Капсула с крыльями

Автор Олигарх, 08.11.2006 21:42:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олигарх

08.11.2006  |  наука
      Николай Дорожкин
      Капсула с крыльями
http://www.ng.ru/science/2006-11-08/15_kapsula.html

      Космический гибрид обеспечит приятное аэродинамическое возвращение с
      орбиты

      Владимир Сергеевич Сыромятников возле своего детища – стыковочного узла.
      Фото автораЕго называли «отцом отечественной космической стыковочной
      техники». На 73-м году жизни умер Владимир Сыромятников – разработчик
      унифицированного стыковочного узла, который установлен на МКС и всех
      стыкующихся к ней кораблях, в том числе на американских шаттлах. Полвека
      Владимир Сергеевич отдал работе в ракетно-космической корпорации
      «Энергия». Автор книг «Система стыковки космических аппаратов»,
      «Пилотируемые космические корабли» (1984 г.), «100 рассказов о стыковке и
      других приключениях в космосе и на земле», «100 Stories about docking»
      (английское издание в переводе автора), более 170 научных статей и 120
      изобретений. В мае 2006 года он был избран членом-корреспондентом
      Российской академии наук. Как оказалось, его интервью «НГ» стало
      последним. Оно было взято буквально за месяц до его смерти. Давал это
      интервью профессор Сыромятников в качестве генерального директора
      консорциума «Космическая регата»...

      – Владимир Сергеевич, я знаю, что вы давно работаете над проектом
      космического корабля гибридного типа. Что он из себя представляет в
      основных чертах?

      – Проект пилотируемого корабля так называемого гибридного типа появился не
      случайно. Еще в 1983 году Валентин Петрович Глушко, генеральный
      конструктор НПО «Энергия», предложил мне написать брошюру «Космические
      корабли». Пока я работал над ней, пришлось детально изучить все известные
      тогда корабли капсульного типа. К ним относятся и наши «Союзы», и
      американские «Джемини» и «Аполлон». Разумеется, изучил я и первый
      появившийся к тому времени крылатый «Спейс шаттл». Брошюра была написана и
      в 1984 году вышла в издательстве «Знание». О том, что у нас в это время
      уже шла работа над проектом орбитального самолета «Буран», я в силу
      секретности не упоминал.
         
      Тогда же, в ходе написания этой книжки, у меня возникла идея сделать
      корабль, соединяющий достоинства обоих типов – капсульного и крылатого.
      Концепция гибридного аппарата приобретала все более реальные очертания.
      Суть его состояла в том, чтобы сложить крылья и защитить их при спуске с
      орбиты лобовым теплозащитным экраном. После гибели «Колумбии» в феврале
      2003 года стали особенно очевидны недостатки кораблей крылатого типа
      вообще и просчеты создателей системы «Спейс шаттл» в частности. Когда
      летом 2005 года наконец-то состоялся полет «Дискавери», я даже написал
      большую аналитическую статью – «Уроки спейс шаттла».
      – И каковы же эти уроки?
      – Первая действующая система «Спейс шаттл» была слишком сложной по
      конструкции и в эксплуатации, а также невероятно дорогой. Американцы взяли
      за прототип транспортную авиацию, чтобы совместить функции пилотируемого и
      грузового кораблей. Это – принципиальная ошибка.
 
     Ведь у космического полета своя специфика. К тому же из-за больших
      габаритов выводимых в космос полезных грузов крылатый корабль (орбитер)
      превратился в очень громоздкую конструкцию, требующую уникальной
      теплозащиты. В результате он оказался слишком уязвимым как при выведении,
      так и при спуске с орбиты.
      Отрицательно сказалось и отсутствие на этих этапах полета системы
      аварийного спасения. Теплозащита орбитера состоит из 27 тысяч плиток,
      очень дорогих и «капризных». Несмотря на эту защиту, корабль во время
      спуска раскаляется докрасна и долго остывает после приземления. Поэтому
      экипаж не может сразу покинуть корабль. Кроме того, у шаттла довольно
      сложное аэродинамическое управление при спуске и длительное, очень дорогое
      межполетное обслуживание. А самое главное – затраты на создание и
      эксплуатацию этой системы многократно превысили расчетные. Один полет
      требует до 1 миллиарда долларов!
         
      – Почему бы американцам не заняться проектом более совершенного корабля?
      – Они давно об этом задумываются, но проект их нового корабля, который
      должен сменить шаттлы после прекращения их эксплуатации (не позднее 2010
      года), выглядит как шаг назад: американцы возвращаются от цивилизованной
      посадки на крыльях к «аполлоновской» капсульной концепции и приземлению на
      парашюте. А у нового российского корабля «Клипер» корпус крылатый.
     
      Парадокс! Но в 2004 году мы в нашем консорциуме продвинулись намного
      дальше и разработали проект принципиально нового корабля, который довели
      до этапа технических предложений. В основе его – та самая гибридная
      концепция. Суть ее в следующем.
     
      Гибридный корабль объединяет в себе положительные качества обоих типов.
     
      От капсульного он взял компактную стартовую конфигурацию, хорошую
      совместимость с системой аварийного спасения, эффективную теплозащиту при
      спуске, неизменное направление перегрузок, действующих на космонавтов при
      взлете и спуске.
      А от крылатого – возможность дополнительного
      маневрирования и приземления на взлетно-посадочную полосу.
     
      Корабль, рассчитанный на экипаж из пяти человек, состоит из двух модулей:
     
      спускаемого аппарата (кабина экипажа, стыковочный, хвостовой и носовой
      отсеки) и
      служебного модуля на основе приборно-агрегатного отсека корабля «Союз».

      Для вывода его на орбиту используется недорогая и надежная
      ракета-носитель «Союз». Корабль устанавливается на носителе без головного
      обтекателя. Большую часть полета – от старта до заключительной фазы
      приземления – крылья возвращаемой части корабля находятся в сложенном
      состоянии и закрыты теплозащитным лобовым экраном. При спуске с орбиты во
      время торможения в атмосфере гибридный корабль, как и капсула, летит
      лобовым экраном вперед. В определенный момент, уже при переходе к
      дозвуковому режиму, экран отстреливается, крылья разворачиваются, и
      корабль приземляется на ВПП, как самолет.
     
      Упомяну еще об одном нововведении, которое расширяет возможности корабля
      при маневрировании и заходе на посадку. Это небольшой воздушно-реактивный
      двигатель в хвостовом отсеке, который превращает возвращаемую часть
      корабля в моторизованный планер. Благодаря ему корабль, в отличие от
      шаттла, может заходить на посадку многократно.
       
      – То есть сочетание складывающихся крыльев, давно применяемых в авиации, с
      лобовым теплозащитным экраном, используемым в космонавтике, позволяет
      возвращаться на Землю с орбитальной скоростью?
     
      – Кроме того, в отличие от шаттла (или корабля с несущим корпусом)
      теплоизоляцию гибридного корабля составляют не плитки, а жаропрочные
      сплавы многоразового использования. Только лобовой экран имеет однократное
      покрытие.
     
      – Когда гибридный корабль будет готов к практическому использованию?
      – Пока наш проект на стадии технических предложений. Но при максимальном
      использовании задела по кораблю «Союз» (системы энергопитания,
      терморегулирования, управления и жизнеобеспечения) время и затраты на
      разработку проекта и создание нового аппарата можно значительно сократить.
      Тем более что мы собираемся выводить корабль на существующей
      ракете-носителе для пилотируемых полетов.
     
      Как любой масштабный проект, этот должен пройти ряд этапов. Если
      разработку эскизного проекта и подготовку техдокументации мы сможем
      закончить в 2007 году, первые опытные образцы корабля появятся в 2008
      году.
      2009 год – начало отработки, 2010 год – летные испытания, 2011 год –
      эксплуатация. Разумеется, все это при очень благоприятных обстоятельствах.
     
      Академик Б.Е.Черток сказал как-то, что при Королеве такой корабль полетел
      бы года через три. Ведь такими и были в мечтах С.П. космические корабли
      будущего – способными возвращаться с орбиты или из межпланетной экспедиции
      именно на крыльях.
     

ЕСТЬ ЛИ БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ об этом КК?
Насколько серьезно идет работа над ним в РККЭ?

А.Коваленко

Нет никакой работы над этим чудом. Покойный В.С.Сыромятников предложил его, как руководитель консорциума "Космическая регата". Это только идея. Может быть, в "КР" и делают что-то, но в РКК своя программа, свои проекты.

ronatu

посмотрите рисунки Леонова 40-летней давности...
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Oleg

ЦитироватьЕСТЬ ЛИ БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ об этом КК?

Рисунки этого пепелаца кидал в тему, по-моему, о конкурсе по Клиперу.
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

ronatu

Цитироватьпосмотрите рисунки Леонова 40-летней давности...


Альбом:  КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ  1972
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Нашел таки:[/size]

http://scifiart.narod.ru/Albums/3-006.htm



https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3443.jpg



https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3444.jpg

http://scifiart.narod.ru/Albums/3/3-219.htm#1


КОСМИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРАБЛИ
А. Соколов

"...Создание на околоземных, а затем и на окололунных орбитах орбитальных станций длительного функционирования потребует доставки с Земли большого числа специалистов, а также всевозможных грузов. Первым транспортным кораблем был «Союз», доставивший в 1971 году экипаж на станцию «Салют». Постепенно транспортные корабли изменят форму, приобретут крылья, станут средством многократного применения, рассчитанным на длительную эксплуатацию. Космические транспортные корабли разных типов будут курсировать по трассам: «Земля — околоземная орбита», «околоземная орбита — окололунная орбита», «окололунная орбита — Луна» и т. д. Эти труженики космоса, курсирующие подобно челнокам, станут жизненно важным элементом космической техники последующих десятилетий.... "
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Дмитрий Виницкий

в воздухе отчетливо запахло нафталином :)
+35797748398

Oleg

ЦитироватьЕСТЬ ЛИ БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ об этом КК?

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=89497#89497

Есть PDF 0.8Мб на английском.
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Олигарх

Цитировать
ЦитироватьЕСТЬ ЛИ БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ об этом КК?

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=89497#89497

Есть PDF 0.8Мб на английском.

Да, интересно. Если можно, вышлите этот PDF мне по e-mail.

avmich

Ещё бы крылья в другой плоскости разместить :) ...

Вадим Семенов

К чертям крылья. Лучше вертолетный подхват в воздухе традиционной капсулы. Дешево и сердито.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

VK

ЦитироватьЕсть PDF 0.8Мб на английском.
Олег, мне тоже, плиз.