Космические программы объединённой Европы

Автор zandr, 13.01.2021 21:36:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Arzach

Цитата: Veganin от 23.04.2025 12:53:19На первом этапе планируется задействовать ракету-носитель Falcon 9 компании SpaceX для выведения на орбиту спутника с биореактором, в который поместят генетически модифицированные клетки дрожжей. После возвращения космического аппарата на Землю учёные изучат состояние дрожжей.
Непонятно, зачем такие сложности, особенно с возвращением. Достаточно отправить банку с дрожжами на МКС попутным кораблём, а потом так же и вернуть. Вряд ли это будет дороже отдельной миссии. Или британские учёные опасаются, что их дрожжи захватят МКС?  :)

Бертикъ

Цитата: Arzach от 23.04.2025 13:07:44Или британские учёные опасаются, что их дрожжи захватят МКС? 
Они опасаются, что их дрожжи захватят русские)
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Arzach

#142
Цитата: Arzach от 25.04.2025 23:40:10
Цитата: https://www.esa.int/Newsroom/Press_Releases/P160C_fires_up_successfully_a_new_chapter_for_Ariane_6_and_Vega_launchersУспешный прожиг P160C - новая глава для ракет-носителей Ariane 6 и Vega
24 апреля 2025

24 апреля на Европейском космодроме во Французской Гвиане, на испытательном стенде твердотопливных ракет-носителей (BEAP), находящемся в ведении Французского космического агентства (CNES), был успешно испытан квалификационный экземпляр твердотопливного двигателя P160C. Успешный испытательный пуск первого двигателя P160C является важной вехой в разработке будущих модернизаций европейских ракет-носителей Ariane 6 и Vega.

P160C - это модернизация двигателя P120C, разработанного совместно компаниями ArianeGroup и Avio в их совместном предприятии Europropulsion (50/50). Это один из крупнейших в мире цельных твердотопливных ракетных двигателей с корпусом из углеродного волокна. Программа развития управляется и финансируется Европейским космическим агентством.

Новый двигатель на метр длиннее P120C и содержит более 14 тонн твердого топлива, что значительно повышает грузоподъемность и конкурентоспособность РН Ariane 6 и Vega.

Конструкция P160C предусматривает увеличение длины двигателя на один метр без ущерба для интерфейсов подключения к центральной ступени ракеты-носителя Ariane 6. Эти разработки идут параллельно с модернизацией промышленного производства в компаниях ArianeGroup, Avio и у их партнеров, наряду с продолжением и наращиванием производства двигателя P120C для предстоящих пусков Ariane 6 и Vega-C.

P160C состоит из трех основных компонентов. Первый - композитный корпус, изготовленный компанией Avio в Коллеферро, недалеко от Рима в Италии, полученная путем намотки нитей и автоматической укладки углеродных/эпоксидных волокон препрегов. Второй - сопло, изготовленное компанией ArianeGroup на площадке в Ле-Хайане, недалеко от Бордо, Франция, из композитных материалов, позволяющее выбрасывать чрезвычайно горячие газы (3000°C), генерируемые двигателем, с очень высокой скоростью, обеспечивая тем самым необходимую тягу. Для управления полетом ракеты-носителя сопло управляется карданом. Загрузка ракетного топлива и окончательная сборка двигателя осуществляются совместными дочерними предприятиями Avio и ArianeGroup во Французской Гвиане (Regulus и Europropulsion, соответственно).

Третий компонент P160C - алюминиевый запальник из композитного углеродного волокна, который обеспечивает правильное зажигание двигателя. Они производятся компанией Nammo в Рауфоссе, Норвегия, под ответственностью Avio.

Квалификационные испытания двигателя P160C проводятся спустя всего 4 года после квалификации двигателя P120C, которым оснащаются ракеты-носители Ariane 6 и Vega-C, и после их первых коммерческих полетов.

Картинки




[свернуть]


Трилобит

The Exploration Company Ships Completed Mission Possible Capsule
By Andrew Parsonson
https://europeanspaceflight.com/the-exploration-company-ships-completed-mission-possible-capsule/
Спойлер
ЦитироватьGerman space logistics startup The Exploration Company has shipped its Mission Possible capsule to the launch site in California, ahead of a planned June liftoff.
The Exploration Company is developing a modular spacecraft called Nyx, which will initially transport cargo to and from the International Space Station. Future iterations are planned to support human spaceflight. In preparation for the inaugural flight of Nyx, the company has developed progressively larger demonstration capsules, with the first, Mission Bikini, having launched aboard the inaugural Ariane 6 flight in June 2024.
Mission Possible is the second of the company's subscale demonstrators, measuring 2.5 metres in diameter. A full-scale Nyx spacecraft will have a diameter of approximately four metres. Mission Possible will also mark the company's first commercial mission, with the capsule carrying a number of small customer payloads.
In a 6 May update, The Exploration Company announced that it had completed Mission Possible's pre-shipment review on 2 May and subsequently shipped the capsule to its launch site in the United States. The spacecraft will launch aboard a SpaceX Falcon 9 as part of the Transporter-14 rideshare mission, which is expected to lift off no earlier than June 2025.
Once launched, the Mission Possible capsule will remain attached to the Falcon 9 upper stage until after the stage completes its deorbit burn. This approach is necessary because the capsule lacks sufficient propulsion to independently deorbit itself. After separation, it will carry out a series of reorientation manoeuvres as it begins atmospheric reentry.
In its 6 May update, The Exploration Company tempered expectations, acknowledging that "we know that Mission Possible may fail." The company did, however, add that it was doing everything possible to maximise its chances of success.
[свернуть]
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

Arzach

Цитата: Трилобит от 08.05.2025 09:20:06Mission Possible - это второй из масштабных демонстраторов компании, его диаметр составляет 2,5 метра. Диаметр полноразмерного космического аппарата Nyx составит около четырех метров.
Интересно. Думал, продолжение у них всё ещё на бумажном этапе.

Veganin

https://www.spacedaily.com/reports/Czech_Republic_eyes_astronaut_mission_through_Axiom_Space_collaboration_999.html
ЦитироватьCzech Republic eyes astronaut mission through Axiom Space collaboration
by Clarence Oxford

Los Angeles CA (SPX) May 28, 2025

Машперевод
Чешская Республика сделала значительный шаг к запуску национального астронавта в космос, представив Axiom Space Письмо о намерениях (LOI). Подписанное министром транспорта Мартином Купкой, LOI сигнализирует о приверженности страны участию в будущей миссии пилотируемого космического полета с коммерческой космической компанией.
Этот шаг основывается на более раннем Меморандуме о взаимопонимании (МОВ) между двумя сторонами и демонстрирует растущую уверенность в возможностях Axiom. Он знаменует собой стратегический сдвиг в подходе Чешской Республики к исследованию космоса, охватывая коммерческое партнерство для продвижения своих национальных интересов.

«Мы гордимся дальновидным руководством министра Купки и его уверенностью в том, что Axiom Space сможет осуществить такую ��историческую миссию для своего народа», — сказал Тейпаул Бхатия, генеральный директор Axiom Space. «Его дальновидность ставит Чешскую Республику на передовые позиции в области космических инноваций в Европе и свидетельствует о мощной приверженности национальному прогрессу и международному сотрудничеству».

Бхатия добавил, что соглашение подчеркивает роль Axiom в развитии мировой космонавтики, заявив, что цель компании — расширить доступ к орбите и помочь странам улучшить свои космические программы и амбиции.

Если миссия будет реализована, она послужит катализатором технологического роста в чешской аэрокосмической и технологической промышленности. Ожидается, что она будет способствовать научным исследованиям, способствовать передаче технологий, укрепить местные цепочки поставок и открыть новые коммерческие возможности для чешских предприятий в развивающейся космической экономике.

Одним из ярких примеров является чешская компания 5M, специализирующаяся на передовых материалах. Недавно она заключила меморандум о взаимопонимании с Axiom по интеграции своих композитных материалов в космические приложения.

«Наше соглашение с Axiom Space представляет невероятную возможность для 5M занять лидирующие позиции в космической отрасли. Сотрудничая с мировым лидером в области коммерческой космической инфраструктуры, мы можем интегрировать наши передовые композитные материалы в инновационные космические приложения и расширить наши возможности в области НОО», — сказал Ричард Павлица, генеральный директор космического подразделения 5M. «Это сотрудничество не только соответствует нашим стратегическим целям, но и способствует экономическому росту и технологическому прогрессу в Чешской Республике».

Целью партнерства является включение чешской академии, учреждений и промышленности в коммерческий космический фреймворк Axiom. Оно также соответствует видению Axiom по вдохновению будущих лидеров STEM и расширению экономического доступа к низкой околоземной орбите.

Окончательное одобрение чешского пилотируемого космического полета потребует координации с Европейским космическим агентством и зависит от того, получит ли Axiom место в будущей частной миссии астронавтов NASA, которая запланирована не ранее 2027 года.
[свернуть]

The Czech Republic has taken a significant step toward launching a national astronaut into space by submitting a Letter of Intent (LOI) to Axiom Space. Signed by Minister of Transport Martin Kupka, the LOI signals the country's commitment to participating in a future human spaceflight mission with the commercial spaceflight company.
The move builds upon an earlier Memorandum of Understanding (MOU) between the two parties and demonstrates growing confidence in Axiom's capabilities. It marks a strategic shift in the Czech Republic's approach to space exploration, embracing commercial partnerships to advance its national interests.

"We are honored by Minister Kupka's visionary leadership and his confidence in Axiom Space to enable such a historic mission for his people," said Tejpaul Bhatia, CEO of Axiom Space. "His forward-thinking places the Czech Republic at the forefront of space innovation in Europe and signals a powerful commitment to national progress and international collaboration."

Bhatia added that the agreement highlights Axiom's role in global space development, stating the company's goal is to expand access to orbit and help nations enhance their space programs and ambitions.

If realized, the mission would serve as a catalyst for technological growth in the Czech aerospace and tech industries. It is expected to boost scientific research, facilitate technology transfers, strengthen local supply chains, and open new commercial opportunities for Czech enterprises in the evolving space economy.

One notable example is 5M, a Czech company specializing in advanced materials. It recently entered into an MOU with Axiom to integrate its composite materials into space applications.

"Our agreement with Axiom Space presents an incredible opportunity for 5M to lead in the space industry. By collaborating with a global leader in commercial space infrastructure, we can integrate our advanced composite materials into innovative space applications and enhance our capabilities in LEO," said Richard Pavlica, Space Division CEO of 5M. "This collaboration not only aligns with our strategic goals but also fosters economic growth and technological advancement in the Czech Republic."

The partnership aims to weave Czech academia, institutions, and industry into Axiom's commercial spaceflight framework. It also aligns with Axiom's vision to inspire future STEM leaders and expand economic access to low-Earth orbit.

Final approval of a Czech human spaceflight will require coordination with the European Space Agency and is contingent upon Axiom securing a future NASA private astronaut mission slot, projected for no earlier than 2027.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

ОАЯ

Космическое агентство ЕКА впервые заключило контракт с Isar Aerospace ( Производитель из Оттобрунна ) на запуск ракет.
Isar Aerospace, в отличие от Ariane Group, финансируется исключительно из частных источников
(Volkswagen Porsche). тут

zandr

https://www.youtube.com/watch?v=_AUpILBE7VA
Цитировать 3:02
Будущая космическая транспортная экосистема Европы
  European Space Agency, ESA
Программа подготовки будущих пусковых установок ЕКА направлена на создание экосистемы космических перевозок, помогая компаниям и инженерам разрабатывать и тестировать технологии, необходимые для удовлетворения будущих потребностей.

Космические перевозки будут развиваться в направлении частого использования многоразовых пусковых установок, поддерживающих целостную индустриальную экосистему вокруг Земли. Европейское космическое агентство (ЕКА) прогнозирует, что в ближайшие десятилетия на орбите нашей планеты появятся транспортные узлы, предоставляющие логистические услуги, во многом схожие с аэропортами или железнодорожными станциями на Земле. Эти узлы будут предлагать услуги по заправке и обслуживанию космических аппаратов, а также предоставлять платформы для производства и сборки, а также для космической транспортировки в другие пункты назначения.

Для создания этой новой транспортной экосистемы необходимы новые технологические разработки, такие как автоматическая сближение и захват космических аппаратов, перекачка топлива и полезной нагрузки между космическими аппаратами, буксировка космических аппаратов на другие орбиты вокруг Земли или в другие пункты назначения в космосе.

Конечная цель компаний, работающих над проверкой концепции, — проведение демонстрационной миссии в космосе. Совместно с ЕКА отрасль достигнет этого этапа в процессе, который начинается с обсуждения потребностей и предложения решений, а затем завершается обоснованием их применения и совместной разработкой стандартов и правил. Ожидается, что разработка и демонстрация этих новых технологий также откроет коммерческие возможности для европейских компаний, занимающихся космическим транспортом.

Наконец, проект «Одиссея» предлагает объединить все эти ключевые технологии в единый пакет, предоставляя специализированную услугу для транспортных средств и космических аппаратов на орбите: беспилотное хранилище топлива с услугами по заправке. Это хранилище, получившее название «Одиссея» (вольное сокращение от «Орбитальное хранилище для вашего устойчивого освоения космоса и не только»), будет хранить топливо, доставленное с прибывающих ракет-носителей, и по мере необходимости распределять его между космическими аппаратами, находящимися на промежуточном этапе в более отдаленных пунктах назначения, таких как Луна или Марс, или между навигационными спутниками на околоземной орбите, которые израсходовали все свое топливо и нуждаются в заправке для продления срока службы.

Концепция «Одиссеи», если удастся доказать её жизнеспособность, также внесет вклад в более устойчивое использование космоса, предоставив важные элементы будущей циклической космической экономики.

Источник: Европейское космическое агентство (ЕКА)

zandr

https://tass.ru/kosmos/25309221
ЦитироватьГлава ЕКА: Европе срочно нужна своя многоразовая ракета-носитель

ПАРИЖ, 10 октября. /ТАСС/. Европа должна как можно быстрее разработать собственную многоразовую ракету-носитель, чтобы не отставать от американской компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Об этом в интервью Agence France-Presse заявил глава Европейского космического агентства (ЕКА) Йозеф Ашбахер.

"Нам срочно нужно догнать [SpaceX] и удостовериться, что мы представим многоразовую ракету-носитель на рынке относительно быстро. <...> Мы на верном пути", - сказал он.

Ашбахер добавил, что Евросоюз планирует к 2030 году запустить собственную сеть спутников для обеспечения доступа в интернет по аналогии с проектом Starlink от SpaceX, и для этого Европе необходимы собственные ракеты. По словам Ашбахера, в ноябре ЕКА выберет одного или двух подрядчиков, которые будут заниматься созданием европейской многоразовой ракеты-носителя.

По оценкам агентства, Европа лишилась возможности самостоятельно запускать аппараты в космос в том числе из-за потери доступа к российским ракетам. В минувшем году европейцы произвели первый тестовый запуск ракеты Ariane 6, которая подверглась критике за отсутствие возможности многоразового использования.

Ранее управляющий партнер одного из ведущих технологических венчурных фондов Европы Balderton Capital Бернар Лиото заявил газете Financial Times, что Евросоюз достиг критического уровня зависимости от США в части спутниковых и космических технологий. По его мнению, компания SpaceX заняла доминирующее положение как на рынке космических пусков, так и на рынке спутниковой связи, поэтому Евросоюзу, если он хочет стать более самостоятельной и конкурентоспособной геополитической силой, необходимо значительно ускорить развитие собственных космических проектов.

triage

#149
Цитата: zandr от 10.10.2025 20:42:09https://tass.ru/kosmos/25309221
По оценкам агентства, Европа лишилась возможности самостоятельно запускать аппараты в космос в том числе из-за потери доступа к российским ракетам. В минувшем году европейцы произвели первый тестовый запуск ракеты Ariane 6, которая подверглась критике за отсутствие возможности многоразового использования.
в наличии две ракеты производимые на территории ЕС, но "лишилась возможности самостоятельно запускать аппараты в космос" чего-то тут не хватает типа временных рамок когда это было, ну и без Арианы и имея только Вегу как то тоже не тянет без уточнений что именно и куда запускать.

Цитироватьлишилась возможности самостоятельно запускать аппараты в космос в том числе из-за потери доступа к российским ракетам
как можно лишиться самостоятельно запускать лишившись доступа к Союзу который по умолчанию не дает самостоятельности???

гугл перевод
Цитироватьhttps://www.france24.com/fr/info-en-continu/20251010-espace-l-europe-doit-rattraper-son-retard-pour-rester-ind%C3%A9pendante-plaide-le-patron-de-l-esa

Опубликовано:10/10/2025 - 08:01 Изменено:10/10/2025 - 13:56

... заявил Йозеф Ашбахер, генеральный директор Европейского космического агентства, в интервью агентству АФП.

В — Чего вы ожидаете от Совета министров ЕКА?

О: Прежде всего, нам нужна очень серьёзная финансовая поддержка ...  На долю Европы в общей сложности приходится лишь около 10% мирового космического сектора с точки зрения государственного финансирования. На США приходится 60%, на Китай — 15%, а доля Европы в 10% продолжает сокращаться.
....

В — Как Европа сможет сохранить конкурентоспособность по сравнению с многоразовыми ракетами Илона Маска после запуска Ariane 6?

A - Одновременно с запуском Ariane 6 (...) мы также приняли решение об изменении парадигмы.
В настоящее время пять компаний по всей Европе конкурируют за право создания новой пусковой установки (...). Чтобы быть конкурентоспособными, эти пусковые установки должны быть многоразовыми.
Нам нужно догнать доминирующего игрока, SpaceX, и относительно быстро выйти на рынок с многоразовым пусковым устройством. Мы на правильном пути.


В — Будет ли Iris2 отличаться от Starlink?

О - У нас нет другого выбора, кроме как стать более независимыми.
Iris2 сильно отличается от Starlink, у которого сегодня на орбите около 8000 спутников. У Iris2 их будет гораздо меньше, но нам и не нужно столько. Нам нужна безопасная связь. .....

В — Стоит ли Европе развивать пилотируемые полеты?

О: Мы ещё не приняли решение, но у нас есть элементы в стадии подготовки. Один из них касается низкоорбитального грузового корабля, который сможет доставлять грузы на космическую станцию и возвращать их обратно на Землю. Европе нужно гораздо шире взглянуть на свою космическую автономию. Пилотируемые полёты станут одним из элементов. Это политическое решение.
....

источник слов для ТАСС
Цитироватьhttps://www.france24.com/en/live-news/20251010-europe-needs-reusable-rockets-to-catch-musk-s-spacex-esa-chief
Выпущено:10/10/2025 - 05:13 Изменено:10/10/2025 - 05:11

... заявил в интервью AFP директор Европейского космического агентства Йозеф Ашбахер.

Хотя американская компания и занимает подавляющее лидерство в бурно развивающейся отрасли космических запусков, ряд неудач, включая отзыв Россией своих ракет, оставил Европу без независимого способа запускать свои миссии в космос.

Этот годичный перерыв закончился первым запуском европейской ракеты Ariane 6, который долго откладывался, в июле 2024 года. Однако эта система не подлежит повторному использованию, в отличие от «рабочей лошадки» SpaceX Falcon 9.
...

Цитироватьhttps://www.bfmtv.com/economie/entreprises/aeronautique/face-a-la-puissance-de-space-x-l-agence-spatiale-europeenne-veut-miser-sur-les-lanceurs-reutilisables_AD-202510100178.html
...
Этим летом ЕКА предварительно отобрало для своего проекта European Launcher Challenge пять компаний: немецкую Isar Aerospace и Rocket Factory Augsburg, французскую Maiaspace, британскую Orbital Express Launch и испанскую PLD Space. Йозеф Ашбахер подчеркнул, что в конечном итоге число компаний сократится до двух, а то и до одной.

«Ariane 6 — превосходная ракета. Она очень точная. Мы провели три запуска, и ещё два запланированы до конца этого года», — напомнил директор ЕКА.
...
Учитывая количество запланированных запусков Ariane 6, повторное использование в краткосрочной перспективе было признано нерентабельным. Добавление возможности повторного использования ещё больше задержало бы ввод в эксплуатацию этой тяжёлой ракеты, являющейся ключевым элементом суверенного доступа Европы к космосу, которого она была лишена целый год.
...

Цитироватьhttps://www.esa.int/Newsroom/Press_Releases/Invitation_aux_medias_accreditation_anticipee_pour_la_reunion_du_Conseil_de_l_ESA_au_niveau_ministeriel

Заседание Совета Европейского космического агентства (ЕКА) на уровне министров (CM25) пройдет в Бремене (Германия) 26 и 27 ноября 2025 года для определения приоритетов финансирования Европы на ближайшие годы.

В этом году ЕКА отметило своё 50-летие. Заглядывая в будущее, ЕКА опубликовало свою Стратегию 2040, призванную обеспечить сохранение лидирующей позиции Европы в космической сфере, способной удовлетворять важнейшие общественные потребности в быстро развивающейся области. На конференции CM25 будет определен порядок реализации этой стратегии.

Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер заявил: «MC25 станет моментом для принятия радикальных решений. Он ознаменует начало длинной череды важных бюджетных и политических событий, включая Конференцию министров ЕКА в 2028 году и принятие Европейской комиссией Многолетней финансовой программы (MFF) на 2028–2034 годы, которая определит долгосрочные амбиции Европы в космосе.....

ОАЯ

Распределение долей предусматривает 35% для Airbus, 32,5% для Leonardo и Thales.
здесь

Veganin

https://europeanspaceflight.com/european-spacesuit-to-be-tested-aboard-iss-in-2026/
ЦитироватьEuropean Spacesuit to be Tested Aboard ISS in 2026
By Andrew Parsonson - November 15, 2025

Европейский скафандр будет испытан на борту МКС в 2026 году


Машперевод
Астронавт Европейского космического агентства Софи Аденот испытает новый скафандр европейского производства во время своей миссии на Международную космическую станцию в 2026 году.
Во время миссии на Международную космическую станцию (МКС) в 2026 году французскому астронавту Софи Адено будет поручено испытать европейский скафандр для внутрикорабельной активности (IVA).

В конце 2023 года французское космическое агентство CNES заключило контракт со Spartan Space, Институтом космической медицины и физиологии (MEDES) и продавцом спортивных товаров Decathlon на проведение предварительного исследования европейского скафандра для внутрикорабельной активности (IVA) . После успешного завершения этого этапа проекта в конце 2024 года CNES заключило с тремя организациями второй контракт на разработку прототипа, который можно было бы испытать на борту МКС.

В мае 2024 года ЕКА объявило, что Софи Адено и Рафаэль Льежуа стали первыми членами нового набора астронавтов, назначенными на длительные миссии на МКС. В июле 2025 года CNES объявил о научных и технологических экспериментах, которые будут сопровождать Адено во время её длительной миссии, включая EuroSuit — прототип скафандра IVA, разработанный в рамках проекта под руководством CNES.

14 ноября генеральный директор Decathlon Хавьер Лопес Сеговия опубликовал первые изображения костюма, проект которого он охарактеризовал как «объединяющий мир освоения космоса, науки, медицины и спорта».

В ходе испытаний на борту орбитальной лаборатории будет оценена эргономика костюма, особое внимание будет уделено удобству его надевания и снятия. По словам генерального директора Decathlon, костюм можно надеть или снять менее чем за две минуты.

Хотя краткосрочная цель проекта сосредоточена на эргономике скафандра, CNES связал проект с более широкой целью — подготовить Европу к «суверенитету в пилотируемом исследовании космоса». В настоящее время Европа не занимается разработкой собственных возможностей для перевозки экипажей. Однако в рамках своей инициативы «Услуги по возврату грузов с низкой околоземной орбиты» Европейское космическое агентство поручило участникам разработать грузовые капсулы, «совместимые с эволюцией в сторону перевозки экипажей». Этот элемент инициативы, вероятно, станет темой обсуждения на заседании Совета министров ЕКА в конце этого месяца, где государствам-членам будет предложено одобрить финансирование мероприятий второго этапа.
[свернуть]

European Space Agency astronaut Sophie Adenot will test a new European-made spacesuit during her mission to the International Space Station in 2026.
During her mission to the International Space Station (ISS) in 2026, French astronaut Sophie Adenot will be tasked with testing a European intravehicular activity (IVA) spacesuit.

In late 2023, the French space agency CNES contracted Spartan Space, the Institute of Space Medicine and Physiology (MEDES), and the sporting goods retailer Decathlon to conduct an initial study for a European intravehicular activity (IVA) spacesuit. Following the successful completion of this phase of the project, CNES awarded the trio a second contract in late 2024 to develop a prototype that could be tested aboard the ISS.

In May 2024, ESA announced that Sophie Adenot and Raphaël Liégeois were the first members of its newest astronaut class to be assigned long-duration missions to the ISS. In July 2025, CNES announced the scientific and technological experiments that will accompany Adenot during her long-duration mission, including EuroSuit, the IVA spacesuit prototype developed within the CNES-led effort.

On 14 November, Decathlon CEO Javier López Segovia published the first images of the suit, a project he described as "bringing together the world of space exploration, science, medicine and sport."

During testing aboard the orbiting laboratory, the ergonomics of the suit will be evaluated, with a particular focus on how easily it can be put on and taken off. According to the Decathlon CEO, the suit is designed to be donned or removed in under two minutes.

While the project's short-term focus is on the suit's ergonomics, CNES has linked the project to a broader goal of preparing Europe for "sovereignty in human space exploration." Europe is not currently pursuing the development of its own crew transportation capability. However, as part of its LEO Cargo Return Services initiative, the European Space Agency has instructed participants to design cargo capsules that "compatible with the evolution towards a crew transportation." This element of the initiative is likely to be a topic of discussion during ESA's Ministerial Council meeting later this month, where Member States will be asked to approve funding for Phase 2 activities.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/thales-alenia-space-finalises-industrial-team-for-esas-argonaut-lunar-lander/
ЦитироватьThales Alenia Space Finalises Industrial Team for ESA's Argonaut Lunar Lander
By Andrew Parsonson - November 23, 2025


Thales Alenia Space завершает формирование промышленной группы для лунного посадочного модуля Argonaut для ЕКА


Credit: ESA

Thales Alenia Space has finalised the core industrial team for the development of the European Space Agency's Argonaut lunar lander, awarding contracts to Nammo and OHB System, as well as to two of its own subsidiaries.

In January 2025, ESA awarded a €862 million contract to a Thales Alenia Space Italy-led consortium to develop the Lunar Descent Element (LDE), the landing module of the agency's Argonaut lunar lander. The LDE is the core element of the lander and is responsible for each mission's soft, precise landing on the surface of the Moon.

On 20 November 2025, Thales Alenia Space announced that it had signed multiple contracts with its core consortium partners, finalising the industrial team for the development of the Argonaut lunar lander.

Thales Alenia Space Italy will lead the end-to-end assembly, integration, and testing of the Lunar Descent Element (LDE). Thales Alenia Space in France will handle the design and development of the Data Handling Subsystem and will be responsible for procuring the onboard computer elements. Thales Alenia Space in the UK will oversee the propulsion subsystem, including the procurement of its main components, such as the propellant tanks and thrusters.

Norwegian aerospace and defence company Nammo will be responsible for designing the lander's main engine. Germany's OHB System rounds out the core industrial team. It will manage the guidance, navigation, and control, electrical power, and telecommunications subsystems, as well as procure a range of associated components, including the solar array, batteries, LIDAR, and transponders.

The team remains mostly the same as originally announced in January, with the addition of Nammo, which was not initially listed as a member of the core industrial team. Another slight change to the initial announcement is the expected launch date of the first Argonaut lunar lander.

According to a 30 January 2025 ESA press release, the first Argonaut mission was expected to be launched in 2031. However, the agency's announcement from 20 November now projects the initial mission being launched a year earlier in 2030.

Once complete, the Argonaut lunar lander will stand six metres tall with a diameter of four and a half metres. It will have a launch mass of around ten tonnes and will be capable of delivering roughly 1,500 kilograms of payload to the lunar surface. The first Argonaut mission is scheduled for 2030 and will launch on an Ariane 6 rocket in its four-booster configuration.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

#153
https://europeanspaceflight.com/exploration-and-space-transportation-see-largest-esa-funding-boosts/
ЦитироватьExploration and Space Transportation See Largest ESA Funding Boosts
By Andrew Parsonson - November 26, 2025

Крупнейшее увеличение финансирования ЕКА в сфере космических исследований и космических перевозок


Источник: ESA / Ph. Servent

Машперевод
Европейское космическое агентство (ЕКА) предложило бюджет в размере 22,254 млрд евро на следующие три года, что больше 16,9 млрд евро в предыдущий период финансирования.

Значительная часть увеличения обусловлена запуском новой программы агентства «Европейская устойчивость из космоса» (ERS), предлагаемый бюджет которой составляет 1,35 млрд евро. Программа направлена на объединение национальных космических ресурсов и развитие новых возможностей в области разведки, наблюдения, защищенной связи и навигации с целью укрепления устойчивости и автономности Европы перед лицом возникающих угроз безопасности.

Однако точный объём взносов в программу ERS может быть неясен после завершения министерской встречи в четверг. Выступая перед прессой 25 ноября, генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер пояснил, что процесс регистрации в программе будет открыт ещё год.

«Во многих странах мы обсуждали этот вопрос с министрами обороны, и для них это новый подход», — пояснил генеральный директор Ашбахер. «Они не очень хорошо знакомы с ЕКА, и нам приходится объяснять, а им нужно знакомиться. Во многих странах, вероятно, уже поздно переходить с классических оборонных расходов на ЕКА. Поэтому предстоит ещё многое сделать. Мы продолжим работать со странами, которые проявят интерес».



Наибольший процентный рост наблюдался в программах «Коммерциализация» (теперь ACCESS) и «Технологии», где рост составил примерно 137% и 84% соответственно. ACCESS поддерживает европейский космический сектор, ускоряя коммерциализацию и повышение конкурентоспособности, а программа «Технологии» занимается разработкой космических технологий нового поколения для будущих применений.

Наибольший рост в евро зафиксирован на программах «Пилотируемые и роботизированные исследования» и «Космические перевозки», которые увеличились чуть более чем на €1 млрд. В рамках научной программы предлагается увеличить финансирование на €619 млн, в результате чего общий объём финансирования за три года составит €3,787 млрд.

Хотя предлагаемый бюджет определяет стратегические приоритеты ЕКА, окончательные суммы подписки будут зависеть от того, какие официальные обязательства возьмут на себя государства-члены по мере продолжения обсуждений на Совете министров, при этом большинство подписок будут утверждены к закрытию заседания завтра.
[свернуть]

The European Space Agency (ESA) has proposed a budget of €22.254 billion for the next three years, up from €16.9 billion in the previous funding period.

A significant portion of the increase is due to the introduction of the agency's new European Resilience from Space (ERS) programme, which has a proposed budget of €1.35 billion. The programme is designed to pool national space assets and develop new capabilities in intelligence, surveillance, secure communications, and navigation, with the aim of strengthening Europe's resilience and autonomy in the face of emerging security threats.

The full extent of contributions to the ERS programme may, however, not be clear following the conclusion of the Ministerial on Thursday. Speaking to the media on 25 November, ESA Director General Josef Aschbacher explained that the subscription process for the programme would remain open for an additional year.

"In many countries, we have been discussing with Ministers of Defence, and for them, this is a new approach," explained DG Aschbacher. "They do not know ESA very well, and we have to explain, and they have to familiarise themselves. And in many countries, it's probably late in the process to now switch budgets from classic defence spending into ESA. So, there is more work to be done. We will continue to work with countries who show interest."


Credit: ESA / European Spaceflight

The largest percentage increases were in the Commercialisation (now called ACCESS) and Technology programmes, which saw increases of roughly 137 percent and 84 percent, respectively. ACCESS supports Europe's space sector by accelerating commercialisation and competitiveness, and the Technology programme develops next-generation space technologies for future applications.

The most significant euro value increases were for the Human and Robotic Exploration and Space Transportation programmes, which both rose by a little over €1 billion. The Scientific Programme has a proposed increase of €619 million, bringing its total to €3.787 billion over the three years.

While the proposed budget sets out ESA's strategic priorities, the final subscribed amounts will depend on what Member States formally commit to as discussions at the Ministerial Council continue, with most subscriptions to be cemented by the meeting's close tomorrow.

По ссылке в новости выше:
ESA Proposes €1B Budget to Align European Space Capabilities for Defence
ЦитироватьESA Proposes €1B Budget to Align European Space Capabilities for Defence
By Andrew Parsonson - October 29, 2025

European Space Agency Director General Josef Aschbacher unveiled the European Resilience from Space programme on Tuesday in Brussels. The initiative aims to pool national space assets and develop new capabilities in intelligence, surveillance, secure communications, and navigation to strengthen Europe's resilience and autonomy in the face of emerging security threats. It is expected to have a budget of €1 billion.

"In this moment of rapid change, there is a critical need to synchronise European initiatives by aligning space for defence competencies, avoiding duplication and pooling resources for scale," explained Aschbacher. "We still remain too fragmented to guarantee Europe genuine, comprehensive, and autonomous space resilience. We have an opportunity to change that, and we must."

In his address, Aschbacher explained that the European Resilience from Space (ERS) programme would lay the groundwork for a future European initiative to be funded under the next EU Multiannual Financial Framework (MFF), the bloc's long-term budget plan, which the European Commission is currently preparing. However, as the budget will not be approved until 2028, ESA's early involvement is essential to ensure the programme can be rapidly deployed once funding is allocated. The capabilities developed under the ESA programme would eventually be handed over to an as-yet-undefined "operational entity."

The first capability to be developed under the European Resilience from Space programme will be an Earth observation component (ERS-EO), which will feed directly into the European Commission's planned Earth Observation Government Services (EOGS) initiative, a project expected to begin in 2028 following approval of the next EU MFF. This element of the programme will account for the bulk of the total budget, with €750 million allocated to the ERS-EO initiative.

According to Aschbacher, under the ERS-EO component, the agency aims to develop a persistent, all-weather, real-time capability with a high revisit time of under 30 minutes. One of the ways the agency aims to achieve this, especially the high revisit time, is by pooling national capabilities, such as the joint Portuguese–Spanish Atlantic Constellation and Poland's CAMILA constellation. Participating nations would retain control over their own assets but could make excess capacity available to others on an in-kind basis. This pooled capacity will be complemented by data from the EU's existing Copernicus Earth observation constellation and by new satellites developed under the programme, the first of which could be launched as early as 2028.

A second component under the ERS programme is Navigation (ERS-Nav), which will receive €250 million. ERS-Com, the communications element, will encompass additional work for the IRIS2 programme, the EU's initiative to develop a secure satellite communications network in low Earth orbit, providing member states with a sovereign European alternative to Starlink.

While the broad outlines of the ERS programme have been agreed, Aschbacher acknowledged during a press conference following the event in Brussels that few details have yet been defined. He said the European Commission is expected to provide high-level requirements by November ahead of ESA's Ministerial Council meeting in Bremen, with more detailed specifications to follow early next year.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

Veganin

https://europeanspaceflight.com/inaugural-space-rider-flight-to-occur-in-2028/
ЦитироватьInaugural Space Rider Flight to Occur in 2028
By Andrew Parsonson - November 27, 2025

Первый полет космического корабля Space Rider состоится в 2028 году



Credit: ESA

Машперевод
Европейское космическое агентство объявило, что первый полет его многоразового корабля Space Rider ожидается в 2028 году.

Space Rider — восьмиметровый многоразовый космический корабль, предназначенный для доставки на орбиту демонстрационных и научных грузов на срок до двух месяцев с последующим возвращением на Землю. Космический корабль оснащён управляемым парашютом для точной посадки с целью восстановления, ремонта и повторного использования.

Во время подписания 27 ноября контракта между ЕКА и Португальским космическим агентством о создании космического центра Santa Maria генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер объявил, что первый полет Space Rider запланирован на 2028 год. Будучи назначенной посадочной площадкой программы, Santa Maria станет ключевой частью наземной инфраструктуры аппарата.

В интервью European Spaceflight после объявления руководитель программы Данте Галли добавил, что полёт ожидается в первом квартале 2028 года. Он пояснил, что следующим важным этапом станет финальное испытание на падение, которое теперь запланировано на февраль или март следующего года из-за ожидаемых неблагоприятных погодных условий. Первоначально запланированное до конца года, это испытание, в отличие от предыдущих, где использовался простой имитатор массы, будет использовать близкую к модулю спускаемого аппарата Space Rider .

Что касается первого полёта, то всё бортовое оборудование уже изготовлено и в настоящее время ожидает сборки или прохождения проверочных испытаний. В связи с этим, вероятно, работа над созданием аппарата, готового к полёту, будет начата раньше ожидаемой даты запуска, которая наступит менее чем через три года. Важным фактором, определяющим предполагаемую дату первого полёта, также является доступность ракеты-носителя Vega C, особенно варианта с более мощным ускорителем P160C, который ещё не был запущен.

Несмотря на демонстрационный характер миссии, первый полёт Space Rider будет включать в себя коммерческие полезные нагрузки. 18 клиентов подписали меморандумы о взаимопонимании с ЕКА, чтобы обеспечить себе место на борту. Этим клиентам была предложена скидка на первый полёт, и некоторые из них уже выразили заинтересованность в бронировании дополнительных миссий, что указывает на чёткий путь к коммерциализации аппарата.

ЕКА выступит в качестве оператора первого запуска Space Rider. Однако после того, как аппарат будет восстановлен и отремонтирован (что является частью миссии, финансируемой за счёт взносов, полученных в ходе заседания Совета министров ЕКА, проходящего в настоящее время в Бремене), он будет передан коммерческому оператору. Хотя точный путь к коммерциализации ещё не определён, агентство в настоящее время ведёт переговоры с двумя компаниями, которые могли бы стать коммерческим оператором Space Rider.
[свернуть]

The European Space Agency has announced that the inaugural flight of its reusable Space Rider vehicle is expected in 2028.

Space Rider is an eight-metre-long reusable spacecraft designed to carry technology demonstration and scientific payloads into orbit for up to two months before returning them to Earth. The spacecraft employs a steerable parafoil to enable precise landings for recovery, refurbishment, and reuse.

During a contract signing between ESA and the Portuguese Space Agency on 27 November to establish the Santa Maria Space Hub, ESA Director General Josef Aschbacher announced that the first Space Rider flight is planned for 2028. Serving as the programme's designated landing site, Santa Maria will form a key part of the vehicle's ground infrastructure.

Speaking to European Spaceflight following the announcement, Programme Manager Dante Galli added that the flight was expected in the first quarter of 2028. He explained that the next big milestone would be the final drop test, which is now planned for February or March next year due to anticipated adverse weather conditions. Originally scheduled to take place before the end of the year, this test will, unlike the previous tests that used a simple mass simulator, use a close approximation of the Space Rider Re-entry Module.

Moving ahead to the inaugural flight, all flight hardware has been manufactured and is currently awaiting integration or undergoing verification testing. The progress toward a flight-ready vehicle is, as a result, likely to come before the expected launch date in under three years. A factor in determining when the inaugural flight is expected to occur is also the availability of the Vega C launch vehicle, particularly the variant with the more powerful P160C booster, which has yet to be flown.

Although a demonstration mission, the inaugural flight of Space Rider will carry commercial payloads, with 18 customers having signed Memorandums of Understanding with ESA to secure space aboard the mission. These customers have been offered a discounted rate for the inaugural flight, and several have already expressed interest in booking additional missions, signalling a clear pathway toward the vehicle's commercialisation.

ESA will act as the end-to-end operator for the first flight of Space Rider. However, once the vehicle has been recovered and refurbished, an element of the mission that will be funded with subscriptions from the ESA Ministerial Council meeting currently taking place in Bremen, the vehicle will be handed over to a commercial operator. While the exact pathway toward commercialisation has not yet been finalised, the agency is currently in discussions with two companies that could serve as the commercial operator of Space Rider.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд