Вопрос по коммерческим пускам

Автор Fakir, 28.08.2006 19:34:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Fakir

Допустим, некий заказчик хочет запулить свой спутник (скажем, связиста на ГСО). Т.е. даже не совсем так - у него есть заказ на создание такого спутника.
Когда он начинает договариваться с фирмами, предоставляющими пусковые услуги - с момента закладки спутника? С момента заказа? Раньше, позже? Сколько времени уйдёт у заказчика на всевозможное согласование и оформление, и гарантирует ли ему "пускающая" сторона какие-то сроки запуска?
Случаются ли такие ситуации, когда уже готовому спутнику придётся "проваляться на складе" (хотя деньги на запуск есть) только потому, что нет ракеты?

Что, собственно, интересует: часто встречаются сообщения о "переплывании" пусков (например, у "Морского старта"). Хотелось бы разобраться - чем это обусловлено? Больше заказчиком или же пусковиками? И чем это чревато для сторон - неустойки, упущенная выгода и пр.

Shin

ЦитироватьКогда он начинает договариваться с фирмами, предоставляющими пусковые услуги - с момента закладки спутника? С момента заказа? Раньше, позже? Сколько времени уйдёт у заказчика на всевозможное согласование и оформление, и гарантирует ли ему "пускающая" сторона какие-то сроки запуска?
Случаются ли такие ситуации, когда уже готовому спутнику придётся "проваляться на складе" (хотя деньги на запуск есть) только потому, что нет ракеты?

Думаю, что носитель выбирается где-нибудь при начале изготовления, если это серийный КА типа BSS-601, где на рынке существует несколько "лошадок" способных ее запустить.

Вспоминается, что, например, у Хруничева есть т.н. "опционы" на запуск коммерческих КА. То есть что-то типа "обещаний", что пустим если аппарат вы аппарат к тому времени сделаете. А контракт заключают уже позднее, когда уже и со спутником все ясно. Вот когда закладывают ракету под это? После контракта? Или уже при опционе? Надо бы пошуршать.

ЦитироватьХотелось бы разобраться - чем это обусловлено? Больше заказчиком или же пусковиками? И чем это чревато для сторон - неустойки, упущенная выгода и пр.

Ну у Sea Launch чаще можно услышать отговорку типа "спутник не готов". Да так, наверно, и есть. Ведь носитель по сложности все же уступает спутнику связи, склепать его проще, а значит проще выдержать сроки.

Fakir

Shin
ЦитироватьДумаю, что носитель выбирается где-нибудь при начале изготовления, если это серийный КА типа BSS-601, где на рынке существует несколько "лошадок" способных ее запустить.

А если несерийный? Если разовый заказ?
И в случае серийного, когда срок изготовления/испытания спутника определён с неплохой точностью - можно ли быть уверенным, что спутник будет запущен в срок?

ЦитироватьНу у Sea Launch чаще можно услышать отговорку типа "спутник не готов". Да так, наверно, и есть. Ведь носитель по сложности все же уступает спутнику связи, склепать его проще, а значит проще выдержать сроки.

Допустим, дело в спутнике.
Тогда фирма-изготовитель спутника, по идее, должна пусковикам что-то заплатить? Типа за упущенную выгоду? Или же сейчас такие вещи в контрактах не оговариваются - если заказов у "М. старта" и так не слишком много?

Shin

ЦитироватьДопустим, дело в спутнике.
Тогда фирма-изготовитель спутника, по идее, должна пусковикам что-то заплатить? Типа за упущенную выгоду? Или же сейчас такие вещи в контрактах не оговариваются - если заказов у "М. старта" и так не слишком много?

Попытаюсь завтра узнать на примере Хруничева.