Проблемы управления креном для ВКС

Автор blik, 20.07.2025 12:54:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

blik

Влияние отклонения элевонов космического челнока «Спейс Шаттл» (орбитера) меняется по мере спуска с орбиты. Это связано с особенностями аэродинамики на разных этапах полёта и необходимостью управления положением корабля в атмосфере.
Положительное отклонение элевона на гиперзвуке в большей степени приводит к увеличению сопротивления, чем к увеличению подъемной силы. Это разворачивает ВКС по направлению в сторону отклоненного элевона - неблагоприятное рыскание. Что увеличивает подъемную силу на противоположном подветренном крыле и поворачивает ВКС по крену, опуская крыло с отклоненным элевоном. При скоростях меньше 4М отклонение элевонов меняется на обычное.
Таким образом при посадке ВКС есть зона скоростей смены реакции элевонов с обратной (на гиперзвуке) на прямую. А значит, в этой зоне реакция на элевоны практически нулевая.
Способы борьбы - отклонение управляющих поверхностей по продольной оси, как у Бор-4, ДримЧейзер. Или как у СтарШип (по сути, тоже самое).
Есть ли другие варианты единообразного управления креном ВКС на всем протяжении спуска от гиперзвука до посадки?
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

telekast

Интерцепторы, например. Хотя реверс элеронов штука известная достаточно давно, кмк и учесть такую вероятность в подготовке пилотов и/или алгоритмах автоматики вполне можно
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

blik

Цитата: telekast от 20.07.2025 13:50:02Интерцепторы
Так интерцепторы в тени крыла на гиперзвуке, ни на что не влияют. 
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

telekast

Цитата: blik от 20.07.2025 14:40:44
Цитата: telekast от 20.07.2025 13:50:02Интерцепторы
Так интерцепторы в тени крыла на гиперзвуке, ни на что не влияют.
Тогда щитки.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Вернер П.

#4
Цитата: blik от 20.07.2025 12:54:05Положительное отклонение элевона на гиперзвуке в большей степени приводит к увеличению сопротивления, чем к увеличению подъемной силы.
Но и подъемная сила всё же увеличивается
Цитата: blik от 20.07.2025 12:54:05Это разворачивает ВКС по направлению в сторону отклоненного элевона - неблагоприятное рыскание.
Компенсируется рулем направления

blik

Цитата: Вернер П. от 20.07.2025 19:42:45
Цитата: blik от 20.07.2025 12:54:05Положительное отклонение элевона на гиперзвуке в большей степени приводит к увеличению сопротивления, чем к увеличению подъемной силы.
Но и подъемная сила всё же увеличивается
Цитата: blik от 20.07.2025 12:54:05Это разворачивает ВКС по направлению в сторону отклоненного элевона - неблагоприятное рыскание.
Компенсируется рулем направления
На гиперзвуке при угле атаки 40 градусов руль направления в аэродинамической тени. На верхней части спуска как раз пользуются обратной реакций элевонов. Возможно в переходном режиме пользуются рулем направления, ссылок не нашел.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Вернер П.

Цитата: blik от 20.07.2025 21:42:00На гиперзвуке при угле атаки 40 градусов руль направления в аэродинамической тени. На верхней части спуска как раз пользуются обратной реакций элевонов. Возможно в переходном режиме пользуются рулем направления, ссылок не нашел.
Невозможно добиться чтобы при погружении в атмосферу все аэродинамические поверхности/рули стали работать одномоментно  одинаково эффективно. Поэтому наверняка существует режим "совмещенного"  управления, реактивных двигателей и аэродинамического.

blik

Цитата: telekast от 20.07.2025 16:03:28
ЦитироватьТак интерцепторы в тени крыла на гиперзвуке, ни на что не влияют.
Тогда щитки.
Они есть, но они для управления углом атаки. Кстати видел расчеты Железнова, что они тоже меняют реакцию.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

nonconvex

Цитата: Вернер П. от 20.07.2025 22:07:01Невозможно добиться чтобы при погружении в атмосферу все аэродинамические поверхности/рули стали работать одномоментно  одинаково эффективно. Поэтому наверняка существует режим "совмещенного"  управления, реактивных двигателей и аэродинамического.

Шаттл и Буран управлялись именно так.