Дешевый многоразовый носитель

Автор Shestoper, 27.06.2008 17:44:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shestoper

Честно говоря на этом в 5% верится с трудом.
Вот если в придачу с выдвижному насадку и алюминий-литиевым  сплавам ещё и двигатель с переменным соотношением компонент и изменяющейся площадью критического сечения (чтобы при дросселировании УИ возрастал) - тогда пожалуй да.

Впрочем для данной темы это не так важно.
Моя цель - создание многоразовика, который для межполетного обслуживания в течении по крайней мере 10 полетов не надо разбирать, а диагностика может ограничиться дистанционной, от встроенной электроники.

ЦитироватьЧестно говоря на этом в 5% верится с трудом.
Вот если в придачу с выдвижному насадку и алюминий-литиевым  сплавам ещё и двигатель с переменным соотношением компонент и изменяющейся площадью критического сечения (чтобы при дросселировании УИ возрастал) - тогда пожалуй да.

Впрочем для данной темы это не так важно.
Моя цель - создание многоразовика, который для межполетного обслуживания в течении по крайней мере 10 полетов не надо разбирать, а диагностика может ограничиться дистанционной, от встроенной электроники.

Весь парадокс вашей схемы в том,что при дешевизне используемых в ней элементов можно их слегка еще удешевить, или увеличить характеристики за счет снижения ресурса, и получится великолепная одноразовая машина. Ее изготовление будет дешевле межполетного обслуживания, а выводить она будет раза в полтора больше. Т.е. схема хорошая, только вот многоразовость пожалуйста уберите и заверните мне десять штук.  :D
КАКТОТАК
----------------------------
Моделью ракеты можно достичь модели Марса

Shestoper

ЦитироватьВесь парадокс вашей схемы в том,что при дешевизне используемых в ней элементов можно их слегка еще удешевить, или увеличить характеристики за счет снижения ресурса, и получится великолепная одноразовая машина. Ее изготовление будет дешевле межполетного обслуживания, а выводить она будет раза в полтора больше. Т.е. схема хорошая, только вот многоразовость пожалуйста уберите и заверните мне десять штук.  :D

Это не парадокс. Изначально похожий носитель я проектировал именно как одноразовый, максимально дешевый в массовом производстве, с мю ПН 3-3,2%.
Но потом понял, что при некотором удорожании производства и утяжелении у таких  ненапряженных двигателей можно получить огромный ресурс, что резко снижает стоимость межполетного обслуживания многразовой системы. Естественно у многоразовой системы мю ПН будет в 1,5-2 раза меньше.

Оценить с точностью до процента, что будет дешевле при массовых пусках - многоразовая система с повышенным ресурсом, или одноразовая с минимальной стоимостью производства - мне возможностей не хватает.

mihalchuk

ЦитироватьКак показывают расчетно-теоретические, экспериментальные и проектные исследования, ресурс работы турбомашин в определяющей степени зависит от уровня их энергонапряженности. Поэтому высокая энергонапряженность агрегатов, в первую очередь ТНА современных наиболее энергетически эффективных ЖРД РД-170, РД-180, РД-191, ставит под сомнение возможность достижения высокой кратности (до 25-30) использования подобных двигателей и низкой стоимости (менее 1...2 % стоимости изготовления) межполетного обслуживания двигателя. Об этом свидетельствует опыт эксплуатации пока единственного в мире многоразового ЖРД SSME . Важнейшую роль в ограничении кратности использования ЖРД имеет циклическая усталость материала. Известно, что при многоцикловом нагружении предельное количество циклов (соответственно и время работы) элемента конструкции зависит, в частности, от уровня динамических напряжений в степенной зависимости (уравнения Веллера). Поэтому снижение энергонапряженности в 2 раза позволяет в принципе увеличить продолжительность работы ЖРД более чем на порядок (рис. 4).

В табл. 2 показано, что с переходом к открытой схеме ЖРД с уровнем давления в камере сгорания 140...150 кгс/см2 возникает возможность в 2...2,5 раза снизить давление за насосами и потребную мощность турбины по сравнению с параметрами двигателя РД-191 из семейства РД-170. т.е. создать ЖРД с очень высоким ресурсом работы и кратностью использования до 30...40. В сочетании с использованием криогенных компонентов топлива (жидкий кислород и жидкий метан), создающих условия для минимального межполетного обслуживания ЖРД, появляется возможность снижения затрат (по линии ДУ) на один полет в 20...30 раз (см. рис. 3).

ИМХО, предлагаемая схема (моноблок) проигрывает пакету с одноразовым ЦБ. Для пакета не требуется высокая многоразовость ЖРД, если использовать одинаковые двигатели на ЦБ и ускорителях. Тогда на один ЖРД ЦБ будет приходиться 4-6 двигателей ускорителей. Двигатели с этих ускорителей можно снимать после 4-6 полётов и переставлять на ЦБ. Тогда потребуется общий ресурс ЖРД где-то 6-9 полётов, и высоконапряжённые ЖРД становятся оправданны.

октоген

ПМСМ многоразовостью пахнет только в движках наподобие рд-146
безгазогенераторной схемы... Но по такой схеме мне кажется сомнительным создание двигателя с единичной тягой более 200 т и приемлимыми характеристиками.

Еще касательно многоразовых систем: если уж спасать то только наиболее дорогостоящие и компактные элементы-движки и электронику. Корпуса баков или сомнутся или меры по обеспечению посадки без повреждений(как-то крылья, парашюты+рдтт,вертолетные роторы, посадочные двигатели или запас топлива к основным) съедят  ПН.

Дмитрий В.

ЦитироватьЧестно говоря на этом в 5% верится с трудом.
Между тем, это именно так :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Shestoper

ЦитироватьПМСМ многоразовостью пахнет только в движках наподобие рд-146
безгазогенераторной схемы... Но по такой схеме мне кажется сомнительным создание двигателя с единичной тягой более 200 т и приемлимыми характеристиками.

Я согласен с тем, что многоразовость намного проще обеспечить на ненапряженномдвигателе с низкой температурой рабочего газа в ТНА. Но в чём тут сакральный смысл именно безгенераторности? С ГГ конструкция понятно чуть посложнее, но почему наличие ГГ должно резко снижать ресурс двигателя?

Вот на первой ступени у меня двигатели не только без ГГ, но и без ТНА, с ВСП. И в КС у них давление только 20 атм, так что тепловые потоки умеренные. У такого двигателя ресурс вообще огромным должен быть.



ЦитироватьЕще касательно многоразовых систем: если уж спасать то только наиболее дорогостоящие и компактные элементы-движки и электронику. Корпуса баков или сомнутся или меры по обеспечению посадки без повреждений(как-то крылья, парашюты+рдтт,вертолетные роторы, посадочные двигатели или запас топлива к основным) съедят  ПН.

Да, ступень целиком спасти сложнее. Но зато, если все её элементы имеют большой ресурс, её сразу после приземления можно использовать без переборки. А если спасаются только двигатели - значит межполетное обслуживание должно включать их установку на следующий носитель.
К тому же баки, хотя они относительно дешевые по сравнению с двигателями и трудноспасаемые, могут летать десятки полетов, у них ресурс конструкции высокий.

Shestoper

ЦитироватьИМХО, предлагаемая схема (моноблок) проигрывает пакету с одноразовым ЦБ. Для пакета не требуется высокая многоразовость ЖРД, если использовать одинаковые двигатели на ЦБ и ускорителях. Тогда на один ЖРД ЦБ будет приходиться 4-6 двигателей ускорителей. Двигатели с этих ускорителей можно снимать после 4-6 полётов и переставлять на ЦБ. Тогда потребуется общий ресурс ЖРД где-то 6-9 полётов, и высоконапряжённые ЖРД становятся оправданны.

На полиблоке для каждой боковушки нужна отдельная система спасения.

mihalchuk

Боковушек может быть от одной до шести, но если их 2, то они должны иметь 2-3 двигателя, если 1, то 4-6.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьА для начала по этой схеме можно сделать многоразовый 25-тонник и 50 тонник. Первый - для пилотируемых полетов, запуска спутников на околоземку и легких на ГСО. Второй - для пуска АМС, тяжелых спутников на ГСО, в будущем модулей ОС.
На ЛЕО и ГСО ожидается большой грузопоток?
Вы не поверите,но многие тысячи людей готовы отдать большие деньги за турне в космосе.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьНе все грузы можно доставлять "небольшими квантами"  :lol:

Самый тяжелый носитель этого семейства - стартовой массой 12000 тонн, выводит ПН 200 тонн.
Нормальный квант?  :D
Многоразовый носитель такой грузоподъемности может понадобится например для снабжения постоянной марсианской базы.
500 тонн за раз он конечно не вытянет, зато стартует с регулярностью поезда - расчитан на грузопоток до 10000 тонн в год на низкую орбиту.
Хорошая многоразовость обеспечивается только водородными двигателями,а не метаном.

avmich

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНе все грузы можно доставлять "небольшими квантами"  :lol:

Самый тяжелый носитель этого семейства - стартовой массой 12000 тонн, выводит ПН 200 тонн.
Нормальный квант?  :D
Многоразовый носитель такой грузоподъемности может понадобится например для снабжения постоянной марсианской базы.
500 тонн за раз он конечно не вытянет, зато стартует с регулярностью поезда - расчитан на грузопоток до 10000 тонн в год на низкую орбиту.
Хорошая многоразовость обеспечивается только водородными двигателями,а не метаном.

Да ладно вам :) . Можно и на метане. Можно и на керосине. Можно на спирте.

Наперстянка

Многоразовость,это,прежде всего,хорошее охлаждение.

Salo

А охлаждение жидким метаном не устроит отца русской демократии? :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

avmich

ЦитироватьМногоразовость,это,прежде всего,хорошее охлаждение.

Многоразовость - это хорошая философия разработки, хорошие идеи, хорошо бы несколько поколений отработки, и эволюционирование в процессе - постройки прототипов, тесты, уточнения, тесты...

Охлаждение - вещь хорошая, для двигателей, но одна из многих.

Наперстянка

ЦитироватьА охлаждение жидким метаном не устроит отца русской демократии? :roll:
У жидкого водорода текучесть лучше,да и в комплексе водород лучше,если он поступает в газогенератор.Другое дело кислород для охлаждения ТНА применить,но кислород не метан,а ТНА не основная камера.

Наперстянка

Цитировать
ЦитироватьМногоразовость,это,прежде всего,хорошее охлаждение.

Многоразовость - это хорошая философия разработки, хорошие идеи, хорошо бы несколько поколений отработки, и эволюционирование в процессе - постройки прототипов, тесты, уточнения, тесты...

Охлаждение - вещь хорошая, для двигателей, но одна из многих.
А время на расчеты теряется из-за применения "сопливых" материалов.