"Протон-М" образца 1990 г.

Автор Дмитрий В., 29.06.2011 18:53:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Известно, что в конкурсе на новый тяжелый носитель в 1990 г. принимали участие три фирмы: КБ "Южное" с проектом 11К37, НПО "Энергия" с проектом "Нейтрон" ("Энергия-М") и КБ "Салют" с одним или двумя проектами. По проектам "Салюта" известно немного. По неполной информации на конкурс были выставлены "Протон-М" и некий проект аналога "Энергии-М" с полиблочной компоновкой центрального блока (что-то вроде прототипа "ушастой" "Ангары"). Если последний вариант был явно "бумажным", то под "Протоном-М" имелась большая материальная основа. Но что он собой представлял. "Есть мнение", что "Протон-М" образцца 1990 г. был более продвинутым, чем "Протон-М" образца 2001 г. Вот что известно из воспоминаний Б.И.Губанова:

" Заседание научно-технического совета Минобщемаша состоялось в августе 1988 г. Совет, в соответствии с решением Государственной комиссии Совмина по военно-промышленным вопросам от 25 мая 1988 г., должен был определить свое отношение к техническим предложениям по многоразовой воздушно-космической системе, которая, по определению комиссии, позволит на ее базе создать задел для сверхтяжелых перспективных средств выведения. Для обсуждения были представлены доклады Б.И.Губанова о многоразовой системе на базе "Энергии", В.Ф.Уткина о новой разработке трехблочной конструкции на базе ракеты "Зенит", Д.А.Полухина о модернизации ракеты-носителя "Протон" и экспертные оценки ЦНИИМаша (докладывал Ю.А.Мозжорин) и ЦНИИ-50 (Э.В.Алексеев).
..................
Из выступления Д.А.Полухина: "...    За спиной у "Протона-К" уже 110 пусков. Надежность выше 0,96. На сегодня ее стоимость 260 рублей за килограмм груза на орбите. Нужда в этой ракете большая. Но энергетические свои возможности она использует плохо - с 1965 г. она не модернизировалась. Мы предлагаем форсаж на 8 %, плюс разгонный блок "Шторм" и плюс "лифтовая" система управления. Более 90% пусков будет со "Штормом". Рассматриваем переход на двухступенчатую схему, при этом решается вопрос с районами падения. Серийный носитель обеспечивает вывод на геостационарную орбиту 2,3 т, а форсированный вариант - 4,5 т. Решили вопрос с полным расходованием гарантийных остатков: не заражаются районы падения ступеней".


Может, кто-то из ветеранов "Салюта" сможет уточнить, что такое было "Протоном-М" в 1988-1990 г.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Vladimir

Где-то примерно в 89-91 гг я держал в руках документ, присланный из КБ "Салют", в котором содержалось описание двухступенчатого "Протона-М". К сожалению, за давностью лет какие-либо детали в памяти не сохранились. Но за то, что оставил на этом документе, а также на эскизном проекте по блоку Д, имевшивших гриф с двумя буквами, свои отпечатки пальцев, получил еще 5 лет без права переписки в добавок к тем 10, что имел за "Буран".
У нас этот документ, как присланный и не имеющей практической ценности, скорее всего уничтожен, а вот в КБ "Салют" он должен бы сохраниться.

Дмитрий В.

Двухступенчатый "Протон-М", вероятно, имел вторую водородную ступень с 11Д122 :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Этот?

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/178/40.shtml
ЦитироватьВ первой половине 1980-х годов специалисты ЦКБМ предложили еще один экологически чистый вариант ракеты, на этот раз двухступенчатый. Первая ступень оснащалась ЖРД Н.Кузнецова, а на второй устанавливался один кислородно-водородный двигатель КБ Химавтоматики, который разрабатывался в рамках нового гигантского проекта «Энергия-Буран».
И хотя предлагаемая ракета по расчету имела более высокую надежность, чем «Протон», при почти вдвое большей грузоподъемности, руководству страны тогда было не до нее.

Установив на такой носитель кислородно-водородный РБ, разработчики могли получить надежную трехступенчатую ракету, способную вывести на геостационарную орбиту спутник массой 5,7–7,6 т. Подобной системы в мире еще не существовало – она появился только в конце 1990-х годов (Arian 5 и Titan 4–Centaur)...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Вот еще один вопрос. Кто - НПОмаш или Салют - в 1987-1990 гг. был "калькодержателем" на 8К82К?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьЭтот?

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/178/40.shtml
ЦитироватьВ первой половине 1980-х годов специалисты ЦКБМ предложили еще один экологически чистый вариант ракеты, на этот раз двухступенчатый. Первая ступень оснащалась ЖРД Н.Кузнецова, а на второй устанавливался один кислородно-водородный двигатель КБ Химавтоматики, который разрабатывался в рамках нового гигантского проекта «Энергия-Буран».
И хотя предлагаемая ракета по расчету имела более высокую надежность, чем «Протон», при почти вдвое большей грузоподъемности, руководству страны тогда было не до нее.

Установив на такой носитель кислородно-водородный РБ, разработчики могли получить надежную трехступенчатую ракету, способную вывести на геостационарную орбиту спутник массой 5,7–7,6 т. Подобной системы в мире еще не существовало – она появился только в конце 1990-х годов (Arian 5 и Titan 4–Centaur)...

Нет речь идет, думаю о ракете с исходной (гептиловой) 1-й ступенью Протона. К 1988 г. дввигатели НК-33 были законсервированы и тайком хранились на холодных складах НПО Труд.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Я подозреваю, что ничего "такого" там не было. Шторм это тот же КВРБ и 4,5 т на ГСО для обычного Протона-М с соответствующим КРБ - это нормально.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

ЦитироватьЯ подозреваю, что ничего "такого" там не было. Шторм это тот же КВРБ и 4,5 т на ГСО для обычного Протона-М с соответствующим КРБ - это нормально.

Сейчас с КВРБ предполагают всего 4,0 т.
http://www.khrunichev.com/main.php?id=42
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Цитировать
ЦитироватьЯ подозреваю, что ничего "такого" там не было. Шторм это тот же КВРБ и 4,5 т на ГСО для обычного Протона-М с соответствующим КРБ - это нормально.

Сейчас с КВРБ предполагают всего 4,0 т.
http://www.khrunichev.com/main.php?id=42
Обрати внимание - с Бризом-то 3,7 т, значит водород прибавляет всего 8%? ;)
Для Ангары разница совсем другая, хотя РБ такие-же - +53%  :P
Хруники, сэр...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

ЦитироватьОбрати внимание - с Бризом-то 3,7 т, значит водород прибавляет всего 8%? ;)
Для Ангары разница совсем другая, хотя РБ такие-же - +53%  :P
Хруники, сэр...

Понятно, что мухлюют :lol:  Но вообще, слышал я версию, что "Протон-М-1990" был гораздо более "продвинутым", чем нынешний.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

НИИзнайка

Позвольте спросить, если 1 ступень Протона остаётся прежней (ну даже в опубликованном от Глушко упоминался вариант на 25т ПН с 8 боковушками),
Насколько вообще реально увеличить ПН играя верхними ступенями, хоть с водородом хоть с чем, если диаметр 4 метра и в длину понятно нельзя наращивать бесконечно?
При таком ограничении переход к 2-ступенчатости на водороде, имхо, ничего не даст по сравнеию с техступенчатостью на гептиле.
Кто умеет посчитать - пробовали?

А первая ступень на кислороде-керосине - это уже не Протон, хотя конечно могли условно называть.

Дмитрий В.

ЦитироватьПозвольте спросить, если 1 ступень Протона остаётся прежней (ну даже в опубликованном от Глушко упоминался вариант на 25т ПН с 8 боковушками),
Насколько вообще реально увеличить ПН играя верхними ступенями, хоть с водородом хоть с чем, если диаметр 4 метра и в длину понятно нельзя наращивать бесконечно?
При таком ограничении переход к 2-ступенчатости на водороде, имхо, ничего не даст по сравнеию с техступенчатостью на гептиле.
Кто умеет посчитать - пробовали?

А первая ступень на кислороде-керосине - это уже не Протон, хотя конечно могли условно называть.

А зачем 4 метра, если в то время готовилось освоение 5,5-метровых ракетных блоков? :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Sаlyutman

Калькодержатель на "Протон"  КБ "Салют", уже к середине 80-х неотносившегося к Реутову. По "Шторму" была выпущена КД, с предполагаемым производством в Красноярске. Но в 90-е от него отказались из-за экономической обстановки с космонавтики.
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Дмитрий В.

ЦитироватьПо "Шторму" была выпущена КД, с предполагаемым производством в Красноярске. Но в 90-е от него отказались из-за экономической обстановки с космонавтики.

Эпопею с семейством КВРБ "Шторм", "Вихрь", "Смерчь" и "Везувий" я еще застал.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

НИИзнайка

ЦитироватьА зачем 4 метра, если в то время готовилось освоение 5,5-метровых ракетных блоков? :wink:
.
А такое уместно называть "Протоном"?
Или 5,5 хотели ставить на 1 ступень Протона?
Это реально?

Дмитрий В.

ЦитироватьА такое уместно называть "Протоном"?
Или 5,5 хотели ставить на 1 ступень Протона?
Это реально?

Применение 2-й водородной ступени на "Протоне" однозначно определяет 3 возможных рациональных решения, позволяющих сохранить длину носителя в разумных пределах:
1)Небольшой блок 2-й ступени диаметром 4,1 м. Из-за ограниченного запаса РЗТ и неоптимального деления по ступеням решение не обеспечивает существенных преимуществ.
2)Блок 2-й ступени с оптимальной заправкой диаметром 5,5м. Расчетная масса ПГ на НОО - 34-35 т.
3)Полиблочная вторая ступень с сохраненем ж/д габаритов блоков. В принципе по энергетике - эквивалент 2-го варианта, но с учетом потерь ПГ из-за более тяжелой конструкции.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Vladimir

Насколько мне помнится, обе ступени были на НДМГ. Просто вторая ступень была с увеличенной заправкой, а первая с форсированными двигателями. Полезная нагрузка порядка 23 тонн (это по памяти). Разгонный блок - КВРБ.

Дмитрий В.

ЦитироватьНасколько мне помнится, обе ступени были на НДМГ. Просто вторая ступень была с увеличенной заправкой, а первая с форсированными двигателями. Полезная нагрузка порядка 23 тонн (это по памяти). Разгонный блок - КВРБ.

Не слышал про такой вариант (все же УР-530 - это не "Протон"). Но вот вопрос: чтобы получить такую ПГ, по моим прикидкам, надо чтобы стартовая масса была не менее 800-840 т. Значит, простым увеличением заправки 2-й ступени не обойтись (уж слишком неоптимальное распределение масс). Значит, неизбежно наращивание размерности 1-й ступени :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Извиняюсь, а поменять местами горючее и окислитель на 1-й ступени там не предлагалось?  :roll:
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Bell

Цитировать
ЦитироватьА такое уместно называть "Протоном"?
Или 5,5 хотели ставить на 1 ступень Протона?
Это реально?

Применение 2-й водородной ступени на "Протоне" однозначно определяет 3 возможных рациональных решения, позволяющих сохранить длину носителя в разумных пределах:
1)Небольшой блок 2-й ступени диаметром 4,1 м. Из-за ограниченного запаса РЗТ и неоптимального деления по ступеням решение не обеспечивает существенных преимуществ.
2)Блок 2-й ступени с оптимальной заправкой диаметром 5,5м. Расчетная масса ПГ на НОО - 34-35 т.
3)Полиблочная вторая ступень с сохраненем ж/д габаритов блоков. В принципе по энергетике - эквивалент 2-го варианта, но с учетом потерь ПГ из-за более тяжелой конструкции.
Еще есть такой вариант:
- первая ступень обычная, поскольку жестко завязана на габаритах,
- третья водородная порядка 45-50 т (максимум по длине) на базе того же Шторма, с 4-мя двигателями,
- а вторая - увеличенная старая, догоняется до максимальной массы, которую позволяют форсированные двигатели первой ступени при сохранении прежней тяговооруженности.
По распределению ХС конечно неоптимально, но ПН все равно получается до 30 т на ЛЕО и порядка 9-10 т на ГПО.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун