Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Veganin

Цитата: cross-track от 17.08.2020 22:51:29
Цитата: zandr от 17.08.2020 22:45:49Завершить изготовление тройки ма­лых космических аппаратов планируется до конца следующего года.
Страшный сон Старлинка  ;D
Просто это скорость сборки низкоорбитальных ИСЗ конкретной системы "Гонец" - бОльшая скорость ей просто не нужна. Всяким Марафонам понадобится больше рабочих мест сборки ИСЗ и тестирования, но нет никаких фундаментальных проблем наладить сборку 5-30 аппаратов в неделю силами тех же сибиряков - дай только денег. Есть проблема изготовления начинки для ИСЗ, но и она решаема при желании (но не при тупом урезании космического бюджета тупорылыми экономистами).
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

zandr

#1521
Там же (https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-500.pdf)
ЦитироватьДевять – в поддержку
Спутники «Глонасс-К» обеспечат стабильную работу навига­ционной группировки.
Обеспечить своевременную замену на орбите устаревающих космических аппаратов и тем самым поддержать работу группировки ГЛОНАСС на должном уровне – такова задача на­вигационных спутников «Глонасс-К». По госконтракту компания «ИСС» изготавли­вает девять аппаратов этой серии.
Сейчас основу орбитальной группи­ровки составляют аппараты «Глонасс-М», также созданные в Решетнёвской фир­ме. Большинство из них демонстрируют высочайшую надёжность, работая сверх гарантийного срока службы.
И всё же эпоха спутников «Гло­насс-М» уходит в прошлое. В марте 2020 года был запущен предпоследний аппарат этой серии. Ещё один находит­ся на ответственном хранении в «ИСС» и представляет собой наземный резерв системы.
У спутников «Глонасс-К» в отличие от «Глонассов-М» негерметичное испол­нение, увеличен срок их службы. Они созданы с применением отечественной бортовой аппаратуры, которая изготав­ливается как в «ИСС», так и на смежных предприятиях отрасли.
В отличие от предшественников «Глонасс-К» несут два типа навигацион­ных сигналов – с частотным и с кодовым разделением. Помимо своих основных функций они будут передавать инфор­мацию международной системы поиска и спасания терпящих бедствие КОСПАС- SARSAT.
Запуски спутников «Глонасс-К» будут осуществляться по мере необхо­димости. Первый из девяти в рамках действующего госконтракта изготовлен и прошёл полный цикл наземной экспе­риментальной отработки, подтвердившей его готовность к эксплуатации в составе орбитальной группировки. Вскоре спутник будет отправлен на космодром Плесецк для подготовки к запуску.
Ещё восемь аппаратов находятся в «ИСС» на разных стадиях производства – от сборки отдельных узлов до от­работки собранного изделия. 

zandr

Там же
Цитировать«Земной космос» в онлайне
В «ИСС» прошла видеоконференция по эксплуатации наземных станций спутникового мониторинга.
Эксплуатация спутниковых стан­ций дистанционного зондирова­ния Земли стала темой видеокон­ференции под руководством заместителя директора департамента навигационных космических систем Госкорпорации «РОСКОСМОС» Валерия Заичко, которая прошла с участием нашего предприятия.
В составе компании «ИСС» уже пять лет действует Сибирский региональный центр дистанционного зондирования Земли – один из семи в структуре «РОСКОСМОСа». Остальные расположены по всей России – от Калининграда до Дальнего Востока, а также в Антарктиде. Все они отвечают за приём и обработку информации со спутников наблюдения за поверхностью нашей планеты. Фото­снимки из космоса помогают в предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катаклизмов.
Участники онлайн-совещания об­судили состояние и вопросы технического обслуживания станций, которые принимают информацию со спутников ДЗЗ. Также в зоне внимания была работа отечественных космических аппаратов «Ресурс», «Метеор» и «Канопус».
Кроме того, в ходе видеоконферен­ции были подведены итоги деятельности коллективов, эксплуатирующих назем­ные средства ДЗЗ. Работа специалистов Сибирского регионального центра полу­чила положительную оценку.
Совещания центров дистанцион­ного зондирования Земли под эгидой «РОСКОСМОСа» необходимы для централизованного управления работой кол­лективов в разных уголках страны и на Антарктическом континенте. Информа­ция, которую специалисты принимают со спутников, обрабатывают и передают в Научный центр оперативного монито­ринга Земли, играет большую роль в пла­нировании хозяйственной деятельности, а также в предупреждении и ликвидации последствий природных и техногенных катаклизмов.
Ранее подобные совещания прово­дились очно, в том числе и на террито­рии нашего предприятия. В современных условиях общение между разными под­разделениями «РОСКОСМОСа» всё чаще проходит в онлайн-формате.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2020/newspaper-500.pdf
ЦитироватьТест-драйв
Антенны космического аппарата «Экспресс-АМУ7» прошли проверки качества и надёжности
Чтобы достичь пользователей на земле радиосигнал с антенны гео­стационарного спутника проходит 36 тысяч километров, и такой же путь со­вершает обратно. Для гарантии того, что радиоволны конкретных антенн смогут преодолеть такую дистанцию, специалисты тестируют их в безэховой камере, где имитируются процессы приёма-передачи сигнала на огромные расстояния.
Такие испытания недавно успешно прошли бортовые антенны космического аппарата связи «Экспресс-АМУ7», кото­рый компания «ИСС» создаёт для обнов­ления орбитального флота России.
«В данном случае вертикальный сканер ближнего поля излучает, а иссле­дуемая антенна принимает радиоволны, – поясняет ведущий инженер отдела раз­работки и испытаний антенно-фидерных устройств и высокочастотных элемен­тов полезных нагрузок Сергей Доманов. – Далее происходит преобразование ра­диоволн в электрические сигналы, их де­тектирование (регистрация – прим. ред.) приёмником и обработка с помощью специальных программных средств». По­лученные радиотехнические характеристики, такие как диаграмма направленно­сти, коэффициенты усиления и другие, должны подтвердить, что антенна будет нацелена в заданную точку на территории обслуживания, уровень сигнала соответствует требуемым параметрам и обеспе­чит высокое качество спутниковой связи.
«Все элементы антенн в составе аппарата «Экспресс-АМУ7» высокоточ­ные, – рассказывает начальник сектора разработки элементов антенно-фидер­ных систем из композиционных матери­алов и антенн со сложным интерфейсом Александр Иванов. – Это обеспечивает их размерную стабильность и безупречное качество работы при многолетнем нега­тивном воздействии космических факто­ров».
После полного цикла автономных проверок антенны пройдут испытания в составе космического аппарата: в том числе на механические воздействия с тестированием раскрытия, высокочастотные и другие. По их результатам будет подтверждена готовность бортовых ан­тенн к 15-летней службе в космосе.
Поставщиком полезной нагрузки для спутника «Экспресс-АМУ7» высту­пает давний партнёр — европейская компания Thales Alenia Space. При этом впервые в составе одной из антенн при­менён твердотельный углепластиковый рефлектор диаметром 2,4 метра, спро­ектированный и изготовленный специа­листами «ИСС».
Антенны «Экспресса-АМУ7» будут работать в трёх диапазонах частот. С их помощью спутник обеспечит пользовате­лям России и стран СНГ устойчивую мо­бильную связь, многоканальное телевидение, высокоскоростной интернет и дру­гие услуги.
Вы не можете просматривать это вложение.
Проверка точности положения отражающей поверхности при раскрытии рефлектора

zandr

Там же
ЦитироватьПамять на орбите
На спутнике «Глонасс-К» в космос отправятся новые послания.
Спойлер
... 2320-й год. Сортировка косми­ческого мусора – в числе общих приори­тетных задач для жителей всех планет. Особенно популярны круговые орбиты Земли высотой до 20 тысяч километров. Тут столько интересного! Можно совместить приятное с полезным: и лишнее из безвоздушного пространства убрать, и почитать – об освоении космоса, вы­дающихся людях и значимых исторических датах. Даже письмо инопланетному другу как-то встретилось... И всё это – на навигационных спутниках системы ГЛОНАСС...
[свернуть]
С 2003 года в компании «ИСС», производителе всех навигационных спутников в России, реализуется уни­кальный проект, придуманный ведущим инженером-конструктором Виктором Чеботарёвым. На алюминиевые пластины размером 120x260 мм, которые объединяют в сборки и располагают на антенном блоке для стабилизации об­щей массы аппарата и положения центра масс, наносят разную информацию – графические изображения и тексты. «Сегодня практически каждый спутник, созданный на нашем предприятии, уно­сит в космос память о людях и событиях, отражающих деятельность «ИСС», предприятий Сибирского региона и всей страны», – рассказал автор необычной идеи.
2020-й год стал одним из самых «урожайных» на памятные пластины. На спутник «Глонасс-К» было установлено сразу шесть посланий в космос. Пять из них посвящены юбилеям и значимым датам.
Шестая сделана в честь Андрея Ми­хайловича Волкова, одного из тех, кто стоял у истоков создания российской навигационной группировки. Её разви­тие он поддерживал и когда работал в Государственной корпорации по кос­мической деятельности «РОСКОСМОС», и позже – в Правительстве РФ.
Что же касается юбилейных пластин, то в этот раз увековеченья в космо­се удостоены сразу несколько учебных заведений и институтов. Среди них ТУ­СУР, значимый вуз-партнёр Решетнёв­ской фирмы на протяжении многих лет, и Сибирская пожарно-спасательная академия МЧС – единственное высшее учебное заведение в Железногорске.

zandr

#1525
Там же
ЦитироватьЗаряжены на успех
Компании «ИСС» и SAFT намерены продолжить сотрудничество.
Готовится к подписанию новый рамоч­ный контракт между Решетнёвской фирмой и компанией SAFT на постав­ку высокоэффективных систем литий-ионных батарей для геостационарных спутников связи производства нашего предприятия. Документ определит тех­нические и финансовые аспекты взаимодействия «ИСС» и SAFT по поставкам батарей на последующие пять лет.
Гарантированный срок службы современных спутников, создаваемых Решетнёвской фирмой, составляет 10-15 лет. В связи с необходимостью обеспечения длительной работы аппаратов на орби­те к надёжности бортовых источников энергии, и в частности аккумуляторных батарей, предъявляются очень высокие требования. Поэтому компания «ИСС» при выборе поставщиков этой высоко­технологичной продукции ориентирует­ся на лидеров рынка.
В начале 2000-х годов сибирские спутникостроители обратили своё вни­мание на французскую фирму SAFT – ми­рового флагмана по разработке и поставкам аккумуляторов для космической техники и других отраслей промышлен­ности.
Первый визит решетнёвцев в ком­панию SAFT состоялся в 2006 году. Де­легация нашего предприятия посетила производство литий-ионных аккумулято­ров в Бордо и линию сборки в Пуатье. По результатам знакомства с технологиями и характеристиками продукции француз­ской фирмы выбор был остановлен на литий-ионных аккумуляторных батареях как наиболее предпочтительном вари­анте для оснащения коммерческих теле­коммуникационных спутников «ИСС».
В 2008 году между двумя компания­ми был подписан меморандум о взаимопонимании, а затем заключён первый контракт на поставку литий-ионных бата­рей для телекоммуникационного спутни­ка. Им стал израильский аппарат AMOS-5. Впервые на аппарате российского про­изводства были установлены аккумуля­торные батареи всемирно известного производителя.
Два года спустя партнёры решили укрепить свои взаимоотношения подпи­санием первого рамочного соглашения, которое гарантировало поставку батарей на основе аккумулятора VES180SA производства SAFT для сибирских космических аппаратов. Под эгидой этого соглашения было выполнено несколько заказов на комплектацию литий-ионны­ми батареями ряда спутников, создан­ных Решетнёвской фирмой на базе платформ собственной разработки «Экспресс-1000Н» и «Экс­пресс-2000».
Применение французских источ­ников питания позволило предприятию значительно повысить энерговооружён­ность своих спутниковых платформ. Бла­годаря высокой удельной энергии, рав­ной 170 Вт.ч/кг, аккумуляторные батареи обеспечили им значительную экономию по весу – от 30 до 50 процентов по срав­нению с традиционной батареей. Это позволило компании «ИСС» перераспреде­лить освободившуюся массу на полезную нагрузку. «Обладателями» французских батарей стали космические аппараты Telkom-3, «Ямал-300К», «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ8», «Экс­пресс-АТ1», «Экспресс-АТ2», KazSat-3.
В развитие доказавшего свою ре­зультативность сотрудничества в 2015 году железногорская спутникостроитель­ная компания и фирма SAFT вновь под­писали пятилетний рамочный контракт. Он позволил оснастить литий-ионными батареями ряд новых коммерческих спутников производства Решетнёвской фирмы, создаваемых по заказу нацио­нального оператора ФГУП «Космическая связь».
С момента первой встречи решетнёвцев с европейским разработчиком аккумуляторных батарей прошло 14 лет. За это время технологии производства как самих космических аппаратов, так и их источников питания значительно усовершенствовались. Для перспектив­ных проектов компании «ИСС» специалисты SAFT предлагают два варианта своей продукции: батареи, которые уже применялись ранее на сибирских спутниках, а также свою новую разработку – модернизированные литий- ионные батареи на основе аккумулятора VL51SE с повышенной удельной энергией. Её увеличение в срав­нении с предыдущей модификацией составит порядка 6-7 процентов.
Поставка литий-ионных акку­муляторных батарей SAFT для новых космических аппаратов «ИСС» будет регламентирована новым рамочным контрактом между компаниями.
Аккумуляторными батареями фирмы SAFT оснащены 15 телекоммуникацион­ных спутников производства компании «ИСС».

Вы не можете просматривать это вложение.
Литий-ионные аккумуляторные батареи спутника «Экспресс-АМ6»

PIN

Цитата: zandr от 17.08.2020 23:55:04Компании «ИСС» и SAFT намерены продолжить сотрудничество.
А что с импортозамещением? Саботируем?

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=GYgh16tbNFs
Цитировать 1:07
2020.08.13 Впервые спутники «Гонец-М» будут запущены новой ракетой-носителем «Союз-2»
Телеканал РАЗВИТИЕ
Малые спутники «Гонец-М» меняют средства доставки. Раньше их на орбиту выводили ракетой-носителем «Рокот». Но производство «Рокотов» прекращено. Поэтому следующий запуск этих космических аппаратов впервые состоится на «Союзе-2».

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-200820-2
ЦитироватьУвеличение производственных мощностей
  В рамках программы реконструкции и техперевооружения в компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» создаётся новый участок.
На базе цеха корпусных узлов космических аппаратов Решетнёвской фирмы ведутся работы по организации участка обезгаживания и термоциклирования сотовых конструкций. Основным объектом участка станет новое испытательное оборудование, которое позволит оптимизировать как производственный процесс, так и наземно-экспериментальную отработку собственной продукции.

К настоящему времени подрядчиком уже изготовлены фундаменты под два резервуара для хранения жидкого азота и начата сборка корпуса термобарокамеры объёмом 110 кубометров. Следующим этапом строительства станет установка вакуумно-откачной системы, криогенных экранов и системы управления, а также монтаж азотопровода.
Провести пусконаладочные работы, включающие проверку, настройку и испытания всех систем камеры, специалисты планируют в ноябре текущего года.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=TVUNoz68zp8
Цитировать 2:41
2020.08.19 В «ИСС» прошла видеоконференция по эксплуатации станций спутникового мониторинга
Телеканал РАЗВИТИЕ
В составе компании «ИСС» уже несколько лет действует Сибирский региональный центр дистанционного зондирования Земли. Один из семи в структуре Госкорпорации «РОСКОСМОС». Остальные расположены по всей России от Калининграда до Дальнего Востока, и даже в Антарктиде. Все они отвечают за приём и обработку информации со спутников ДЗЗ.

zandr

#1530
https://www.youtube.com/watch?v=pySNtZRu45c
Цитата: undefined 2:18
2020.08.18 Решетнёвцы празднуют День рождения сибирской космонавтики
Телеканал РАЗВИТИЕ
18 августа 1964 года с космодрома Байконур впервые стартовала ракета-носитель «Космос-3» с тремя экспериментальными спутниками «Стрела-1» на борту. Этот запуск положил начало развитию космической тематики в сибирском предприятии, на долю которого сегодня приходится создание двух третей орбитальной группировки России.

Бегущая строка:
ЦитироватьВ компании "ИСС" начались технологические испытания гибких печатных кабелей, изготовленных по новой технологии.
В ходе работ решетнёвцы проверяют устойчивость опытных образцов гибких печатных кабелей к перегибам, пайке и химическим растворителям.

zandr

#1531
https://www.youtube.com/watch?v=TVUNoz68zp8Бегущая строка:
ЦитироватьСозданные в компании "ИСС" космические аппараты "Гонец" обеспечат мониторинг перемещения парусного судна "Седов" по Северному морскому пути. Низкоорбитальная система "Гонец" позволит поддерживать связь с парусником в широтах, где отсутствует устойчивое покрытие низкоорбитальных спутников. Оборудованный системой "Гонец" барк "Седов" вышел в кругосветное плавание из Калининграда и вернётся в порт приписки через Арктику.

В компании "ИСС" завершились огневые приёмочные испытания оборудования системы коррекции космического аппарата "Экспресс-АМУ3".  В ходе огневых испытаний специалисты проверили совместную работу плазменных двигателей коррекции спутника "Экспресс-АМУ3" в разных режимах включения.  Двигатель СПД-140 установлен на космический аппарат производства "ИСС" впервые. Он послужит для оптимизации срока довыведения "Экспресс-АМУ3" на целевую орбиту.

Специалисты Решетнёвской фирмы изготовили для спутника ANGOSAT-2 тепловые трубы - важнейшую составную часть системы терморегулирования.  Трубы для циркуляции жидкого теплоносителя будут смонтированы на корпусных панелях платформы космического аппарата ANGOSAT-2.  Создаваемый Решетнёвской фирмой спутник ANGOSAT-2 предназначен для обеспечения телекоммуникационных услуг в интересах республики Ангола.

zandr

https://www.roscosmos.ru/29089/
ЦитироватьГлавкосмос будет продвигать за рубежом космические системы ИСС
Главкосмос и Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва (входят в Госкорпорацию «Роскосмос») на полях Международного военно-технического форума «Армия-2020» подписали меморандум о совместном участии в реализации Комплексной научно-технической программы полного инновационного цикла «Глобальные информационные спутниковые системы». Подписи под меморандумом поставили генеральные директора Главкосмоса Дмитрий Лоскутов и ИСС — Николай Тестоедов.
«Рассчитываем, что опыт и компетенция Главкосмоса в продвижении продукции на зарубежный рынок космических услуг позволит иностранным заказчикам оценить высочайшее качество продукции ИСС. Опыт и лидирующие позиции сибирской компании в производстве космических аппаратов связи, навигации и геодезии способны обеспечить доступ зарубежных потребителей к современным информационным услугам — в перспективе это повысит качество жизни миллионов людей по всему миру», — сказал Дмитрий Лоскутов.
Документом предусматривается совместное продвижение на международный космический рынок новых космических систем на базе автоматических космических аппаратов, включая многоспутниковые группировки малых космических аппаратов гражданского назначения. Кроме того, Главкосмос и ИСС будут продвигать на международный космический рынок инновационные разработки, отдельные изделия и элементы космической техники гражданского назначения. Участники соглашения также намерены привлекать внебюджетное финансирование для реализации опытно-конструкторских работ по разработке перспективных элементов космической техники с использованием научно-технического задела, полученного в рамках Комплексной научно-технической программы.
ИСС, как ведущее предприятие Госкорпорации «Роскосмос» по созданию космических аппаратов связи, телевещания, ретрансляции, навигации, геодезии и основного заказчика Комплексной научно-технической программы, обеспечит выполнение опытно-конструкторских работ по разработке и изготовлению перспективных космических аппаратов и отдельных изделий и элементов космической техники гражданского назначения.
Главкосмос в качестве оператора внешнеэкономической деятельности Роскосмоса будет предоставлять для потенциальных зарубежных заказчиков комплексные решения по разработке космических систем и комплексов гражданского назначения, основанные на перспективных спутниковых платформах для малых космических аппаратов, космических аппаратов среднего и тяжелого классов, разработанные ИСС, а также инновационные изделия, приборы и элементы космической техники.
Кроме того, Главкосмос при необходимости будет оказывать содействие по финансированию и страхованию проектов, получению соответствующих разрешений на внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, а также предоставлять услуги по маркетингу, анализу тенденций мирового космического рынка и глобальных трендов в области технологий спутникостроения.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=m1tzy3OHX6Q
Цитировать 2:09
2020.08.20 Связные спутники производства «ИСС» готовятся к запуску
Телеканал РАЗВИТИЕ
Компания «Информационные спутниковые системы» имени академика Решетнёва» подготовила для пополнения орбитальной группировки новую тройку спутников «Гонец-М». Эти малогабаритные космические аппараты предназначены для работы в составе системы персональной спутниковой связи «ГОНЕЦ-Д1М». Их основная задача – передача информации в режиме электронной почты в глобальном масштабе.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=TidbWHM17Y4
Цитировать 2:01
2020.08.25 Специалисты «ИСС» провели испытания антенн нового спутника связи
Телеканал РАЗВИТИЕ
«Экспресс-АМУ7» – один из сибирских спутников, который отправится на пополнение российской телекоммуникационной группировки в будущем году. Его основные функции – спутниковое телевидение, мобильная связь и интернет. На сколько хорошо аппарат сможет их обеспечивать, во многом зависит от его бортовых антенн. Поэтому в ходе создания спутника к их качеству и техническим характеристикам предъявляются особые требования.

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=8hEv6acGjGc&t=49s
Цитировать 15:14
Космическая среда (специальный выпуск «Армия-2020») от 26 августа 2020

Роскосмос ТВ

Николай Тестоедов о разработке ИСС с 2:30


zandr

https://www.youtube.com/watch?v=u430e1nP8FcБегущая строка:
ЦитироватьВ рамках проекта ANGOSAT-2 специалисты "ИСС" изготавливают спутниковую платформу - модуль служебных систем. Решетнёвцы уже сделали основу силовой конструкции корпуса - центральной части платформы спутника для Анголы. Также в производстве находятся корпусные панели платформы и приборы различных систем спутника ANGOSAT-2

В компании "ИСС" на участке обезгаживания и термоциклирования сотовых конструкций идёт монтаж термобарокамеры ТБК-110. В настоящее время на новой термобарокамере ТБК-110 смонтирована откатная крышка размером 4,5 на 5 метров. термобарокамера объёмом 110 кубометров предназначена для удаления примесей газов с поверхностей сотопанелей.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-310820-1
ЦитироватьНовая акустическая камера 
Производственно-экспериментальную базу компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» пополнит одна из самых крупных в России акустических камер.
В монтажно-испытательном корпусе компании «ИСС» строится акустическая реверберационная камера АРК-1500 объёмом 1500 кубометров. Она предназначена для испытаний космических аппаратов на воздействие звуковых нагрузок, возникающих под обтекателем ракеты-носителя на атмосферном участке полёта.
Максимальное звуковое давление, создаваемое в акустической камере, может достигать 152 децибелов. Стены бокса толщиной чуть меньше метра изготовлены из монолитного железобетона. суммарной мощностью 130 кВт. В камере будет возможно испытывать изделия высотой до 14 метров.
"...суммарной мощностью 130 кВт." - фраза, видимо, обрезана. :(

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-310820-2
ЦитироватьРешетнёвцы усовершенствовали энергопреобразующую аппаратуру
Специалисты компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» снизили на треть массу бортового энергопреобразующего комплекса.
Масса нового энергопреобразующего комплекса (КЭП) составила около 33 кг, что на 15 кг меньше массы прибора предыдущего поколения. «Успешно решить задачу по снижению массы позволили принципиально новые схемотехнические и конструктивно-компоновочные решения», – отметил заместитель начальника отделения проектирования и испытаний радиоэлектронной аппаратуры Евгений Крутских.
Ещё одной особенностью нового энергопреобразующего комплекса является впервые применённое в его составе вычислительное устройство с цифровым каналом связи. Это позволяет значительно увеличить объём телеметрической информации для оценки состояния комплекса и реализовать возможность исследования изменений характеристик солнечной батареи при штатной эксплуатации.
Модернизированный КЭП предполагается к использованию на космических аппаратах, создаваемых в компании «ИСС» на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000» собственной разработки.

zandr

https://tass.ru/interviews/9341145
ЦитироватьНиколай Тестоедов: ИСС им. Решетнева полностью обеспечено заказами на 2020 год
Николай Тестоедов Михаил Метцель/ТАСС
Николай Тестоедов  © Михаил Метцель/ТАСС
АО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" (ИСС) с 23 по 29 августа принимало участие в форуме "Армия-2020". Компания представляла новейшие разработки в области космической техники. В частности, на стенде предприятия были представлены макет навигационного спутника "Глонасс-К" и макет сверхлегкой мембранной антенны для перспективных спутников. О перспективах спутникостроения, будущем навигационных аппаратов, возможности создания лунного ГЛОНАССа и работе в условиях пандемии коронавируса в интервью ТАСС рассказал генеральный директор компании ИСС имени М.Ф. Решетнева Николай Тестоедов.

— Что компания ИСС им. М.Ф. Решетнева представляла на форуме "Армия-2020"?
— Мы являемся производителями спутников связи, навигации, геодезии. Выставлять макеты одних и тех же спутников — это малоэффективно, тем более у нас есть постоянная экспозиция в закрытой части, где стоят наши семь огромных спутников в натуральную величину. В открытой экспозиции мы в качестве иллюстрации, что мы по-прежнему единственное предприятие в стране, которое делает навигационные спутники, ставили макет "Глонасса-К" в масштабе 1:25. Это тот аппарат, который мы выпускаем сейчас, и девять аппаратов этого класса в течение трех лет будут поддерживать орбитальную группировку до момента перехода к еще более совершенным аппаратам — "Глонасс-К2".
Вообще говоря, надо жить будущим, поэтому мы показываем на военной выставке совершенно нестандартные экспонаты от наших коллег — антенну от Сибирского государственного университета. Мы привыкли к тому, что антенна весит сотни, десятки, ну или хотя бы единицы килограммов. Когда мы запускаем маленькие спутники-кубсаты (10 на 10 см), такие антенны невозможны. На форуме была представлена антенна, которая при весе полкилограмма из тонкой пленки раскрывается в эллипсоид диаметром около одного метра. Это будущее малых спутников, поэтому такими экспонатами мы заглядываем в будущее.

— Обеспечено ли предприятие полностью заказами на 2020 год?
— Да. Обеспечено полностью, потому что мы работаем и по государственным программам (Федеральная целевая программа "ГЛОНАСС", Федеральная космическая программа, госпрограмма вооружений), кроме этого мы постоянно участвуем в тендерах на коммерческие аппараты. Например, в настоящий момент исполняем заказ на четыре коммерческих аппарата, в том числе два для предприятия "Космическая связь". 31 июля мы запустили два спутника для этого предприятия.

— Есть ли долговая нагрузка у ИСС им. М.Ф. Решетнева?
— У нас нет ни копейки долгов по налогам или в государственные фонды, мы ни разу за последние 15 лет не задерживали выплату зарплаты. У нас есть так называемые долги — сдвиг сроков сдачи некоторых проектов, которые находятся в стадии опытно-конструкторских работ (это поиск нового, отказы приборов, испытания). Это задолженности перед Минобороны. Конечно, наша основная задача — их минимизировать, а в идеале — исключить. Но в опытно-конструкторских работах так практически не бывает.

— Сейчас спутники "Глонасс-К2" находятся в стадии опытно-конструкторских работ. Получится ли в итоге в 2020 году запустить такой аппарат?
— "Глонасс-К2" будет запущен в следующем году. Это опытно-конструкторская работа (ОКР) крайне сложная, и ряд бортовой аппаратуры в ходе наземной экспериментальной отработки потребовал доработки. Поэтому мы сдвигаем на следующий год запуск "Глонасса-К2". Это никоим образом не отразится на состоянии орбитальной группировки.

— В каком состоянии сейчас находится аппарат?
— Он проходит испытания на нашем заводе. Это очень многофункциональный аппарат, на котором больше десятка систем. Два прибора спутника потребовали модернизации и отправлены на доработку в кооперацию. Испытания этих систем приостановлены.

— Когда вы планируете начать серийное изготовление спутников "Глонасс-К2"?
— Сейчас у нас сложилась уникальная ситуация — предприятие делает новый заказ по ОКР, серию предыдущих аппаратов и на этапе НИР прорабатывается следующая модификация. На сегодняшний день у нас есть в наземном резерве спутник "Глонасс-М", мы изготавливаем девять спутников "Глонасс-К", изготавливаем "Глонассы-К2", есть ОКР на модификацию "Глонассов-К2", в следующем году мы заключаем контракт на серию "Глонассов-К2" и по новой программе, которая будет с 2020 по 2030 год, мы выходим на так называемый "Глонасс-ВКК" (высокоэллиптический космический комплекс).
Итого получается, мы одновременно ведем шесть модификаций. Это гарантия того, что в орбитальной группировке всегда будет не менее 24 аппаратов с самыми совершенными функциями.

— В спутнике "Глонасс-К2" еще есть иностранная компонентная база?
— Когда в 2014 году грянули санкции, было наложено вето на поставку электронно-компонентной базы со стороны США. В среднем, в "Глонассах" было 50 процентов импортной электронно-компонентной базы (85% из них — американская). Была принята программа импортозамещения, включающая в том числе унификацию элементов, что позволило сократить число типономиналов в несколько раз. В настоящее время открыты ОКР по созданию ЭКБ отечественного производства.
Далее стандартный путь — закупили страховой запас на девять спутников вперед из доступного импорта, а на недоступный заказали работы в Минпромторге. Мы идем к тому, что доля ЭКБ импортного производства с 50%, которые были в 2014 году, к 2025 году упадет до 12% (это все доступное, либо уже купленное), а с 2026 года полетят спутники "Глонасс-К2" со стопроцентной российской элементной базой.
Если есть какие-то элементы, которые нельзя воспроизвести нашей промышленностью, тогда меняем схемные решения, по-другому реализуем эту функцию.

— Когда ближайший запуск "Глонасса-К"?
— Ближайший запуск ожидается в октябре, дату устанавливает государственная комиссия.

— Вам были переданы работы по созданию спутника "Ангосат-2" в интересах Анголы. Какие работы сейчас по нему ведутся?
— Самая критическая часть проекта — исполнение полезной нагрузки европейской компании Airbus, поэтому мы установили все необходимые отношения, провели встречи, продолжаем работу и параллельно начали делать новое для "Ангосата" — нашу спутниковую платформу, которая зарекомендовала себя как надежная и мощная. Мы для этого проекта делаем ее крайне быстро, используя предыдущие заделы, в первую очередь по электронно-компонентной базе, потому что у нас очень высокая степень унификации.
Именно унификацией определяется похожесть макетов спутников класса "Экспресс-1000" — "Экспресс-80", "Экспресс-103", — они внешне абсолютно одинаковые, кроме антенн, потому что каждый заказчик со своей точки на орбите под свою территорию или под свои бизнесы строит антенны по-разному.

— Есть понимание, когда завершится изготовление?
— Мы идем по графику, согласованному с заказчиком, должны запустить спутник в марте 2022 года.

— Успеете?
— Успеем.

— Планируете ли вы развивать какие-то новые направления?
— Если мы сейчас будем радостно производить только существующие спутники, то через пять лет начнутся проблемы, а через десять лет они будут не нужны. К примеру, мы производили спутники с герметичными контейнерами, но упорно прорабатывали вариант в негерметичном исполнении. Герметичный контейнер очень сложно обеспечивает 15 лет службы аппарата, а негерметичное исполнение спутника — обеспечивает.
15 лет назад был взят курс на свою полезную нагрузку, и сегодня антенны, кабели, волноводы, конструкция, испытания, системы раскрытия антенн — все делаем сами. Мы сейчас покупаем не полезную нагрузку, а приборы и собираем полезную нагрузку сами. Это внутренняя эволюция, которая позволяет нам удерживаться на волне и быть востребованными.

— А еще в каких направлениях заинтересовано предприятие?
— Это абсолютно правильный вопрос. Например, мы начали производить антенны для земных станций. Теперь это производство выделено в рамках одного из дочерних предприятий. Мы сами начали заниматься отбраковкой электронно-компонентной базы для спутников.
Кроме этого мы, конечно, смотрим на другие направления. Мы точно не будем в пределах разумного периода заниматься лунными аппаратами, точно не будем делать самостоятельно марсоход. Но мы же делаем спутники "Гео-ИК" — это геодезические спутники, фактически элемент сектора дистанционного зондирования Земли. Эта тема нам тоже интересна, как и малые спутники.
Мы работаем в своем сегменте, непрерывно его совершенствуем, разрабатываем сервисы обеспечения этого сегмента. Где есть необходимость, смотрим и помогаем другим предприятиям в работе. Например, НПО им. С.А. Лавочкина выпускает спутники "Электро", а солнечные панели там наши.

— Вы сказали, что не будете участвовать в лунной программе, но в будущем потребуется лунный ГЛОНАСС. В этом проекте вы планируете принимать участие?
— Мы проработали этот вопрос, есть необходимые расчеты. Когда вокруг Луны будет создана система навигационных спутников, она будет давать место определения будущим покорителям Луны. Возможно, они будут более простые, потому что те, которые для Земли, очень многофункциональны.

— Сколько там потребуется спутников для минимальной группировки?
— В земном ГЛОНАССе минимально должно быть 24 спутника, чтобы глобально определить четыре навигационных параметра (длина, ширина, высота и скорость движения), тогда вы можете сказать, где находится, например, автомобиль, в какой точке относительно центра Земли и куда он движется. Это достаточно просто кладется на цифровую карту. Для Луны — аналогично, но этапность лунной навигационной группировки будет определяться этапностью колонизации Луны.

— Готова ли российская космонавтика сейчас к созданию лунного ГЛОНАССа?
 — С точки зрения навигации спутники для Земли, Луны, Венеры и Марса ничем не отличаются, это все равно группировка космических аппаратов, которые летают в центральном поле тяготения небесного тела. Сегодня у нас задания на проработку такой программы нет, но лунная программа развивается, и в тот момент, когда будет принято решение об освоении Луны людьми, это потребуется. Мы подключимся в любой момент.
Мы пока просчитываем количество аппаратов, баллистику, сколько плоскостей, какой функционал и так далее. Когда скажут, что нужна лунная навигация, — она будет обеспечена, скажут, что нужна связь, — тоже будет обеспечена, потому что это будут некие модификации или полные клоны того, что мы делаем для Земли.

— Сколько спутников в производстве?
 — Сейчас у нас на орбите 103 спутника, это две трети российской орбитальной группировки. На предприятии продолжается работа и по новым заказам, в частности, в этом году мы законтрактовали уже пять спутников. Если брать только действующие контракты, у нас примерно 50 спутников, которые находятся на разных стадиях производства (от начала контракта до хранения в резерве). Каждый год мы делаем примерно 10 спутников, но одновременно контрактуемся на новые.

— Если смотреть в будущее, куда двигается спутникостроение?
— Трендов несколько. Наиболее известный, он прорабатывается и в нашей стране, но другие страны тут шагнули дальше — это многоспутниковые системы из большого количества малых КА на низкой орбите (я имею в виду "ВанВэб" и работы Илона Маска по "Старлинку"). Это главная тенденция. Она заложена в формируемую сейчас Единую космическую программу России, которая стартует с 1 января следующего года. Здесь Россия не упускает возможностей.
Аналоги у нас есть. Например, мы в этом году запустим еще шесть спутников системы "Гонец".

— Все-таки шесть аппаратов в этом году будет запущено?
— Да, три спутника в сентябре и три — в ноябре. Конечно, это не 200 и не 600, но эта группировка тоже глобально покрывает Землю, но не с высоты 500 км, а с высоты 1500 км. Ее задача — передача малых потоков информации, то, что сегодня называется интернетом вещей. Одновременно короткие сообщения — это страница текста, это общение между людьми, абонентами.
Когда нужны большие потоки информации, в работу вступают более мощные спутники — и тогда передается голос, картинка. Там уже начинают измерять потоки мегабитами.
Еще один тренд — очень мощные платформы. Самая мощная платформа, которую мы производим, дает на полезную нагрузку в течение 15 лет 12 кВатт, в мире требуется уже 25 и более. Такие платформы тоже разрабатываем.
Кубсат — тоже тенденция. Это наноспутник. Они появились как средство развития ума студентов или средства отдельных поисковых исследований. Сегодня это достаточно серьезный бизнес. Навигация развивается эволюционно в сторону высокой точности, доступности, целостности, когда постоянно подтверждается достоверность информации.

— Как предприятие держится в условиях коронавируса?
— Мы выполняли требования, которые обозначены и в стране, и в Красноярском крае. Когда объявили первые ограничения в работе с 28 марта, первую неделю из 8,5 тыс. человек у нас работали в среднем каждый день 410. Это необходимая система жизнеобеспечения и наиболее ответственные работы. Далее мы начали выводить больше и с 12 мая практически полностью открыли предприятие, кроме тех, кто ушел в отпуск.
Мы сосредоточили свои усилия в первую очередь на выполнение тех контрактов, включая гособоронзаказ, которые необходимо выполнить в этом году. Как ни странно, работая в уменьшенном количестве в течение двух месяцев, мы не потеряли темп ни по одному из этих сдаваемых этапов. Другое дело, что невыполненные работы в обеспечение других этапов, надо компенсировать. Но мы это сделаем.

— Есть какие-то задержки в производстве?
— Единственная программа, по которой произошло отставание, — это "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7", потому что там полезная нагрузка из Турина (Север Италии). Они на полтора месяца позже поставили нам полезную нагрузку на "Экспресс-АМУ7" и где-то на 4,5–5 месяцев задерживают поставку на "Экспресс-АМУ3". Я их тоже упрекнуть не могу, потому что они работали с нами вне зависимости от жестких мер, которые были предприняты. На тех испытаниях, на которых они должны были присутствовать, мы работали с ними дистанционно: расставили везде камеры и своими руками делали операции, которые должны были делать они.

— А финансовые потери есть?
— Финансовые потери мы, конечно, понесли, но это мы будем считать позже.

— По ГОЗу срывов нет?
— Работы, которые мы выполняем по гособоронзаказу, почти все опытно-конструкторские. Почти во всем мире все ОКР делаются примерно в два раза дольше, чем задумывается вначале, и в конечном итоге стоят примерно в два раза больше. Это свойство ОКР. У нас, к сожалению, есть задержки по отдельным этапам, но мы принимаем все необходимые решения, работаем.

— В программе "Сфера" вы будете принимать участие?
— Программа "Сфера" еще нигде не заявлена как конкретная работа (НИР или ОКР), идут предконтрактные проработки в Роскосмосе. Конечно, мы будем предлагать свое участие и как разработчики, и как производители космических аппаратов и, возможно, станций управления.

— Для программы "Сфера" потребуется серийное изготовление большого количества аппаратов, есть ли такие мощности у ИСС?
— Эти мощности уже сейчас есть. У нас полностью автономная база. К тому же два года назад мы с участием Дмитрия Олеговича Рогозина сдали очередной новый корпус с чистой зоной площадью 30 тыс. квадратных метров. Сейчас строим со сдачей в следующем году еще два корпуса меньшей площади. То есть сегодня мы полностью обеспечены площадями. Мы показывали это руководству Роскосмоса.
Беседовала Екатерина Москвич