое общение в цифровой формат.
– Давайте обозначим ключевое отличие штатной эксплуатации «ДелоВеда» от опытной. Какие новые обязанности появились у сотрудников фирмы? – Опытная эксплуатация «Дело- Веда» длилась около года. Она позволила выявить какие-то недочёты системы и гарантировать надёжность её работы. Это очень важно, потому что «ДелоВед» – одна из серьёзно нагруженных систем. То есть, по статистике, в ней единовременно находится около 4000 пользователей. Штатная эксплуатация «ДелоВеда», которая стартовала с выходом приказа генерального директора, означает, что предприятие на организационном уровне доверяет системе. И все документы, которые в ней находятся, имеют юридическую значимость. Опытная же эксплуатация подразумевала, что «ДелоВед» лишь сопровождает процесс делопроизводства. То есть, руководители имели право, допустим, не пользоваться системой «ДелоВед». Не обращать внимание на скан-копии служебных записок и дожидаться подлинника. В штатной же эксплуатации отправка подлинника вовсе является необязательной. Пожалуй, это основное отличие. Подразделения, которые считают, что твёрдый подлинник обязательно должен быть отправлен, не нарушат приказ, если принесут бумагу, но они сделают избыточную операцию с точки зрения трудовых и временных затрат.
– Не приведёт ли такая мягкая формулировка в приказе, когда хождение бумажных копий, строго говоря, не запрещено, к увеличению времени перехода на электронное делопроизводство?
– Действительно, может возникнуть ситуация, когда часть подразделений будет продолжать носить служебные записки своим получателям. Это зависит от позиции каждого руководителя, но, на мой взгляд, она должна быть чётко определена. Например, мы в УИВТ решили, что не будем принимать «твёрдых» служебных записок, а будем работать исключительно через «ДелоВед». Всем удобно, когда есть ясность, что служебка взята в работу, понятен исполнитель. Если формируются какие-то рабочие материалы, они там тоже отражаются. Поэтому я бы призвал руководителей минимизировать бумажный документооборот. Если говорить про этапность (и в приказе мы это обозначили), мы в дальнейшем предполагаем использовать для согласования служебных записок полноценные электронные подписи. Таким образом, мы будем уходить от необходимости сканирования подлинников. На нашем предприятии очень многие руководители привыкли начинать работу при получении «маяка» в виде какой-то бумаги. Неважно, служебная это записка, телефонограмма или что-то иное. И сегодня им действительно нужно транс- формировать своё понимание работы с документами. Это уже не лозунг, а реальная необходимость.
 – При штатной эксплуатации особенно важно, чтобы «ДелоВед» стабильно работал, поскольку он стал ключевым средством передачи служебных записок. Как действовать, если в системе всё же произойдёт сбой?
– На текущий момент система работает стабильно и является так называемым критическим сервисом. Вся информация в ней для надёжности задублирована. Но поскольку это система, это техника и программное обеспечение, сбой теоретически возможен. В своём Положении о «ДелоВеде» мы учли этот момент: в нём есть раздел, который говорит о том, что делать, если «ДелоВед» вдруг не доступен.
– Помимо системы «ДелоВед» есть и другие сервисы, с которыми работают руководители и другие сотрудники. Планируется ли их как-то объединить?
 – Система «ДелоВед», ещё раз под- черкну, предназначена для формирования и отправки служебных записок. То есть, в ней пока не реализован механизм собственно подписания либо согласования документов. И мы сейчас выстраиваем единую систему согласования для руководителей, которая будет получать документы из разных систем. О чём я хочу сказать? Хоть мы и говорим здесь о «ДелоВеде», я должен вести речь в целом о цифровизации и в целом об электронном согласовании. Представьте, у нас есть система «ДелоВед», которая на себя замкнёт, например, функцию согласования служебных записок. То есть, руководителю нужно с какой-то периодичностью её запускать. А дальше появляется, например, система электронного согласования приказов на выходной день. И руководитель понимает, что он должен запустить ещё одну систему, в которой совершать похожие манипуляции. Предположим, он ещё пользуется электронной почтой и должен запустить и её. Также мы можем ввести, например, электронную систему согласования приказов о замещении. И это будет уже четвёртая система, и так далее... Это же не разумно, к тому же распорядок дня руководителя включает не только работу за компьютером – это и взаимодействие с коллективом, это и совещания. Поэтому мы и создаём единую систему согласования – некую виртуальную папку на подпись. А «ДелоВед» элегантно вписывается в общий процесс цифровизации согласования документации. Для нас это очень важный флагман с точки зрения изменения восприятия людьми электронных документов.
– Будут ли в «ДелоВеде» доступны ещё какие-то виды деловой переписки, помимо служебных записок?
– Система нацелена на канцелярский документооборот, и все типы документов, которые к нему относятся, будут в «ДелоВеде» реализованы. При разработке электронной системы делопроизводства мы действительно стояли на распутье: делать ли сразу все типы документов в «ДелоВеде» или же сосредоточиться на каком-то одном. Выбрали второй путь – сосредоточились на служебных записках, но при этом сделали в базе данных все необходимые доработки, чтобы и следующие типы документов были подключены. Я напомню, что есть ещё завершающий этап цифровизации делопроизводства – это электронные подписи, которые мы должны сделать в этом году. Хотя текущая ситуация меняет приоритеты. Например, сейчас на первое место вышла видеоконференц- связь.
 – Как внешние входящие письма интегрируются в нашу систему внутренней служебной переписки?
– На текущий момент система «ДелоВед» сопровождает этот процесс. Бумажный экземпляр письма двигается согласно так называемой маршрутной карте. После того, как генеральный директор отписывает письмо исполнителям и, по сути, формирует начальный маршрут, отдел канцелярии создаёт карточку по этому документу, прикладывает сканкопию и запускает электронную копию в своё плавание. А дальше по инструкции делопроизводителя этот документ помещается в ячейку первого маршрута, и начинается движение. Так как не всегда в маршрутной карте бывает указана правильная последовательность исполнителей, мы часто сталкивались с тем, что сроки выполнения работ, обозначенных в письме, нарушались. Теперь же исполнитель, увидев сканкопию документа в «ДелоВеде», может своевременно инициировать по нему работы. То есть, «ДелоВед» позволяет оперативно получать необходимую информацию, чтобы правильно и вовремя распределить работу по внешним запросам.
[свернуть]
Системы, подобные «ДелоВеду», на рынке IT-продуктов стоят от 40 млн. рублей, не считая стоимости услуг по их сопровождению. Разработав «с нуля» систему электронного делопроизводства, специалисты УИВТ не только создали удобный сервис, но и сэкономили существенные финансовые средства предприятия.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=Y0S9S7eHRps
Цитата: undefinedhttps://www.youtube.com/watch?v=Y0S9S7eHRps 2:13
2020.06.18 Компания «ИСС» отрабатывает новую технологию производства волноводов
Телеканал РАЗВИТИЕ 
Телеканал РАЗВИТИЕ
Опубликовано: 18 июн. 2020 г.
Железногорская космическая фирма осваивает новую технологию производства волноводов. Эти устройства в виде металлических труб разной конфигурации служат каналами передачи электромагнитных волн в составе полезных нагрузок космических аппаратов.