И все же. Союзом - на луну.

Автор Fulcrum, 06.01.2010 14:54:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Bell

Да ну в принципе ничего особо не мешает сделать такой же для 35-тонника. Взять за основу тот же Ястреб и навесить на него СБ, например, чтоб не плодить лишние сущности и использовать "существующий задел".
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьС водородом, до самой Луны. Т.е. тот самый КРБ со сбрасываемым баком, который выводит связку на ЛЛО.
А в том и дело, что лендер даже с таким водородом получается маловат.

Правда, этот КРБ рассчитан на 55-60-тонник.
Глянул щас кой-чего...
Тот КРБ рассчитан на однопуск 60-тонником ПТК или лендера. Ястреб с СБ. Заправленная масса у него 43,5 т. Так вот если его запускать 35-тонником, то он сам себя довыведет на опорную орбиту встречи с Союзом-Л или лендером и после этого закинет на ЛЛО до 15 т. Ну с резервами - 14 т.
Т.е. никакого другого специального КРБ придумывать не надо, можно этот сразу делать.

14 т для одноступенчатого лендера хватит для посадки и возвращения кабины с 2 космонавтами массой 2,7-2,8 т (а это целых 2 БО Союза). Кроме кабины там Фрегат-СБ + 500 кг на опоры, допплер, аккумуляторы и прочее БРЭО.
В чисто грузовом варианте - до 6 т на поверхности, например модуль базы-времянки.

14 т для Союза-Л хватит на + целый Фрегат, что дает дополнительно более 1000 м/с на доворот орбиты и встречу лендера. Это порядка 30-35 градусов, т.е. произвольная продолжительность высадки в полярных районах выше 60 гр. и приэкваториальных ниже 15 гр. Либо не менее 4,5 суток на поверхности в любой точке другой Луны.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

SpaceR

ЦитироватьГлянул щас кой-чего...
Тот КРБ рассчитан на однопуск 60-тонником ПТК или лендера. Ястреб с СБ. Заправленная масса у него 43,5 т. Так вот если его запускать 35-тонником, то он сам себя довыведет на опорную орбиту встречи с Союзом-Л или лендером и после этого закинет на ЛЛО до 15 т. Ну с резервами - 14 т.
Т.е. никакого другого специального КРБ придумывать не надо, можно этот сразу делать.

14 т для одноступенчатого лендера хватит для посадки и возвращения кабины с 2 космонавтами массой 2,7-2,8 т (а это целых 2 БО Союза). Кроме кабины там Фрегат-СБ + 500 кг на опоры, допплер, аккумуляторы и прочее БРЭО.
В чисто грузовом варианте - до 6 т на поверхности, например модуль базы-времянки.

14 т для Союза-Л хватит на + целый Фрегат, что дает дополнительно более 1000 м/с на доворот орбиты и встречу лендера. Это порядка 30-35 градусов, т.е. произвольная продолжительность высадки в полярных районах выше 60 гр. и приэкваториальных ниже 15 гр. Либо не менее 4,5 суток на поверхности в любой точке другой Луны.
Опередил, чертяка...  :D

в общем, +1.

avmich

Если выводить один 35-тонный РБ, а второй - 14-тонный ЛК, то, конечно, получается всего 14 тонн на окололунной, но в два запуска 35-тонника можно на окололунную больше, чем 14 тонн положить.

fan2fan

Ламерский вопрос из серии, "если привязываться к размерности блоков, как их лучше использовать".
 
В общем, исходя из сегодняшних реалий, скажем, блоки по 20 тонн.

Вопрос: не будет ли выгоден ЛК на 20 тонн, с такой же легкой взлетной кабиной как у Аполлона или даже легче (пусть более объемной и долгоживущей - надувной, скажем), но с большой посадочной ступенью, двигатели которой используются для выхода всего комплекса на лунную орбиту и маневров (а не только на посадку). Т.е. некоторое сходство с тем, что предполагалось при полетах Н-1, но маневровая ступень используется как посадочная до самого касания грунта.
 
А ламерское предложение , также "привязываясь к размерности" (если вышесказанное возможно) - аполлоновская схема с использованием существующих одинаковых максимальных носителей, с орбитальной заправкой (т.е. разгонный блок для полетов на Луну нужен новый, заправляемый на НЗО). Чем хорошо: в США это направление (заправка на орбите ) тоже признано перспективным, как я понял из недавних новостей (если осуществить, можно предложить сотрудничество). Также: после отработки технологии возможна перспектива - более тяжелые блоки, когда будет новый носитель. Итого для начала - 5-6 пусков по 20 тонн: сухой разгонник (или частично заправленный), 2-3 заправщика (надо считать, скорее 3, чем 2), ЛК, ЛОК (раз говорят, что Союз с разгонником на обратный путь влезает по весу в 20 тонн)... Перспектива: все то же самое по схеме, но с более тяжелым ПТКНП (и блоками по 35-40 тонн).
 
Для изучения именно Луны такая схема хуже, чем ЛОС, но зато можно не сковываться этой целью (полет к астероиду тоже может стать возможным, на второй стадии особенно). Просто в этом случае - просто не ЛК, а какой-то другой блок (с доп.функцией повышения ресурса Союза)... В общем - на Союзе, если не "по Галактике", но... :-). В целом же, конечно, на первой стадии, с Союзом - дорогостоящий демонстратор технологии (сборка и заправка комплекса на орбите) с престижными попутными задачами в виде Луны и т.д... Но ИМХО можно летать некоторое время и так - пока не наберется большая положительная статистика на новые более тяжелые носители, на ПТКНП на низких орбитах (если будет "МКС-2" какая-нибудь) или еще на что.
Жертвы неизбежны ! (с)

Bell

ЦитироватьЕсли выводить один 35-тонный РБ, а второй - 14-тонный ЛК, то, конечно, получается всего 14 тонн на окололунной, но в два запуска 35-тонника можно на окололунную больше, чем 14 тонн положить.
Авмич, исходя из существующих и проектируемых/планируемых РН, КК, РБ и т.п. - возможно только 14 на 35 т.
Все иное потребует всяких заправок на орбите, хитрых перестыковок, долговременного хранения водорода, нового оборудования и т.д. и т.п. Совсем за другие деньги. И сроки. И вероятность реализации.

А так - да, можно больше 14 т, конечно.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

avmich

Цитировать
ЦитироватьЕсли выводить один 35-тонный РБ, а второй - 14-тонный ЛК, то, конечно, получается всего 14 тонн на окололунной, но в два запуска 35-тонника можно на окололунную больше, чем 14 тонн положить.
Авмич, исходя из существующих и проектируемых/планируемых РН, КК, РБ и т.п. - возможно только 14 на 35 т.
Все иное потребует всяких заправок на орбите, хитрых перестыковок, долговременного хранения водорода, нового оборудования и т.д. и т.п. Совсем за другие деньги. И сроки. И вероятность реализации.

А так - да, можно больше 14 т, конечно.

Белл, если ты одной ракетой выводишь 35-тонный водородный РБ, а второй - 35-тонный лендер, и стыкуешь их на околоземной орбите, то на окололунной получаешь больше 14 тонн. Без заправок, хитрых перестыковок, долговременного хранения водорода.

Безусловно, новое оборудование нужно - как и в любой схеме полётов к Луне; разве что облёты а-ля Зонд можно практически - и то не совсем - на всём имеющемся сделать. По поводу нового оборудования неплохо бы найти вариант, где этого нового оборудования требуется минимум, а вероятности его разработки - согласно сегодняшним планам Роскоскоса и космофирм - наибольшие.

Вот если ты к 35-тонному водороднику выводишь не 35-тонный лендер, тогда да, тогда на окололунной получится тонн 14. Но это тебе надо либо 35-тонную ракету недогружать, что неясно зачем, либо использовать ракету полегче, что тоже выглядит странно.

Лендер всё равно придётся разрабатывать - и его надо делать под 35-тонную РН, а не под 14-тонную. Это и позволяет иметь на окололунной больше 14 тонн, не разрабатывая заново ничего, кроме 35-тонной РН, 35-тонного водородного РБ и лендера - все они нужны так и так.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьБелл, если ты одной ракетой выводишь 35-тонный водородный РБ, а второй - ...
Ну что ж, я рад, что хоть кто-то, хоть спустя столько лет прочитал наконец "Концепцию"... :roll:  :mrgreen:
Не копать!

avmich

Цитировать
ЦитироватьБелл, если ты одной ракетой выводишь 35-тонный водородный РБ, а второй - ...
Ну что ж, я рад, что хоть кто-то, хоть спустя столько лет прочитал наконец "Концепцию"... :roll:  :mrgreen:

Зомби, я Концепцию читал и писал, а эти расчёты делал уже лет десять назад. Что ты хочешь сказать?

Зомби. Просто Зомби

Что если уж есть "40-тонник", то почему не использовать для парных запусков?
Правда, к 40-тонному водородному РБ потребуется еще и 20-тонный гидразиновый.

40 LH + 20 Г-н + 20 ПН
Не копать!

avmich

На этот вопрос, Зомби, тоже уже отвечали.

Мы рассматриваем спектр возможностей - от "нет денег совсем" до "денег как в 60-е". Когда деньги есть, то понятно, что мы можем и новый многоразовый КК с хорошей аэродинамикой сделать, и многоразовый ЛК, и водородные системы, и всё оптимизировать с запасами.

Когда денег нет, то приходится минимизировать системы, которые нужно делать заново - отсюда схемы полётов на окололунную на Протоне, на Союзе и т.п. В этих схемах приходится учитывать то, что сегодня Союзы выводятся на орбиту на РН Союз - отработанная схема именно такова. Можно выводить на Протонах, и это поднимет доступную массу - скажем, на одном Протоне КК Союз + Фрегат, на другом - КВРБ, после стыковки на околоземной орбите эта связка вполне слетает на окололунную и обратно. Но, во-первых, два Протона дороже одного Протона и одного Союза (РН), во-вторых - более важно - пилотируемые КК Союз на Протонах не летали, и последний раз примеривались достаточно давно. Почувствуй разницу.

С другой стороны, если считать, что сделают, скажем, Ангару для пилотируемых полётов - что было бы неплохо - то, наверное, сделают и 15-тонный КК, ведь по ПТК НП вроде бы работы ведутся. Поэтому приходится схему пересчитывать на "следующий достаточно вероятный" вариант, когда летит на Луну не Союз - а у ПТК НП, при его преимуществах, всё же масса куда побольше союзовской.

Итого, ищутся варианты, которые, при минимальном отклонении от текущей "линии партии" позволили бы добиться "качественного скачка" в виде возможности полёта на окололунную и обратно. Минимальность отклонения позволяет защищать эти варианты как относительно недорогие.

Впрочем, до реально нового, по сравнению с Зондами, железа пока что дойти надо. Везде есть небольшие заделы - но работы ещё невпроворот.

Зомби. Просто Зомби

В зависимости "возможностей" от "денег" есть несколько оптимумов.
ЛОС - главный из них "при минимуме денег".
В ЛОСе самый естественный путь вывода к Луне нагрузок, превышающих массу лунного корабля - это стыковка двух ПН от 40-тонника.
Поскольку 40-тонник так или иначе предполагается "серийным" и просто нет смысла "размениваться".

Примерно так.

Конечно, если совсем нет денег, то можно рассмотреть и многопуск на Союзах - Протонах.
Но "это" никаким исследованием/освоением Луны никоим образом являться не может.
Поэтому "смысловая стоимость" таких программ в сравнении с ЛОСом околонулевая.
Не копать!

MKOLOM

avmich
Цитироватьво-вторых - более важно - пилотируемые КК Союз на Протонах не летали
Не летали "Союзы", можно запустить "Прогрессы", причём сразу три.
Интересно, что дороже - "Протон" или три РН "Союз"?

frigate

Цитироватьavmich
Цитироватьво-вторых - более важно - пилотируемые КК Союз на Протонах не летали
Не летали "Союзы", можно запустить "Прогрессы", причём сразу три.
Интересно, что дороже - "Протон" или три РН "Союз"?
1 овца = 4 топорам.
Союз СТ для ГКЦ стоит 71-72 миллиона. Сколько стоит Протон - не знаю.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Dave Bowman

ЦитироватьВыскажу соображения.
Во первых уменьшить экипаж до 2х человек (а что там большему количеству народа делать?). Это дает больший комфорт для каждого из космонавтов. Плюс экономия массы и места (уменьшается масса СЖО, запаса, еды, воды итд.). Плюс бОльшая безопасность (если грохнутся, то только двое).
С новыми цифровыми системами управления КК и грузоподъемностью ракеты носителя союз 2.1b. Возможно увеличение запаса топлива и запаса ХС соответвенно, до уровня достаточного для самостоятельного покидания лунной орбиты.
В результате и облет и орбита луны по двухпуску.
На сущетвующих носителях. Раньше всех остальных стран.
Ну вот нахрена нам ТКС, скажите? Куда на нем летать? Да и не потянет россия корабль новый.

А зачем это надо? Ну можно, ну полетят. А дальше то что?

Tiger

Интересно было бы узнать, позволяет ли срок автономности современного "Союза" по расходуемым запасам выполнять полёты длительностью 7-8 дней?
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

avmich

ЦитироватьВ зависимости "возможностей" от "денег" есть несколько оптимумов.
ЛОС - главный из них "при минимуме денег".

Не думаю, без ЛОС можно обойтись и всё ещё летать на Луну (см. Аполлоны). Будет ли с ЛОСом дешевле - учитывая, что ЛОС ещё надо создать и поддерживать - неочевидно.

ЦитироватьВ ЛОСе самый естественный путь вывода к Луне нагрузок, превышающих массу лунного корабля - это стыковка двух ПН от 40-тонника.
Поскольку 40-тонник так или иначе предполагается "серийным" и просто нет смысла "размениваться".

Проблема в том, что сделать 40-тонник для грузов заметно проще (читай, дешевле), чем 40-тонник для людей. Поэтому есть соблазн людей на орбиту запускать существующим средством - Союз-ФГ+КК Союз.

ЦитироватьПримерно так.

Конечно, если совсем нет денег, то можно рассмотреть и многопуск на Союзах - Протонах.

На всём "сегодняшнем" не получится - нет минимум ЛК. То есть, ЛК необходим совершенно - если, конечно, не ограничиваться окололунной орбитой. Дальше, после ЛК, идут водородные РБ - на ДМ-ах, на существующих РН, слишком дорого, проще водородники развить. Следующим шагом идёт 40-тонник - и только где-то там потом 40-тонник для пилотируемых КК, потому что выведение пилотируемых КК на такой ракете нужно практически только для одной задачи. Поэтому 40-тонник - нужен существенно, а пилотируемый 40-тонник - гораздо меньше.

ЦитироватьНо "это" никаким исследованием/освоением Луны никоим образом являться не может.
Поэтому "смысловая стоимость" таких программ в сравнении с ЛОСом околонулевая.

Опять же, всё зависит от денег. Луну можно и без ЛОС исследовать - или по крайней мере начать исследовать. Да, долго исследовать без кучи вещей сложно - нужны и более надёжные ЛК, и ЛОС, и база, и КК Союз не очень подходит... Но можно и без всего этого.

На мой взгляд, минимально необходимый по стоимости набор такой. ЛК, водородный РБ со стартовой массой порядка 25 тонн, и РН с ПН порядка 25 тонн (Ангара-5?..). В 4 запуска (один из них - Союз-ФГ) можно слетать.

Можно и на ДМ-ах, но, думаю, не оправдано - количество запусков и модулей растёт, и экономии особой вряд ли получится.

И только если есть деньги на что-то кроме ЛК, водородных РБ и "утяжелённого Протона", тогда можно думать о ЛОС, базе, и т.п.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьВ зависимости "возможностей" от "денег" есть несколько оптимумов.
ЛОС - главный из них "при минимуме денег".

Не думаю, без ЛОС можно обойтись и всё ещё летать на Луну (см. Аполлоны). Будет ли с ЛОСом дешевле - учитывая, что ЛОС ещё надо создать и поддерживать - неочевидно.
Аполлон - не годится, в Аполлоне КМ играл роль временной миниатюрной ЛОС.
Только не говорите, что на это способен Союз, у него несопоставимо меньший ресурс, риск полета на Луну на Союзе "на порядок" выше, чем в экспедициях Аполлонов.
В истории, подобной А-13 Союз "не сыграл" бы.
Это первое.

Второе, только ЛОС превращает "лунный туризм" Аполлонов превратить в солидную исследовательско-освоительскую программу.

Цитировать
ЦитироватьВ ЛОСе самый естественный путь вывода к Луне нагрузок, превышающих массу лунного корабля - это стыковка двух ПН от 40-тонника.
Поскольку 40-тонник так или иначе предполагается "серийным" и просто нет смысла "размениваться".

Проблема в том, что сделать 40-тонник для грузов заметно проще (читай, дешевле), чем 40-тонник для людей. Поэтому есть соблазн людей на орбиту запускать существующим средством - Союз-ФГ+КК Союз.
Это именно соблазн.
Не от Бога, то есть, а от Дьявола.

Полет на Луну с промежуточной стыковкой ТАКОГО типа, т.е. когда всю дорогу - в позе эмбриона, это полюбому экстремальный туризм, а не освоение космоса.

В чем вообще "гитик" повторения Аполлонов на Союзах, притом, что "икспидиций" со многовтыком можно будет максимум две-три организовать, а потом нервы у руководства все равно не выдержат, даже если на такое вообще изначально будет дано высочайшее позволение?

Цитировать
ЦитироватьПримерно так.

Конечно, если совсем нет денег, то можно рассмотреть и многопуск на Союзах - Протонах.

На всём "сегодняшнем" не получится - нет минимум ЛК. То есть, ЛК необходим совершенно - если, конечно, не ограничиваться окололунной орбитой. Дальше, после ЛК, идут водородные РБ - на ДМ-ах, на существующих РН, слишком дорого, проще водородники развить. Следующим шагом идёт 40-тонник - и только где-то там потом 40-тонник для пилотируемых КК, потому что выведение пилотируемых КК на такой ракете нужно практически только для одной задачи.
Но именно эта задача - главная.

ЦитироватьПоэтому 40-тонник - нужен существенно, а пилотируемый 40-тонник - гораздо меньше.
Не понимаю, как вы приходите к такому умозаключению.
40-тонника, например, мало для порядочного ЛК.
Что с ЛОСом-то не так существенно, а без вообще никак.

Цитировать
ЦитироватьНо "это" никаким исследованием/освоением Луны никоим образом являться не может.
Поэтому "смысловая стоимость" таких программ в сравнении с ЛОСом околонулевая.

Опять же, всё зависит от денег. Луну можно и без ЛОС исследовать - или по крайней мере начать исследовать. Да, долго исследовать без кучи вещей сложно - нужны и более надёжные ЛК, и ЛОС, и база, и КК Союз не очень подходит... Но можно и без всего этого.
Без всего этого можно только рекорд поставить.

ЦитироватьНа мой взгляд, минимально необходимый по стоимости набор такой. ЛК, водородный РБ со стартовой массой порядка 25 тонн, и РН с ПН порядка 25 тонн (Ангара-5?..). В 4 запуска (один из них - Союз-ФГ) можно слетать.

Можно и на ДМ-ах, но, думаю, не оправдано - количество запусков и модулей растёт, и экономии особой вряд ли получится.
По-моему, такого набора хватает только "теоретически", но никак не на самом деле.
Как водород, так и "человеческий фактор" - вещи скоропортящиеся, а если ЛК должен иметь еще и возможность длительного ожидания на ЛО, то он с одной стороны уже мало отличается от ЛОС, с другой, в его состав должны как минимум входить еще и солнечные батареи, а он итак по массе "на пределе".

Это как полет на Луну на Джеминае примерно выходит.
По уровню риска во всяком случае мировой рекорд точно обеспечен.

ЦитироватьИ только если есть деньги на что-то кроме ЛК, водородных РБ и "утяжелённого Протона", тогда можно думать о ЛОС, базе, и т.п.
Если есть 40-тонник под пилотируемый корабль, то все остальное можно превратить в "лишь вопрос времени", сосредотачивая скудный финансовый ручеек на задачах создания элементов лунной программы последовательно одного за другим, переходя от этапа к этапу.
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьПроблема в том, что сделать 40-тонник для грузов заметно проще (читай, дешевле), чем 40-тонник для людей. Поэтому есть соблазн людей на орбиту запускать существующим средством - Союз-ФГ+КК Союз.
Конкретно, это проблема двигателей "семейства РД-170"?
Да, наверное.

Но надо различать тогда по результату.
Без ТАКОГО сорокатонника это действительно чистый спорт и вполне будет подходить под все определения противников ПК вкупе.
Не копать!

Tiger

ЦитироватьАполлон - не годится, в Аполлоне КМ играл роль временной миниатюрной ЛОС.
Только не говорите, что на это способен Союз, у него несопоставимо меньший ресурс, риск полета на Луну на Союзе "на порядок" выше, чем в экспедициях Аполлонов.

Вот да-да, поэтому и вопрос, заданный выше. Какой ресурс автономности у "Союза", и насколько он несопоставим?
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192