Книжное обозрение

Автор RDA, 14.04.2005 22:53:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

RDA


ЦитироватьКнижное обозрение (Москва) , N015
11.4.2005
ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ АНДРОИД.

Удивительно к месту, вернее, к празднику Дня космонавтики пришлась эта книга.

Потому как спросишь, кто отец советской космонавтики, - всяк ответит: Константин Эдуардович Циолковский.

Эта статусная биография Циолковского вышла в статусной серии "ЖЗЛ". Но это не только, и даже не сколько история автора "Промышленного освоения Космоса", сколько рассказ о философе и утописте. В приложениях даны краткая биография знаменитого калужанина, записанная А.Л.Чижевским, афоризмы и даже сказка, рассказанная самим Циолковским внуку Алеше.

Циолковский чем-то напоминает, вернее, исполняет должность иконы советской космонавтики. Иконы из того времени, когда Гагарин говорил: "Поехали", Леонов выходил в открытый космос и счастье людей было неподдельным. Его судьба отчасти напоминает судьбу Чернышевского - персонажа внутренней книги романа Набокова "Дар". Там про него говорилось, что: "во время нашествия или землетрясения, когда спасающиеся уносят с собой все, что успевают схватить, причем непременно кто-нибудь тащит с собой большой, в раме, портрет давно забытого родственника". И вот "кто-то вдруг взял и отнял портрет".

Вот так скажешь о Циолковском, что он - мистик и федоровец, откуда ни возьмись появится обиженный. Скажешь, что Циолковского нельзя считать автором формулы реактивного движения, - и вовсе будут ругаться.

II

Интересно, что происходит с образом-иконой Циолковского нынче - и в этом книга Демина оказывается большим подспорьем.

У Циолковского было четыре агрегатных состояния. Одно состоялось и длилось при царизме - время аскетичных занятий науками и философствований в духе Беме, когда, оторвав глаза от верстака, он видел в небе знамения. Следующее наступило в первые послереволюционные годы - когда Земля соскочила со своей оси и от Солнца оторвался кусок. Тогда все стало можно, и всякое "не может быть" сбывалось на каждом шагу.

В свое третье состояние Циолковский пришел после смерти - когда страна искала исторической основы космическим полетам. Циолковский, и так-то удивительно хорошо вписывавшийся в советскую науку, тут оказался как нельзя кстати.

Из лучших побуждений умные пропагандисты вырезали у Циолковского всего Космического бога, все мыслящие атомы и евгенику - и назначили Отцом русской космонавтики.

Наконец, четвертое состояние Циолковского явилось широкой публике уже в тот момент, когда последний советский космический челнок погиб под стенами своего ангара - точь-в-точь, как корабль аргонавтов. В этот момент вспомнили о Циолковском как о мистике. Потому что когда разрушена иерархическая система знания, наступает великий час мистиков. Кто написал уравнение: Мещерский или Циолковский - никому не интересно. Теософия и спиритизм, будто радостная веселая пена, сопровождают подлинную демократию. Поэтому сейчас комментаторы просто возвращают Циолковского в его родную мистику.

Константин Эдуардович не был самозванцем, хотя все вокруг него повернулось так, что раз за разом ему приписывали странные заслуги. Ему, как промышленные области национальным республикам, передали уравнение Мещерского, закрыли глаза на все его кампанелловские безумства. Это был удивительный случай мистика, которого материалистическое государство извлекает из небытия и ставит на пьедестал.

От упыря-Лысенко Циолковского отличала жизнь -жизнь бессребреника и монаха. Он был настоящим наследником Федорова - и в нестяжательстве, и даже в том, что его похоронили среди живых, на большой городской площади.

Только страшновато, когда харизматических чудаков начинают насаждать, будто картошку при Екатерине или позднего Маяковского. Когда в веселые пляски вокруг науки вмешивается идеология. То есть сначала одни издеваются над другими, сначала одиночек зажимают и не дают им печататься. Но потом одиночки набирают силу, непризнанная академическая наука становится главной, везде растет ветвистая пшеница, жизнь самозарождается в пробирках Лепешинской, и начинается то веселье, от которого появляются вакантные ставки и увеличивается количество пиленого леса в стране.

Тут я буду цитировать биографию Циолковского, написанную Деминым. Там, в частности, рассказывается: "Почему же металлический дирижабль Циолковского так и не взлетел в небо, а многолетние титанические усилия по реализации этой идеи ограничились испытаниями моделей? Причин здесь несколько. (...) Не исключено также прямое вредительство - как со стороны внутренних, так и внешних врагов в лице разветвленных западных спецслужб и особенно германской разведки, о чем Чижевскому говорил сам Циолковский".

Тут надо, правда, оговориться, что в своей интересной книге Демин часто опирается на воспоминания Чижевского - но без сносок и ссылок, оттого не всегда понятно, кто это пишет - Демин, Чижевский или сам Циолковский. Вот, например, текст страшного закона - говорится, что Циолковский с Чижевским придумали специальный закон об уголовной ответственности за травлю непризнанных гениев, - откуда он?..


Зато есть история про то, как Циолковский ругался с Жуковским. Это, вообще-то, круче, чем "Девушка и Смерть". Так вот про двух отцов - космонавтики и русской авиации - в книге существует вполне анекдотическая история. В ходе нее Жуковский именуется отцом русской авиации исключительно в кавычках. По книге выходит, что Жуковский украл у Циолковского идею аэродинамической трубы, клал под сукно его статьи и даже подослал шпиона, чтобы выкрасть у Циолковского единственную свою же положительную рецензию на труд калужского гения.

III

В цитируемой книге я нашел следующий крик души: "А какие документы нужны для подтверждения факта гениальности? Справку из милиции? домоуправления? лечебного учреждения?". (...)

Возвращение Циолковского мистике свершается в конце этой биографической книги - потому что на десерт там рассказывается о ступенях космистского видения.

Ступень первая - "народный космизм: фольклор, былины и сказания". Ступень вторая - "литературно-художественный космизм (Данте), Байрон (с мистерией "Каин"), Избяной космос Николая Клюева и Сергея Есенина и гуманизированный Иван Ефремов". Третья ступень - "философский космизм. Это Ицзин, Анаксимандр, Эмпедокл, Анаксагор, Платон... Кант, Гегель, Шеллинг, (...) Бердяев, Флоренский".

Четвертая ступень - "научный космизм. Бекетов, Н.А.Морозов (тот самый предтеча Фоменко. - В.Б.), Н.А.Козырев, Гумилев, Лосев, Вернадский, Чижевский и хирург Пирогов". А вот пятая ступень: "В свое время Н.Ф.Федоров (сам из рода князей Гагариных) вдохновил пылкого юношу Циолковского на космический подвиг, тот передал эстафету космического дерзания С.П.Королеву".

Все бы это было хорошо, если бы этот русский космизм не объявлял себя наукой. Если это свойство религии или убеждений, то нужно относиться к этим высказываниям с известной долей уважения. Но когда Валерий Демин, как бы поддерживая Циолковского, начитает спорить с теорией относительности...

Но я бы не хотел вступать в дискуссии по этому поводу. Речь о другом - спрос на мистику и чудо сейчас велик. Дефицит понятности мира очевиден, а наука оторвалась от обывателя и мало готова к простым объяснениям. Вот в этой щели между обывательским спросом и научной сложностью растет ветвистая пшеница мистики. И что выбирать - дело твое, читатель. Выбирать тебе придется не раз и не два - если тебе хочется науки, конечно.

IV

А так-то чудаки и провинциальные самородки очень интересны, да есть много интересного, как в лаборатории алхимика. Сплющенные дирижабли, похожие на сушеных рыб. Слуховые трубы, смахивающие на керосиновые воронки, - вот она, картина: мистик с воронкой в ухе. Глухой учитель неизвестных учеников, огромная слуховая труба, вставленная в ухо, делавшая его похожим на первого советского андроида. Великого и знаменитого, замечу.

В музее есть кабинет с лампой, которую можно было двигать по веревке, протянутой из угла в угол комнаты, - и мистик движется вслед за лампой и лампа движется вслед за мистиком. А уже перед музеем космонавтики имени Циолковского стоит настоящая хрущевская кузькина мать. Это огромная серая морковка - ракета, много лет грозившая всему миру. Смотрится она среди голов метеорологических подобий как хулиган-старшеклассник среди октябрят.

Дело Циолковского было не бесплодным - это жюльверновское действо было частью времени, его стилем, кантом и опушкой воротника. Разработки Циолковского, как и чертежи Леонардо вкупе с картинами Бэкона - проявление человеческого интереса к чуду. Без них мир неполон.

Печальна судьба адепта, делающего из Циолковского икону, - она скучна.
Его позиция уязвима и приготовлена к обидам. Причудливость судьбы калужского мечтателя будит споры и воображение - этим и хороша.

Академик Борис Раушенбах, ученый, во вменяемости которого не было сомнений, писал следующее: "Сейчас вдруг возникла такая точка зрения, которую отстаивают некоторые ученые: Циолковский, мол, был в значительной мере дутой фигурой, то есть сделал-то много, но несущественно, его подняли на невероятную высоту в интересах советского государства и советской пропаганды, после чего он стал играть большую роль, а если говорить всерьез, то был пустым местом в науке...

В какой-то мере, вероятно, Циолковского незаслуженно подняли так высоко. Он не великий ученый, он просто умный, интересный человек, много сделавший в направлении ракетной техники, но написавший и много сомнительных работ. Сложная фигура, но не нулевая, не пустое место".

Так и порешим.

Впрочем, зря это я нагородил. Нужно было с самого начала процитировать одно место из книги Демина. Вот тебе, дорогой читатель: "С теми же, кто воспринимает реальную действительность лишь в виде мозаики эмпирических фактов, говорить на тему творческой гениальности, ее природы и ноосферных каналов связи с Космосом - вообще бесполезно. Да и нужно ли? (...) Тем же, кто продолжает требовать каких-то документальных подтверждений и тщится бросить тень на гениев (и хотя бы так обозначиться в немеркнущем сиянии их славы), могу сказать: "Не сомневайтесь в гениальности великих - в их мир вам все равно не дано проникнуть и вам не понять его, как не понять сокровенных тайн Вселенной и закономерностей единения макрокосма и микрокосма. Не лейте грязь на гениев - к ним она не пристанет, а рикошетом вернется к вам. Не плюйте в святыню - попадете в самого себя. Шельмование гения не принесет ничего, кроме собственного бесчестия и презрения в глазах потомков". (...)

Но есть еще более подлый тип пакостников и охальников в науке (и не только в ней). Так и хочется назвать их отбросами рода человеческого. Их внимания, естественно, не смог избежать и Циолковский. Им явно не дают покоя лавры Герострата: ниспровергая великих предшественников, они тем самым пытаются хоть как-то утвердить в глазах окружающих собственный авторитет (точнее - абсолютное отсутствие такового). В действительности все оказывается гораздо проще, и мы имеем дело с обыкновенным клиническим случаем: страдая комплексом неполноценности и осознавая собственную бездарность, таким интеллектуальным Геростратам не остается ничего другого, как только заниматься очернительством великих сынов человечества. Впрочем, о подобных интеллектуальных уродах, паразитирующих на теле научного сообщества, вообще не хочется говорить..." (с.109-110).

Каков стиль, а! Умри, Денис, умри! Лучше все равно не скажешь.

***

Демин В. Циолковский.

М.: Молодая гвардия, 2005. - 323 с. - (Жизнь замечательных людей). 5000 экз. (п) ISBN 5-235-02724-8
Владимир Березин

avmich

И Циолковского хотят опоганить :) . Эк конспирологам неймётся...

ЧСВ

Рецензия, конечно, бредовая. Автор пишет не о книге, а о своем восприятии космонавтики :twisted:
Такой себе утомленный жизнью "интеллектуал" взирает свысока на "ракету-морковку" и "икону-Циолковского".
Смешно... Циолковского знали, знают и знать будут.
А вот господина рецензента...
Откинет копытца - и через год никто уж и не вспомнит.
А был ли мальчик? :lol:
А книгу Демина прочесть стоит.
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

Храбрый Манси

Однако, не сотвори себе кумира.

Истина, как всегда, посередине.  Из Циолковского делали икону - разве не так? Выборочно взятые брошюры и мысли - одна из граней. Масса написанного про мистику, космобред и прочий шизофренический бред - за кадром.

То есть, скадрированный отретушированный классик товарищ Циолковский - это основоположник. Да, кстати, Россия - родина слонов, если кто не помнит. А вот ноосферно-космизм - это запрещено, Вы, батенька, откуда узнали про это? Ну-ка, пройдемте, там и расскажете.  :twisted:  

И Гагарин теперь - икона. А ведь нормальный мужик был, зачем его к лику-то причислять...

А помните, как из дедушки Ленина икону сделали? Что ж теперь не кричите, что "святое не трожь"? То же самое и Циолковский...

Гениев вообще-то почти и нет, нас придумали люди, однако.  :lol:

Mulder

ЦитироватьИ Гагарин теперь - икона. А ведь нормальный мужик был, зачем его к лику-то причислять...

Человек был действительно уникальный... Почему из него сейчас сделали икону-легко объяснить. Известный факт, что многих великих людей своего времени признают только после их смерти. Хотя Гагарина признавали и боготворили и при жизни, после смерти он действительно стал своеобразным символом, кумиром, идеалом. Дело в том, что все устали от раздутых, "пропиаренных" вдоль и поперек звезд и ложных ценностей... Люди просто соскучились по обаянию, открытому характеру, очаровательной улыбке, чувстве товарищества... А это непреходящее.