Итоги 2022 года, 2023,... прошедшего и прогнозы-ожидания на будущий

Автор АниКей, 22.12.2022 14:21:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей


samaragis.ru

В 2023 году с космодромов запустили 17 самарских ракет-носителей «Союз» - Телеканал СамараГис

В 2023 году с космодромов запустили 17 самарских ракет-носителей «Союз»
В 2023 году с космодромов «Байконур», «Восточный» и «Плесецк» запустили 17 самарских ракет-носителей типа «Союз».
Как уточнили в пресс-службе самарского предприятия, эти ракеты-носители вывели на орбиту космические аппараты «Роскосмоса» (в том числе, грузы и экспедиции к МКС), Минобороны России, спутники коммерческого назначения. Так, в сентябре прошлого года корабль «Союз МС-24» доставила на орбиту самарская ракета-носитель «Союз-2.1а». Участником годовой экспедиции стал и наш земляк — космонавт Олег Кононенко.
На предприятии отметили, что знаковый пуск состоялся 27 июня с космодрома «Восточный»: на орбиту отправили 40 российских и иностранных спутников.
— Одновременный запуск такого количества российских спутников стал рекордным в истории отечественной космонавтики, — добавили на предприятии. — С «Восточного» 11 августа запустили ракету-носитель «Союз 2.1б» с автоматической станцией «Луна-25» — первой с 1976 года отечественной миссией к естественному спутнику Земли.
Последним запуском 2023 года стал старт самарской ракеты-носителя «Союз-2.1б» с военным спутником 21 декабря с испытательного космодрома «Плесецк» в Архангельской области.
16+
Фото: ПАО «ОДК-Кузнецов»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


telegra.ph

Основные тезисы из доклада Илона Маска по итогам SpaceX за 2023 год и планам компании на будущее
SpaceX

О Starship IFT-2:
— Корабль Starship S25 во время прошедшей миссии на самом деле почти достиг орбиты. По иронии судьбы, если бы у него была полезная нагрузка, он бы добрался до орбиты, потому что причина, по которой он на самом деле не смог выйти на орбиту, заключалась в том, что мы сбросили жидкий кислород и в конечном итоге это привело к возгоранию и взрыву. В нормальном полёте у нас не осталось бы этого жидкого кислорода, если бы у нас была полезная нагрузка. Поэтому я думаю, что у нас есть действительно хороший шанс достичь орбиты в третьем полёте, а затем довольно быстро достичь полного и быстрого повторного использования.


О Starship IFT-3:
— В рамках Starship IFT-3 мы хотим выйти на орбиту и запустить двигатель в космосе, чтобы он питался от малого бака и доказать, что мы можем надёжно свести корабль с орбиты
— Мы также хотим провести демонстрацию перекачки топлива в малый бак корабля для NASA (ред. - заметим, что представитель SpaceX накануне заявляла, что компания не планирует делать это именно в рамках предстоящего полёта)
— Протестировать открытие двери Pez-развёртывателя полезной нагрузки
— Возможно, на борту корабля в этом полёте будет тестовая полезная нагрузка.
О следующих итерациях системы:
— Starship V2 и V3 будут рассчитаны на вывод на орбиту 200 т полезной нагрузки (в многоразовом варианте)
— Корабль Starship V2 не увеличится в длину. Это произойдёт с V3. При этом размер системы можно увеличить до 140-150 метров (ред. - сейчас высота Full Stack составляет 121 метр)
— Тяга 33 двигателей следующих итераций системы увеличится до 9072 тс
— Танкер Starship "будет включать до 100 тонн топлива для полёта на Марс" (чтобы это не значило).
О второй башне обслуживания в Starbase:
— Мы действительно собираемся запускать много и всё больше, и модернизировать одну башню обслуживания, одновременно запуская с другой башни. Поэтому две башни в Starbase очень важны
— Вторая башня, скорее всего, будет выше, а существующая будет обновлена. Стартовые башни находятся в таком же итерационном развитии, как и система Starship.
О Starship HLS:
— Мы хотим выйти за рамки требований NASA по программе Artemis и иметь возможность регулярно доставлять на Луну достаточную массу грузов для поддержания лунной базы, в этом вся суть. Мы хотим преуспеть в этом проекте и сделать лунную базу Alpha - реальностью!
О полётах по маршруту Земля-Земля:
— Starship будет много летать. Ему придётся много летать. Так что в конечном итоге он будет летать несколько раз в день из разных мест мира. И я думаю, что есть довольно хороший шанс, что он будет летать по маршруту Земля-Земля. Потому что самый быстрый способ добраться отсюда на другой конец Земли - это межконтинентальная баллистическая ракета, но без ядерной бомбы и с посадкой (смеётся). По сути, это самый быстрый способ куда-то добраться.
О многоразовости и запусках:
— SpaceX планируют сертифицировать ступени Falcon на 40 полётов
— За 2023 года SpaceX вывели на различные орбиты около 1200 т полезных нагрузок
— Компания использовала для повторных полётов ранее летавшие створки обтекателя более 300 раз
— Цель SpaceX выполнить 2 запуска с одной стартовой площадки за 24 часа к концу этого года (ред. - сейчас рекорд составляет 3 дня 21 час)
— Большая цель компании по Starship - регулярная доставка полезной нагрузки на орбиту к концу этого года.
О Starlink:
— Полноразмерные спутники Starlink V2 теперь называются V3, компания планирует начать их запуск до конца 2024 года
— Starlink V2 Mini имеют пропускную способность 165 Гбит/с (V1.5 ~88 Гбит/с)
— Сейчас на спутниках Starlink эксплуатируется 9000 лазеров, они могут работать на дальности до 3000 км, передавая по лазерным каналам связи в космосе в 1000-10 000 раз больше данных, чем любая другая система работающая там ранее. Планируется существенно увеличить это значение, вплоть до миллиона раз
— Текущая цель Starlink — добиться средней задержки ниже 20 мс, а в конечном итоге - 10 мс. Это будет сопоставимо или меньше средней задержки лучших наземных проводных провайдеров
— Версия терминала Starlink Mini появится позже в этом году
— Starship в рамках миссии IFT-3 должен отправить текстовое сообщение об открытии двери Pez-развёртывателя полезной нагрузки и передачи топлива между баками корабля
— Сервис Direct to Cell (прямая связь спутников с мобильными телефонами) может удовлетворить спрос в районах с низкой плотностью населения, но не в городах с высокой плотностью населения, поэтому интернет-провайдерам и сотовым операторам не придётся волноваться из-за конкуренции, чтобы предотвратить внедрение этой технологии... пока...
— SpaceX рассчитывают, что в конечном итоге более половины населения Земли сможет иметь возможность для доступа к Сети с помощью Starlink.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://www.roscosmos.ru/41108/
ЦитироватьИтоги российской космонавтики в 2024 году

20 фото























[свернуть]
Центр внутренних и внешних коммуникаций Госкорпорации «Роскосмос» выбрал наиболее значимые события в российской космонавтике, произошедшие в этом году.

Полномасштабное начало работ по созданию космического комплекса Российской орбитальной станции
В первом квартале 2024 года эскизный проект космического комплекса Российской орбитальной станции (РОС) получил положительное заключение и был утверждён Роскосмосом.
2 июля генеральный директор Госкорпорации Юрий Борисов подписал генеральный график создания космического комплекса РОС. Документ, визы под которым также поставили 19 директоров предприятий основной кооперации, включает работы по проектированию и изготовлению модулей РОС, обеспечению лётных испытаний пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК), созданию ракет-носителей (РН) и объектов наземной космической инфраструктуры, а также по сопровождению проекта научными институтами отрасли.
В тот же день были подписаны государственные контракты с Ракетно-космической корпорацией «Энергия» (входит в Роскосмос) на создание космического комплекса РОС и космического комплекса с ПТК и РН тяжёлого класса «Ангара» на космодроме Восточный.
Станцию планируется развернуть в два этапа на высокоширотной околоземной орбите наклонением 96,8°. На первом этапе намечаются запуски научно-энергетического модуля (в 2027 году), универсального узлового и шлюзового модулей (в 2028 году) и базового модуля (в 2029 году), на втором этапе — двух целевых модулей (в 2032 году).
Для транспортно-технического обеспечения РОС на этапе развёртывания и начальном этапе эксплуатации будет использоваться ПТК. В ходе работ по его созданию изготавливаются макеты и проводятся комплексные испытания, среди которых — вертолётные испытания в объёме четырёх сбросов (до 2027 года), испытания корабля в режимах аварийного спасения при нештатной ситуации на стартовом комплексе (в 2026 году) и в зоне максимальных скоростных напоров (в 2027 году). В 2028 году планируются лётные испытания ПТК, состоящие из трёх полётов — одного беспилотного и двух пилотируемых.
Для доставки грузов на РОС планируется использовать грузовые корабли «Прогресс РОС».
Всего в 2027-2033 годах для развёртывания станции и поддержания её функционирования понадобятся 15 пусков РН «Ангара-А5М» (включая ракеты, изготавливаемые в рамках опытно-конструкторской работы «Амур») и 19 пусков РН «Союз-2.1б».
Создание РОС позволит обеспечить непрерывное продолжение российской пилотируемой программы с учётом прекращения участия Российской Федерации в проекте Международной космической станции (МКС), решать задачи научно-технического развития и народного хозяйства, не доступных на российском сегменте МКС в силу технологических ограничений и условий международных соглашений. РОС будет использована в качестве платформы для отработки космических технологий. Будут подтверждаться лётные характеристики аппаратуры, применяемой в дальнейшем в серийном производстве на других космических аппаратах (КА), и отрабатываться технологии полётов в дальний космос.
Объёмы и энергетика РОС обеспечат использование станции в качестве космической производственной базы, что позволит: организовать производство уникальных материалов; сборку крупногабаритных и трансформируемых конструкций в космических условиях; отработать технологии производства вакцин и их компонентов, биопродуктов; создать пилотируемую лабораторию космических исследований. Новая станция будет обладать ресурсами для исследования Земли и Солнечной системы в областях: астрофизики, океанологии и океанографии, исследования водных ресурсов, гидрометеорологии, исследования верхних слоев атмосферы, мониторинга климатических изменений; гелио- и геофизики, глобального мониторинга ионосферы и магнитосферы Земли.
 
Первый пуск ракеты «Ангара» с Восточного
В январе 2024 года на космодром Восточный была доставлена первая РН тяжёлого класса «Ангара-А5» для проведения первого этапа лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) космического ракетного комплекса (КРК) «Амур». РН «Ангара-А5» — экологически чистая, не использует токсичные компоненты топлива, в отличие от РН «Протон-М», которую «Ангара» полностью заменит в ближайшей перспективе.
В марте собранную ракету космического назначения (РКН) в составе РН «Ангара-А5», разгонного блока (РБ) «Орион» и испытательной полезной нагрузкой (ИПН) вывезли на стартовый комплекс площадки 1А.
Пуск РКН состоялся 11 апреля — РН «Ангара-А5» отработала штатно, РБ «Орион» успешно доставил ИПН на заданную геостационарную орбиту (круговая орбита высотой 36 тыс. км), попутно отделив на низкой орбите малый космический аппарат «Гагаринец».
Второй этап ЛКИ КРК «Амур» с модернизированной РН тяжёлого класса «Ангара-А5М» планируется начать на Восточном в 2027 году. Первая и вторая ступени данной РН будут оснащены модернизированным жидкостным ракетным двигателем РД-191М, который отличается от базового РД-191 форсированной на 10% тягой, что повышает возможности «Ангары» для выведения полезной нагрузки.
 
Продолжение серии безаварийных пусков ракет
В 2024 году состоялось 17 пусков российских РН: восемь — с космодрома Байконур, пять — с космодрома Плесецк и четыре — с космодрома Восточный. Среди них 15 стартов РН семейства «Союз-2» (восемь «Союзов-2.1а», шесть «Союзов-2.1б» и один «Союз-2.1в») и два — РН семейства «Ангара» (одна «Ангара-1.2» и одна «Ангара-А5»). Все пуски прошли успешно, на околоземные орбиты выведены 99 КА.
Таким образом, с 2018 года продолжается рекордная серия безаварийных пусков российских РН, которая к концу 2024 года достигла 134 стартов.
5 ноября 2024 года РН «Союз-2.1б» с РБ «Фрегат» с Восточного на орбиты были выведены 51 российский КА — два научных спутника «Ионосфера-М» и 49 малых КА, созданных, в частности, в рамках программы «УниверСат» и в интересах проекта Space-Pi. Одновременный запуск такого количества российских КА стал рекордным в истории отечественной космонавтики.
Также в этом году состоялись юбилейные старты: 4 декабря — 1000-й пуск ракеты семейства Р-7 с Плесецка, 25 декабря — 2000-й в истории пуск ракеты семейства Р-7.
 
Рекордные полёты на Международной космической станции
В этом году к МКС были запущены два пилотируемых корабля — «Союз МС-25» и «Союз МС-26» и четыре грузовых корабля — «Прогресс МС-26», «Прогресс МС-27», «Прогресс МС-28» и «Прогресс МС-29».
Космонавты Роскосмоса Олег Кононенко, Николай Чуб, Константин Борисов, Александр Гребёнкин, Алексей Овчинин, Иван Вагнер и Александр Горбунов в ходе 70-й, 71-й и 72-й длительных экспедиций на МКС выполнили обширную программу научно-прикладных исследований и экспериментов. Были проведены два выхода в открытый космос по российской программе с установкой научной аппаратуры для экспериментов «Кварц-М», «Перспектива-КМ» и «Монитор всего неба» на внешней поверхности станции.
В марте-апреле 2024 года на МКС была осуществлена 21-я экспедиция посещения с космонавтом Роскосмоса Олегом Новицким и участницей космического полёта из Республики Беларусь Мариной Василевской.
23 сентября завершился рекордный по длительности космический полёт по программе МКС Олега Кононенко и Николая Чуба — 373 суток 20 часов 14 минут 28 секунд. По итогам этой экспедиции Олег Кононенко установил мировой рекорд по суммарной продолжительности космических полётов — 1110 суток 14 часов 58 минут 43 секунды.
Начиная с 2025 года длительности полётов кораблей «Союз МС» планируется увеличить с шести до семи-девяти месяцев, что позволит сэкономить по одному кораблю каждые два года.
Также в следующем году для поддержания надёжности функционирования МКС и гарантированного присутствия как минимум одного российского космонавта на российском сегменте и как минимум одного американского астронавта на американском сегменте станции будет подписано третье дополнение к договорённости между Роскосмосом и NASA по полётам интегрированных экипажей на МКС (перекрёстным полётам). Соглашением будут дополнительно предусмотрены два полёта астронавтов NASA на кораблях «Союз МС-28» и «Союз МС-29» в 2025 и 2026 годах, соответственно, и три полёта космонавтов Роскосмоса на кораблях Crew Dragon (ещё один дополнительный полет в 2025 году и по одному в 2026 и 2027 годах).
 
Объявление победителей четвёртого открытого отбора в отряд космонавтов
По итогам четвёртого открытого отбора в отряд космонавтов Роскосмоса 27 мая 2024 года межведомственная комиссия рекомендовала назначить на должности кандидатов в космонавты-испытатели Анастасию Бурчуладзе, Эльчина Вахидова, Владимира Ворожко и Александра Жеребцова.
В ходе отбора, прошедшего в 2023 году, было рассмотрено 296 заявлений с пакетами документов от претендентов, из которых 80 принадлежало женщинам. При этом 72 заявления было направлено военнослужащими, 51 — специалистами ракетно-космической промышленности.
В сентябре 2024 года четверо отобранных кандидатов в космонавты-испытатели приступили к двухлетней общекосмической подготовке. За 3695 учебных часов им предстоит изучить теоретические основы космонавтики, конструкцию, бортовые системы и оборудование пилотируемых кораблей. Пройти подготовку к выполнению научно-прикладных исследований и экспериментов, комплексную подготовку и подготовку к выходам в открытый космос. Также в учебной программе обязательна подготовка к действиям после посадки пилотируемых кораблей в экстремальных условиях различных климатогеографических зон: зимнее выживание и морское выживание, специальная лётная и парашютная подготовка, медико-биологическая подготовка, психологическая и гуманитарная подготовка.
В сентябре 2026 года новичков ждут государственные экзамены и, если они успешно сдадут их, то получат квалификацию «космонавт-испытатель».
 
Пополнение орбитальной группировки
27 апреля 2024 года государственная комиссия по результатам лётных испытаний высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы «Арктика-М» с КА «Арктика-М» № 2 (запущен в декабре 2023 года) решила принять спутник в эксплуатацию. Таким образом, впервые в мире Российской Федерацией создана гидрометеорологическая космическая система из двух КА «Арктика-М», обеспечивающая непрерывное наблюдение арктического региона Земли и прилегающих территорий. До 2031 года группировку системы планируется пополнить ещё четырьмя такими спутниками.
29 февраля 2024 года с космодрома Восточный РН «Союз-2.1б» с РБ «Фрегат» выведен на орбиту гидрометеорологический КА «Метеор-М» № 2-4. В четвёртом квартале после завершения лётных испытаний космического комплекса (КК) «Метеор-3М» с КА «Метеор-М» № 2-4 госкомиссия решила принять КА и КК в эксплуатацию. В группировку КК входят три спутника «Метеор-М», на 2027-2028 годы запланированы запуски КА «Метеор-М» № 2-5 и № 2-6.
31 марта и 25 декабря 2024 года с космодрома Байконур РН «Союз-2.1б» запущены оптико-электронные спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Ресурс-П» № 4 и «Ресурс-П» № 5. В июне КА «Ресурс-П» № 4 был введён в эксплуатацию. В 2026-2027 годах ожидается выведение на орбиту модернизированных спутников «Ресурс-ПМ» № 1 и № 2.
5 ноября 2024 года с Восточного РН «Союз-2.1б» с РБ «Фрегат» запущены КА мониторинга гелиогеофизической обстановки «Ионосфера-М» № 1 и № 2, а также девять малых спутников в рамках программы «УниверСат» для решения метеорологических и гелиогеофизических задач в интересах Росгидромета. В 2025 году планируется выведение на орбиту КА «Ионосфера-М» № 3 и № 4.
30 ноября 2024 года с Восточного РН «Союз-2.1а» с РБ «Фрегат» запущен радиолокационный спутник ДЗЗ «Кондор-ФКА» № 2. К 2029-2030 годам орбитальную группировку, включающую два КА «Кондор-ФКА», намечается пополнить ещё двумя аналогичными спутниками.
Кроме того, в 2025 году ожидаются запуски спутников ДЗЗ — стереоскопических «Аист-2Т» № 1 и № 2, радиолокационного «Обзор-Р» № 1 и гидрометеорологического «Электро-Л» № 5.
 
Реализация федерального проекта «Сфера»
В этом году продолжилось выполнение федерального проекта «Сфера», включающего орбитальные группировки КА связи и ДЗЗ.
Для выполнения первоочередных работ по проекту в 2021 году из федерального бюджета были выделены 7,0 млрд рублей субсидий организациям Роскосмоса: Центральному научно-исследовательскому институту машиностроения — для проведения научно-исследовательских работ «Лазер», «Цифра», «Типоряд» и услуги по их сопровождению, компании «РЕШЕТНЁВ» — для работ по системам «Скиф» и «Марафон». В результате были достигнуты положительные основополагающие результаты.
По направлению «Типоряд» в 2024 году была разработана одноимённая масштабируемая унифицированная космическая платформа, предназначенная для создания на её основе в короткие сроки малых КА различного назначения. Полученный экспериментальный образец и его составные части будут применены в ходе наземной отработки создаваемых в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Роскосмос) двух экспериментальных оптико-электронных спутников ДЗЗ «Беркут-ВР» и одного экспериментального радиолокационного спутника ДЗЗ «Беркут-РСА». Их запуски планируются в 2026-2027 годах. В дальнейшем ожидается увеличение группировок: «Беркут-ВР» — до 30 КА, «Беркут-РСА» — до 24 КА.
По направлению «Цифра» были созданы ключевые элементы экспериментального образца гибкой цифровой полезной нагрузки с возможностью реконфигурации и перепрограммирования на орбите с целью проверки и обоснования основных технических решений, параметров и характеристик, предназначенных для использования в перспективных низкоорбитальных КА связи. Эти результаты, в частности, планируется применять в качестве основы для перспективной опытно-конструкторской работы «Цифра» с целью создания гибкой цифровой полезной нагрузки перспективных низкоорбитальных систем спутниковой связи.
По направлению «Лазер» для увеличения скорости передачи информации были разработаны, изготовлены и успешно прошли испытания экспериментальные образцы наземных и бортовых терминалов высокоскоростной космической лазерной связи. В дальнейшем планируется провести лётно-экспериментальные исследования бортовых терминалов в составе КА «Беркут-ВР».
В рамках проекта «Сфера» к 2027 году планируется развернуть конвейерное производство спутников передачи данных «Марафон» в компании «РЕШЕТНЁВ» и оптико-электронных и радиолокационных спутников «Беркут» — в НПО Лавочкина.
В мае 2024 года был заключён контракт на создание четырёх КА широкополосного доступа в Интернет «Скиф», которые вместе с двумя заказанными в 2023 году, намечается вывести на орбиту в 2027-2028 годах. В дальнейшем ожидается увеличение данной группировки до 12 спутников.
В этом году продолжалось изготовление КА передачи данных «Марафон». Запуск экспериментального и опытного образцов спутников планируется в 2025 году, пяти предсерийных — в 2026 году, 132 серийных — в 2027-2029 годах. Впоследствии ожидается увеличение данной группировки до 264 КА.
В 2024 году продолжалось создание высокоэллиптических спутников связи «Экспресс-РВ» для формирования в 2026 году орбитальной группировки из 4 КА. Также шло создание телекоммуникационных КА «Экспресс-АМУ4» и «Ямал-501», запуски которых намечаются в 2026 году.
Кроме того, в этом году велось создание двух экспериментальных оптико-электронных спутников ДЗЗ «Пиксел-ВР», выведение которых на орбиту ожидается в 2026 году.
Также в НПО Лавочкина началась работа по созданию демонстрационного оптико-электронного КА ДЗЗ «Беркут-ВД» со сверхвысоким линейным разрешением 0.5 метра.
Помимо этого, в 2024 году завершились приёмо-сдаточные испытания четырёх экспериментальных оптико-электронных спутников ДЗЗ «Грифон», запуск которых планируется осуществить в 2025 году. Начиная с 2026 года запланировано развёртывание орбитальной группировки серийных спутников «Сфера-Грифон» с доведением их до штатного состава из 132 КА.
9 октября 2024 года на Петербургском международном газовом форуме была подписана дорожная карта вхождения Роскосмоса через Объединённую ракетно-космическую корпорацию в состав участников компании «Газпром СПКА». Реализация дорожной карты позволит осуществлять на сборочном производстве КА компании «Газпром СПКА» совместные проекты с Госкорпорацией для широкого спектра заказчиков. В частности, для проекта «Сфера» будут созданы перспективные спутники для Группы Газпром: два телекоммуникационных КА «Ямал» и девять оптико-электронных и радиолокационных КА ДЗЗ «Смотр».
 
Международное сотрудничество
В 2024 году Роскосмос продолжил взаимодействие с дружественными странами Азии, Африки, Центральной и Южной Америки.
В соответствии с планом мероприятий председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 году Госкорпорация «Роскосмос» организовала и провела три официальных заседания рабочей группы и одно заседание совместного комитета по сотрудничеству в области космоса в рамках соглашения о сотрудничестве в области спутниковой группировки ДЗЗ стран БРИКС от 8 августа 2021 года, встречу глав космических агентств стран БРИКС и конференцию предприятий космической отрасли стран БРИКС.
В феврале и ноябре этого года с космодрома Восточный РН «Союз-2.1б» с РБ «Фрегат» были запущены три иранских спутника (Pars-1, Hodhod и Kosar), российско-китайский «Дружба АТУРК» и российско-зимбабвийский ZimSat-2. В 2025 году также планируются запуски иностранных КА с российских космодромов.
В 2024 году продолжалось создание российско-белорусского оптико-электронного спутника ДЗЗ РБКА, выведение которого на орбиту ожидается в 2028 году.
Вместе с Китаем и другими странами велась разработка Международной научной лунной станции. В качестве вклада России в проект планируется, в частности, в 2033-2035 годах доставить и установить на поверхности Луны ядерную энергетическую установку.
 
Создание новых средств выведения
В 2024 году Ракетно-космический центр «Прогресс» (входит в Роскосмос) закончил разработку технического проекта на КРК «Амур-СПГ» с РН среднего класса «Амур», которая будет использовать в качестве компонентов топлива жидкий кислород и сжиженный природный газ и иметь возвращаемую первую ступень.
Посадку многоразовой первой ступени планируется отработать с помощью 
ступеней-демонстраторов, создание которых запланировано с 2025 года. Первый пуск РН с космодрома Восточный планируется в 2030 году.
В 2024 году продолжались работы по созданию КРК «Старт-1М» с конверсионной твердотопливной РН. Основным местом испытаний и эксплуатации КРК «Старт-1М» определён Восточный, на котором по результатам работы рекогносцировочной комиссии были определены места для подготовки и пуска РН. Первый пуск РН планируется в 2026 году.
Также в 2024 году совместно с Казахстаном продолжалось создание КРК «Байтерек» с РН среднего класса «Союз-5». Проводится изготовление первой ракеты, пуск которой с космодрома Байконур ожидается в 2025 году.
 
Развитие космодрома Восточный
В 2024 году на космодроме Восточный продолжалось завершение строительства объектов первой очереди и строительство объектов второй очереди.
Основной среди них — стартовый комплекс на площадке 1А, с которого в апреле начался первый этап ЛКИ КРК «Амур» с РН «Ангара-А5». На стартовом комплексе ведётся подготовка ко второму этапу ЛКИ КРК «Амур» с РН «Ангара-А5М» и лётным испытаниям ПТК. В 2026-2028 годах планируется доработка стартового комплекса для обеспечения пусков РН «Ангара-1.2».
24 сентября 2024 года введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса с сопутствующей инфраструктурой аэропортового комплекса, что позволяет выполнять технические рейсы воздушными судами государственной авиации Роскосмоса.
Также продолжалось строительство нового монтажно-испытательного корпуса подготовки РБ и автоматических и пилотируемых КА для запуска ракетами «Ангара».
Кроме того, шла разработка технического проекта на создание стартового комплекса КРК «Амур-СПГ» и были определены места для размещения технического и стартового комплексов для подготовки и пусков РН «Старт-1М».
 
Космическая наука
В июле 2024 года исполнилось пять лет работе в космосе рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ». В течение года она с помощью телескопа ART-XC имени М.Н. Павлинского проводила полные обзоры всего неба. Был составлен новый каталог, в который вошли 1 545 источников рентгеновского излучения (в том числе 10% новых), зарегистрированных телескопом ART-XC в ходе пяти обзоров неба в 2019-2022 годах. Среди них — около 900 активных ядер галактик (сверхмассивные чёрные дыры в центрах далёких галактик, которые активно притягивают окружающее их вещество) и почти 200 катаклизмических переменных (двойные системы с аккрецией вещества на белый карлик в нашей Галактике). Обзоры неба телескопом ART-XC планируется продолжать до конца 2025 года.
В 2024 году продолжилось создание биологического спутника «Бион-М» № 2, который в следующем году намечается отправить на орбиту, на которой впоследствии развернут РОС. В течение месяца на КА будут совершать полёт животные для оценки влияния космической радиации на их организмы.
В 2024 году также велась разработка лунных автоматических станций — орбитальной «Луны-26» и посадочной «Луны-27». «Луне-26», запуск которой планируется в 2027 году, предстоит выполнить дистанционное зондирование естественного спутника Земли, «Луне-27» в 2028 году — совершить посадку на южном полюсе Луны для взятия и анализа образцов грунта.
Кроме того, в 2024 году шло проектирование космического комплекса на базе транспортно-энергетического модуля с ядерной энергодвигательной установкой для изучения дальнего космоса.
 
Государственно-частное партнёрство
22 июля 2024 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий вопросы государственно-частного партнёрства (ГЧП) в сфере космической деятельности. Закон предусматривает возможность заключения концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, наделяет Роскосмос полномочиями концедента/публичного партнёра по данным соглашениям и определяет объекты соглашений, к которым отнесена космическая инфраструктура и космические объекты. Реализация положений закона позволит привлечь частные инвестиции в ракетно-космическую промышленность и будет способствовать развёртыванию и увеличению орбитальной группировки, развитию наземной космической инфраструктуры. Механизм ГЧП и концессий должен в перспективе простимулировать переход от исключительного дотирования российской космической отрасли бюджетом к привлечению частных инвестиций в развитие отрасли и развитию передовых технологий в области ДЗЗ, спутниковой связи и навигации, высокодетальной оптической и радиолокационной космической съёмки.
Примером ГЧП в космической сфере стало заключение в марте между Госкорпорацией, Опытно-конструкторским бюро «Пятое Поколение» («ОКБ5») и компанией «Спутниковая система «Гонец» (входит в Роскосмос) договора о создании перспективной многоспутниковой орбитальной группировки малых КА связи «Гонец.МКА» и соответствующей наземной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций. По оценке «ОКБ5», запуск первых двух спутников запланирован в 2025 году, расширение группировки до 40 КА — до конца 2027 года.
В ноябре 2024 года Роскосмос и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписали соглашение, которое поспособствует увеличению орбитальной группировки и развитию цифровых сервисов с использованием спутниковых технологий для широкого круга потребителей. Кроме того, стороны договорились о взаимодействии по программе льготного лизинга КА, что позволит привлечь средства из внебюджетных источников. ГТЛК уже заключило первый в России договор о лизинге спутников — трёх КА ДЗЗ «Зоркий-2М» Группы компаний «Спутникс» со сроком на пять лет.
Кроме того, в 2024 году были направлены бюджетные ассигнования в размере до 1,4 млрд рублей для заключения форвардных контрактов с частными компаниями по выкупу получаемых с их КА данных ДЗЗ, создаваемых в рамках федерального проекта «Развитие высокотехнологичного направления «Перспективные космические системы и сервисы». Первый контракт на выкуп данных заключён с Группой компаний «Спутникс».
Спойлер
 
Стратегическое сотрудничество с Госкорпорацией «Росатом»
В октябре 2024 года между Роскосмосом и Росатомом была подписана дорожная карта с целью развития коммерческого взаимодействия. Документ включает мероприятия по развитию совместных бизнес-проектов обеих госкорпораций как в интересах деятельности каждой из них в пользу другой, так и в совместном использовании имеющихся научных и производственных ресурсов по созданию, внедрению и продвижению продуктов и услуг, в том числе на международном уровне.
 
Испытание первого российского комплекса для гидроразрыва пласта
В июне 2024 года Роскосмос, Корпорация «Московский институт теплотехники», Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады» (входят в Госкорпорацию) и компания «Газпром нефть» на месторождениях в Западной Сибири завершили отраслевые испытания первого отечественного флота для гидравлического разрыва пласта (ГРП). Они подтвердили эксплуатационные характеристики оборудования, его соответствие стандартам и готовность к серийному производству и промышленному применению. ГРП — главный метод повышения нефтеотдачи, без которого невозможна разработка большинства месторождений. Флот состоит из станции управления, насосного и смесительного оборудования для закачки жидкостей, полевой лаборатории и другой специальной техники.
Также в этом году Усть-Катавский вагоностроительный завод (входит в Роскосмос) продолжал поставку трамвайных вагонов в российские города — Краснодар, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Томск, Хабаровск и Челябинск. Также в Челябинске и Екатеринбурге был представлен новый трёхсекционный низкопольный трамвайный вагон 71-639 «Кастор».
[свернуть]

zandr

https://tass.ru/interviews/22757011
ЦитироватьГендиректор "Космической связи": хотим внедрить Wi-Fi на самолетах до 2028 года

Алексей Волин. Александр Щербак/ ТАСС
Алексей Волин  © Александр Щербак/ ТАСС
Автор  Илья Врубель
Российский государственный оператор спутниковой связи "Космическая связь" (ГП КС) управляет крупнейшей в стране геостационарной группировкой из 12 аппаратов, способных предоставлять услуги клиентам на всех континентах, кроме Антарктиды. О достижениях предприятия за уходящий год и планах на будущее в интервью ТАСС рассказал генеральный директор ГП КС Алексей Волин

— Спасибо большое, что согласились пообщаться, Алексей Константинович. Расскажите, каким для ФГУП "Космическая связь" стал уходящий год.
— 2024 год стал для ГП КС крайне успешным. И это полностью совпало с теми прогнозами, которые мы делали ранее. Потому что, когда мы проводили конференцию операторов и пользователей спутниковой связи и вещания SATCOMRUS, мы говорили о том, что 2022 год был годом испытаний, 2023-й — годом возвращения к нормальности, а 2024-й должен стать годом развития. Так и произошло. Достаточно красноречивый факт: к 4 декабря предприятие выполнило годовой план по выручке 14 млрд рублей, а по состоянию на конец года выручка превысила 15 млрд.
В этом году мы вместе с АО "Решетнев" продолжили строительство нового отечественного космического аппарата "Экспресс-АМУ4". На сегодняшний день уже началась физическая сборка спутника, готовятся к монтажу отдельные приборы и узлы.
У нас большие планы по расширению центров космической связи (ЦКС), в том числе с учетом перспективных проектов "Гонец", "Экспресс-РВ", "Марафон", которые мы обсуждаем с коллегами из Роскосмоса. Им потребуется наземная инфраструктура, и ГП КС предоставляет свои возможности и мощности на земле для испытаний.
В этом году мы расширили число стран присутствия за рубежом. ФГУП "Космическая связь" никогда не закрывалось в границах Российской Федерации, и соотношение зарубежных и внутрироссийских контрактов у нас как было примерно 50 на 50, так и остается
Отдельно имеет смысл рассказать об успехах в устранении цифрового неравенства. На сегодняшний день по программе УЦН, куда мы входим в качестве партнера ПАО "Ростелеком" и его дочернего предприятия АО "РТКомм.РУ", более 100 населенных пунктов подключено к интернету при помощи спутника.

— Начиная отсчет с какого момента?
— Это второй год, как мы участвуем в УЦН. Соответственно, это 2023–2024 годы.
Мы продолжили работу в той нише, которую давно занимаем, — это интернет и связь на морских судах. 515 кораблей находятся внутри нашей сети морского VSAT. И еще более 500 судов являются клиентами других операторов, но используют аппараты ГП КС
Загрузка наших космических аппаратов (КА) остается на хорошем уровне — выше 82%, это очень хороший показатель для отрасли.

— В апреле вы давали интервью моей коллеге на полях выставки "Россия" и отметили тогда, что ресурс спутников был на пределе.
— 80 с лишним процентов — это и есть на пределе. Вы всегда должны иметь резерв. Это как ситуация с гостиничным фондом: отель не может быть заполнен на 100%. Так и у нас: 75–80% считается нормальной загруженностью для спутника, а у нас она даже выше.
Еще из достижений — у нас продолжает расти производительность труда. И в этом году, по нашим прогнозам, она по итогу 2024 года вырастет примерно на 5%.
ГП КС продолжает занимать 11-е место в мире среди операторов группировок на геостационарной орбите (ГСО) по выручке в долларовом эквиваленте. Если говорить про объем предоставляемых услуг, то мы входим в десятку.

— Позвольте по спутниковому ресурсу уточнить. Сейчас загрузка аппаратов находится на уровне чуть больше 80%. А на сколько она увеличилась за год?
— Если говорить о всей группировке, то она осталась примерно на том же уровне. Большие цифры сложно увеличить принципиально. Но у нас было два недозагруженных аппарата — "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-80". Использование их емкости выросло на 10%. Хотя сегодня и удержать имеющиеся показатели — тоже важная задача. Не забывайте, что в стране активно идет прокладка оптоволокна. Поэтому мы наблюдаем две тенденции: становится больше число людей, пользующихся интернетом через оптоволокно. Они перестают быть потребителями спутниковой связи. Но параллельно с этим у тех, кто остается подключенным к спутнику, объем потребления трафика растет.

— На конференции SATCOMRUS вы рассказали, что помимо "Экспресс-АМУ4" до 2030 года "Космической связи" нужно заменить еще семь аппаратов на ГСО. Они тоже будут с полностью отечественными комплектующими?
— Да, абсолютно.

— И когда планируется начать работу по ним?
— Могу сказать так: работа по ним уже началась. Потому что до того, как заказывать аппараты, проводить конкурс на производство и начинать физическое изготовление, их нужно сначала спроектировать.
Одним из результатов 2024 года, о котором стоит сказать, стало то, что именно в этом году мы сформировали общий облик группировки и определили технические требования к каждому из семи КА, которые должны быть произведены до 2030 года включительно

— Они сейчас на этапе технического проектирования или эскизного? Или это все один большой проект?
— На геостационарной орбите каждый спутник всегда индивидуален. Они сейчас на стадии технического задания для проектировщика, которое позволяет провести конкурс. Потому что финальный внешний вид до гайки определится уже в чертежах аппарата после того, как мы проведем конкурс. И соответственно, это будет задача производителя — сначала нарисовать подробную схему спутника, а потом его изготовить. Но эскизы КА, какими мы хотим их видеть, со всеми техническими требованиями, на сегодняшний день у нас готовы.

— По вашим оценкам, когда, например, могут стартовать работы над "железом" для спутника, следующего за "Экспресс-АМУ4"?
— Мы думаем, что они могут начаться в 2026 году. Данному этапу предшествует стадия проектирования, причем это сейчас происходит не на бумаге, как вы понимаете, а в "цифре", в виде 3D-модели. А затем, тоже до "железного" исполнения, формируется кооперация, в рамках которой будет реализовано производство и поставка комплектующих (второе мы пока еще не называем работами "в железе").
И только после этого собирается космический аппарат. Если мы говорим об "Экспресс-АМУ4", то в "железе" мы его увидели только в 2024 году. А работа над ним началась еще в 2022-м.

— Спасибо за пояснение. В апреле вы также рассказали, что на тот момент доля импортозамещенного софта на предприятии составляла 60%, а к концу года будет 90%...
— Уже составила.

— ...а на объектах критической инфраструктуры — 100%.
— Тоже уже достигли этой отметки.

— Замечательно. Первый показатель до 100% в какие сроки планируете довести? В следующем году успеете?
— Я думаю, что в следующем году мы это сделаем. Но тут надо иметь в виду следующее: все старые элементы софта, которые не влияют непосредственно на управление спутниками и объектами критической инфраструктуры, а также продолжают функционировать на старом "железе", будут и дальше использоваться. Но все новое мы точно берем отечественного производства. Уже есть и автоматизированные рабочие места, и серверы, и программное обеспечение от российских разработчиков.

— Сейчас вы упомянули, что целевая цифра по импортозамещенному софту достигнута. Она составляет ровно 90% или у вас есть какие-то точные показатели?
— Думаю, я не ошибусь, если скажу, что к концу года она будет чуть больше 90%.

— В этом году вы отмечали, что сейчас идет апробация системы высокоточного позиционирования для сельхозтехники. Как она проходит? Когда состоится коммерческая имплементация? Или это вопрос к вашим коллегам из АО "ГЛОНАСС"?
— С коллегами из АО "ГЛОНАСС" мы очень хорошо эту систему реализовали. Более того, во время работы над ней мы поняли, что у нас с ГЛОНАСС в целом очень большое поле для дальнейшего сотрудничества и по другим проектам.
В 2024 году технология была протестирована в полевых условиях, на различных образцах сельскохозяйственной техники. Мы поняли, что ее можно внедрять как в европейской, так и в азиатской частях страны, потому что у нас и там и там есть ресурс, который можно задействовать. Мы также нашли несколько российских IT-компаний в области сельхозтехники, и они заинтересовались нашим проектом. Важно, что мы точно не собираемся выступать продавцами готовых продуктов. Наша задача — увидеть там спутниковую составляющую, провести испытания и предоставить свои мощности. Мы уже смогли найти решение, которое можно предлагать рынку, и я очень надеюсь, что со следующего года начнутся первые продажи, которые позволили бы говорить о сотнях, а может, даже и о тысячах единиц сельхозтехники, использующих этот отечественный сервис.

— Cо следующего года?
— С 2025 года. В условиях Российской Федерации декабрь — не самый востребованный месяц с точки зрения сельскохозяйственной техники, особенно комбайнов.

— И правда. Как вы раньше говорили, работа над системой получения высокоточных координат позволила вам и коллегам из АО "ГЛОНАСС" открыть для себя много новых совместных направлений, в том числе в области морской геологии.
— Да. Кроме этого, мы видим хорошие перспективы на речном транспорте и в лесном хозяйстве.

— Заинтересована ли "Космическая связь" в реверс-инжиниринге терминалов Starlink?
— Нет, мы предоставляем услуги с геостационарной орбиты, а спутники Starlink летают на своих орбитах. Это слишком низко для нас.

— Какие у предприятия цели на грядущий год?
— Я думаю, главный план касается обновления группировки и начала практического создания новых космических аппаратов. Второй большой блок — это дальнейшая модернизация имеющейся наземной инфраструктуры, а именно ЦКС.
Мы намерены продолжать активную деятельность на международном рынке и надеемся увеличить число государств, сотрудничающих с нами.
На сегодняшний день ГП КС оказывает услуги более чем в 60 странах. Не исключаю, что их будет больше. А даже если нет, то точно вырастут объемы предоставляемых услуг за рубежом
Мы надеемся в 2025 году вместе с нашими коллегами провести испытания отечественных решений в области абонентских терминалов. В этом году мы уже протестировали модемы. Вполне возможно, что в следующем году эти модемы пойдут в серию, потому что в этой части все уже доделано. Следующая вещь, которую нужно создать, — это хаб, с которого, соответственно, идет раздача. По хабам ставим срок на следующий год. Еще одно направление — это вышеупомянутое сотрудничество с АО "ГЛОНАСС".
Кроме этого, мы с коллегами из науки и индустрии думаем по поводу такой задачи, как отечественный терминал и устройства для интернета на борту создаваемых российских самолетов. Потому что на сегодняшний день, как вы знаете, авиалайнеры наших авиакомпаний, на которых стояли иностранные сервисы, от интернета отключены, так как были настроены на зарубежные космические аппараты. И сейчас мы видим большую потребность со стороны рынка в обеспечении пассажиров возможностью пользоваться интернетом на борту.

— В Минцифры, помнится, анонсировали внедрение Wi-Fi на самолетах в 2028 году с помощью низкоорбитальных спутниковых группировок.
— Это то, что делает "Бюро 1440". Но всегда лучше иметь несколько вариантов. И мы со своей стороны попробуем решить эту задачу даже раньше, потому что привыкли быть в передовиках.