"Днепр" - 10 лет работы на мирный космос

Автор Salo, 18.10.2008 13:11:54

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Chilik

ЦитироватьТолько, инвентарный номер портит всё впечатление! :)
Да нет, вдохновляюще: атомная бомба №724573.  :shock:
Пусть боятся.

Saul

Да красиво!  Значит вариант, как в том анекдоте про незваного гостя, "Старости космонавтики"!
Личн. изобр. ректификация и др. http://inventions.at.ua/publ/

Dave Bowman

15 июня 2010 года в 17.42 по киевскому времени в рамках программы "Днепр" с пускового центра "Ясный" (Оренбургская область, Российская Федерация) состоялся успешный пуск ракеты-носителя "Днепр", которая вывела на солнечно-синхронную орбиту космические аппараты: "Prіsma" Шведской космической корпорации (SSC) - демонстрация технологий, связанных с наведением, навигацией, управлением и маневрированием в составе спутниковой группировки; "Pіcard" Французского космического агентства (CNES) - мониторинг характеристик Солнца, с целью оценки влияния колебаний солнечной активности на климат Земли и расширения знаний о физике Солнца. Кроме того, проведены первые летные испытания отечественного блока перспективной авионики (БПА) для системы управления РН "Циклон-4" и перспективных ракет-носителей.
http://www.nkau.gov.ua/nsau/newsnsau.nsf/mainsubjectsR/3D8FEE31D212FFD6C2257743005533DB?openDocument&Lang=R

Theoristos

Цитировать"Pіcard" Французского космического агентства (CNES) - мониторинг характеристик Солнца, с целью оценки влияния колебаний солнечной активности на климат Земли и расширения знаний о физике Солнца.

Сколько мозгоедства с ним было, уфф. Вроде бы всё удачно.

Iva

ЦитироватьСколько мозгоедства с ним было, уфф. Вроде бы всё удачно.
А нельзя ли чуть подробнее про это, для "повышения общей образованности".

Theoristos

ЦитироватьА нельзя ли чуть подробнее про это, для "повышения общей образованности".

"Днепр" отделяет КА по тянущей схеме, при  работающих двигателях КГЧ. После отделения КА попадают зону струй двигателей. При несимметричном аппарате, например с несимметрично выступающими частями, его может заметно закрутить этим газовым потоком.
Пикард в этом отношении было нечто выдающееся. Но вроде результат даже лучше, чем ожидали.

Iva

Theoristos
Спасибо!
Слава богу, что всё прошло штатно!
Поздравляю всех "мучеников" с успехом! :)

Dave Bowman

Ракета-носитель "Днепр" вывела на орбиту немецкий спутник TanDEM-X

21 июня 2010 года в 5 часов 14 минут по киевскому времени с космодрома Байконур проведен пуск ракеты-носителя (РН) «Днепр», которая вывела на круговую околоземную орбиту космический аппарат TanDEM-X массой 1344 кг.
http://www.nkau.gov.ua/gateway/news.nsf/NewsTodayR/4FE157FA6D8F3596C2257749002A22A8!open

AK222

Цитировать
ЦитироватьА нельзя ли чуть подробнее про это, для "повышения общей образованности".

"Днепр" отделяет КА по тянущей схеме, при  работающих двигателях КГЧ. После отделения КА попадают зону струй двигателей. При несимметричном аппарате, например с несимметрично выступающими частями, его может заметно закрутить этим газовым потоком.
Пикард в этом отношении было нечто выдающееся. Но вроде результат даже лучше, чем ожидали.

Почему Вы относите двигатель к КГЧ? Двигатель  на третьей ступени.
А третья ступень не меняется. Цитата с сайта НКАО "На ракеты, снятые с боевого дежурства в Российской Федерации, в соответствии с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, вместо боевой части устанавливается новая космическая головная часть со спутниками."

Salo

Двигатель на блоке разведения. :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

PIN

Блок разведения стал называться 3й ступенью, вот и все.

Salo

С тем же успехом Theoristos имеет право называть его, блок разведения, частью КГЧ.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

бобры

Цитировать
Цитировать"Днепр" отделяет КА по тянущей схеме, при  работающих двигателях КГЧ.
Почему Вы относите двигатель к КГЧ?
Такая фраза действительно некорректная. На КГЧ нет никакого двигателя (и тем более - двигателей). Двигатель есть на разгонной ступени. А разгонная ступень не является частью КГЧ. Они сами по себе. Т.е. на орбиту летит "Разгонная ступень с КГЧ". Поэтому лучше сказать "при работающей двигательной установке разгонной ступени". Вот  :D

Iva

Ребяты!
Не в названии соль!
Это, ведь, не протокол для судебного заседания!
Мне важно было понять суть проблемы. А как сказать правильно: двигатели КГЧ или "автобуса" не столь важно! :)

SpaceR

ЦитироватьТакая фраза действительно некорректная. На КГЧ нет никакого двигателя (и тем более - двигателей). Двигатель есть на разгонной ступени. А разгонная ступень не является частью КГЧ. Они сами по себе. Т.е. на орбиту летит "Разгонная ступень с КГЧ". Поэтому лучше сказать "при работающей двигательной установке разгонной ступени". Вот
Если уж копать вглубь, то стоит вспомнить, что изначально в изделии, летающем сейчас под именем "Днепр", сей девайс назывался разгонно-разводящей ступенью (РРС). И даже сейчас, с мирными КА, ей время от времени приходится заниматься не только разгоном, но и разведением.

А вообще я согласен с тем, что суть процессов во сто крат ценнее, чем дебри терминологии.

бобры

ЦитироватьА вообще я согласен с тем, что суть процессов во сто крат ценнее, чем дебри терминологии.
Для форума, в принципе, да. Но если написать подобную фразу в  официальном документе, который уходит за бугор, можно получить очень большой геморрой на свою... кхм, голову :D Со временем такая педантичность уже входит в привычку :)

Iva

Цитироватьизначально в изделии, летающем сейчас под именем "Днепр", сей девайс назывался разгонно-разводящей ступенью (РРС). И даже сейчас, с мирными КА, ей время от времени приходится заниматься не только разгоном, но и разведением.
РСС - все точки над "и" поставлены!  Теперь всё по протоколу, всё по науке! :)

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Salo

Генеральный директор "Космотраса" Владимир Андреев: "Главное преимущество программы "Днепр" - это наличие готовых ракет"
ЦитироватьБолее десяти лет компания "Космотрас" предоставляет пусковые услуги на запуски на околоземную орбиту спутников различных стран мира с помощью конверсионной ракеты-носителя "Днепр", созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 (по западной классификации "Сатана", SS-18 ). О планах компании, ближайших пусках и преимуществах ракеты "Днепр" рассказал "Интерфаксу-АВН" генеральный директор Международной космической компании "Космотрас" Владимир АНДРЕЕВ.

      - Владимир Алексеевич, как создавался "Космотрас" и что он представляет собой сегодня?

      - Как вы, наверняка знаете, компания "Космотрас" создана по решению космических агентств России и Украины для управления программой "Днепр". Предшествовала этому событию разработка эскизного проекта космического носителя на базе ракеты РС-20. В той работе мне довелось участвовать. Проект был защищен в 1996 году и получил поддержку тогдашних руководителей российского и украинского космических агентств Юрия Николаевича Коптева и Александра Алексеевича Негоды. Тогда же руководитель российского космического агентства предложил создать новую международную компанию для управления данной программой по аналогии с Sea Launch, Starsem и Eurockot, которые являются международными компаниями и управляют российскими пусковыми услугами. В нашем случае, это российско-украинская компания. Отличие от других в том, что в нас никто не инвестировал. Мы себе финансовые составляющие создавали сами своей работой уже в программе "Днепр".

      Сегодня в "Космотрасе" работает около двухсот классных специалистов. Кроме московского офиса, у компании есть филиал в Киеве. Наши представители работают также в Днепропетровске, Харькове. Работают филиалы на пусковых базах в Оренбургской области и на Байконуре.

      В Оренбургской области в позиционном районе Домбаровской ракетной дивизии недалеко от города Ясный мы фактически построили космическую базу. Это городок, где есть две гостиницы международного класса, столовые, офисно-административное здание с международной связью. А еще база "Ясный" - это монтажно-испытательный корпус, в котором мы принимаем космические аппараты и где созданы условия для работы представителям иностранных заказчиков, а также большая охраняемая территория. Вообще, весь комплекс "Ясный", спроектированный по техническому заданию "Космотраса" головным проектным институтом Роскосмоса - "Ипромашпром", вобрал в себя весь лучший опыт создания космодромов и по оценке наших зарубежных заказчиков, таких как Bigelow Aerospace, CNES, EADS Astrium, соответствует всем требованиям, предъявляемым к таким высокотехнологичным объектам. Среди наших сотрудников в Ясном, кстати, много бывших военных ракетчиков.

      В целом, что касается кадров, бывшие военные составляют более половины наших сотрудников. И молодежь у нас есть. Средний возраст персонала базы "Ясный" - меньше 40 лет. В московском офисе 15-20 процентов работников - моложе 30 лет. Молодые специалисты есть в связи, службе маркетинга. Есть молодые инженеры в структурах по сопровождению контрактов и даже на уровне заместителей руководителей пусковых программ.

      - На чем сосредоточены основные усилия коллектива "Космотраса"?

      - Главная функция - управление программой "Днепр". Мы занимаемся маркетингом, заключаем договоры с промышленными предприятиями России и Украины на доработку межконтинентальных баллистических ракет РС-20 для возможности их пусков в космических целях. Кроме того, "Космотрас" вместе с военными отвечает за наземную инфраструктуру. Без участия промышленности ракета не пускается, шахта не восстанавливается и наземное оборудование не эксплуатируется. Поэтому все, что делает промышленность, осуществляется по договорам с "Космотрасом". Наша компания управляет всеми промышленными процессами, которые в конечном итоге приводят к пуску. При этом, безусловно, главную роль в подготовке и проведении пуска на пусковой базе "Ясный" выполняют военные. Они и производят пуск. Аналогично на космодроме Байконур эту роль выполняют расчеты Роскосмоса. Все это на основании договоров с "Космотрасом".

      "Космотрас" отвечает за реализацию обязательств перед иностранными заказчиками. Контракт, как правило, предполагает набор из полутора - двух десятков услуг, связанных с пуском. Директором пусковой программы является ответственный сотрудник "Космотраса". Он, в частности, организует технические совещания в России, на Украине, в странах заказчиков, а также в Ясном или на Байконуре. Мы заказываем промышленности средства интеграции спутника с ракетой, доставляем их на свои пусковые базы, организуем сборку, принимаем иностранные самолеты, оказываем таможенное сопровождение иностранных грузов, организуем их транспортную доставку от аэропорта до объекта. Словом, задач хватает.

      Особенно усложняется работа, когда надо выводить на орбиту спутники заказчиков из разных стран. Кластерные пуски отличаются тем, что надо связать интересы разных заказчиков, создать между ними и кооперацией промышленности своего рода интерфейс. Это сложно, потому что аппараты выполнены по разным технологиям, имеют особенности в подготовке к пуску. Среди специалистов - представители различных культур, традиций, даже со своими особенностями в питании. Но, несмотря на это, мы пока еще не имели ни от кого замечаний, ни по технике нашего комплекса, ни по организации питания, уровню сервиса, качеству связи, транспортному обеспечению.

      - Мы говорим о работе с предприятиями по договорам. Что это за предприятия?

      Это ведущие компании Украины и России, участвовавшие в создании комплексов с межконтинентальной баллистической ракетой РС-20: Конструкторское бюро "Южное" и Производственное объединение "Южный машиностроительный завод", Научно-производственное предприятие "Хартрон-Аркос", Конструкторское бюро специального машиностроения, Конструкторское бюро "Импульс" и другие.

      - Сколько еще пусков ракет-носителей "Днепр" планируется выполнить до конца года и каковы ближайшие планы компании?

      - В этом году мы осуществили три пуска: один в апреле с Байконура и два в июне - с Ясного и Байконура. Предстоит выполнить еще два пуска. В плане на 2010-й год было шесть пусков, но один из них по просьбе заказчика перенесен на следующий год.

      Оставшиеся два - это пуск по российскому государственному заказу, который мы, надеюсь, выполним в четвертом квартале, вопрос об его окончательном сроке связан с принятием решений в нашей стране; второй - кластерный запуск восьми спутников, намеченный также на четвертый квартал. Основной из них - украинский аппарат дистанционного зондирования Земли "Сiч-2". Кроме него будут запущены украинский блок перспективной авионики БПА-2, нигерийские спутники NigeriaSat-X и NigeriaSat-2, турецкий спутник Rasat, два космических аппарата AprizeSat-5 и AprizeSat-6 американской компании SpaceQuest и маленький студенческий спутник EduSat Римского университета.

      Что касается дальнейших планов, то в 2011 году мы намечаем провести три пуска с базы "Ясный". Может быть, сведем их к двум - путем совмещения. Первый - это перешедший с 2010 года запуск большого южнокорейского спутника KOMPSat-5. Пока он в плане первого полугодия, примерно в июне, но все зависит от заказчика.

      Кроме того, в конце 2011 года у нас запланирован кластерный запуск по контракту с Южной Кореей. Он вступил в силу и предполагает запуск аппарата STSAT-3 Корейского института аэрокосмических исследований. Мы имеем еще несколько месяцев в запасе, чтобы "добрать" к нему еще ряд малых космических аппаратов.

      Помимо этого, правительством России нам рекомендовано, а мы воспринимаем это как обязанность, запустить в 2011 году спутник "Михайло Ломоносов". У нас уже есть контакты с Московским государственным университетом и Всероссийским научно-исследовательским институтом электромеханики, который должен делать этот спутник. Юбилей Михаила Васильевича Ломоносова будет отмечаться в ноябре 2011 года, и чтобы запустить аппарат до ноября надо иметь его хотя бы в сентябре.

      - Сколько шахтных пусковых установок на Байконуре и в Оренбургской области в распоряжении "Космотраса"? Как часто могут стартовать ваши ракеты?

      - На Байконуре в исправном состоянии находится одна шахта на 109-й площадке. Кроме нее, есть еще три шахтных пусковых установки, но ими никто с начала 90-х годов прошлого века не пользовался. Они находятся в неисправном состоянии и их вряд ли можно восстановить. В Домбаровской дивизии нам выделено три шахтных пусковых установки. Из двух мы уже пускали ракеты по разным направлениям, готовы пользоваться и третьей шахтой. Это не мешает основным задачам ракетной дивизии РВСН, то есть они ей сегодня для других целей не нужны.

      В этом году мы побили рекорд в нашей пусковой системе по наименьшему промежутку между пусками. Две ракеты "Днепр" стартовали в течение шести суток: одна с Ясного 15 июня, вторая - с Байконура 21 июня. Значит, на двух полигонах могут одновременно работать две команды. При этом промышленность России и Украины должна трудиться и там, и там. И мы еще раз подтвердили, что можем работать параллельно. На самом деле, мы можем в Ясном реализовать два пуска в недельный срок, имея в своем распоряжении две шахты, монтажно-испытательный корпус при соответствующей инфраструктуре ракетной дивизии РВСН.

      Кстати, в предыдущем году мы осуществили схему, при которой головная часть из украинских компонентов была собрана и испытана в Ясном и потом оттуда отправлена на Байконур. А ракета шла туда отдельно.

      По договоренности с Роскосмосом "Ясный" является перспективной базой для программы "Днепр". Руководитель Роскосмоса Анатолий Николаевич Перминов поддерживает идеологию сокращения "днепровских" пусков с Байконура.

      В целом, в год можно осуществить пять-шесть пусков, но сегодня такой необходимости нет. 2010-й год необычен в этом плане. В среднем надо делать три пуска в год. Мы можем делать больше, но если это будет системно. Сейчас у нас есть потенциальный системный заказчик, который просит проводить по возможности больше пусков. Системность предполагает наличие задела доработанных ракет и изготовленных головных частей.

      Есть еще проблема отношений с Минобороны. Нужно, чтобы наши нагрузки вмещались в нормальную плановую работу подразделений Минобороны. Надо уважать интересы Минобороны и понимать, что у него есть основные функции. Надо это все сочетать. По большому счету, речь идет о принятии решения на государственном уровне, чтобы не часть ракет РС-20, а все ракеты тяжелого типа, выводимые из эксплуатации, ликвидировались пусками с попутным выведением в космос полезных грузов. Технических проблем в этом нет. Военное ведомство должно знать, что ему за всю дополнительную работу будет оплачено.

      - Для июньского запуска из Ясного было получено разовое разрешение от Казахстана на использование его территории в качестве полей падения первой ступени "Днепра". Есть ли планы подписать долгосрочное межправительственное соглашение с Казахстаном по этому вопросу?

      - Чтобы пускать ракеты "Днепр" из Оренбургской области в южном направлении, с выведением аппаратов на солнечно-синхронные орбиты, надо пользоваться полями падения в Казахстане или Узбекистане. Узбекистан пока официально отказал в использовании своей территории, хотя это решение было бы наиболее рациональным для наших полетов. С Казахстаном прогрессивно ведутся переговоры об узаконивании межправительственным соглашением эксплуатации полей падения в Мангистауской области. Мы уже дважды, в октябре 2008 года и июне 2010 года, летали над Казахстаном по разовым договоренностям, которые были достигнуты на очень высоком уровне. Естественно, они не могут быть системными - нельзя постоянно вовлекать в это высшие лица обоих государств.

      Поэтому разработано долговременное соглашение. С российской стороны оно утверждено правительством, имеется разрешение для Минобороны РФ о его подписании. А с казахстанской стороны работа еще ведется. Но я надеюсь, что она завершится успешно. Мы бы хотели, чтобы документ был подписан к пуску четвертого квартала 2010 года. Возможность такая есть, но многое зависит от казахстанских коллег. При этом Казахстан имеет свой интерес в части партнерства в "Космотрасе".

      - Испытывает ли "Космотрас" такие же трудности с полями падения в Туркменистане при пусках ракет "Днепр" с Байконура в юго-западном направлении?

      - С Туркменией пока продолжают реализовываться отношения, которые были достигнуты уже давно. Договора подписываются на каждый год. Сегодня проблем с их продлением нет. Поэтому мы поддерживаем в жизнеспособном состоянии систему отношений с Туркменией: выполняем ее требования по экологическому обеспечению и мониторингу полей падения после пусков, а также по оплате их использования. Есть идеи развить наши отношения.

      - Сколько еще ракет РС-20 можно модернизировать в космические ракеты-носители "Днепр" и на какой срок хватит этого количества?

      - Напомню, что оставшиеся ракеты относятся к двум модификациям - РС-20Б и РС-20В. Мы сейчас пускаем со спутниками ракеты РС-20Б. Но уже недалек тот период, когда нужно начинать пускать РС-20В. Ракет РС-20Б осталось 18 штук, две из них уйдут на разборку для продления сроков обеспечения пусков. Я рассчитываю, что РС-20Б будут летать не менее чем до 2014 года включительно. А за это время будут проведены все необходимые работы по подготовке к пускам ракет РС-20В. Эти работы уже начались, но они требуют материальных затрат.

      Надеюсь, что будут приняты необходимые решения, которые подтверждали бы намерение нашего государства все ракеты РС-20В по мере их вывода из эксплуатации использовать для запусков спутников. Если они будут приняты, тогда можно говорить, что программа "Днепр" обеспечена ракетами не менее чем до 2027 года.

      Можно пустить еще около 70 ракет. Сейчас мы ведем работы по оценке рыночной стоимости программы "Днепр" и делаем упор на то, что все ракеты можно пустить. А пускать наши ракеты завтра будет еще более выгодно, чем вчера, потому что вчера мы имели маленькие цены, выходили и выкарабкивались, а сегодня нам все верят.

      - Какова точность выведения на орбиту космических аппаратов ракетой "Днепр"? Довольны ли ваши заказчики?

      - Точности очень высокие. Например, в последнем пуске мы вывели французский спутник Picard (CNES) с отклонением всего в 64 метра по большой полуоси и 0,002 градуса по наклонению. Это поражает всех. Но в контрактах эти точности как обязательные мы не пишем, ограничиваемся более свободными допусками. Однако есть такие космические программы, в которых ученые хотели бы иметь такую точность как гарантию, потому что они благодаря этому экономят много топлива. К примеру, спутник может два-три года добавить к сроку своего существования за счет того, что он не будет тратить топливо на начальном этапе. Когда топливо удается сэкономить, ученые говорят нам спасибо. Сегодня это спасибо бесплатно для них, но завтра оно может стать платным, если мы будем это гарантировать.

      Здесь обязательно нужно отметить, что точность систематически повышается, благодаря талантливой и упорной работе в "Южном" и "Хартроне-Аркосе". Опыт работы наших харьковских коллег по совершенствованию систем управления тяжелыми ракетами в программе "Днепр" вообще уникален, перспективен и заслуживает особого внимания на Украине, в России и в мире.

      - Улучшилась российско-украинская кооперация по "Днепру" после прихода к власти в Киеве новой администрации?

      - Сегодняшняя ситуация очень благоприятна для программы "Днепр" и компании "Космотрас". Мы не имеем никаких проблем на Украине - ни политических, ни технических. У нас полное взаимопонимание с украинским космическим агентством, конструкторскими бюро и заводами. Мы имеем с ними споры об экономике, есть вопросы по ценообразованию с их стороны, но они имеются и в России. Однако мы ведем нормальные инженерные дискуссии о том, какова трудоемкость работы, и используем свой опыт для того, чтобы отстаивать свои интересы.

      Словом, сегодня политика не мешает нам работать. Наоборот, 30 апреля в Сочи главами правительств России и Украины был подписан протокол о сотрудничестве, в котором программа "Днепр" приводится в пример как успешная программа в сотрудничестве между двумя странами и рекомендуется реализовывать ее дальше на основе взаимных интересов.

      Однако есть таможенные проблемы. Таможенные отношения по доставке космических грузов нужно совершенствовать, точнее упрощать. Мы сейчас просим Роскосмос поддержать нас в этом. Ведь сейчас к космическим грузам относятся как к бананам, когда мы доставляем их, например, в "Ясный". Но, тем не менее, эти проблемы преодолимы.

      - Какова прибыль вашей компании была в прошлом году? Какие планы на 2010-й год?

      - Прибыль "Космотраса" невелика. Мы были очень сдержаны в политике цен на пуски, потому что не могли делать их высокими пока наша военная ракета, как космический носитель, не завоевала свой авторитет. Поэтому так случилось, что мы пускали "Днепр" дешевле "Рокота". Кроме того, мы тогда еще не прошли все этапы технических работ, которые потребовались на разных типах пусков, чтобы продемонстрировать заказчикам, что все это надежно. Поясню, у нас имеются разные типы головных частей, разные типы конфигураций, разные типы адаптации, разные пусковые базы и так далее.

      Сейчас же мы реализуем политику реальной цены, которую начали понимать наши заказчики. Она дает более высокую прибыль. За 2009-й год наша прибыль составила несколько миллионов рублей. Она небольшая, но могла быть больше, если бы мы не оплачивали сегодняшними пусками свои старые проблемы. У нас есть долги перед промышленностью, имеются нереализованные обязательства, которые вытекают из предыдущих дешевых пусков. Мы тратим на это много денег. Но дальше прибыль будет больше. Бюджетное финансирование впервые пришло в виде госзаказа, хотя он для нас не прибыльный.

      - Расскажите о преимуществах ракеты "Днепр" перед другими средствами выведения такого же класса?

      - Наша ракета обладает рядом уникальных возможностей, которые подарила нам судьба. Конструкторы, создававшие межконтинентальную баллистическую ракету РС-20, думали о том, что когда-либо эта военная ракета сможет использоваться в мирных целях. Схема полета и энергетические запасы ракеты открыли нам, и с каждым годом добавляют, новые преимущества. В этом году работы, выполненные "Южным", "Хартроном-Аркосом" и Конструкторским бюро химавтоматики существенно увеличили энергетические возможности ракеты, ничего кардинально в ней не переделывая. Только за счет изменения схемы полета и работы ее второй ступени. Это дало нам возможность принимать те заказы, которые раньше мы реализовывать не могли. Например, на орбите высотой 700 километров энергетика "Днепра" практически увеличилась в 1,5 раза. За счет оптимизации работы двигательной установки второй ступени ракета со стандартной космической головной частью при старте из Ясного может сейчас вывести на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 километров полезный груз массой до 1100 килограмм.

      Наши энергетические характеристики и характеристики по размещению полезного груза дают нам преимущества перед ракетой "Рокот". У нас всегда будут ценовые преимущества перед будущей европейской ракетой легкого класса Vega. Она никак не может быть дешевле нашей, так как эта сложная ракета делается с нуля. У нас появились конкуренты в США - ракета Falcon-1. Но главным преимуществом программы "Днепр" мы считаем наличие готовых ракет. И они будут планомерно, по объективно сложившемуся графику, выводиться Минобороны из эксплуатации. В отличие от конкурентов, по большому счету, нам не надо связываться ни с какими факторами производства и его материального обеспечения. Нужно тратиться только на доработку этих ракет, а это проще, чем делать новую. Кроме того, наличие готовых ракет дает нам возможность планировать программу "Днепр" на далекую перспективу, в том числе и на большое количество пусков.

      Что касается американской ракеты Falcon-1, то полагаю, что эйфория по поводу возможности ее дешевых пусков со временем пройдет как неоправданная. Я не верю, что в США можно сделать ракету класса нашей и пустить ее за 12 млн долларов. Это невозможно, цены выровняются. А когда это произойдет, у потенциального заказчика снова возникнет вопрос: идти на ракету, которая есть, или на ракету, которую ему обещают.

      Со следующего года в России заявлено начало пусков ракеты "Союз-2-1В", но я не думаю, что мы будем конкурировать.

      - В свое время был проект создания для ракеты "Днепр" автономного космического буксира. Каково состояние работ на сегодняшний день?

      - У нас есть хороший научно-технический задел по буксиру как в части работы со ступенью ракеты, так и по системе управления для буксира. Но мы приостановили эту работу, в частности, по причине того, что нашли другой способ совершенствования энергетики ракеты. Проект приостановлен, но не закрыт навсегда. Мы его делали с "Южным", "Хартроном-Аркосом" и рядом российских предприятий и вместе с ними распорядимся этой интеллектуальной собственностью. Работа не потеряна и не выброшена в корзину. Задел будет использоваться или в продолжение работы по буксиру, или по отдельным компонентам ракетной техники.

      Надо отметить, что космический буксир создавался не просто для решения энергетических задач, но и для выполнения межпланетных миссий. Это то, что мы никогда не сможем сделать при наличии только третьей ступени ракеты.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А почему не использовали базу в Ужуре? Там с выводом на ССО намного меньше проблем.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"