Нужна ли в пилотируемых КК Система Аварийного Спасения САС?

Автор wisefilinn, 19.07.2025 10:24:42

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Нужна ли в пилотируемых КК Система Аварийного Спасения САС?

Да. Надежности как в пассажирской авиации не добиться
Да. Это освященная опытом Шаттлов скрепа.
Нет. Можно добиться надежности как в гражданской авиации.
Нет. Астронавты должны рисковать ради удешевления

Голосование заканчивается: 17.06.2026 10:24:42

AB57

Цитата: wisefilinn от 20.07.2025 12:32:58
Цитата: AB57 от 20.07.2025 12:12:25
Цитата: wisefilinn от 19.07.2025 11:33:01
Цитата: Bell от 19.07.2025 11:01:56
Цитата: wisefilinn от 19.07.2025 10:56:00
Цитата: Bell от 19.07.2025 10:27:06Какая разница - крылья, ноги, хвост, если снизу взорвется ракета?
Поясните вашу мысль, пожалуйста.
А чего тут непонятного?
САС нужна ПК в первую очередь с момента посадки экипажа до второй трети работы первой ступени ракеты-носителя. Большинство случаев реального срабатывания САС приходятся на этот период.
К самолетам пассажирской авиации не прикручивают ракеты, полные обоих компонентов топлива и включенные ЖРД.
Яснее не стало.
Так нужна САС на весь полёт или нет?
И почему?
Если только для "до второй трети работы первой ступени", то "колумбийцев" не спасать?
Немного из серии "Нужна ли подушка безопасности в автомобиле?" или "Нужен ли парашют лётчику на высокоманевренном самолёте?"  Вы-то сами как считаете? ))))
1) Почему вы ко мне направили свою реплику?
    Мою позицию я обозначил при старте темы -
 - "Нет. Можно добиться надежности как в гражданской авиации."
 Докапываться до меня, и тем более пытаться подкалывать, могут лишь те кто требуют САС на пассажирских авиалайнерах.

2) Вы даже корректно вопрос поставить не в силах.
Парашют нужен летчику не "на высокоманевренном самолёте",
а в условиях заведомо повышенного риска - на военном самолете, который можно сбить.
И военный лётчик обладает для государства чрезвычайно высокой ценностью,
гораздо большей чем самолет.


извините, но прежде чем вешать ярлыки на других потрудитесь разобраться в сути своих замечаний... 

Т.е. если военный лётчик летит не на боевое задание, а просто в тренировочный полёт, то ему парашют не нужен? Так Вас надо понимать??  

А на вопрос Вы сами и ответили - "условия повышенного риска". Вот и всё. И надо из-за этого так обижаться, тем более, что Вас никто и не думал обижать... 

wisefilinn

Цитата: AB57 от 20.07.2025 14:37:44
Цитата: wisefilinn от 20.07.2025 12:32:58
Цитата: AB57 от 20.07.2025 12:12:25
Цитата: wisefilinn от 19.07.2025 11:33:01
Цитата: Bell от 19.07.2025 11:01:56
Цитата: wisefilinn от 19.07.2025 10:56:00
Цитата: Bell от 19.07.2025 10:27:06Какая разница - крылья, ноги, хвост, если снизу взорвется ракета?
Поясните вашу мысль, пожалуйста.
А чего тут непонятного?
САС нужна ПК в первую очередь с момента посадки экипажа до второй трети работы первой ступени ракеты-носителя. Большинство случаев реального срабатывания САС приходятся на этот период.
К самолетам пассажирской авиации не прикручивают ракеты, полные обоих компонентов топлива и включенные ЖРД.
Яснее не стало.
Так нужна САС на весь полёт или нет?
И почему?
Если только для "до второй трети работы первой ступени", то "колумбийцев" не спасать?
Немного из серии "Нужна ли подушка безопасности в автомобиле?" или "Нужен ли парашют лётчику на высокоманевренном самолёте?"  Вы-то сами как считаете? ))))
1) Почему вы ко мне направили свою реплику?
    Мою позицию я обозначил при старте темы -
 - "Нет. Можно добиться надежности как в гражданской авиации."
 Докапываться до меня, и тем более пытаться подкалывать, могут лишь те кто требуют САС на пассажирских авиалайнерах.

2) Вы даже корректно вопрос поставить не в силах.
Парашют нужен летчику не "на высокоманевренном самолёте",
а в условиях заведомо повышенного риска - на военном самолете, который можно сбить.
И военный лётчик обладает для государства чрезвычайно высокой ценностью,
гораздо большей чем самолет.
извините, но прежде чем вешать ярлыки на других потрудитесь разобраться в сути своих замечаний...

Т.е. если военный лётчик летит не на боевое задание, а просто в тренировочный полёт, то ему парашют не нужен? Так Вас надо понимать?? 

А на вопрос Вы сами и ответили - "условия повышенного риска". Вот и всё. И надо из-за этого так обижаться, тем более, что Вас никто и не думал обижать...
1) Обижаются на родных и близких - это не про вас.
    Вы просто шаблонный неудачливый подкольщик.
2) Где я в том своём ответе на кого то "вешал ярлыки"? Не фантазируйте.
3) Вы уже не упомянули свой "сверхманевренный" тезис, чем признали свою ошибку и мою правоту.
    На чём и завершим.
Дирижаблефил - горе в семье

simple

Цитата: telekast от 20.07.2025 11:08:07Конечно да. Крен, вираж вызывают падение подъемной силы, надо увеличить угол атаки для компенсации= рост перегрузки. Движение по радиусу = рост перегрузки (центростремительное ускорение).
нет, они решали задачу - на заданной дистанции минимизировать нагрузки, для этого выбрали более пологий спуск, т.е. спуск на в разы большей дистанции и чтобы уместить в заданную идут змейкой, рост нагрузок при маневрировании ничтожен по сравнению с дельтой между исходной дистанцией и большей и дельтой между большей и большей змейкой.

telekast

Цитата: simple от 20.07.2025 18:20:53
Цитата: telekast от 20.07.2025 11:08:07Конечно да. Крен, вираж вызывают падение подъемной силы, надо увеличить угол атаки для компенсации= рост перегрузки. Движение по радиусу = рост перегрузки (центростремительное ускорение).
нет, они решали задачу - на заданной дистанции минимизировать нагрузки, для этого выбрали более пологий спуск, т.е. спуск на в разы большей дистанции и чтобы уместить в заданную идут змейкой, рост нагрузок при маневрировании ничтожен по сравнению с дельтой между исходной дистанцией и большей и дельтой между большей и большей змейкой.
Змейка нужна для более интенсивного сброса скорости, что автоматически даёт рост перегрузки. Ничто не мешало начать прямолинейное пологое снижение просто раньше, допустим, на полвитка, а не выписывать кренделя.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

simple

#84
Цитата: telekast от 20.07.2025 18:40:55Змейка нужна для более интенсивного сброса скорости, что автоматически даёт рост перегрузки. Ничто не мешало начать прямолинейное пологое снижение просто раньше, допустим, на полвитка, а не выписывать кренделя.
нет, она нужна для минимизации нагрузки на тзп, нет мешало, задача стаяла чтоб посадка происходила полностью под наблюдением, поэтому дистанция ограничена.

blik

Цитата: telekast от 20.07.2025 18:40:55автоматически даёт рост перегрузки.
да, ВКС опускается в более плотные слои, чем без змейки и тормозится быстрее, перегрузка больше. Максимальная перегрузка 2,8г, обычная перегрузка астронавтов при спуске 1,5г. Что много меньше перегрузки капсульников.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

telekast

Цитата: blik от 20.07.2025 22:28:54
Цитата: telekast от 20.07.2025 18:40:55автоматически даёт рост перегрузки.
да, ВКС опускается в более плотные слои, чем без змейки и тормозится быстрее, перегрузка больше. Максимальная перегрузка 2,8г, обычная перегрузка астронавтов при спуске 1,5г. Что много меньше перегрузки капсульников.
Много раз писал, повторю:
Капсульник на порядок легче вкс. Поэтому он быстрее тормозится и это вызывает рост перегрузки.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

ТТоварищ

#87
Цитата: telekast от 21.07.2025 10:13:18
Цитата: blik от 20.07.2025 22:28:54
Цитата: telekast от 20.07.2025 18:40:55автоматически даёт рост перегрузки.
да, ВКС опускается в более плотные слои, чем без змейки и тормозится быстрее, перегрузка больше. Максимальная перегрузка 2,8г, обычная перегрузка астронавтов при спуске 1,5г. Что много меньше перегрузки капсульников.
Много раз писал, повторю:
Капсульник на порядок легче вкс. Поэтому он быстрее тормозится и это вызывает рост перегрузки.
Капсула с реактивной посадкой (КРП) , за счет уже имеющихся мощных двигателей,
может заметно затормозить перед входом в атмосферу, что сильно снизит массу ТЗ.

Думаю, что и Старшип без значительного реактивного торможения не сможет обойтись,
на что указывают значительные повреждения при посадках без него.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

telekast

Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 10:57:55
Цитата: telekast от 21.07.2025 10:13:18
Цитата: blik от 20.07.2025 22:28:54
Цитата: telekast от 20.07.2025 18:40:55автоматически даёт рост перегрузки.
да, ВКС опускается в более плотные слои, чем без змейки и тормозится быстрее, перегрузка больше. Максимальная перегрузка 2,8г, обычная перегрузка астронавтов при спуске 1,5г. Что много меньше перегрузки капсульников.
Много раз писал, повторю:
Капсульник на порядок легче вкс. Поэтому он быстрее тормозится и это вызывает рост перегрузки.
Капсула с реактивной посадкой (КРП) может, за счет уже имеющихся мощных двигателей,
заметно затормозить перед входом в атмосферу, что сильно снизит массу ТЗ.

Думаю, что и Старшип без значительного реактивного торможения не сможет обойтись,
на что указывают значительные повреждения при посадках без него.

И про допторможение перед входом в плотные слои я тоже писал в теме про тряпки, крылья и хвосты.
"Вызов" - это флаговтык!
Как тебе такое, "Джон Уик" ?! (с)
"Если крыло горит, значит оно ещё есть!"(с)SN29

Bell

Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 10:57:55что сильно снизит массу ТЗ
А чего там снижать? Современная многоразовая ТЗП и так легкая.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

ТТоварищ

Цитата: Bell от 21.07.2025 13:42:02
Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 10:57:55что сильно снизит массу ТЗ
А чего там снижать? Современная многоразовая ТЗП и так легкая.
Че ж ее пожалели для Ориона который вернулся с серьезными вопросами по ней?
Хотя наверное у Ориона древняя ТЗ, не современная.
Столько времени прошло.
Все безграмотные дилетанты (и жулики) любят
мюПГ, Крылья, Многоразовость,
Орбитальные станции, Марс, Водород, Р7

Трилобит

Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 13:50:54Че ж ее пожалели для Ориона который вернулся с серьезными вопросами по ней?
С какими вопросами? Ну кроме чисто научного любопытства по механизмам газодинамики и эрозии аблятора.
По надежности там с огромным запасом вышло - траектория специально выбрана максимально агрессивная была, по итогу щит выдержал, еще и остался резерв.
Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 13:50:54Хотя наверное у Ориона древняя ТЗ, не современная.
У Ориона аблятор, Bell выше про многоразовую говорит, т.е. про керамику или металл.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"

blik

Цитата: Bell от 21.07.2025 13:42:02
Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 10:57:55что сильно снизит массу ТЗ
А чего там снижать? Современная многоразовая ТЗП и так легкая.
Отсутствуют многоразовые плитки на самые теплонагружаемые области капсулы, собственно на тепловой щит.
Орбитальная энергия 32Мдж/кг. Капсульник получает общий теплопоток в 1%, Теплозащита грубо 10% от веса. То есть на теплозащиту приходится энергия 3.2Мдж/кг при температуре газа порядка 8000К. Нет материалов, которые могут выдержать такой нагрев (энергию). Крылатые тормозят медленнее, плитка высвечивает значительную часть энергии, поэтому возможна многоразовая плитка.
уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Bell

Цитата: blik от 21.07.2025 17:19:09
Цитата: Bell от 21.07.2025 13:42:02
Цитата: ТТоварищ от 21.07.2025 10:57:55что сильно снизит массу ТЗ
А чего там снижать? Современная многоразовая ТЗП и так легкая.
Отсутствуют многоразовые плитки на самые теплонагружаемые области капсулы, собственно на тепловой щит.
Орбитальная энергия 32Мдж/кг. Капсульник получает общий теплопоток в 1%, Теплозащита грубо 10% от веса. То есть на теплозащиту приходится энергия 3.2Мдж/кг при температуре газа порядка 8000К. Нет материалов, которые могут выдержать такой нагрев (энергию). Крылатые тормозят медленнее, плитка высвечивает значительную часть энергии, поэтому возможна многоразовая плитка.
Ну допустим не многоразовая, это второй вопрос. Суть была в том, что именно теплозащитная, а не абляционная плитка - это такая волокнистая структура, у которой низкая теплопроводность обеспечивается большой долей пор в общем объеме (абляционная же сплошная твердая). И вот именно за счет этого получается низкая удельная масса. Имхо )))
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Bell

Цитата: blik от 21.07.2025 17:19:09То есть на теплозащиту приходится энергия 3.2Мдж/кг при температуре газа порядка 8000К.
Кстати, откуда такие страсти? На Буране на носу и кромке крыла было до 2000К. Это температура самой конструкции, а не максимальная температура газа где-то там в ударной волне. Пристеночный слой холоднее.

Цитата: blik от 21.07.2025 17:19:09Крылатые тормозят медленнее, плитка высвечивает значительную часть энергии, поэтому возможна многоразовая плитка.
По моему скромному мнению )) температура газа в ударной волне зависит не от времени полета, а от скорости, и она у крылатых и капсульных кораблей одинаковая по определению.
Причем, если капсульные тормозятся быстрее, то это даже плюс - тепловая энергия не успеет передаться в глубину ГЗП.

вообще вот, конечно, тут много интересных нюансов описано https://buran.ru/htm/tersaf4.htm
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

blik

Цитата: Bell от 21.07.2025 18:47:09
ЦитироватьТо есть на теплозащиту приходится энергия 3.2Мдж/кг при температуре газа порядка 8000К.
Кстати, откуда такие страсти? На Буране на носу и кромке крыла было до 2000К. Это температура самой конструкции, а не максимальная температура газа где-то там в ударной волне. Пристеночный слой холоднее.
8000К температура торможения атмосферы
Да, температура плиток много меньше. Пристеночный слой тоже холоднее.
3.2Мдж/кг это то, что получает теплозащита, с учетом термоизолирующей подушки газа после скачка уплотнения и аблирующих газов. 1% от общей кинетической энергии капсулы.


уходят корабли за горизонт
черный список: Кот Бегемот, NK

Bell

Цитата: Трилобит от 21.07.2025 14:02:09У Ориона аблятор, Bell выше про многоразовую говорит, т.е. про керамику или металл.
Писали, что на Орионе применили абляционку чуть ли не с Аполлона потому, что у него расчетная скорость входа в атмосферу - вторая космическая. Не справляется ихняя ТЗП с такой нагрузкой. "Хотя наши ученые установили", что на оксиде циркония можно и такое осилить )) (а так же на карбиде и нитриде кремния)
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Трилобит

Цитата: Bell от 21.07.2025 19:42:11
Цитата: Трилобит от 21.07.2025 14:02:09У Ориона аблятор, Bell выше про многоразовую говорит, т.е. про керамику или металл.
Писали, что на Орионе применили абляционку чуть ли не с Аполлона потому, что у него расчетная скорость входа в атмосферу - вторая космическая. Не справляется ихняя ТЗП с такой нагрузкой. "Хотя наши ученые установили", что на оксиде циркония можно и такое осилить )) (а так же на карбиде и нитриде кремния)
Так у "наших ученых" на лунном ПТК разве не аблятор был? В лаборатории много у кого материалы есть подходящие.
"Завладев знанием, человечество обрело силу — яркую и неистовую, точно провод под высоким напряжением." Брюс Стерлинг "Схизматрица"