11К37

Автор Salo, 03.06.2010 16:40:12

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Большой

А во второй части авторские рисунки будут? :roll:
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Salo

ЦитироватьРанние варианты РН 11К37, изучавшиеся в рамках ЭП 1983-1985гг.(рис. из НК №11 2010 г., материалы КБЮ).
Слева направо:
- вариант пакетной компоновки (1983 г.)
- вариант тандемной компоновки с моноблочной 2-й ступенью (1985 г.)
- вариант тандемной компоновки с полиблочной 2-й ступенью (1985 г.)

Жалко нет варианта от 78 года для сравнения.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитироватьА во второй части авторские рисунки будут? :roll:

Вовсех частях будет графика от КБЮ.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьЖалко нет варианта от 78 года для сравнения.

Можно представить себе, как он выглядел. На 1-й странице темы имеются "исходные данные" :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

Наглядности не хватает.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bart Hendrickx

Дмиртий, поздравляю вас и Игорем Афанасьевым с публикацией весьма интересного материрала в последнем номере НК.

Возникло у меня два вопроса :

ЦитироватьВ соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 февраля 1976 г. N° 132-51, первую ступень Зенита предполагалось уницфицировать с боковым блоком сверхтяжелого носителя 11К25 многоразовой транспортно-космической системы (МТКС) Буран.

Текст этого постановления был опубликован несколько лет назад в фотоальбоме "Многоразовая космическая система Энергия-Буран", в нем Зенит вообще не упоминается. Вы не имеете в виду другое постановление (может быть, выпущенное в тот же самый день, только с другим номером) или постановление по Зениту от 17 марта 1976 г.?

В полученных вами от КБ Южное материалиах не упоминается постановление правительства от 25 декабря 1984 г.? Судя по мемуарам Губанова, этим постановлением был установлен срок выпуска эскизных проектов ряда перспективных тяжелых носителей, включая и 11К37.

Дмитрий В.

ЦитироватьДмиртий, поздравляю вас и Игорем Афанасьевым с публикацией весьма интересного материрала в последнем номере НК.

Возникло у меня два вопроса :

ЦитироватьВ соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 февраля 1976 г. N° 132-151, первую ступень Зенита предполагалось уницфицировать с боковым блоком сверхтяжелого носителя 11К25 многоразовой транспортно-космической системы (МТКС) Буран.

Текст этого постановления был опубликован несколько лет назад в фотоальбоме "Многоразовая космическая система Энергия-Буран", в нем Зенит вообще не упоминается. Вы не имеете в виду другое постановление (может быть, выпущенное в тот же самый день, только с другим номером) или постановление по Зениту от 17 марта 1976 г.?

В полученных вами от КБ Южное материалиах не упоминается постановление правительства от 25 декабря 1984 г.? Судя по мемуарам Губанова, этим постановлением был установлен срок выпуска эскизных проектов ряда перспективных тяжелых носителей, включая и 11К37.

С постановлениями вообще путаница. Например, в материалах КБЮ упомянуто Постановление ЦК КПСС и СМ СССР  № 135-55 от 17 февраля 1976 года (в один день с постановлением по Бурану) «Об основных направлениях развития вооружений и космической техники до 1985 г.», в соответствии с которым начались работы по 11К37.

Также упоминается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19.06.86г. (без указания номера).

Постановление от 25.12.1984 г. не упоминается.

Ссылка на постановление по Бурану - следствие этой запутанности. :cry:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Liss

В тему...



Источник: http://www.mapsssr.ru/korol.html
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Bell

А следующие страницы есть?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Liss

ЦитироватьНапример, в материалах КБЮ упомянцуто Постановление ЦК КПСС и СМ СССР имело № 135-55 от 17 февраля 1976 года (в один день с постановлением по Бурану) «Об основных направлениях развития вооружений и космической техники до 1985 г.», в соответствии с которым начались работы по 11К37.

В тему:

ЦитироватьПостановление № 135-55 Совета Министров СССР о создании турбореактивного двухконтурного двигателя НК-88 (9500 кгс), работающего на жидком водороде, для экспериментального самолета Ту-155.

Источник: http://sntk-odk.ru/history/1966-1985.html
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьНапример, в материалах КБЮ упомянцуто Постановление ЦК КПСС и СМ СССР имело № 135-55 от 17 февраля 1976 года (в один день с постановлением по Бурану) «Об основных направлениях развития вооружений и космической техники до 1985 г.», в соответствии с которым начались работы по 11К37.

В тему:

ЦитироватьПостановление № 135-55 Совета Министров СССР о создании турбореактивного двухконтурного двигателя НК-88 (9500 кгс), работающего на жидком водороде, для экспериментального самолета Ту-155.

Источник: http://sntk-odk.ru/history/1966-1985.html

Изначально, в материалах КБЮ упоминалось Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 3135/55 от 17.02.76г.». На мой вопрос, не является ли это ошибкой было сказано, что да, опечатка. И приведен новый номер Постановления 135-55 :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Liss

ЦитироватьДмиртий, поздравляю вас и Игорем Афанасьевым с публикацией весьма интересного материрала в последнем номере НК.

К счастью, 11-й номер не был последним :-)
В 12-й прошло еще две полосы. Публикация затягивается, но это наша вечная беда -- катастрофически не хватает страниц.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Bart Hendrickx

ЦитироватьС постановлениями вообще путаница. Например, в материалах КБЮ упомянуто Постановление ЦК КПСС и СМ СССР  № 135-55 от 17 февраля 1976 года (в один день с постановлением по Бурану) «Об основных направлениях развития вооружений и космической техники до 1985 г.», в соответствии с которым начались работы по 11К37.

Часто бывало, что в один и тот же день выходили постановления по смежным темам.

Кстати, еще в 1976 г. вышло постановление "Об исследовании возможности создания оружия для ведения боевых действий в космосе и из космоса", в соответствии с которым развернулись работы по созданию боевых космических станций (Скиф, Каскад и т.п.). Насколько я знаю, дата выхода этого постановления неизвестна, но не исключено, что и оно вышло 17 февраля 1976 г. (т.к. создание Бурана и космического оружия было тесно взаимосвязано), хотя доказательств тому нет.

Bart Hendrickx

На базе двух источников («Избранные работы Глушко» том 3 и «Опережая время» (книга И. Евтеева о проектах Челомея)) попробую хоть частично реконструировать предысторию 11К37.

Кажется, что работы по созданию РН с грузоподъемностью около 30 т формально начались в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 17 мая 1974 г. по тяжелым носителям, пилотируемым кораблям и станциям.  К началу ноября 1974 г. Минобщемаш, Минобороны и Академия Наук СССР в соответствии с этим постановлением разработали комплексную ракетно-космическую программу (НПО Энергия – головной исполнитель по программе в целом), которая включала и разработку РН РЛА-120 с максимальной грузоподъемностью 28-30 т на северо-восточную орбиту и 24-25 т на синхронно-солнечную орбиту.   Она представляла собой модульную двухступенчатую РН с первой ступенью из двух спасаемых блоков А РН 11К77 и кислородно-водородной второй ступенью «с использованием двигателей, применяющихся в разгонных ракетных блоках». На РЛА-120 планировалось применить и доработанный Блок-ДМ для вывода на орбиту геостационарных спутников.

2 января 1975 г. Минобороны сообщило о заинтересованности в создании РЛА-120 для запуска на синхронно-солнечные орбиты полезной нагрузки весом около 25 тонн, а при использовании разгонных блоков – нескольких тонн на геостационарную орбиту. Однако 29 июля 1975 г. Научно-технический совет Минобщемаша решил отказаться от создания РЛА-120 и отдать приоритет челомеевскому проекту УР-500МК, который предусматривал создание двух экологически чистых ракет с двигателями НК-33 и НК-43 : четырехблочную  11К98 (11 т на орбиту 200 км/51.6°, 15 т на ССО) и семиблочную 11К99 (30-31,5 т на орбиту 200 км/51.6°, 25,5-26,8 т на ССО).  Они были прямыми конкурентами 11К77 и РЛА-120.  Как пишет Евтеев, ЦКБМ Челомея начало создание этих ракет «по поручению МО ССР и МОМ (Приказ МОМ СССР N°153 от 29.04.1975), а также в соответствии с ТТТ МО СССР к ракетам-носителям тяжелого класса».      

18 августа 1975 г. Глушко отправляет письмо министру Афанасьеву, в котором перечисляет главные недостатки 11К99 по сравнению с РЛА-120 :

- большое число блоков (семь вместо трех на РЛА-120)
- разные диаметры центрального и боковых блоков, что усложняет их производство
- неспасаемые блоки первой ступени
- ракетные блоки не связаны с программой МТКС  

В конце концов, с выходом (двух?) постановлений от 17.02.1976 Глушко одержал победу над Челомеем , добившись создания МКС «Буран» и унифицированного ряда носителей, включая и  11К37 (по сути дела, дальнейшее развитие РЛА-120).

Как пишет Евтеев :

ЦитироватьРаботы по созданию [11К99 и 11К98] в середине семидесятых годов были прекращены из-за предложения НПО Энергия целого ряда РН, в котором предусматривалась ракеты-носители подобных классов (РН Зенит и 11К37).

Генеральный конструктор ЖРД В.П. Глушко, ссылаясь на предлагаемый ряд РН (Зенит, 11К37 и т.д.) убедил головные институты отралси и Правительство, что нет необходимости вести
разработку параллельных на разных этапах РН фирмы В.Н. Челомея, как-то по РН 11К98, 11К99, УР-530 и даже модификации РН Протон.

K этому следует добавить, что по данным самого Евтеева, разработка эскизного проекта УР-530 (грузоподъемность до 36 т) началась и завершилась в 1977 г., так что она создавалась одновременно с  11К37.

Salo

ЦитироватьНаучно-технический совет Минобщемаша решил отказаться от создания РЛА-120 и отдать приоритет челомеевскому проекту УР-500МК, который предусматривал создание двух экологически чистых ракет с двигателями НК-33 и НК-43 : четырехблочную  11К98 (11 т на орбиту 200 км/51.6°, 15 т на ССО) и семиблочную 11К99 (30-31,5 т на орбиту 200 км/51.6°, 25,5-26,8 т на ССО).  Они были прямыми конкурентами 11К77 и РЛА-120.  Как пишет Евтеев, ЦКБМ Челомея начало создание этих ракет «по поручению МО ССР и МОМ (Приказ МОМ СССР N°153 от 29.04.1975), а также в соответствии с ТТТ МО СССР к ракетам-носителям тяжелого класса».    
Видимо 21т?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Bart Hendrickx

Цитировать
ЦитироватьНаучно-технический совет Минобщемаша решил отказаться от создания РЛА-120 и отдать приоритет челомеевскому проекту УР-500МК, который предусматривал создание двух экологически чистых ракет с двигателями НК-33 и НК-43 : четырехблочную  11К98 (11 т на орбиту 200 км/51.6°, 15 т на ССО) и семиблочную 11К99 (30-31,5 т на орбиту 200 км/51.6°, 25,5-26,8 т на ССО).  Они были прямыми конкурентами 11К77 и РЛА-120.  Как пишет Евтеев, ЦКБМ Челомея начало создание этих ракет «по поручению МО ССР и МОМ (Приказ МОМ СССР N°153 от 29.04.1975), а также в соответствии с ТТТ МО СССР к ракетам-носителям тяжелого класса».    
Видимо 21т?

Наоборот : до 15 т на орбиту 200 км/51.6°, 11-12,5 т на орбиту 200 км/97°.

Дмитрий В.

#56
[quote:6432961277="Bart Hendrickx"]На базе двух источников («Избранные работы Глушко» том 3 и «Опережая время» (книга И. Евтеева о проектах Челомея)) попробую хоть частично реконструировать предысторию 11К37.

Кажется, что работы по созданию РН с грузоподъемностью около 30 т формально начались в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 17 мая 1974 г. по тяжелым носителям, пилотируемым кораблям и станциям. К началу ноября 1974 г. Минобщемаш, Минобороны и Академия Наук СССР в соответствии с этим постановлением разработали комплексную ракетно-космическую программу (НПО Энергия – головной исполнитель по программе в целом), которая включала и разработку РН РЛА-120 с максимальной грузоподъемностью 28-30 т на северо-восточную орбиту и 24-25 т на синхронно-солнечную орбиту. Она представляла собой модульную двухступенчатую РН с первой ступенью из двух спасаемых блоков А РН 11К77 и кислородно-водородной второй ступенью «с использованием двигателей, применяющихся в разгонных ракетных блоках». На РЛА-120 планировалось применить и доработанный Блок-ДМ для вывода на орбиту геостационарных спутников.

2 января 1975 г. Минобороны сообщило о заинтересованности в создании РЛА-120 для запуска на синхронно-солнечные орбиты полезной нагрузки весом около 25 тонн, а при использовании разгонных блоков – нескольких тонн на геостационарную орбиту. Однако 29 июля 1975 г. Научно-технический совет Минобщемаша решил отказаться от создания РЛА-120 и отдать приоритет челомеевскому проекту УР-500МК, который предусматривал создание двух экологически чистых ракет с двигателями НК-33 и НК-43 : четырехблочную 11К98 (11 т на орбиту 200 км/51.6°, 15 т на ССО) и семиблочную 11К99 (30-31,5 т на орбиту 200 км/51.6°, 25,5-26,8 т на ССО). Они были прямыми конкурентами 11К77 и РЛА-120. Как пишет Евтеев, ЦКБМ Челомея начало создание этих ракет «по поручению МО ССР и МОМ (Приказ МОМ СССР N°153 от 29.04.1975), а также в соответствии с ТТТ МО СССР к ракетам-носителям тяжелого класса».

18 августа 1975 г. Глушко отправляет письмо министру Афанасьеву, в котором перечисляет главные недостатки 11К99 по сравнению с РЛА-120 :

- большое число блоков (семь вместо трех на РЛА-120)
- разные диаметры центрального и боковых блоков, что усложняет их производство
- неспасаемые блоки первой ступени
- ракетные блоки не связаны с программой МТКС

В конце концов, с выходом (двух?) постановлений от 17.02.1976 Глушко одержал победу над Челомеем , добившись создания МКС «Буран» и унифицированного ряда носителей, включая и 11К37 (по сути дела, дальнейшее развитие РЛА-120).

Как пишет Евтеев :

[quote:6432961277]Работы по созданию [11К99 и 11К98] в середине семидесятых годов были прекращены из-за предложения НПО Энергия целого ряда РН, в котором предусматривалась ракеты-носители подобных классов (РН Зенит и 11К37).

Генеральный конструктор ЖРД В.П. Глушко, ссылаясь на предлагаемый ряд РН (Зенит, 11К37 и т.д.) убедил головные институты отралси и Правительство, что нет необходимости вести
разработку параллельных на разных этапах РН фирмы В.Н. Челомея, как-то по РН 11К98, 11К99, УР-530 и даже модификации РН Протон.[/quote:6432961277]

K этому следует добавить, что по данным самого Евтеева, разработка эскизного проекта УР-530 (грузоподъемность до 36 т) началась и завершилась в 1977 г., так что она создавалась одновременно с 11К37.[/quote:6432961277]

Предыстория 11К37, имхо, сильно напоминает конкурс в рамках темы "Подъем". Думаю, ноги 37-й машины растут именно оттуда. Если в 1976 г. уже было соответствующее Постановление и появилось техническое предложение, то вероятно предварительные проработки велись в 1972-75 гг. параллельно с развитием проекта "Зенита".

А вот с РЛА-120 все гораздо интереснее. В 1974 г. это был чисто керосиновый моноблочный тандем 30-тонного класса. Двухблочный пакет с водородным ЦБ - это уже ближе к РЛА-125 ("Гроза" ;)  или "Энергия-М" (ближе по параметрам, а не по срокам, конечно). Любопытно упоминание водородных ЖРД, используемых на РБ. В то время, по-моему, это мог быть только 11Д57.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Schwalbe

Еще любопытнее поверх водородной ступени с "двигателями для РБ" видеть не водородный РБ, а блок Д.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Дмитрий В.

ЦитироватьЕще любопытнее поверх водородной ступени с "двигателями для РБ" видеть не водородный РБ, а блок Д.

Это как раз понятно: блок Д уже был. Точно также первым этапом для Энергии-М рассматривался блок ДМ и только потом что-то водородное.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Bart Hendrickx

ЦитироватьПредыстория 11К37, имхо, смильно напоминает конкурс в рамках темы "Подъем". Думаю, ного 37-й машины растут именно оттуда. Если в 1976 г. уже было соответствующее Постановление и появилось техническое предложение, то вероятно предварительные проработки велись в 1972-75 гг. параллельно с развитием проекта "Зенита".

А вот с РЛА-120 все гораздо интереснее. В 1974 г. это был чисто керосиновый моноблочный тандем 30-тонного класса. Двухблочный пакет с водородным ЦБ - это уже ближе к РЛА-125 ("Гроза") или "Энергия-М" (ближе по параметрам, а  нга по срокам, конечно). Любопытно упоминаниеводородных ЖРД используемых на РБ. В то время, по-моему, это мог быть только 11Д57.


Возможно, конкурс Подъем в свою очередь был основан на НИР «Поиск», проведенных в 50 ЦНИИ КС  в 1973 г. (см. книгу «Военно-космические силы» том 1).  Вполне возможно, что у КБ Южное уже до 1976 г. был свой вариант тяжелого носителя, только он, видимо,  тогда еще не рассматривался как серьезный кандидат.  Судя по опубликованным документам,  «борьба» шла в основном между РЛА-120 и 11К99.

Глушко действительно упоминает 11Д57М  как один из двигателей, предназчаненных для семейства РЛА. Кажется, что семейство РЛА претерпело несколько изменений в течение 1974-75 гг. по мере усовершенствования  кислородно-керосиновых двигателей НПО Энергомаш и с принятием решения о создании мощного кислородно-водородного двигателя к концу 1974 г.

Что конкретно касается РЛА-120, то Глушко не уточняет его компоновку, т.е. не говорит о центральном блоке. Не возможна ли тандемная компоновка со второй ступенью над двумя блоками первой ступени или это технически нереально? По всей видимости, вторая ступень РЛА-120 не была унифицирована со второй ступенью сверхтяжелых ракет семейства РЛА. Кроме того, 11Д57М не был предназначен для зажигания на земле. Правда, получилась бы довольно высокая ракета, тем более с дополнительным Блоком-ДМ.