ЯРД на РВС

Автор Аполлогет, 03.06.2005 06:17:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Аполлогет

Среди возможных к быстрой реализации проектов тяговых систем на нехимических принципах является ЯРД на основе реактора с вращающимся слоем частиц. Его преимущества по сравнению с обычным твердофазным ЯРД более чем существенны.

Активная зона реактора представляет собой засыпку сферических (0,1 - 0,5 мм. диаметром) гранул ядерного топлива (карбид урана, обогащенный тугоплавкими металлами), покрытых слоем пиролитического графита низкой плотности (для поглощения газообразных продуктов деления), слоем пиролитического графита высокой плотности (для механической прочности; с возможным слоем карбида кремния между ними) и слоем гидрида циркония (для предотвращения размывания горячим водородом).

Эти ТВЭЛы засыпаются в пористый жаропрочный цилиндр, приводимый в быстрое вращение от турбины, которая обеспечивает подачу рабочего тела.

Водород подается в рубашку охлаждения, откуда просачивается через указанный цилиндр и слой ядерного топлива в центральный канал, откуда нагретым выбрасывается через сопло.

Преимущества по сравнению с твердофазным ЯРД:
1. Очень высокая удельная мощность тепловыделения - до 8000 МВт на кубический метр засыпки активной зоны, что позволяет сделасть реактор компактным (диаметр около 0,5 м.).
2. Малая разница между температурой ядерного топлива м рабочего тела. В данной конструкции - порядка 10-30 К, тогда как в трердофазном ЯРД доходит до 300 К, что позволяет достич более высокой температуры нагрева водорода. Прогнозируемый удельный импульс тяги указанной конструкции - не менее 1000 ед.
3. Нечувствительность активной зоны к ударным тепловым нагрузкам.
Твердофазный ЯРД не допускает произвольно быстрый нагрев активной зоны до рабочих температур. Скорость нагрева ограничена механической прочностью ТВЭЛов и практически достигнута американцами - 83 К/сек. Отсюда нагрев активной зоны таких двигателей как "NERVA-1A" и "SNRE" длится не менее, чем 90 сек., что влечет большие потери водорода. ЯРД на РВС допускает нагрев до рабочей температуры за 0,1-о,3 сек, причем скорость обуславливается возможностями системы подачи рабочего тела. Скорость охлаждения при этом имеет такое же соотношение порядков величин.

Менее значимые преимущества:

4. Активная зона ЯРД на РВС не страдает от деградации ТВЭЛов, так как вспучивание и растрескивание ей не грозит. Степень выгорания ядерного топлива незначительна.
5. Карбид урана не котактирует непосредственно с горячим водородом, в связи с чем нет необходимости разбавлять водород присадками, снижающими удельный импульс.

Таким образом, ИМХО, преимущества данной схемы настолько значительны, что она представляется даже более предпочтительной, чем обычный твердофазный ЯРД.

Технократ

На планетах (Земле) использовать ЯРД не дадут экологи, в невесомости выгоднее использовать ионные и плазменные двигуны из-за высокого удельного импульса, а тагже перспективный термояд с выбросом из активной зоны на Гелии-3.
Так что ЯРД с нагревом водорода - для музея а не для практики, это понял ещё Королёв отказавшись от проекта Р-7 с ядерной второй ступенью, а проект был преинтереснейший!
Через тернии к звёздам!

Аполлогет

ЦитироватьНа планетах (Земле) использовать ЯРД не дадут экологи, в невесомости выгоднее использовать ионные и плазменные двигуны из-за высокого удельного импульса, а тагже перспективный термояд с выбросом из активной зоны на Гелии-3.
Так что ЯРД с нагревом водорода - для музея а не для практики, это понял ещё Королёв отказавшись от проекта Р-7 с ядерной второй ступенью, а проект был преинтереснейший!

1. О земле речь не шла. ИМХО, создать ЯРД такой тяги, чтобы, с учетом потребного веса топлива, выйти на орбиту (та самая ядерная Р-7), сложно. Реактор получается запредельной мощности.
Речь шла о тяговой системе для транспортировки, скажем, тяжелых грузов за пределы ЛЕО, при ускорении порядка 1 м/с2 (не о,001 м/с2 как могут дать ионники). О людях речь также не шла, ибо радиация.
2. Насчет перспективного термояда на гелии-3 я уже злобно изливался на данном форуме. Я в него не верю в ближайшие сто лет.

Повторю свои аргументы:
Температура, потребная для эффективного протекания данной реакции в режиме самоподдержания - 2 млрд. К. то есть на порядок больше, чем Дейтерий+тритий. Энергия ионов при этом больше на два порядка.
При этом эксперименты, произведенные на JETe, показали, что даже при энергии, которую имеют ионы плазмы дейтерий+тритий, крайне сложно защитить элементы конструкции реактора, которые "по должности" контактируют с плазмой (имеются ввиду элементы, доступ к которым для ионов облегчен), от распыления.
В JETe удалось обеспечить протекание реакции в течение 1,1 сек, при полном времени удержания энергии в плазме 2 сек.
Использовалась плазма дейтерий+дейтерий, так как при использовании трития ожидалась значительная радиационная активация конструкции. Никакой радиационной защиты в этом экспериментальном токамаке, разумеется, не имелось.
Причины, по которым время протекания рекции оказалось ограниченным, - заражение плазмы тяжелыми ионами, распыляемыми внутрь рабочей зоны элементами конструкции.
Первоначально использовался дивертор из графита, с напылением бериллия. За 1,1 сек плазма содрала бериллиевое напыление и началось поступление ионов углерода в плазму с ее быстрым охлаждением.
Позднее была произведена замена дивертора на массивный бериллиевый (сплошной); результаты стали лучше, но - и только.

Далее, мне неизвестен материал, который более бы для этого подходил, помимо бериллия.

Вывод, который я сделал для себя - дейтерий+тритий возможны, при колоссальных затратах, без гарантии безусловного успеха, и в срок до 2050 года. Дейтерий+гелий-3 - возможно, но в следующем веке.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать...Так что ЯРД с нагревом водорода - для музея а не для практики, это понял ещё Королёв...
Твёрдофазный ЯРД достаточно перспективная техника
Буксир такого типа может быть использован для выхода из "гравитационного колодца" при полетах к Луне и дальше

После стыковки с жидководородным баком (лучше - двойным) и "выводимым объектом" (который, в принципе, может быть даже пилотируемым) ЯРД-буксир выводит всё это на высокоэллиптическую орбиту (откуда "ПН" уже сама окончательно стартует :lol:  к своей цели), после чего отделяется с малым баком и возвращается на "более или менее" низкую :lol:  орбиту
Это, как мне кажется, возможно, так как масса самого буксира и бачка с водородом для маневра возвращения не должна быть особо велика

Если такую машину можно было бы использовать раз эдак десять, этого, по-моему, было бы уже вполне достаточно, чтобы оправдать усилия
Не копать!

frost_ii

Сам себе удивляюсь, но в данном случае согласен с Технократом. У паровоза (как транспортного средства) перспектив больше.

Аполлогет

ЦитироватьСам себе удивляюсь, но в данном случае согласен с Технократом. У паровоза (как транспортного средства) перспектив больше.

Это почему? Где альтернатива?

Ионники не могут являться полноценной альтернативой, ибо не всякая транспортная операция приемлема при создаваемых ими уровнях тяги.
К тому же, те же ионники будут питаться от ядерного реактора.

Термояд? А будет ли он вообще и если будет, то когда.

Остаются только ЯРД. Конечно, лучше ориентироваться на газофазные, но здесь имеются явные технологические трудности.

К тому же я специально указал в начале топика: среди возможных к быстрой реализации.

Или Вы предложите нам ждать пятьдесят лет ГФЯРД и сто пятьдесят лет ТЯРД?

Тогда эту лавочку (т.е. космонавтику) надо закрывать уже сейчас

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьСам себе удивляюсь, но в данном случае согласен с Технократом. У паровоза (как транспортного средства) перспектив больше.
Насчет перспектив (если учитывать всевозможные факторы) - не знаю,
но конкретных технических противопоказаний не знаю тож :wink:  :mrgreen:
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитировать...
Тогда эту лавочку (т.е. космонавтику) надо закрывать уже сейчас
Ну дык :mrgreen:
Не копать!

X

ЦитироватьЭто почему? Где альтернатива?

Масса двигателя слишком большая. Плюс радиационная защита. Она нужна по-любому.
Выходит, что для большинства современных задач буксир на твердофазном ЯРД будет перетяжелен. Несмотря на его более экономную экономику:)
Не доедет он с ГСО на низкую орбиту. Обратно.
Вывод - химия пока рулит.

Для того, чтобы летать по СС необходимы компактный и мощный источник энергии и компактный двигатель.

frost_ii

Цитировать
ЦитироватьСам себе удивляюсь, но в данном случае согласен с Технократом. У паровоза (как транспортного средства) перспектив больше.
Насчет перспектив (если учитывать всевозможные факторы) - не знаю,
но конкретных технических противопоказаний не знаю тож :wink:  :mrgreen:

Конкретные противопоказания -

1. Водород на орбите.
2. Низкий Iуд.

3. Перекачка жидкого водорода на обите - это вообще "в сад".
4. Быстрой реализации ожидать не приходиться.

Низкие тяги у ионников не потому, что больше сделать нельзя, а потому что пока невыгодно делать больше.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСам себе удивляюсь, но в данном случае согласен с Технократом. У паровоза (как транспортного средства) перспектив больше.
Насчет перспектив (если учитывать всевозможные факторы) - не знаю,
но конкретных технических противопоказаний не знаю тож :wink:  :mrgreen:

Конкретные противопоказания -

1. Водород на орбите.
Это плохо
Но для описанной выше схемы это терпимо

Цитировать2. Низкий Iуд.
Всё относительно :roll: (С) Ну врядли, врядли. Хотя приписывают :wink:

Цитировать3. Перекачка жидкого водорода на обите - это вообще "в сад".
:?:
То есть бред, наверное, но для описанной выше... - и тд :roll:

Цитировать4. Быстрой реализации ожидать не приходиться.
В принципе да, наверное, но - см. ответ на пункт 2.

ЦитироватьНизкие тяги у ионников не потому, что больше сделать нельзя, а потому что пока невыгодно делать больше.
"Не верю!" (С) Вот блин, куда ни ткни, а всё уже кем-то было сказано :twisted:

Ergo:
Конкретных технических противопоказаний продолжаю не знать
Трудности - а как же
Я думаю, вы даже не главные назвали
А где их нет, трудностей?

А вот у ЭРД есть принципиальные "противопоказания" (спасибо "Форуму". (Слава! Слава! И во веки!  :wink:  :mrgreen: ) )
Потребная энергетика обеспечивается либо гектарами СБ,
либо же требуются сопоставимые по площади охладители для реактора,
а тяга все равно остается мизерной

Это вам не хухры-мухры, это принципиальные препятствия
Может, они и будут летать (а куда денешься - в погоне за УИ), но вся их история (если она будет) - это будет история тяжелой борьбы с этими "недостатками"
Не копать!

frost_ii

ЦитироватьА вот у ЭРД есть принципиальные "противопоказания" (спасибо "Форуму". (Слава! Слава! И во веки!  :wink:  :mrgreen: ) )
Потребная энергетика обеспечивается либо гектарами СБ,
либо же требуются сопоставимые по площади охладители для реактора,
а тяга все равно остается мизерной

Не требуются. Площадь получается несопоставимо меньшей.

N=(b*Iуд^2)/2;  P=b*Iуд. Посчитайте сами, как вырастет тяга при росте мощности.

Да, кстати, у ЭРД, в нынешней его реинкарнации, можно понизить Iуд до уровня ЯРД. Однако этого не делают, потому что невыгодно.

ЦитироватьЭто вам не хухры-мухры, это принципиальные препятствия
Может, они и будут летать (а куда денешься - в погоне за УИ), но вся их история (если она будет) - это будет история тяжелой борьбы с этими "недостатками"

Точнее - недостатками источника энергии. Который в обоих случаях практически одинаковый.

Если вы серьёзно возьмётесь за проработку такого буксира, то окажется, что и в случае ЯРД, оптимальный вариант окажется в области низких тяг. Потому что НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ реактор - штука тяжёлая. Любой реактор.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать...Точнее - недостатками источника энергии. Который в обоих случаях практически одинаковый.
Одинаковый-то одинаковый, но "проблема охлаждения" для ЯРД выглядит несколько иначе, не правда ли?
ЦитироватьЕсли вы серьёзно возьмётесь за проработку такого буксира, то окажется, что и в случае ЯРД, оптимальный вариант окажется в области низких тяг. Потому что НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ реактор - штука тяжёлая. Любой реактор.
Ну, собственно, я и "рассуждал" на темы более или менее отдаленной перспективы
Ясно, что сегодня какие-либо ставки на такую технику делать невозможно (связывать, то есть, с ней конкретные планы)
Но в принципе ЯРД перспективен и, так сказать, "работу следует продолжать" :mrgreen:
Хотя про оптимум в области низких тяг и тяжелый реактор - на вашей совести
Не могу этого знать, как простой метафизик :roll:
Не специалист, то есть :wink:
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьА вот у ЭРД есть принципиальные "противопоказания" (спасибо "Форуму". (Слава! Слава! И во веки!  :wink:  :mrgreen: ) )
Потребная энергетика обеспечивается либо гектарами СБ,
либо же требуются сопоставимые по площади охладители для реактора,
а тяга все равно остается мизерной

Не требуются. Площадь получается несопоставимо меньшей...
Площадь требуется большая :mrgreen:
Причем, если для СБ щас фигурируют какие-то "плёнки",
то "радиатор" "плёночным" уж никак не сделаешь
И сложность и стоимость его - помимо одного размера, - радости в жизни не добавляют
Не копать!

frost_ii

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА вот у ЭРД есть принципиальные "противопоказания" (спасибо "Форуму". (Слава! Слава! И во веки!  :wink:  :mrgreen: ) )
Потребная энергетика обеспечивается либо гектарами СБ,
либо же требуются сопоставимые по площади охладители для реактора,
а тяга все равно остается мизерной

Не требуются. Площадь получается несопоставимо меньшей...
Площадь требуется большая :mrgreen:
Закон Стефана-Больцмана помните?  N=s*e*S*T^4.....

ЦитироватьПричем, если для СБ щас фигурируют какие-то "плёнки",
то "радиатор" "плёночным" уж никак не сделаешь...

Why? Его ещё можно сделать капельным. А вот капельную СБ я себе не представляю.
Да и к плёночной СБ требуется весьма основательная пространственная констракшн....

ЦитироватьХотя про оптимум в области низких тяг и тяжелый реактор - на вашей совести

На одной чаше весов - зависимость массы реактора от мощности, на другой - гравитационные потери. Вот и вся премудрость. В случае с водородом, оптимум несколько сдвинется в область большей тяги (добавляются потери на испарение водорода и теплозащиту), но общая эффективность при этом естественно снижается.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьЕго ещё можно сделать капельным...
Ну, такого еще не было
Может и можно
Но
Цитировать...тяга все равно остается мизерной
К тому же вся эта конструкция (на основе ЭРД) намного сложнее, так или иначе
А значит и менее надёжна
Длительный пилотируемый полет в соседстве с практически постоянно
работающим на полную мощность реактором - это что-то другое,
в сравнение с использованием ЯРД только в качестве стартового
ускорителя
Не буду спорить, но на мой взгляд пока нет достаточных аргументов,
которые позволили бы однозначно "закрыть" какое-либо из этих
направлений или выбрать что-то одно в качестве единственной перспективы
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

А можно и так посмотреть:
Если для ЯРД и ЭРД "под реактор" этот самый реактор "практически один и тот же" ( :roll: ), то ЯРД-буксир на его основе можно рассматривать как "промежуточную стадию", которую можно предварительно поэксплуатировать независимо
Не ждать, так сказать, разработки капельного охлаждения и результатов тестов ЭРД на ресурс :roll:  :mrgreen:
Не копать!

frost_ii

Цитировать
ЦитироватьЕго ещё можно сделать капельным...
Ну, такого еще не было
Может и можно
Но
Цитировать...тяга все равно остается мизерной
К тому же вся эта конструкция (на основе ЭРД) намного сложнее, так или иначе

Why?

ЦитироватьА значит и менее надёжна
Длительный пилотируемый полет в соседстве с практически постоянно
работающим на полную мощность реактором - это что-то другое,
в сравнение с использованием ЯРД только в качестве стартового
ускорителя
Не буду спорить, но на мой взгляд пока нет достаточных аргументов,
которые позволили бы однозначно "закрыть" какое-либо из этих
направлений или выбрать что-то одно в качестве единственной перспективы

Для вас повторяю ещё раз.

Низкие тяги у ионников не потому, что больше сделать нельзя, а потому что пока невыгодно делать больше.

Если вы серьёзно возьмётесь за проработку такого буксира, то окажется, что и в случае ЯРД, оптимальный вариант окажется в области низких тяг. Потому что НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ реактор - штука тяжёлая. Любой реактор.

frost_ii

ЦитироватьА можно и так посмотреть:
Если для ЯРД и ЭРД "под реактор" этот самый реактор "практически один и тот же" ( :roll: ), то ЯРД-буксир на его основе можно рассматривать как "промежуточную стадию", которую можно предварительно поэксплуатировать независимо
Не ждать, так сказать, разработки капельного охлаждения и результатов тестов ЭРД на ресурс :roll:  :mrgreen:

Это подход.

Но в нашей ситуации и ЭРД есть, "с ресурсом", и капельник (достаточно тупая вещь, кстати) давно отработан. Осталось дело за реактором.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЕго ещё можно сделать капельным...
Ну, такого еще не было
Может и можно
Но
Цитировать...тяга все равно остается мизерной
К тому же вся эта конструкция (на основе ЭРД) намного сложнее, так или иначе

Why?
Ну как же - в ней просто больше различных высокотехнологичных и ответственных элементов и несопоставимо больше требования к устойчивости "на износ"
Что здесь непонятного?
Или - где я не прав?

Цитировать
ЦитироватьА значит и менее надёжна
Длительный пилотируемый полет в соседстве с практически постоянно
работающим на полную мощность реактором - это что-то другое,
в сравнение с использованием ЯРД только в качестве стартового
ускорителя
Не буду спорить, но на мой взгляд пока нет достаточных аргументов,
которые позволили бы однозначно "закрыть" какое-либо из этих
направлений или выбрать что-то одно в качестве единственной перспективы

Для вас повторяю ещё раз.

Низкие тяги у ионников не потому, что больше сделать нельзя, а потому что пока невыгодно делать больше.

Если вы серьёзно возьмётесь за проработку такого буксира, то окажется, что и в случае ЯРД, оптимальный вариант окажется в области низких тяг. Потому что НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ реактор - штука тяжёлая. Любой реактор.
Чё-то я опять не понял?
РД типа Нервы (в т.ч. и отечественный) испытывались и показывали достаточно высокую тягу одновременно с УИ
В каком смысле - "оптимальность"?
Может быть - в "ненужном" ( :wink:  :mrgreen:  - не необходимом, скажем :roll: ) для целого ряда конкретных практических задач?

Буксир на основе ЯРД выглядит (по крайней мере - "со стороны", конечно) как "почти готовый" - довести имеющиеся наработки,
доразработать водородные баки со сроком хранения в несколько суток (это, вроде бы, не фантастические требования),
плюс - системы автоматической стыковки - и всё такое прочее...
То есть, конкретно - работы (дорогостоящей, к тому же) полно, конечно, но она - конкретная работа, ее можно как-то планировать-финансировать, конкретно расчитывая "хоть что-то" в результате получить, когда-нибудь

А по "ЭРД с ЯРД" - ну увы, даже JIMO под вопросом, а разве его двигательная система годится к использованию в качестве какого-либо "буксира"? - в лучшем случае это не более, чем прототип, явно не та мощность - и все такое прочее
По такой системе возможно проводить пока "только технические исследования", а когда-то результат будет?
Не копать!