КОСПАС-САРСАТ

Автор Salo, 23.11.2009 14:37:08

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

kroton

ЦитироватьА чем Бион и Спектр УФ провинились, что их не страхуют?

Не скоро летят

Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=news&nid=1526
ЦитироватьЮбилей запуска спутника «Надежда»[/size]

30 июня исполняется тридцать лет со дня первого запуска космического аппарата «Надежда». Спутник, спроектированный в ОАО «ИСС», долгое время составлял основную часть российского сегмента международной системы поиска и спасания терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT.

«Надежда» была разработана на базе навигационного космического аппарата «Цикада», созданного ИСС еще в 1976 году. Спутник дооборудовали радиокомплексом, ретранслирующим сигналы для определения географических координат специальных аварийных радиобуёв. Космический аппарат проектировался для орбитальной группировки КОСПАС-SARSAT, соглашение о создании которой было подписано представителями СССР, США, Франции и Канады.

Первый сигнал бедствия был принят спутником «Надежда» спустя 10 дней после запуска, что послужило началом работы международной низкоорбитальной спутниковой системы КОСПАС-SARSAT. Сегодня её используют более 40 стран, работает около миллиона аварийных радиобуёв. За время существования системы проведено свыше 5 тысяч поисково-спасательных операций, благодаря которым спасены жизни около 35 тысяч человек.

Ближайшей перспективой в реализации задач КОСПАС-SARSAT является использование навигационных спутников нового поколения системы ГЛОНАСС. В феврале прошлого года был запущен первый космический аппарат «Глонасс-К» разработки и производства ИСС, на котором установлен бортовой радиокомплекс для ретрансляции сигналов терпящих бедствие пользователей. Несмотря на то, что спутник еще проходит лётные испытания, он уже успел принять первый такой сигнал от канадского вертолёта, благодаря чему был спасён экипаж.

Оборудованием для решения задач КОСПАС-SARSAT будут оснащаться все отечественные навигационные космические аппараты нового поколения. А ГЛОНАСС станет первой в мире системой, использующей для приема и передачи сигналов бедствия спутники на средних круговых орбитах.

29.06.2012[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

instml

Надежда на ГЛОНАСС / КОСПАС-САРСАТ
http://www.youtube.com/watch?v=WlJ3sBSc6go
Go MSL!

Salo

http://nvo.ng.ru/armament/2012-07-13/10_kospas.html
ЦитироватьСпутниковая служба спасения спешит на помощь[/size]
Благодаря системе КОСПАС–САРСАТ сохранено 36 тысяч человеческих жизней
2012-07-13 / Виктор Мясников

В Мемориальном музее космонавтики в Москве прошло торжественное собрание, посвященное 30-летию работы космической системы спасания КОСПАС–САРСАТ. Собрались создатели самых первых спутников и нынешние разработчики, представители моряков и авиаторов, а также работники координационных центров и спасательных служб. Все отмечали, что международная программа КОСПАС–САРСАТ – самая благородная из всех существующих космических программ, она спасает жизни людей. За 30 лет благодаря спутниковым сигналам бедствия спасено более 36 тыс. человек.

КОСПАС–САРСАТ стал первым опытом постоянного космического сотрудничества между СССР и странами Запада. И это произошло в разгар холодной войны, когда у власти в США был президент Рональд Рейган, называвший Россию империей зла. Программа КОСПАС–САРСАТ показала, что идеологические разногласия не могут быть преградой для общегуманитарных целей.

Для Советского Союза был важен еще один политический фактор. Как выразился один из ветеранов космонавтики Владислав Рогальский, это была «первая система, которую удалось вырвать из рук военных». При этом она оказалась еще и самой дешевой в истории космонавтики.

Идея передавать аварийный сигнал через спутник возникла не у нас. В СССР просто отсутствовала потребность в столь развернутой системе спасения. Зато в США количество зарегистрированных самолетов достигало полумиллиона. И актуальным был вопрос скорейшего обнаружения аварийных летательных аппаратов спасательными службами.

Первая встреча технических специалистов из США, СССР, Канады и Франции состоялась в июне 1978 года в Вашингтоне. Советский Союз представлял Морфлот, поскольку гражданского космического ведомства мы не имели. Морфлот СССР и стал соучредителем программы КОСПАС–SARSAT наравне с NASA США, государственным научно-исследовательским центром Канады CRC (Communications Research Centre) и Национальным центром космических исследований Франции (CNES). Главной задачей было совместить космические сегменты двух разных систем, а также сигналов и сообщений.

В подписанном 22 мая 1980 года основополагающем документе программы, который назвали «План реализации системы КОСПАС–SARSAT», был досконально прописан план работ по созданию системы в ее космическом и наземном сегментах. А также детально описаны характеристики сигналов и сообщений во всех стыковочных сечениях двух составных частей системы.

При создании своего сегмента системы – проекта SARSAT – (Search аnd Rescue Satellite-Aided Tracking) США и Канада использовали научно-технический задел, созданный при разработке доплеровской навигационной системы TRANSIT, на смену которой позже пришла GPS. Французы разработали радиобуи, работающие на частоте 406 МГц.

Техническим руководителем советского сегмента КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) стал Юрий Федорович Макаров. За его плечами был 20-летний опыт разработки радиокомплексов для первых советских спутников и космических аппаратов для полетов на Луну, Венеру, Марс. Как и в США, в основу советского сегмента взяли наработки отечественной доплеровской навигационной системы «Цикада».

Советские ученые и конструкторы получили неожиданное преимущество – над ними не довлел груз прежних наработок. Поэтому они сразу приступили к разработке цифровой аппаратуры в отличие от западных партнеров, продолжавших работать с аналоговой техникой. Кстати, опережающее развитие космической аппаратуры КОСПАС–САРСАТ по-прежнему остается за Россией.

В СССР уже велись работы по разработке и испытанию космической системы поиска терпящих бедствие судов «Надежда» на основании постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 26 января 1977 года № 81-84 и постановления Совета министров СССР от 12 января 1978 года № 33-15 «О проведении работ по созданию совместно с США, Канадой экспериментальной спутниковой системы для определения местоположения судов и самолетов, потерпевших аварию». Техническое задание было получено от Министерства морского флота и Министерства гражданской авиации (ноябрь 1978 года). План и графики изготовления и поставок утверждены решением Комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам от 6 августа 1979 года № 236. Это показывает, что Советский Союз без колебаний приступил к разработке своего сегмента КОСПАС еще во время переговоров.

Основными разработчиками системы «Надежда» стали:

– Научно-исследовательский институт приборостроения (в настоящее время ОАО «Российские космические системы») – по системе в целом, бортовой аппаратуре спутника, наземным пунктам приема и обработки сигналов и наземному комплексу управления;

– НПО прикладной механики – по космическому аппарату;

– ПО «Полет» – по ракетно-космическому комплексу;

– Московский НИИ радиосвязи – по аварийным судовым и самолетным радиобуям.

Основой космического аппарата (КА) «Надежда» стал спутник «Цикада». Летные испытания космической системы «Надежда» начались 30 июня 1982 года, когда был запущен первый спутник серии, получивший официальное название «Космос-1383». Позже были запущены аналогичные «Космос-1447» и «Космос-1574». Летные испытания завершились в 1985 году, систему приняли в эксплуатацию, и следующие аппараты запускались уже под названием «Надежда» и с нумерацией от 1 до 6. Таким образом, орбитальную группировку сегмента КОСПАС составили девять космических аппаратов этой серии. Важно отметить, что КА «Надежда»/«Космос-1447» стал первым в группировке КОСПАС–САРСАТ.

СПАСЕНИЯ В ГОРАХ И НА ВОДАХ

На 1978 год в США, Канаде и СССР на самолетах было установлено более 250 тыс. аналоговых аварийных передатчиков-указателей положения, работающих на частоте 121,5 МГц. Сигнал, подаваемый ими, напоминал вой пожарной сирены. Аварийный передатчик (радиобуй) излучал этот сигнал, пока хватало аккумуляторов. Его мог услышать пилот пролетающего близко к месту аварии самолета и передать сообщение диспетчерам.

В августе 1982 года в Канаде потерпел аварию самолет, совершавший медицинский рейс. Аварийный буй на его борту отсутствовал. Территорию, где предположительно случилась катастрофа, начал обследовать поисковый самолет, пытаясь обнаружить обломки визуально. Один час работы этой машины обходился в 800 долл. В ходе поисков самолет «налетал» на 2 млн. долл., после чего поиски прекратились.

Однако отец пилота пропавшего самолета продолжил поиски самостоятельно. Он нанял самолет Cessna-172 и стал совершать облеты горных ущелий провинции Британская Колумбия. Здесь 10 сентября 1982 года Cessna сама потерпела аварию. Потерпевшие активировали радиобуй, вовсе не предназначенный для работы через спутник, а генерировавший все тот же аналоговый сигнал на частоте 121,5 МГц.

На советском спутнике «Надежда» только накануне был введен в эксплуатацию поисково-спасательный ретранслятор. Он принял аварийный сигнал и передал его экспериментальной канадской наземной станции вблизи Оттавы. Место аварии было определено с точностью, соответствующей техническим требования системы КОСПАС–САРСАТ для аналоговых радиобуев – 22 км. Это позволило поисковому самолету в течение часа обнаружить место вынужденной посадки. Трое человек были спасены. Этот случай не только подтвердил возможности системы быстро зафиксировать и передать по назначению аварийный сигнал. Он ярко продемонстрировал ее экономическую эффективность.

По состоянию на июнь 2012 года система КОСПАС–САРСАТ включает шесть спутников на низкой орбите, шесть спутников на геостационарной орбите, один среднеорбитальный спутник, 79 станций приема и обработки информации, 30 координационных центров, более 1,3 млн. радиобуев во всем мире, что почти втрое больше, чем в 2004 году. Время задержки в приеме сигналов от аварийных радиобуев снижено до пяти минут, а точность самоопределения координат составляет 3,6 км в глобальном масштабе. Общее число участников проекта достигло 43 – от Алжира до Японии. Но спасают всех, кто подает аварийный сигнал с зарегистрированного буя независимо от гражданства.

В России в 2009–2011 годах спасено 130 человек только благодаря сигналам КОСПАС–САРСАТ. Особенно значимой стала операция по спасению в Белом море грузового судна «Капитан Кузнецов». 15 ноября 2011 года российский координационный центр в Москве получил информацию об аварийных сигналах с двух морских радиобуев, зарегистрированных за «Капитаном Кузнецовым». Судно с 11 членами экипажа село на мель. Единственным средством связи оказались два радиобуя. 16 ноября «Капитан Кузнецов» был обнаружен поисковым самолетом ВВС России, использовавшим данные КОСПАС–САРСАТ. Вскоре два пострадавших члена экипажа были эвакуированы вертолетом, а судно было отбуксировано в порт.

ПЕРСПЕКТИВЫ – ЯСНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

В 2011 году в России был запущен КА «Глонасс-К» – первый спутник глобальной навигационной системы с поисково-спасательной нагрузкой на борту. Подобную экспериментальную нагрузку – ретрансляторы в S-диапазоне – уже имеют 10 спутников системы GPS США. Но российский аппарат действует в L-диапазоне, в котором работают мобильные и спутниковые телефоны во всем мире. Это знаменует переход к следующему поколению аппаратуры КОСПАС–САРСАТ, значительно повышает ее возможности, делая доступной обратную связь.

Наземная станция системы КОСПАС–САРСАТ в Москве находится в здании ОАО «Российские космические системы». Цифровая аппаратура занимает всего три небольших шкафа, частично она изготовлена за рубежом, частично – в этом же здании, где трудятся создатели космических приборов. Во всю стену проецируется карта мира, на которой видны пронумерованные отметки аварийных сигналов. Оператор у себя на компьютере инициирует одну из них. Тут же на карте рядом с ней появляется название судна, страна регистрации и координаты. Сигнал, идущий из акватории одного из портов США, предварительно расценивается как ложный. Перед выходом в море капитан обязан проверить радиобуй, но иногда забывает его выключить. С ним свяжутся службы порта и попросят это сделать.

Густая россыпь аварийных сигналов в одной точке планеты, далекой от морей, – Афганистан. Каждый американский солдат имеет персональный радиобуй. В случае ранения или опасной ситуации он его активизирует.

Минобороны РФ тоже закупило 2,5 тыс. персональных радиобуев. По словам Сергея Мороза, замдиректора РНИИ КП, входящего в состав «Российских космических систем», разработано и готово к массовому производству 16 моделей персональных радиобуев. Еще несколько разрабатывается. Однако в России купить радиобуй вы можете, а зарегистрировать его, чтобы в случае ЧП позвать на помощь, вам не удастся.

В 12 странах мира регистрируются персональные буи. В том числе в Казахстане и Киргизии, которые закупают российские приборы для оснащения туристических групп. В России же оказалось невозможно решить: кто будет регистратором, кто будет расплачиваться за ложные срабатывания и т.п.

Поскольку персональные буи нужны туристам, регистрацию хотят возложить на Ростуризм. Но тот объясняет, что работает с отдыхающими по путевкам, которые экстремальным туризмом не занимаются. Тогда логично было бы подключить Госкомспорт, потому что в его ведении находятся спортсмены-туристы, альпинисты и яхтсмены. Что касается ложных срабатываний, то есть апробированный за рубежом способ – страхование, включающее компенсацию расходов при ложном сигнале. Но персональный буй обычно находится в коробке, которая как раз защищает его от ложных срабатываний и поломок при случайном ударе или падении.

В России не все понимают необходимость радиобуев, хотя стоят они достаточно дешево. В Свердловской области уже месяц ищут Ан-2, не оборудованный буем. На разбившемся в Индонезии «Суперджете» был один радиобуй вместо положенных двух. Международными правилами время передачи данных с аварийного маяка или буя определено в 40 секунд. А с момента возможной активации системы и до столкновения с горой «Суперджета» прошло восемь секунд.

Скоро начнется переход на новую технологию передачи сигнала бедствия в системе КОСПАС–САРСАТ с прохождением пакета данных через спутник за пять секунд. В этой работе активное участие принимают специалисты «Российских космических систем».[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.ria.ru/science/20120803/715764984.html
ЦитироватьРоскосмос заказал создание аварийных радиобуев второго поколения[/size]

14:59 03/08/2012

МОСКВА, 3 авг - РИА Новости. Роскосмос объявил конкурс на создание опытных образцов аварийных радиобуев второго поколения, цена контракта составляет 334,8 миллиона рублей, следует из заявки, размещенной на портале госзакупок.

Радиобуи АРБ-406 второго поколения смогут обеспечивать поиск и спасание людей на потерпевших аварию морских, воздушных, сухопутных и специальных объектах, а также при индивидуальном применении с точностью определения координат места бедствия до 30 метров. Сигналы о возникновении аварийной ситуации передаются с радиобуев через международную систему КОСПАС-SARSAT (КОСПАС - космическая система поиска аварийных судов, SARSAT - search and rescue satellite-aided tracking).

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг с момента заключения контракта - до 25 ноября 2015 года.

Вскрытие конвертов с заявками в рамках конкурса состоится 4 сентября, рассмотрение заявок - 6 сентября, подведение итогов конкурса - 13 сентября[/size].
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#47
http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=141129

Начало нового этапа системы КОСПАС-SARSAT


22.08.2012 | PC Week/RE

Петр Чачин.

Нынешним летом исполнилось 30 лет с момента практического развертывания международной космической системы поиска и спасания судов и самолетов КОСПАС-SARSAT. За это время c ее помощью спасены тысячи человеческих жизней в разных странах мира. Наша страна была в числе инициаторов создания данной системы. Но в тяжелые 1990-е влияние России на развитие системы резко снизилось. Сегодня в РФ вновь появились планы расширенного участия в работе КОСПАС-SARSAT, которая находится на новом витке своего развития.

30 июня 1982 г. с космодрома "Плесецк" был запущен космический аппарат (КА) "КОСПАС-1" — первый КА глобальной системы КОСПАС-SARSAT. Работы по данной теме начались в 1978 г. после подписания межправительственного соглашения между СССР и США о сотрудничестве в исследовании космического пространства в мирных целях. Причем в рамках общего проекта российский сегмент КОСПАС создавался как самостоятельная система одновременно с аналогичной по задачам американо-канадо-французской системой SARSAT (Search аnd Rescue Satellite-Aided Tracking), но с обеспечением полной совместимости космических и наземных комплексов.

Международным соглашением было определено, что миссия программы КОСПАС-SARSAT состоит в обеспечении предоставления точных, своевременных и надежных данных о бедствии и его местоположении, чтобы содействовать службам поиска и спасания в оказании помощи попавшим в беду людям. Цель системы – в максимально возможной степени уменьшить задержки в предоставлении службам поиска и спасания данных о характере бедствия и время, требуемое для определения координат. Каждый из указанных факторов имеет прямое воздействие на вероятность выживания терпящих бедствие.

С тех пор для достижения этой цели участники КОСПАС-SARSAT вводят в эксплуатацию, поддерживают, координируют и управляют спутниковой системой, способной обнаруживать сигналы бедствия от аварийных радиобуев (АРБ), работающих на частоте 406 МГц, которые соответствуют спецификациям и рабочим стандартам КОСПАС-SARSAT, и определять местоположение бедствия в любом месте на планете. Данные о бедствии и его местоположении предоставляются участниками КОСПАС-SARSAT ответственным службам поиска и спасания.

В 1982 г., меньше чем через три месяца после начала летных испытаний КА "КОСПАС-1", наш спутник ретранслировал сигнал аварийного радиобуя с потерпевшего бедствие в горах Британской Колумбии канадского самолета, что позволило спасти трех человек по координатам системы КОСПАС-SARSAT. С той поры система доступна для морских и авиационных пользователей и простых людей в случае бедствия. Доступ к системе обеспечен всем государствам на недискриминационной основе и бесплатно для терпящих бедствие.

Интегральной оценкой социально-экономической эффективности системы КОСПАС-SARSAT является количество спасенных человеческих жизней. По статистике в среднем каждый день примерно пять человек своевременно выручают из беды благодаря данным КОСПАС-SARSAT о случившемся ЧП и его местоположении. В итоге за 30 лет существования системы с ее помощью реально спасено более 33 тыс. человек.

КОСПАС-SARSAT сегодня

На первом этапе создания системы наша страна внесла в ее развитие весьма заметный вклад, реализуя наземную инфраструктуру и космический сегмент на основе низкоорбитальных спутников (с 1982 г. было запущено 10 таких спутников). Для России, обладающей большими малонаселенными территориями суши и громадными акваториями, появление эффективной системы поиска и спасения должно было иметь немалое социальное и хозяйственное значение. Поэтому проект получил мощную поддержку у руководителей Советского Союза. Тем более что КОСПАС позволял существенно (до 10 раз) сократить время проведения поисковых операций по сравнению с традиционными методами.

Но в 1990-е финансирование космических проектов в России пошло на убыль и к середине 2000-х на орбите не осталось ни одного низкоорбитального КА КОСПАС. Несмотря на временную пассивность российской стороны, система КОСПАС-SARSAT продолжала непрерывно развиваться. В настоящее время в ее работе участвует более 40 стран. Усложнилась структура системы: кроме низкоорбитальных КА ретрансляторы сигналов аварийных радиобуев были установлены на геостационарных и среднеорбитальных космических аппаратах. Время задержки в приеме сигналов от аварийных радиобуев снижено до 5 мин, а точность самоопределения координат составляет 3,6 км в глобальном масштабе.

В наши дни система состоит из шести низкоорбитальных, шести геостационарных и одного среднеорбитального КА, 79 наземных станций, 30 координационных центров и более 1,3 млн. аварийных радиобуев на судах, самолетах и у персональных потребителей. Спустя годы вновь повысился интерес РФ к данной системе, а ранее обнародованные планы начинают претворяться в жизнь. Сегодня на орбите находятся отечественные КА с ретрансляторами системы КОСПАС-SARSAT — геостационарный "Электро-Л" и среднеорбитальный "ГЛОНАСС-К". На территории страны функционируют станции приема информации с геостационарных и среднеорбитальных спутников.

КОСПАС-SARSAT сотрудничает с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной морской организацией (ИМО), Международным союзом электросвязи (МСЭ) и другими интернациональными структурами с целью обеспечения соответствия услуг КОСПАС-SARSAT по предоставлению данных о бедствии с потребностями, стандартами и соответствующими рекомендациями мирового сообщества. ИМО и ИКАО приняли решение об обязательном применении всеми судами с 1995 г. и самолетами с 2005-го системы КОСПАС-SARSAT.

Сегодня в число участников системы КОСПАС-SARSAT входят четыре страны, подписавшие соглашения о Международной программе КОСПАС-SARSAT (Россия, Канада, Франция и США), 26 государств, обеспечивающих наземный сегмент, 11 государств-пользователей и две организации-участницы. Всего 43 участника.

Перспективные проекты КОСПАС-SARSAT

С успешным запуском 26 февраля 2011 г. первого российского спутника "ГЛОНАСС-К" с поисково-спасательной нагрузкой 406 МГц КОСПАС-SARSAT получил первый аппарат, который положил начало новой группировке спутников для обнаружения аварийных сигналов от судов, самолетов и путешественников из удалённых районов мира. Это первая рабочая нагрузка среднеорбитальной спутниковой системы поиска и спасания (СССПС, MEOSAR), которая добавилась к уже существующим десяти экспериментальным нагрузкам DASS (аварийная система спутникового оповещения), установленным на спутниках GPS США.

В 2000-м по программе КОСПАС-SARSAT началось изучение возможности использования глобальных навигационных спутников (таких как ГЛОНАСС, GPS и европейских Galileo) для дополнения существующих низкоорбитальной спутниковой системы поиска и спасания (НССПС, LEOSAR) и геостационарной спутниковой системы поиска и спасания (ГССПС, GEOSAR). Фаза подтверждения концепции (Proof-of-Concept) системы СССПС завершилась в 2010-м и определила много возможных преимуществ от реализации архитектуры системы СССПС. Это почти мгновенное глобальное оповещение о бедствии с очень точным определением его местоположения (которое независимо от данных GPS); надежная связь радиобуя со спутником при высоком уровне спутниковой избыточности и доступности; независимость от преград между радиобуем и спутником (таких как блокирование горами или стенами каньона) и возможное предоставление расширенных услуг поиска и спасания (например, обратной связи для пользователей радиобуя при бедствии). Сегодня перед системой стоят задачи уменьшения времени получения аварийного сообщения до одной минуты, повышения точности определения координат АРБ с 5 км до 100 м, введение режима квитанции о получении аварийного сообщения.

В нынешнем году работы по внедрению системы СССПС будут продолжены, и в 2013 г. планируется фаза демонстрации и оценки. При условии достаточного на этот период количества спутников системы СССПС начнется работа по подтверждению ожидаемых возможностей и преимуществ системы, а также ее технических и эксплуатационных характеристик. В планах развития СССПС до 2020 г. стоит использование 22 КА в рамках космического сегмента системы SAR/ГЛОНАСС, 24—27 КА в SAR/GPS и 24 КА в SAR/Galileo.

В 2000 г. советом КОСПАС-SARSAT было принято решение о распространении действия системы на персональные радиобуи (ПРБ). В настоящее время уже 12 стран приняли необходимые законы, регламентирующие использование ПРБ. По статистике число спасенных за год с использованием ПРБ составляет до 30% от общего числа, а доля ПРБ в мировом парке аварийных радиобуев приближается к 50%. Для России, имеющей около 60% территории без надежной и доступной связи, расширение использования ПРБ – одна из актуальных задач по спасению людей в чрезвычайных обстоятельствах. Дело за малым — нужно подготовить соответствующую законодательную базу.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

#48
Как-то чуть не проскочило мимо
http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=3999143
ЦитироватьНаименование заказа Создание космической системы нового поколения, обеспечивающей поиск и спасание потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов Шифр ОКР: «Надежда-М»

Начальная (Максимальная) цена контракта    342 000 000,00 Российский рубль

Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (по местному времени заказчика)    с момента заключения контракта - 25 ноября 2015 г.

...
2.1.   Цель выполнения ОКР
2.1.1.   Создание космической системы на базе низкоорбитальных космических аппаратов «Обзор-О», среднеорбитальных космических аппаратов «Глонасс-К» и геостационарных космических аппаратов «Электро-Л», «Луч-5А», «Луч-5В» с установленной на них аппаратурой поиска и спасания, обеспечивающей повышенную точность определения координат объектов (≤ 100 м), оперативность получения аварийного сообщения (менее 10 с) и пропускную способность (число одновременно работающих аварийных радиобуев более 150 шт.) при глобальном обнаружении терпящих бедствие объектов.
2.1.2.    Обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по эксплуатации и развитию международной системы КОСПАС-САРСАТ.
....
2.2.   Наименование
Космическая система (КС) «Надежда-М» – КС нового поколения, обеспечивающая поиск и спасание потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов.
2.3.   Назначение
Полностью развёрнутая КС «Надежда-М» должна обеспечивать глобальное обнаружение, оперативное получение, ретрансляцию сигналов от аварийного радиобуя (АРБ-406) и определение с заданной точностью координат терпящих бедствие морских, воздушных и сухопутных объектов.

3.   ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
3.1.   Требования по составу космической системы «Надежда-М»
3.1.1. В состав КС «Надежда-М» входят:
3.1.1.1 Низкоорбитальный (НО) сегмент в составе:
два КА «Обзор-О» (входят функционально), оснащенных модернизированным бортовым радиокомплексом спасания (РК-СМ-МКА);
Примечание: В обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в рамках международной программы КОСПАС-САРСАТ НО сегмент космической системы «Надежда-М» должен поддерживаться в составе не менее двух КА, оснащенных бортовой аппаратурой (БА) поиска и спасания системы КОСПАС-САРСАТ.
ракетно-космический комплекс (РКК) КА «Обзор-О» (входит функционально);
наземный комплекс управления (НКУ) КА «Обзор-О» (входит функционально);
две станции приема и обработки информации с низкоорбитального сегмента (СПОИ-НО) (входят функционально).
3.1.1.2. Среднеорбитальный (СО) сегмент в составе:
КА системы ГЛОНАСС (входят функционально), оснащённые бортовым радиокомплексом спасания (БРКС) (разрабатывается по отдельному ТЗ). Состав группировки и сроки запусков КА определяются решениями по системе ГЛОНАСС;
Примечание: Полностью развёрнутая среднеорбитальная группировка КА для обеспечения глобального обнаружения и оперативного получения сигналов от АРБ-406 должна состоять из 24 КА системы ГЛОНАСС, оснащённых БРКС.
РКК системы ГЛОНАСС (входит функционально);
НКУ системы ГЛОНАСС (входит функционально);
станция приема и обработки информации с СО сегмента (СПОИ-СО).
3.1.3. Геостационарный (ГС) сегмент в составе:
КА «Электро-Л» № 1, 2, 3, КА «Луч-5А» и КА «Луч-5В», оснащенные бортовым радиотехническим комплексом (БРТК) (входят функционально);
РКК КА «Электро-Л», РКК КА «Луч-5А» и «Луч-5В» (входят функционально);
НКУ КА «Электро-Л», НКУ КА «Луч-5А» и КА «Луч-5В» (входят функционально);
станции приема и обработки информации с КА «Электро-Л», «Луч-5А» и «Луч-5В» (СПОИ-ГС) (входят функционально, места размещения определяются установленным порядком).
3.1.4. Станция контроля (СК).
3.1.5. Международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) (входит функционально).
3.1.6. АРБ-406 авиационного, морского и персонального назначения (входят функционально).

Конкурсант был конечно единственный - всеми любимая сейчас РКС.

О Стерхах упоминания нет. Вот интересно, как спишут прошлогодние 320 лямов, за которые должны были начать делать МКА № 13Л http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=791021

Добавлено: Что-то Арктику-М не вижу, а там ЕМНИП тоже что-то ставить хотели.
И, кстати, Электро-Л в Коспасовской системе появился, а Глонасс-К1 - нет
http://www.cospas-sarsat.org/index.php?option=com_content&view=article&id=192&catid=29&Itemid=156&lang=en
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

PIN

ЦитироватьZOOR пишет:
Полностью развёрнутая КС «Надежда-М» должна обеспечивать глобальное обнаружение, оперативное получение, ретрансляцию сигналов от аварийного радиобуя (АРБ-406) и определение с заданной точностью координат терпящих бедствие морских, воздушных и сухопутных объектов.
А обратного канала нет???

ZOOR

#50
ЦитироватьSOE пишет:
А обратного канала нет???
На буй??? Тогда это уже Иридиум али ГлобалСтар будет
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

Ну вот, только позавчера задал тут вопрос, как спишут средства, выделенные на "Стерхи", и уже ответили. Через прессу

http://izvestia.ru/news/539391#ixzz2C4IkfByr
ЦитироватьРоскосмос зарезал «Стерхов» и «Арконы»

Российское космическое агентство решило закрыть ряд неперспективных проектов по связи, зондированию Земли и космическим исследованиям

Роскосмос провел очередную ревизию главного отраслевого документа — Федеральной космической программы на 2006–2015 годы. Из обновленного текста ФКП (есть в распоряжении «Известий») исключен ряд амбициозных научных и утилитарных проектов.

— С учетом результатов проводимых опытно-конструкторских работ и прогнозируемых возможностей производственной базы ракетно-космической промышленности из программы исключены запуски космических аппаратов «Стерх», «Возврат-МКА», «Аркон-2М», «Коронас-Нуклон», — говорится в тексте ФКП.

Прекращение работ по программе «Стерх» удивления в отрасли не вызвало: это семейство малых космических аппаратов разрабатывалось на замену спутникам «Надежда» системы экстренного спасения «Коспас-Сарсат». «Стерхи» изготавливались омским филиалом «Центра Хруничева» — ПО «Полет», имеющим неважную репутацию в плане качества выпускаемых изделий. Именно по вине сотрудников омского предприятия случилась авария 6 августа этого года, когда из-за нештатной работы разгонного блока «Бриз» были потеряны спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3». «Стерхи», по-видимому, также изготавливались не лучшим образом — оба запущенных в 2009 году «Стерха» в скором времени вышли из строя на орбите. В итоге решили программу закрыть, а оборудование для «Коспас-Сарсат» устанавливать на спутники «Глонасс-К».

Не нашлось человека, который бы их за собой на дельтаплане повел. Вот они в Сибири и вымерзли :(
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

PIN

ЦитироватьZOOR пишет:
На буй??? Тогда это уже Иридиум али ГлобалСтар будет
Не будет, он предназначен лишь для передачи коротких сообщений и будет интегрирован с самой системой. Я так понимаю, SART с такой функциональностью пока устанавливаются только на Галилео.


Василий

После утрат опыта последних десятилетий и времен перестроек рождаются новые опыты из сделанных заделов и опыта  -  http://novosti-kosmonavtiki.ru/news/3895/    "Центр Хруничева получил контракт на создание спутников "Обзор-О""

ZOOR

О, Луч-5А появился в составе системы как "Under Test"
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

G.K.

а где можно увидеть "состояние орбитальной группировки" для этих КА?
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

ZOOR

Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

G.K.

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Salo

http://www.ihst.ru/%7Eakm/37.htm
XXXVII АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПО КОСМОНАВТИКЕ
Секция 9  
 
http://www.ihst.ru/~akm/37t9.pdf
ЦитироватьПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОИСКА И СПАСАНИЯ  КОСПАС-САРСАТ
Н.В. Дедов, В.Н. Дедов,  (ОАО«РКС» г. Москва), e-mail: dedovnik@mail.ru,
А.М. Кирюшкин, В.Д. Оноприенко, В.М. Чебаненко (ФГУП «Организация «Агат», г. Москва)
e-mail: agat100k@roscosmos.ru  

В 2012 году Россия отмечает два космически юбилея  –  55 лет со дня запуска первого в мире ИСЗ – 4 октября 1957 года и 30 лет со дня запуска первого в мире ИСЗ «Цикада-Н» (КОСПАС-1).  
Первой КА «Цикада-Н» (КОСПАС-1), разработанный в НПО ПМ и изготовленный в ПО «Полет», был запущен с космодрома Плесецк ракетой-носителем «Космос-3М»  -  30.06.1982 г. более чем на полгода раньше первого американского САРСАТ-1. И уже 10.09.1982г. с этого ИСЗ (единственного тогда в системе КОСПАС-САРСАТ) были ретранслированы сигналы аварийного радиомаяка АРБ-121 с  канадского самолета, потерпевшего аварию в горах Британской Колумбии. Это обеспечило оперативное обнаружение и спасение трех человек. При заданном сроке службы два года этот ИСЗ проработал реально до марта 1988 года, т.е. около 6 лет. Последующие запуски ИСЗ  – «спасателей»  состоялись КОСПАС-2, КОСПАС-3 – в июне 1984 года. С 1985 года начались полномасштабные использования международной системы КОСПАС-САРСАТ.
За время существования система КОСПАС-САРСАТ обеспечила 12300 спасательных операций, было спасено 33700 человек.
Тридцать лет система КОСПАС-САРСАТ использует в геостационарном сегменте 4-6 низкоорбитальных КА для представления точных и достоверных данных о бедствии судов и самолетов и самоопределяется их местоположение для служб поиска и спасания во всём мире.
Цель геостационарного сегмента системы поиска и спасания (ГССПС) состоит в существенном снижении времени задержки и предоставления аварийных сообщений от АРБ-406 службам поиска и спасания. Это  на прямую влияет на вероятность выживания человека на море и на суше. Данные о бедствии передаются участникам системы КОСПАС-САРСАТ в национальные службы поиска и спасания.
В 2000 году Россия, США, Европейская Комиссия начали консультации о возможности создания системы MEOSAR  навигационных среднеорбитальных ИСЗ GPS, ГЛОНАСС, Galileo и использование данной системы в составе системы КОСПАС-САРСАТ. Первые исследования показали, что система MEOSAR обладает значительными преимуществами для космической системы поиска и спасания (КСПС) по направлениям:
- сокращение  времени формирования аварийных сообщений до 5 мин;
- глобальное покрытие Земли и одновременное определение местоположения АРБ-406 с погрешностью не более 5 км в 95%;
- возможность определить скоростные параметры перемещения АРБ, что во многих случаях сокращает время ПСО;
В настоящее время успешно функционирует на орбите (запущен в феврале 2011 г.) российский метеорологический геостационарный КА «Электро-Л» №1  с ретранслятором сигналов радиобуев АРБ-406. В 2011 г. введена в опытную эксплуатацию первая российская  геостационарная станция приема и обработки информации (СПОИ ГС), работающая с  КА «Электро-Л» в ОАО «Российские космические системы». Зона обслуживания российской СПОИ ГС составляет 90% территории РФ.
В перспективе развитие российского геостационарного сегмента системы КОСПАС-САРСАТ предполагает, что,  так как система КОСПАС-САРСАТ на базе геостационарных КА не защищена от экранирования радиолинии «АРБ-406-  ГС КА» и «ГС-КА – СПОИ ГС» рельефом местности, зданиями и другими местными предметами, то при нахождении АРБ-406  в условиях гористой местности, которая занимает значительную часть территории России, при углах видимости ниже 15-25о для геостационарных КА с территории РФ  необходимо многократное (двойное, тройное) перекрытие зон видимости, чтобы обеспечить гарантированный прием сигнала радиобуя АРБ-406 в аварийной ситуации.
В 2012 г. планируется ввод в штатную эксплуатацию запущенного в декабре 2011 г. геостационарного КА «Луч-5А» (точка стояния 95о В.Д.).
Запланированы запуски в 2012 г. и 2014 г. еще двух российских геостационарных КА «Электро-Л» №2,3 с точками стояния 14,5о З.Д. и 165,8о В.Д., соответственно, а так же в 2013 г. геостационарного КА «Луч-5В». В течение 2012-2014 гг. запланирован ввод в строй четырех российских СПОИ ГС (по плану в гг. Железногорске,  Комсомольске-на-Амуре (две станции) и Калининграде областном) для работы с ГС КА «Электро-Л» №2, 3 и  «Луч-5А», «Луч-5В».

В заключении необходимо отметить, что:
1. Многократное перекрытие зон обслуживания геостационарных КА существенно повышает вероятность приема посылки от радиобуев АРБ-406 в горно-таежных районах России.
2. В 2011 г. совет системы КОСПАС-САРСАТ (CSC-46) утвердил  требования к АРБ-406 второго поколения. Предусмотрено, что все АРБ-406 второго поколения будут иметь в своем составе навигационную аппаратуру потребителя (НАП) системы ГЛОНАСС/GPS/Galileo.  
3. В этом случае роль геостационарного сегмента системы КОСПАС-САРСАТ резко возрастает, потому что он обеспечивает время задержки ≤ 5 минут и точность определения координат ≤ 30 м.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"