Сверхмалая криогенная РН - технические вопросы.

Автор hcube, 01.03.2010 10:41:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Filas

Цитировать12Х18Н10Т крутит при нагревании, не надо показывать полную безграмотность, вот уж нержавейка точно не пойдет
такой вот я безграмотный  :)  Ничто нам не мешает снизить температуру на турбине. Ну или сделать диск из другого металла. Хоть из титана. Вопрос в стоимости.

Штуцер

Цитата: "Filasтакой вот я безграмотный  :)  Ничто нам не мешает снизить температуру на турбине. Ну или сделать диск из другого металла. Хоть из титана. Вопрос в стоимости.
Снизить температуру - снизить КПД. А титановые сплавы могут загореться в газогенераторном газе с избытком кислорода (разложение перекиси). Турбину и сопловой аппарат приемлемого КПД можно сделать только из соответствующих жаропрочных сплавов. Ну нельзя же шарикоподшипник сделать из олова или алюминия.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

hcube

А НАСКОЛЬКО снизить? Где находится то давление, ниже которого КПД падает СУЩЕСТВЕННО? И, вообще, чем обусловлено это самое падение КПД двигателя? Снижением максимальной степени расширения сопла?

Относительно ТНА - Штуцер, как насчет импульсного гидронасоса с ресивером? :-) Закачиваем под давлением наддува в камеру сгорания (малую :-)) топливную смесь, поджигаем искрой, она взрывается, толкает поршень. Поршень качает те же самые компоненты смеси в ресивер, а дальше через дроссель и рубашку охлаждения в КС. Думаю, 10-кратного роста давления вполне можно добиться, а? :-)

На ДВС вполне реально добиться частоты колебаний в 50 Гц. Объем рабочего цилиндра пусть будет 0.1л ('газового' - 0.5л). Т.е. один цилиндр прокачает 5 литров в секунду. 6 - дадут нам наши искомые 30 литров. Причем - заметьте - с резерврованием :-) Механика управления таким насосом не сложнее чем у банального инжекторного двигателя, скрещенного с двухтактником. Даже попроще, потому что воздух сжимать не надо - и окислитель, и горючее сами впрыскиваются в цилиндр. Вес единичного цилиндра-насоса с поршнем вряд ли будет более 5 кг - маховика нет, кривошипно-шатунного механизма нет....
Звездной России - Быть!

fktrcfylh


hcube

ГРД штука прикольная, но он совмещает недостатки обоих двигателей - и ЖРД, и ТТРД. Недостаток ЖРД - что для подачи окислителя нужен насос. А недостаток ТТРД - что ВСЕ топливо может принять участие в процессе горения, плюс нужна прочная и большая КС. Ну и до кучи, что невозможен повторный запуск.

Не, я за ЖРД. Но это должен быть ПРОСТОЙ ЖРД.
Звездной России - Быть!

Дмитрий В.

ЦитироватьНе, я за ЖРД. Но это должен быть ПРОСТОЙ ЖРД.
Вытеснительная подача - никаких насосов.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

hcube

Там бак очень тяжелый получается. Оно конечно по простоте вытеснилка идеальна, но очень уж прочный бак нужен - даже для 30-40 атмосфер он будет уже чертовски массивным. А цель - все-таки мюПН с учетом стоимости, а не простота конструкции.
Звездной России - Быть!

Filas

ЦитироватьА цель - все-таки мюПН с учетом стоимости.
С учетом СТОИМОСТИ!
Скорее всего, стоимость ТНА будет заоблачной. На отработку агрегата уйдет  куча денег.

avmich

Как-то относящийся к теме документ -

http://www.4shared.com/file/233025106/e0cbf9b8/52_mockingbird_com.html

Ракета на 1,5 тонны стартовой массы. Профессиональная.

Штуцер

ЦитироватьНе, я за ЖРД. Но это должен быть ПРОСТОЙ ЖРД.

Вы это считаете простым ЖРД?
"Относительно ТНА - Штуцер, как насчет импульсного гидронасоса с ресивером?  Закачиваем под давлением наддува в камеру сгорания (малую ) топливную смесь, поджигаем искрой, она взрывается, толкает поршень. Поршень качает те же самые компоненты смеси в ресивер, а дальше через дроссель и рубашку охлаждения в КС. Думаю, 10-кратного роста давления вполне можно добиться, а? "
Со встроенным генератором низкочастотных колебаний в камере ? :) Цитирую Старого:"Я рыдаю!"

Кстати, в ваши (и мои) прикидки мощности ТНА вкралась одна ошибочка - для этой пары, чтобы получить УИ 3км/c необходимо давление в камере 14 мПа ! ("Перспективные ЖРД России", Центр Келдыша,Анатолий Коротеев директор, академик РАН,Леонид Самойлов к.т.н.)

Легко получаем необходимую полезную мощность насоса более 1800 л.с. и забываем о любой насосной системе подачи, кроме ТНА.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Wyvern

ЦитироватьТам бак очень тяжелый получается. Оно конечно по простоте вытеснилка идеальна, но очень уж прочный бак нужен - даже для 30-40 атмосфер он будет уже чертовски массивным. .....

Есть оч. интересная схема - вытеснительный насос ака пневмонасосная подача Любители балуются и есть один украинский ЖРД для разгонных блоков. А идея обсасывалась еще Обертом и  Вернером нашим фоном Брауном.

P.S. АГА -  НАШЕЛ.


А двигатель называется РД-860(ДУ-802): http://www.nkau.gov.ua/nsau/productnsau2.nsf/820c1114027b39e2c2256c5a002ceae6/d70ec1efc1b45a1ec2256f400030c010!OpenDocument

С криогенными компонентами все становится оч. вкусно  :wink:

Бродяга

Кстати, есть такая штуковина, — "грязевой насос". :)

 Это гибкая труба из которой эксцентрик выдавливает содержимое.
 Если не ошибаюсь, эта штуковина вообще имеет только то ограничение по выходному давлению, что давление не должно разорвать эту самую гибкую трубу. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

ЦитироватьКстати, есть такая штуковина, — "грязевой насос". :)

 Это гибкая труба из которой эксцентрик выдавливает содержимое.
 Если не ошибаюсь, эта штуковина вообще имеет только то ограничение по выходному давлению, что давление не должно разорвать эту самую гибкую трубу. :)

Этот насос всем хорош по давлению, только вот производительность у него для ракеты очень мала.
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Кстати, все ли знают об изыскания американских товарищей в этом направлении (Garvey Spacecraft и ракета "Проспектор")?
http://www.garvspace.com/
http://www.garvspace.com/NLV.htm

dan14444

Ишшо раз повторю - херовую технологичность нужно компенсировать дорогими материалами и массой. Вольфрам, титан, да хоть бериллий...
Я не зря упомянул бюджет минимум в $10000000...


И, вероятно, действительно наддуву альтернатив нет. Ну будет стартовая масса пополам выше - и хрен с ней.

hcube

Опасны те НЧ колебания, которые входят в РЕЗОНАНС с процессом горения в камере. Если частота отличается хотя бы раза в 3 - то никаких проблем эти ФИЛЬТРОВАННЫЕ ресивером колебания не создают. ВСЕ автомобили ездят на отфильтрованных НЧ колебаниях помянутого типа - и не жужжат :-P

ЦитироватьЕсть оч. интересная схема - вытеснительный насос ака пневмонасосная подача

Ну да, практически то же самое, просто вместо газа - импульсное горение топливных компонентов в цилиндре ДВС.

Собственно, предложенная штуковина - это один из варинтов т.н. двигателя со свободным поршнем. Я прикинул логику работы - получается, что там надо взять ДВА поршня и их связать пружиной, плюс подобрать массы поршней так, чтобы в нормальном режиме возник колебательный процесс, 'подпинываемый' сгоранием топливной смеси в ходовом цилиндре. В принципе, можно даже модельку колебаний составить - сопротивление движению рабочего поршня известно, площадь на давление в ресивере. Надо подобрать жесткость пружины и давление наддува так, чтобы ей двигался рабочий поршень на полный ход и одновременно после ее сжатия полностью сбрасывался через окна выхлоп цилиндра ДВС. А потом ход пружины и давление наддува возвращают ходовой поршень обратно на нулевую позицию - впрыск - поджиг - и повтор цикла.

P.S. Мне НЕ нравится вытеснительная схема. Ее простота - очень относительная - все равно нужен насос на высокое давление - только на земле. Плюс еще ПОСТЕПЕННО вкладываемая топливным насосм энергия тут УЖЕ сконцентрирована в баке со всеми вытекающими прелестями типа струи, режущей 10-мм стальной лист, трубопроводами с  3-см стенкой и т.д. :-)

ЦитироватьКстати, все ли знают об изыскания американских товарищей в этом направлении (Garvey Spacecraft и ракета "Проспектор")?

А какой у них там движок? Я не нашел что-то... ага, нашел. Как раз гибридный двигатель.


P.S.S. А при давлении в КС в 3 МПа какой УИ у кислород-метана получается?
Звездной России - Быть!

Штуцер

ЦитироватьЕсть оч. интересная схема - вытеснительный насос ака пневмонасосная подача Любители балуются и есть один украинский ЖРД для разгонных блоков. А идея обсасывалась еще Обертом и Вернером нашим фоном Брауном.
ЦитироватьОпасны те НЧ колебания, которые входят в РЕЗОНАНС с процессом горения в камере. Если частота отличается хотя бы раза в 3 - то никаких проблем эти ФИЛЬТРОВАННЫЕ ресивером колебания не создают.

Не занимайтесь прожектерством. Просто представьте расход по каждому компоненту ДВА ВЕДРА в секунду и потребную полезную мощность насоса 1800 л.с.
Никакой ресивер на таких расходах ничего не отфильтрует, а с любыми переключателями получите гидроудары. Кроме того, все эти системы будут в 20 раз больше и тяжелее ТНА.  :wink:
А для резонанса не обязательно совпадение, достаточно и кратности.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьКстати, есть такая штуковина, — "грязевой насос". :)

 Это гибкая труба из которой эксцентрик выдавливает содержимое.
 Если не ошибаюсь, эта штуковина вообще имеет только то ограничение по выходному давлению, что давление не должно разорвать эту самую гибкую трубу. :)
Этот насос всем хорош по давлению, только вот производительность у него для ракеты очень мала.
А трубу взять побольше, или много труб использовать. :)

 Мне тут кажется привлекательным то, что эксцентрик не должен быстро крутиться для создания большого давления, от частоты вращения зависит только производительность насоса. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Андрей Суворов

ЦитироватьБез Технократа разговор пошел грамотней, но вывод будет один:
Невозможно  СДЕЛАТЬ РН, пользуясь относительно простыми технологичскими приемами.
Я так не считаю.
ЦитироватьЭто Вам подтвердит любой, имевший или имеющий отношение к РКТ.
С разгону - да, но переубедить по крайней мере троих людей из Энергии и МАИ нам удалось.
ЦитироватьСразу видно, что на Генерального тут никто не тянет, идет обсуждение малозначащих деталей (профиль сопла, вид клея, материал баков).
В ракете, к сожалению, нет малозначащих деталей, поэтому любительское ракетостроение - дело тухлое. Сложно объять необъятное.

ЦитироватьПервый вопрос - какие системы должны входить в состав РН стартовой массой 5 000 кг.
Второй вопрос - состав наземного комплекса.

По первому вопросу:
1.Количество ступеней
Возможны варианты.
Вариант 1 - две жидкостные, вариант 2 - первая жидкостная, вторая и третья - твердотопливные. При этом появляется возможность СУ на вторую и третью ступени не ставить.
Цитировать2.Вид топлива
Если строить двигатель "с нуля", то, видимо, наиболее удобные компоненты (по совокупности) - это кислород и этиловый спирт. Возможно - керосин и перекись, но перекись дорогая получается.
Если же пытаться использовать готовые или приспособленные ЖРД - то керосин и жидкий кислород.
ЦитироватьПосле этого нужно определиться с минимальным составом необходимых бортовых систем (может еще что- то нужно или что то убрать):
- двигательная установка
- система управления
- система радиотелеметрии или "черный ящик"
- командная радиолиния
Всё правильно :)

ЦитироватьТеперь о деталях.
Что из двигательной установки НИКОГДА не сделать в "гараже" и даже в обычном мех. цеху:

ДУ:
-направляющий аппарат и крыльчатку турбины ТНА (не сделать однозначно и не купить!)
При наличии станка с ЧПУ - да никаких проблем! Не скажу, что это просто и легко, но это вполне возможно.
Цитировать-газогенератор
Газогенератор вообще не проблема. Проблема может быть в его эффективности, и только, а газогенератор "вообще" делается за день. Пусть его расход будет вдвое выше оптимального, но газогенератор для движка на спирте и кислороде открытой схемы - да нисколько не проблема! Возможно, правда, что потребуется третий компонент - вода :)

Газогенератор не сложнее модельного воздушно-реактивного двигателя, а их любители делают десятками тысяч, если брать по всему миру. Прямоточные и пульсирующие, клапанные и бесклапанные. Я знаком с человеком, который сделал работающий ПуВРД на жидком пропане.
Цитировать-датчики давления и температуры (можно купить)
-агрегаты внутренней автоматики двигателя - регуляторы расхода, давления, дроссели, электропневмо- и электрогидроклапаны
Клапаны купить, говорят, тоже не проблема, нужно только юрлицо. Делают подходящие электропневмоклапаны в Коврове, цена разумная (младшие сотни долларов за единицу продукции).
Цитировать-рулевые машинки (не сделать однозначно и не купить!)
Это ещё почему? И сделать, и купить - не проблема, ну нисколько.
Цитировать-сильфоны
Слава КПСС, сильфоны из Х18Н10Т не являются стратегическим товаром :)
Цитировать-дренажно-предохранительные клапаны
Почему их нельзя сделать? Мы делали и испытывали прорывные мембраны.
Цитировать-камеру сгорания (устойчиво работающую хотя бы 200 секунд)
Ну, как раз этим я сейчас и занимаюсь :)
ЦитироватьСУ:
-гироскопы (можно найти списаный самолетный)
Про СУ - компоненты, алгоритмы и построение - я уже рассказывал. Для ракеты с одной жидкостной и двумя твердотопливными ступенями задача наведения решается с помощью МЕМС гироскопов и солнечного датчика, причём, ошибки наведения корректировать довольно легко, величина баллистической паузы зависит от времени фактического прихода Солнца в поле зрения датчика, это позволяет использовать МЕМС гироскопы обычной точности. Если же купить FOG-и, то и коррекция по солнечному датчику не нужна. FOG (ВОЛГ) стоят примерно 2000 долларов за ось.
ЦитироватьПо второму вопросу.
Про сложность наземного стартового оборудования лучше спросить у Вована, но, думаю, ему лень писать в таких фантастических темах.
Ну, если ориентироваться не на наземное стартовое оборудование Р-7, а на наземное стартовое оборудование МР-100, думаю, вполне можно справиться :) В данном случае масштаб играет на руку.
Цитировать"Не ищите легких путей в науке", молодые люди, любительскую пятитонную ракету космического назначения сделать нельзя. :P
Основная проблема в постройке любительской ракеты в том, что приходится делать не ракету, как таковую, а действующую модель ракетной промышленности. Если от этого уйти, то проблемы никакой нет. Но уйти от этого сложно в нынешней ситуации...

Pioneer

шах и мат, штуцер :)

а вообще какая криогеника?
для дешовой ракеты лучше схемы:
1. перекиси
2. перекиси + спирт на дожиг
3. спирт + азотная кислота
4. керосин или метан/пропан + азотная кислота и стабилизатор кислоты (если можно достать, есть для снижения агресивности такая хрень)

ненадо кислорода жидкого, это технология другого порядка сложности, не для гаражей