Групповой полёт «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8»

Автор zandr, 11.10.2024 19:39:46

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=6886
ЦитироватьЮбилей старта трёх «Союзов»: первый в мире групповой полёт пилотируемых космических кораблей

11 октября 1969 года в 11 часов 10 минут по московскому времени состоялся старт космического корабля «Союз-6» в составе командира Георгия Шонина и бортинженера Валерия Кубасова. На следующий день, 12 октября, в 10:44 мск на орбиту отправился «Союз-7» с командиром Анатолием Филипченко, инженером-исследователем Виктором Горбатко и бортинженером Владиславом Волковым. И 13 октября в 10:19 мск с Байконура стартовал «Союз-8». На борту находились командир Владимир Шаталов и бортинженер Алексей Елисеев.
Эти события произошли 55 лет назад: впервые в мире состоялся групповой полёт трёх пилотируемых космических кораблей, на борту которых находились семь космонавтов. Помимо общих научно-технических исследований и экспериментов, каждый экипаж выполнял поставленные перед ним конкретные задачи.
Так, 18 октября 1969 года на борту «Союза-6» Георгий Шонин и Валерий Кубасов первый раз в истории космических полётов выполнили сварку в космическом вакууме. Специально для этого эксперимента был создан сварочный аппарат «Вулкан» весом около 50 кг, который размещался в бытовом отсеке «Союза». Управлял аппаратом в дистанционном режиме из кабины корабля космонавт Валерий Кубасов. Вот цитата из его доклада  о полёте на космическом корабле  «Союз-6»:
«Установка «Вулкан» предназначена для автоматической сварки тремя способами: сжатой дугой (низкотемпературной плазмой), электронным лучом, плавящимся электродом.
Перед началом сварки орбитальный отсек был разгерметизирован. Спустя некоторое время я ввёл в действие сварочную аппаратуру, включая последовательно все три способа сварки. Контроль сварки производился в корабле по световому табло, а также на Земле по данным телеметрии. После завершения эксперимента орбитальный отсек был загерметизирован и давление в нём уравнено с давлением в спускаемом аппарате, открыт люк-лаз, и мы перешли в орбитальный отсек. Затем стол установки «Вулкан» был демонтирован и вместе с образцами перенесён из орбитального отсека в спускаемый аппарат.
Эксперименты показали принципиальную возможность сварки металлов плавлением в условиях невесомости и вакуума космического пространства. Успешно проведённый эксперимент по сварке в условиях космического полёта открывает дальнейшие перспективы в выполнении строительных и монтажных работ в космосе».
Космические корабли «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8» приземлились 16,17 и 18 октября соответственно. Итогом этого группового полёта стали 4 мировых рекорда. Кроме того, был получен очень важный опыт управления сразу тремя пилотируемыми кораблями. Впервые была выполнена программа совмещённых спутниковых, самолётных и наземных спектрофотометрических измерений для изучения природных ресурсов Земли и оптики сферы. Также была получена новая информация об околоземном пространстве, которая  способствовала совершенствованию космической техники.
*В публикации использованы материалы с сайта Российского государственного архива научно-технической документации.
 
Источник: Пресс-служба ЦПК, фото из архива ЦПК.


Schwalbe

Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Шамс

Цитата: Schwalbe от 11.10.2024 23:16:02Зачем летал Горбатко?
Это намек, что он должен был переходить из корабля в корабль?
Ну есть такой слух. Но это неправда.
В программе полета этого не было.

Schwalbe

Цитата: Шамс от 12.10.2024 01:02:09
Цитата: Schwalbe от 11.10.2024 23:16:02Зачем летал Горбатко?
Это намек, что он должен был переходить из корабля в корабль?
Ну есть такой слух. Но это неправда.
В программе полета этого не было.
Это понятно. Только ради рекорда экипажа "орбитальной станции"?
Почему тогда не 6? На активном корабле экономили массу?

Или под него был какой-то (военный) эксперимент?

Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Шамс

Цитата: Schwalbe от 12.10.2024 01:05:53
Цитата: Шамс от 12.10.2024 01:02:09
Цитата: Schwalbe от 11.10.2024 23:16:02Зачем летал Горбатко?
Это намек, что он должен был переходить из корабля в корабль?
Ну есть такой слух. Но это неправда.
В программе полета этого не было.
Это понятно. Только ради рекорда экипажа "орбитальной станции"?
Почему тогда не 6? На активном корабле экономили массу?

Или под него был какой-то (военный) эксперимент?
Да, я думаю у Горбатко была своя военная программа.
Как минимум, Факел.
Опять же Каманин, его влияние.
И да, очередной новый рекорд - 5 чел после стыковки.

Шамс

Ф. 1 Оп. 9-1 Д. 37 Основные положения по методике выполнения сближения космического корабля 7К-ОК № 14  с орбитальной станцией. Апрель 1969.

№ 14 - Союз-6
орб. станция - состыкованные С-7 и С-8.

Шамс

Итак, вот что есть.
Ф. 1 Оп. 5-1 Д. 16 Отчет по дополнительной комплексной проверке готовности экипажа космического корабля  "7К-ОК" № 16 и комплексной проверке готовности дублирующих экипажей  по программе космических кораблей "7К-ОК" №№ 14, 15, 16 к выполнению программы космических полетов.

Ф. 1 Оп. 12-1 Д. 41 Отчет о подготовке членов экипажей КК 7К-ОК № 14, 15, 16 в условиях кратковременной невесомости на летающей лаборатории  Ту-104А.

Ф. 1 Оп. 14-1 Д. 26 Программа непосредственной подготовки экипажей  к космическому полету  на кораблях "7К-ОК"  №№ 14, 15, 16.

Ф. 1 Оп. 14-1 Д. 28 Дополнение к программе подготовки на учебном корабле (программа тренировок на ТДК-7К  и "Волга" экипажей  №№ 14, 15, 16, Д). Д - это видимо дублеры.

Ф. 1 Оп. 14-1 Д. 29 Программа заключительной комплексной тренировки-исследования экипажей космических кораблей "7К-ОК" №№ 14, 15, 16.

Ф. 1 Оп. 14-1 Д. 32 Заключение  по результатам дополнительных контрольных комплексных испытаний систем жизнеобеспечения и врачебного контроля космических кораблей 7К-ОК №№ 14, 15, 16, 18 и 20 в макете Э 1501-15 № 2 с участием испытателей.

К сожалению, нет отчетов и докладов экипажей по итогам полетов.

Schwalbe

Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Шамс

Цитата: Schwalbe от 13.10.2024 22:15:31
Цитата: Шамс от 12.10.2024 02:06:4718 и 20
Это по Контакту?
Почему 20-я машина - не знаю. Этот документ я не видел.
Для испытания системы "Контакт" в первую очередь готовились № 18 и 19.
Вот, например:

Ф. 1 Оп. 14-1 Д. 44 План совершенствования и поддержания уровня непосредственной подготовки экипажей космических кораблей "7К-ОК" №№ 18, 19. 1971 год.
Возможно, планировали еще второй полет - 20 и 21. Но это не точно.
В документах ЦПК № 21 вообще нет.

Schwalbe

Цитата: Шамс от 14.10.2024 02:12:27Для испытания системы "Контакт" в первую очередь готовились № 18 и 19.
Может 19 беспилотный?
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Шамс

Цитата: Schwalbe от 14.10.2024 14:51:38
Цитата: Шамс от 14.10.2024 02:12:27Для испытания системы "Контакт" в первую очередь готовились № 18 и 19.
Может 19 беспилотный?
Не, оба корабля пилотируемые. Нечётный номер - активный, чётный - пассивный.