Сверхмалая криогенная РН - технические вопросы.

Автор hcube, 01.03.2010 10:41:23

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Filas

Цитироватьутечка имелась в виду только в смысле обратного тока рабочего тела мимо турбины.
Перепад давления на рабочем колесе активной турбины = 0. Какие утечки ???

ЦитироватьБалансировать же расход компонентов можно за счет электродвигателей -
не изобретайте велосипед. Регулирование ТНА отработано годами запусков.

ЦитироватьКстати говоря - без камеры ЖРД прогон не получится.
Еще как получится. Водой моделируют даже подачу жидкого водорода.

hcube

Ну, если я правильно помню схему работы турбины.... вот к примеру турбины ГЭС.... у нас есть давление, мы пропускаем поток через направляющие лопатки, затем через турбину, на ней он отдает часть давления в обмен на механическую мощность.

Но поток может пойти и МИМО турбины - если есть зазор. А он ЕСТЬ - иначе турбина бы цеплялась за корпус. Причем в отличии от обычного насоса, он принципиально есть - скорости слишком велики, чтобы можно было уплотнение сделать. Вот утечка через этот зазор (а его величина примерно постоянна вне зависимости от размера ТНА) и ухудшает КПД ТНА.

Далее, отработка ТНА ЗАКРЫТОЙ СХЕМЫ невозможна без нагрева компонентов. Толку в том, что ТНА в принципе будет работать, если он не будет как надо работать в составе ЖРД?

Относительно же балансировки расхода электродвигателями - а чем, собственно, плохо? Если уж прикидывался прямой привод ТНА электродвигателем... то использование движка для запуска, дроселирования и балансировки работы ТНА - по-моему - отличная штука. Причем оттуда же можно снимать и питание для бортовой электроники, и наддув можно делать кипячением компонентов, и рулевые машинки тягать электроприводами...
Звездной России - Быть!

Гость 22

ЦитироватьНу, если я правильно помню схему работы турбины....
поток может пойти и МИМО турбины - если есть зазор. А он ЕСТЬ
Ааа! Так Вы перетекание через лопатки имели в виду, а не утечку...

ЦитироватьВот утечка через этот зазор и ухудшает КПД ТНА
Для ТНА в закрытой схеме перетекание не так страшно, как в открытой: на УИ это не влияет.

ЦитироватьДалее, отработка ТНА ЗАКРЫТОЙ СХЕМЫ невозможна без нагрева компонентов. Толку в том, что ТНА в принципе будет работать, если он не будет как надо работать в составе ЖРД?
Возможна. Насосы будут качать воду, а турбина работать на сжатом воздухе. Если отработанный таким образом ТНА не будет работать в составе двигателя, то и отработка с работающей камерой не поможет. Кстати, в таком случае автономная отработка пневмоагрегата тоже не гарантирует его успешную работу в составе двигателя.

Filas

Давление падает на сопловом аппарате турбины. На колесе давление постоянно. (для активной турбины).


ЦитироватьВот утечка через этот зазор (а его величина примерно постоянна вне зависимости от размера ТНА) и ухудшает КПД ТНА.
А вы считайте не абсолютные, а относительные потери. Для больших турбин эти утечки мизерны. Кстати, есть такая штука - бандаж. Снижает потери на утечки.

ЦитироватьДалее, отработка ТНА ЗАКРЫТОЙ СХЕМЫ невозможна без нагрева компонентов. Толку в том, что ТНА в принципе будет работать, если он не будет как надо работать в составе ЖРД?
А мужики-то не знают! Повторяю: модельные испытания ТНА на модельных газах и жидкостях проводили, проводят и будут проводить.

hcube

Ну, просто я как управленец знаю, что отработка отдельных компонентов вовсе не равна отработке всей системы в сборе :-) Что-то да, можно проверить. Но не все :-). Ты отладил на постоянном напоре ТНА... поставил в двигатель - а там бац, и возникли колебания по расходу из-за нелинейностей при нагреве в рубашке рабочего тела. И снова налаживай...

Относительно утечек в закрытой схеме - ну... не совсем так. Формально говоря, эти утечки - это неутилизированное тепло двигателя, которое вместо совершения работы по закачке просто ушло в окружающую среду. Конечно, уход тепла на порядок меньше, чем от непосредственно горячей стенки - но он есть :-).

И вообще - кто мне скажет, чем ТНА лучше, чем вышеописанная паронасосная схема? :-)
Звездной России - Быть!

Гость 22

ЦитироватьНу, просто я как управленец знаю, что отработка отдельных компонентов вовсе не равна отработке всей системы в сборе :-) Что-то да, можно проверить. Но не все :-). Ты отладил на постоянном напоре ТНА... поставил в двигатель - а там бац, и возникли колебания по расходу из-за нелинейностей при нагреве в рубашке рабочего тела. И снова налаживай...
Ну так в этом смысле поршневой пневмоагрегат ничем не лучше ТНА :)

ЦитироватьОтносительно утечек в закрытой схеме - ну... не совсем так. Формально говоря, эти утечки - это неутилизированное тепло двигателя, которое вместо совершения работы по закачке просто ушло в окружающую среду.
Залейте корпус ТНА и газоводы пенополиуретаном (низкая температура на турбине в испарительной схеме позволяет это сделать) - и нет больше никаких тепловых утечек. Точнее, они, и без того малые, будут настолько мизерны, что их можно будет не учитывать вовсе :)

ЦитироватьИ вообще - кто мне скажет, чем ТНА лучше, чем вышеописанная паронасосная схема? :-)
ТНА компактнее, легче и... проще ;) в случае раздельных ТНА, в которых перекачиваемый компонент и рабочее тело турбины - одно и то же  вещество.

Недостаток - более сложная система регулирования заданного соотношения компонентов. Особенно на переходных режимах (запуск, дросселирование).

Андрей Суворов

ЦитироватьГость 22 пишет:
 
ЦитироватьНу, просто я как управленец знаю, что отработка отдельных компонентов вовсе не равна отработке всей системы в сборе :-) Что-то да, можно проверить. Но не все :-). Ты отладил на постоянном напоре ТНА... поставил в двигатель - а там бац, и возникли колебания по расходу из-за нелинейностей при нагреве в рубашке рабочего тела. И снова налаживай...
Ну так в этом смысле поршневой пневмоагрегат ничем не лучше ТНА :)
Поршневой насос в любом смысле не лучше ТНА, вот беспоршневой,  как у флометрикса, ещё может выиграть. Единственный недостаток беспоршневого насоса - невозможность запуска в невесомости.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьРО-9 с его 30 тс, конечно, великоват. Для 12-тонной ракеты на второй ступени за глаза хватит движка тягой в 1,5-2 тс
Виноват, каюсь!
Имел в виду двигатель от блока Е 8А92М. РД-0109 который. Какое у него КБХА-шное обозначение?

В общем, примерно так. Двухступ с Мст=12 т. На первой ступени невысотный РД-0110 с тягой 24 тс у Земли, пустотный УИ=295 с. На 2-й ступени гипотетический 3-тонник с УИ=310 с. Конструктивное совершенство: отношени массы заправленного блока к конечной его массе 7 - для 1-й ступени, 6-для 2-й. Мпг примерно 41 кг. При уменьшении тяги 2-й ступени до 1,5 тс масса ПГ растет примерно до 70 кг.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Нет, РД-0110 не годится, поскольку тяги выхлопных патрубков ТНА для УВТ на первой ступени совершенно недостаточно.
Думаю оптимальным был бы НК-39К (земная тяга 29,8 тс), установленный в кардан от НК-31.
А на второй ступени наверное можно поставить связку двигателей с вытеснительной подачей. Скажем два С5.120 тягой 600 кгс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьНет, РД-0110 не годится, поскольку тяги выхлопных патрубков ТНА для УВТ на первой ступени совершенно недостаточно.
Думаю оптимальным был бы НК-39К (земная тяга 29,8 тс), установленный в кардан от НК-31.
А на второй ступени наверное можно поставить связку двигателей с вытеснительной подачей. Скажем два С5.120 тягой 600 кгс.

Есть же проект РД-0110Р. Можно и его.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Андрей Суворов

ЦитироватьВ общем, примерно так. Двухступ с Мст=12 т. На первой ступени невысотный РД-0110 с тягой 24 тс у Земли, пустотный УИ=295 с. На 2-й ступени гипотетический 3-тонник с УИ=310 с. Конструктивное совершенство: отношени массы заправленного блока к конечной его массе 7 - для 1-й ступени, 6-для 2-й. Мпг примерно 41 кг. При уменьшении тяги 2-й ступени до 1,5 тс масса ПГ растет примерно до 70 кг.

А за счёт чего она растёт? траектория получается более пологой? А не велика ли тяга для первой ступени?

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьВ общем, примерно так. Двухступ с Мст=12 т. На первой ступени невысотный РД-0110 с тягой 24 тс у Земли, пустотный УИ=295 с. На 2-й ступени гипотетический 3-тонник с УИ=310 с. Конструктивное совершенство: отношени массы заправленного блока к конечной его массе 7 - для 1-й ступени, 6-для 2-й. Мпг примерно 41 кг. При уменьшении тяги 2-й ступени до 1,5 тс масса ПГ растет примерно до 70 кг.

А за счёт чего она растёт? траектория получается более пологой? А не велика ли тяга для первой ступени?

ПГ растет за счет более легкой ДУ 2-й ступени и более оптимальной траектории (меньше потребная ХС за счет снижения потерь на программное управление). Да, забыл сказать, расчет велся для орбиты высотой 200 км и наклонением 51,6 град. По тяге 1-й ступени. Тяговооруженность около 2,0 близка к оптимуму по максимуму мюПГ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

avmich

ЦитироватьНу, просто я как управленец знаю

Куб, тебя мочат два дипломированных двигателиста. Тут управленцем быть никак недостаточно.

:)

Nikola

ЦитироватьНу так в этом смысле поршневой пневмоагрегат ничем не лучше ТНА
Насос лучше ТНА при малых расходах и если необходимо сильно менять его производительность.

hcube

Теория управления верна, потому что она истинна (с) :-P

Какая бы ни была система, всяческие колебательные процессы в ней описываются передаточными функциями системы. Грубо говоря, коэфициентом ОС на данной частоте. Я могу не знать каких-то деталей, но я четко знаю, что если при 'сборке' системы устанавливаются дополнительные обратные связи, это вполне может дать новую неустойчивость. Может, впрочем и не дть - но лучше считать что может дать. Причем счетно это сложно оценить, потому что система нелинейная, и адекватных моделей просто нету :-)
Звездной России - Быть!

avmich

Ок, перефразирую - ты имеешь дело с двумя управленцами, специализирующимися на данной области применения теории управления.

O_P

А кто нибудь пробовал использовать топливную пару - Lox - C2H4. то есть жидкий кислород с жидким этиленом? И то и то широко доступно и недорого да и УИ вроде как выше чем у метана и плотность выше...
Если не ошибаюсь конечно...

dan14444

Тогда уж с ацетиленом :) Но откуда данные о высоком УИ?  :shock: Энергия гидрирования мала, выхлоп тяжёлый...

avmich

ЦитироватьТогда уж с ацетиленом :) Но откуда данные о высоком УИ?  :shock: Энергия гидрирования мала, выхлоп тяжёлый...

Вроде бы температура сгорания должна вырасти из-за двойной связи?

У ацетилена, конечно, вырастет ещё больше, но он слишком взрывоопасный...