Кратер Коперника

Автор Pavel, 15.02.2004 10:14:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Pavel

Решил продолжить литературную традицию. Перед новым годом я написал рассказ «Кратер Коперника», сейчас я его немного дописал и изменил.
 Очень интересуют мнения и замечания, но  надеюсь сильно придираться не будите :(, все таки я не профессиональный писатель.


http://cmail.info.kuzbass.net/~skull/LITERA/index.php?pg=texts&nbook=6&auth=ps

DYF

ЦитироватьОчень интересуют мнения и замечания, но  надеюсь сильно придираться не будите :(, все таки я не профессиональный писатель.

Неплохо.

Сюжет известный. Я уже где-то читал про спасение экипажа американской лунной базы через советскую лунную орбитальную станцию. Технические детали несколько другие, но вобщем суть таже.
США и СССР братья навек :)

А вообще, если вдуматься рассказ пессимистичекий:
тратим громадные ресурсы, деньги для того чтоб забросить на Луну людей, а потом еще большие, чтоб оттуда из вызволить.
Это повод задуматься сторонникам полета человека на Марс.
За автомат конечно обидно потерять, но черт с ним.... А как людей возвращать будете?

А вообще - творческих успехов :)

X

ЦитироватьНеплохо.
Фантастично, невозможно, но присоединяюсь.
Некоторые мелочи надо исправить. Фунт - единица веса (~0.454 кг), высоту они измеряют в футах (~0.305 м).

CaRRibeaN

У тебя там в тексте "ракетоноситель", так можно назвать разве что тележку, которая перевозит ракету, а РН расшифровываеться как ракета-носитель.

X

ЦитироватьНеплохо.

Спасибо всем на добром слове

ЦитироватьФантастично, невозможно, но присоединяюсь.

Боюсь что это так, хотя, видит бог, я поставил спасателей в самые идеальные условия которые смог придумать

ЦитироватьНекоторые мелочи надо исправить. Фунт - единица веса (~0.454 кг), высоту они измеряют в футах (~0.305 м).

ЦитироватьУ тебя там в тексте "ракетоноситель", так можно назвать разве что тележку, которая перевозит ракету, а РН расшифровываеться как ракета-носитель.

Вы правы ошибки дурацкие. Про размерность величин спасибо, я никак не мог их найти. Видно из-за того что искал фунты.:(

Еще критические замечания есть? Должен же я знать над чем надо работать. :)

Pavel

Гость это был я. В следующей раз буду внимательней. Насколько я понял больше комментариев не будет?
 Что ж ,всем кто высказал свое мнение, еще раз спасибо. :)

ааа

Комментариев не будет, одни благодарности. :)

А в качестве пожелания - совершенствовать познания в грамматике "великого и могучего".
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Николай Павловский

Добрый день!
Прежде всего, большое спасибо за рассказ - прочел на одном дыхании.
Но как бы доброжелательно не относился к обсуждаемому труду и его автору, хочу указать на замеченные огрехи.
Надо сказать, что их поиск был сам по себе захватывающим занятием :-).

Я ориентировался на данные о полете станции Луна-21 (Е-8 №204, Луноход-2) и Аполлона-17 - логично предположить, что параметры полета Аполлона-18 были бы близки к своему предшественнику.

Итак, поехали.

Прежде всего, сильно смущает весьма вольное обращение с баллистикой. Такое ощущение, что в связи с чрезвычайной ситуацией понятие "окно запуска" было отменено. Между тем, "лунные окна"  открываются, грубо говоря, раз в месяц на неделю, и если Луна-21 с грехом пополам еще вписывается в это ограничение, то Аполлон-19 выпадает категорически, тем более, что, например, стартовое окно для полета на Луну Apollo-17 допускало задержку пуска только на сутки.
Далее - заниженное время полета до поверхности Луны у всех аппаратов. Видимо, не учтен тот факт, что после выхода на окололунную орбиту требуется приличное время для формирования орбиты спуска.
Хотя Аполлоны летали по 3.5-суточным траекториям, А-17 приземлился через 113 часов после старта, т.е 4.7 суток полета.
"Лишние" сутки уходили на маневрирование на орбите Луны.
С луноходом все еще запущеннее.
Станции Е-8 летали по 4.5-суточным тракториям. Полет Луны-21 протекал так (время московское):

старт 08.01.1973 9 час 55 мин (06:55 UTC)
коррекция траектории 09.01.1973
выведена на орбиту вокруг Луны 12.01.1973 (16:05 UTС) - через 105.1 ч (4.38 сут) после старта
коррекции окололунной орбиты 13 и 14 января
посадка 16 января 01 час 35 мин (15.01.1973 22:35 UTC) - через 78.5 ч (3.27 сут) после выхода на окололунную орбиту

Итого путь до поверхности занял 7.65 сут.

------------------------------------

Программа полета.

"Запуск будет направлен на изучение кратера Коперника"
Copernicus первоначально рассматривался как цель Аполлона-20, потом - Аполлона-19.
Целью полета Аполлона-18 он никогда не был, Gassendi, Тихо - да, даже обратная сторона Луны, но не кратер Коперника.
Впрочем, это придирки - мало ли что там в НАСА изменилось в альтернативной реальности.

------------------------------------

Теперь поглядим на наличие матчасти.

Аполло-Сатурн
"Полет 20 невозможен уже по той причине, что его ракета перешла в программу Skylab, а для 19 хоть и есть ракетоноситель, корабль и спускаемый аппарат, но нет денег"
В реальности последний Сатурн-5 был использован для Скайлэба, а предпоследний - для А-17.
В рассказе складывается странная ситуация, когда у НАСА остается незадействованный сверхтяжелый носитель.
Понятно, что "лишняя" ракета нужна по сюжету для спасательной миссии Аполлона-19, но, может быть, правдоподобнее было бы задействовать носитель Скайлэба, вернув на место третью ступень? Заодно можно обыграть конфликт между весьма проблематичным спасением астронавтов и крахом программы большой орбитальной станции (политика!).

Н1-Л3.
"ракету которая уже была практически списана, которую уже начали разбирать, судьба которой была уже решена"
Предыдущий пуск Н-1 (№7Л) был 23 ноября 1972 года, следующая (№8Л, с новыми двигателями) должна была полететь только в августе 1974 года, еще одна - в конце того же года.
Мишин уйдет в мае 1974 года, приказ о прекращении работ по теме Н-1 Глушко напишет в конце июня.
Таким образом, в январе 1973 года и речи быть не могло об остановке работ и тем более уничтожении задела.
И главное - хотя бы относительно готового носителя на полигоне просто не было и быть не могло.

Е-8
В реальности Луна-21 стартовала 8-го января, т.е. за 6 дней до неудачной посадки LM Аполлона-18.

------------------------------------

Смотрим на хронологию событий по тексту:

Старт А-18
9 января 1973 года

Посадка А-18
14 января

Пуск Е-8    
16-17 января
"Если ничто не помешает через два дня он успешно стартует";
"могут стартовать уже завтра, но ведь надо переоборудовать Луноход, нагрузить его баллонами. Это займет сутки или двое".

Прилет Алексея в Хьюстон
19 января
"-Как дела у Аполлона? Держатся? Пятый день пошел...".

Посадка Лунохода
19-20 января
"эта кабина мне за пять дней уже надоела".

Пуск Н1
22-23 января
"спустя неделю после начала работы Н-1, или как её в спешке окрестили Атлант, стояла на старте. Еще сутки пришлось ждать окна запуска в спешке исправляя возникающие неисправности".

Посадка/Старт ЛК
25-26 января
"Возможно один из вас покинет Луну через шесть дней",- говорит Хьюстон в день посадки лунохода.

Старт А-19
25-26 января
Хьюстон после старта ЛК с Вэнсом: "Пять минут назад с Канаверала стартовал Сатурн-5"

Конец лунного дня
27-28 января
Алан после старта ЛК: "Через два дня зайдет солнце"
Хьюстон в тот же день: "Через два дня вылезешь и затаскиваешь генератор"

Посадка LM 29-30 января
"Когда солнце начало заходить за горы на горизонте, ... Алан вылез и затащил генератор в модуль. Ему надо было ждать спасения еще два дня"

Про то, что советская станция не могла прилететь на пятый день после аварии, уже сказано.
Важнее другое - сходятся ли сроки с астрономическими?
К сожалению, у меня нет ничего под рукой, чтобы проверить даты начала/конца лунного дня в кратере Коперника в январе 1973.
В Лемонье, где тогда катался Луноход-2, солнце зашло 24 января. Грубо - вроде сходится...
Кстати, обратите внимание: получается, что А-18 садился в первый день лунного дня - не самое удобное время для посадки.
Ну, и еще получается, что Сатурн стартует на 3 дня позже Н-1, а не на неделю, как обещано в тексте..

------------------------------------

Что можно сделать?
Ну, с Н1 остается только допустить, что собранная ракета и Л3 каким-то чудом были на космодроме. Художественное произведение, в конце концов. Чуть проще ситуация с американским комплексом: в 1973-м должна была стартовать Скайлэб, значит, носитель и корабль готовились.
Для доставки расходных материалов луноход не нужен, ступень КТ самодостаточный аппарат, которому все равно, что везти на Луну. Поэтому вместо демонтажа приборов с Лунохода-2 проще снять его целиком, заменив на собранную на скорую руку раму со спасательным снаряжением, укутанную в ЭВТИ. Заодно и массу экономим, глядишь, энергетики и на 3.5 суточную траекторию хватит.
Чем везти документацию, американцам проще переправить свои баллоны, блоки поглотителей, баки с водой и т.п., содранные со всего, что под руку попадется. Везти все это по Луне проще не на буксире, а на самом ровере: у него предельная нагрузка около 500 кг, так что даже сидя вдвоем килограмм 200-250 можно утащить.

У Аполлона-17, если бы ему не удалось улететь 7 или 8 декабря, следующая дата запуска сдвигалась на 4 января 1973 г.
Это к тому, что возможен вариант аварии не 18-го, а 17-го Аполлона после отсрочки старта в декабре.
В таком раскладе особенно удобно ориентироваться на реальные события, ведь А-17 и Л-2 садились недалеко друг от друга.
Если "запустить" А-17 3-4 января, то авария при посадке может успеть случиться 8-го, перед самым пуском Луны-21.
Если допустить, что удастся быстро обернуться с демонтажем Лунохода и доставкой/загрузкой снаряжения (придется это делать, не снимая носитель со старта), то 16-17 числа Луна-21 могла бы прилуниться. Это, кстати, как раз в районе лунного полдня, как и описано в рассказе. И в те 10 дней, на которые рассчитывают запасы кислорода в рассказе, укладываемся.
При допущенных одно и двух недельных сроках подготовки сверхтяжелых носителей и кораблей, старт Н1 состоится числа 17-го, а посадка ЛК - 22-го, т.е. за два дня до лунной ночи. Ну, и Аполлон-19 прилетает через 2 дня после наступления темноты - в общем, все по тексту.
Впрочем, можно "отменить" драматическую ночную посадку, снабдив Алана запасами для двухнедельного бдения - Луна-21 могла привезти 700 кг, плюс порядка 100 кг мог спустить ЛК (вместо отсутствующего по дороге к Луне космонавта),- кажется вполне достаточным. В качестве грелки отправить изотопный обогреватель лунохода и живописать долгую ночь американского астронавта у "русской печки" :-)

Ладно, раз пошла такая пьянка, предлагаю другую альтернативу: перенести события на октябрь 1974 года.
По каким-то причинам американцы решают возобновить полеты к Луне (ну, допустим, Скайлэб ушел за бугор, и на фоне советских орбитальных станций им стало неловко). Еще допускаем, что околоземные испытательные полеты ЛОК (Т1К) не были отменены, и он признан надежным для пилотируемых полетов.
Тогда кислород повезет Луна-23 (Е-8-5М №410, в реальности пуск был 28.10.1974), успешный полет Н1-Л3 спасает не только американского астронавта, но и программу Н1 - и далее по тексту.
Мало того. В это время идет активная подготовка к программе "Союз-Аполлон", и уже хорошо знакомый и американцам, и Брежневу  Алексей Леонов настаивает на пилотируемом пуске (1 космонавт - пилот ЛОК). Напомню - в конце 1968-го он с группой других космонавтов уже обращался в Политбюро с просьбой разрешить пилотируемый полет на УР500-Л1, оправдывая риск важностью задачи.
А тут у нас впервые стыковка на лунной орбите, да еще и спасаемый астронавт со сломанной рукой.

Гм. Впрочем, я отвлекся :-)
У нас остались еще кой-какие неотписанные замечания.

------------------------------------

В кабине перед стартом.

Как можно понять по тексту, экипаж Аполло-18 был в составе:
Вэнс Бранд (командир)
Ричард (Дик) Гордон (пилот командного отсека)
Алан Паркер (пилот лунного модуля)

На старте экипаж Аполлона расположен (если смотреть вперед по полету) в следующем порядке:
командир,
пилот командного модуля,
пилот лунного модуля.

Читаем:

"Алан Паркер повернулся к Бранду"
вообще-то между ними лежит Дик...

а дальше диалог, как я понял, в таком порядке подачи реплик:
"Алан:-Ну как доволен, что тебе предстоит закончить выходы на Луну?
Вэнс: -Нет.[skip]
Алан:[skip]
Вэнс:[skip] - он повернулся командиру. "
Вэнс - командир. Он повернулся сам к себе?! ;-)

"он повернулся командиру. -Дик, давай место посадки поменяем."
Во-первых, Дик не командир. Во-вторых, обсуждать место посадки с остающимся на орбите Луны членом экипажа как-то странно.

"Бранд выругался.
-Дик, ты почему так плохо воспринимаешь шутки? На тренировках такое за тобой не наблюдалось."
Бранда зовут Вэнс, а не Дик.

"Дик улыбнулся.
-Следите за приборами орлы. Еще не взлетели а уже обсуждают как будут садится, и кто последним покинет Луну. Кстати - он поменял цель насмешек.
-Вэнс, если ты будешь размахивать руками и дальше, то заденешь рычаг катапульты и мы вообще никуда не полетим!"
Вроде получается, что Вэнс Бранд обращается сам к себе.

"Алан посмотрел в иллюминатор, в нем виднелся кусок модуля обслуживания, различные коммуникации"
Командный модуль прикрыт на старте экраном, который сбрасывается вместе с САС.
Иллюминатор доступен только один - во входном люке. Да, смотреть в него мог бы только Алан, сидящий по центру, но для этого ему пришлось бы смотреть вверх-назад, будучи притянутым ремнями к креслу.

"-Ал. Что с тобой? -послышался над ухом Алана удивленный голос."
Экипаж в скафандрах, шлемофонах и пристегнутых шлемах, слышат они друг друга через наушники, так что любые голоса были "над ухом"

"Алан выкарабкался из глубин старинных фантазий и оглянулся"
Ась? "оглянуться" - это вроде посмотреть назад. Лежа пристегнутым в кресле? Как? И куда - на пол отсека?

"Дик покосился на кнопку аварийного прекращения старта и осторожно кивнул"
не кнопка, а поворотная рукоятка. Кстати, чуть раньше она названа "рычагом"

"Вэнс немедленно затих и стал изображать образцового астронавта"
так кто там командир?!

------------------------------------

Ну, и совсем по мелочам.

"Пройдет всего несколько минут и ракета, весом три тысячи тонн, выведет на траекторию полета к Луне маленький кораблик"
вообще-то минимум полтора часа, если старт к Луне на первом витке. А-17 уходил аж на третьем.
Несколько минут - это на опорную орбиту. ОК, считаем гиперболой.

"Луна становилась все ближе. Вэнс посмотрел в боковой иллюминатор"
На LM нет боковых окошек. Два больших - перед астронавтами, и одно поменьше - в потолке, для стыковки.

"У кого утечка топлива? У Протона?"
ну, Сергей Сергеевич (Крюков, как я понимаю) скорее бы сказал "пятисотка", УР-500, 8К82К, в конце концов.

"Но ведь он не заправлен?"
Угу. Да еще и на старт не вывезен и не установлен. Вряд ли мысли специалиста двинулись бы в таком странном направлении.
А вот станция заправлена (он ведь наблюдает "как накатывают головной обтекатель на Луноход"). Так что скорее мысли главного конструктора были бы обращены к своему изделию.

[луноход]"Еще четверо суток будет добираться"
это до орбиты Луны, и еще 2-3 суток на маневры перед посадкой. Итого неделя.

"Дик Родо- ваш коллега из JPS"
JPL, видимо?

"Мы загрузили в Луноход кислорода в баллонах на двенадцать дней, около 40 кг воды, продовольствие, набор инструментов"
Воды маловато. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для системы терморегулирования, в т.ч. пополнения водой ранцевых систем жизнеобеспечения. Штатно на LM ее 167 кг на посадочной ступени и 94 кг на взлетной ступени.
Забыли патроны регенерации для поглощения СО2.

"На LM кислород хранится в жидком виде вот мы и подумали что будет не лишним добавить к нагрузке бак с кислородом"
Бак с жидким кислородом стоит на взлетной ступени в таком заковыристом месте, что если у астронавтов не получилось добраться до бака горючего, то туда уж и подавно.
И что за бак для жидкого кислорода на 7 кг, с чего его наши сняли? Да чтобы еще неделю хранил. Разве что от топливных элементов ЛОКа? И вообще - зачем?

"- Земля, у меня запас кислорода на десять дней, так необходимо лететь прямо сейчас?"
Аполлоны после стыковки со взлетной ступенью не сразу покидали орбиту Луны, например, в полете А-17 от момента стыковки до посадки прошло почти пять суток (без 6 часов). Т.е. даже без учета запасов и аварийного бака, введенного после аварии А-13, у Дика был запас больше двух недель, а с НЗ - чуть не месяц.

Хьюстон - экипажу: "мы уже отправили в СССР документацию по СЖО корабля"
Алексей - американцам: "у нас нет данных по способу присоединения этого баллона и способ его монтажа"
Что-то тут не клеится. Или обычный бардак? ;-)

"Далеко ехать?
-Не очень, около 15 километров."
Скорее всего оперировали бы милям, т.е. или 10 "сухопутных" (разговорный стиль) или около 8 морских (которые использовались в  документации программы Аполлон)

"Пока ни один из предыдущих экипажей аполлонов не удалялся от модуля дальше семи километров"
точнее, 7.6 км - максимальное удалении в экспедиции А-17 (25,029 футов).
Кстати, американский астронавт, опять же, оперировал бы английскими единицами.

[луноход]"находился на краю довольно глубокого кратера застыв под углом около 45 градусов.
-Да- проворчал Ален. - Еще немного и опрокинулся."
Если не ошибаюсь, Е-8, как и ЛК, рассчитывались на углы до 30 градусов.
Так что опрокинулся бы.

"аппарат явно весил несколько тонн"
Меньше двух. Вряд ли это "несколько".

"у Лунохода сломалось крепление для буксировочного троса, в спешке приваренное на Байконуре и ему пришлось придумывать что использовать вместо него"
а куда крепился трос на Ровере? ;-)
и откуда трос? прилетел на Е-8? Тогда его было проще привязать за кронштейны шасси.

"Как несколько раз он опрокидывался на бок"
ну, это вряд ли.
Американский ровер был рассчитан на максимальный уклон в 20 градусов, а Луноход-2 на практике ездил с креном до 24.
К тому же он тяжелее ровера с экипажем. Скорее, перевернулся бы LRV.

"Если он все сделал правильно, запасов кислорода хватит на семнадцать дней."
Алексей говорил по прилету в Хьюстон, что "загрузили в Луноход кислорода в баллонах на двенадцать дней" плюс 7 кг жидкого кислорода, т.е. еще на 3 дня для двоих (по методике расчета, используемой в рассказе). Итого 15.

"10.9.8.7.6.5.4.3.2.1. Пуск!!!"
разве у нас есть обратный отсчет?

"-Есть отделение третьей ступени"
или все же "объекта от носителя"?

"Без разговоров решили что первым полетит Вэнс"
1. Командир покидает корабль последним
2. Предстоит переход в ЛОК через открытый космос. Со сломанной рукой?!

"когда залезешь в ЛК, там скафандр лежит"
Скорее, "стоит", как и положено в полетном положении. Да и влезть в него будет проще.

[скафандр Кречет]"Коричневого цвета"
Скорее, "коричневатого". А про то, что нет проблем с температурным режимом - вообще лучше опустить.

"Герметичный люк не укладывался по массе"
не люк, а стыковочный узел с внутренним переходом.
И дело не столько в массе собственно "тоннеля", сколько в общих ограничениях на массу комплекса, повлекших за собой компоновку, на которую переходный тоннель не ложился.
В общем, лучше б сказать, что герметичный переход (лаз, тоннель, etс.) не укладывался по массе

"Лунный день подходил к концу... Загородившись от лучей заходящего солнца можно было увидеть и звезды."
Загородившись еще и от освещенной поверхности Луны. Собственно, условия такие же, как и в начале лунного дня (только солнце с другой стороны). Чего ж он раньше не любовался, если такой ценитель?

"Он повернулся вокруг рассматривая созвездия"
Гм. Солнце в глаз попадет!

"Луна оказывается была идеальной для их изучения"
Эт вряд ли (с) т.Сухов

"В километре от LM ровер наконец сломался, в системе управления что-то щелкнуло и он встал"
Странно, что еще раньше у него аккумуляторы не разрядились. Они ж к луноходу только минимум километров 40 отмахали (30 по прямой!),
ну, и к ЛК, видимо, примерно столько же.

Разговор насчет "науки" в газетах:
"-Наверное извлечение грунта с 4 метров.
-А думал это для закрепления бура в качестве якоря для Лунохода."
В сцене с Луноходом этого не было... Так и задумано?

"У тебя под боком радиоизотопный генератор с температурой радиаторов 270 градусов. Тебе должно хватить. Только, во первых температура слишком высокая, во вторых радиация"
До Луны SNAP-27 летит, вставленный в контейнер, из которого торчат радиаторы. Контейнер защищает в т.ч. и от радиации. Так что Алан мог засунуть его обратно, и не бояться полысеть.

И вообще насчет холода: посадочная ступень покрыта экранно-вакуумную теплоизоляцией, которую вполне реально отодрать.
Грех мерзнуть и не воспользоваться такими роскошными одеялами для утепления взлетной ступени.
Еще можно было бы попробовать погонять движки системы управления движением - топливо-то у них вроде не совсем вытекло?
О! Кстати, а куда оно таки вытекало, если при внешнем осмотре ни потеков, ни луж они не заметили?
А текло-то горючее, т.е. аэрозин-50, та еще отрава.

 
------------------------------------

Фффууу. Вот вроде и все.
Просьба не обижаться и не принимать близко к сердцу. Рассказ-то и вправду хорош, а все эти мелкие детали мало кто заметит.
Удачи!
Большому кораблю - малую тягу!

Leroy

Подтверждения не жду, но думаю, что г-н Corvax - это А.Марков.  :wink:

Pavel

Цитировать!! Просьба не обижаться и не принимать близко к сердцу !!

Даже не собираюсь. : ) Сам такой же буквоед. : )
Теперь к делу. Отделим ошибки от "ошибок"

ЦитироватьПодтверждения не жду, но думаю, что г-н Corvax - это А.Марков.  :wink:

Было бы лестно, но похоже это не так. ( У Corvax с Марковым есть расхождения в матчасти)
Вот с матчасти и начну.

Самое смешное что у НАСА действительно есть лишние Сатурны. Впервые я узнал об этом у Шамса на этом форуме и был в шоке. :)  Потом увидел это в статье Маркова
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/246/37.shtml
"От лунной программы Apollo осталось три РН Saturn V: SA-513, -514 и -515."
Отдельный вопрос где они сейчас? Ладно, один стал памятником себе в Хьюстоне (хотя кое-где пишут что это макет) но ведь есть еще один. Такое чувство что где-то недрах НАСА лежит рабочий сверхтяжелый ракета-носитель  и ждет чего-то. Если он хранится в специальных условиях то ничего с ним случиться не должно. Похоже только у нас на сверхтяжелые ракеты-носители крыша падает. :(  А еще из той же статьи следует что где-то в недрах НАСА ждет еще один Скайлаб...
 Так что по Сатурну-5 матчасть у меня в порядке. :)

Вот с Н1 хуже, признаюсь,  я подразумевал 8Л, но чтоб никто не придрался номер не указал. Так что есть маневр. 4Л Черток пишет что он был отправлен в резерв для проведения всех модификаций, в начале 73 он должен был быть на Байконуре и если модификации были проведены, шансы долететь у него были. Только двигатели старые. Хотя что с ним стало найти не смог.

Теперь по баллистике.  Честно скажу я не баллистик, я простой математик :). Но анализ небесной механики привел меня к выводу, что стартовать к Луне можно в любой день, только в некоторые дни забросить можно больше, в другие меньше. Но время надо просчитывать строго. А месячное ограничение на старт накладывалась из-за требований освещенности в месте посадки. Баллистики, я прав или нет ?
В этом случае все у меня в тексте хорошо, единственный минус это старт Сатурна-5 замечательно совпал с взлетом ЛК. Но могло им повезти? :)
Причем, если бы я был уверен что это не так я бы вообще не стал писать рассказ, хотелось написать нечто максимально приближенное к реальности. :)

Далее, я знал сколько обычно добирались до Луны Аполлоны, быстрее всего летел А11 4,3 дня, так что облегченный А19 думаю добрался бы до Луны за 4 суток. Более того получается что А19 летел на Луну с колосальным резервом по массе около тонны,а на посадку заходил с резервом килограмм 700.
Вот с Луноходом все опять хуже. Когда я заглянул в программу полета и увидел, что он кружился на орбите более 3 дней мне стало плохо и я решил забыть об этом чтоб дать астронавтом шансы. В целом почему нельзя реализовать для Лунохода прямой полет? Ведь у Сурвейеров все отлично получалось? И посадки прилично разбросаны, С7 сел даже в Тихо. Причем садились с такой точностью что Луноход с 20 км выглядит жалко. Я исходил из того, что от этих аппаратов зависит жизнь людей и баллистики выжали все что можно чтобы уменьшить время полета.
Теперь почему луноход. Я почему-то очень сильно испугался за температурный режим доставляемых материалов, а луноход это не только ценный мех но и система терморегуляции.:) Плюс идея тащить все это на ровере мне не понравилась, идея буксировки была более симпатична, выбор был очевиден. :)  
Идея про перенос А17 не плохая, только я что-то не хотел придерживаться в рамках основных миссий. И еще по моим данным пробег ровера был аж 94 км, так что аккумуляторы вряд ли бы сели даже с буксировкой.
Для хронологии событий пользовался  Redshiftом , так что все точно (даже созвездия на своих местах) перенес на самое начало Лунного дня чтобы было больше времени для маневра.  Для этого также не указывал основные даты, говорил общими словами, но список по датам составил. Получу опять Redshift брошу хронологию.

Теперь мои ошибки.

Цитироватьтак кто там командир?!

Corvax, если не секрет какие у тебя источники информации?
Они явно отличаются от моих более обширные я долго искал как должны располагаться астронавты с СА но не нашел. :(  Блин. Более того я был абсолютно уверен что командир экспедиции ждал экипаж на орбите. Этот точно не так? В общем командир у меня Дик :(  

ЦитироватьБранд выругался.
-Дик, ты почему так плохо воспринимаешь шутки? На тренировках такое за тобой не наблюдалось."
Бранда зовут Вэнс, а не Дик.

Так Бранд обращается к Дику. Дальше фраза Дика. В чем проблема?


Цитировать"-Ал. Что с тобой? -послышался над ухом Алана удивленный голос."
Экипаж в скафандрах, шлемофонах и пристегнутых шлемах, слышат они друг друга через наушники, так что любые голоса были "над ухом"

Да.. Забыть о такой "мелочи" :)


ЦитироватьНе кнопка, а поворотная рукоятка. Кстати, чуть раньше она названа "рычагом"

Ну да, знаю. В фильме "С Земли на Луну" её показывали, такая грушевидная. Почему здесь назвал её кнопкой ума не приложу.


ЦитироватьЛуна становилась все ближе. Вэнс посмотрел в боковой иллюминатор"
На LM нет боковых окошек. Два больших - перед астронавтами, и одно поменьше - в потолке, для стыковки.

Ляп, признаю.


Цитировать"У кого утечка топлива? У Протона?"
ну, Сергей Сергеевич (Крюков, как я понимаю) скорее бы сказал "пятисотка", УР-500, 8К82К, в конце концов.

Он самый. :)
Говорить все-таки 8К82К довольно странно, не находишь? Даже для  главных. Но замечание ценное, почему к ракете привязался понятия не имею. Изменю на станцию.


ЦитироватьДик Родо- ваш коллега из JPS"
JPL, видимо?

Блин! Пока писал рассказ раз двадцать был на сайте JPL и умудрился неправильно написать.

ЦитироватьЗабыли патроны регенерации для поглощения СО2.

Угу. Я их подразумевал. :) Оптимальный способ это действительно доставить все из США, но управились ли мы за день?

ЦитироватьНа LM кислород хранится в жидком виде вот мы и подумали что будет не лишним добавить к нагрузке бак с кислородом"
Бак с жидким кислородом стоит на взлетной ступени в таком заковыристом месте, что если у астронавтов не получилось добраться до бака горючего, то туда уж и подавно.
И что за бак для жидкого кислорода на 7 кг, с чего его наши сняли? Да чтобы еще неделю хранил. Разве что от топливных элементов ЛОКа? И вообще - зачем?

А черт знает для чего я этот бак ввел. Видно опять чтоб обеспечить пространство для маневра. Ведь даже не упомянул присобачили ли его астронавты.

Цитировать"- Земля, у меня запас кислорода на десять дней, так необходимо лететь прямо сейчас?"
Аполлоны после стыковки со взлетной ступенью не сразу покидали орбиту Луны, например, в полете А-17 от момента стыковки до посадки прошло почти пять суток (без 6 часов). Т.е. даже без учета запасов и аварийного бака, введенного после аварии А-13, у Дика был запас больше двух недель, а с НЗ - чуть не месяц.

По моим данным  (опять Марков) ресурс корабля был что-то вроде 16 суток, если отнять время полета к Земле где-то так и выходило. Заменю в тексте кислород на ресурс.


ЦитироватьХьюстон - экипажу: "мы уже отправили в СССР документацию по СЖО корабля"
Алексей - американцам: "у нас нет данных по способу присоединения этого баллона и способ его монтажа"
Что-то тут не клеится. Или обычный бардак?

Он самый, я хотел написать что А18 просто успокаивали, но забыл.

ЦитироватьКстати, американский астронавт, опять же, оперировал бы английскими единицами.

Вот до чего доводит метрическое образование!

Цитировать[луноход]"находился на краю довольно глубокого кратера застыв под углом около 45 градусов.
-Да- проворчал Ален. - Еще немного и опрокинулся."
Если не ошибаюсь, Е-8, как и ЛК, рассчитывались на углы до 30 градусов.
Так что опрокинулся бы.

Это точно? Хорошие у нас корабли! У Аполлона всего 12 градусов.:) Спасибо за углы наклона, я их не нашел. Нашел, было бы 30 градусов.

ЦитироватьМеньше двух. Вряд ли это "несколько".

У астронавтов на Луне  весов не было. :)

ЦитироватьТогда его было проще привязать за кронштейны шасси.

Не понял. Я долго искал на фотографиях луноходов куда можно привязать трос но ничего не нашел. Но в целом это введено для драматизации  ситуации. В том числе и отрывок с переворачиванием.


ЦитироватьЕсли он все сделал правильно, запасов кислорода хватит на семнадцать дней."
Алексей говорил по прилету в Хьюстон, что "загрузили в Луноход кислорода в баллонах на двенадцать дней" плюс 7 кг жидкого кислорода, т.е. еще на 3 дня для двоих (по методике расчета, используемой в рассказе). Итого 15.

Алексей приуменьшает запасы.  Ведь кислород можно расходовать по разному. :)

Цитировать"10.9.8.7.6.5.4.3.2.1. Пуск!!!"
разве у нас есть обратный отсчет?

Ну если и нет. У 90% населения старт связан с отсчетом. А что У Н1 могли быть команды
"Промежуточная" "Предварительная" "Главная"? Мне казалось что это связанно с особенностями запуска РД-107.  Кто нибудь подскажет как стартовала Н1?

Цитировать"-Есть отделение третьей ступени"
или все же "объекта от носителя"?
А про первую и вторую верно? Я уже не в чем не уверен. :(


ЦитироватьБез разговоров решили что первым полетит Вэнс

Алану предстояло выполнить на Луне куда более сложную программу. Кто предлагал ЭВТИ срывать? А для Вэнса переход в ЛОК единственный сложный элемент. Я эа Вэнса.

Цитироватьскафандр Кречет]"Коричневого цвета"
Скорее, "коричневатого". А про то, что нет проблем с температурным режимом - вообще лучше опустить.

А здесь, пожалуйста, поподробнее. Что известно про Кречет? Я уже третий год собираю по крупицам информацию по открытым изданиям. Сообщают одно и тоже и обычно мало. И вопрос про цвет давно меня преследует. Ведь Кречет это единственный скафандр для выхода который сделали темным, все остальные (даже Орлан) светлые, зачем был выбран этот цвет? Очень интересно. Также вопрос сколько он весил, в разных источниках разброс от 80  до 150 кг.  

ЦитироватьВ общем, лучше б сказать, что герметичный переход (лаз, тоннель, etс.) не укладывался по массе

Принимаю.

ЦитироватьЧего ж он раньше не любовался, если такой ценитель?

А когда? Первый выход экстренно прервали, во втором выходе искали луноход, в третьем ЛК. В общем не до звезд. А здесь, наконец, спокойная минутка, кислорода хватает, ровер работает, т.е спешить в LM не обязательно, Земля занята стартами ЛК и Сатурна и не надоедает. Наблюдай в свое удовольствие.

ЦитироватьГм. Солнце в глаз попадет
Неа. Проверено. :) Для тех созвездий что названны.

ЦитироватьЛуна оказывается была идеальной для их изучения"
Эт вряд ли (с) т.Сухов
Ну зачем так. Один из астрономов (кто не помню) как то сказал что после смерти души астрономов должны пободать на Луну, так как условия там идеальные. ( заодно обыгрываю тему Луна-Рай)

ЦитироватьВ сцене с Луноходом этого не было... Так и задумано?

Ну да. Это должно быть в сцене где он разгружает луноход, а она описана несколькими строчками. ( сильно заострять внимание не хотел) В целом эта строка введена чтоб подшутить над журналистами.

ЦитироватьУ тебя под боком радиоизотопный генератор с температурой радиаторов 270 градусов. Тебе должно хватить. Только, во первых температура слишком высокая, во вторых радиация"
До Луны SNAP-27 летит, вставленный в контейнер, из которого торчат радиаторы. Контейнер защищает в т.ч. и от радиации. Так что Алан мог засунуть его обратно, и не бояться полысеть.

И вообще насчет холода: посадочная ступень покрыта экранно-вакуумную теплоизоляцией, которую вполне реально отодрать.
Грех мерзнуть и не воспользоваться такими роскошными одеялами для утепления взлетной ступени.
Еще можно было бы попробовать погонять движки системы управления движением - топливо-то у них вроде не совсем вытекло?
О! Кстати, а куда оно таки вытекало, если при внешнем осмотре ни потеков, ни луж они не заметили?
А текло-то горючее, т.е. аэрозин-50, та еще отрава.

Так П238 сам по себе не сильно фонит. Это фраза на радость зеленым. Про движки, это какие? У меня же топливо кончилось и в посадочной и стартовой ступенях. Потом, имхо, ЭВТИ делалась так чтоб хорошо отводить тепло и не пропускать тепло снаружи.

А куда тек аэрозин..  На Луну, а так как вакуум испарялся вот и луж не было.

Николай Павловский

Прошу прощения за большую паузу - написал ответ еще во вторник, но отправить получилось только сегодня.

Цитировать
ЦитироватьПодтверждения не жду, но думаю, что г-н Corvax - это А.Марков.  
Было бы лестно, но похоже это не так.

Было бы лестно, но это точно не так :-)

ЦитироватьCorvax, если не секрет какие у тебя источники информации?

Да ничего сверхестественного. К сожалению, в череде переездов большинство бумажных источников приказало долго жить, спасаюсь тем, что в электронном виде далеко за гигабайт свалено всего.
Расставить источники возле каждого своего утверждения не возьмусь, когда писал, проверял только цифры да то, в чем не был абсолютно уверен. ОК, буду пытаться указывать в спорных местах источники, по возможности те, что легко доступны.

ЦитироватьСамое смешное что у НАСА действительно есть лишние Сатурны

Упс! Не знал. Закрываем.

ЦитироватьВот с Н1 хуже, признаюсь, я подразумевал 8Л, но чтоб никто не придрался номер не указал. Так что есть маневр. 4Л Черток пишет что он был отправлен в резерв для проведения всех модификаций, в начале 73 он должен был быть на Байконуре и если модификации были проведены, шансы долететь у него были. Только двигатели старые. Хотя что с ним стало найти не смог."

У меня сложилось впечатление, что на 4Л в конечном итоге должны были быть проведены _все_ доработки. Т.к. начиная с 8Л должны были стоять новые движки, то (опять же ИМХО) 4Л полетела бы уже с ними.
А со старыми движками... Эх! Кириллов: "Боюсь, что двигатели — не тот кит, на котором мы держимся" (цитирую по Чертоку)
И еще злоупотреблю цитированием того же автора:
"Я выложил министру последний аргумент в пользу пуска:
— Даже если мы считаем № 7Л ненадежной и выйдем с предложением отменить пуск, нас спросят, что делать с этой ракетой? Возвращать и переделывать под новые двигатели? Это себе дороже. В заделе уже есть пять новых ракет. Ради них эту надо пускать. Мы получим опыт разделения ступеней, проверим новую систему управления, приобретем уверенность в новой схеме управления по крену, проверим идею увода ракеты от старта и, наконец, если повезет, проверим в полете блоки «Г», «Д» и ЛОК. А там столько своих проблем! Если без политики, то для программы в целом выгоднее пускать, чем снимать эту ракету и ждать еще полтора года, пока появится № 8Л."
Чувствуете? Речь о заделе, ни слова о готовом изделии.

Может, предположить, что в альтернативной истории 7Л таки слетала нормально?
Или что Кузнецов занялся многоразовыми движками раньше и они уже были к 1973 году?
Смотрите: Черток говорит про носитель с новыми двигателями только в 1974 году, а вот тут (http://engine.aviaport.ru/issues/02) не менее авторитетные товарищи пишут:
"с июля 1970 г. в ОКБ начали создавать качественно новые двигатели фактически в многоразовом исполнении и со значительно увеличенным ресурсом и запасами работоспособности. Однако они были готовы только к концу 1972 г."
Если никто ничего не путает, полтора года уходят на доработки в собственно ракете.
Выходит, что при своевременном решении о переходе на новые двигатели, к описываемым событиям доработанная Н1 была бы на подходе (а может, и вообще бы не было ноябрьского пуска 7Л).

ЦитироватьТеперь по баллистике. Честно скажу я не баллистик, я простой математик .

Я тоже не баллистик, разве что в студенческие еще времена приходилось предварительно считать траектории, т.к. баллистика сильно влияет на выбор параметров систем с двигателями малой тяги.

ЦитироватьНо анализ небесной механики привел меня к выводу, что стартовать к Луне можно в любой день, только в некоторые дни забросить можно больше, в другие меньше. Но время надо просчитывать строго. А месячное ограничение на старт накладывалась из-за требований освещенности в месте посадки.

Если с промежуточной орбиты и учитывать только голую небесную механику - то, в принципе, в любой день.
Но если учесть ограничения на время полета разгонного блока по орбите, на его видимость при повторном включении, на условия видимости станции на траектории и (главное) при подлете к Луне, и много других "если", то свободы оказывается гораздо меньше.
Обратите внимание на полеты Л1 - четко прослеживается следование определенным интервалам.
Но, в принципе, Вы правы - ради чрезвычайной ситуации можно допустить кой-какие послабления.

ЦитироватьДалее, я знал сколько обычно добирались до Луны Аполлоны, быстрее всего летел А11 4,3 дня, так что облегченный А19 думаю добрался бы до Луны за 4 суток. Более того получается что А19 летел на Луну с колосальным резервом по массе около тонны,а на посадку заходил с резервом килограмм 700.

Сдаюсь! :-)

ЦитироватьВот с Луноходом все опять хуже. Когда я заглянул в программу полета и увидел, что он кружился на орбите более 3 дней мне стало плохо и я решил забыть об этом чтоб дать астронавтом шансы. В целом почему нельзя реализовать для Лунохода прямой полет? Ведь у Сурвейеров все отлично получалось? И посадки прилично разбросаны, С7 сел даже в Тихо. Причем садились с такой точностью что Луноход с 20 км выглядит жалко. Я исходил из того, что от этих аппаратов зависит жизнь людей и баллистики выжали все что можно чтобы уменьшить время полета.

Прямой перелет не позволяют садится в любом месте Луны. Восточные области принципиально не доступны (аппарат не может "догнать" Луну). Но в данном случае это не критично, в Коперника сесть можно.
Прямой перелет требует большей энергетики, т.к. возрастают гравитациооные потери при торможении.
Прямой полет Е-8 невозможен потому, что она этого не умеет. И конструкция, и логика работы системы управления КТ заточены под вполне определенную программу полета.
Вспомните про два блока из 2-х баков и приборного отсека каждый, отделяющиеся перед посадкой. Мало того, что их объем изначально выбран исходя из необходимых запасов топлива на коррекции, торможение для выхода на орбиту ИСЛ и исправления этой орбиты.
Так вдобавок в одном контейнере находится радиокомплекс, использующийся при перелете к Луне, а во втором - приборы системы астроориентации.
Т.е. после выхода на предспусковую орбиту , выдачи команды на спуск и отделения навесных отсеков, оставшаяся часть СУ "умеет" только выполнять посадку - сначала чисто программно, потом по данным радиолокатора.
Как Вы понимаете, без крайней нужды разработчики станции не стали бы закладываться на трехдневное кружение по орбите, что чуть не вдвое увеличивает продолжительность полета. А ведь это все масса: аккумуляторы, лишний азот в системе ориентации... А с массой в Е-8 было более чем напряженно.
Тщательное орбитальное маневрирование было нужно как для увеличения точности посадки, так и для аккуратного построения предпосадочной орбиты - ведь пока "Планета" не схватит поверхность, станция летит на гироскопах и акселерометрах.
Убедил?

Кстати, откуда 20км КВО? Я раньше эту цифру не встречал.
У Луны-16 отклонение от расчетной точки было 1.5км (см, напр., Ежегодник БСЭ за 1971 год).
При длинне трассы посадки порядка 250км это выглядит разумной величиной.

Цитироватьлуноход это не только ценный мех но и система терморегуляции

Вспомните внешний вид КТ. На внешней поверхности открыто торчат баллоны с азотом наддува баков и для системы ориентации. И ничего. А с точки зрения теплового режим что азот, что кислород... Остальное снаряжение, конечно, по-чувствительнее будет, но тепла оно не выделяет, нужно только не допустить переохлаждения или перегрева от солнца.
Эти вещи на ура решаются теплоизоляцией и закруткой станции.
Обратите внимание, что луноходы летели с закрытой крышкой, т.е. возможностей по отводу тепла у них не было. Правда, там ему и выделяться неоткуда было.

ЦитироватьПлюс идея тащить все это на ровере мне не понравилась, идея буксировки была более симпатична, выбор был очевиден

С художественной точки зрения - возможно :-)
Но заставлять неприсопособленный ровер выступать в качестве тягача, а еще более неприспособленный луноход - в роли прицепа,- тонкое извращение.
Кстати, у лунохода макс.скорость 4 км/ч, вряд ли бы и буксировать его разрешили быстрее.
И те 15км они бы тащились обратно часа 4 минимум - это если по прямой. Какой там ресурс у A7L?
Наконец, шасси лунохода - это почти 100кг.
А перекидать руками 700-800 кг груза (лунный вес менее 150 кгс) - задача вполне подъемная.
ОК, авторы Вы, а не я.
А как насчет того, чтобы погрузить на Е-8 американский Ровер? Он же в сложенном виде представляет собой компактный ящик. И раскладывается сам...

ЦитироватьИдея про перенос А17 не плохая, только я что-то не хотел придерживаться в рамках основных миссий.

Понятно. Тогда как быть с датой пуска Луны-21? Которая, напомню, улетела на день раньше А-18?

Цитироватьпо моим данным пробег ровера был аж 94 км, так что аккумуляторы вряд ли бы сели даже с буксировкой

Apollo Lunar Surface Jornal на насовском сайте (http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History),
в статье "Engineering Aspects of Apollo" Eric M. Jones пишет про ровер: "It was battery-powered and had a potential range of about 50 kilometers."
Даже цифра в 120 км встречалсь как-то - наверное, это с учетом запаса.
ОК, пущай бегает! :-)
Хотя нервическое поглядывание на индикатор заряда батарей посреди безжизненной пустыни прибавило бы драматичности ;-)

ЦитироватьДля хронологии событий пользовался Redshiftом , так что все точно (даже созвездия на своих местах) перенес на самое начало Лунного дня чтобы было больше времени для маневра. Для этого также не указывал основные даты, говорил общими словами, но список по датам составил. Получу опять Redshift брошу хронологию.

Вот это я понимаю - серьезный подход! Будем ждать хронологию...
На заметку: вот тут (http://www.asi.org/adb/04/01/01/02/apollo-landing-details.html) наглядно показаны условия освещенности при посадке всех 7 миссий (включая А-13).

Цитироватьдолго искал как должны располагаться астронавты с СА но не нашел

Первый раз я об этом прочитал еще в связи с программой Союз-Аполлон, была у меня отечественная довольно подробная книга 70-х годов.
Так было тщательно расписано плановое перемещение членов экипажей всех кораблей от старта до посадки. Столь странное поведение американцев запомнилось.

Вот сейчас смотрю на pdf-ку с факсимиле полетного плана Аполло-15.
Раздел Flight plan notes, раздел I. Crew:
B. The nominal CM couch position are:
Activity...........Left...Center...Right
Launch thru TLI....CDR....CMP......LMP
T&D thru Entry.....CMP....CDR......LMP

Сокращения:
TLI - translunar injection
CDR - Commander
CMP - Command Module pilot
LMP - Lunar Module pilot

Наконец, хотя на "источник" не тянет, но в, по-моему, довольно точном и в мелочах фильме "Аполлон-13" этот момент с пересаживаниями виден очень хорошо.
Как, кстати, и рубильник с надписью "Abort" :-)

ЦитироватьБолее того я был абсолютно уверен что командир экспедиции ждал экипаж на орбите. Этот точно не так?

Кто был командиром А-11? Как бы Армстронг первым ступил на Луну, находясь на орбите?
На орбите оставался пилот командного модуля. Рулил на посадке командир корабля (стоял слева по полету). Пилот лунного модуля следил за приборами.
Шмитт из А-17, который, говоря русским языком, был космонавтом-исследователем, числился в штатном расписании пилотом лунного корабля.
И при этом злобный кэп запрещал ему пялиться на Луну в процессе посадки :-)

ЦитироватьГоворить все-таки 8К82К довольно странно, не находишь? Даже для главных.

Про 8К82К была типа шутка юмора.
У того же Чертока, по ощущениям, неплохо сохранился профессиональный слэнг тех времен.
Смотрим (4-я книга):
"«Пятисотка» с ДОСом уже стоит в портале правого старта."
"19 апреля 1971 года все участники и высокие гости съехались на пуск «пятисотки» с первым ДОСом. Стоящая на стартовой позиции УР-500К, она же «Протон»..."
"«Пятисотка» действительно красива в свете прожекторов, когда она стоит на старте, освободившись от башен обслуживания и наземной предстартовой суеты."
"«Пятисотка» легко взлетает, затмив своим ярким факелом звезды."

При этом в разговорах с руководством он употребляет "УР-500".

ЦитироватьОптимальный способ это действительно доставить все из США, но управились ли мы за день?

Вспомните скорость, с которой они работали в случае с А-13.
Сильно подозреваю, что нужных нам комплектующих на всяких стендах, в ЗИПах, наконец, на трех кораблях для Скайлэба было немеряно.
На общем фоне описанных чудес это было бы не сильным допущением.
Мало того: нашим-то было бы еще сложнее, соотв. барахло просто не с чего ободрать, его еще и делать пришлось.
Думаю, как раз вариант с импортной техникой реальнее.
Ну, и хороший способ обыграть невиданный приступ советской открытости, когда наши бы разрешили американскому самолету прилететь в совершенно закрытый Тюратам. А? ;-)

ЦитироватьПо моим данным (опять Марков) ресурс корабля был что-то вроде 16 суток, если отнять время полета к Земле где-то так и выходило. Заменю в тексте кислород на ресурс.

Тут я маху дал. Начал считать кислород, не подумав про все остальное. Вы совершенно правы.

Цитировать
ЦитироватьЕсли не ошибаюсь, Е-8, как и ЛК, рассчитывались на углы до 30 градусов.
 Так что опрокинулся бы.

 Это точно?

По ЛК - точно. Источник - да хотя бы "Воспоминание о лунном корабле" Филина, есть на сайте у Хлынина.
По Е-8 я честно сказал: "если не ошибаюсь". У Филина описано, что параметры ЛК выбирались исходя из вероятности успешной посадки на некую среднестатистическую лунную поверхность.
Эта модельная "луна" делалась в отделе Луны и планет Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ (такое вот длинное наименование).
У другого Маркова (Юрия, инженера-испытателя НПО им. Лавочкина, как я понимаю, он же М.Борисов), описан процесс выбора характеристик посадочной ступени - таже методика, таже модель лунной поверхности.
Да и НК об этом писала (Новости космонавтики №23/5-18 ноября 1995г.-№24/19 ноября-2 декабря 1995 г., "25 лет Луноходу-1"):
"Вся методика посадки была математически обоснована. В КБ МЗЛ имелась модель Луны с вероятностью распределения камней и кратеров. При расчете параметров ступени КГ конструкторы исходили из вероятности благополучного исхода мягкой посадки, обеспечивая положенное количество "девяток"."
Логично предположить, что и предельный наклон выбирался того же порядка.

Цитироватьдолго искал на фотографиях луноходов куда можно привязать трос но ничего не нашел.

Значит так. в самом низу аппарата конус приборного отсека переходит в низкий цилиндр шасси.
от этой "сковородки" отходят четыре дугообразных кронштейна, от которых уже идут параллелограммы подвески.
Так вот в этих самых кронштейнах (двутаврового сечения) сделаны для облегчения весьма впечатляющие отверстия.
Туда руку просунуть можно, не то что трос.

Цитировать
Цитировать"-Есть отделение третьей ступени"
 или все же "объекта от носителя"?

 А про первую и вторую верно? Я уже не в чем не уверен.

По-моему, про 1-ю и 2-ю верно.
Тут вот в чем дело. Собственно Н1 включала в себя три ступени.
Дальше уже шел комплекс Л3 (а могла бы быть МКБС, ТМК или 5НМ).
После окончания работы последней ступени РН у нас обычно говорят об отделении ПН.
В то время называли эту ПН "объектом".
Вот Рефат Аппазов приводит доклады телеметриста при аварии Союза-18-1:
-Есть разделение один
-Есть отделение обтекателя
-Есть отделение два. Все параметры в норме. Тангаж, рысканье, вращение в норме...
-Отделение объекта от носителя... отделение объекта... аварийное отделение объекта!

Опс! Про сброс обтекателя-то забыли!..

Что касается Н1, нигде пока про последовательность докладов при старте не нашел.
Точно можно сказать, что были "зажигание" и "контакт подъема".
Предварительная и промежуточная ступени были. Цитирую по http://engine.aviaport.ru/issues/08 :
"Проблемы, возникавшие при запуске двигателей, были решены применением автомата запуска со строго регламентированными временами выведения двигателей на промежуточную и главную ступени тяги"

ЦитироватьА здесь, пожалуйста, поподробнее. Что известно про Кречет?
Я уже третий год собираю по крупицам информацию по открытым изданиям. Сообщают одно и тоже и обычно мало.
И вопрос про цвет давно меня преследует. Ведь Кречет это единственный скафандр для выхода который сделали темным, все остальные (даже Орлан) светлые, зачем был выбран этот цвет?

Тут мне Вас нужно распрашивать :-)
Что касается цвета. Пересмотрел свою коллекцию изображений. Он белый!..
Боюсь, что коричневость некоторых источников имеет две причины:
а) хреновая цветопередача (видел, например, фото Орланов, на которых они радикально коричневого цвета)
б) старение и загрязнение материала.
Еще можно встретить фото, где цвет серебристый с синими полосами. Это явно фотографии без теплозащитной оболочки, т.к. виден металл кирасы, всякие трубочки и ленты.
Вот тут, например, были:
http://www.myspacemuseum.com/krechet.htm
http://www.myspacemuseum.com/krechet2.htm
?
Там подробные фото белого Кречета (кажется, из музея НПП Звезда).
И у Вэйда на фото он белый (ну, если грязь не считать).

ЦитироватьАлану предстояло выполнить на Луне куда более сложную программу. Кто предлагал ЭВТИ срывать? А для Вэнса переход в ЛОК единственный сложный элемент. Я эа Вэнса.

ВКД с одной рукой - это даже не аттракцион :-(
Программа у Алана как раз проще - сидеть и дышать через раз.
Проблема в другом - Вы представляете, что такое сломанная рука без медицинской помощи уже через несколько часов, не то что дней?
Не, точно надо Алексею Архиповичу лететь и Вэнса в корабль заносить.

ЦитироватьТак П238 сам по себе не сильно фонит. Это фраза на радость зеленым.

Угу, тем более, что у него альфа-активность, длина пробега в материалах там мизерная, можно тем же ранцем СЖО спокойно отгородиться.
Я не стал это писать, чтобы не дразнить зеленых ;-) и не ввязываться в дискуссию о радиации. Кто ж знал, что Вы и в этом подкованы? :-)

ЦитироватьПро движки, это какие? У меня же топливо кончилось и в посадочной и стартовой ступенях.

У Аполлона ДУ не объединенная: что на основом блоке, что на лунной ступени контур двигателей ориентации имеет свои баки и арматуру.
Но если в SM они вообще независимы, то RCS взлетной ступени имеет трубопроводы и клапана, связывающие ее с основными баками.
Это позволяет как взлетному движку использовать топливо управляющих двигателей, так и наоборот.
На посадке эти клапаны закрыты, поэтому у нас остаются заправленные баки управляющих движков.
Охлаждение у них радиационное, т.е. можно подумать о том, чтобы гоняя движки создать малость тепла.
Идея, правда, сомнительная в части эффективности такого подогрева.

ЦитироватьПотом, имхо, ЭВТИ делалась так чтоб хорошо отводить тепло и не пропускать тепло снаружи.

Да нет, ЭВТИ одинаково в обе стороны работает. Термос он и есть термос.
Основной смысл - устранить неконтролируемые потоки тепла.

ЦитироватьА куда тек аэрозин.. На Луну, а так как вакуум испарялся вот и луж не было.

Меня тревожило другое: бак горючего наружу не торчит, вокруг него конструкция и теплоизоляция. Т.е. хоть и негерметичный, но замкнутый объем.
В нем вполне могло быть довольно высокое давление насыщенных паров и лужа как результат. Ну, да бог с ним.
Большому кораблю - малую тягу!

Pavel

Вот пока хронология к текушей версии. В новой кое что изменю. Возвращение добавил сейчас (тогда об этом не думал).

 9 января   Старт А18
13 января   9.15 восход солнца в Копернике
13 января   17.15 посадка А18 :)
14 января   Начало подготовки Н1
15 января   Старт Л2
15 января   Старт А18 с орбиты Луны
17 января   Алексей отбывает из Байконура
17 января   Поняв что успевают рассекречивают Н1
18 января   Прилет в Хьюстон Алексея
18 января   Возвращение А18
19 января   Посадка Л2
22 января   Старт Н1-Л3
26 января   Посадка ЛК и опять старт
26 января   Старт  А19
28 января   Заход солнца в Копернике ( 6:15 :) )
29 января   Возвращение ЛОК
30 января   Посадка А19
2 февраля   Возвращение А19


ЦитироватьПрямой перелет не позволяют садится в любом месте Луны.

Здесь позвольте с вами не согласится. Как тогда сели С5 Р6 и Р8? Сесть,
похоже, можно в любом месте. Но траектория, действительно, куда сложнее.


ЦитироватьУбедил?


Убедил. :) Е-8 сесть по прямой траектории не могла. Я так и чувствовал,
но чтобы не расстраиваться решил конструкцию не изучать.

Но это что, я тут придумал как уменьшить время нахождения на орбите.
Причем способ , похоже, уже реальный.
Ведь почему она кружилась три дня на орбите?
Имхо, чтоб три основные операции: снижение перицентра до 20 км,
выправление плоскости орбиты и посадка происходили при хорошей видимости со станций слежения в СССР.

Но ведь мы туда не кататься едим. Мы летим спасать астронавтов США!
А в этом случае в нашем распоряжении вся мощь сети дальней
космической связи NASA!!!! А ведь тогда она по охвату была даже серьезней чем сейчас...
 Установить связь с Хьюстоном через Молнию (хоть телефонную),
имхо, не проблема. Так можно уложится и в несколько витков.
Плюс можно отказаться от второй коррекции. Астронавты  все равно доедут. :)

Да, 20 км это личные мои рассуждения о том какое могла дать
отклонение  станция садясь по прямой траектории если она была не предназначена для этого. Сейчас это уже не так важно. Те же 20 км могут получиться без второй коррекции.


ЦитироватьКакой там ресурс у A7L?


Здесь просто, ресурс при затратах 348 Вт - 6 ч.
Но эти затраты преувеличенны, в реальности было меньше и ресурс соответственнобольше. У Маркова говориться уже про 9 ч.  Учитывая что они добирались за час- два, еще часа два на монтаж у LM. Выходит что они ехали обратно 5 ч, запас кислорода у Алана ведь кончился к концу выхода. (как раз по вашим расчетам)

Цитироватьамериканскому самолету прилететь в совершенно закрытый Тюратам


Вот это меня и волнует. :)

ЦитироватьТак вот в этих самых кронштейнах (двутаврового сечения) сделаны для облегчения весьма впечатляющие отверстия.

Надо как нибудь обыграть. Может что-нибудь сломать у ровера?

ЦитироватьА перекидать руками 700-800 кг груза (лунный вес менее 150 кгс) - задача вполне подъемная.

Вот только где все это на Ровере расположить? Там только небольшой ящик для проб...

ЦитироватьСильно подозреваю, что нужных нам комплектующих на всяких стендах, в ЗИПах, наконец, на трех кораблях для Скайлэба было немеряно.

Ну корабли для Скалаба не подошли. LM другая фирма делала, но комплектующих думаю было где найти. Все таки надо как то обыграть.

ЦитироватьА как насчет того, чтобы погрузить на Е-8 американский Ровер? Он же в сложенном виде представляет собой компактный ящик

Нету. :( Кончились  Всего было изготовленно 4 Лунных. На 18 полетел последний.

"На самом деле шесть экземпляров ровера (один статический макет, один для испытаний и четыре для Луны) были разработаны и построены <Боингом> в режиме <мозгового и производственного штурма>, в результате чего NASA <потратило> вместо первоначально планируемых 19 млн - 40 млн $."
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/224/44.shtml

ЦитироватьПонятно. Тогда как быть с датой пуска Луны-21? Которая, напомню, улетела на день раньше А-18

У США лишний полет на Луну, а у СССР всего перенос на 5 дней.:)
Может перестраховались чтоб мысли не возникло что Л21 хочет сбить А18 .( как Л15 и А11)

Все остальное учту. Кречет изменю ( блин, действительно светлый)
Может и Леонова к Луне отправлю. Вот только пока не решил
пускать американцев на Байконур.
Про Н1. Похоже ракеты действительно не было. Жаль.
Но читателю знать это не обязательно. :)
Все равно, похоже, 4Л надо было пускать.

Pavel

В прошлом сообщении написал глупость. Понял что подразумевалось под восточными областями. Попасть без двигателя туда действительно сложно. Вы абсолютно правы

Николай Павловский

ЦитироватьПонял что подразумевалось под восточными областями. Попасть без двигателя туда действительно сложно.

Вот и славно, а то я уже начал прикидывать, как на пальцах объяснять этот момент. Правда, фраза "попасть без двигателя" несколько настораживает  :wink: , ну да бог с ним.

С Вашего позволения, ответ будет после выходных - на работе объемные посты писать не очень удобно.
Большому кораблю - малую тягу!

Николай Павловский

Пожалуй, пора загруглить брюзжание - не проект спасения проектируем, в конце концов :-).
Вот крайний приступ графомании.

ЦитироватьВот пока хронология к текушей версии. В новой кое что изменю. Возвращение добавил сейчас (тогда об этом не думал).

 9 января   Старт А18
13 января   9.15 восход солнца в Копернике
13 января   17.15 посадка А18 :)
14 января   Начало подготовки Н1
15 января   Старт Л2
15 января   Старт А18 с орбиты Луны
17 января   Алексей отбывает из Байконура
17 января   Поняв что успевают рассекречивают Н1
18 января   Прилет в Хьюстон Алексея
18 января   Возвращение А18
19 января   Посадка Л2
22 января   Старт Н1-Л3
26 января   Посадка ЛК и опять старт
26 января   Старт  А19
28 января   Заход солнца в Копернике ( 6:15 :) )
29 января   Возвращение ЛОК
30 января   Посадка А19
2 февраля   Возвращение А19

Время какое указано?

Ну, с определенными натяжками, клеится.
Только не очень понятно, почему А-18 так торопился на Луну - еще ведь ничего не случилось :-).
А-17, напомню, сел через 4.7 суток после старта.

Е-8 всегда летали до орбиты Луны более 4 суток (4 сут + 7-9 часов), а не около 3.5, как у Вас.
С точки зрения разгонного блока это копейки - надо добавить порядка 20-30 м/с.
А вот для станции это проблема: подобное мизерное увеличение отлетной скорости приводит к тому, что скорость сближения с Луной увеличится где-то на 300 м/с. Для выхода на орбиту ИСЛ это существенная прибавка, для Е-8 этот маневр требовал порядка 900 м/с.
Теперь немного посчитаем (цифры будут округленными) по тов. Циолковскому,- или г-ну Мещерскому, для снобов ;-):

Для штатной программы полета Е-8:
Начальная масса станции Mн = 5600 кг
ХС маневра V=900 м/с
удельный импульс w=3080 м/c
конечная масса (на орбите Луны) Мк = Mн/exp(V/w) = 5600/exp(900/3080) = 4200 кг
масса топлива Мт = Мн-Мт = 5600-4200 = 1400 кг

Для проверки:
ХС посадки порядка 2300м/с
Масса на поверхности Мн/exp(V/w) = 4200/exp(2300/3080) = 1990 кг
Это неплохо согласуется с действительностью, у Луны-16 посадочная масса была 1880 кг.

Вспоминаем, что топливо для выхода на орбиту залито в сбрасываемые баки, объем которых вполне конечен.
Теперь посчитаем, какую массу должна иметь станция, чтобы выйти на окололунную орбиту при "скоростной" траектории и при том же запасе топлива:

Мн = Мт/(1 - 1/exp(V/w)) = 1400/(1-1/exp(1200/3080)) = 4350 кг
Мк = 4350 - 1400 = 2950 кг

Посадочная масса в "скоростном" варианте будет порядка 1400 кг
Если учесть, что сухая ступень КТ весит около тонны, то выходит, что полезная нагрузка снизится с 800-900 до 400 кг.

Итак: из-за того, что скорость входя в сферу действия Луны увеличилась, а емкость баков для выхода на орбиту таже самая, нужно снижать массу станции (около 1400кг). Для этого придется пожертвовать частью полезной нагрузки (400кг) и недозаправить баки посадочной ступени (на тонну).
Готовы ли мы платить за сутки времени двойным снижением полезной нагрузки?
Вы вроде считали необходимые запасы? "Скока точно вешать в граммах?"(с)

ЦитироватьЕ-8 сесть по прямой траектории не могла. Я так и чувствовал,
но чтобы не расстраиваться решил конструкцию не изучать.
!!!  :D

ЦитироватьНо это что, я тут придумал как уменьшить время нахождения на орбите.
Причем способ , похоже, уже реальный.
Ведь почему она кружилась три дня на орбите?
Имхо, чтоб три основные операции: снижение перицентра до 20 км,
выправление плоскости орбиты и посадка происходили при хорошей видимости со станций слежения в СССР.

Именно так. Все маневры почти точно через сутки.
Есть большая просьба: доберетесь до RedShift, сможете поглядеть, какие районы Земли обращены к Луне в моменты выхода на орбиту, коррекций и из точек посадки? Время, даты и координаты я Вам подберу.

ЦитироватьНо ведь мы туда не кататься едим. Мы летим спасать астронавтов США!
А в этом случае в нашем распоряжении вся мощь сети дальней
космической связи NASA!!!! А ведь тогда она по охвату была даже серьезней чем сейчас...
Установить связь с Хьюстоном через Молнию (хоть телефонную),
имхо, не проблема.

Связь-то не проблема - хоть по телеграфу, в конце концов.
Но как быть с частотами передатчиков? Сумеют и успеют ли за считанные дни перестроить?
А оборудование передачи команд? Или их как есть ретранслировать?
Если нет, то придется, как минимум, сообщать американцам нашу систему команд - наверняка секретную.
Правда, кругом разрядка и Союз-Аполлон, но...

ЦитироватьТак можно уложится и в несколько витков.
Плюс можно отказаться от второй коррекции. Астронавты  все равно доедут. :)
Те же 20 км могут получиться без второй коррекции.

Доказать не могу, но чувствую, что блонд... тьфу, что поболе 20 км будет.
Впрочем, попробуем прикинуть.
Вторая коррекция подправляла плоскость орбиты. У меня есть данные только по Л-15 и Л-16, обе изменяли наклонение примерно на 1 градус (и это, видимо, округления в большую сторону).
При среднем радиусе Луны 1737км этот 1 градус дает на экваторе отклонение 1737*2*3.14/360 = 30 км
Черт! Вы правы! Вот это интуиция! :-)
Тогда можно и это обыграть - ускорение процедуры посадки и поездка из-за этого.

Луна-17, кстати говоря, маневрировала на сутки меньше - возможно именно потому, что не потребовалось править плоскость орбиты?
В результате Луноход-1 добрался до поверхности быстрее всех летавших станций, за 6.5 суток.
Допустим, насовские антенны нам еще сутки экономят.
За счет снижения полезной нагрузки можно еще сутки выиграть.
Итого 4.5 суток. Видимо, 19-го все же никак. Скорее, 20-го.
Впрочем, это читателю действительно знать не обязательно, сутки туда-сюда для художественного произведения - высокая точность.

Цитировать
Цитироватьамериканскому самолету прилететь в совершенно закрытый Тюратам

Вот это меня и волнует. :)

Ну, если волнует, то пусть прилетают в Шереметьево, оттуда наши довезут :-)


ЦитироватьНадо как нибудь обыграть. Может что-нибудь сломать у ровера?
Все бы Вам ломать! :-))
Если у него крылья отламывались на ходу, то можете ломать что угодно - там все хрупкое :-)

Цитировать
ЦитироватьА перекидать руками 700-800 кг груза (лунный вес менее 150 кгс) - задача вполне подъемная.

Вот только где все это на Ровере расположить? Там только небольшой ящик для проб...

Глядим сюда:


Кроме сумок за спинам, есть еще задние мешки для оборудования. Туда кладем поглотители.
У пассажирского сиденья под ногами им между ними ничего нет - туда баллоны с кислородом пихаем.
На руки - бачки с водой.
Что-то можно уложить на переднюю платформу.
А что у ровера под сиденьями, не в курсе?

Есть и более радикальный вариант - ехать одному. И чтобы прилетевший контейнер был расчитан на укладку вдоль всего ровера.

Цитировать
Цитироватькак быть с датой пуска Луны-21? Которая, напомню, улетела на день раньше А-18

У США лишний полет на Луну, а у СССР всего перенос на 5 дней.:)
Может перестраховались чтоб мысли не возникло что Л21 хочет сбить А18 .( как Л15 и А11)
Действительно, после июля 1969-го мы со штатами организованно летали по очереди, ни одного пересечения!
А наши долгоиграющие ИСЛ Л-19 и Л-22 в период пилотируемых экспедицй находились выше рабочих орбит Аполлонов.

ЦитироватьМожет и Леонова к Луне отправлю.
Поглядите про него в программе ЭПАС - там немало приколов: он и сам мужик веселый, да еще языковые хохмы добавляются.

ЦитироватьВот только пока не решил пускать американцев на Байконур.
Не помню, когда точно, но в период программы ЭПАС там и амеровские специалисты побывали, и журналисты буржуйские на пуск приезжали. Давеча вот пресс-кит 1975 года глядел, там во какая фраза есть:
"Космический корабль Союз стартует с космодрома Байконур близ ст. Тюратам в Казахстане /47.8 северной широты, 66 восточной долготы/..."


ЦитироватьПро Н1. Похоже ракеты действительно не было. Жаль.
Но читателю знать это не обязательно. :)
Все равно, похоже, 4Л надо было пускать.
Есть еще вариант с переносом пуска 7Л с ноября 1972 на январь 1973.
Пусть с ней будет все тоже самое, но благодаря усовершенствованной за это время логике работы системы управления, на 107-й секунде пройдет АВД, первая ступень будет отделена, а остальное каким-то чудом сработает.
Хинт: можно обыграть раздумья пускать-не пускать (буквально по Чертоку), ну, и "попытка-не пытка" ради американцев. А? ;-)
Большому кораблю - малую тягу!

Pavel

Прошу прошения за долгий ответ, сначала хотел написать новый вариант, а затем отвечать.

ЦитироватьПожалуй, пора закруглить брюзжание - не проект спасения проектируем, в конце концов


В целом да, пора заканчивать.  Хотя лично для меня дискуссия была продуктивной. :)
Рассказ изменился в лучшую сторону, часть слабых моментов умудрились обойти.

Спасибо за помощь.  Хотя представляю сколько будет ошибок в «Земля,Луна и МКС» если я её напишу. Хотя в свете заявления Буша может это уже не случиться.

А пока отвечу на вопросы, которые были заданны.

ЦитироватьЕсть большая просьба: доберетесь до RedShift, сможете поглядеть, какие районы Земли обращены к Луне в моменты выхода на орбиту, коррекций и из точек посадки? Время, даты и координаты я Вам подберу.

Проверил. Евпатория. И почему я не удивлен? Вдобавок всплыл интересный момент, по тем датам что проверял станция была хорошо видна на станциях слежения в Мадриде  ( что в целом не удивительно) и в Голдстоуне ( что уже странно). Возможно, это просто совпадение. Соrvax я брал данные из НК и БСЭ. Насколько я понял у вас данные более полные, нельзя ли сбросить их на мыло?

ЦитироватьСвязь-то не проблема - хоть по телеграфу, в конце концов.
Но как быть с частотами передатчиков? Сумеют и успеют ли за считанные дни перестроить?
А оборудование передачи команд? Или их как есть ретранслировать?
Если нет, то придется, как минимум, сообщать американцам нашу систему команд - наверняка секретную.
Правда, кругом разрядка и Союз-Аполлон, но...

Помню картинку из ЦУПа ЭПАСа, там кроме стандартных кругов вокруг СССР еще с десяток по всему свету, явная сеть NASA. В целом логично, ведь это прототип спасательной операции.  Здесь думаю лучше было поступить так, мы формируем сигнал и передаем его в США с параметрами передачи( время, и т д) они его отправляют даже не зная что он означает, имхо вполне реально.

А вот на Байконур американцев не допустили, об этом Голованов вспоминал, из-за нежелания допускать западных журналистов мы запретили появляться нашим на старте Сатурна. Похоже, впервые их пустили на старт французского космонавта.

ЦитироватьНу, если волнует, то пусть прилетают в Шереметьево, оттуда наши довезут  

Отправил на Байконур,все-таки время экономится.

ЦитироватьА что у ровера под сиденьями, не в курсе?

Ящик для проб. Убедили, запихнуть можно, но остаюсь с Луноходом. Эпизод добавляет динамику в повествование.

ЦитироватьПоглядите про него в программе ЭПАС - там немало приколов: он и сам мужик веселый, да еще языковые хохмы добавляются.

Знаю я про него. Земляк все таки. :)  Только к Луне я его все таки не отправил, слишком рискованно.
 Вэнс горнолыжным спортом занимался -справится. Я в него верю! :)


Ладно, всем еще раз спасибо. Corvax не  скажешь свои данные? Напишу благодарность перед рассказом и буду думать что делать с ним дальше, думаю в какой-нибудь НФ журнал отправить.

ааа

To Pavel:
Загляните сюда, может, пригодится.
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/nk/1994/14/lunn-plany.html
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Pavel

ЦитироватьTo Pavel:
Загляните сюда, может, пригодится.
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/nk/1994/14/lunn-plany.html

Спасибо, очень интерестно. Только когда я читал Филина "Воспоминание о Лунном корабле" у меня сложилось устойчивое чувство что в последних запусках летел штатный  ЛК.

http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/filin/04.html

Но это касалось только пилотируемой экспедиции, а что делать на двух ближайших пусках комплекса, которые планировались в 1971 г.?
Надо было там присутствовать в эти минуты, чтобы оценить реакцию всех присутствующих и, в первую очередь, хозяина кабинета: удивлялись, что раньше не додумались до этого, шутили на тему, что о нас подумают наши американские коллеги, которые наверняка зафиксируют наш цирк, совершенно непонятный для непосвященного человека — петля Нестерова при посадке на Луну!.. Минуты разрядки прошли, и тут же было подписано решение: делать именно так. Правда, в реальном полете дело до этого не дошло — уже на первых секундах после старта носителя с Земли в очередной раз нас ждало разочарование.