А.И.Полярный и его роль в ракетной технике

Автор Salo, 08.07.2010 20:39:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.astronaut.ru/bookcase/books/salah04/text/09.htm
ЦитироватьГирдовцы тяжело переживали потерю своего научного руководителя, старшего товарища. Постановлением ЦС Осоавиахима от 13 мая 1933 года ГИРД было присвоено имя Ф.А. Цандера, в Кисловодске на его могиле был установлен памятник.
«Благодаря его работам, — писал С. П. Королев, —. за последние 10 лет были созданы прототипы первых советских ракетных двигателей. Ф.А. Цандер умер... но сумел создать дружный коллектив работников, своих учеников и последователей».
Этот коллектив продолжил дело, начатое Ф.А. Цандером. 13 марта, когда ученый уже лежал на больнич-ной койке, его ученики провели первое огневое испытание двигателя ОР-2, закончившееся неудачей из-за неполадок в системе подачи топлива.
В ходе следующих двух запусков наблюдался неустойчивый режим работы, приводивший к прогарам и механическим разрушениям камеры. Наибольшая длительность работы этого двигателя была зафиксирована при четвертом его испытании, состоявшемся 28 апреля 1933 года. Он развил тягу 392 ньютона в течение 35 секунд при давлении в камере 0,3—0,8 мегапаскаля.
Эти опыты показали, что на пути создания ЖРД стоят серьезные трудности, главные среди которых состояли в неустойчивом режиме горения и в сложности охлаждения стенок камеры. Пытаясь решить эти проблемы, последователи Ф.А. Цандера заменили бензин и жидкий кислород на топливо: спирт и жидкий кислород; отказались от водяного охлаждения сопла, заменив его охлаждением газообразным кислородом (то есть вся камера охлаждалась только кислородом), стенки камеры они стали облицовывать различными огнеупорными материалами.
Не все эти нововведения были целесообразны. Однако в конечном итоге этот двигатель, получивший индекс «02», стабильно работал без разрушений в течение примерно 40—50 секунд. Для того времени это был большой успех. Р. Годдард, например, о такой длительности работы своих двигателей не мог даже и мечтать вплоть До конца 30-х годов. В 1936 году двигатель 02 проходил летные испытания в составе ракеты «216» конструкции С.П. Королева. В одном из опытов она поднялась по наклонной траектории на высоту около 500 метров.
Последователи Ф.А. Цандера закончили работу и по созданию ракеты «ГИРД-Х». С использованием двигателя ОР-1 были проведены опыты по подаче металлического порошка в камеру, показавшие, что решение, этой проблемы потребует больших затрат времени и сил. В результате было решено делать ракету только на жидком топливе. С этой целью был разработан и построен двигатель «010», имевший три варианта (двигатель на металлическом горючем в ГИРДе называли первым вариантом, двигатели на жидком топливе соответственно вторым, третьим и четвертым вариантами).
Второй вариант был разработан в июне-июле 1933 года учениками Ф.А. Цандера. Его камера сгораний имела грушевидную форму и была изготовлена из нержавеющей стали. В передней ее части располагалась камера смешения, служившая для предварительного смешения компонентов топлива перед подачей их в камеру. Конструкторы предполагали таким путем обеспечить необходимую устойчивость процесса горения топлива, в качестве которого использовался бензин и жидкий кислород. Камера была окружена кожухом, обеспечивавшим зазор охлаждающего тракта, равный 3 миллиметрам, По этому тракту от сопла к головке протекал жидкий кислород для охлаждения камеры. Тяга двигателя должна была составлять 640 ньютонов при времени непрерывной работы 20—30 секунд.
В первой декаде августа 1933 года состоялось его первое огневое испытание. За 45 секунд работы стенка камеры раскалилась докрасна, и из нее полетели искры, да 63-й секунде она прогорела. Результаты этого опыта по тем временам были удовлетворительными — желаемые 20—30 секунд работы удалось значительно перекрыть.
В том же месяце был изготовлен третий вариант этого двигателя, не имевший особых отличий от предыдущего. В ходе испытаний прогар стенки наступал через 22 секунды при давлении в, камере, составлявшем 0,153 мегапаскаля.



Рис. 9. Схема камеры четвертого варианта двигателя 010

В сентябре-октябре был создан четвертый вариант двигателя (рис. 9), на котором появились некоторые нововведения. Вместо бензина стал использоваться 75%-ный водный раствор спирта, жидкий кислород дополнительно вводился в охлаждающий тракт в конце (от сопла) камеры сгорания. Последнее решение было нецелесообразным, так как уменьшало интенсивность охлаждения сопла. Кроме того, использование в качестве ^хладагента водного раствора спирта было бы более эффективным по сравнению с жидким кислородом. В процессе работы над двигателем, дополнительный ввод кислорода в охлаждающий тракт камеры был ликвидирован, и она стала охлаждаться кислородом, вводившимся в этот тракт только со стороны сопла. Этот вариант двигателя был признан наиболее удовлетворительным. Его тяга составляла, 690—735 ньютонов: при давлении в камере 1 мегапаскаль и времени непрерывной работы свыше 20 секунд. Этот ЖРД и был установлен на ракете «ГИРД-Х».
Ракета имела пять отсеков, В головной ее части (первый отсек) размещался парашют с выбрасывающим устройством; второй отсек занимал бак с жидким кислородом; третий — баллон со сжатым воздухом, служившим для наддува баков, и пусковая арматура; в четвертом отсеке размещался бак с горючим и, наконец, в пятом отсеке был смонтирован двигатель. Стартовая масса ракеты составляла 29,5 килограмма, из которых 8,3 килограмма приходилось на топливо, 2 килограмма— на полезную нагрузку.
После смерти Ф.А. Цандера руководителем первой бригады ГИРД стал Л.К. Корнеев. Большой вклад в работу по ракете «ГИРД-Х» внёс А. И. Полярный.
Запуск ракеты состоялся 25 ноября 1933 года. В подготовительных работах принимали участие Л.С. Душкин, Л.Н. Колбасина, Л.К Корнеев, А.И. Полярный, К.К. Федоров. Двигатель запустился благополучно, и ракета, медленно сойдя с направляющих, стала подниматься вертикально вверх. На высоте 75—80 метров из-за возникших повреждений в креплении двигателя она изменила направление полета и упала в 150 метрах от места старта. Это был запуск первой советской ракеты, работавшей на жидких компонентах топлива и нашедшей свое развитие в созданных в Дальнейшем более совершенных ракетах.
http://www.astronaut.ru/bookcase/books/salah04/text/10.htm
ЦитироватьДаже если бы Ф.А. Цандер ограничился только теоретическими работами, то и тогда его вклад в ракетно-космическую науку и технику был бы огромен. Однако не менее важны и значимы его практические работы по реактивным и ракетным двигателям, а также по первой советской ракете «ГИРД-Х», использовавшей только жидкие компоненты топлива. Созданный ученым первый реактивный двигатель ОР-1 открыл путь к организации у нас в стране Группы изучения реактивного движения (ГИРД), ставшей «кузницей» кадров советских ракетчиков. После смерти ученого его ученики и последователи создали ряд конструкций спирто-кислородных ракетных двигателей и ракет на этом топливе.
В апреле 1936 года успешно стартовала ракета «Авиавнито» с двигателем 12к, разработанная под руководством одного из учеников Ф.А. Цандера (Л.С. Душкина). В 1935 году у нас в стране было организовано КБ-7, в котором работали и некоторые бывшие гирдовцы: Л.Н. Корнеев (руководитель КБ), А.И. Полярный и другие. Работы этого КБ начались с использования опыта проектирования двигателей и ракет, накопленного в первой бригаде ГИРД, возглавляемой Ф.А. Цандером. В конце 30-х годов проходили летные испытания спирто-кислородные ракеты Р-03, Р-03–02, Р-06, разработанные коллективом КБ-7, проводились работы по созданию ракеты Р-05.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.airforce.ru/history/chronology/1935.htm
Цитировать8 августа 1935 приказом Зам. Наркома обороны и начальник вооружений РККА М.Н.Тухачевского на основе двух групп специалистов, работающих над ЖРД, было организовано КБ-7. Создали испытательную станцию со стендом для огневых испытаний. Нач. КБ-7 Л.К.Корнеев, зам. нач. и ГИ - А.И.Полярный. Разработали 40 ЖРД, работающих на жидком кислороде и спирте и 7 вариантов КРД и 20 прошли огневые испытания. Также разработали 12 вариантов жидкостных баллистических ракет. Ракеты Р-03, Р-03/с, Р-06/г, и АНИР-5 были изготовлены небольшими сериями и прошли летные испытания (1232)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Ветров "Королёв и его дело"

ДОКЛАД НА ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ НТС НИИ-88 ПО ЭСКИЗНОМУ ПРОЕКТУ РАКЕТЫ Р-3 [1949 г.]
ЦитироватьПервый советский реактивный снаряд на твердом топливе разработан проф. Тихомировым, Артемьевым, Петропавловским и др. в 1926-1927 гг.

Первые жидкостные реактивные двигатели разработаны инж. Цандером, Глушко, Полярным в 1929-1932 гг.
ЦитироватьПленарное заседание НТС состоялось 7 декабря 1949 г. С докладами по проекту ракеты Р-3 выступили: С.П. Королев, В.П. Глушко, А.И. Полярный, Б.Н. Коноплев. Рецензенты проекта: А.А. Космодемьянский, Х.А. Рахматуллин, Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов.

Из рецензии А.А. Космодемьянского: "В сущности говоря, обсуждение представленного проекта есть обсуждение дальнейших путей развития ракетной техники у нас в стране".

Из рецензии Ю.А. Победоносцева: "Многие разделы этого проекта носят характер монографий, трудов, двигающих науку в данной области вперед, на более высокую ступень развития".

Из рецензии М.К. Тихонравова: «Нельзя рассматривать такой проект, как проект Р-3, вне перспектив дальнейшего развития ракетной техники. Последние же нельзя рассматривать вне работ К.Э. Циолковского, завещавшего свои труды нашей партии и правительству. От Циолковского мы получили богатейшее наследство. Наше дело, дело его учеников и последователей, развить и осуществить его идеи и предложения. По увеличению дальности полета ракет Циолковским сделано гениальное предложение, касающееся составных ракет по схеме, которую мы назвали "пакетом"».

При обсуждении проекта ракеты Р-3 наметились осложнения по двум вопросам, которые в дальнейшем переросли в масштабные проблемы, повлиявшие на развитие космонавтики у нас в стране.

Первый из таких вопросов — организация работ по мощным ЖРД. Для ракеты Р-3 предусматривалась разработка двух вариантов двигателя — В.П. Глушко и А.И. Полярного. По проекту В.П. Глушко отзыв А.М. Исаева был негативным: "(...) В результате получалась конструкция, которую вопреки уверениям авторов невозможно признать технологичной и удобной для серийного производства. К недостаткам проекта следует отнести слабое аналитическое обоснование многих параметров двигателя. Известно, как сильно влияет на точность стрельбы разброс импульса двигателя от момента дачи команды на выключение. В то же время в двигателе не сделано ничего для уменьшения этого разброса".

Пленум НТС принял такое решение относительно двигателя В.П. Глушко, завизированное С.П. Королевым: "Указать главному конструктору Глушко на необходимость выполнения при разработке технического проекта двигателя РД-110 технического задания НИИ-88".

Решающими в этой ситуации оказались соображения, которые С.П. Королев изложил в ответе на вопрос А.Г. Мрыкина, какой из двух двигателей — В.П. Глушко или А.И. Полярного — С.П. Королев предпочитает: "Вы задаете мне очень трудный вопрос. Согласно постановлению правительства, этот проект выполняли две организации. Я должен сказать, что у нас (в проекте ракеты) везде фигурирует двигатель ОКБ-456 и этому были причины, известные Вам: колоссальный опыт ОКБ-456, а также то, что мы с т. Глушко работаем не один десяток лет вместе. Оба проекта рассматривались на секции, были приняты определенные решения, а дальше — воля начальства. Я только могу сказать, что А.И. Полярный, являющийся одним из старейших двигателистов, не имеет базы для работы, а ЦИАМ по своему профилю не желает этот двигатель строить. Мне кажется, что в решении сегодняшнего пленума было бы целесообразным отметить желательное осуществление обоих двигателей. Все наши работы и расчеты мы сделали под двигатель В.П. Глушко".

Таким образом, основной причиной, определившей выбор двигателя для ракеты Р-3, стало наличие экспериментальной базы у В.П. Глушко и отсутствие таковой у его оппонента по разработке.


Второй вопрос — жидкий кислород как окислитель в ракетных топливах. Особое значение имело выступление А.Г. Мрыкина, которое послужило как бы сигналом к многолетней дискуссии, разделившей ракетчиков на два лагеря — сторонников и противников жидкого кислорода: "Я должен заявить, что с точки зрения ГАУ жидкий кислород для ракеты Р-3 нас совершенно не устраивает. Мы настойчиво будем просить автора проекта двигательной установки заменить жидкий кислород на другой окислитель".

По проекту ракеты Р-3 пленум НТО принял решения, которые СП. Королев привел в публикуемом ниже документе.

Сведения о последующих этапах работ над проектом ракет Р-3 даны в Приложении 1.

ПРОЕКТ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ НА ИМЯ Н.А. БУЛГАНИНА [1949 г.]
ЦитироватьПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Считать законченными работы по разработке эскизного проекта ракеты Р-3, двигателей РД-110 и Д-2 и системы управления в комплексе.

2. Разрешить министерствам, участвовавшим в работах по ракете Р-3, приступить к разработке технических проектов по соответствующим разделам и проведению необходимых экспериментальных работ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/125/13.shtml
ЦитироватьВ апреле 1950 года проектные и конструкторские отделы НИИ-88, работавшие на тематику Королева, были объединены в Опытное конструкторское бюро №1 — ОКБ-1 НИИ-88. С.П.Королев был назначен его начальником и главным конструктором, заместителем директора НИИ-88. Заместителями начальника и главного конструктора ОКБ-1 были назначены В.П.Мишин и В.С.Будник. Тогда же на работу в ОКБ-1 получил назначение авиаконструктор М.К.Янгель, вскоре также ставший заместителем Королева. Коллектив НИИ-88 в 1950 г. возглавил крупный организатор промышленности К.Н.Руднев.

НИР по теме Н-1 предусматривала решение основных проблем, связанных с созданием РДД с дальностью 3000 км, которые появились при разработке эскизного проекта ракеты Р-3. Задача пятикратного по сравнению столько что достигнутой на Р-2 увеличения дальности полета поставила перед конструкторами Р-3 проблемы, которые не решались еще никем в мире. Труднейшей оставалась основная ракетная проблема — разгон полезного груза до требуемой скорости: боевой части Р-3 требовалось сообщить кинетическую энергию в 30 раз больше, чем у Р-1. При этом ее скорость входа в атмосферу составляла 4500 м/с, что вызывало нагрев конструкции выше 1500°С. Резко возрастали требования к точности полета. Сложнейшими были и проблемы создания кислородно-керосиновых ЖРД с тягой 120 т, разработка которых была параллельно поручена двум коллективам: ОКБ-456 (главный конструктор В.П.Глушко) и НИИ-1 МАП (главный конструктор А. И. Полярный).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://p-h-langer.livejournal.com/61874.html
ЦитироватьКБ-7 РНИИ

Создано в 1935г. на базе бригады ЖРД ГИРДа. Работы по жидкостным ракетам.

Построена испытательная станция, в состав которой вошли: башня для огневых испытаний, пультовая, помещение для сборки ракет, электротехническая и керамическая лаборатории.

Начальник (1935г.)- Л.К. Корнеев.
Зам. начальника (08.1935г.-)- А.И. Полярный.

Создано: ракеты: Р-03, Р-06 (1936г.), АНИР-5, Р-07, ЭНИР-7, Р-05, Р-10 (1939г.); порохо-жидкостный двигатель М-17, М-29е для Р-05.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/izist/obl.html
ЦитироватьВ сентябре 1967 г. в Белграде состоялся Первый международный симпозиум по истории астронавтики и ракетной техники, в работе которого приняли участие свыше 50 ученых из Советского Союза, США, ФРГ, Англии, Франции, Чехословакии, Аргентины и других стран. Симпозиум, проходивший в рамках XVIII Международного астронавтического конгресса, был организован и подготовлен Комитетом по истории астронавтики и ракетной техники Международной астронавтической академии совместно с Международным союзом истории и философии науки. Он положил начало систематическим научным встречам ученых разных стран, занимающихся разработкой истории этих отраслей науки и техники.
   На симпозиуме были заслушаны доклады таких известных ученых, как Ю. А. Победоносцев, А. И. Полярный, М. К. Тихонравов. Е. С. Щетинков (СССР), Л. Крокко, Ф. Дж. Малина, Г. Э. Пендрей, Р. К. Труэкс, Э. А. Штейнхоф (США), О. Лутц, Г. Оберт (ФРГ), X. Е. Росс (Англия), Л. Дамблан (Франция) о развитии ракетной техники и астронавтики в СССР, Германии, США, Англии, Франции и Италии до начала второй мировой войны.
Доклад  Полярного:
 
А. И. Полярный. О НЕКОТОРЫХ РАБОТАХ ПО РАКЕТНОЙ ТЕХНИКЕ В СССР В ПЕРИОД 1931-1938 гг.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pavel

Цитировать«Комсомольская правда» 30.10.1935


МОДЕЛЬ РАКЕТЫ


Изучение стратосферы производится с помощью стратостатов, высотных самолетов, шаров-зондов. Мысль ученых давно работает над задачей использования в этой области ракеты. При Центральном совете Осоавиахима продолжительный срок существует стратосферный комитет со специальной реактивной группой, занимающейся вопросами создания ракет. Комитетом проведены большие научно-исследовательские наблюдения. Они позволили перейти к практическим работам.

Построен макет ракеты конструкции тов. Полярного. На стенде ведутся научно-исследовательские изыскания и работы по созданию ракеты, работающей на жидком топливе. По мысли конструктора тов. Полярного, будущая ракета должна подняться на 5-6 километров. В головной ее части расположатся приборы с автоматической записью показателей. Испытания модели ракеты конструктора тов. Полярного будут произведены в ближайшем будущем.

Pavel

ЦитироватьВ короткие сроки эта организация была оснащена совершенной по тому времени экспериментальной базой. Было спроектировано несколько ракет на спирто-кислородных ЖРД конструкции А. И. Полярного. Однако в 1939 г. КБ-7 было расформировано, так как посчитали, что его деятельность не привела к ожидаемым результатам (все оборудование КБ-7 было передано в РНИИ).

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/znan/1987/10/10-u-istokov.html

Pavel

Занятная ракета для 37 года

ЦитироватьРакета Р-05. Задание на эту ракету было составлено по инициативе О. Ю. Шмидта и исходило от Геофизического института Академии наук СССР. Высота подъема ракеты должна была равняться 50 км. Ракетой с такой высотой подъема интересовался также Институт технической физики (Ленинград) с целью изучения с ее помощью космического излучения.

Задание на эту ракету, известную под индексом Р-05, было принято КБ-7, и к концу 1937 г. был разработан проект ракеты А. И. Полярным совместно с П. И. Ивановым. Ракета имела две пороховые разгонные камеры.

Летом 1938 г. П. И. Иванов вел специальную работу по стабилизации ракет при помощи гироскопа, помещенного внутри ракеты и жестко связанного с ее корпусом. Были изготовлены шесть моделей. Это были небольшие ракеты на жидком топливе, состоящем из этилового спирта и жидкого кислорода. Модель с гироскопом весила 12 кг. Ракеты летали и показали удовлетворительные результаты.

В 1937 г. для ракеты Р-05 отрабатывался пороховой аккумулятор давления. Следует отметить, что было осуществлено применение порохового аккумулятора давления для наддува топливных дюралевых баков.

Для установки на ракету предназначался двигатель конструкции Ф. Л. Якайтиса, работавший на жидком кислороде и 96%-ном этиловом спирте. Сам двигатель так же, как и система подачи топлива, был отработан в 1938 г. Двигатель имел следующие параметры: тяга 185 кг при удельной тяге 210 сек, время работы 25 сек.

В том же году была построена и сама ракета. Начальный вес ее с пороховыми разгонными камерами составлял 60,5 кг, диаметр 200 мм. Время работы разгонной камеры 2,58 сек. Средняя тяга одной такой камеры 200 кг. Объем бака для жидкого кислорода 20,5 л, заполнение его 85%; объем спиртового бака 13 л, заполнение 91%. Давление в баках при подаче — 25

Salo

http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/iz-istorii79/tihonr.html
ЦитироватьРакета А. И. Полярного. Эта ракета была построена группой энтузиастов, интересовавшихся ракетной техникой и объединившихся в специальную группу при Осоавиахиме в Москве. Конструктором этой ракеты и ее двигателя был А. И. Полярный, который с осени 1934 г. начал работать при Осоавиахиме. Ввиду ограниченности отпущенных средств Полярный спроектировал сравнительно простую метеорологическую ракету (рис. 4).

К весне 1935 г. ракета с двигателем была построена, и в начале лета того же года в Нахабино под Москвой состоялся ее пробный пуск, окончившийся, однако, неудачно. Ракета с работающим двигателем заклинилась в пусковом станке и проработала положенное время до полного израсходования всего топлива. Заклинивание ракеты произошло из-за того, что специальный ключ, открывающий топливные краны, своевременно после срабатывания не был снят.


Рис. 4.

Двигатель ракеты работал на спирте и жидком кислороде и развивал тягу около 100 кг. Подача жидкого кислорода осуществлялась давлением его собственных паров так же, как в ракете 09. Спирт подавался под давлением, заранее созданном в баке.

Впоследствии ракета была передана в конструкторское бюро № 7 (КБ-7), организованное во второй половине 1935 г. (куда перешел работать А. И. Полярный). Она получила название Р-06, была модернизирована и неоднократно совершала полеты, однако целевое назначение ее было уже изменено.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pavel

Ага!!!




ЯКАЙТИС Феликс Людвигович (1907-1980),  не много, не мало, основатель "ракетной" кафедры в военмехе.

Несколько воспоминаний


ЦитироватьРуководителем проекта был известный ученый Ф.Л. Якайтис, работающий в то время в НИИ-400 над созданием подобного торпедного реактивного двигателя.

К сожалению, после защиты моего дипломного проекта он мне сообщил, что в дальнейшем в НИИ-400 он работать не сможет.

Известно, что с 1951 года и до своей кончины (в 70-х годах) Феликс Людвигович заведовал кафедрой в Военно-механическом институте и внес свой вклад в развитие Советского ракетостроения.
....

До разработки торпеды ТАН-53 В.А. Калитаев, вместе с Ф.Л. Якайтисом, вел разработку реактивных торпед с ЖРД (с жидкостным реактивным двигателем).

Помню, как в процессе дипломного проектирования, по совету своего руководителя Феликса Людвиговича Якайтиса, я в одном из технических журналов ознакомился со статьей о дисперсии газов в процессе их сгорания в ЖРД.

Именно В.А. Калитаев в процессе проектирования показал необходимость учета этого явления.
....

В музее "Газодинамическая лаборатория", расположенном на территории Петропавловской крепости, демонстрируется реактивный двигатель, как указано, созданный в НИМТИ, но, как я понимаю, Ф.Л. Якайтис, В.А. Калитаев и другие сотрудники НИИ-400 к этому делу тоже приложили руки.

http://torpeda-idetbezkrena.narod.ru/obstoiatelstva.50_54.htm

Конец оффтопика  :D

Salo

Цитироватьhttp://vlbulat.narod.ru/aught/chron/hr1933_1939.doc
Цитировать1935 год

11 апреля – в СССР вблизи Москвы состоялся запуск жидкостной ракеты Р-06 КБ-7, разработанной А.И.Полярным на основе метеорологической ракеты.

13 ноября - В «Правде» опубликована статья о работе А.И.Полярного над жидкостными ракетами.

1936 год

6 апреля – в СССР состоялся старт ракеты АвиаВНИТО А.И.Полярного со спирто-кислородным ЖРД-12к.
http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/izist/tih.html
ЦитироватьПроектирование ракеты 05 началось после ракет 07 и 09. Эта ракета была рассчитана под двигатель ОРМ-50 конструкции ГДЛ, работавший на азотной кислоте и керосине. Изготовление ракеты 05 было окончено в 1933 г., в период организации РНИИ. В РНИИ на базе ракеты 05 при материальной поддержке АВИАВНИТО была создана стратосферная ракета «АВИАВНИТО» (рис. 6). Для ракеты был использован двигатель 12к с тягой 300 кг, керамический, работавший на жидком кислороде и 96-процентном спирте; продолжительность его работы составляла 60 сек. У ракеты 05 плоские стабилизаторы были, однако, заменены стабилизаторами с профилированными пустотелыми лопастями. Ракета имела начальный вес 100 кг, на которых 32 кг приходилось на топливо. Указанный выше двигатель давал удельную тягу 205—207 кг·сек/кг. Вес всей установки двигателя был 15 кг. По расчету, ракета должна была подняться на высоту 10 800 м. В головке ракеты помещался парашют. На ракете был установлен прибор для замера высоты подъема. Этот прибор по типу барографа разработал С. А. Пивоваров. В работах по ракете принимал участие Л. С. Душкин.

Первый пуск ракеты «АВИАВНИТО» был осуществлен 6 апреля 1936 г. «Правда» опубликовала корреспонденцию, рассказывающую об этом пуске,—«Ракета идет в воздух». Газета поместила также фотографию ракеты в пусковом станке. Вот как корреспондент этой газеты описывал полет ракеты: «Механик включил рубильник электрического запала. Серый дымок испаряющегося топлива. Искра. И вдруг у подножия ракеты показался ослепительно желтый язык пламени. Ракета медленно пошла вверх по направляющим штангам станка, выскользнула из его стальных объятий и устремилась ввысь. Полет представлял необычно эффектное и красивое зрелище. Из сопла мотора вылетало пламя, истечение газов сопровождалось густым низким звуком. После подъема на небольшую высоту в ракете раскрылся белый купол парашюта, и она плавно опустилась на снежное поле» («Правда», 9 апреля 1936 г. )

Для последующих пусков была сделана деревянная мачта высотой 48 м с направляющей планкой, которую охватывали держатели—лапки ракеты. Планкой служил рельс от узкоколейки. Эта мачта была использована в качестве пускового станка.

15 августа 1937 г. был произведен успешный пуск ракеты «АВИАВНИТО» на высоту около 3000 м. При падении раскрылся парашют, но произошел обрыв его крепления. Ракета разбилась.


Рис. 6. Ракета «АВИАВНИТО»

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
3. Ракета «АВИАВНИТО». Расчеты, фотоснимки (1935—1936 гг.). Архив АН СССР, разр. 4, он. 14, д. 57.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.astronaut.ru/bookcase/books/salah05/text/08.htm
ЦитироватьГоворя о работах по созданию ЖРД со стационарным охлаждением, следует хотя бы коротко остановиться на деятельности КБ-7, организованного в 1935 г. В 1938 г. в этой организации был разработан ряд спиртокислородных ЖРД. С точки зрения применявшейся системы охлаждения их можно разделить на две группы: М-17 и М-17а имели керамическую облицовку камеры сгорания и сопла; М-17б, М-17в, М-17г, М-17д, М-17е, М-29, М-29а, М-296, М-29в, М-29г состояли из керамической камеры сгорания и металлического сопла, охлаждаемого спиртом через оребренный (или гладкий) охлаждающий тракт [60, л. 17].
В КБ-7 большое внимание уделялось совершенствованию огнеупорных материалов, качество которых удалось несколько повысить. 8 работе [60, л. 28—29] приводятся сведения о том, что в КБ-7 (по-видимому, совместно со специалистами Харьковского института огнеупоров) была изготовлена керамика из химически чистой окиси магния с длительным ее обжигом по специальной программе. У сопел, облицованных этим материалом, диаметр критического сечения сопла увеличивался всего на 0,5—1,5 мм за 60—70 с работы двигателя.


Рис. 31. Один из вариантов двигателя М-29

Так как работы КБ-7 по своей тематике дублировали работы РНИИ, в 1939 г. оно было расформировано, а его материальная база была передана в этот институт. На основе ЖРД М-29 в РНИИ под руководством Л.С. Душкина был создан двигатель М-29с, который имел цилиндрическую камеру сгорания, облицованную огнеупорным материалом, и цельнометаллическое сопло, охлаждаемое спиртом через оребренный охлаждающий тракт (рис. 31). При испытаниях этот ЖРД развивал тягу свыше 145 кгс (1,42 кН), имел удельный импульс 228 с (2240 м/с) при давлении в камере около 17 кгс/см2 (1,74 МПа) и работал непрерывно около 70 с [60, с. 31]. Однако в связи с тем, что в РНИИ в то время были созданы более перспективные двигатели, этот ЖРД не получил своего дальнейшего развития.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Судя по всему в 1950 году работы по ЖРД забрали из НИИ-1 МАП в НИИ-88. Туда перешёл Исаев. А Мельников и Полярный остались.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pavel

А Полярный до Белграда все-таки не доехал

Цитировать«Наука – это то, где можно измерить», - говорил великий Фарадэй. А.И.Полярный именно этим всю жизнь и занимался, не оформляя патентов на изобретения, не получив научного звания, несмотря на ходатайства видных ученых и космонавтов, не сумев принять приглашение выступить на международном симпозиуме по космонавтике в Югославии (был беспартийным) и не получив диплома члена-корреспондента Международной Академии Астронавтики, приславшей приглашение.



http://www.ihst.ru/~akm/30t1.htm



ЦитироватьНаучная концепция А.И.Полярного энергообеспечения бортовых научных исследований на межпланетном корабле с термоядерным ракетным двигателем

М.И.Киселев (МГТУ)

 

В конце 50-х - начале 60-х гг. А.И.Полярный рассмотрел возможность использования МГД-генераторов в качестве энергетического блока – источника электрической энергии на борту межпланетного космического корабля.

При этом МГД-генератор, включенный непосредственно в газодинамический тракт двигателя, отбирая только малую часть (не более 5%) развиваемой термоядерным источником мощности, не снижает существенно тяговооруженность двигателя.

Наиболее целесообразно установить МГД-генератор в дозвуковой области течения, так как при этом поток газа ускоряется. Снимаемая в МГД-ступени электрическая энергия используется для осуществления и поддержания термоядерной реакции, а также для энергообеспечения научных исследований, выполняемых в межпланетном пространстве лабораторией космического корабля.

Известно, что информационная эффективность научной лаборатории и уровень максимальной точности измерений определяются уровнем ее энергетического обеспечения. Поскольку электрическая мощность, выделяемая бортовой научной лаборатории, может достигать 1-2 % от общей мощности термоядерного ракетного двигателя, перед ней открываются принципиально новые перспективы научных исследований в пределах Солнечной системы.

http://www.ihst.ru/~akm/sec4(2001).htm

Может его среди создателей ЭРД поискать?

Pavel

ЦитироватьРАБОТЫ А.И. ПОЛЯРНОГО ПО СОЗДАНИЮ ИМПУЛЬСНЫХ МГД-ГЕНЕРАТОРОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО УСКОРЕНИЯ МАСС

(К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

 

М.И.Киселев (МГТУ)

 

Принципиальные ограничения эффективности традиционных способов и конструктивных схем применения источников химической энергии (включая и кумулятивные) для разгона или метания масс заставили искать подходы к решению этой проблемы с использованием достижений электродинамики и электротехники, обеспечивающих накопление, концентрацию и перераспределение энергии.

Логика научных исследований и конструкторско-технологических изысканий привела А.И.Полярного к концепции сильноточного импульсного жидкометаллического МГД-генератора – энергетического источника, предназначенного для электродинамического ускорения и метания масс.

Электродинамический разгон привлекал А.И.Полярного, в частности, и потому, что при этом открывается возможность равномерного распределения ускоряющих усилий по объему разгоняемого тела и избежать тем самым возникновения в нем разрушающих внутренних механических напряжений.

Источник энергии представлял собой МГД-генератор, через сужающийся рабочий канал которого вытесняется с помощью порохового аккумулятора давления эвтектика щелочных металлов. Для повышения величины результирующей э.д.с. низковольтных, но сильноточных импульсов, были созданы системы, содержащие связки из нескольких электрически соединенных последовательно синхронно включенных генераторов. Одновременно были спроектированы, изготовлены и испытаны разгонный блок (рельсовая схема), модели ускоряемых тел, а также приборный регистрирующий комплекс.

Испытания системы показали ее эффективность.

http://www.ihst.ru/~akm/section4(2002).htm

Salo

http://webburo2008.narod.ru/doc2.html
ЦитироватьПоиски. Еще в январе 1934 года общественный актив ракетчиков Центрального совета Осоавиахима выбрал двадцатилетнего Меркулова руководителем Реактивной секции. Ее члены активно пропагандировали не только проблемы межпланетных сообщений, но и создание реактивной авиации, открывавшей широкие горизонты в борьбе за высоту и скорость полета. Меркулов выступает с многочисленными лекциями, а также статьями на эту тему. Организуя работу секции, он налаживает переписку с К. Э. Циолковским, которая продолжалась полтора года до самой кончины  ученого. Как ценная память остались двенадцать писем. К тому времени у Меркулова созрело твердое решение: «Чтобы успешно создавать новые двигатели, надо учиться!» Он поступает на механико-математический факультет государственного университета. Именно школа мехмата МГУ помогла ему, несмотря на большую исследовательско-конструкторскую деятельность, написать впоследствии 97 научных работ. И это не считая 120 научно-популярных статей и девяти брошюр. В течение почти трех лет у Меркулова один и тот же маршрут, один и тот же распорядок дня. Утром — Моховая, университет. Потом Кудринская площадь, Планетарий. Здесь в Реактивной секции Стратосферного комитета в трех бригадах велась энергичная работа. В первой бригаде А.И. Полярного проектировали и строили жидкостную ракету Р-1 (затем получившую название «Осоавиахим») для исследований стратосферы. Во второй бригаде совместно с А. Ф. Нистратовым Меркулов создает ракету ТР-2 на трехкомпонентном топливе. И, наконец, в третьей бригаде, которую он возглавлял сам, проводились теоретические исследования прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Это был поистине титанический труд. Меркулов делает один расчет, другой, третий. Увы, во всех вариантах тяга оказывалась мала. Увеличение же ее катастрофически повышало размеры двигателя и, соответственно, его лобовое сопротивление... Получался заколдованный круг. Многие ученые уже высказывали опасения, что создать прямоточный двигатель, способный развивать требуемую тягу, не удастся. Заслуга Меркулова в том и состоит (и поэтому ему удалось войти в историю техники), что мнение авторитетов не испугало его. Сдайся он сейчас — возможно, что ничего значительного им бы и не было создано, и не состоялся бы он как инженер-исследователь, конструктор... Наконец, спустя три года теоретические поиски Меркулова увенчались успехом. Он приходит к парадоксальному выводу. Если пойти на заведомую потерю небольшой части КПД термодинамического цикла, то можно значительно выиграть на размерах поперечного сечения двигателя. Меркулов определяет необходимые параметры, при которых двигатель способен обеспечить тягу больше собственного сопротивления и может перемещать летательный аппарат.
Первый прямоточный на ракете. Вскоре Меркулов с членами своей бригады для испытанияя прямоточного двигателя разработол проект одноступенчатой ракеты с комбинированным воздушно-реактивным двигателем, в камеру которого помещался пороховой заряд для первоначального разгона ракеты. Сначала этот двигатель должен был работать как пороховой, а после выгорания пороха - как прямоточный. Идею Меркулова поддержал ряд видных ученых. Они дали положительное заключение на проект ракеты и двигателя. Ближайший ученик и продолжатель работ Н. Е. Жу ковского профессор В. П. Ветчинкин в отзыве писал: «Принципиальная сторона вопроса... проработана очень хорошо... автор получает возможность осуществить перевес силы тяги над лобовым сопротивлением». Пока в Управлении военных изобретений рассматривался вопрос об испытаниях ракеты с прямоточным двигателем (а рассматривался он почти год), Меркулов с товарищами разработал новую конструкцию. На «совете главных конструкторов» они решили, что проще сделать ракету с двумя самостоятельными двигателями (пороховым и прямоточным), работающими независимо один от другого, чем с одним комбинированным. Так они пришли к мысли спроектировать двухступенчатую ракету.Первая ступень предназначалась для разгона, то есть для получения необходимого встречного воздушного потока, а вторая — для отработки прямоточного двигателя. Вскоре такая ракета была создана. Официальные испытания состоялись вечером 19 мая 1939 года на подмосковном аэродроме Осоавиахима близ станции Планерная. Как только стемнело, Меркулов замкнул электрическую цепь. Раздался сильный, подобно выстрелу, звук включившегося порохового ракетного двигателя, и ракета стремительно взлетела. Она поднялась на высоту более 1800 метров. Это была победа молодого исследователя-конструктора. Игорю Алексеевичу было тогда двадцать пять лет.Так как Меркулов работал на авиационном заводе, ему захотелось испытать такие двигатели на самолете. Это предложение встретило поддержку, и при отделе изобретений была организована специальная конструкторская группа под руководством Игоря Алексеевича.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#37
http://www.koltunov.ru/Literature/Stihi89-92_KVozrojdeniyuMira_Tom3.pdf
Цитировать
Фото 16.. В Домашнем Музее Пионеров ракетостроения и космонавтики одного из старейших деятелей – энтузиастов ракетной науки, техники и космонавтики (РКНТК) Бориса Ивановича Романенко, старейшего из ныне живущих (96 лет) участника Центральной Группы изучения реактивного движения (ЦГИРД), академика Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ) и ещё 4-х научных Академий , ветерана Завода им. С.А. Лавочкина, члена Бюро Группы Ветеранов (РКНТК), именем которого названа одна из малых планет Солнечной Системы.
В Музее демонстрируются среди других собранные Б.И Романенко, приведенные на снимке: скульптурные бюсты активных деятелей РКНТК– членов Бюро Группы ветеранов (РКНТК) при Академии наук России, слева направо: Матысика Евгения Марковича, Полярного Александра Ивановича, Меркулова Игоря Алексеевича, Евстратова Алексея Фёдоровича, Раушенбаха Бориса Викторовича, Романенко Бориса Ивановича.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Reader

ЦитироватьНаучная концепция А.И.Полярного энергообеспечения бортовых научных исследований на межпланетном корабле с термоядерным ракетным двигателем
М.И.Киселев (МГТУ)
Cпасибо Pavel, увидел рядом знакомые фамилии.
В 1985-ом году, кажется весною, товарищ с соседней кафедры МВТУ с восторгом рассказывал о встрече их студенчества с академиком (именно так он и говорил) Полярным. Я ещё подумал, какие у их "гуру" интересные фамилии - Полярный, Непобедимый...
А профессор Киселёв читал нам курс физики. Плюс коллоквиумы, зачёты, экзамены. "Может у кого-нибудь есть пожелания, замечания, исправления, дополнения?" - так он тогда завершал обычно свои лекции

Salo

Reader, а с какой кафедры был товарищ? Интересно чем Полярный занимался во второй половине жизни.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"