17 февраля праздник Службы горючего ВС РФ

Автор новый10, 17.02.2010 14:18:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

новый10

СЛУЖБА  ГОРЮЧЕГО  И  СМАЗОЧНЫХ  МАТЕРИАЛОВ МИНИСТЕРСТВА ОБРОНЫ РССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего Вооруженных Сил России

С июля 1937 г. УСГ РККА переподчинено НКО СССР, с октября 1939 г. - Управлению военно-технического снабжения РККА, с июня 1940 г. - вновь НКО СССР, с марта 1941г. - начальнику Генерального штаба.
1 августа 1941 года Народный Комиссар обороны СССР "в целях улучшения работы тыла" подписал Приказ № 0257 "Об организации Главного управления тыла Красной Армии...". Этим приказом была создана должность начальника тыла Красной Армии, в подчинение которому "во всех отношениях" перешло и Управление снабжения горючим.
Всего за годы Великой Отечественной войны Вооруженными Силами было израсходовано 16,4 млн. т горючего. Если заправка всех фронтов по состоянию на 1 января 1942 г. по автомобильному бензину составляла 9,9 тыс. т, то на 1 мая 1945 г. она возросла в 2,7 раза и достигла более чем 27 тыс. т.
Потреблялось огромное количество горючего, моторных масел, смазок и специальных жидкостей. Если среднемесячное потребление горючего в 1942 г. принять за 100 процентов, то в 1943 г. оно составило 113, в 1944 г. - 133 и в 1945 г. - 158 процентов, или возросло более чем в 1,5 раза.
За годы войны были восстановлены склады и нефтебазы общей вместимостью более 430 тыс. кубометров, выполнены перевозки суммарно всеми видами транспорта в размере свыше 36 млн. т (перевозки превысили расход в 2,5 раза). На долю железнодорожного и автомобильного транспорта пришлось почти 80 процентов перевозок.
Таков вклад службы горючего в общую Победу.
После Великой Отечественной войны рост технического оснащения Вооруженных Сил и связанное с ним резкое увеличение потребности войск (сил) в горючем, появление ракетной техники и нового вида материальных средств - ракетного топлива потребовали совершенствования организационной структуры Службы снабжения горючим, разработки новых образцов технических средств.
Службой горючего успешно была решена совершенно уникальная задача по организации и созданию системы обеспечения ракетным топливом РВСН, ВМФ, ПВО, а в дальнейшем и космических программ.
Появились полевые магистральные трубопроводы (1953 г.), средства хранения, транспортирования и перекачки ракетного топлива, резинотканевые резервуары и др. Сформированы: научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов Красной Армии (1946 г.), военно-техническое училище Службы снабжения горючим (1947 г.). В Службе снабжения горючим зародилась и оформилась химмотология - наука, изучающая эксплуатационные свойства и качества топлива и смазочных материалов, теорию и практику их рационального использования в двигателях, машинах и механизмах.
В 1953 г. обеспечение всех видов Вооруженных Сил округов (флотов) нефтепродуктами сосредоточилось в УСГ МО СССР. В 1967 г. Управление снабжения горючим МО СССР было реорганизовано в Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим МО СССР, с 1979 г. - в Центральное управление ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) МО СССР. С мая 1992 года высший орган Службы горючего - Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации.
На Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации возлагается:
•   обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил по Службе горючего;
•   обеспечение войск и сил флота компонентами ракетного топлива, горючим, смазочными материалами, специальными жидкостями (тормозными, гидравлическими и др.) и техническими средствами службы горючего;
•   организация технического обеспечения Службы горючего;
•   руководство соединениями, воинскими частями, учреждениями и производственными предприятиями Службы горючего;
•   методическое руководство и контроль за специальной подготовкой личного состава Службы горючего Вооруженных Сил;
•   осуществление научно-технической политики по Службе горючего, организация и руководство научно-исследовательской, опытно-конструкторской, рационализаторской и изобретательской работами по Службе горючего, организация метрологического обеспечения в соединениях, воинских частях и учреждениях центрального подчинения и методическое руководство этой работой в округах и на флотах;
•   планирование капитального строительства и ремонта центральных и окружных баз и складов ракетного топлива и горючего, а также других объектов службы;
•   финансово-экономическое обеспечение Службы горючего. Разработка и проведение в жизнь мероприятий по экономии финансовых и материальных ресурсов, контроль за законностью использования материальных и денежных средств Службы горючего;
•   подбор и расстановка руководящих кадров Службы горючего видов ВС, округов и флотов, а также в соединениях, воинских частях и учреждениях центрального подчинения;
•   руководство подготовкой кадровых офицеров в ВАТТ и Ульяновском филиале ВАТТ, офицеров запаса на военных кафедрах гражданских высших образовательных учреждений, прапорщиков и младших специалистов Службы горючего;
•   руководство аппаратом военных представительств на предприятиях промышленности, осуществляющих поставки продукции номенклатуры Службы горючего для Вооруженных Сил;
•   решение вопросов подготовки необходимых мобилизационных мощностей по производству ракетного топлива, горючего и технических средств Службы горючего на предприятиях страны и контроль за мобилизационной подготовкой этих предприятий;
•   руководство Службой горючего округов, флотов, армий и флотилий, а также видов Вооруженных Сил и ВДВ по специальным вопросам.
Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации состоит из:
•   1-го управления (ракетного топлива и горючего);
•   2-го управления (технического обеспечения);
•   организационно-мобилизационного отдела;
•   финансовой службы;
•   финансовой инспекции;
•   группы боевой подготовки и АСУ;
•   других служб.
При Центральном управлении ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации функционируют: научно-технический комитет и 1-ое Представительство Министерства обороны Российской Федерации.
Служба горючего, как орган управления существует во всех видах Вооруженных Сил, Воздушно-десантных войсках, в военных округах, на флотах, в армиях, на флотилиях, в корпусах, дивизиях, бригадах, полках, отдельных частях. В состав Службы горючего ВС РФ входят:
•   25-й Государственный научно-исследовательский институт МО РФ по применению топлива, масел, смазок и специальных жидкостей - ГосНИИ по химмотологии;
•   центры обеспечения Министерства обороны: горючим, техническими средствами Службы горючего; базы и склады горючего и ракетного топлива;
•   трубопроводные соединения, автомобильные части и подразделения подвоза ракетного топлива; ремонтные заводы Службы горючего;
•   военные представительства на заводах, магистральных нефте-продуктопроводах, в научных учреждениях; Ульяновский филиал ВАТТ (ранее Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Б.Хмельницкого, Музей СГ ВС РФ, другие учреждения (воинские части).
Основу инфраструктуры Службы горючего составляют ее склады и базы центрального, окружного, флотского подчинения, которые размещены на всей территории России. Занимаемая ими площадь составляет около 15 тыс. га. Кроме того, имеются войсковые и аэродромные склады для содержания войсковых запасов горючего. Годовой грузооборот горючего через систему центральных, окружных, флотских и армейских складов составляет более 8 млн. т.
Имеющиеся трубопроводные соединения, воинские части и подразделения располагают возможностью проложить полевые магистральные трубопроводы для подачи горючего общей протяженностью свыше 16 тыс. км.
Ремонтные заводы Службы горючего способны осуществлять ремонт ее техники, а также производить продукцию двойного назначения.
25 ГосНИИ МО РФ является головным учреждением не только в Министерстве обороны Российской Федерации, но и в стране в целом, по применению горючего на вооружении и военной технике. В 1999 г. в его состав включен в качестве филиала 932 Научно-исследовательский центр МО РФ в г. Санкт-Петербурге.
Ульяновский филиал Военной академии тыла и транспорта осуществляет подготовку офицеров с высшим военно-специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей в Службе горючего во всех видах Вооруженных Сил. Выпуск 1999 г. составил 222 офицера. Подготовку офицеров запаса Службы горючего осуществляет военный факультет Уфимского Государственного нефтяного технического университета и военные кафедры Государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина (г. Москва), Казанского Государственного технологического университета, Тюменского нефтегазового университета.
Коренные изменения произошли в системе обеспечения Вооруженных Сил нефтепродуктами после распада СССР. В новых экономических условиях резко осложнилась задача обеспечения войск всей номенклатурой горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей. Ушли в прошлое вместе с соответствующими структурами нефтепродуктообеспечения такие понятия как выделяемые Госпланом фонды горючего для централизованной поставки, децентрализованные фонды на нефтебазах, позволяющие максимально приблизить поставщиков горючего к воинским частям и сократить транспортные расходы, обязательные для исполнения задания производителям смазочных материалов, специальных жидкостей.
В настоящее время роль государственных органов ограничивается назначением бюджетных ассигнований для закупки нефтепродуктов и последующим контролем за расходом выделенных денежных средств. В повседневную деятельность Управления ракетного топлива и горючего вошли такие понятия как конкурсы, маркетинг, контракты и спецификации. Определение поставщиков нефтепродуктов, заключение договоров на поставку и контроль за их исполнением потребовали принципиальных изменений в функциях Центрального управления и Служб горючего военных округов (флотов), осуществляющих самостоятельные закупки горючего. Решение новых вопросов потребовало повышения уровня экономической и юридической подготовки офицеров службы.
К сожалению, становление принципиально новой системы обеспечения горючим сопровождается крайне нестабильной экономической обстановкой в стране и, в частности, на рынке нефтепродуктов. Нередкие в последние годы скачки цен на нефть и нефтепродукты, частые изменения налогов и экспортных пошлин не позволяют нефтяным компаниям проводить долгосрочное планирование своей ценовой политики. Падение объемов производства и переработки нефти на 34% по сравнению с 1992 годом, повышение цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке привели к дефициту нефтепродуктов в стране и фактической диктовке нефтяными компаниями условий поставки, что приводит к срыву конкурсов на закупку нефтепродуктов и дополнительному усложнению работы по обеспечению ими Вооруженных Сил.
Незначительный рост объема выделяемых денежных средств в последние годы сводит на нет непрекращающийся рост цен на нефтепродукты. В результате закупки нефтепродуктов для нужд Вооруженных Сил с 1992 года, сократились в 2,8 раза (с 8,7 млн. т до 3,1 млн. т в 1999 году).
Экономический кризис и необходимость рентабельности производства привели к прекращению производства ряда наименований смазочных материалов и специальных жидкостей, без которых невозможна эксплуатация отдельных видов военной техники. Также остро стоит проблема восстановления производства и одновременно утилизации отдельных компонентов ракетного топлива. Но и в этих тяжелых условиях Служба горючего делает все возможное для полного и своевременного обеспечения задач боевой подготовки и жизнедеятельности войск, ни одна из поставленных перед Вооруженными Силами задач, в том числе и Правительственных по обеспечению военной безопасности государства. и связанных с международными конфликтами, не была сорвана по вине Службы горючего.
Многолетний опыт, накопленный Службой горючего в обеспечении войск горючими и смазочными материалами, показывает, что успешное решение этой сложной и ответственной задачи возможно только при четко налаженной системе технического обеспечения.
Динамику развития техники Службы горючего от момента ее зарождения до наших дней можно проследить по отдельным этапам:
•   довоенный период характеризуется крайне низкой обеспеченностью техникой Службы горючего, в то время как потребность в новых образцах военной техники постоянно росла. Обеспеченность службы основными техническими средствами составляла от 30 до 65 %;
•   годы Великой Отечественной войны и короткий послевоенный период до начала 50-х годов отмечаются улучшением оснащения Красной Армии вооружением и военной техникой, в том числе техническими средствами Службы горючего. Большое значение в период войны приобрели ремонтные органы Службы горючего, которые обеспечили возвращение в эксплуатацию в общей сложности до 80 % техники;
•   период конца 50-х годов и до распада Советского Союза является периодом научно-технического прогресса в развитии технического оснащения Службы горючего, в чем особая заслуга принадлежит начальнику Центрального управления ракетного топлива и горючего генерал-полковнику В.В. Никитину (1953 - 1984 гг.). В это время особое внимание уделяется развитию полевых магистральных трубопроводов, созданию трубопроводно-складской системы, применению блочно-модульных технических средств службы и т.д. В 70-е годы на Службу горючего были возложены функции разработки, заказа и обеспечения войск автомобильными средствами заправки и транспортирования ракетного топлива и горючего. В эти годы были разработаны АСЗТГ повышенной проходимости и грузоподъемности, создана ремонтная база Службы горючего. С связи с вооружением ВС СССР ракетной техникой были разработаны технические средства для транспортирования, перекачки и хранения компонентов ракетного топлива.
•   Технический потенциал Службы горючего наращивался как за счет роста оснащенности техническими средствами (рост более чем в 120 раз), так и в результате повышения ее тактико-технических характеристик (более чем в 25-30 раз) по сравнению с военным периодом.
После 1991 года Служба горючего потеряла значительную часть своей производственной базы, оставшейся на Украине и территориях других стран СНГ. Поэтому одной из важнейших задач является восстановление промышленного потенциала на территории РФ. Благодаря настойчивой работе ЦУРТГ МО РФ на территории России организовано производство ряда важнейших образцов техники: АО "Белгородэнергомаш" -АТЗ-7-4310, АТМЗ-5-4320; АО "Строймашина" (г. Челябинск) - АТЗ-10-4320, АЦ-10-4320, КГЗСТ-2А, проводятся государственные испытания отечественного топливозап-равщика ТЗ-22; НПФ "Агрегат" (г. Чехов) - фильтротехника, ремонтные предприятия ЦУРТГ МО РФ - АЦ-5,5-4320, АТЗ-10-4320, АЗ-60 и т. д.
В настоящее время Служба горючего Вооруженных Сил РФ располагает значительным материально-техническим потенциалом, позволяющим в целом решать главную задачу технического обеспечения по поддержанию боеготовности войск и сил флота. На этапе реформирования ВС РФ, значительного сокращения ассигнований на закупку технических средств, наряду с решением вопросов совершенствования структуры подразделений, частей и учреждений службы горючего особое внимание уделяется технической политике, базирующейся на вновь разработанных принципиальных положениях, предусматривающих в первую очередь переход на качественные параметры в развитии и создании технических средств в единой системе с боевой техникой, на общей конструктивной и технологической основе. Цель технической политики по Службе горючего на современном этапе - максимальное сохранение технического потенциала службы, поддержание необходимого уровня ее боевой и технической готовности, как составного элемента укомплектованности Вооруженных Сил РФ.
Работы по развитию и совершенствованию технических средств Службы горючего предполагается вести по следующим основным направлениям:
•   сокращение номенклатуры применяемых образцов с переходом на ТССГ типоразмерных рядов;
•   унификация образцов по основному оборудованию и базовому шасси;
•   применение для подвижных ТССГ автомобильных шасси преимущественно повышенной проходимости, однотипных с базовыми шасси техники и вооружения обеспечиваемых сухопутных войск;
•   обеспечение авиатранспортабельности в снаряженном (АЦ и АТЗ с горючим) состоянии ТССГ, предназначенных для оснащения войск быстрого развертывания;
•   сокращение потребности в личном составе за счет повышения основных технических характеристик ТССГ, уровня механизации и автоматизации работ и технологических процессов;
•   применение новых перспективных материалов и технологий;
•   модернизация существующих ТССГ;
•   совершенствование комплектующего технологического оборудования ТССГ, в том числе насосов (предпочтение будет отдаваться высокоэффективным насосам лопастного типа), фильтров, фильтров-сепараторов, счетчиков жидкости,рукавов, арматуры и др.
Сегодня, когда различные виды горючего и специальных жидкостей выпускаются отечественными НПЗ более чем по 50 ТУ, когда значительно расширился ассортимент производимых автомобильных средств заправки и транспортирования горючего, вопросы стандартизации в процессах разработки, производства, эксплуатации и применения ГСМ и ТССГ имеют важное значение для обеспечения качества и надежности этой продукции, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на поддержание высокой боеготовности Тыла и Вооруженных Сил в целом. Эта проблема также является одной из функций Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации.
В начале 90-х годов еще одним направлением деятельности Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в соответствии с условиями международных договоров и односторонних обязательств России по сокращению вооружений, стала реализация комплекса долгосрочных мероприятий по ликвидации лишних запасов ракетного топлива.
С 1 декабря 2009 года Центральный аппарат Тыла Вооруженных сил РФ перешел на новую организационно-штатную структуру. Штаб Тыла Вооруженных Сил преобразован в Департамент координации и планирования тылового обеспечения Минобороны, три управления – вещевое, продовольственное и ракетного топлива и горючего – вошли в состав Департамента ресурсного обеспечения Минобороны.
Руководители службы горючего
1936-1937 гг. - полковник Мовчин Н.Н.
1938-1942 гг. - генерал-майор Котов П.В.
1942-1947 гг. - генерал-лейтенант Кормилицын М.И.
1947-1948 гг. - генерал-майор Карманов И.М.
1948-1953 гг. - генерал-лейтенант Томилин П.В.
1953-1984 гг. - генерал-полковник Никитин В.В.
1984-1988 гг. - генерал-лейтенант Базанов И.Н.
1988-1992 гг. - генерал-лейтенант Блохин В.А.
1992 г. - генерал-майор Шеленин A.M.
1992-1998 гг. - генерал-лейтенант Горупай П.И.
1999-2006 гг. - генерал-майор Очеретин Г.Н.
2006-2009 гг. - генерал-майор Каук В.К.

Дядя Бэн


новый10

А зря иронии.
Очень многие выпускники Ульяновского высшего военно-технического училища связали свою судьбу с РСВН и Космическими войсками, как говориться в стихотворении:
В нашей службе мало героизма.
Наш удел насос, труба, канистра,
И бензин высокой чистоты.
Но не в этом главная примета.
Станет мертвой техника без нас,
без ГОРЮЧЕГО не полетят ракеты
и танкист не выпонит приказ.
Наше счастье в боевых заправках
новых баллистических ракет.

Дядя Бэн

Да нет никакой иронии. Искренне поздравляю! :!:

Lesobaza

Заправщики - это наше всё!!
Особенно когда ракеты спиртом заправляли!!

Как сказал поэт:

(С), Игорь Чижик

Чем начинается ремонт на космодроме?
Не графиком, и не картинкой чертежей,
Он начинается со схватки за объёмы
И, кто хитрей - тому кусок жирней!

   Кто попроворней - тот и загребает,
   Кто понаглей - тому и бог дает,
   Ведь, генподрядчик - тертый мальчик, он то знает:
   Сосок один, и нам не нужен лишний рот.

А вот когда уже закончились разделы,
То смысла нет особого спешить,
Тут тактика другая: можно смело
Повыкоблучиваться, носом поводить....

   Мол, то - не так, и это, вот,- не эдок,
   Завод сорвал поставки в пух и прах,
   В сооружениях - ни тепла, ни света,
   И разворованы системы на складах....

Народ работает не шатко, и не валко:
Все больше по вагончикам сидят.
А сварщики урыли на рыбалку,
И месяц уж не возвращаются назад....

   А вакуумщика за дебош и драку
   Лишили премии, так он аж - озверел:
   Сосите сами,- он орал - свой ссаный вакуум!...
   Послал прораба и на отдых улетел.

ПР:   Напряжен лишь военпред:
   Качества в работах нет,
   И уже по всем статьям
   Сроки сорваны - к чертям...

И вот летит на старт и брызжет пеной
Какой-то в лампасах столичный босс.
И унего один вопрос: - Какого хрена?!
Вы ж подставляете весь доблестный ГУКОС!!!!

   Мы там потеем, планы составляем,
   А вы - клопа тут вздумали давить!...
   Ну-ка: по очереди - что кому мешает,
   И сколько время нужно, чтобы за ночь устранить?!

И понеслась по кочкам, закипела,
Оперативка превратилась в бой быков,
До пролетарской солидарности - нет дела,
Вали на ближнего - закон у нас таков...

   СТ на Генподрядчика все валит:
   Мол, - недостроили, тук как же тут успеть?
   У СПЭМа снова кабели украли,
   И сразу переплавили на медь...

А бородач от СМА под ангелочка косит:
Виновен - каждый первый, но не он,
Он бы давно решил свои вопросы,
Если б не происки израильтян в ООН....

   Лишь СКМ, в сторонке гордо сидя,
   Сурово ощетинился Штыком:
   Пока положенного СПИРТА не увидим -
   Десять цисцерн, - работы не начнём!!!

ПР:   И потекла с силой
   На старт река - ШИЛА,
   И психует военпред:
   Третий день рабочих нет...
   Все они, конечно, - здесь,
   Но с бодуна - ни встать, ни сесть...


Зато, через недельку - как впахали,
Как навалились: военпредам - не поспеть,
Ведь стимул рядом: пять цисцерн ешё не открывали,
А вот за них - и стоит попотеть!

      Вот раньше догадальсь бы, ведь, вобщем,-
      У нас - простой, не привередливый народ...
      Вернулся вакуумщик, нашел насос на ощупь,
      И снова - добросовестно сосёт...

И кучей сварщики с рыбалки прибежали,
На всех и аппаратов - не найти.
И, говорят ещё, что с рыб-совхоза обещали
Ребята к нам на помощь подойти...

      И вскоре старт готов - принять осталось,
      Проблемы решены без драк и сцен,
      Народ наш - выручит, вот лишь-бы не кончалась
      Живительная струйка из цисцерн...!

ПР:   И счастливый военпред
      Мирно спит, - вопросов нет,
      Актик подписали,
      Старт в работу сдали!
Ad astra per rectum!!

Старый

Цитировать
В нашей службе мало героизма.
Наш удел насос, труба, канистра,
И бензин высокой чистоты.
...
Спирт! Главное - спирт. Как вы могли забыть?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

новый10

Горючее – ресурс стратегии

Пётр АЛТУНИН, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА.

75 лет Службе горючего Вооружённых Сил Российской Федерации


Товарищи офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы!
Уважаемые ветераны!
Сердечно поздравляю вас с 75-летием со дня образования Службы горючего Вооружённых Сил Российской Федерации!
Летопись одной из ведущих служб системы материально-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации неразрывно связана с боевой летописью армии и флота, героизмом воинов в Великой Отечественной войне, доблестью и отвагой наших солдат в Афганистане и других военных конфликтах.
Создание Службы горючего во многом было обусловлено модернизацией нашей армии накануне Второй мировой войны, которая была признана войной моторов. Поэтому успех в сражениях на поле боя, в небе и на морских просторах зависел и от обеспечения боевой техники необходимым топливом и горюче-смазочными материалами.
И сегодня роль горючего для армии и флота трудно переоценить. Нефтепродукты наряду с компонентами ракетного топлива являются основными энергоносителями для двигательных установок вооружения и военной техники. Но главной силой Службы горючего Вооружённых Сил является её личный состав, который ежедневно проявляет образцы профессионализма и ответственности, честного и добросовестного отношения к исполнению воинского долга, убедительно доказывает свою исключительно важную роль и место в системе материально-технического обеспечения войск и сил флота.
В этот праздничный день от всей души желаю военнослужащим и гражданскому персоналу Службы горючего, её ветеранам крепкого здоровья и счастья, благополучия, новых успехов в деле служения родному Отечеству!

Заместитель министра обороны
Российской Федерации
генерал-полковник Д. БУЛГАКОВ.


Служба горючего – молодая структура, но её значение в армии и на флоте огромно. Так, кстати, и во всём мире, когда нефтепродукты решают успех больших и малых дел.
Использование горючего в военном деле началось, конечно, уже давно. В том числе и в России – ещё в 70-х годах позапрошлого века два миноносца Черноморского флота были переведены с угля на мазут. А в Первую мировую войну горючим заправлялись авиаотряды и шесть имеющихся в каждой дивизии автомобилей. Но бурное развитие Службы горючего в нашей стране началось в начале 1930-х годов. Как это происходило? С этим и другими вопросами мы обратились к начальнику Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации полковнику Владимиру МИРОВСКОМУ.

Полковник Владимир Анатольевич Мировский родился в 1968 году в Самаре. Окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище, Военную академию Тыла и транспорта. Службу проходил на различных должностях в Московском, Дальневосточном, Сибирском, Ленинградском военных округах. С декабря 2010 года - начальник Управления ракетного топлива и горючего Департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

– Рост потребления горючего в Вооружённых Силах, – сказал он, – сопровождался повышенными требованиями к количеству и качеству ГСМ, их эксплуатационным свойствам. Это заставило создать организационно-штатную структуру для бесперебойного обеспечения боевой подготовки и укрепления боеготовности армии и сил флота. Создателем и первым руководителем Службы горючего стал комкор Мовчин Николай Николаевич. По его докладу на Реввоенсовете СССР 11 января 1933 года было образовано Управление снабжения топливом РККА, которое после ряда реформ 17 февраля 1936 года стало Управлением снабжения горючим РККА. Эту дату и принято считать днём создания Службы горючего. Мовчину принадлежат слова: «Обратите внимание: центральный аппарат сокращается, но создаётся новый орган управления...»
В последующие годы службой руководили многие достойные генералы и офицеры, каждый из них внёс свой вклад в развитие Службы горючего. Но среди них два человека занимают особое место – это создатель службы комкор Н. Мовчин и генерал-полковник Василий Васильевич Никитин, возглавлявший службу 30 лет. Под его руководством она поднялась до уровня Центрального управления ракетного топлива и горючего Минобороны СССР.
Первый опыт работы в боевых условиях в предвоенные годы служба получила на озере Хасан и на Халхин-Голе, где расход горючего возрос с 8,5 тысячи тонн до 215 тысяч тонн. Состояние системы обеспечения войск горючим было проверено в крупнейших манёврах и учениях под Киевом и Харьковом.
– Владимир Анатольевич, известно, какую колоссальную роль сыграло обеспечение горючим в годы Великой Отечественной войны...
– Служба горючего вступила в войну в основном подготовленной. Трудности были результатом реальной тяжёлой обстановки на фронтах в первый период войны. Кстати, все военачальники РККА в отличие от наших союзников и наших противников в мемуарах не подвергают критике состояние с обеспечением горючим в Красной Армии.
Трудности, конечно, были. Были потери и личного состава, и горючего у западных границ в 1941 году при отступлении. И техника была самая немудрёная – смонтированные на полуторках бензоперекачивающие станции. Запасы горючего подтягивались из глубины страны, с тыловых баз хранения и прямо с заводов, нередко под огнём противника доставлялись на полевые склады специальными железнодорожными «вертушками».
Беспримерный подвиг совершили специалисты службы, прокладывая 30-километровый трубопровод через Ладожское озеро. Он был сооружён даже раньше намеченного срока. С июня 1942 по март 1943 года по нему было перекачано свыше 40 тысяч тонн горючего, что, безусловно, обеспечило прорыв блокады осаждённого Ленинграда. Непосредственное участие воины Службы горючего приняли в Сталинградской битве. В их числе выпускник Саратовского танкового училища лейтенант Иван Николаевич Базанов, будущий генерал-лейтенант, начальник ЦУРТГ. Бои не затихали ни на один день, и в наиболее трудные часы горючее с левого берега Волги доставляли даже на баркасах и вёсельных лодках.
25 августа 1946 года в приказе № 38 оценку Службе горючего в годы войны дал Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин: «Работники Службы снабжения горючим успешно справились с поставленными перед ними задачами по обеспечению фронта. Личный состав достойно выполнил свой долг перед Родиной».
- Известно, что Служба горючего получила мощный импульс развития в шестидесятые годы прошлого века. Она тогда стала именоваться Центральным управлением ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ). Напомните, пожалуйста, о том достопамятном времени.
- Да, было такое время, когда наша страна прорывалась в космос и Служба горючего в числе других оказалась на острие этого прорыва. Многочисленные КБ и НИИ, в том числе и наш 25-й Государственный институт службы горючего, неутомимо трудились над созданием высокоэнергетических компонентов ракетного топлива (КРТ), так как жидкостные двигатели для космических ракет не были пригодны. Американцы же в этом деле по всем параметрам от нас отставали. И вот в начале 1960-х произошёл качественный скачок: была разработана новая топливная пара - горючее гептил и окислитель амил, на базе которых и были созданы межконтинентальные баллистические ракеты, составившие основную мощь РВСН. А уж дальше последовали запуски космических спутников Земли... Наш патриарх горючего генерал-полковник Василий Никитин, генерал-майор Анатолий Братков за проделанную работу были удостоены Государственной премии. Десятки людей получили награды, многие - научные степени.
Должен сказать, что с той поры наряду с решением военно-практических задач, касающихся использования нефтепродуктов, внимание к научным проблемам в этой области в Службе горючего значительно возросло. Тон в этом задавал упоминавшийся выше 25-й Государственный НИИ химмотологии. В службе вырос большой отряд учёных, включающий двух членов-корреспондентов Академии наук, 42 докторов наук, 435 кандидатов наук.
- Служба горючего в послевоенные годы активно участвовала во многих локальных конфликтах и войнах...
- Без неё, естественно, ни один из конфликтов, ни одна миротворческая операция не обходилась. Особое место в истории службы занимала афганская война, в которой наши воины показали профессиональную подготовку и воинскую доблесть. Здесь особенно наглядно проявилась эффективность полевого магистрального трубопровода. Моджахеды понимали важность этого технического средства и стремились любыми способами выводить его из строя, а когда трубопроводчики начинали устранять повреждения, открывали по ним огонь. В таких ситуациях погибли 304 воина, в том числе 42 офицера.
- Настал постсоветский период в жизни армии и страны. Какое состояние было у Службы горючего?
- В мае 1992 года она стала Службой горючего Вооружённых Сил России. Произошли коренные изменения в системе её тылового обеспечения. В новых экономических условиях резко усложнилась задача обеспечения войск всей номенклатурой горюче-смазочных материалов, ракетным топливом и техническими средствами. Вместо фондов на централизованную и децентрализованную поставку государственные органы стали только назначать бюджетные ассигнования на закупку нефтепродуктов. После 1991 года за пределами России оказались оба завода службы - на Украине, многие защищённые базы горючего на других территориях стран СНГ. Пришлось заново организовывать производство важнейших образцов техники. Задача была нелёгкая, стоила больших усилий и материальных средств, но был достигнут результат.
В современных условиях Служба горючего, в основном перейдя к новому облику, продолжает нормально функционировать. Расход горючего Российской армией уменьшился, поскольку уменьшилась и сама армия, но в целом поставки горючего закрывают потребность Вооружённых Сил. Проведённое в 2010 году крупномасштабное учение «Восток-2010» показало, что Служба горючего с поставленной задачей справилась успешно. Реализуются намеченные планы и в настоящее время. На закупку горючего в 2011 году Правительство России выделило большую сумму - 62,5 млрд. рублей.
Решается и такая задача: служба переходит на новый порядок обеспечения войск горючим через сторонние организации - аутсорсинг. Уже в 2010 году было заправлено горючим: кораблей в открытом океане - 28,4 тысячи тонн, автомобилей через АЗС - 22,1 тысячи тонн, самолётов через ТЗК - 22 тысячи тонн. В настоящее время идёт работа по организации заправки летательных аппаратов (ЛА) на аэродромах Минобороны России через единственного поставщика, по примеру того, как уже организована бункеровка кораблей (судов) ВМФ.
Бункеровка кораблей ВМФ в океане, танкеров в портах иностранных государств позволяет исключить расходы топлива на переход танкеров в российские порты и обратно, снизить затраты на поддержание технической готовности танкерного флота.
Межведомственной рабочей группой при Минтрансе России отмечено, что при максимальном числе походов кораблей и судов ВМФ в Аденский залив для противодействия пиратству в районе побережья Сомали (5 в течение года), обеспечение пополнения запасов путём коммерческих методов снабжения позволило снизить затраты федерального бюджета на 760,7 млн. рублей и 982,6 тысячи долларов США.
Иногда жизнь ставит перед Службой горючего неожиданные и очень сложные задачи. Жара в России в 2010 году вызвала массу пожаров. На их ликвидацию были брошены и силы армии. На острие оказались два трубопроводных батальона. Они совершили рейд по труднопроходимой местности, оперативно проложили полевой магистральный трубопровод ПМТП-150 и подали воду к горящим торфяникам. Личный состав трубопроводных частей проявил мужество и отвагу, а командир трубопроводного взвода лейтенант Н. Кузьмин, рискуя жизнью, вывел личный состав и технику из огненного кольца без потерь. Президент России наградил его орденом Мужества.
И на своих повседневных постах офицеры Службы горючего, гражданский персонал выполняют свой долг с достоинством и честью. Это офицеры И. Сенохацкий, В. Секацкий, В. Маркин, С. Землянов, Г. Федорцов, И. Лавренчук, С. Хабаров, Д. Шигонов, С. Быков, В. Середа, В. Василевский, О. Бакалкин.
Сегодня, отмечая очередной юбилей Службы горючего, личный состав с особым уважением обращает своё внимание к заслуженным ветеранам - Е. Максимову, Л. Сошину, В. Коваленко, А. Чиркову, А. Белозерцеву, А. Сиренко, Г. Ширшову, А. Карташову и другим, которые являются ярким примером для подражания.
Ветераны у нас не только пользуются авторитетом, они живут и трудятся в сплочённой межрегиональной организации ветеранов Службы горючего, которая под руководством генерал-майора в отставке Василия Андреевича Сёмина много делает по восстановлению истории нашей службы и сохранению имён её представителей. В этом году ветеранской организации исполнилось 15 лет. И кстати, она занимает одно из лучших мест среди ветеранских организаций Вооружённых Сил.
С профессиональным праздником вас, воины, рабочие и служащие Службы горючего, со знаменательным юбилеем! Доброго здоровья вам и дальнейших успехов!

Вован

Спутники не полетели без гептила - ну и надули щеки от важности. :P
Байконур надолго - навсегда

Salo

А когда день службы окислителя? :lol:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"