Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Новый

Цитироватьzandr пишет:
Расширение сотрудничества с Казахстаном
Я бы оценил шансы России (а точнее - ИСС) по Казсат-2R в 33%, по Казсат-4 и по новым аппаратам ДЗЗ - не выше 5%-10% (напомню, что по данному проекту у Казахстана по-прежнему нет оферт из РФ). И то, при условии, если ИСС предложит что-то оригинальное - финансирование / софинансирование, рассрочку, какой-то качественный риск-менеджмент. Ключевым может стать схема "КА + запуск + клиенты, готовые заполнить емкость + страхование этих потоков". Но все это слишком сложно.

testest2

А чем закончилась попытка ИСС замутить альянс с Thales для продвижения в третьи страны?
законспирированный рептилоид

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/№21(437).pdf
ЦитироватьВ ПОЛНОМ СОСТАВЕ
Навигационный спутник «Глонасс-М» №52, отправ­ленный на околоземную орбиту 22 сентября, начал использоваться по целевому назначению. После запуска с космическим аппаратом были проведены работы по контролю его технического состояния и работоспособ­ности, а также по установке спутника в рабочую точку. На орбите «Глонасс-М» №52 сменил другой космичес- кий аппарат, который был выведен из системы в связи с исчерпанием жизнен­ного ресурса – он отрабо­тал в полтора раза дольше запланированного срока. Установленный в рабочую позицию новый спутник «Глонасс-М» был принят в эксплуатацию 16 октября после измерений текущих навигационных параметров, расчёта эфемеридно-вре­менной информации и проведения серии других необходимых операций. С вводом в систему нового спутника орбитальная груп­пировка ГЛОНАСС воспол­нена до штатного состава – 24 космических аппарата, решающих задачи навигационного обеспечения с высокой точностью в гло­бальном масштабе.

КАРКАСЫ БУДУТ ЛЕГЧЕ
Специалисты нашего предприятия создают новые углепластиковые конструк­ции, которые позволят облег­чить каркасы солнечных батарей спутников на 10% без уменьшения их прочно­сти и жёсткости. В рамках опытно-конструкторской работы «Профиль-УП» решет­нёвцы защитили эскизный проект на разработку тех­нологии изготовления из углепластика фитингов и сетчатых труб треугольного сечения. С целью освоения перспективной технологии и изготовления новых кон­струкций в «ИСС» планиру­ется провести модернизацию оборудования, необходимого для производства изделий из полимерных композицион­ных материалов. Часть обо­рудования будет поставлена нашим непосредственным заказчиком по данной ОКР – НПО «Техномаш» (г. Москва). Завершить разработку и освоение «ИСС» технологии производства облегчённых углепластиковых конструк­ций для будущих космичес- ких аппаратов планируется в 2019 году.

НОВЫЙ ЦУП «ГОНЦА»
Компания «ИСС» по заказу Госкорпорации «РОСКОСМОС» завершила создание нового Центра управления полётом косми­ческих аппаратов системы персональной спутнико­вой связи «Гонец-Д1М». Закупленное оборудование с программным обеспечением разработки Решетнёвской фирмы было установлено на территории железногор­ского филиала компании-оператора – «Спутниковая система «Гонец». После монтажа и пусконаладки с оборудованием были про­ведены автономные и ком­плексные испытания, в ходе которых проверялось взаимодействие ЦУПа с цен­тральной станцией системы. В настоящее время новое оборудование для работы с космическими аппаратами «Гонец-М» готовится к вводу в эксплуатацию.

Ни гвоздя, ни жезла!
В последнее воскресенье октября россияне празднуют День работника автомобиль­ного транспорта. Сотрудники транспортного цеха компании «ИСС» на широкую ногу свой профессиональный праздник не отмечают: любое рабочее утро у них начинается с предрейсового медосмотра и полу­чения допуска к управлению транспортным средством. Одни занимаются перевозкой сотрудников предприятия, другие – доставкой грузов, третьи – строительными и монтажными работами. Есть и те, чья рабочая смена может начаться в Железногорске и закончиться... в Байконуре. Как такое возможно, объ­яснил начальник транс­портного цеха Алексей Геращенко: «Весной этого года в Казахстане аэродром Юбилейный был закрыт на реконструкцию, и сейчас самолёты с нашими спутни­ками направляются в пасса­жирский аэропорт Крайний. С Юбилейного спутник по железной дороге отправ­лялся в МИК космодрома Байконур, а с Крайним желез­нодорожного сообщения нет. Поэтому встал вопрос – как спутник доставлять от аэропорта Крайний на МИК Байконура?» Решение было найдено – вместе со спутни­ком стали отправлять решет­нёвский тягач с транспортё­ром ТР-242. То есть водитель и автомобиль летят тем же рейсом, что и спутник. Из самолёта контейнер с аппа­ратом выгружается на авто­транспорт «ИСС» и достав­ляется до железнодорожного узла и оттуда по железной дороге транспортируется в Монтажно-испытательный корпус космодрома.
Водитель тягача Александр Берш, которому довелось первым в истории предприятия совершить такую нестандартную транс­портировку, скромно пове­дал нам о своей необычной командировке: «Немного волнительно было перед рейсом. Настраивал себя на то, что должен качественно выполнить задание. Не каж­дый день, конечно, летаешь со своим автомобилем на самолёте, тем более таком огромном, в котором легко помещается контейнер со спутником, автомобиль с полуприцепом, десятки тонн контейнеров с гру­зом». Сам Казахстан запом­нился Александру изнуря­ющей 50-градусной жарой и дисциплиной на дорогах: «Участники автомобильного движения очень быстро реа­гировали, везде пропускали, сразу уступали дорогу, нашим землякам в этом плане есть чему поучиться у них». Транспортировка спут­ника с перелётом вылилась в пятидневную командировку. Теперь Александр шутит: «За 14 лет работы в Решетнёвской фирме самые яркие воспоми­нания связаны со спутниками «Ямал» и «Благовест». «Ямал- 300К» стал первым спутни­ком, который был доверен ему для транспортировки в аэропорт Емельяново, а «Благовест» – первый спут­ник, с которым довелось лететь в Казахстан.
Доставка спутника – одна из самых хлопотных и ответственных операций для сотрудников транспортного цеха «ИСС». В зависимости от класса космического аппа­рата в процессе его транспор­тировки задействуют от 8 до 12 единиц техники. Время доставки груза с предпри­ятия в аэропорт Емельяново занимает от 3 часов и более. «Прибыть в аэропорт нужно примерно за семь часов до вылета. Вот и считайте – выезд в 2-3 часа ночи, это если аппарат среднего класса, если тяжёлого класса – выезд должен состояться не позднее 8 часов вечера нака­нуне вылета. Так как и сама транспортировка дольше, и погрузка в самолёт занимает не менее шести часов», – рассказывает Алексей Геращенко.
Контейнер со спутни­ком тяжелого класса пере­возится на самолёте АН-124 «Руслан». Там своя специфика погрузки: с помощью бортовых грузовых лебёдок контейнер затягивается в гру­зовой отсек через переднюю часть воздушного судна по специальной эстакаде. Потом открывается задний люк и загружается сопутствующий груз – различное оборудова­ние, которое весит суммарно от 10 до 15 тонн, плюс кон­тейнер со спутником – ещё 12-13 тонн.
У многих железногорцев с перевозкой космических аппаратов ассоциируется узнаваемый тягач «Скания» с брендированным контейне­ром компании «ИСС». Однако не менее важную роль в про­цессе отправки спутника играет решетнёвский кран КАТО грузоподъемностью 70 тонн. С помощью этой машины осуществляется перегрузка контейнера со спутником на эстакаду воз­душного судна. Для того чтобы такая махина могла беспрепятственно пере­двигаться по дорогам края, требуется спецразрешение. Документы начинают оформ­лять за месяц до поездки. Помимо этого «ИСС» каж­дый раз платит в казну кру­гленькую сумму за нанесение ущерба дорожному полотну. В зависимости от времени года размер такой компен­сации составляет от 250 до 700 тысяч рублей. Со сто­роны может показаться, что проще найти кран на месте и не тратить столько денег на доставку собственной спец­техники, на практике же всё наоборот: «Раньше этот вопрос решался экстренно, были большие риски срыва сроков, потому что на момент отправки кран можно было просто не найти, – поясняет начальник транспортного цеха. – Длина нашего кон­тейнера – 14,3 м, ширина 4,12 м, высота 4,20 м. Кран должен иметь кратный запас прочности для обеспечения безопасных погрузо-раз­грузочных работ с ним. К тому же, аренда по стоимо­сти выходила не меньше. Ну и самое главное – риски. В своей же технике мы уверены – она сертифицирована и лицензирована».
Для спутникостроите­лей уверенность в надёжной доставке спутника на космо­дром стоит дороже любых транспортных расходов. В каждый космический аппарат вложены огромные средства и труд тысяч людей, и всё это в конечном итоге вверяется в опытные руки работников транспортного цеха.
Для перевозки спутников тяжёлого класса используется специальный контейнер, созданный компанией «ИСС» в 2011 году. Он имеет максимальные габариты, которые может вместить борт АН-124, рассчитан на перевозку одного спутника тяжёлого класса и одного или двух спут­ников среднего класса. Контейнер герметичен, оснащён оборудованием для автоматического поддержания и дис­танционного контроля параметров среды. Оператор, сле­дующий за машиной с космическим аппаратом в колонне сопровождения, по мере необходимости корректирует работу систем контейнера.

Тест-драйв для «борта»
В «ИСС» разработана не имеющая аналогов в России методика аппаратно-программных испытаний бортовых приборов спутников.
Вопрос ранней диагностики и парирования всевозможных нештатных ситуаций и отказов борто­вых систем в ходе эксплуа­тации космических аппара­тов для нашего предприятия всегда актуален. Именно поэтому особое внимание решетнёвцы уделяют поиску эффективных технических решений для бортовых приборов на этапе их раз­работки. Учитывая строгие требования по срокам изго­товления спутников, перед специалистами «ИСС» остро стоит проблема сокращения времени наземной экспери­ментальной отработки бор­товой аппаратуры.
Применяемые в ходе соз­дания бортовой аппаратуры методы математического компьютерного моделиро­вания весьма эффективны, но они имеют свои минусы. Дело в том, что радио­электронная аппаратура это детерминированная по времени система. То есть она как объект контроля реагирует предсказуемо, с минимальной временной погрешностью на непред­сказуемые воздействия от других систем космического аппарата и требует столь же детерминированных ответов. Усугубляется это и тем, что взаимодействие систем идёт очень быстро. Виртуальные компьютер­ные модели не могут рабо­тать со скоростью реаль­ного функционирования аппаратуры, не могут в точности повторить дина­мику её работы. Это делает невозможным применение программно-математического моделирования для проведения полунатурных экспериментов на реаль­ной бортовой аппаратуре. А изготавливать отрабо­точные аппаратные макеты с повторением на печатной плате схемы нештатной ситуации и отказа бортовой аппаратуры – крайне тру­доёмкий и дорогостоящий процесс.
Специалистам пред­приятия удалось найти, а впоследствии успешно отработать и внедрить аль­тернативный способ, осно­ванный на использовании методов полунатурного моделирования аппаратуры в полном объёме либо её фрагментов. Задача реша­ется путём применения специальных устройств, имеющих в своем составе программируемые логические интегральные схемы (сокращённо ПЛИС). Такой подход позволяет совме­стить гибкость и функцио­нальность математического компьютерного моделиро­вания с быстродействием аппаратного макетиро­вания, поскольку логика работы программных моде­лей на ПЛИС реализуется аппаратно.
Данная идея в настоящее время успешно воплоща­ется в наземном отладоч­ном комплексе радиоэлек­тронной аппаратуры (НОК РЭА), который построен на магистрально-модульном принципе. Этот комплекс имеет в своём составе аппа­ратные и программные модули, соответствующие международным стандар­там, что полностью исклю­чает возможные проблемы совместимости. Используя их широкий функционал, специалисты «ИСС» теперь могут решать весь спектр оперативно меняющихся задач комплексных испы­таний путём переконфигу­рирования испытательного оборудования и его программного обеспечения.
Весьма эффективен отра­ботанный решетнёвцами метод для моделирования перегрузок и сбоев, пред­ставляющих угрозу для нормального функциониро­вания аппарата на орбите. Анализируя, как работают в таких условиях бортовые электронные приборы, спе­циалисты «ИСС» могут рас­считать для них наилучшие функциональные решения. Моделировать практически любые неисправности и проводить испытания реаль­ной бортовой аппаратуры в режимах имитации нештат­ных ситуаций теперь стано­вится возможным в сжатые сроки наземной экспери­ментальной отработки.
Созданный наземный отладочный комплекс позволяет воспроизводить в лабораторных условиях аппаратно-программные системы, подобные борто­вым, и проводить экспери­менты, в высокой степени соответствующие штатным условиям эксплуатации. В перспективе имеется воз­можность имитации экс­плуатационной обстановки космического аппарата в целом, если это потребуется.
Предложенный метод имеет в своём составе систему написания программ испытаний в виде циклограмм, что даёт воз­можность использовать его даже разработчикам, не владеющим специальными языками программирова­ния. Таким образом, при­меняя совокупность специ­альных алгоритмов, правил и средств разработки моде­лей бортовой аппаратуры и испытательных комплексов, специалистам «ИСС» уда­лось сократить сроки испы­таний при одновременном повышении надёжности и полноты контроля аппара­туры спутников.
Данный метод испыта­ний запатентован и успешно применяется в компании «ИСС» при наземной отра­ботке бортовой аппаратуры, что позволяет обеспечивать оптимальные сроки созда­ния спутников и повышение их конкурентоспособности.

Salo

Проекты АО "ИСС" имени академика М.Ф. Решетнёва". Презентация
http://www.raaks.ru/docs/doc20170315_019.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Новый

Слайд о положении компании на рынке более чем странный.
На каком рынке, производства КА, включая военные аппараты? Тогда цифры конкурентов далеко не полные.
Как можно иметь НОЛЬ КА на ГСО в 2016, но при этом долю в 13% на рынке в этом же году?
Или речь не о запусках, а о заказах? Если считать аппараты класса Гонец, то картина будет кардинально другая. Кто же долю на рынке считает в штухах? Нужно хотя бы в $ или в кг или в транспондерах.

Иначе со следующего года и на ближайшие много лет OneWeb займет 99% "рынка".)))
 

Apollo13

ЦитироватьРН РН «Ангара-А5» с РБ 14С048
А это что за зверь?

thunder26

ЦитироватьApollo13 пишет:
ЦитироватьРН РН «Ангара-А5» с РБ 14С048
А это что за зверь?
"0" конечно же лишний. Составляющий зациклился на индексах КС
Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем (с) Нильс Бор

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-301017
ЦитироватьСотрудники «ИСС» – Лауреаты премии Правительства РФ
  Сотрудникам компании «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва» присуждены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2017 год.
Решетнёвцы удостоены премий Правительства РФ за создание многофункциональных геостационарных космических аппаратов-ретрансляторов «Луч-5» и наземного комплекса управления для обеспечения передачи информации с объектов ракетно-космической техники и информационных систем в реальном масштабе времени.
Обладателями премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники 2017 года стали пять сотрудников компании «ИСС», возглавляющих направления работы по созданию космических аппаратов, проектированию и конструированию их подсистем, а также средств технологического оснащения.
Премиями Правительства РФ также отмечены представители предприятий-партнёров Решетнёвской фирмы, принимавших участие в создании спутников-ретрансляторов «Луч-5».

Salo

http://tass.ru/opinions/interviews/4694888
ЦитироватьПроизводитель "Глонасс": в 2021 году создадим импортонезависимый спутник
 2 ноября, 9:00 UTC+3
 
 Николай Тестоедов  © "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева"
 
Российское предприятие "Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева" (ИСС) планирует с 2021 года выпускать импортонезависимые спутники серии "Глонасс". О технических особенностях этих аппаратов, их отличии от нынешнего поколения спутников "Глонасс", о производстве других спутников, таких как "Гонец" и аппараты связи серии "Экспресс", а также о ситуации с запуском украинского аппарата "Лыбидь" рассказал в интервью ТАСС генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.

— Недавно сибирское предприятие ИСС заключило с томским центром "Полюс" контракт на создание аппаратуры для новых спутников "Глонасс". Сообщалось, что оборудование должно быть изготовлено до конца 2018 года. Началась ли эта работа?

— По программе мы должны сделать девять аппаратов "Глонасс-К1" и два аппарата "Глонасс-К2". Последние модернизированы по сравнению с первыми двумя аналогичными аппаратами, которые были сделаны преимущественно на западной элементной базе, а она теперь недоступна из-за санкций.
Компания "Полюс" поставляет нам системы энергопреобразования. Томичи должны обеспечить 11 комплектов. Аппаратура для первого из девяти "Глонасс-К1" должна появиться у нас до 31 декабря. Тогда сможем изготовить его за девять месяцев: это наш технологический цикл для аппаратов подобного класса.

— Аппараты "Глонасс-К1" являются модернизированной версией "Глонассов"?

— Вначале были просто "Глонассы", которые при гарантированном сроке активного существования три года работали в среднем по 4,5 года. С 2003 года мы запускаем аппараты серии "Глонасс-М" с уже 7-летним сроком активного существования, но они сделаны еще по схеме, когда приборы находятся в гермоконтейнере. Сейчас на орбите действуют еще два "Глонасс-К1" негерметичного исполнения, у них жизненный цикл составляет 10 лет.
В дальнейшем они будут трансформироваться в КА (космический аппарат — прим. ТАСС) "Глонасс-К2", уже многофункциональные: там планируется достаточно много задач, помимо навигационных. Но и число навигационных функций тоже увеличивается: на "Глонасс-М" было четыре частоты, на "Глонасс-К" — пять, а на "Глонасс-К2" будет до девяти частот. "Глонасс-К2" будет мощнее и тяжелее: если у "Глонасс-К1" вес — чуть меньше тонны, то у "Глонасс-К2" — 1,6 тонны. Охват у него будет такой же, как и у предыдущих аппаратов, — глобальный.
Сегодня вся российская группировка состоит из аппаратов "Глонасс-М". Плюс есть еще два "Глонасс-К1", которые проходят летно-конструкторские испытания и одновременно работают уже в составе орбитальной группировки. Мы изготовим еще девять аппаратов "Глонасс-К1" в поддержку орбитальной группировки.
С 2019 года планируем запустить первые два аппарата типа "Глонасс-К2", а с 2021 года — те же "Глонасс-К2", но уже в импортонезависимом варианте. После чего продолжим работу только с многофункциональными импортонезависимыми "вторыми".

— В чем будет заключаться импортонезависимость тех аппаратов "Глонасс-К2", которые планируется запустить в 2021 году?

— Когда возникли санкции, все начали говорить об импортозамещении. Но по смыслу слова "импортозамещение" — это полная замена. А мы, со своей стороны, ввели термин "импортонезависимость". Понимаем, что одномоментно нельзя отказаться от всех элементов западного производства, и хотя все необходимые задания Минпромторгу выданы и исполняются, еще несколько лет будут проводиться плановые ОКР по разработке и постановке в производство отечественных элементов для замены импортных. Часть элементов в это время будет закупаться, но это те элементы, которые доступны на рынке. Поэтому слово "зависимость" пропадает, а часть импорта остается.

— Сколько планируется изготовить импортонезависимых аппаратов "Глонасс-К2"?

— Ровно столько, сколько потребуется для восполнения орбитальной группировки, для поддержания ее полного состава в количестве 24 аппаратов.
В течение срока активного существования наших спутников серии "Глонасс" мы очень часто меняем элементы на каждом из них, потому что элементы в радиоэлектронной промышленности живут не очень долго. Кто-то называет 5 лет, кто-то — 10 лет, они действительно такой срок жизни имеют, но когда элементы нужны для "длинной" группировки, закупают сразу большую партию элементов, чтобы дальше не менять приборы. Но ведь эти элементы не могут храниться на Земле бесконечно, поэтому все равно приходится проводить замену на другие элементы вместо снятых с производства. Это как автомобиль: вы же не можете бесконечно эксплуатировать одну и ту же модель, она снимается с производства. И вы покупаете новую модель.

— Это значит, что один аппарат будет заменен другим?

— Нет. Согласно ГОСТу существует процедура: в приборе несколько тысяч элементов, а заменили, к примеру, только один. Вы же не будете под это дело менять весь прибор. Просто подбираете тот элемент, который обеспечит функционал. При этом не нужно перепроектировать прибор, проводить проверку на вибрацию, например. Проводятся только те испытания, которые показывают, что новый элемент корректно встроен в систему. Модернизированные приборы будут ставиться на КА "Глонасс" с 2021 года.

— Два аппарата "Глонасс-К2", о которых вы говорили ранее, запустят в обязательном порядке или по мере необходимости?

— Они в любом случае должны быть запущены сразу после производства, потому что на них апробируются новые решения. Там много новых систем, которые надо проверить в режиме летно-конструкторских испытаний и подтвердить правильность принятых по ним технических решений для того, чтобы уже дальше тиражировать их в серию. Там все системы российские, только часть электронной компонентной базы останется импортной. И эта часть будет сокращаться с каждым аппаратом.
Сейчас в АО "ИСС" находятся шесть космических аппаратов "Глонасс-М", это наш резерв. Запускаем их только в случае плановой замены или по оперативной необходимости, если какой-то из действующих аппаратов выйдет из строя. И те девять аппаратов "Глонасс-К1", что мы изготовим в будущем, тоже будут выходить на орбиты по мере необходимости.

— Когда планируется запуск двух аппаратов "Глонасс-К2"?

— Запуск первого планируется во втором квартале 2019 года, второго — в конце 2019 года. Аппараты будут запущены с помощью ракет-носителей "Союз" с космодрома Плесецк.

— Какие предприятия поставляют ИСС электронную компонентную базу для спутников?

— Мы делаем спутники и часть приборов, другую часть поставляют предприятия кооперации. Для "Глонассов" нашими ключевыми партнерами являются "Российские космические системы", корпорация РИРВ, Ижевский радиозавод, томский "Полюс". Но все — и мы, и приборостроители — покупаем электронную компонентную базу, никто ее не производит.

— Если у нас некому создавать электронную компонентную базу, а заменить импортную нужно, то как быть?

— Если надо заменить тысячу элементов, Минпромторг может делать, к примеру, 100 ОКР в год по новым элементам, значит, за 10 лет эта тысяча элементов будет заменена полностью. А в течение всего этого времени идут переходные процессы, когда с разработкой и постановкой в серию каждого российского элемента прекращается использование его импортного аналога. Таким образом, с каждой опытно-конструкторской работой увеличивается доля российской компоненты.
Этот процесс не быстрый, и он прилично затормозил выпуск части приборов, потому что наша электронная промышленность два-три года назад была не в самом лучшем состоянии. Сейчас идет восстановление, по крайней мере, мы это видим в отношении электронной компонентной базы для применения в космосе.

— Но ведь этот процесс тормозит производство, в частности спутников.

— Да, это влияет. Там, где необходимо, мы меняем схемные решения, количество элементов. Например, по одной из тем вес целевой аппаратуры при замене электрорадиоизделия увеличился почти на 40%, потому что иногда надо было делать плату вместо одной микросхемы. Но при этом мы не поступились ни одной функцией, надежность изделия поддерживается.
Но такие изменения, как замена элемента на плату, могут повлиять на всю конструкцию изделия. Грубо говоря, прибор был маленьким, стал больше.
Мы разработали технологию и уже апробировали ее. Это довыведение космического аппарата с помощью устанавливаемых на него электрореактивных двигателей. "Протон" выводит на опорную орбиту 3,25 тонны. А аппарат может быть тяжелее. Спутник связи "Экспресс-АМ5" весил на 108 кг больше. Мы вывели его на эллиптическую орбиту, похожую на геостационарную (около 36 тыс. км над Землей). И мощности "Протона" хватило для этого. А потом довели спутник за счет его электрореактивных двигателей за 72 дня в нужную точку.

— Выкупил ли Роскосмос у ИСС акции компании "Гонец"?

— Процесс передачи акций состоялся еще летом.

— Сейчас на вашем предприятии идут испытания спутника "Гео-ИК-2". Как они проходят? Когда запланирован запуск?

— Мы планируем завершить изготовление в конце ноября, все идет по графику. Но решение о запуске принимает госкомиссия — в зависимости от готовности спутника, средств выведения, наземного комплекса управления. Мы обозначаем только дату сдачи аппарата, а не дату пуска, дальше уже решение заказчика.

— Можно ли узнать о состоянии работ по модернизированным аппаратам "Меридиан"?

— Утвержден заказ на четыре аппарата "Меридиан-М" в поддержание существующей орбитальной группировки. Это действительно модернизация существующих "Меридианов" — с учетом замены элементной базы. А так — все технические решения те же самые.
Первый аппарат планируем изготовить в конце 2018 года. Дальше уже госзаказчик будет решать, надо ли его запускать сразу или нет. Следующий аппарат будет готов в 2019 году, третий — в 2020-м, а четвертый — в 2022 году. Мы рассчитали, когда будут выбывать в плановом порядке существующие "Меридианы" и, исходя из этого, такие сроки изготовления следующих аппаратов, которые заменят нынешние.
Срок активного существования действующих "Меридианов" составляет 7 лет, но пока ни один из них не выработал этот срок.

— Когда планируется запустить следующие три аппарата серии "Гонец"?

— Тройка "Гонцов" готова к запуску с мая прошлого года. Мы сейчас проводим электрические испытания, чтобы иметь техническую возможность к запуску в конце этого года. Вопрос даты запуска будет определяться генеральными заказчиками — Роскосмосом и Министерством обороны — по мере готовности средств выведения. Запуск планируется осуществить с космодрома Плесецк на ракете-носителе "Рокот". Но прорабатываются варианты адаптации этих аппаратов к "Союзу" и "Ангаре".

— Сколько аппаратов "Гонец" планирует изготовить ИСС в будущем?

— Помимо этих трех, которые уже готовы, законтрактованы еще шесть аппаратов "Гонец". В конце этого года мы получаем первые ретрансляторы и начинаем собирать эти спутники. А в дополнение к этим шести законтрактованы еще три аппарата. Орбитальная группировка "Гонец" на сегодняшний день должна составлять 12 аппаратов, срок активного существования каждого — 5 лет. Группировка сейчас полная по количеству, но работают девять аппаратов, три находятся на летных испытаниях. Когда группировка будет полной, не будет перерывов в сотовой связи, которые сегодня иногда возникают у потребителей. После запуска этих трех аппаратов следующие уже будут запускать по мере необходимости.

— Когда планируется изготовить законтрактованные спутники "Гонец"?

— Шесть мы планируем изготовить в 2019 году, остальные три — в конце 2020 года.

— Как идут работы по спутникам связи "Экспресс-80" и "Экспресс-103"?

— Работы идут в соответствии с графиком. Ежемесячно этот вопрос рассматривается у руководства Россвязи и Роскосмоса. Запуск аппаратов планируется на конец 2019 года с космодрома Байконур на "Протоне" с довыведением спутников в нужные точки стояния за счет электрореактивных двигателей, установленных на аппаратах.

— Ранее сообщалось, что ИСС разработает систему питания для посадочного модуля миссии "ЭкзоМарс-2020". Начались ли эти работы?

— Да, они идут. Мы идем по графику, непрерывно сверяя все работы с нашим заказчиком — НПО им. Лавочкина. Работу по поставке аппаратуры мы должны завершить за полтора года до пуска. Вопрос к НПО.

— Вы ранее говорили, что осенью планируется уточнить облик высокоэллиптического дополнения к системе ГЛОНАСС. Что по этой теме?

— Эти работы пока не закончены. Такие предложения прорабатываются, но судьба этого направления будет понятна в конце этого года, когда произойдет корректировка федеральной целевой программы развития системы ГЛОНАСС.

— Как обстоят дела с украинским телекоммуникационным спутником "Лыбидь"? Известно, что задержка с запуском составляет уже не один год и к концу подходит гарантийный срок. А ваше предприятие отвечает за несущую платформу и модуль полезной нагрузки.

— Что касается сроков запуска, — не знаю. Спутник находится у нас на ответственном хранении. Ждем информации от изготовителя — канадской компании MDA — о тех процедурах, которые мы должны провести в соответствии с принятыми решениями.
Почему спутник не могут запустить? Нет ракеты. Вот когда канадцы решат проблему с носителем, тогда проведем предпусковую подготовку спутника, отвезем его на космодром, проведем там предстартовую подготовку и готовы запустить. Носитель изначально определен — это ракета "Зенит". Но проблемы с Украиной, завод "Южмаш" уже за пределами нашего воздействия или участия. Поэтому насчет пуска мы с вами узнаем практически одновременно. Вообще это компетенция заказчика, в данном случае для нас — компании MDA.

— А есть ли варианты вывести этот спутник на другой ракете?

— Можно, но для этого надо сделать так называемую адаптацию аппарата к носителю. Просто взять и поставить спутник на другую ракету нельзя, у нее могут оказаться другие динамические характеристики.

— Сколько по времени происходит адаптация?

— Обычно от 7 до 14 месяцев. Это длинный процесс, потому что идет много расчетов. Адаптацией занимается производитель ракеты, куда мы, как производитель спутника, передаем данные по динамической схеме аппарата. Ракетостроители получают от нас расчетно-динамическую схему.

— Так можно ли адаптировать "Лыбидь" к другой ракете?

— Можно, только надо смотреть, получается ли эта адаптация. Но вообще никаких проблем нет. Изначально для некоторых спутников в их тактико-техническом задании предусмотрено, что они могут быть запущены на нескольких средствах выведения. То есть, например, не только на "Зените", но и на "Протоне". В этом случае вибрационные испытания аппарата происходят на обеих ракетах и динамическую схему просчитывают и для той, и для другой.
Но "Лыбидь" изначально проектировался только под "Зенит", и динамическая схема для "Протона" на нем не просчитывалась. "Союз" точно не сможет, у него мощности не хватит вывести спутник на орбиту. Так что — либо "Зенит", либо "Протон".

— То есть если не будет "Зенита", то этот аппарат можно вывести на орбиту только "Протоном"?

— Это можно сделать и западными ракетами-носителями, но это, как говорится, не наш путь.

— Если "Лыбидь" все же решат запускать на "Протоне", то, кроме переноса запуска на 7–14 месяцев для адаптации аппарата к ракете, это ни на что больше не повлияет?

— Я не участник той части контракта, но наверняка заключены контракты, проплачены авансы, сделана какая-то матчасть. И что делать: разрывать контракт, отзывать деньги? Причем еще непонятно, по каким причинам. Ведь неясно, является ли нынешняя ситуация — изменение отношений между двумя странами — форс-мажором и застраховано ли это. В каждом контракте по-разному прописывается ситуация форс-мажора, а как в этом контракте — я не знаю.

Беседовал Алексей Песляк
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zandr

#1029
:D

Новый

Цитировать...Спутник находится у нас на ответственном хранении. Ждем информации от изготовителя — канадской компании MDA — о тех процедурах, которые мы должны провести в соответствии с принятыми решениями.
Ну Семееен Семеныч...
Николай Алексеевич, ну как же так, изготовитель Лыбидя теперь MDA? Что за путаница "в трех соснах"?
Цитировать...Вообще это компетенция заказчика, в данном случае для нас — компании MDA.

zandr

http://www.comnews.ru/content/110183/2017-10-25/kazahstan-vzyalsya-za-sozdanie-sputnikov
ЦитироватьКазахстан взялся за создание спутников
Леонид Коник © ComNews 25.10.2017
Казахстанская компания "Ғалам" заканчивает работы по проектированию научного спутника KazSTSAT-1, который будет выведен на орбиту в апреле 2018 г. Следом "Ғалам" возьмется за создание космического аппарата дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), а через несколько лет ему предстоит собрать первый спутник связи KazSat-2R.
Спойлер
"Ғалам" является совместным предприятием, которое еще в 2009 г. создали в Астане казахстанское государственное акционерное общество "Национальная компания "Қазақстан Ғарыш Сапары" (72% уставного капитала ТОО "Ғалам") и французская корпорация Astrium (ныне - Airbus Defence and Space, 27,5%); оставшиеся 0,5% уставного капитала "Ғалам" закреплены в собственности правительства Казахстана. Главной целью "Ғалам" является создание сборочно-испытательного комплекса (СбИК) для производства и тестирования космических аппаратов.
Как сообщил старший вице-президент Airbus Defence and Space Хьюг Лапорт-Вейвада с трибуны конференции "Казахстанский путь в космос 2017", которая состоялась в конце прошлой недели в Астане, в настоящее время "Ғалам" участвует в проектировании научно-технологического спутника KazSTSAT (Kazakhstan Science and Technology Satellite). По данным ComNews, специалисты из Казахстана разработали для KazSTSAT бортовой компьютер и специальное программное обеспечение. Головным исполнителем работ по созданию этого космического аппарата выступает британская фирма Surrey Satellite Technology Ltd. (SSTL, с 2009 г. подконтрольна Airbus Defence and Space), подписавшая с ТОО "Ғалам" контракт на изготовление KazSTSAT в июле 2013 г.
Изначально запуск KazSTSAT планировался на ракете "Днепр", однако из-за временного коллапса оператора пусковых услуг - компании "Космотрас" казахстанская сторона сделала выбор в пользу американской ракеты SpaceX. Вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Марат Нургужин заявил на конференции "Казахстанский путь в космос 2017", что пуск назначен на апрель 2018 г. - одновременно со вторым казахстанским научным спутником, который будет базироваться на технологии CubeSat.
"В 2017 г. мы запустили в "Ғалам" конструкторско-технологическое бюро с опытным производством, в 2018 г. мы начнем квалификацию отдельных узлов, создаваемых на этом предприятии, а к концу 2018 г. все будет полностью готово для полномасштабной работы, - сообщил Марат Нургужин. - Ввод СбИК в эксплуатацию позволит нам предложить на мировом рынке услуги по проектированию, сборке и испытаниям космической техники".
По данным Хьюга Лапорт-Вейвады, следующей после KazSTSAT работой "Ғалам" станет участие в создании и тестировании спутника ДЗЗ, который должен будет заменить на орбите аппарат KazEOSat-1 (Kazakhstan Earth Observation Satellite). Этот спутник, оснащенный оптико-электронной аппаратурой, создал Airbus Defence and Space, а на орбиту его вывела компания Arianespace (легкой ракетой Vega с космодрома Куру) в апреле 2014 г. Срок активного существования KazEOSat-1 составляет семь лет, поэтому не позднее 2019 г. должна начаться работа по созданию замены для него. С июня 2014 г. в космосе действует и второй казахстанский спутник ДЗЗ - KazEOSat-2: его построила фирма SSTL, а запущен он ракетой "Днепр" с российского космодрома Ясный в Оренбургской области.
[свернуть]
И наконец в 2020-2021 гг. "Ғалам" возьмется за сборку и тестирование спутника связи, который должен будет заменить аппарат KazSat-2 в орбитальной позиции 86,5° в.д. KazSat-2 стартовал в космос в июле 2011 г. (на ракете "Протон" с Байконура), а его производитель - ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - заявил активный срок существования этого аппарата чуть более 12 лет. Тем не менее заменить KazSat-2 планируется раньше: по словам Марата Нургужина, это произойдет уже в 2023 г. С учетом работающего на орбите спутника KazSat-3 (произведен ИСС им. академика М.Ф. Решетнева и выведен на орбиту в апреле 2014 г.) новый космический аппарат должен был бы называться KazSat-4, но, как рассказал корреспонденту ComNews Виктор Лефтер, президент АО "Республиканский центр космической связи" (РЦКС, оператор группировки KazSat), он получит имя KazSat-2R, так как число "4" в нумерологии является несчастливым.
Генеральный директор АО "ИСС им. академика М.Ф. Решетнева" Николай Тестоедов, выступая с докладом на конференции "Казахстанский путь в космос 2017", сообщил, что возглавляемое им предприятие уже начало совместную работу с "Ғалам" по проектированию спутника KazSat-2R. "Мы, "Ғалам" и РЦКС, уже создали дорожную карту этого проекта", - сказал Николай Тестоедов. Пока неизвестно, как к этому отнесется Airbus Defence and Space, который инвестировал в проект "Ғалам" немалые средства, потратил на него много времени, а также обучил более ста казахстанских специалистов на своих предприятиях во Франции, Германии и Великобритании.
Представитель Airbus Defence and Space сообщил корреспонденту ComNews, что желание заказчика (в данном случае - Казахстана) является законом и европейский партнер примет любой выбор. При этом пожелавший остаться неизвестным юрист, специализирующийся на корпоративном праве, заметил, что в собственности Airbus Defence and Space находится 27,5% уставного капитала ТОО "Ғалам", поэтому европейский концерн может заблокировать решение о сборке в СбИК спутника от конкурента. В то же время Airbus Defence and Space специализируется на тяжелых космических аппаратах, а Казахстан, скорее всего, нуждается в спутнике средней размерности. К этому призывает и Николай Тестоедов из ИСС: "Рефери для любого космического аппарата - это экономика. Предлагая Казахстану телекоммуникационный спутник, мы говорим о среднем аппарате - для него подходит идея парного запуска, что вдвое снижает стоимость пусковых услуг".
Между тем источник ComNews в АО "РЦКС" сообщил, что ИСС несколько опережает события и Казахстан еще не принял окончательного решения о поставщике элементов и полезной нагрузке для KazSat-2R - оно ожидается только в течение 2018 г. Пока ясно, что энергетический и частотный ресурсы KazSat-2R будут увеличены по сравнению с предшественниками, при этом открытым остается вопрос о включении в проект транспондеров Ka-диапазона.
По словам Виктора Лефтера, ныне спутник KazSat-2 загружен более чем на 70%, а KazSat-3 - почти на 70%, при этом, наряду с клиентами из Казахстана, их ресурсы арендуют заказчики из соседних стран - Киргизии, Узбекистана и даже Туркменистана, который располагает национальным космическим аппаратом TürkmenÄlem 52°E, выведенным на орбиту ракетой Falcon-9 в ноябре 2015 г.
Спойлер

Досье ComNews
Наряду со СбИК компании "Ғалам" в Астане в мире насчитывается еще девять сборочных космических производств (или, как их чаще называют, AIT-центров - от слов Assembly, Integration and Test) - Orbital ATK's Satellite Manufacturing Facility (США), David Florida Laboratory (Канада), LIT INPE (Бразилия), NSPO AIT Center (Китай), IABG (Германия), ESTEC (Нидерланды), Malaysian AIT Center (Малайзия), Turkish AIT Center (Турция), а также стартовавшее в апреле 2016 г. OneWeb Satellites (Флорида, США), которое учредили OneWeb и Airbus Defence and Space. Организацию сборочного производства космических аппаратов (СПКА) в подмосковном Щелково планирует АО "Газпром космические системы" (ГКС). В конце 2016 г. ГКС выбрал для строительства СПКА консорциум компаний Codest International и Thales Alenia Space, а завершиться создание СПКА в Щелково должно в 2018 г.
[свернуть]

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-071117
Цитировать«ИСС» на конференции «Решетнёвские чтения»
  Специалисты компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» примут участие в работе XXI Международной научно-практической конференции «Решетнёвские чтения».
На открытии конференции, которая стартует в Красноярске 8 ноября, с докладами от компании «ИСС» выступят директор Отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем Владимир Халиманович и заместитель генерального директора Юрий Максимов.
Специалисты Решетнёвской фирмы представят на конференции более 70 докладов, охватывающих ключевые направления разработки, создания и эксплуатации космических аппаратов и систем. Более 20 из них прозвучат на заседаниях секции «Крупногабаритные трансформируемые конструкции», работа которой традиционно будет организована в Железногорске на базе сибирского спутникостроительного предприятия.
Представители «ИСС» возглавят работу новой секции «Решетнёвских чтений» – «Электронная компонентная база космических систем», к участию в которой приглашены специалисты из Франции, Китая и Белоруссии.
Впервые спутникостроители примут участие в заседаниях секции «Инновационные технологии управления, интеллектуальная собственность и международная кооперация в аэрокосмическом производстве». В рамках её работы решетнёвцы организуют телемост со штаб-квартирой Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве по вопросам международного патентования результатов научно-технического творчества.
На XXI Международной научно-практической конференции «Решетнёвские чтения», которая завершит свою работу 10 ноября, в 29 секциях доклады представят порядка 600 участников из России и зарубежных стран.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-091117
Цитировать«ИСС» – организатор самой представительной секции «Решетнёвских чтений»
В компании «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва» в рамках XXI Международной научно-практической конференции «Решетнёвские чтения» проходят заседания секции «Крупногабаритные трансформируемые конструкции космических аппаратов».
Заседания научной секции проходят на базе железногорского спутникостроительного предприятия 9 и 10 ноября. В этом году секция «Крупногабаритные трансформируемые конструкции космических аппаратов» собрала более 120 участников и слушателей из Москвы, Королёва, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Томска, Новосибирска и других городов страны.
На секции представлено порядка 70 докладов, в том числе стендовых, из них 28 подготовлены сотрудниками «ИСС». Участники заседаний обсудят перспективные направления в создании космических аппаратов – разработку, производство и испытания крупногабаритных конструкций и механических устройств космических аппаратов, а также композиционных материалов космического применения.

TAU

#1034
ЦитироватьНовый пишет: Кто же долю на рынке считает в штухах?
Как хотим, так и считаем. Наш крокодил. Все к деньгам приводить - ошибочный подход.

А ты вот хоть раз что-нить положительное в адрес наших производителей сказал, или лишь злопыхательствовать способен?

Старый

ЦитироватьTAU пишет:
ЦитироватьНовый пишет: Кто же долю на рынке считает в штухах?
Как хотим, так и считаем. Наш крокодил. Все к деньгам приводить - ошибочный подход.
Вобщето долю всю жизнь считают в процентах.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

sychbird

#1036
ЦитироватьСтарый пишет:
Вобщето долю всю жизнь считают в процентах.
Это только слишком умные. А у нас боле в четвириках, осьмушках.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Новый

ЦитироватьTAU пишет:
А ты вот хоть раз что-нить положительное в адрес наших производителей сказал, или лишь злопыхательствовать способен?
Это еще что, перебрали боярышника, TAU? Тычте своим ханыгам-собутыльникам.

Еще раз, для тупых: смешивать условные кубсаты и ГСО-аппараты связи - непрофессионально.
Для демонстрации положения компании на глобальном рынке "штуки" спутников не подходят, вне зависимости от того квасной патриот считает долю или оголтелый злопыхатель. Для внутреннего потребления - прокатит, здесь компетенции окончательно ушли ниже плинтуса, а вот потенциальный иностранный заказчик увидит и ткнет носом в лажу. Вам, TAU, как самарцу, на это наплевать, а мне лично обидно за горячо любимый ИСС.

Что-то положительное? Хмм... из изделий конкретно К26 мне всегда нравился SESAT, офигенный получился аппарат. А еще Экспресс-А1R запомнился своей живучестью. Если повспоминать, то все норм - есть чем гордиться.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/news-151117-1
ЦитироватьОбщее собрание техплатформы «ИСС»
  Ежегодное собрание участников технологической платформы «Национальная информационная спутниковая система» состоится в Санкт-Петербурге.
Общее собрание участников техплатформы «НИСС», инициатором создания и куратором которой выступает компания «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва», пройдёт 16 ноября на базе Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 85-летию вуза.
Участники заседания под председательством директора Отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем компании «ИСС» Владимира Халимановича рассмотрят результаты деятельности техплатформы за 2016-2017 годы, а также планы её развития и научно-технологические приоритеты стратегической программы исследований.
Технологическая платформа «Национальная информационная спутниковая система» поддерживает порядка 30 проектов в сфере разработки прорывных космических технологий, реализуемых в рамках программ государственно-частного партнёрства.  

Техплатформа «Национальная информационная спутниковая система», которую курирует Решетнёвская фирма, организована в 2011 году. Она объединяет 118 ведущих предприятий и научных организаций страны, участвующих в реализации инновационных проектов в области разработки, создания и использования космических систем и комплексов.
Президент техплатформы «Национальная информационная спутниковая система» – генеральный директор компании «ИСС» Николай Тестоедов.

zandr

https://www.iss-reshetnev.ru/media/newspaper/newspaper-2017/newspaper-438.pdf
Цитировать
Решетнёвцы удостоены премий Правительства России за создание многофункциональных геостационарных косми­ческих аппаратов-ретрансляторов «Луч-5» и наземного комплекса управления для обеспечения передачи информации с объектов ракетно-космической техники и информационных систем в реальном масштабе времени.
Премиями Правительства РФ также отмечены представители смежных предприятий ракетно-космической отрасли, принимавших участие в создании спутников-ретрансляторов «Луч-5».
Многофункциональная космическая система ретрансляции «Луч», космические аппараты для которой разрабаты­вает и изготавливает Решетнёвская фирма, обеспечивает обмен информацией между объектами ракетно-космической техники на низких орбитах, в первую очередь российским сегментом МКС и центрами управления полётом на Земле. В орбитальной группировке системы «Луч», принятой в эксплуатацию в феврале 2016 года, функционируют решетнёвские спутники-ретрансляторы «Луч-5А», «Луч-5Б» и «Луч-5В».

РАСШИРЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
Решетнёвская фирма вышла на новый рубеж в международ­ной космической деятельности.
Между «ИСС» и Республиканским центром кос­мической связи Казахстана подписано «Соглашение о взаимодействии по вопросам использования частотного ресурса в орбитальной пози­ции 86,5 градуса восточной долготы». Подписание состо­ялось в ходе Международного форума «Казахстанский путь в космос: реалии и перспек­тивы-2017», который прошёл в Астане и был посвящён 60-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Соглашение было скреплено подписями генерального директора Решетнёвской фирмы Николая Тестоедова и президента Республиканского центра космической связи Виктора Лефтера. В соответ­ствии с этим соглашением «ИСС» и РЦКС будут сотруд­ничать и взаимодействовать по обмену информацией в части проведения работ по международно-правовой защите орбитально-частот­ного ресурса в позиции 86,5 градуса восточной долготы и обеспечению беспомеховой работы в этой точке космичес- кого аппарата KazSat-2.
Также в ходе форума представители «ИСС» зачи­тали несколько докладов, посвящённых созданию кос­мических аппаратов связи и вещания. Один из них на пленарном заседании был представлен руководите­лем предприятия Николаем Тестоедовым. Кроме того, он совместно с Виктором Лефтером выступил моде­ратором секции «Связь и телекоммуникация».
Плотное взаимодействие Решетнёвской фирмы с казах­станской стороной осущест­вляется более шести лет. По заказу РЦКС нашим пред­приятием создан спутник связи и вещания KazSat-3, работающий в позиции 58,5° в. д. геостационарной орбиты. Помимо этого, в рамках реализации данного проекта компания «ИСС» провела обучение специали­стов заказчика по теории общего проектирования космических аппаратов и по системам аппарата KazSat-3. Подписанное на форуме соглашение символизирует расширение сотрудничества двух сторон.

НЕОЖИДАННОЕ ОТКРЫТИЕ В СФЕРЕ IT
Макеты решетнёвских космических аппаратов связи стали центром притяжения на 15-м Специализированном форуме «Информационные техно­логии. Телекоммуникации». Это мероприятие с кратким названием ItCOM – 2017 прошло в Красноярске в октябре и было организо­вано с целью стимулировать развитие информационной инфраструктуры в регионе. Компания «ИСС» была пред­ставлена на форуме как пред­приятие, продукция которого обеспечивает развитие сферы информационных техноло­гий и телекоммуникаций. На форуме были продемонстри­рованы макеты спутников связи «Луч-5А» и «Гонец-М». Первый обеспечивает ретран­сляцию сигналов с других космических аппаратов, что способствует организации бесперебойный связи. Второй – «Гонец-М» – является частью низкоорбитальной системы, обеспечивающей связь в труднодоступных местностях. Экспозиция «ИСС» пользо­валась популярностью. Для большинства посетителей специализированного форума внешний вид спутников, представленный макетами в десятикратно уменьшенном относительно оригинала мас­штабе, оказался открытием. Равно как и информация о назначении этих космических аппаратов. Несмотря на то, что участники и гости ItCOM – специалисты в области It-технологий либо уверенные пользователи высокотехно­логичных услуг, о спутниках, предоставляющих эти услуги, они почти не знают. Участие решетнёвцев в форуме «Информационные техно­логии. Телекоммуникации» хотя бы отчасти устранило этот пробел.