Двигатели РККЭ

Автор Salo, 03.01.2012 16:15:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Salo

#20
ЦитироватьC-300 пишет:

Могу только предположить, что там были специальные ЖРД с отбором жидких компонентов после насосов основных двигателей.
Достаточно сопел крена с отбором горячено газа из ГГ. См. Ангару.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Цитировать
ЦитироватьА там часом двигатели не были на шарнирах?
На шарнирах только МД  Блоков Г и Д.
На Г и Д на кардане. А на В на одностепенных шарнирах. Если я конечно ничего не путаю.
 Нада Вована спросить.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА там часом двигатели не были на шарнирах?
На шарнирах только МД  Блоков Г и Д.
На Г и Д на кардане. А на В на одностепенных шарнирах. Если я конечно ничего не путаю.
 Нада Вована спросить.

Двигатели блока В Н-1 были установлены неподвижно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

C-300

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА там часом двигатели не были на шарнирах?
На шарнирах только МД  Блоков Г и Д.
На Г и Д на кардане. А на В на одностепенных шарнирах. Если я конечно ничего не путаю.
 Нада Вована спросить.
На блоке Д управление по каналам тангажа и рысканья идёт отклонением камеры, а поканалу крена - мятым газом (отработанным на бустерных насосных агрегатах окислителя, а потом - горючего).

Salo

#24

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#25
http://zavjalov.okis.ru/12.html
ЦитироватьПервые проектные разработки Козлова по «Янтарю-2К» базировались на ДУ «Союзов», двигатели которой имели турбонасосную систему подачи. В начале 60-х годов считалось, что такая схема обеспечивает лучшие энергомассовые характеристики. Тонкостенные топливные баки имели минимальный вес, а двигатель с ТНА обеспечивал получение приемлемой Руд за счет высокого давления в КС. Двигатели системы ориентации /ДО и ДПО/ работали на перекиси водорода, как и в КК «Восток» и «Зенит», и имели автономную ДУ. Разработчиком этих двигателей тягой 10 и 1 кг. был Князев Д.А. в ОКБ-1. Впрочем, Князев называл их газовыми соплами, а не двигателями. Мне запомнилась единственная деловая встреча с Князевым. Это было в старом Грабинском корпусе. Князева только что назначили нач. отдела /он выделился из отдела Раушенбаха Б.В/. В разговоре меня поразило, когда мы сказали, что обращаемся к нему, как двигателисты к двигателисту, он ответил, что он не двигателист, а управленец и газовые сопла это не двигатели, а только исполнительные органы системы управления. В дальнейшем мне о нем рассказывал Картавченко А.В. из ГИПХ, который был разработчиком каталитических пакетов для разложения перекиси водорода. У них были хорошие отношения. Они вместе были в поездке, которая трагически закончилась для Князева. Отработка КК «Союз» затянулась на долгое время. Было много аварийных пусков, и даже гибель космонавтов. Но была отработана стыковка в космосе, совершен совместный полет «Союз – Аполлон» и полет первого ДОСа. Козлов, непосредственный участник всех работ по «Союзам», понимал, что их ДУ не подходит для «Янтаря-2К». Еще на первом ЛКИ «Союза» полет был прекращен из-за выработки перекиси по вине системы управления.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Цитировать
Интересно, это 3D модели или фотографии?

Salo

#27
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Цитироватьhttp://zavjalov.okis.ru/12.html
ЦитироватьДвигатели системы ориентации /ДО и ДПО/ работали на перекиси водорода, как и в КК «Восток» и «Зенит»
Он случайно ничего не перепутал?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

#29
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/energia46-96/05.html
ЦитироватьВ ОКБ-1 в отделе 10 (Л.Б. Вильницкий) были созданы двигательные установки корабля "Союз" с вытеснительной подачей компонентов топлива, предназначавшиеся для выполнения режимов ориентации и причаливания корабля и для управления движением спускаемого аппарата. В качестве топлива, по предложению Д.А. Князева, использовалась высококонцентрированная (до 98%) перекись водорода, которая обеспечивала экологическую чистоту при работе в атмосфере и позволяла избежать загрязнения оптических приборов на орбите. На СА устанавливалась система исполнительных органов спуска, баки которой поначалу размещались в кабине экипажа, но по решению С.П. Королева в 1964 году были вынесены, как потенциально опасные, за контур гермокабины и устанавливались снаружи в негерметичной нише. На корабле размещалась система двигателей ориентации с тягами около 1,5 кгс и система двигателей причаливания и ориентации с тягами около 10 кгс, каждая из которых имела свои баки и автономную схему. Большой вклад в разработку системы внесли ГИПХ (B.C. Шпак) и ЦНИИТА (Ю.Б. Свиридов).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Цитировать
Цитироватьhttp://zavjalov.okis.ru/12.html
ЦитироватьДвигатели системы ориентации /ДО и ДПО/ работали на перекиси водорода, как и в КК «Восток» и «Зенит»
Он случайно ничего не перепутал?
Из методички БГТУ:
ЦитироватьНа наружной поверхности верхнего конуса располагаются элементы пневмосистемы основной и дополнительной системы исполнительных органов (СИО) СО (рис. 37 на с. 48 [1]). Двигатели системы ориентации располагаются на конусах ПО. На верхнем конусе - двигатели управления по крену, на нижнем - двигатели управления по тангажу и рысканию. Рабочим телом пневмосистемы служит сжатый азот, находящийся в шаре-баллоне.

Salo

#31
http://lib.rus.ec/b/346073/read
ЦитироватьОсенью 1964 года меня назначили начальником конструкторского сектора; наряду со стыковкой мне пришлось заниматься созданием целого ряда других агрегатов и узлов. К отделу, который по–прежнему возглавлял Вильницкий, присоединили подразделения, занимавшиеся реактивной системой управления (РСУ). Работами руководил Д. А. Князев, пришедший в ОКБ-1 вместе с Раушенбахом. В объединенном отделе Князев стал заместителем Вильницкого. Этот огромный отдел насчитывал более 200 инженеров и техников; диапазон и объем его деятельности был почти необъятным. Для первых «Союзов» создавалась РСУ на однокомпонентном топливе(перекись водорода). Параллельно разрабатывались более перспективные варианты, в том числе двухкомпонентные системы, получившие применение для последующих модификаций корабля («Союз–Т» и «Союз–ТМ»). Однокомпонентная «перекисная» РСУ до сих пор продолжает служить космонавтам, снижая перегрузки при и спуске с орбиты — самые трудные, действующие сразу после невесомости.

Дмитрий Андреевич Князев, способный и активный человек, отличался большим честолюбием и, я бы сказал, некоторым авантюризмом. Его жизнь оборвалась летом 1970 года в авиакатастрофе и, похоже, по его же вине.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#32
Цитировать
ЦитироватьЗавьялов В.С. пишет:

http://zavjalov.okis.ru/12.html
ЦитироватьДвигатели системы ориентации /ДО и ДПО/ работали на перекиси водорода, как и в КК «Восток» и «Зенит»
Старый пишет:

Он случайно ничего не перепутал?
Там были газовые двигатели на сжатом азоте. Правда Князев делал и их тоже. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

У меня есть книжка воспоминаний энергомашевца, есть две книжки исаевцев. А вот косберговцы молчат.

Salo

#34
У Чертока:
http://www.famhist.ru/famhist/chertok/00085dcd.htm#00402f4b.htm
Цитировать" Келдыш встретил нашу компанию очень приветливо и сразу повел в лабораторию Раушенбаха . Здесь на простых столах были разложены действующие макеты системы ориентации для автомата, который по замыслу авторов должен ориентироваться фототелевизионной аппаратурой на обратную сторону Луны. Раушенбах рассказал об этих принципах. Башкин и Князев - два инженера, уже имевшие производственный опыт, продемонстрировали с помощью имитаторов работу датчиков ориентации на Солнце и Луну. На гостей должно было произвести впечатление эффектное срабатывание "пшикающих" пневматических сопел реактивных двигателей. Князев со своими помощниками суетился у баллонов высокого давления, что - то открывал, перекрывал. Где-то из негерметичного соединения засвистел сжатый воздух - срабатывал неумолимый "визит-эффект". Но в целом демонстрация прошла благополучно. Келдыш был очень доволен.

Королев сказал: "Систему надо доводить. Я готов помогать своим производством. Но торопитесь. Мы должны все получить и отработать у себя еще в этом году. Если нужна помощь, вот Черток и Бушуев , обращайтесь к ним. Не помогут, звоните прямо мне". Он не хвалил, а требовал и ставил задачи. Это действовало мобилизующе - люди поняли, что уже все готово, дело теперь только за ними.

Этот наш визит имел далеко идущие последствия, он повлиял на судьбу Раушенбаха и его коллектива. На обратном пути Королев был очень воодушевлен. "Мне понравились эти ребята. Если им помочь - они сделают. Надо будет их забрать. Но, Борис, я их тебе не доверю. Ты наверняка проговоришься своему другу Пилюгину , и вы вместе начнете доказывать, что у этих кустарей ничего не выйдет. Передавать их Пилюгину тоже нельзя.

Их там задушат или переключат на другие дела. Если мы их заберем к себе, то на первое время пусть они будут у Кости . Он в приборах не разбирается и не будет мешать. А ты, Борис, будешь их обеспечивать своим КБ, электриками, производством и опытом. Они ведь еще совсем зеленые."

Я собрался было протестовать. Но Костя Бушуев меня толкнул и сказал: "Сергей Павлович, с Чертоком мы полюбовно договоримся. Но чтобы их перевести, надо разобраться, сколько квартир потребуется в Подлипках. Если им не дать жилья, то со временем они разбегутся или просто к нам не пойдут".

В начале 1960 года специальным постановлением правительства вся команда Раущенбаха из НИИ - 1 была переведена в ОКБ - 1. Многим было предоставлено жилье, несмотря на явное недовольство местных профсоюзных властей, у которых на очереди стояло более тысячи нуждающихся. Коллектив ОКБ - 1 обогатился инженерами, среди которых были яркие индивидуальности. Мне доставило большое удовлетворение общение с этими людьми. Работать с этой компанией было трудно именно потому, что они не были послушньши. Работали все неистово, увлеченно и самоотверженно. В последующие годы я много общался с каждым из них в сложных ситуациях при непрерывной работе над новыми задачами, в дни разбора тяжелых неудач и в часы триумфов. Они умели не только работать, но и веселиться на "капустниках", выпускать веселые стенгазеты и вносить струю здорового юмора в нужном месте и в нужное время. Перевод коллектива Раушенбаха, а также объединение ОКБ-1 с коллективом Грабина были событиями, во многом определившими дальнейшие успехи нашей космонавтики.
http://www.famhist.ru/famhist/chertok/0032dcf4.htm#00402f4b.htm
ЦитироватьОбилие тематических программ потребовало резкого увеличения, а затем разделения отдела 27 на три: теоретический отдел динамики движения Виктора Легостаева , отдел разработки схем и аппаратуры Евгения Башкина и отдел исполнительных органов ориентации - корректирующих микродвигателей - Дмитрия Князева . Эти три отдела пользовались помощью нашего сильного радиоэлектронного отдела Анатолия Шустова , который успешно разрабатывал программно-временные устройства, предшественники современных бортовых компьютеров, конструкторского отдела Семена Чижикова , выпускавшего рабочие чертежи любых приборов для заводского изготовления, и разработками главных конструкторов-смежников.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#35
ЦитироватьC-300 пишет:

У меня есть книжка воспоминаний энергомашевца, есть две книжки исаевцев. А вот косберговцы молчат.
Энергомашевцем не поделитесь? :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Цитировать
ЦитироватьУ меня есть книжка воспоминаний энергомашевца, есть две книжки исаевцев. А вот косберговцы молчат.
Энергомашевцем не поделитесь? :wink:
Да у вас есть, просто подзабыли. В. Ф. Трофимов "Осуществление мечты"
На всякий случай: http://depositfiles.com/files/99ou5u4m4

Salo

#37
http://skizzenzumschicksal.narod.ru/sourse/rauschenbach/Homepage3/Pril1/3Int50Jahre.htm
ЦитироватьРаушенбах: Да, это начало самое, еще никакого первого спутника нет. Это примерно 55-й год – [то], что я рассказываю Вам. И вот, я считаю, что Токарь сделал две большие вещи: придумал гироорбиту и придумал электродвигатель-маховик. Дальше, он обнаружил, это было не трудно догадаться, что маховики недостаточны, и сопровождаться должны чем-то еще – вторым контуром. Мы на сжатом воздухе предложили его. Контур на сжатом воздухе. Единственное, чего у нас не было – инфракрасной вертикали. Там получилось так. Мы пытались что-то сделать, но у нас ничего не получалось, мы не могли найти смежников. Токарь там, в отчете, приводит оптическую вертикаль – не инфракрасную, а видимую часть спектра. Она, конечно, была явно не работоспособна и плохо работала бы. Но к тому времени мне удалось связаться со всякими инстанциями и я, в общем, спроектировал инфракрасную вертикаль. Я, правда, никогда не публиковал ИКВ (сокращение для инфракрасной вертикали – Э.Б.). А я сделал, где-то... в конце 56-го года, доклад в ИПМе, на семинаре, о том, как можно сделать ИКВ. Но я, в этом докладе говорю, что это ИКВ и я не предлагаю ее строить, а то (как в математике – доказательство существования), что решение существует. Но можно его [прибор] делать, наверное, по-другому и умнее. Так что, у нас, к концу 56-го года, было полное понимание того, как надо управлять, в отличие от всех остальных групп, работавших в Союзе. Никто не знал, как надо сделать, а мы все знали. Знали сколько и что. И уложились в веса, как ни удивительно. Все получилось у нас, понимаете ли. Но на бумаге...

Но поскольку эта работа пошла, я стал ходить к Келдышу и говорить: "У нас все получается". Вот смотрите – то, то, то. Мне нужно усиление. Могу ли я взять еще пару инженеров? Уже по плановой тематике. Так я заполучил, скажем, Диму Князева10). Его мы поставили на двигательную часть. Я имею ввиду эти самые "фыркалки"11) всякие... воздушные. Он потом по ним и работал дальше. Затем, Легостаев12), который писал диссертацию (по колебаниям), и не мог поэтому включиться в эту работу вначале. Когда мы работали, он писал свои колебания, упругие колебания этого самого типа, это был отголосок "буранных" вещей – то есть длинная гибкая конструкция с автопилотом и так далее... Но позже и он подключился. Затем группа стала расти, вернее, отдел наш, 6-той, стал расти, уже было несколько человек. Потом нам разрешили принимать с улицы людей, в эту группу специально, и тогда пришел Башкин13). Мы его "с улицы" пригласили. Но не только Башкин, многие тогда подошли14). Таким образом, у нас где-то через года полтора уже был отдел, который имел уже пару десятков человек.

И работа шла уже не только по теории, но и экспериментальные какие-то начали делать вещи. Но большинство мы еще просто пытались разместить заказы – маховики там, гироорбиту. Ну что мы могли?! А вот какие-нибудь, скажем, движки можно было сделать. И тут нам повезло, потому что ОД-1 умер, так и не родившись. Стали делать то, что потом называлось "Востоками". Только не гагаринский...

Раушенбах: Нет, Бабакина3 тогда не было. А это было как раз там, где «Буря», «Буран» делались, там, где Лисович. Там было КБ, которое к тому времени оказалось уже без работы, потому что «Бури» закрыли. Вот туда он передал это дело. Я бы... я хотел сам "Е" продолжать, потому что "Е" у нас отняли. Мы делали только систему вот этих [микродвигателей] князевских для этих "Е", больше ничего, а это не интересно.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#38
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#39
Сначала РД-58М собирались модифицировать вместе с КБХА.
Сборник трудов КБХА 2001 год:
ЦитироватьПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КИСЛОРОДНО-УГЛЕВОДОРОДНЫХ МАРШЕВЫХ ЖРД ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ СХЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ И ПОДАЧИ КОМПОНЕНТОВ ТОПЛИВА
От РКК "Энергия": Катков Р.Э., доктор техн. наук Соколов В.А., Тупицын Н.Н.,
Хаспеков В.Г.
От КБХА: канд. техн. наук Горохов В.Д., доктор техн. наук Козелков В.П.,
доктор техн. наук Рачук В.С.

Приведены результаты совместных работ РКК "Энергия" им. СП. Королева и КБХА по кислородно-углеводородным ЖРД новой схемы для космических разгонных блоков с использованием для охлаждения камеры сгорания гелия высокого давления, циркулирующего по замкнутому контуру.
В настоящее время для выведения различных космических аппаратов на высокие орбиты и отлетные траектории широко используются разработанные в РКК "Энергия" им. СП. Королева кислородно-углеводородные разгонные блоки (РБ) типа ДМ с многократно запускаемым в полете высокоэкономичным маршевым двигателем 11Д58М.
Двигатель 11Д58М с дожиганием окислительного генераторного газа, разработанный в 1970 - 1973 годах в РКК "Энергия" и серийно изготавливаемый на Воронежском механическом заводе, до сих пор остается непревзойденным по энергетическим и эксплуатационным параметрам для кислородно-углеводородных РБ. Этот двигатель после 27 лет успешной эксплуатации в составе различных космических РБ типа ДМ совершил 199 полетов и 406 успешных запусков в полете. Двигатель последней модификации, находящийся в эксплуатации в составе РБ ДМ-SL комплекса "Морской старт", имеет тягу 8 тс и удельный импульс тяги 352 с на топливе кислород-керосин [1], а после внедрения сдвижного насадка сопла из углерод-углеродного композиционного материала удельный импульс тяги на этом топливе будет повышен до 356 с. Удельный импульс тяги двигателя 11Д58М может быть дополнительно увеличен (на 6-8 с) за счет использования синтетического углеводородного горючего, что повышает конкурентоспособность средств выведения космических аппаратов с разгонными блоками типа ДМ.
Развитие отечественных средств выведения вызывает необходимость дальнейшего повышения энергетических возможностей и эксплуатационных характеристик эксплуатируемых и разрабатываемых кислородно-углеводородных РБ.
В связи с этим с начала 1998 года в двигательно-энергетическом отделении РКК "Энергия" начались работы по определению оптимального облика перспективного двигателя тягой 8 тс, предназначенного для замены двигателя 11Д58М на существующих и разрабатываемых перспективных кислородно-углеводородных РБ.
Было решено, что для максимального использования накопленного РКК "Энергия" уникального опыта создания и летной отработки космических кислородно-углеводородных РБ типа ДМ, максимального сохранения преемственности положительной летной статистики эксплуатируемых РБ и минимизации затрат времени и средств на разработку перспективного двигателя последний должен быть унифицированным с двигателем 11Д58М с учетом обеспечения многократного запуска в длительном космическом полете при сохранении отработанных баковых бустерных агрегатов подачи топлива с разделительными клапанами, расходных топливных магистралей с прецизионными командными датчиками расходов компонентов топлива, рулевых машинок качания камеры в карданном подвесе и т.п. При этом должны сохраняться высота двигателя и посадочные места его крепления на РБ типа ДМ.
Было также решено, что для существенного повышения энергетических возможностей разрабатываемого двигателя должны быть исключены потери его удельного импульса тяги, обусловленные довольно значительными расходами горючего в двигателе-прототипе (11Д58МД) на внутреннее охлаждение камеры. С этой целью было решено повысить эффективность наружного охлаждения за счет использования промежуточного высокоэффективного охладителя, не являющегося компонентом топлива. Для повышения эксплуатационных характеристик предполагалось исключение химического зажигания компонентов за счет применения запальников газодинамического типа.
Проведенный анализ показал, что наиболее эффективным и удобным в эксплуатации охладителем для кислородно-углеводородных двигателей РБ является гелий высокого давления.
К недостаткам гелия (как и любого газообразного промежуточного охладителя) можно отнести сравнительно большие затраты мощности на его сжатие для компенсации гидропотерь в такте охлаждения, что требует создания для гелиевого тракта охлаждения камеры сгорания (КС) высокооборотного компрессора с высоким коэффициентом полезного действия. Это является сложной, но решаемой технической проблемой.
В том же 1998 году к работам по созданию перспективного кислородно-углеводородного двигателя тягой 8 тс было подключено КБХА. На этом этапе работ предполагалось для замены ЖРД 11Д58М разработать новый двигатель на базе камеры кислородно-керосинового двигателя РД0124 тягой 30 тс, разрабатываемого КБХА для блока "И" по теме "Русь" [2].
Проведенные в КБХА и РКК "Энергия" проработки показали, что создание такого двигателя является реальной задачей, однако для достижения требуемого высокого давления в КС (160 кгс/см , как в двигателе РД0124, вместо ~ 80 кгс/см в двигателе-прототипе 11Д58М) необходимо существенное усложнение системы подачи топлива в камеру.
Эскизный проект двигателя, выпущенный КБХА совместно с РКК "Энергия" в январе 1999 г., позволил детально проработать особенности гелиевого охлаждения и наметить пути дальнейших проработок по исследованию оптимального облика перспективного двигателя для кислородно-углеводородных РБ.
На основании проведенного анализа и с учетом выявившейся необходимости значительной переделки камеры двигателя РД0124 для использования ее в новом двигателе РКК "Энергия" и КБХА было принято решение о совместной разработке двигателя с гелиевым охлаждением тягой 8 тс с условным индексом 11Д58МД, использующего совершенно новую кольцевую камеру с тарельчатым соплом, а не с соплом Лаваля.
Такому решению способствовало то, что КБХА к этому времени уже имело уникальный опыт проектирования, изготовления и огневых испытаний кольцевой камеры с тарельчатым соплом применительно к двигателю РО-97, разрабатываемому КБХА по техническому заданию РКК "Энергия" для кислородно-водородного РБ "Ястреб".
По сравнению с соплом Лаваля тарельчатое сопло обладает целым рядом существенных преимуществ. Наиболее важные из них - возможность достижения более высоких степеней расширения продуктов сгорания при умеренных давлениях в КС и ограниченных осевых габаритах и существенно большее, чем при использовании сопла Лаваля, количество тепла, отводимого при охлаждении камеры промежуточным охладителем, что позволяет обеспечить высокие параметры при безгазогенераторной схеме подачи компонентов топлива.
Совместные проработки КБХА и РКК "Энергия" в части оптимизации облика перспективного кислородно-углеводородного двигателя 11Д58МД с кольцевой КС и тарельчатым соплом с чисто гелиевым беззавесным охлаждением и использованием для зажигания компонентов в газогенераторе и КС газодинамических запальников показали техническую осуществимость такого проекта. В январе 2001 г. КБХА и РКК "Энергия" совместно с ИЦ им. М.В. Келдыша был выпущен эскизный проект этого двигателя.
Новые конструктивные особенности системы охлаждения и системы подачи компонентов топлива двигателя 11Д58МД были запатентованы.
Более подробно этапы и результаты совместных исследований РКК "Энергия" и КБХА по оптимизации схемы перспективного кислородно-углеводородного двигателя для РБ типа ДМ описаны в работе [3].
Эскизный проект безгазогенераторного двигателя 11Д58МД с тарельчатым соплом показал, что такой двигатель позволит увеличить удельный импульс тяги по сравнению с удельным импульсом тяги двигателя 11Д58М гга - 20 с, однако потребует проведения длительной и дорогостоящей НИР по созданию методики расчета теплообмена и потерь на трение в тарельчатых соплах, а также экспериментального подтверждения их характеристик и работоспособности конструкции в реальных условиях эксплуатации. Данное обстоятельство приведет к существенному удорожанию и увеличению сроков создания указанного двигателя. В связи с этим в марте 2001 г. РКК "Энергия" и КБХА приняли совместное решение о разработке газогенераторного двигателя 11Д58МД с гелиевым охлаждением камеры на базе КС с соплом Лаваля двигателя 11Д58М.
Схема потоков нового двигателя, являющегося, по существу, модернизацией существующего двигателя 11Д58М, представлена на рис. 1.
Сохранение (в отличие от двигателя с тарельчатым соплом) газогенераторной системы подачи топлива позволит обеспечить быстрый запуск двигателя 11Д58М, что даст возможность повысить эффективность этого двигателя при его многократных включениях в полете, резко снизить непроизводительные затраты компонентов и уменьшить остроту проблем при раскрутке гелиевого турбокомпрессора.
Значительно большая унификация указанного варианта двигателя 11Д58МД с двигателем 11Д58М (по сравнению с предшествующим вариантом) позволит в ~ 2 раза снизить затраты времени и средств на создание двигателя 11Д58МД.
Технические решения, закладываемые в двигатель 11Д58МД с соплом Лаваля на базе КС двигателя 11Д58М, позволят с учетом использования уже внедряемого на РБ ДМ-ЗЬ сдвижного насадка повысить удельный импульс тяги по сравнению с эксплуатируемой в настоящее время модификацией двигателя 11Д58М на ~ 14 с при его утяжелении на ~ 30 кг. Отсутствие на двигателе 11Д58МД блока многократного зажигания с пусковым горючим, используемого на существующем двигателе 11Д58М, существенно улучшит эксплуатационные характеристики кислородно-углеводородных РБ.
Внедрение двигателя 11Д58МД позволит получить на разгонных блоках типа ДМ значительный (до 300 кг) выигрыш в массе выводимого полезного груза. Особенно эффективным с точки зрения повышения энергетических возможностей и эксплуатационных характеристик космических кислородно-углеводородных ДУ без существенной доработки их конструкции является использование двигателя 11Д58МД вместо существующего двигателя 11Д58М на разгонном блоке ДМ с увеличенной заправкой (РБ 11С861-03) для РК "Протон-М", а также на разгонных блоках эксплуатируемого комплекса "Морской старт" и разрабатываемого комплекса "Воздушный старт". Это обеспечит выведение на орбиту как федеральных, так и коммерческих космических аппаратов повышенной массы, а также позволит поддержать высокий уровень эффективности отечественных средств выведения и укрепить позиции России на мировом рынке космических услуг.



ЛИТЕРАТУРА
1. Новости космонавтики. 2000, № 8.
2. Создание многофункциональною двигателя с повышенными энергомассовыми характеристиками на базе КС двигателя РД0124 разработки КБХА и агрегатов существующего двигателя 11Д58М. Техническое решение РКК "Энергия" и КБХА от 22.06.1999.
3. Ракетно-космическая техника. Труды РКК "Энергия". Серия XII, 2000, № 1,2.
Однако впоследствии от гелиевого охлаждения отказались и решили охлаждать КС кислородом:

http://krasm.com/docs/6-7_2009.pdf


Цитировать— А что касается заказов по космической тематике?
— Здесь ситуация не очень хорошая. В связи с глубокой рецессией международной корпорации "Sea Launch", которая является главным заказчиком коммерчес-ких пусков по программе "Морской старт", в этом году уменьшен заказ на изготовление разгонных блоков. А это значит могут существенно снизиться объемы товарного выпуска в некоторых цехах нашего завода. Есть надежда на маршевые двигатели для разгонных блоков — 11Д58МФ. В этом году мы сделали два газогенератора для них. В 3-м квартале будут проводиться их огневые испытания.
Согласно графику РКК "Энергия", в 2010 году у нас начнется подготовка производства и изготовление опытных агрегатов 11Д58МФ. До 2013 года мы должны изготовить двигатели для проведения всех видов испытаний. Однако решения по началу финансирования работ пока нет.

— У руководства РКК "Энергия" есть намерение передать Красмашу
полностью производство и сборку разгонных блоков. Мы готовы к
этому?
— Технологически готовы. В цехе 16 уже начато производство автоматики двигательной установки системы обеспечения запуска. Сейчас 18-й цех осваивает часть номенклатуры. У нас есть возможности изготовления наземной и летной автоматики. Нам нужно оснастить участок клепки для изготовления переходников для разгонного блока. Единственное, чего мы не сможем обеспечить, — криогенные испытания и электропроверки. Будем проводить их в РКК "Энергия". Но источник финансирования этих работ пока тоже не определен.
http://armstass.su/?page=article&aid=87834&cid=125
ЦитироватьКрасмаш приступил к освоению производства нового двигателя для разгонных блоков ракет-носителей

КРАСНОЯРСК, 30 августа. (ИТАР-ТАСС). На Красноярском машиностроительном заводе приступили к освоению производства нового двигателя для разгонных блоков ракет-носителей, сообщили в пресс-службе предприятия.

Маршевый жидкостный ракетный двигатель, разработанный в РКК "Энергия", обладает улучшенными энергомассовыми характеристиками. В нем будет впервые применено кислородное охлаждение камеры сгорания и автономная система управления, обеспечивающая бесперебойную работу при нештатных ситуациях. Это позволит повысить энергетические возможности разгонного блока, увеличить массу полезных грузов, выводимых на высокие орбиты, а, значит, поднять эффективность ракет-носителей. Нововведения делают существенными конкурентные преимущества разгонных блоков типа ДМ, в которых к тому же используются экологически чистые компоненты топлива. Двигатель может быть использован и для ракет-носителей "Протон" и "Зенит".

Сейчас на Красмаше ведется разработка конструкторской документации и создание средств технологического оснащения производства, необходимых для изготовления и испытаний опытного образца двигателя. Он должен быть готов в 2012 г., испытания будут проводиться в РКК "Энергия".

Выпуск разгонных блоков для ракет-носителей на Красмаше начался в 1990 г. Изготовление коммерческих разгонных блоков ДМ1- ДМ4, предназначенных для выведения космических аппаратов типа "Астра", "Телстар", "Иридиум", "Панамсат", "Гаруда" началось спустя три года. С 1997 г. на предприятии также производятся коммерческие разгонные блоки проекта "Морской старт".
http://krasm.com/docs/2010/9-10_2010.pdf
ЦитироватьВесь цикл производства базового модуля — от раскроя алюминиевых листов до монтажа и испытаний
"Были когда-то и мы рысаками!!!"