Космодромы мира

Автор Liss, 19.01.2010 00:37:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Старый

Предлагаю Пушкину соединять в пучёк необходимое количество СЛК и получить уникальный универсальный ряд ракет любой грузоподъёмности. 
Самая тяжёлая - ССТК будет состоять из 1000 СЛК.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

popmech.ru

Несуществующие ракеты получили вторую стартовую площадку


Теперь у 3D-печатных ракет Relativity Space есть две стартовые площадки: одна расположена во Флориде, а другая — на побережье Калифорнии. Есть и груз, который нужно доставить на орбиту, но самих ракет пока нет.
Relativity Space увеличивает количество стартовых площадок, заключив новое соглашение с авиабазой Ванденберг в Южной Калифорнии. Эта означает, что Relativity, у которой уже есть площадка на мысе Канаверал во Флориде, сможет совершать запуски как с восточного, так и с западного побережья США.
Компания Relativity Space, базирующаяся в Лос-Анджелесе, является амбициозным ракетным стартапом по созданию первой полностью 3D-печатной ракеты. Компания, основанная инженерами из SpaceX и Blue Origin, ведет разработку ракеты под названием Terran 1. Идея заключается в том, чтобы каждая часть Terran 1, включая его двигатели, фюзеляж и топливные баки, была напечатана на 3D-принтере. Это позволит снизить расходы и содержать небольшое количество работников. Для этого компания Relativity создала собственный 3D-принтер под названием Stargate.
В январе прошлого года Relativity Space подписала соглашение о запуске ракет с мыса Канаверал, получив площадку LC-16. Теперь на ней ведется строительство. Первый же полет Terran 1 запланирован на конец 2021 года. Теперь Relativity подписала «Соглашение о праве на въезд» на авиабазу Ванденберг.
Новая стартовая площадка на западе страны позволит компании выводить ракеты на орбиты, идущие с севера на юг, через полюсы, что недостижимо при запуске ракет с восточного побережья.
Спутниковый оператор Iridium готов запустит с помощью Terran 1 шесть спутников. Ранее оператор пользовался услугами SpaceX, запуская спутники на орбиту с помощью ракеты Falcon 9. Ракеты Terra 1 от Relativity смогут брать на борт только один спутник Iridium, а все запуски по данному контракту будут происходить с площадки в Ванденберге.
Один полет ракеты Terran 1, способной вывести на низкую околоземную орбиту 1250 кг, стоит от 10 миллионов долларов. Но заявленную цену, как и рентабельность, а также надежность, еще только предстоит доказать.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

kommersant.ru

«Реальной альтернативы Байконуру до сих пор нет»
Беседовала Светлана Сухова
Какое будущее ждет главный советский космодром

Недавно день рождения отметил Байконур — 65 лет. Праздник, правда, получился какой-то печальный: проблемы в отечественной космической отрасли не могли не сказаться и на некогда главном космодроме страны. Сегодня уже в открытую говорят о том, что в 2050 году Россия останется без Байконура, его заменят Плесецк и «Восточный». Насколько такой исход предопределен и что значит для отечественного космоса потеря Байконура, «Огонек» спросил у бывшего первого заместителя генконструктора и первого вице-президента РКК «Энергия» им. С.П. Королева Аркадия Мартыновского, для которого Байконур — это часть жизни.


Спойлер
— Аркадий Леонидович, Россия потихоньку дистанцируется от Байконура: запуски идут, но их все меньше, как и денег. Ставка явно сделана на развитие отечественных космодромов. Каковы шансы, что Байконур продержат до 2050 года?
— Думаю, до срока окончания договора аренды Байконура дотянем. По крайней мере, я такую необходимость вижу. Да это и не в первый, и даже не второй раз на моей памяти, когда Россия готова распрощаться с Байконуром, но в последнюю минуту ситуация кардинально меняется и этого не происходит. Может, потому, что реальной альтернативы космодрому для нас до сих пор нет.
 Аркадий Мартыновский, Бывший первый заместитель генконструктора и первого вице-президента РКК «Энергия» имени С.П. Королева
Аркадий Мартыновский, Бывший первый заместитель генконструктора и первого вице-президента РКК «Энергия» имени С.П. Королева

Помню, как в начале 1990-х Борис Ельцин и его окружение прямо говорили нам, работникам космической отрасли, что намерены закрыть космодром и вообще поддерживать отрасль в прежнем объеме и на той же высоте бессмысленно и нерентабельно. Куда проще и дешевле, например, закупать спутники на Западе. До сих пор не знаю, что заставило их тогда отказаться от планов тотального сокращения всего и вся в отрасли. Не исключено, что сработали нематериальные стимулы — престиж, статус державы. Так что если уж в те «голодные годы», когда средств не было и безжалостно сокращали всё, космодрому удалось выжить, то и сегодня сдавать этот космический плацдарм рановато.
— Но сейчас альтернативы Байконуру есть — Плесецк и «Восточный»...
— Я бы не назвал эти два космодрома полноценной альтернативой. Не следует забывать, что Плесецк — военная «площадка» и у него немало задач, связанных с обеспечением обороноспособности страны, так что оставшихся мощностей для нужд гражданской и пилотируемой космонавтики будет маловато. С «Восточным» еще сложнее. Начать с того, что этот космодром не достроен и когда он заработает в полную силу, никто сказать не берется: строительство идет там уже 10 лет и, несмотря на все громкие заявления, работы еще немало. Я имею в виду готовность не только стартовых площадок, но и жилого фонда и социальной инфраструктуры. Ни один космодром не сможет полноценно функционировать, если рядом с ним не живут люди. А для этого должны существовать приличные условия — квартиры, социальная инфраструктура (детсады, школы, поликлиники, больницы), водопровод и канализация и т.д. «Жилая часть» на «Восточном» пока отсутствует. Вахтовым методом — завозя специалистов только на время космических запусков — работать можно разве что первое время, потом для нормальной частоты пусков потребуется все вышеперечисленное. Может, это покажется кому-то малосущественным, но я убежден, что люди в такой отрасли, как космическая, должны работать с удовольствием, с огоньком, с азартом. Тогда и отдача от их усилий будет значительно выше, чем то, что мы имеем, когда кто-то трудится только за деньги. А без социальных условий такой азарт рано или поздно улетучивается. И, наконец, не стоит забывать, сравнивая Байконур и оба отечественных космодрома, что с первым у нас давно отлажена дорожная инфраструктура: космические «изделия» из Центральной России, где расположены конструкторские бюро, заводы и научные центры, без перебоев прибывают на Байконур по железной дороге. С Плесецком — та же история, а вот на «Восточный» наиболее габаритные «изделия» могут прибыть разве что по Северному морскому пути.
— Зачем же так сложно?
— Дело в том, что габаритные грузы через железнодорожные туннели могут не пройти. Остается один путь — посредством Севморпути. Думаю, через несколько лет вопрос будет решен, несмотря на то что этот путь имеет ограничения по времени эксплуатации и еще ряд проблем, которые надо будет решать. С Байконуром все куда как проще.
— Зато там есть казахи, которые так долго согласовывают разрешения на запуск, что последние не раз уже переносили...
— Понимаю их скрупулезность в этом вопросе. Кому понравится, когда на твои земли падает космический «мусор», да еще и радиоактивный? С другой стороны, в Казахстане борьба за экологию давно уже стала заработком для целой группы политиков, которые прикрываются такой повесткой, чтобы преследовать свои вполне земные цели. Знаю по собственному опыту: если власти обеих стран захотят, компромисс сыщется тут же.
— А если бы Россия заменила существующие ракеты-носители на многоразовые, это помогло бы?
— Тон в диалоге, скорее всего, изменился бы. Казахское руководство, по крайней мере в годы, когда я работал на Байконуре, проявляло высокую заинтересованность в решении его проблем. Нурсултан Назарбаев тогда прилетал к нам раза четыре и не считал такие визиты за нечто из ряда вон выходящее. Мы с ним встречались, пили чай, беседовали, обсуждали, он нас знал в лицо и по именам, обращался как к коллегам по работе. Не скрою: такой подход любому профессионалу приятен. И справедливо Владимир Путин в прошлом году предложил переименовать «Байтарек» (российско-казахский проект на Байконуре.— «О») в «Нурсултан», отметив тем самым вклад экс-президента в дело сохранения и развития космодрома. Чтобы было понятно: первые лица России Байконур особо не жаловали. Ельцин не был там ни разу. Горбачев приехал в 1987 году за несколько дней до старта «Энергии», но улетел за три дня до запуска. Для меня до сих пор непонятно: зачем приезжал? На кону один из величайших проектов, над которым трудилась вся страна, были вложены миллиарды, первая попытка создания многоразового беспилотного комплекса, гордость страны, а генсек разворачивается и улетает. Сразу на ум приходит сравнение, как Дональд Трамп недавно следил за пуском Crew Dragon Илона Маска: прилетел, переживал в момент пуска, радовался благополучному исходу. Понимаю, что это — пиар, но и он нужен, это важно, чтобы власть демонстрировала свое уважение и заинтересованность в отрасли и к людям, в ней работающим. Путин на Байконуре был один раз — 15 лет назад.
— Казахи опасаются, что к 2050 году от Байконура останутся одни руины...
— Без ежегодных инвестиций и восстановительных работ такие опасения не лишены оснований. На Байконуре постоянно требуется обновлять оборудование, проводить ремонты, латать помещения и т.д. Космодром — это же гектары территории, на которой разбросаны технические и стартовые комплексы, предназначенные для сборки, подготовки и пусков ракет-носителей разного типа, испытательные стенды, заправочные станции, поля падения и посадочные комплексы, командные пункты, километры коммуникаций и железных дорог.
И это только для стартов ракет тамошние климатические условия почти идеальные: 300 солнечных дней в году, низкая влажность и мало осадков. А вот для людей и построек климат очень даже суров: летом жара до плюс 45 градусов, а зимой — морозы до минус 40 градусов.
Кругом степь и полупустыня, ураганные ветры и пыльные бури. Словом, не курорт. Если ежедневно не вкладывать силы и средства в поддержание всего этого беспокойного хозяйства, пустыня быстро заберет его себе. Хотя все может быть, 30 лет пролетят быстро.
— Ходят слухи, что после 2050 года Казахстан намерен активизировать сотрудничество с космическими агентствами Израиля и Европы и приспособить сооружения Байконура под другие ракеты-носители. Получится?..
— Теоретически все возможно. Вопрос в цене. Может оказаться, что инвестиций потребуется столько, что станет невыгодно всем сторонам. К тому же многие объекты на космодроме уникальны и вряд ли подлежат такого рода модернизации. Знаете, какого размера высота ворот у стенда, что был построен для проведения динамических испытаний по проекту «"Энергия" — "Буран"»? 102 метра. Понятно, что при таких габаритах они открываются крайне медленно, чтобы не допустить перекоса, и за это время туда успевает проникнуть песок. Помню, однажды после очередной пыльной бури нам пришлось выгребать оттуда 15 тысяч кубометров песка. Сутки вычищали! Без армии тогда бы и не справились...
— Кстати, об армии. Вы были свидетелем передачи Байконура от военных к гражданским. Как это было и что дало?
— Стремительно это было. При отсутствии финансирования со стороны государства Министерство обороны, в ведении которого находились все объекты Байконура, включая промышленные и социальные, не смогло достойно обеспечивать их содержание. Ситуацию усугублял и тот факт, что космодром и город оказались в одночасье за рубежом, на территории Казахстана. Словом, военные, по сути, бросили космодром и целых три-четыре года он стоял в запустении. После их ухода Байконур представлял собой жалкое зрелище: специалисты покидали город, очевидцы рассказывали, что в брошенные квартиры заселялись жители соседних казахских аулов вместе с живностью, начались грабежи и некоторые опустевшие дома стояли с разбитыми окнами. Вода, электричество, тепло подавались с большими перебоями даже в медучреждения. Казахи разморозили ТЭЦ, из-за чего полопались трубы и люди в квартирах замерзали — царил настоящий хаос. Но даже в таких условиях запуски осуществлялись в полном объеме и в срок. После назначения меня ответственным за Байконур пришлось заняться жизнеобеспечением космодрома, и мне была поручена эксплуатация нашей части Байконура со всеми испытательными комплексами и жилой зоной. Скажу честно: для меня это был удар, так как в моем понимании — это отдельное сложное направление, а мне его дали в нагрузку. По условиям договора с Казахстаном содержание и эксплуатация технологических, производственно-хозяйственных и социально-бытовых объектов космодрома перешли в ведение Роскосмоса. И вот что удивительно: большинство предприятий отрасли оказались тогда на грани выживания, но умудрялись как-то обеспечивать по 8–10 запусков в год. Как они это делали — загадка. Помню, был момент, когда из-за аварий на насосной станции вода вообще перестала поступать на технические стартовые комплексы и жилищные объекты площадки 2Ж. При этом можно было видеть образовавшееся в результате прорыва озеро. Тогда даже встал вопрос о невозможности продолжения пилотируемой программы: ведь пуски к станции «Мир» были строго привязаны не только ко дням, но даже к часам и секундам. Но аварию удалось устранить, хотя с водой так быстро было не разобраться.
— И в чем проблема?
— В том, что на Байконуре воды, во-первых, мало, а во-вторых, она ужасного качества. Система водоснабжения космодрома создавалась на протяжении 40 лет: сначала единственным источником воды была река Сырдарья, из поверхностного слоя которой добывалось 55–60 тысяч кубометров воды в сутки, потом в 1970-е построили дополнительный подземный водозабор «Дальний» с производительностью 150 тысяч кубометров воды в сутки для производственных нужд испытательных площадок. Но проблема с водой оставалась одной из самых острых: без охлаждения системы пуска ракет невозможно проводить запуски, а только для охлаждения лотка комплекса старт-стенда «"Энергия" — "Буран"» нужно было израсходовать по 20 кубометров воды в секунду (для сравнения: водозабор из Сырдарьи обеспечивал 7 кубометров воды в секунду). Про качество воды и говорить не приходилось. Уже будучи заместителем гендиректора НПО «Энергия», я в первый раз приехал на космодром и поселился в гостиницу. Номер как номер (комфорта не было ни у кого), но что меня поразило: в санузле стоит ведро с коричневой водой и кружкой к нему. Это, сказали мне, и побриться, и умыться, и т.д. на весь день. Помню свою мысль в тот момент: как же так? С одной стороны, корабли в космос запускаем, разрабатываем высокотехнологичные системы, а с другой — живем в кошмарных, нечеловеческих условиях!
Помню, меня ужаснула статистика заболевания гепатитом среди служащих космодрома из-за отсутствия качественной питьевой воды — ежемесячно по 20–25 человек.
Бывали случаи, когда болезнь выводила из строя целые роты военнослужащих. Еще помню случай, когда зашел в столовую, где в это время готовили пищу. При мне в огромный котел, литров на 150, выливают жидкость коричневого цвета, я заглянул в котел — дна не было видно из-за мутной воды. Более странной жидкости я в жизни не видел. И едой, приготовленной на этой воде, питались все, кто бывал на Байконуре. Я зашел с бывшим советским министром общего машиностроения Сергеем Афанасьевым в столовую и показал, что он ест. Сергей Александрович посмотрел на меня, пожал плечами и ответил: «Понимаешь, время такое, что некогда было думать о быте, задачи стояли государственной важности, все так жили». Я завелся. Собрал команду из 3–4 человек, мы подготовили справку в Роскосмос, куда включили данные исследования воды (по органолептическим характеристикам она не отвечала требованиям ГОСТа и имела 16 единиц мутности, солесодержание было повышено в 1,2 раза, да к тому же вода оказалась токсичной). После чего нам дали добро на бурение двух скважин — на 600 и 705 кубометров воды в сутки. И вот та вода оказалась чистейшей и вкуснейшей. К тому же мы построили и спроектировали станцию автоматического обеспечения воды (делал институт имени Келдыша). Когда мы с Афанасьевым заглянули на кухне в котел, доверху наполненный той прозрачной водой, то были счастливы и даже чокнулись ею за космос. Мне тогда казалось, что вкуснее воды я в жизни не пил! Радости работников космодрома не было предела: они набирали воду в бидоны и везли домой, потому что в городе на тот момент водоснабжение оставалось прежним. Еще через три года и там все наладилось с качеством воды, появились четырехзвездные гостиницы, рестораны и столовые с совсем иным набором и вкусом блюд. Теперь домик Королева и Гагарина на 204-й площадке воспринимается как музей «диковинок»: заходишь в эту нищенскую обстановку и переносишься в не пойми какую старину — жуткая мебель, отсутствие элементарных удобств...
— В каком смысле?
  Космодром — это гектары территории, на которой разбросаны технические и стартовые комплексы, испытательные стенды, заправочные станции, поля падения и посадочные комплексы, командные пункты, километры коммуникаций и... такие вот сооружения
Космодром — это гектары территории, на которой разбросаны технические и стартовые комплексы, испытательные стенды, заправочные станции, поля падения и посадочные комплексы, командные пункты, километры коммуникаций и... такие вот сооружения
Фото: AP

— В один из первых приездов на космодром я поинтересовался туалетом, на что получил от генконструктора такой ответ: «Метров через 200, но он открыт, только если там есть вода». И это был единственный ватерклозет на цех, где шла сборка ракет, а там порядка 300 человек работников. Какого качества работы мы можем требовать от персонала, если им нужду справить негде? Дикость, конечно, небывалая, когда соседствуют величайшие достижения человеческой мысли и тотальное отсутствие элементарных удобств. Советский космос — это подвиг во всех смыслах этого слова. Все эти наладки, сборки, старты, проходившие на высочайшем уровне и на пределе человеческих возможностей, а рядом с ними нищенское «сопровождение» — качество и уровень жизни, питание, транспорт и т.д. Даже приезжавшие на Байконур советские министры, а таких было четыре, жили в тех же кошмарных условиях. И так продолжалось до середины 1990-х — то нет электричества, то тепла, то котельные взрываются... Конечно, все это земные мелочи, но они оказываются крайне значимы для успешного освоения космоса.
— Получается, вам приходилось уделять больше внимания быту, а не космодрому?
— И тому, и другому. Я настаивал на том, чтобы социально-бытовые проблемы решались наравне с технологическими. Приходилось восстанавливать залы, где шла сборка изделий, и проводить туда тепло, электричество и воду. Занимались обустройством быта и созданием комфортных условий для работников космодрома. За короткое время мы реконструировали столовые и кафе, где принято было отмечать успешный старт. Реконструировали гостиницы для командировочных, жилые коттеджи, построили дом для руководства корпорации РКК «Энергия», где не стыдно было принимать высоких гостей, среди которых самым частым был Назарбаев. На 254-й площадке был возведен гостиничный комплекс «Космонавт», где до сих пор проходит предполетная подготовка космонавтов и их пресс-конференции. Помню, как один из космонавтов, посмотрев на изменившийся быт Байконура, с грустью сказал мне, что завидует молодым — они готовятся к полету в таких комфортабельных условиях. За последующие 20 лет ситуация в отрасли поменялась кардинально: то, что когда-то считалось роскошью, сегодня — необходимость. Сейчас никто и не отважился бы работать в таких экстремальных условиях, нормой стали житейские удобства. Словом, цена лидерства в космической гонке оказалась не менее важна.
— Кстати, о цене. Байконур — содержание космодрома и города — обходится России в 10 млрд рублей ежегодно. Это много или мало, на ваш взгляд?
— Денег в отечественном космосе всегда было мало. Понятно, что чем больше средств отпускается на тот или иной проект, тем лучше. Но неограниченное финансирование — это из разряда мечт. В реальности денег всегда не хватает, причем повсеместно. В США, например, ассигнования на космос хотя и в разы больше, чем в России, но и стоимость работ куда как выше. И вот что странно: если в годы холодной войны наши страны были врагами, то в космической сфере наблюдалось разве что соперничество на равных. Мы знали друг друга по именам, помогали, работали дружно.
— Разве сейчас это не так?
— Увы, не так. Соперничество за лидерство в космосе еще в начале 1990-х сменилось борьбой отечественной отрасли за выживание. Исчез дух, царивший на заре космической эры, и не в последнюю очередь потому, что серьезно понизился профессионализм каждой из команд. В моем понимании космосом должны заниматься только профессионалы.
— А как же профессиональные менеджеры?
— Профессионалы могут быть везде, в том числе и в менеджменте, но космос всегда требует специалистов высокого уровня, разбирающихся в специфике отрасли. Главное — чтобы руководство и на предприятиях, и в отрасли в целом не менялось столь часто. Ведь за то время, что я нахожусь на пенсии, в РКК «Энергия» сменилось уже четыре президента. А ведь удача любого дела зависит от хозяина, заинтересованного в конечном результате. Если же руководитель не уверен в завтрашнем дне, то какой от него прок? Байконуру тоже нужен такой хозяин и сравнительно небольшие для космической отрасли средства, чтобы поддерживать имеющуюся инфраструктуру в рабочем состоянии. Если мы потеряем Байконур, то потеряем не только космодром, но и кусочек своей истории, а также русский мир в чужой стране, который сохраняется там до сих пор, можно сказать, чудом.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

«КосмоКурс» планирует на осень общественные слушания по эковоздействию частного космодрома в Нижегородской области
Интерфакс - Россия
14:05
«КосмоКурс» планирует на осень общественные слушания по эковоздействию частного космодрома в Нижегородской области
Суборбитальный космический комплекс состоит из многоразовой суборбитальной ракеты-носителя и многоразового суборбитального космического аппарата...
Бизнес News. Время зарабатывать
12:29
«Космокурс» осенью хочет провести слушания по нижегородскому космодрому
На сайте «Космокурса» говорится, что космическому туристу будет предложен суборбитальный полет длительностью 15 минут в составе группы из шести экскурсантов...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

riafan.ru

«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
Григорий Николаев



Спойлер
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
Федеральное агентство новостей
Глава корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин в недавнем интервью рассказал о разработке перспективных ракет-носителей для российского плавучего космодрома «Морской старт». Этот комплекс способен менять свое местоположение, что дает ему шанс стать новыми воротами в космос для Африки.
Словосочетание «космические программы африканских стран» еще несколько десятилетий назад могло вызывать легкое недоумение. Но интерес стран Африканского континента к использованию космических технологий растет с каждым годом.
На управлении государств Африки находятся уже 40 спутников, часть из которых полностью или частично произведена ими же. И даже пандемия COVID-19, вызвавшая заметный спад в мировой экономике, вряд ли способна критически повлиять на дальнейшее увеличение числа африканских спутников.
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
Федеральное агентство новостей
Но чего нет в Африке, так это действующих космодромов и подходящих ракет-носителей, способных доставить спутник на орбиту. Впрочем, некогда космические ракеты стартовали с Африканского континента.
Космодромы из африканского прошлого
На заре освоения космоса Африка представлялась перспективным местом для строительства пусковых площадок. Близость к экватору обеспечивала большую энергоэффективность стартов, а обширные слабозаселенные территории позволяли не особенно беспокоиться о том, куда упадут отработанные ступени или обломки аварийных ракет.
Начало космическим запускам с Африканского континента положили французы, которые еще в 1947 году в рамках собственной космической программы начали испытания копий трофейных немецких ракет «Фау-2» на специально построенном космодроме Хаммагир в западной части Алжира, бывшего в те годы французской колонией.
С этой площадки отправился в полет первый спутник Франции «Астерикс», выведенный на орбиту ракетой-носителем «Диамант» французского производства. Там же была запущена ракета с кошкой по кличке Фелисетт — единственной представительницей семейства кошачьих, побывавшей в космосе.
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
Global Look Press / KEYSTONE Pictures USA/ZUMAPRESS.com
Всего с космодрома Хаммагир стартовала 231 ракета, но только четыре из них вывели полезный груз на орбиту. После обретения Алжиром независимости в 1962 году Франция постепенно отказалась от использования этой площадки, переключившись с 1967 года на космодром во Французской Гвиане. Однако именно на последние пять лет эксплуатации алжирского космодрома приходятся все четыре орбитальных пуска.
Следующими действующими воротами Африки в космос стал полигон Джебель Хамза, расположенный в Египте. Поражение в арабо-израильской войне 1947–1949 годов подстегнуло интерес египетских военных к баллистическим ракетам. Для создания собственных ракетных систем, способных поражать территорию Израиля, неподалеку от Каира был создан полигон, однако его реальное использование началось лишь в 1962 году.
Всего с площадки стартовали шесть ракет, разработанных на основе «Фау-2». В 1973 году работы на полигоне были свернуты, объект законсервирован.
В 1964 году началась эксплуатация итальянского морского космодрома Сан-Марко в Кении. Комплекс состоял из двух переоборудованных нефтяных платформ и двух судов обеспечения. Также в состав комплекса входила наземная станция космической связи. Сан-Марко стал первой стартовой площадкой морского базирования на планете. Служил для запуска американских легких ракет семейства Scout до 1988 года, из которых девять вывели спутники на орбиту. Сейчас он продолжает исполнять функции наземного центра связи, однако стартовый комплекс не используется.
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
Федеральное агентство новостей
Во второй половине 70-х возник самый загадочный космодром Африки — Шаба Норт, затерянный в джунглях Заира, ныне Демократическая Республика Конго (ДРК). Инициатором строительства и единственным оператором стала Германия, которой удалось наладить отношения с диктатором Мобуту, захватившим власть в результате государственного переворота. В период с 1977 по 1979 год с площадки стартовали три ракеты производства немецкой компании Orbital Transport und Raketen AktienGesellschaft, но ни одна из них не достигла орбиты. Космодром был ликвидирован, а в 1997 году, после свержения диктатуры президента Мобуту, Заир был переименован в Демократическую Республику Конго.
Последней площадкой для космических стартов в Африке стал южноафриканский полигон Оверберг. В этом качестве он функционировал с 1989 по 1990 год, когда ЮАР и Израиль совместно испытывали на нем ракету RSA-3, являющуюся дальнейшим развитием израильской «Шавит-2», способной выводить легкие спутники на низкую околоземную орбиту. После трех успешных запусков программа была свернута из-за недостатка финансирования.
В дальнейшем полигон использовался для испытания различных ракетных систем военного назначения в интересах иностранных заказчиков, но ни одна из них не была предназначена для выхода в космос.
Космодром для африканского будущего
Несмотря на богатое космическое прошлое, сегодня Африка не располагает рабочей площадкой для вывода полезной нагрузки на орбиту. Но интерес к спутниковым технологиям на Африканском континенте растет. Это связано и с выросшими возможностями для обработки полученных со спутников данных, и с развитием систем связи, и с удешевлением самого производства спутников.
Лидером по количеству выведенных на орбиту африканских спутников является Россия. 12 из 40 космических аппаратов, созданных в интересах африканских стран, запущены с помощью российских систем. И как заявил ранее Федеральному агентству новостей старший преподаватель факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Борис Пивовар, Россия может и должна продолжать конкурировать на африканском рынке космических запусков с другими игроками.
Одним из вариантов для достижения этой цели может стать создание космодрома на территории Африканского континента. Еще в 2004 году Россия вела переговоры с Итальянским космическим агентством по переоборудованию неработающего плавучего космодрома Сан-Марко для запуска российских легких ракет-носителей «Старт-1».
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
ТАСС / Сальников Алексей
В 2019 году перспективы модернизации этих ракет обсуждались с Саудовской Аравией, заинтересованной в развитии собственной космической программы.
Использование расположенного почти на экваторе космодрома Сан-Марко позволяет полностью раскрыть потенциал легкого «Старта-1». Но даже в этом случае полезная нагрузка, выводимая на орбиту этой ракетой, невелика. К тому же состояние простаивающей морской платформы итальянского стартового комплекса, обследованной российскими специалистами 16 лет назад, могло заметно измениться.
Но у России имеется собственный плавучий космодром «Морской старт», состоящий из пусковой платформы и судна обеспечения. О готовности Роскосмоса привести его в рабочее состояние за несколько лет заявил в недавнем интервью Дмитрий Рогозин.
Для максимально эффективного использования «Морского старта» его необходимо отправить в экваториальную зону. Ранее пуски осуществлялись из удаленной от морских путей точки в Тихом океане. Но при соответствующих договоренностях можно перебазировать «Морской старт» в район бывшего космодрома Сан-Марко.
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
wikipedia.org / John Murphy / Sea Launch / CC BY-SA 2.0
Такое решение даст возможность использовать наземную станцию космической связи из состава закрытого итальянского космодрома, которая до сих пор работает под эгидой Итальянского космического агентства, и приблизит российский стартовый комплекс к перспективным рынкам Африки и Ближнего Востока.
Кроме того, разрабатываемая специально под «Морской старт» ракета-носитель «Союз-7» обладает куда большими возможностями, чем «Старт-1», для запусков которого предполагалось реанимировать итальянский космодром.
Такое решение не только может стать конкурентным преимуществом для российских услуг на рынке космических запусков, но и подкрепит соглашение о сотрудничестве России с африканскими странами в области освоения космоса, которое было подписано на саммите Россия — Африка в октябре 2019 года.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 22.07.2020 17:01:52riafan.ru

«Морской старт» для черного континента: как Россия может открыть Африке дорогу в космос
Григорий Николаев
Я так и знал что без Уганды мы не обойдёмся. Или что там? Руанда? Ну они между собой разберутся.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер


АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

tass.ru

Японская префектура Окинава построит собственный космодром



ТОКИО, 12 сентября. /ТАСС/. Правительство префектуры Окинава заключило соглашение с компанией PD AeroSpace о переоборудовании аэропорта на острове Симодзима в космодром, который станет отправной точкой для космических туристов. Об этом сообщает газета The Mainichi.
Правительство префектуры подписало соглашение о строительстве космодрома с компанией PD AeroSpace, базирующейся в городе Нагоя, 10 сентября. Глава компании Сюдзи Огава надеется, что первый запуск космического корабля с проектируемого космодрома удастся осуществить в 2025 году. По его словам, проект будет осуществляться под девизом "Симонодзима - остров, с которого ты можешь отправиться в космическое путешествие".
PD AeroSpace намерена инвестировать в строительство космодрома несколько миллиардов иен (десятки миллионов долларов) и готова осуществить запуск прототипа беспилотного космического корабля уже в следующем году. В 2025 году планируется доставить в космос 100 космических туристов, а в 2030 году довести количество отправленных в космос путешественников до 1000. Стоимость космического вояжа составит примерно 15 млн иен ($141 тыс.) для одного состоятельного клиента.
Вице-губернатор Окинавы Киитиро Джахано охарактеризовал проект как "очень привлекательное предложение, вдохновляющее на мечту". Он отметил, что космическая индустрия - это отрасль с высокими перспективам, и она позитивно скажется на экономике префектуры.
Симонодзима расположен к западу от острова Мияко в японской префектуре Окинава. Его площадь составляет около 10 кв. км. Аэропорт на острове имеет взлетно-посадочную полосу длиной около 3 тыс. м. Он был построен в 1979 году как единственный в Японии центр для подготовки пилотов частных авиакомпаний. Однако после распространения летных тренажеров японские частные компании отказались от его использования.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Development Plan

https://pdas.co.jp/en/dev_plan.html
Currently developing unmanned spaceplane flight technology with 2020 as expected operational date.
Manned vehicle development is set to begin in parallel with unmanned vehicle development.
This will integrate feedbacks obtained from operating unmanned vehicles, as well as establishing necessary reliability to perform human spaceflight. Once certified for flight in Japan, operation is planned to begin in late 2024.
Development Plan width=100%
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

https://lozga.livejournal.com/222672.html Экскурсия на космодром "Восточный"
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

zvezdaweekly.ru

Восточная сказка для космонавтики
Игорь Киселёв


До конца 2022 года на космодром планируется доставить последние блоки будущих конструкций второго старта, что позволит завершить монтаж сборочно-стартового оборудования, и начать его отладку, чтобы в начале 2024 года вплотную подойти к сборке и пускам ракет-носителей тяжёлого класса «Ангара». Новый космодром, по прогнозам, должен стать вершиной, вобравшей в себя всё лучшее из отечественного и мирового космодромостроения.
Кому космодромы по карману
Космодромы - это всегда амбициозные и действительно штучные объекты. Всего на начало 2016 года в мире насчитывалось 17 космодромов: Байконур в Казахстане; четыре в Китае, три в России, три в США, по одному в КНДР, Южной Корее, Индии, Франции (Куру во французской Гвиане), Израиле (Пальмахим) и Японии. Космодром - дорогое удовольствие. В строительство своего четвёртого космодрома «Венчен» Китай вложил 12 млрд долларов.  Далеко не каждой стране по плечу русский или американский космический размах, китайская «разумная космическая политика» - остальным космос открыт только за валюту.
России космодромы дают надежду на то, что космос был, есть, и останется нашим, Америке примерно то же, а Китай и Индия уже готовы потеснить и нас, и американцев. Вот почему сразу после истечения срока действия «Федеральной целевой программы развития космодромов на период 2006-2015 годов» была принята новая программа с аналогичным названием и назначением, в которой предусматривается вложить в развитие трёх российских космодромов в ближайшее десятилетие порядка 750 млрд рублей. Значительная часть этих средств - более 500 млрд, предназначена для нового российского космодрома Восточный.
Возрождённые космодромы России
В СССР было три космодрома - Байконур в Казахстане, Плесецк на Севере и Капустин Яр в низовьях Волги и два ракетных полигона - Ясный (13 дивизия РВСН) в Оренбургской области и Свободный (27 дивизия РВСН) в Амурской области.

Капустин Яр с 1947 по 1957 гг. был единственным местом испытаний наших баллистических ракет, попутно использовавшийся для пуска геофизических и метеорологических ракет.
© mil.ru

Капустин Яр с 1947 по 1957 гг. был единственным местом испытаний наших баллистических ракет, попутно использовавшийся для пуска геофизических и метеорологических ракет.

Капустин Яр строился как полигон для испытания ракетной техники, и с 1947 по 1957 гг. был единственным местом испытаний наших баллистических ракет, попутно использовавшийся для пуска ракет геофизических и метеорологических. С него же, начиная с июня 1951 года состоялась первая серия пусков ракет с собаками на борту, а после запуска 14 октября 1969 г. спутника «Интеркосмос-1» космодром стал международным - отсюда ушли в полёт индийские ИСЗ «Ариабхата» и «Бхаскара», французский «Снег-3»...
В 1972 г. по проекту «КБ транспортного машиностроения» был создан наземный стационарный стартовый комплекс, первый пуск ракеты-носителя (РН) семейства «Космос» с которого состоялся 26 января 1973 г., их было произведено 365, однако в 1988 г. потребность в их запусках резко упала, и космические пуски из Капустина Яра были прекращены.
Цитата: undefinedВозрождение космодрома началось спустя 10 лет, когда в 1998 г. был произведён коммерческий запуск выведения на орбиту французского спутника, давший дорогу целой программе. За время существования испытательного полигона Капустин Яр отсюда было произведено более тысячи ракетных пусков.
Второй российский космодром, и первый по значимости, Плесецк начинал свою историю в 1957 г. Близость от Москвы обеспечивала надёжную связь вновь создаваемого космодрома с научными и производственными центрами страны, а по своим климатическим характеристикам Плесецк был более предпочтителен для осуществления полётов человека в космос, чем Байконур, к тому же он стал необходим как позиционный район боевого дежурства советских межконтинентальных ракет Р-7 и Р-7А, главным требованием при выборе места расположения  старта которых была близость к США.

Второй российский космодром, и первый по значимости, Плесецк начинал свою историю в 1957 году.
© Фото из архива

Второй российский космодром, и первый по значимости, Плесецк начинал свою историю в 1957 году.

А уже в начале 1962 г. было принято решение о создании нового научно-исследовательского полигона  для испытаний и штатной эксплуатации космических комплексов и новых твёрдотопливных МБР, в том числе и для нового боевого объекта «Ангара». Постановлением Совмина от 16 сентября 1963 г. было утверждено размещение вновь создаваемого космического старта и испытательного полигона МО СССР, но официально присвоил Плесецку статус космодрома Президент Борис Ельцин своим Указом от 11 ноября 1994 года. Существенный недостаток нового старта был и остаётся в том, что, чтобы вывести с него на орбиту такую же нагрузку, как при запуске с Байконура, нужно использовать более мощную ракету - это плата за более удалённое от экватора его расположение по сравнению с Байконуром.
Цитата: undefinedНо главная проблема Плесецка - отсутствие с него доступа на геостационарную орбиту, например, невозможно запустить беспилотный грузовой космический корабль «Прогресс» к МКС.
Наземная инфраструктура есть, ракета с кораблём тоже есть, но она до цели не долетит, широта точки старта не позволяет, однако несмотря ни на что, абсолютное мировое лидерство по числу космических запусков принадлежит космодрому Плесецк.
Страсти по Байконуру
В начале 1950-х разработка ракеты Р-7 с дальностью полёта более 8.000 км потребовала вместо тесноватого Капустина Яра создать новый ракетный полигон - им стал всемирно известный Байконур, который пришлось строить с нуля. Плюсом Байконура являлась только его относительная близость к экватору. При запуске космических аппаратов к орбите в восточном направлении можно получить прирост скорости ракеты за счёт тангенциальной скорости точки пуска из-за суточного вращения Земли в 316 м/с. Для сравнения: этот показатель для экватора 465 м/с.

История крупнейшого ракетного полигона СССР на Байконуре началась в 1955 году.
© Фото из архива

История крупнейшого ракетного полигона СССР на Байконуре началась в 1955 году.

Цитата: undefinedБайконур - это крупнейший ракетный полигон СССР и России и крупная база РВСН. Всего на Байконуре на момент распада СССР имелось: 15 пусковых установок для запусков 9 типов ракет-носителей, 4 пусковые установки для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, два аэродрома, включая посадочный комплекс «Бурана», и огромная инфраструктура - суммарная стоимость Байконура в начале 1990-х оценивалась в $50 млрд.
С распадом СССР главный космодром страны оказался за рубежом на правах аренды. Но даже регулярная выплата её не гарантирует России беспрепятственный выход в космос - каждый запуск мы должны были согласовывать с другой страной, Казахстаном, а в случае с «Протоном», использующим высокотоксичные топлива, это согласование носит не уведомительный, а разрешительный характер - Казахстан обладает правом вето на пуски «Протонов».
Таким образом, необходимость в новом российском космодроме тем более очевидна, что любое изменение политики Казахстана ставит под  угрозу выполнение всей космической программы России и её стратегическую безопасность, поскольку многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжёлых ракет «Протон». Легко представить, что при отсутствии Восточного и уходе с Байконура, при остающемся у нас Плесецке, космическая мощь страны может автоматически опуститься на уровень Индии и Японии, и перед Россией встанет ряд проблем.

Многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжёлых ракет «Протон» с космодрома Байконур.
© roscosmos.ru

Многие космические аппараты военного назначения требуют запусков с помощью тяжёлых ракет «Протон» с космодрома Байконур.

Цитата: undefinedТолько строительство нового современного отечественного космопорта может позволить нашему государству:
  • Обеспечить гарантированное решение задач по развёртыванию и поддержанию орбитальных группировок космических комплексов и систем военного, научного, и народнохозяйственного назначения на боевом и оптимальном уровне.
  • Обеспечить перевод запусков космических аппаратов военного назначения на российскую полигонную базу.
  • Сохранить накопленный отечественный научно-производственный потенциал космической отрасли при проведении модернизации существующих и создании перспективных универсальных наземных комплексов и многоразовых космических систем.
  • Повысить энергетические возможности ракетных носителей и расширить диапазон достижимых орбит по высоте и наклонению.
  • Оптимизировать номенклатуру эксплуатируемых космических ракетных кораблей.  
  • Предельно сократить площади отчуждаемых земель под строительство и районы падения ракет космического назначения.
  • Сохранить и развивать технологии строительства космодромов - технологии возведения сложных объектов и уникальные технологические процессы строительно-монтажных работ.
Сага о «Восточном»
Впервые о создании нового российского космодрома было заявлено в начале 2007 года. Об этом руководивший в то время Федеральным космическим агентством Анатолий Перминов сообщил на закладке фундамента стартового комплекса для ракет «Союз» на другом космодроме - французском Куру в Южной Америке. 6 ноября 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ №1473с «О космодроме Восточный», определивший место, предназначение, основные этапы, источник финансирования и государственного заказчика работ по созданию новой космической гавани.

Президент Владимир Путин на месте строительства космодрома Восточный.
© kremlin.ru

Президент Владимир Путин на месте строительства космодрома Восточный.

Цитата: undefinedСтроительство нового отчего дома для наших ракет было поделено на три этапа:
  • Строительство старта для ракеты «Союз».
  • Строительство старта для ракет «Ангара».
  • Строительство старта для сверхтяжёлой ракеты.
Строительство первого стартового комплекса космодрома «Восточный» для ракеты «Союз-2» было завершено в апреле 2016 года. Выпущенная 28 апреля ракета «Союз-2.1А» c блоком выведения «Волга» вывела на орбиту три космических аппарата: «Михайло Ломоносов», «АИСТ № 2Д» и наноспутник SamSat-218, это стало неким символическим отчётом перед президентом, что деньги потрачены не впустую.
Цитата: undefinedКонечно, запуск «Союза», пусть это и получился очень красивый и правильный запуск, не демонстрирует реальных мощностей космодрома. Ещё в 1956 году эта же ракета вывела наш первый искусственный спутник на орбиту, позже на ней же полетел Гагарин. Позднее, пуски «Союзов» были успешно продолжены, однако Восточный построен для иных целей.
В настоящее время на космодроме продолжается строительство объектов второй очереди, включая стартовый комплекс для ракет-носителей «Ангара». Строительство стартового комплекса для ракеты сверхтяжёлого класса может начаться на Восточном в 2022 году, сообщил журналистам гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, когда будет достроен стартовый комплекс для ракет «Ангара». Первый пуск сверхтяжёлой ракеты намечен на 2028 год. С этого момента мы вправе ожидать и запуск пилотируемого корабля «Федерация» в беспилотном варианте, и запуск нового космического корабля с экипажем.

Тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5».
© khrunichev.ru

Тяжёлая ракета-носитель «Ангара-А5».

Стартовые комплексы космодрома смогут использоваться и для запусков в рамках лунной программы, разрабатываемой в настоящее время, и принять участие в уже объявленной Марсианской гонке. Как полагает академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Александр Железняков, и как отметил руководитель Института космической политики Иван Моисеев, настоящая коммерческая эксплуатация Восточного возможна только после ввода второй очереди - стартового стола для тяжёлой ракеты-носителя «Ангара-А5».
Цитата: undefinedГотовность этого старта на новом космодроме ожидается после 2021 года. Говоря об уровне инноваций, заложенных в Восточный, Моисеев отметил, что это «самый новый космодром», на котором «использованы все современные достижения в области космодромостроения».
На рынке коммерческих запусков Восточный в перспективе должен заменить собой Байконур, аренда которого заключена до 2050 года с выплатой 115 млн долларов в год, но с которым, как мы уже упомянули, не всё так красиво и здорово.
Трудное детство Восточного
Мы не ура-патриоты и не караул-патриоты, проблемы у  строительства Восточного действительно есть, и в болевых точках нет недостатка, но трудное детство бывает и у человека, а он вырастает вполне достойным, способным на большую работу.
Указ о создании космодрома был подписан Президентом РФ в 2007 году, при этом проектирование началось лишь в 2011-м. Проектировщик  «ИПРОМАШПРОМ» был назначен без проведения положенного в таких случаях конкурса, генподрядчиком, также без конкурса, объявили «Спецстрой России». К сожалению, история строительства космодрома начиналась без проектной документации, с единственным исполнителем, и продолжилась определённая этими недостатками. Изначально Восточный планировался, главным образом, как мы уже говорили, в качестве стартового комплекса для новой ракеты-носителя «Русь-М». Ракета должна была выводить на околоземную орбиту и к Луне новый пилотируемый корабль, который из «Федерации» уже переименован в «Перспективный транспортный корабль».

Изначально Восточный планировался в качестве стартового комплекса для новой ракеты-носителя «Русь-М».
© thespacereview.com

Изначально Восточный планировался в качестве стартового комплекса для новой ракеты-носителя «Русь-М».

Первый беспилотный запуск ракеты «Русь-М» с Восточного собирались провести в 2015-м, а пилотируемый - в 2018 году. Но в 2011-м, как известно, работы по «Руси-М» остановились - она во многом дублировала возможности ракеты «Ангара», разработка которой к тому моменту уже завершалась, а выделенные Роскосмосу средства «размазывались» на два проекта. Из-за этого всю суть Восточного пришлось переосмыслить: для запуска «Федерации» решили разработать пилотируемую модификацию ракеты «Ангара-А 5П», а чтобы не возить ракету из Москвы на Дальний Восток, её производство решили перенести в Омск. Кроме того, чтобы успеть в сроки к декабрю 2015 года произвести первый пуск, на Восточном впопыхах стали строить стартовый комплекс под ракету «Союз 2М». В Южной Америке специалисты уже завершали строительство стартового комплекса для «Союза» на космодроме Куру, поэтому переделать проект под Дальний Восток не составляло труда.
Цитата: undefinedТаким образом, вместо того, чтобы стать стартовой площадкой XXI века, Восточный превратился в дублёра космодрома Плесецк, со стартовым комплексом для модернизированной, но всё же, полувековой давности, ракеты «Союз», и ракеты «Ангара», разработка которой велась с 1994 года.
Первый запуск «Союза» перенесли на апрель 2016-го. Удивительно, все понимали, что уложиться в обозначенные сроки невозможно, но рапортовали Владимиру Путину: «Всё идет по плану и отставание в 100 суток будет нагнано со дня на день».
Всё это закончилось осенью 2015 года, когда глава государства посетил Восточный, и собственными глазами увидел, что официальные доклады никак не сходятся с реальностью: если первый запуск перенесли лишь на месяцы, то планировавшийся на 2018 год старт по пилотируемой программе сдвинулся на годы.
Цитата: undefinedА ведь когда-то военные строители могли возвести космодром в чистом поле за пару лет. Первый стартовый комплекс для ракеты Р-7 - знаменитой «Семёрки» Сергея Королёва - начали строить на Байконуре в 1955 году, а уже в 1957 году там состоялись первые пуски...
Пчёлы и мёд
Общая стоимость строительства до сих пор непонятна. «Спецстрой России» в 2011 году оценил создание космодрома со всей инфраструктурой и развитием города-спутника в 300 млрд рублей. По данным Роскосмоса на конец 2015 года, строительство непосредственно космодрома обошлось бюджету в 120 млрд рублей, а расходы на подготовку космодрома к работе доведут эту цифру до 180 миллиардов. Для сравнения: строительство моста через Керченский пролив оценивается более чем в 200 млрд рублей, а мост на остров Русский в своё время оценили в миллиард долларов. При этом любая стройка в России, будь то мост или Олимпиада, сразу обрастает слухами, а затем данными о хищениях.

«Спецстрой России» в 2011 году оценил создание космодрома со всей инфраструктурой и развитием города-спутника в 300 млрд рублей.
© roscosmos.ru

«Спецстрой России» в 2011 году оценил создание космодрома со всей инфраструктурой и развитием города-спутника в 300 млрд рублей.

Цитата: undefinedВосточный, в этом плане, не исключение. По данным Следственного комитета, сумма незаконно израсходованных бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный составляла порядка 5 млрд рублей. Как считает глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, это только половина украденной суммы. «Процесс расследования ещё не завершён, и мы полагаем, что сумма будет удваиваться», - сказал он.
Наш рассказ о космодроме был бы неполным, если бы год 2019-й не передал году 2020-му некоторые вопросы нашей космонавтики и Восточного в частности. Ну, например, Минобороны объявило о втором  пуске «Ангары» в 2020 году с Плесецка, эта работа ведётся, и пуск намечено провести до конца года. Значит, пока строится старт для новой ракеты в Восточном, сама она  будет продолжать испытываться и дорабатываться, чтобы намеченный её пуск в 2022-м не прошёл так же «гладко», как первый запуск «Союза-2» в 2016 году.
Есть определённая договорённость с Казахстаном о запусках «Союза-5» до 2028 года, когда должен будет появиться старт для неё в Восточном. И хоть средства для модернизации одного из стартов под новую ракету пока не выделены, но уже для ракеты «Союз-6» находится в разработке её внешний дизайн.
Недавно президент Белоруссии А. Лукашенко высказал предложение в рамках реализации концепции Союзного государства о передаче подряда на строительство космодрома Восточный белорусским строителям. 
Восточный - дорогой и бесполезный, или космодром ждёт большое будущее?
Каким быть Восточному, до конца не знают даже проектировщики. По масштабу это Байконур или мыс Канаверал, по положению - посреди могучих лесов Плесецк, а по техническим решениям он похож на Куру. Но наверняка это будет что-то не просто новое - он вберёт в себя лучшее от действующих космодромов Земли, а, переболев детскими болезнями суперстроек, станет образцом космодрома XXI века.
И ещё, когда бывший вероятный противник ведёт себя не как партнёр, выходя поочерёдно из всех договоров по сдерживанию стратегических вооружений, нам самое время поставить на крайней точке страны нашу зачехлённую пушку!
От Редакции
Возможно, программа космодрома «Восточный» была на время отложена из-за нового проекта, который ведёт российская авиакомпания S7. Речь идёт о приобретении плавучего космодрома «Морской старт». Платформа для пуска космических ракет была приобретена нашей корпорацией у американской компании Sea Launch и отбуксирована во Владивосток. Сделка полностью закрыта 14 сентября 2020 г.

В настоящее время плавучая платформа Sea Launch находится на дальневосточной судоверфи в Славянке.
© sea-launch.info

В настоящее время плавучая платформа Sea Launch находится на дальневосточной судоверфи в Славянке.

Кроме того, компания закупила и наземное оборудование, необходимое для пуска ракет. Пока оно ещё находится на американской земле - в городке Лонг-Бич (Калифорния), но до конца 2020 г. должно быть демонтировано и перевезено в Россию.
Цитата: undefinedСправка
В настоящее время плавучая платформа Sea Launch находится на дальневосточной судоверфи в Славянке. История её создания началась в 1995 г. Это был совместный проект России (РКК «Энергия»), США (Boeing Commercial Space Company), Норвегии (судоверфь «Kvaerner») и Украины (ПО «Южмаш» и КБ «Южное»). В программе участвовали российские головные предприятия КБТМ и ЦКБ «Рубин». С платформы было осуществлено 36 космических пусков.
Теперь плавучий космодром стал исключительно российской собственностью. Также в комплексе с платформой работает сборочно-командное судно Sea Launch Commander, построенное в 1997 г. в Норвегии. В 1998 г. оно прошло дооснащение на предприятии «Канонерский судоремонтный завод» в Санкт-Петербурге.
Плавучий космодром позволит России значительно сэкономить на выводе ракет из гравитационного колодца. Как известно, чем ближе точка старта к экватору, тем меньше потребно топлива и, соответственно, выгоднее запуск аппарата. Теперь мы в состоянии производить старты из нейтральных вод в любой точке Мирового океана. 
Не исключено, что именно поэтому российские власти не спешат с достройкой космодрома Восточный, который, несомненно, будет введён в строй, но спокойными, а не ударными темпами. ■
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Владимир Юрченко

Цитата: АниКей от 25.09.2020 07:34:46Но главная проблема Плесецка - отсутствие с него доступа на геостационарную орбиту, например, невозможно запустить беспилотный грузовой космический корабль «Прогресс» к МКС.

Такое впечатление, что МКС на стационаре.