Двигатели РККЭ

Автор Salo, 03.01.2012 16:15:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

В связи с безвременной кончиной темы о Князеве Д.А. решил завести новую, но несколько расширенную.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

11Д33 и 11Д58 будут в тему?

Ded

Что-то еще есть?
Все возможно

Salo

http://zavjalov.okis.ru/16.html
ЦитироватьВот на этом фоне в это же время велась отработка двигателей для ракеты Р-7. В то время никто не представлял, как запускать на большой высоте маршевый двигатель 2-й ступени. Королев и Глушко хорошо помнили трудности с высотным запуском двигателя РД-1 в Казане. Для 2-х ступенчатой ракеты была выбрана пакетная схема, когда двигатель 2-й ступени запускается еще на земле. Но из-за этого ресурс двигателя 2-й ступени увеличивается вдвое. Этот ресурс не могли выдержать графитовые рули управления ракеты на активном участке. Выход из положения был в установке рулевых двигателей или КС с питанием от ТНА основного двигателя. Глушко категорически отказался от этих разработок. КБ Исаева и Севрука разработкой кислородных двигателей не занимались, и у них не было соответствующей экспериментальной базы. Надо сказать, что рулевые двигатели не только решали вопрос управления на активном участке, но и уменьшали потери тяги от графитовых рулей. Рулевые двигатели решали еще один важный вопрос, они резко снижали импульс последействия на останове и его разброс. Это позволяло существенно снизить разброс попадания в цель. Т.е. без решения проблемы с рулевыми двигателями ракеты Р-7 с заданными по ТЗ параметрами не было бы. Королев взял все вопросы на себя. У него не было двигателистов; он пригласил по инициативе Мишина из НИИ-1, остававшихся там двигателистов после ухода в НИИ-88 Исаева. Это М.В. Мельников, И.И.Райков и Б.А.Соколов. Организовал у себя разработку и изготовление электрических приводов /В.А. Калашников/ для качания рулевых КС. К стендам в Химках и на филиале № 2 в Загорске, он начал строить свою испытательную станцию со стендами на криогенных компонентах рядом с испытательной станцией ОКБ-3, где я работал. На заводе № 88 был двигательный цех № 5, который работал по тематике Исаева. До настоящего времени я общаюсь с участниками того времени Б.А.Соколовым, В.Д. Вачнадзе /тогда начальник участка цеха № 5 и Серпухиным М.И. /тогда мастер на участке Вачнадзе/. Они вспоминают о том, как они тогда работали почти круглосуточно. Рулевые двигатели были спроектированы, изготовлены, испытаны и поставлены на ЛКИ. Через несколько лет Глушко согласился изготавливать КС рулевиков у себя и даже улучшил их конструкцию. Всего в Р-7 стало 32 КС, где нужно было обеспечить синхронное зажигание. Конечно, в центральном блоке и боковушках лучше иметь по мощному однокамерному двигателю, но их в тот момент не было. Королев не требует от Глушко совершенства, он готов идти на компромисс. Как не оптимальна схема ракеты, так и двигатели в этой ракете не оптимальны. Но 20 основных камер надежны, а это искупает лишний вес и, главное не тормозит работу. Сложнейшей задачей было синхронное опорожнение баков 4-х боковушек. Для этого нужно было управлять общим расходом и соотношением компонентов через каждый двигатель. Глушко отказался ставить дроссель расхода в магистраль окислителя. Королев взял на себя разработку этого дросселя, и только после испытаний подтвердивших его работоспособность, Глушко взялся за его изготовление.[/size]
http://zavjalov.okis.ru/14.html
ЦитироватьЗдесь я хочу вспомнить о начале своей работы в ОКБ-3 НИИ-88 ГК Д.Д. Севрука. Руководителем моего дипломного проекта был нач. научно-исследовательского сектора к.т.н. С.Д. Гришин. В МВТУ он нам читал курс лекций по РДТТ. Я кончал в 55 г факультет РТ МВТУ по специальности ЖРД. На нашем факультете тогда были 4 специальности: 1-я ВРД, 2-я ракеты, 3-я РДТТ и 4-я ЖРД. Темой диплома у меня были двигатели для 1-й и 2-й ступени ЗУР. 1-я ступень РДТТ, 2-я ступень ЖРД, Перед защитой дипломного проекта Гришина назначили заместителем Севрука по испытаниям вместо Г.М. Табакова. После защиты диплома и отпуска, Гришин мне предложил работать в отделе огневых испытаний /отд. 31/ на 4-м стенде, где я проходил преддипломную практику и участвовал в завершении монтажа стенда. Испытательная станция проектировалась и строилась под руководством Табакова. Важнейшие приборы и установки были немецкого изготовления. Руководителем моей преддипломной практики был нач. отдела В.П. Беляков /будущий руководитель «Криогенмаш» и чл-кор АН СССР/. Я начал работать ведущим инженером-испытателем по снятию характеристик новых топлив /не криогенных/ для ЖРД. В ОКБ-3 было 2 химических лаборатории, с которыми я первые годы работы постоянно сотрудничал. Лабораторией новых топлив руководил д.х.н. Н.В. Голованов. В ней было 2 группы: горючих – к.х.н. М.В. Голованова и окислителей – В.М. Харыбина. Химической лабораторией, обслуживающей текущую работу огневых стендов заведовал В.Н. Кандалинцев, зам у него В.И. Степанов. Лаборатория Голованова участвовала в проведении сравнительных испытаний новых топлив на серийных двигателях: С09.29 (тяга 2,5 т.) Исаева и С3.25 (тяга 4,5 т.) Севрука. Испытания проводились на 4-м стенде, где я был ведущим. Интересно отметить, что при объединении ОКБ-2 и ОКБ-3 в 01.59. Исаев отказался включить в состав своего КБ лабораторию Голованова, но ее включил в состав ОКБ-1 Королев. В феврале 1959 г.  я присутствовал при разговоре Исаева с Королевым в ожидании начала партийного собрания ОКБ-2, где с докладом должен был выступить Королев, как делегат 21-го Съезда КПСС. Это был первый съезд, на котором он присутствовал. Исаев завел разговор, что после объединения у него стало больше технологов, чем конструкторов, и он не знает, что с ними делать. Королев без малейшей паузы говорит: «А ты отдай их мне». Исаев перевел разговор на другую тему. Я это привел к тому, что Исаев, привыкший работать в тесном дружном коллективе единомышленников, опасался, что будет отвлекаться на различные вопросы, не связанные с прямыми конструкторскими работами. Королев уже тогда мыслил намного масштабнее.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#4
ЦитироватьDed пишет:

Что-то еще есть?
Вот дальше и узнаете. :wink:
ЦитироватьC-300 пишет:

11Д33 и 11Д58 будут в тему?
Конечно.
Но начать наверное следует с РД-0105.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Ded

Все возможно

Ded

РД-0195 - это НПО ХимавтоматикИ.
Сама РККЭ пишет о двух двигателях.

Если у Вас другие данные - то поделитесь.
Все возможно

Salo

#7
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/energia46-96/03.html#17
ЦитироватьЗапуск первых искусственных спутников Земли показал, что летательные аппараты могут в течение длительного времени функционировать в космическом пространстве, однако для решения конкретных задач межпланетных полетов необходимо иметь ракету-носитель, способную вывести на орбиту искусственного спутника Земли не только космический аппарат, но и разгонную ступень, которая обеспечивала бы старт его с околоземной орбиты и вторую космическую скорость (более 11,2 км/с).
Постановлением от 20 марта 1958 года предусматривалась разработка лунной станции и трехступенчатой ракеты 8К72 на базе ракеты Р-7 с целью достижения второй космической скорости и доставки лунной станции на Луну (первый вариант) или облет ею Луны (второй вариант). Время на проектно-конструкторскую разработку, изготовление и отработку было минимальным: нужно было сохранить приоритет СССР в освоении космоса и исследовании Луны.
Эскизный проект третьей ступени ракеты Р-7, названной блоком Е, был выпущен в 1958 году. Ракетный блок Е имел начальную массу 8 т, массу полезной нагрузки 350-450 кг, тягу двигателя 5 тс и компоненты топлива кислород-керосин. Стабилизация блока Е осуществлялась специальными соплами на отработанном газе (после турбонасосного агрегата) по командам автономной системы управления. Впервые предусматривалось поперечное деление ступеней ракеты с запуском двигателя в условиях космического пространства.



Работа по созданию двигателя 8Д714 для ракетного блока Е проводилась совместно ОКБ-154 (С.А. Косберг) и ОКБ-1 (М.В. Мельников). При этом проектная разработка принципиальной схемы двигателя и испытания высотного двигателя с органами управления и регулирования проводились в ОКБ-1.
Как головная организация ОКБ-1 несло ответственность за:
■ разработку компоновки, проведение сборки и обеспечение поставки двигателя;
 ■ разработку, экспериментальную отработку и испытания (автономные и в составе двигателя) следующих агрегатов двигателя: камеры сгорания с высотным насадком сопла, силовой схемы, рамы и узлов крепления двигателя, органов управления с газораспределительным дросселем, газопроводов и рулевых реактивных сопел, клапанов продувки при запуске, блока продувки и клапана слива при выключении камеры сгорания, пиротехнического зажигательного устройства и приспособления для опрессовки двигателя.
 Для высотных испытаний камеры сгорания, органов управления и двигателя в целом с органами и элементами систем управления и регулирования в ОКБ-1 была создана газодинамическая эжекторная установка.
 Проводилась экспериментальная отработка схемы одноступенчатого "пушечного" запуска кислородной камеры сгорания по схеме ракетного блока Е.
При создании ЖРД были решены многие научно-технические проблемы, такие, как запуск в условиях космического пространства, обеспечивающий надежное отделение последней ступени ракеты по схеме "горячего" поперечного деления; создание новых органов управления, использующих отработанный газ после турбины двигателя для получения малых управляющих реактивных сил (моментов).
 Большой творческий вклад в разработку двигателя внесли М.В. Мельников, И.И. Райков, Б.А. Соколов, В.Г. Борздыко, М.М. Викторов, В.П. Григорьев, Г.Г. Головинцева, В.Н. Емельянов, Ф.А. Кирьянов, Ф.А. Коробко, Г.В. Костылев, А.Ал. Морозов, А.Ан. Морозов, Э.В. Овечко-Филиппов, Ю.К. Семенов, Н.М. Синицын.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Начнём с самой РККЭ...
ЦитироватьЖРД 11Д33

 Первый отечественный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с дожиганием газогенераторного газа в камере сгорания позволил при применении основных компонентов получить удельный импульс в пустоте до 340 кгс с/кг.
При создании этого ЖРД впервые были разработаны: пневмогидравлическая схема двигателя, обеспечивающая его надежное включение в условиях космического пространства после длительного пребывания в условиях невесомости; газогенератор, который при минимальной массе и габаритах обеспечивает переход жидкого кислорода в газообразный с температурой 350-450° при равномерном поле температур; надежно охлаждаемая камера сгорания с высокой степенью расширения газа в сопле.
Первоначальная раскрутка турбонасосного агрегата (ТНА) - пиротехническая.
Двигатель крепится в кардановом подвесе с углом поворота до 3°, управление по крену с помощью поворотных рулевых сопел, работающих на восстанавительном газогенераторном газе. Камера сгорания изготовлена из титанового сплава.
До настоящего времени двигатель используется в блоке Л РН "Молния".

Основные характеристики
Тяга двигателя в пустоте, тс  6,8
Компоненты топлива:
окислитель кислород
горючее керосин Т-1

ЖРД 11Д58М

Двигатель многократного запуска в условия невесомости при длительном нахождении в космическом пространстве.
Разработан на базе двигателя 11Д33 путем улучшения его характеристик.
Двигатель имеет более теплонапряженную камеру сгорания, поэтому в качестве горючего применен РГ-1.
При выведении тяжелых КА в качестве горючего может использоваться синтин без изменения конструкции двигателя.
Для обеспечения многократного запуска в состав двигателя входит блок многократного запуска, емкости которого заправлены пусковым горючим.
Использование бустерных насосных агрегатов на выходе из баков горючего и окислителя позволило облегчить конструкцию баков, а применение системы регулирования соотношения компонентов топлива с температурной коррекцией позволяет поддерживать постоянное массовое соотношение компонентов вместо объемного, как это делается на других двигателях.
Двигатель 11Д58М успешно эксплуатируется до настоящего времени.

Основные характеристики
Тяга двигателя в пустоте, тс  8,5
Компоненты топлива:
окислитель кислород
горючее керосин РГ-1
http://www.energia.ru/ru/history/systems/engines.html

C-300

Авиационные, ракетные, морские, промышленные двигатели. 1944-2000. Справочник.
стр. 250-254
http://depositfiles.com/files/4v7cowa0k
http://depositfiles.com/files/62pizado3
http://depositfiles.com/files/f6k1cgdkf
http://depositfiles.com/files/ekp715kyv
http://depositfiles.com/files/n6i2rz7kk
Список:
С1.35800 - управляющий ЖРД ракет семейства Р-7
С1.5400 - ЖРД бока Л
8Д726 - ЖРД третьей ступени ГР-1 (8К713)
11Д121 - ЖРД управления креном на первой ступени Н-1
11Д58 - модификация 8Д726, блок Д
11Б97 - ЯРД
17Д11 - силовая установка ОК "Буран". Состоит из двух 17Д12, тридцати восьми 17Д15 и восьми РДМТ-200К
17Д12 - модификация 11Д58, двигатель орбитального маневрирования "Бурана"
17Д15 - маневровый ЖРД "Бурана"

Salo

#10
ЦитироватьDed пишет:

РД-0195 - это НПО ХимавтоматикИ.
Сама РККЭ пишет о двух двигателях.

Если у Вас другие данные - то поделитесь.
Вот, что пишет сама РККЭ в книге "РККЭ: Первое десятилетие XXI века", cтр. 317:



И это только маршевые двигатели разгонных блоков. :roll:

Фильм к 75 летию завода Красмаш
http://krasm.com/doc.php?id=854
http://video.mail.ru/mail/titenkov-sv/1779/1780.html




11Д58М
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

Хм, я уж не помню, но вроде бы 11Д121 был создан на основе 11Д58. По крайней мере, камеры там по конструкции одинаковы

Salo

Да, конечно. Только он использовался как двигатель крена первой и второй ступени Н-1 и запитывался горячим окислительным газом  и горючим от ТНА и ГГ НК-15, НК-15В.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитироватьДа, конечно. Только он использовался как двигатель крена первой и второй ступени Н-1 и запитывался горячим окислительным газом  и горючим от ТНА и ГГ НК-15, НК-15В.
Кстаааати. А действительно, как предполагалось управлять креном на третьей ступени?

Salo

Кстати камеру 11Д33 планировали пристроить в РД-0107, но Косберг сделал свою.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#15
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:

Да, конечно. Только он использовался как двигатель крена первой и второй ступени Н-1 и запитывался горячим окислительным газом и горючим от ТНА и ГГ НК-15, НК-15В.
C-300 пишет:

Кстаааати. А действительно, как предполагалось управлять креном на третьей ступени?
Видимо также, как на первой ступени в первом и втором пусках. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#16
ЦитироватьC-300 пишет:

Авиационные, ракетные, морские, промышленные двигатели. 1944-2000. Справочник.
стр. 250-254
http://depositfiles.com/files/4v7cowa0k
http://depositfiles.com/files/62pizado3
http://depositfiles.com/files/f6k1cgdkf
http://depositfiles.com/files/ekp715kyv
http://depositfiles.com/files/n6i2rz7kk
Список:
С1.35800 - управляющий ЖРД ракет семейства Р-7
С1.5400 - ЖРД бока Л
8Д726 - ЖРД третьей ступени ГР-1 (8К713)
11Д121 - ЖРД управления креном на первой ступени Н-1
11Д58 - модификация 8Д726, блок Д
11Б97 - ЯРД
17Д11 - силовая установка ОК "Буран". Состоит из двух 17Д12, тридцати восьми 17Д15 и восьми РДМТ-200К
17Д12 - модификация 11Д58, двигатель орбитального маневрирования "Бурана"
17Д15 - маневровый ЖРД "Бурана"
Не забываем перекисные однокомпонентные ЖРД МТ Д.А.Князева для ДО и ДПО 7К-0К и 7К-Т, а также СУС СА всех модификаций КК "Союз".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Цитировать
ЦитироватьКстаааати. А действительно, как предполагалось управлять креном на третьей ступени?
Видимо также, как на первой ступени в первом и втором пусках. :wink:
А там часом двигатели не были на шарнирах?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

C-300

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДа, конечно. Только он использовался как двигатель крена первой и второй ступени Н-1 и запитывался горячим окислительным газом  и горючим от ТНА и ГГ НК-15, НК-15В.
Кстаааати. А действительно, как предполагалось управлять креном на третьей ступени?
Видимо также, как на первой ступени в первом и втором пусках. :wink:
Могу только предположить, что там были специальные  ЖРД с отбором жидких компонентов после насосов основных двигателей.

Salo

#19
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьC-300 пишет:

Кстаааати. А действительно, как предполагалось управлять креном на третьей ступени?
Salo пишет:

Видимо также, как на первой ступени в первом и втором пусках. :wink:
Старый пишет:

А там часом двигатели не были на шарнирах?
На шарнирах только МД Блоков Г и Д.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"