О роли товарища Душкина в истории космонавтики

Автор Pavel, 21.01.2004 20:18:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Pavel

Про карьеру после войны известно не так и много. Душкин  упоминается среди инженеров полетевших в Германию для разбора немецкого наследия . Интересно, он там с Королевым не встречался?  :)  Потом участвует в разработке движков для ракетных самолетов и ЗУР. Но играет в этом все меньшую и меньшую роль.


ЦитироватьВ 1944 году был образован НИИ-1 НКАП, в этом же году создано ОКБ-1 при НИИ-1 НКАП, которое возглавил Леонид Душкин. Ведутся разработки ЖРД для истребителей Е-55, МИГ-19 и ЯК-28В главных конструкторов Микояна и Яковлева. Наиболее отработанным двигателем этого периода был вспомогательный форсажный ЖРД С-155 для самолета Е-55. В 1947 году образовано самостоятельное ОКБ-1 МАП».

ЦитироватьОн находит поддержку и у заказчика — 4-го Главного управления Министерства обороны, его начальника Георгия Филипповича Байдукова. Разворачивается проектирование совершенно новой ракеты ЗУРДД - зенитной управляемой ракеты дальнего действия. У меня в тетради множатся варианты новых первой и второй ступеней ракеты, ее двигательных установок. Челомей налаживает контакты с Душкиным Л. С., предлагающим новый ракетно-прямоточный двигатель, с Бондарюком М. М. с его традиционным воздушно-реактивным прямоточным двигателем, с Кузнецовым Н. Д. с его ЖРД.


ЦитироватьВ соответствии с приказом МАП от 21 октября 1957 г. в целях повышения высотности истребителя-перехватчика ОКБ-155 совместно с заводом № 21 предписывалось оборудовать два самолета МиГ-19П ускорителем многоразового действия У-19Д конструкции Л. С. Душкина. Фактически завод № 21 поставил в мае 1958 г. лишь один самолет МиГ-19П №62210501. На нем ОКБ установило ускоритель многоразового действия У-19Д с ЖРД РУ-013. В июне-июле 1958 г. на самолете была выполнена программа летных испытаний. Самолет СМ-51П был передан ЛИИ ГКАТ 6 августа 1958 г.

ЦитироватьНо в дальнейшем взоры проектировщиков обратились к более эффективному источнику энергетики - находившимся на борту ракеты компонентам топлива для двигателя, которые могли обеспечить также и работу бортового источника питания (БИП), предназначенного для выработки в полете как постоянного, так и переменного тока, а также и для поддержания высокого давления в гидравлической системе, обеспечивающей работу рулевых приводов. Отработка БИП была поручена в 1958 г. ОКБ-670 под руководством Л.Н. Душкина

Последняя ссылка про его  КБ которую я нашел была такой:

ЦитироватьВ 1964-1966 гг. ОКБ формально входило вместе с ОКБ-165 А.М. Люльки в объединенное ОКБ-165-670 ГКАТ. Но потом КБ М.М. Бондарюка вновь выделилось в самостоятельное, получив в свой штат коллектив под руководством Л.С.Душкина с тематикой по БИП

Salo

ЦитироватьЕще занятнее если сравнить удельные импульсы движков Исаева и Душкина под Би-1.

Исаев Тяга 1200 кг расход 5.7 Импульс выходит 210 секунд
Душкин Тяга 1500 расход 7.7  Импульс 194 с

Выходит двигатель Душкина с ТНА имеет имульс гораздо хуже чем движок Исаева с вытеснительной подачей!! Еще и весит в полтора раза больше.

Но тут дело даже не плохом конструкторе Душкине, а в хорошем Исаеве!  :) Движок Исаева вообще лучший в своем классе. У немецких аналогов импульс меньше. У БМВ по 200 секунд. У Вальтера даже меньше чем у Душкина 184 сек. Все немецкие движки с ТНА..
ТНА под БИ-1 Душкин так и не сделал. Поэтому оба двигателя с вытеснительной подачей. А УИ РД-1 Евтифьев завысил. Исаев в своей книге приводит цифру 200с для РД-1 и 194с для РД-1М.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pavel

ЦитироватьТНА под БИ-1 Душкин так и не сделал. Поэтому оба двигателя с вытеснительной подачей. А УИ РД-1 Евтифьев завысил. Исаев в своей книге приводит цифру 200с для РД-1 и 194с для РД-1М.

Я взял все цифры из нашего доклада об использовании немецкой техники тех времен. Там же взял тягу и расход. Там же говориться и про ТНА на двигателе Душкина.

Pavel

Вот еще. На сайте
http://space-memorial.narod.ru/desingers/dushkin.htm
есть фото могилы Душкина
http://space-memorial.narod.ru/desingers/photo/dushkin-grave.jpg

И ссылка на суд по поводу вины Душкина в репрессиях Глушко.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/arhprint/1303010

Pavel

Цитировать
ЦитироватьЕще занятнее если сравнить удельные импульсы движков Исаева и Душкина под Би-1.

Исаев Тяга 1200 кг расход 5.7 Импульс выходит 210 секунд
Душкин Тяга 1500 расход 7.7  Импульс 194 с

Выходит двигатель Душкина с ТНА имеет имульс гораздо хуже чем движок Исаева с вытеснительной подачей!! Еще и весит в полтора раза больше.

Но тут дело даже не плохом конструкторе Душкине, а в хорошем Исаеве!  :) Движок Исаева вообще лучший в своем классе. У немецких аналогов импульс меньше. У БМВ по 200 секунд. У Вальтера даже меньше чем у Душкина 184 сек. Все немецкие движки с ТНА..
ТНА под БИ-1 Душкин так и не сделал. Поэтому оба двигателя с вытеснительной подачей. А УИ РД-1 Евтифьев завысил. Исаев в своей книге приводит цифру 200с для РД-1 и 194с для РД-1М.

Нда.. Не смог... Значит в том отчете выдавали желаемое за действительное...

ЦитироватьПо первоначальному техническому заданию Д-1А-1100 должен был иметь турбонасосный агрегат для подачи топлива, что позволяло сконструировать относительно легкие баки произвольной формы и "набить" ими фюзеляж и даже корневую часть крыла самолета (как это было сделано впоследствии на Ме 163). Но к середине июня 1941 г. Л.С. Душкин сообщил А.М. Исаеву о встретившихся непреодолимых трудностях при создании ТНА. Тот был сильно разочарован, но быстро взял себя в руки и решил в корне переделать силовую установку в расчете на использование вытеснительной системы топливопитания.


По воспоминаниям Б.Е. Чертока, А.М. Исаев провел последнюю предвоенную ночь, переделывая чертеж истребителя с ЖРД и пересчитывая нагрузки в расчете на использование вытеснительной схемы подачи топлива. 22 июня, услышав в 12.00 выступление В.М. Молотова о "беспримерном по наглости нападении Германии на СССР", Исаев бросился искать Болховитинова. Тот ни о чем не подозревал, поскольку еще утром ушел на яхте в плавание по подмосковным водохранилищам. Лишь ближе к вечеру, ошарашив вернувшегося с прогулки "шефа" известием о начавшейся войне, Исаев выложил результаты своих прикидок по силовой установке с ЖРД. В тот же вечер они вдвоем ринулись в битком набитый наркомат авиапромышленности и добились пятиминутной аудиенции у А.И. Шахурина. Нарком велел побыстрее подготовить проект правительственного постановления о полномасштабной разработке самолета с ЖРД, но без санкции И.В. Сталина начать финансирование темы отказался.
После всестороннего обсуждения и уточнения результатов эскизного проектирования проект постановления, в котором излагались основные ТТХ будущего ракетного истребителя, был отправлен в наркомат 9 июля 1941 г. Свои подписи под письмом-препроводительной помимо Болховитинова, Березняка и Исаева поставили Костиков и Душкин, а также военпреды НИИ-3 и завода № 293 (где Болховитинов являлся директором и главным конструктором).

Мне все больше и больше нравиться Исаев..  :P

Dio

Душкин -- дико интересная фигура, безусловно.

Подборка очень интересная.

Мне давно хотелось выяснить какие-нибудь подробности о РДД 604, разработкой которой руководил Душкин и которая испытывалась непосредственно перед войной. Она здесь упоминается в приложенном интервью, но тоже лишь мимоходом.

Salo

Павел, то что на Би-1 стоял двигатель Душкина с вытеснительной подачей, это общеизвестный факт. Сам Душкин в приведенной Вами статье пишет о двигателе с ТНА применительно к самолёту 302П. ТНА на Би-1 планировался, но реализован не был.
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/21.html
ЦитироватьРаботы по жидкостным ракетам и двигателям в 1941-1945 гг.

Первым советским экспериментальным самолетом с ракетным двигателем, совершившим серию успешных самостоятельных полетов, стал истребитель БИ-1 конструкции А. Я. Березняка и А. М. Исаева с ЖРД Д-1-А-1100, созданным в РНИИ. Разработка самолета началась в 1941 г. в ОКБ авиационного конструктора В. Ф. Болховитинова. Двигатель Д-1-А-1100 был самым мощным советским ЖРД, разработанным в предвоенный период. Он имел номинальную тягу 1100 кгс, давление в камере сгорания 19 ат, удельный импульс 200 с, массу 48 кг и работал на азотной кислоте и керосине. Двигатель имел дроссельную систему, обеспечивающую пусковой режим и позволяющую изменять тягу в диапазоне 400-1100 кгс. Продолжительность непрерывной работы двигателя на переменном режиме 200 с, на максимальном до 70 с; общий ресурс работы 18 мин. Камера сгорания двигателя имела внешнее проточное охлаждение: сопло - керосином, цилиндрическая часть - азотной кислотой. В связи с тем что насосная система подачи трудно поддавалась доводке, А. М. Исаев совместно с М. В. Мельниковым разработали вытеснительную систему подачи топлива в двигатель Д-1-А-1100. Применение вытеснительной системы подачи заставило пересмотреть первоначальный проект самолета.

Первый в Советском Союзе самостоятельный взлет на самолете с ЖРД совершил 15 мая 1942 г. летчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи. Второй его полет состоялся в сентябре 1942 г. За ним последовала серия полетов. Во время седьмого полета при скорости более 800 км/ч и в полном соответствии с законами околозвуковой аэродинамики, установленными позже, на самолет начал действовать пикирующий момент, с которым летчик справиться не смог. Бахчиванджи не покинул машину и погиб как герой, отдав жизнь покорению неизвестного. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В процессе эксплуатации ЖРД Д-1-А-1100 выявилось много возможностей улучшения его характеристик. Недостаточно надежным был запуск двигателя, нечетким останов, ресурс двигателя был малым. Весной 1944 г. отдел, возглавляемый Исаевым, приступил к разработке азотнокислотно-керосинового ЖРД РД-1 для реактивного самолета. Как и двигатель Д-1-А-1100, РД-1 должен был иметь многократное включение, диапазон тяг 400-1100 кгс с плавным регулированием и ресурс не менее 30 мин, но должен был превосходить Д-1-А-1100 по надежности и удобству эксплуатации. Подверглись изменению система охлаждения двигателя, соединение головки с рубашкой камеры сгорания, система запуска, форсунки и другие системы. Двигатель РД-1 отрабатывался с весны до октября 1944 г. Заданный 30-минутный ресурс работы был обеспечен, система запуска действовала безотказно, двигатель был прост в управлении и в эксплуатации. С двигателем РД-1, установленным на самолете БИ, была выполнена серия полетов.
Данные по РД-1 и РД-1М приведены в книге А.М.Исаева "Первые шаги к космическим двигателям" (6,5 Мб) и недоверять ему я не вижу оснований.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Евгений Румянцев

ЦитироватьВот еще. На сайте
http://space-memorial.narod.ru/desingers/dushkin.htm
есть фото могилы Душкина
http://space-memorial.narod.ru/desingers/photo/dushkin-grave.jpg

И ссылка на суд по поводу вины Душкина в репрессиях Глушко.
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/arhprint/1303010

Поскольку, приведены ссылки на статьи опубликованные на моём сайте, то я сделаю выдержку из протокола судебного заседания:

ЦитироватьАрхивные документы ФСБ и Российской академии наук это (факт доноса - прим.) подтверждают.
20 февраля 1938 г. состоялось заседание бюро ИТС НИИ №3, о чем был составлен протокол, ныне хранящийся в архиве РАН. Копия данного протокола имеется в материалах дела и была представлена в судебном за-седании. Во время этого заседания Душкин Л.С., в частности, сказал:
«... Глушко не выступал на собраниях в печати об отношении к врагам на-рода Лангемак и Клейменову ... Если Глушко не признает своих ошибок, не перестроится, то мы должны поставить вопрос о Глушко со всей боль-шевистской прямотой», в связи с чем суд считает соответствующим действительности абзац о выступлении Душкина Л.С. на заседании ИТС из ста-тьи «как в 38-м избавлялись от конкурентов».
20 июля 1938 г. по уголовному делу в отношении Глушко был со-ставлен акт о работе Глушко, в составлении которого участвовал и Душ-кин Л.С. Данный акт хранится в материалах уголовного дела, копия его была представлена Центральным архивом ФСБ РФ. В этом акте выражено крайне негативное отношение к работе Глушко и имеются те выражения, которые цитирует Лавренец в своих статьях, постоянно подчеркивается связь Глушко с Королевым, Лангемаком и Клейменовым, утверждается, что его работа была неудачной, непрофессиональной, при этом лица, под-писавшие акт, утверждали, что он не мог не понимать характера своих действий.
Поскольку Душкин Л.С. принял участие в составлении акта экспер-тизы по уголовному делу Глушко, суд приходит к выводу о соответствии действительности фразы «и Костиков, и Душкин имели самое непосредст-венное отношение к репрессиям в РНИИ» из статьи «Как в 38-м избавлялись от конкурентов».
Акт экспертизы в статье «Кто предал академика Глушко» назван «групповым доносом»

Изучив биографию Душкина и некоторые моменты его жизни, отвечу, что он был личностью неординарной и талантливой, но в то же время коварной.

И Глушко по своему отомстил Душкину, специально вычеркнув его имя из "истории" космонавтики. Впрочем как и Костикова.

Salo

Он не только их вычеркнул. По-крайней мере попытался.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Fakir

История стара как мир.
Великие тоже подвержены слабостям...
После того, как Ньютон возглавил королевскую академию, до нас не дошло ни единого портрета Гука...

$ISAdmin

Вот, не стал бы я судить о человеке по протоколам 38-го года. Там могло быть написано всё что угодно и стоять какие-угодно подписи. О том, кем и как эти протоколы составлялись известно довольно хорошо.

Pavel

ЦитироватьПавел, то что на Би-1 стоял двигатель Душкина с вытеснительной подачей, это общеизвестный факт. Сам Душкин в приведенной Вами статье пишет о двигателе с ТНА применительно к самолёту 302П. ТНА на Би-1 планировался, но реализован не был.

Да все понял.Запутался. :( Данные я брал для движка РД-2М3В который действительно был с ТНА, но на Би-1 не стоял. Он предназначался для проекта НИИ-1/ 4303. Насколько был доведен РД-2М3В не понятно...

Pavel

ЦитироватьИзучив биографию Душкина и некоторые моменты его жизни, отвечу, что он был личностью неординарной и талантливой, но в то же время коварной.

И Глушко по своему отомстил Душкину, специально вычеркнув его имя из "истории" космонавтики. Впрочем как и Костикова.

Дело в том, даже если отбросить всякие темные момент их биографии,  Костиков по совокупности заслуг, плохо попадает «в историю». Реальных инженерных конструкции у него нет, только немного теоретических трудов. В отличие от Душкина, который вполне это заслужил, хоть  за создание одних из первых в нашей стране кислородных двигателей..

Pavel

ЦитироватьОн не только их вычеркнул. По-крайней мере попытался.

А кого еще? Действительно интересно.

Salo

Кузнецова, Мишина, Челомея и т.д. Последнего не в одиночку, но помогал активно.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pavel

ЦитироватьКузнецова, Мишина, Челомея и т.д. Последнего не в одиночку, но помогал активно.

Челомей в "красной" энциклопедии есть, а вот с Мишиным и Кузнецовым действительно напряг. Причем, нет не только Кузнецова Николая Дмитриевича (что еще можно объяснить засекреченостью Н-1), но и Виктора Ивановича (что уже действительно странно..)

Pavel

ЦитироватьВот, не стал бы я судить о человеке по протоколам 38-го года. Там могло быть написано всё что угодно и стоять какие-угодно подписи. О том, кем и как эти протоколы составлялись известно довольно хорошо.

Я скорей доверяю тому, как дотошно Глушко вымарал его из истории. Значит явно у него был на Душкина зуб. А больше причин не видно..

Плюс по тому косвенному факту, что при концентрации усилий в нашей космической программе Королев попытался собрать всех нормальных инженеров работавших на подобной тематике до и во время войны. Те же Палло, Черток..  Но Душкина среди них не заметно. Более того, к нему не обратились даже тогда, когда для Н-1 потребовался аналог бортового источника питания над которым работал тогда Душкин. Нет, поехали к Люльке очень того удивив.. :?

Fakir

ЦитироватьЯ скорей доверяю тому, как дотошно Глушко вымарал его из истории. Значит явно у него был на Душкина зуб. А больше причин не видно..

А по какой причине Мишин в меру сил вымарывал Королёва? (sic!)
Буквально, говорят, куски из кинохроники вырезал - из-за чего хроника с Королёвым крайне скудна...

Pavel

Цитировать
ЦитироватьЯ скорей доверяю тому, как дотошно Глушко вымарал его из истории. Значит явно у него был на Душкина зуб. А больше причин не видно..

А по какой причине Мишин в меру сил вымарывал Королёва? (sic!)
Буквально, говорят, куски из кинохроники вырезал - из-за чего хроника с Королёвым крайне скудна...

А это так? Источник информации? А то я как-то не замечал. В спец фильмах тех времен о пусках семерки, Лун и т д Королев есть. Мало конечно, но и кадров хоть с тем же Бабакиным не густо.. Видимо, из-за специфики фильмов. В них основной акцент приходился на технику.

Pavel

ЦитироватьДушкин -- дико интересная фигура, безусловно.

Подборка очень интересная.

Мне давно хотелось выяснить какие-нибудь подробности о РДД 604, разработкой которой руководил Душкин и которая испытывалась непосредственно перед войной. Она здесь упоминается в приложенном интервью, но тоже лишь мимоходом.

Да, действительно интересно.. Вот еще про них немного.

В 1939-40 гг. в РНИИ были разработаны и испытаны исключительные для того времени баллистические ракеты 604 и 521 (рис. 6) на комбинированном твердотопливном и азотнокислотном РД. Схематично принцип работы комбинированного РД был таков: в камеру азотнокислотного ЖРД закладывались шашки твердого топлива, которые воспламенялись при старте ракеты и создавали кратковременный мощный тяговый импульс. После выгорания шашек в камеру автоматически начинали поступать азотная кислота и керосин, и двигатель переходил на режим ЖРД с тягой около 1000 кг. На этих ракетах экспериментально были получены дальности 19-20 км. Следует отметить, что испытывались не единичные ракеты, а серии в 8-14 шт. К сожалению, в начале войны эти перспективные работы были прекращены в связи с большими затратами, требовавшимися для улучшения надежности и меткости этих ракет.



Рис. 6. Баллистическая ракета 521

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/iz-istorii79/stcetin.html