11К37

Автор Salo, 03.06.2010 16:40:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Такой моноблок должен был иметь массу около 400 т. Значит тяга двигателя первой ступени около 600 тс.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Из той же диссертации:
http://www.dissercat.com/content/vybor-energomassovykh-kharakteristik-marshevykh-mnogorazovykh-zhrd-na-szhizhennom-prirodnom-
ЦитироватьВ период 1953-1973 г.г. в КБЭМ разработано 5 семейств ЖРД на высококипящем топливе (ВКТ), автор участвовал в разработке 19 ЖРД на ВКТ (4 последних семейства), это двигательные блоки и двигатели: 8Д513 (РД-215),.8Д514 (РД-216), 8Д515 (РД-217), 8Д712 (РД-218), 8Д713 (РД-219), 8Д720 (РД-224), 8Д721 (РД-225), 8Д518 (РД-250), 8Д723 (РД-251), 8Д724 (РД-252), 11Д43 (РД-253), 11Д27 (РД-256), 11Д69 (РД-261), 11Д26 (РД-262), 15Д117 (РД-263), 15Д119 (РД-264), 15Д168 (РД-268), 15Д286 (РД-273), 15Д285 (РД-274), 14Д14 (РД-275), прошедшие полные циклы разработки (проект, КД, летные испытания и серийное производство) и использовавшиеся на 11 ракетах: 8К64, 8К65, 8К66, 8К67, 8К68, 8К82К (УР-500, Протон), 11К67, 11К68, 11К69, 15А14 (Днепр, Сатана), 15А15 (МР-УР100) и их модификациях, а также в разработке 30 проектов ЖРД на ВКТ с улучшенными энергетическими и эксплуатационными характеристиками, это: РД-254 (11Д44), РД-257 (15Д93), РД-265 (11Д621), РД-266 (11Д211), РД-267 (11Д212), РД-269 (И-70), РД-271 ("Гарантия"), РД-272 ("Волна"), РД-280 (8Д725) и др.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Получил февральский номер с завершающей частью статьи.  :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

НИИзнайка

ЦитироватьДля реализации блочной схемы также имелись проблемные вопросы:

— сложность расчета упругих колебаний корпуса (10-17 тонов) и определения параметров автомата стабилизиции;

— разработка межблочных связей, которые требовали своего разрешения, однако дальнейшего развития после 1991 г. тема K11K37 не получила.

Титан 3 летал вроде с 1967. Кое что подсмотреть можно. Ну и всякие пекеты УР задумывались много ранее.
Неужели к предложению в 1976 ничего не изменилось?
Ну и вряд ли сложнее одобренного тогда же Бурана.

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДля реализации блочной схемы также имелись проблемные вопросы:

— сложность расчета упругих колебаний корпуса (10-17 тонов) и определения параметров автомата стабилизиции;

— разработка межблочных связей, которые требовали своего разрешения, однако дальнейшего развития после 1991 г. тема K11K37 не получила.

Титан 3 летал вроде с 1967. Кое что подсмотреть можно. Ну и всякие пекеты УР задумывались много ранее.
Неужели к предложению в 1976 ничего не изменилось?
Ну и вряд ли сложнее одобренного тогда же Бурана.

1)У Титана-3 очень жесткие СТУ
2)У КБЮ вообще не было опыта всесторонней проработки многоблочных компоновок.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

НИИзнайка

Понятно. Только у кого опыт был?  Р-56 то же Южное очень давно и пакетной предлагало. Получается что первый летающий пакет не с ТТУ - "Энергия" + самолётик сбоку, а второй Дельта Хэви.
ИМХО - Р-7 конечно пакет, но довольно специфичной формы. Интересно, это невоспроизводимое (или немасштабируемое) озарение, или такая форма изначально сознательно позволила снизить остроту названных проблем?

Дмитрий В.

ЦитироватьПонятно. Только у кого опыт был?  Р-56 то же Южное очень давно и пакетной предлагало. Получается что первый летающий пакет не с ТТУ - "Энергия" + самолётик сбоку, а второй Дельта Хэви.

Для Р-56 в конечном итоге была выбрана моноблочная тандемная компоновка. А насчет первой "пакетной" компоновки - все же Р-7.

ЦитироватьИМХО - Р-7 конечно пакет, но довольно специфичной формы. Интересно, это невоспроизводимое (или немасштабируемое) озарение, или такая форма изначально сознательно позволила снизить остроту названных проблем?

Форма Р-7 была выбрана в ходе длительных изысканий.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

ЦитироватьИМХО - Р-7 конечно пакет, но довольно специфичной формы. Интересно, это невоспроизводимое (или немасштабируемое) озарение, или такая форма изначально сознательно позволила снизить остроту названных проблем?
Остроту какой проблемы была призвана снизить "форма пакета Р-7" широко известно :) Это была очень специфическая проблема :)

Я понимаю, что вы - ниизнайка, но попробуйте если не догадаться, то хотя бы прочитать :)
Подскажу, что никакого отношения к обсуждаемым ракетам и компоновкам это не имело.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

НИИзнайка

ЦитироватьФорма Р-7 была выбрана в ходе длительных изысканий.

Узнаю официальный советский стиль. :P

Тем не менее, попробую наводящие вопросы :

Проблема колебаний на Р-7
-не проявлялась (сильно)на этой размерности?
-не проявлялась благодаря специфической форме, которую повторять на более крупной ракете несколько неудобно?

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьФорма Р-7 была выбрана в ходе длительных изысканий.

Узнаю официальный советский стиль. :P

Тем не менее, попробую наводящие вопросы :

Проблема колебаний на Р-7
-не проявлялась (сильно)на этой размерности?
-не проявлялась благодаря специфической форме, которую повторять на более крупной ракете несколько неудобно?

Колебания в Р-7 (самые разнообразные) проявлялись, ми еще как. В частности, насколько знаю, пришлось модифицировать автомат стабилизации. Вот небольшая цитата из книги Рабиновича "От ракеты Р-1 до комплекса Буран" (доступна в сети в pdf): "Явление неустойчивых продольных колебаний корпуса впервые заявило о космической техники.
... Первые два ее пуска, проведенные в 1958 году 23.09 и 12.10, закончились однотипными авариями — разрушением пакета на конечном участке полета первой ступени. Анализ телеметрии показал, что разрушение пакета явилось следствием продольных колебаний
корпуса на частоте, возраставшей от 9 до 13 Гц, практически со-
впадавшей с частотой первого тона собственных продольных
колебаний корпуса. Эти колебания сопровождались колебания-
ми давления в камерах сгорания маршевых двигателей с ампли-
тудой, достигавшей 4,5 атм.себе при летных испытаниях лунного варианта ракеты Р-7... ".

Что касается формы Р-7, то она выбиралась под влиянием: аэрдинамических соображений, схемы разделения, оптимизации конструктивно-силовой схемы, а также схемы установки РН в ПУ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

R-7

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьФорма Р-7 была выбрана в ходе длительных изысканий.

Узнаю официальный советский стиль. :P

Тем не менее, попробую наводящие вопросы :

Проблема колебаний на Р-7
-не проявлялась (сильно)на этой размерности?
-не проявлялась благодаря специфической форме, которую повторять на более крупной ракете несколько неудобно?

Колебания в Р-7 (самые разнообразные) проявлялись, ми еще как. В частности, насколько знаю, пришлось модифицировать автомат стабилизации. Вот небольшая цитата из книги Рабиновича "От ракеты Р-1 до комплекса Буран" (доступна в сети в pdf): "Явление неустойчивых продольных колебаний корпуса впервые заявило о космической техники.
... Первые два ее пуска, проведенные в 1958 году 23.09 и 12.10, закончились однотипными авариями — разрушением пакета на конечном участке полета первой ступени. Анализ телеметрии показал, что разрушение пакета явилось следствием продольных колебаний
корпуса на частоте, возраставшей от 9 до 13 Гц, практически со-
впадавшей с частотой первого тона собственных продольных
колебаний корпуса. Эти колебания сопровождались колебания-
ми давления в камерах сгорания маршевых двигателей с ампли-
тудой, достигавшей 4,5 атм.себе при летных испытаниях лунного варианта ракеты Р-7... ".

Что касается формы Р-7, то она выбиралась под влиянием: аэрдинамических соображений, схемы разделения, оптимизации конструктивно-силовой схемы, а также схемы установки РН в ПУ.
Пакет Р-7 позволяет запускать двигатели первой и второй ступени одновременно на стартовом столе, что исключает отказы при запуске ДУ второй ступени и повышает надёжность системы в целом.
"Неважно какого цвета кошка, главное чтобы она ловила мышей!" - Дэн Сяопин

НИИзнайка

ЦитироватьПакет Р-7 позволяет запускать двигатели первой и второй ступени одновременно на стартовом столе, что исключает отказы при запуске ДУ второй ступени и повышает надёжность системы в целом.
спасибо, но это уважаемому знайке "Веll" :D

Дмитрий В.

Поскольку сегодня был затронут вопрос о многоразовых блоках 11К37 (см. http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11780), решил выложить материалы КБЮ, любезно предоставленные для публикации в НК, но по ряду причин не вошедшие в журнальную статью.


Состав средств спасения

Блок I ступени многократного использования РН 11К37 предлагалось оснастить комплектом средств спасения, полностью заимствуемым   по составу, размещению, основным характеристикам и условиям эксплуатации комплекту средств спасения блока А РН 11К25.
Блок А многократного использования РН 11К25 разрабатывался НПО «Энергия» в соответствии с Постановлением ЦК и СМ СССР №132-51 от  17.02.76 г. и на основе  ТТТ МО СССР № К-00561, и включал:
модульную часть;
дополнительные  элементы (каркасы, отсеки, обтекатели, СУ,  СИ и т.д.);
средства возвращения.
Комплект средств спасения состоял из:
–   двигательной установки участка возвращения (ДУУВ), обеспечивающей ориентацию и стабилизацию ракетного блока в полете на участке возвращения;
–   сверхзвукового парашютного тормозного устройства (СПТУ), предназначение для гашения скорости ракетного блока с гиперзвуковых скоростей (М = 5,6) до скорости ~100 м/с;
–   основной многокупольной парашютной системы (ОМПС),  предназначенной для уменьшения скорости спуска ракетного блока до 16 м/с;
–   двигателя управления мягкой посадкой (ДУУВ), предназначенного для торможения ракетного блока до скорости 3-5 м/с непосредственно перед поверхностью Земли;
–   посадочного устройства (ПУ) для гашения остаточных скоростей в момент касания с грунтом;
–   элементов комплекса автономного управления (КАУ), основная функция которого - обеспечение выдачи команд для работы средств возвращения в соответствии с заданной программой полета;
–   перецепного звена ОМПС;
–   радиолокационного маяка-ответчика, для распознавания команд оперативно-технического обслуживания к приземлившемуся ракетному блоку, а также для передачи  (в темпе полета) информации о состоянии основных систем блока для его безопасного обслуживания;
–   обтекателей и контейнеров для защиты средств возвращения от набегающего потока;
–   обтекателей ПУ для размещения КАУ,  СИ,  средств пожаровзрывопредупреждения;
–   теплозащиты и теплоизоляции ДУУВ, получивший индекс 14Д10, разрабатывается НПО «Энергия» и состоит из:
–   топливного модуля (ТМ), размещаемого в приборно-агрегатном отсеке (ПАО).
–   Магистрали связи ТМ с ракетным блоком.
В состав ТМ входят:
–   центробежный бак-сепаратор с роторной частью и трубопроводом;
–   вспомогательный бак окислителя;
–   вспомогательный бак горючего;
–   четыре вытеснительных бака горючего;
–   трубопроводы и арматура, а также  элементы теплоизоляции и крепеж;
–   2 блока жидкостных ракетных двигателей  (по 5 сопел в каждом блоке).
Размещаются в ПАО под собственным обтекателем;

СПТУ представляет собой однокупольный парашют, изготавливаемый из термостойкого материала с силовым каркасом и стропами. Размещается на хвостовом отсеке ракетного блока в навесном отсеке. Лимитный вес СПТУ составляет 1000 кгс.
ОМПС включает в свой состав:
–   4-х однокупольных парашютов с площадью - 1800 м2 каждый;
–   соединительных звеньев с коушными шайбами;
–   вертлюга;
–   пиросредств поясов рифления.
Размещается на хвостовом отсеке ракетного блока в навесных отсеках.
ДУМП включает в свой состав 7 твердотопливных двигателей, обтекатели и элементы крепления. Размещается в районе центра масс ракетного блока в навесных отсеках.
Суммарный вес ДУМП составляет 4072 кгс.
Посадочное устройство разрабатывается НПО «Энергия» и представляет собой многоразовую механическую систему из 4-х опор пирамидального типа с одноразовыми сотовыми энергопоглотителями (амортизаторами).
Каждая из опор состоит из: стойки, бокового подкоса, продольного подкоса, опорной тарели, привода взведения опоры, средств фиксации опоры в целом (в сложенном и раскрытом положениях), датчиков с БКС и соединительных элементов.
Лимитный вес ПУ составляет - 1300 кгс.

КАУ в себя включает:
–   гиростабилизированную платформу, датчики угловых скоростей;
–   доплеровский посадочный радиолокатор для измерения горизонтальной составляющей скорости ракетного блока, движущегося под парашютом и размещающейся под передним обтекателем ПУ на баке О ракетного блока;
–   радиовысотомер,  предназначенный для измерения высоты ракетного блока при его движении под парашютом. Размещается под обтекателем ПУ на баке О;
–   фотонный высотомер, предназначенный для измерения скоростного напора и барометрической высоты ракетного блока, а также высоты на участке работы ДУМП, Размещается по отдельным приборам в ПАО, верхнем конусе ПАО, под передним и задним обтекателями ПУ.

БЦВМ, которая размещается в ПАО.
Перецепное устройство, представляет собой фал из лент СВМ с теплозащитой.
Радиолокационный маяк-ответчик  (РЛМО) Разрабатывается в два этапа. I этап, РЛМО применяется только для наведения самолетов и вертолетов поисково-спасательной службы. II этап, РЛМО помимо связи с самолетами и вертолетами передает информацию о состоянии систем ракетного блока.
Суммарная лимитная масса обтекателей составляет 2912 кг. Суммарный вес комплекта средств спасения для одного ракетного блока составляет:
«сухой» вес     - 13,3 тс;
вес с учетом топлива ДУУБ    - 14,7 тс.

Для обеспечения возможностей использования комплекта средств спасения блока А РН 11К25 в составе РН 11К37:
1) Выбраны проектные параметры РН 11К37, обеспечивающие реализацию параметров конца активного участка I ступени, таких которые соответствуют области параметров движения блока А на момент начала автономного полота (q d 150 кгс/м2); М d 5,8; V H 1930 м/с);
2) Обеспечена идентичность аэродинамической схемы блока I ступени РН 11К37 с блоком А РН 11К25, а также близость их моментно-центровочных характеристик.
3) Ракетный блок I ступени РН 11К37 оснащен двигателем 11Д521.
Указанные мероприятия, по оценкам КБ «Южное», позволяли применять комплект средств спасения блока А РН 11К25 в составе РН 11К37.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Incarn

Цитироватьна основе ТТТ МО СССР № К-00561
А от какой даты эти ТТТ? Это часом не то, что подписал Д.Устинов?

И еще вопрос - там ведь наверняка есть схемы, рисунки, чертежи... :wink:

Дмитрий В.

ЦитироватьIncarn пишет:
 
Цитироватьна основе ТТТ МО СССР № К-00561
А от какой даты эти ТТТ? Это часом не то, что подписал Д.Устинов?

Не знаю...

ЦитироватьИ еще вопрос - там ведь наверняка есть схемы, рисунки, чертежи... :wink:

Практически все графические материалы, предоставленные КБЮ, были опубликованы. Остались несколько графиков, иллюстрирующих оптимизацию ОПП и энергетические возможности разных вариантов РН по ЭП 1988 г.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ОАЯ

Для полноты, но не к месту приведу:
Buran
ARES

SpaceR

ЦитироватьСостав средств спасения
. . .
Комплект средств спасения состоял из:
. . .
–   сверхзвукового парашютного тормозного устройства (СПТУ), предназначение для гашения скорости ракетного блока с гиперзвуковых скоростей (М = 5,6) до скорости ~100 м/с;
. . .
СПТУ представляет собой однокупольный парашют, изготавливаемый из термостойкого материала с силовым каркасом и стропами. Размещается на хвостовом отсеке ракетного блока в навесном отсеке. Лимитный вес СПТУ составляет 1000 кгс.
. . .
Есть предподозрение, что эта штуковина оказалась технически нереализуемой. Сгорала нафиг.

SpaceR

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьДля реализации блочной схемы также имелись проблемные вопросы:

— сложность расчета упругих колебаний корпуса (10-17 тонов) и определения параметров автомата стабилизиции;

— разработка межблочных связей, которые требовали своего разрешения, однако дальнейшего развития после 1991 г. тема K11K37 не получила.
Титан 3 летал вроде с 1967. Кое что подсмотреть можно. Ну и всякие пекеты УР задумывались много ранее.
Неужели к предложению в 1976 ничего не изменилось?
Ну и вряд ли сложнее одобренного тогда же Бурана.
1)У Титана-3 очень жесткие СТУ
2)У КБЮ вообще не было опыта всесторонней проработки многоблочных компоновок.
Предполагалось, что в случае выбора данного проекта для реализации, КБЮ в рамках общесоюзной кооперации сможет подключить к проработке ЦНИИМАШ и другие отраслевые НИИ.

Дмитрий В.

Здесь: http://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=27034.0

Филипп Кларк утверждает, что у 11К37 была и модификация с 6 боковыми блоками. Однако в доступных источниках об этом ничего не говорится. Было бы интересно узнать, рассматривался ли такой вариант в самом деле?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bell

Саныч, ты тему поднял из небытия, а я тут оказывается вопрос не ответил :)
Цитировать
ЦитироватьПакет Р-7 позволяет запускать двигатели первой и второй ступени одновременно на стартовом столе, что исключает отказы при запуске ДУ второй ступени и повышает надёжность системы в целом.
спасибо, но это уважаемому знайке "Веll" :D
Собсн "это":
ЦитироватьИМХО - Р-7 конечно пакет, но довольно специфичной формы. Интересно, это невоспроизводимое (или немасштабируемое) озарение, или такая форма изначально сознательно позволила снизить остроту названных проблем?
Ответ:
компоновка Р-7 стало такой потому, что на тот момент не была решена проблема запуска двигателя в невесомости. Поэтому двигатели второй ступени запускались со старта, а отсюда прямо следует компоновка параллельного пакета.

Более подробно можно почитать в теме про Гретруппа.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун