Двигатели Тураевского МКБ "Союз"

Автор Salo, 05.09.2009 22:44:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.ktrv.ru/about/structure/388/389/
ЦитироватьИстория Тураевского машиностроительного конструкторского бюро «Союз» началась 1 августа 1964 года, когда Министерством авиационной промышленности на базе ОКБ-300 академика Сергея Константиновича Туманского было учреждено новое КБ, которое сначала носило название «Почтовый ящик 1864». Новое предприятие расположилось в подмосковном посёлке Тураево, где уже имелась производственная база.
     Основной задачей конструкторского бюро была разработка и создание ракетных двигателей малой тяги, а затем на их основе – двигательных установок стабилизации и коррекции космических аппаратов. К концу 50-х годов отечественная космическая отрасль вплотную подошла к созданию управляемых искусственных спутников Земли, для которых было предложено создать жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) на двухкомпонентном топливе, что увеличивало запас энергии на борту космического аппарата в 4-5 раз. Кроме этого, жидкостные ракетные двигатели требовались и для оснащения крылатых ракет, входивших в боекомплект военной авиации. Для решения этой задачи в ОКБ Сергея Туманского в течение нескольких лет формировался коллектив, состоящий из молодых талантливых учёных.
Первым директором КБ стал одарённый конструктор Владимир Георгиевич Степанов, которому нужно было создать организацию, включающую в себя собственно конструкторское бюро, производство и испытательную службу, а также наладить процесс создания новых изделий, не имеющих аналогов в мире. На полигоне близлежащего посёлка Фаустово был построен стендовый комплекс для испытаний двигателей и двигательных установок (ДУ). Таким образом, Владимиру Степанову удалось замкнуть на одном предприятии весь цикл создания ЖРДМТ и ДУ – проектирование, изготовление и экспериментальную отработку новых изделий.
В сжатые сроки были созданы первые в мире жидкостные ракетные двигатели 210А и 210Б тягой 0,6 кГ и 10 кГ соответственно, а также ЖРД для военно-воздушных сил. Двигатель Р201-300 предназначался для крылатой ракеты Х-22, а Р200-300 – для ракеты мишени.
Реализация космической программы МКБ началась с разработки для двигательной установки 5Д18 оригинальных струйных порционеров, обеспечивающих равномерную выработку топлива из всех баков. При создании этих изделий был реализован целый каскад новых конструкторских решений:
· на порядок повышена эффективность системы ориентации, стабилизации и коррекции космического аппарата за счет создания ЖРД малой тяги;
· обеспечена надежная подача жидких компонентов топлива в условиях невесомости благодаря первым в мире сферическим бакам с металлическими разделительно-вытеснительными диафрагмами;
· обеспечено минимальное смещение центра масс космического аппарата по мере выработки топлива.
В дальнейшем семейство двигательных установок ТМКБ «Союз» пополнилось ещё рядом моделей. В 1967 году появился блок 11Д79, используемый и сегодня для старта космического аппарата в условиях невесомости с промежуточной орбиты к планетам солнечной системы, а также ДУ 100, 101, 98, 113, предназначавшиеся для различных модулей лунной экспедиции.
Коллектив предприятия рос, накапливался опыт в космическом двигателестроении. Продолжалась активная работа по доводке микро – ЖРД, в конструкцию которых вносились принципиальные изменения. Модернизированные двигатели тягой 10 кГ успешно использовались для обеспечения устойчивости аппарата «Луна-16», впервые в мире совершившего облет Луны и посадку на Землю в 1970 году. Кроме этого, двигатели и двигательные установки конструкторского бюро использовались для коррекции и стабилизации автоматических станций для забора лунного грунта и аналога космического самолёта серии «Бор», выгрузки «Лунохода», для стандартизации долговременной орбитальной станции «Алмаз», в программе перехвата космических целей.
В 70-е годы ТМКБ «Союз» параллельно с космической тематикой освоил новое тематическое направление – прямоточные воздушно-реактивные двигатели, в процессе работы над которыми коллективом КБ впервые была реально воплощена концепция ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ) с автономным корпусом внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ракетного двигателя, его корпус выбрасывается из камеры скоростным напором.
Первым в этом ряду стал 3Д81 для ракеты класса «корабль-корабль» 3М80 комплекса «Москит». В дальнейшем была проведена его модернизация и на этой основе создан 3Д83 для ракеты 3М82, отличающийся наличием регулируемого двухпозиционного сверхзвукового сопла. В рамках этого проекта был разработан уникальный в своем классе прямоточный воздушно-реактивный двигатель 31ДПК для тактической управляемой ракеты Х-31.
Одновременно с этим была создана форсажная камера с регулируемым соплом для самолёта МиГ-25, а затем и МиГ-29.
Продолжалась также работа и над совершенствованием жидкостных реактивных двигателей малой тяги. Был создан целый ряд ЖРДМТ тягой от 40 до 45 кГ. Последний из них, 11Д444, до сих пор не имеет мировых аналогов. Он является рекордсменом среди жидкостных реактивных двигателей не только по минимальному уровню тяги, но и по продолжительности непрерывного огневого включения в космосе, которая составляет 100 часов. Этот двигатель в составе ДУ 11Д78, разработанного конструкторами «Союза» в 1978 году, использовался в реализации программы вывода на орбиту стационарных спутников связи.
С 1979 года в ТМКБ «Союз» велись разработки ПВРД на углеводородном топливе для перспективных беспилотных летающих аппаратов на водороде по программе «Холод» экспериментального осесимметричного двухрежимного гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя на криогенном топливе.
В 80-х годах конструкторское бюро завершило работу над ещё одним прямоточным двигателем – 31ДП, которым и сегодня оснащаются не имеющие аналогов сверхзвуковые крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31А (противокорабельная) и Х-31П (противорадиолокационная). В октябре 1988 года успешно закончились испытания единственного в своём роде ПВРД для гиперзвуковой экспериментальной летающей лаборатории ГЭЛА с полетным числом Маха 4.5.
В 1991 году ТМКБ «Союз» приступило к масштабному проекту гиперзвуковых двигателей для пилотируемого летательного аппарата по программе Российского космического агентства «ОРЕЛ-2-1». Во время многочисленных стендовых экспериментов проведена поузловая отработка воздухозаборников, камер сгорания и сопел в условиях, соответствующих полетным числам Маха от 3.5 до 7, исследованы способы топливоподачи и форма форсунок, установлена оптимальная геометрия камер сгорания. Определены также полнота сгорания в зависимости от типа впрыска, геометрия проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания, зависимость задержки воспламенения и границы самовоспламенения от температуры и числа Маха на входе.
Политические изменения в России в период с 1991 по 2001 годы привели к спаду во всей отечественной экономике, и в оборонной промышленности в частности. Значительно сократился государственный заказ, а вместе с ним прекратилось и финансирование научных исследований. Но, несмотря на сложные экономические условия тураевское предприятие продолжало изыскания в области двигателестроения для космоса и обороны.
В соответствии с указом Президента РФ №721 от 1 июля 1992 года государственное предприятие Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» было преобразовано в ОАО «ТМКБ «Союз». Акционерное общество зарегистрировано постановлением Главы администрации г. Лыткарино Московской области № 227-П от 23 марта 1994 года (свидетельство № 05-445).
 В рамках государственной программы реформирования оборонного комплекса 24 января 2002 года вышел указ Президента РФ № 84. Согласно этому документу, а также постановлению Правительства РФ № 149 от 13 марта 2002 года, ОАО «ТМКБ «Союз» вошло в состав ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
В настоящее время ОАО «Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» является одним из основных российских разработчиков двигателей для космоса и ВПК. Предприятие располагает структурой, позволяющей полностью замкнуть цикл создания двигателей и двигательных установок для летательных аппаратов. Это конструкторское и технологическое бюро, опытное и мелкосерийное производство, экспериментальная база, включающая в себя лабораторию прочностных динамических и статических испытаний, стенды для огневых испытаний 1РДМТ и ПВРД. Научно-технический, конструкторский и производственный потенциал позволяет не только постоянно совершенствовать уже выпускающиеся двигатели, но и проводить исследования в области гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Двигатель: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТУМАНСКИЙ
ЦитироватьКогда после первых успехов в космосе Н.С. Хрущев стал меньше уделять внимания авиации, Сергей Константинович принял решение освоить проектирование ЖРД. В ОКБ были созданы двигатели Р201-300 для ракеты "воздух-земля" и Р209-300 для ракеты-мишени главного конструктора А.Я. Березняка.
В 1962-1963 гг. конструкторский отдел, занимавшийся ЖРД, начинал разработку жидкостных ракетных микродвигателей, предназначенных для ориентации и стабилизации космических аппаратов. Поскольку эта тематика считалась очень перспективной, Сергей Константинович добился организации специального ОКБ на правах филиала завода № 300. Главным конструктором был назначен В.Г. Степанов. Под руководством С.К. Туманского были созданы первые микродвигатели Р210Д-300 и Р210Е-300 тягой 1,3 и 16,5 кгс, соответственно.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Аэрокосмический курьер 2004.03, стр. 46-47: "Союз" и его двигатели
ЦитироватьГеннадий Комиссаров, генеральный директор, главный конструктор ОАО "Тураевское машиностроительное конструкторское бюро "Союз"

Тураевское МКБ «Союз» бы- ло создано 1 августа 1964 г. Сначала оно специализировалось на разработке двигательных установок (ДУ) для косми- ческих аппаратов. Основой ДУ стали созданные на предприятии первые в мире жидкост- ные ракетные двигатели малой тяги на двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе. Эти двигатели в сочетании с оригинальной конструкцией топливных баков, оснащенных диафрагменными и сильфонными металлическими разделителями топливной и газовой наддувной полостей, позволили почти на порядок повысить энергетические возможности космических ДУ и обеспечить надежную подачу топлива в условиях невесомости.

Созданные в ТМКБ «Союз» двигатели и двигательные установки применялись в таких престижных программах, как:

•старт космических аппаратов с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли к другим планетам Солнечной системы;

•облет Луны с фотографированием ее обратной стороны;

•экспедиция автоматической станции за лунным грунтом;

•доставка на Луну аппаратов «Луноход»;

•стабилизация на орбите и коррекция орбиты обитаемой станции «Алмаз»;

•стабилизация аналога космического самолета «Бор»;

•точное выведение спутников связи «Грань», «Экран» и «Горизонт» в заданную точку стационарной орбиты и коррекция этой орбиты в течение 10 лет.

Ряд жидкостных ракетных двигателей малой тяги
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Цитироватьhttp://www.ktrv.ru/about/structure/388/389/
Цитировать...первые в мире жидкостные ракетные двигатели 210А и 210Б тягой 0,6 кГ и 10 кГ соответственно,
...аппарата «Луна-16», впервые в мире совершившего облет Луны и посадку на Землю в 1970 году.
... двигатели и двигательные установки конструкторского бюро использовались для ... выгрузки «Лунохода», для стандартизации долговременной орбитальной станции «Алмаз»,
... целый ряд ЖРДМТ тягой от 40 до 45 кГ.
Он является рекордсменом среди жидкостных реактивных двигателей не только по минимальному уровню тяги, но и по продолжительности непрерывного огневого включения в космосе, которая составляет 100 часов.
Интересно, что это всё значит?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

Цитировать•старт космических аппаратов с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли к другим планетам Солнечной системы;
Двигательная установка 11Д79 для запуска доразгонного
блока "Д" и его модификаций в условиях невесомости
Современная ДУ СОЗ:

ЦитироватьСтарая ДУ СОЗ

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать•экспедиция автоматической станции за лунным грунтом;

•доставка на Луну аппаратов «Луноход»;
Двигатели ориентации и стабилизации станций Е-8 тягой 10 кгс:






http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_061/index.html


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать•стабилизация на орбите и коррекция орбиты обитаемой станции «Алмаз»;
Согласно НК №8 за 1999 год на ОПС "Алмаз" было 16 ЖРД жесткой стабилизации тягой по 20 кгс, 12 ЖРД мягкой стабилизации по 1,2 кгс и четыре ЖРД коррекции по 40 кгс. Агрегаты ДУ, за исключением ЖРД стабилизации, устанавливались в кормовой части станции. Двигатели системы стабилизации стояли на переходном отсеке в носовой части ОПС.





"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать•точное выведение спутников связи «Грань», «Экран» и «Горизонт» в заданную точку стационарной орбиты и коррекция этой орбиты в течение 10 лет.
ДУ 11Д78:


http://www.imamod.ru/magazin/pdf/13/1306-005r.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать•стабилизация аналога космического самолета «Бор»;




"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать•облет Луны с фотографированием ее обратной стороны;
Совершенно непонятно, что имелось ввиду в данном случае.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

Начали наверное все-таки не с 11Д79, а с 11Д71.

Байконур надолго - навсегда

Salo


http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/190-191/25.shtml
ЦитироватьСам КА-перехватчик конструктивно состоял из силовой рамы, цилиндрического приборного отсека (на переднем днище которого устанавливался радиолокатор), двигательной установки со сферическими топливными баками и набором двигателей, обеспечивающих выдачу корректирующих импульсов в продольном и четырех поперечных направлениях, ориентацию и стабилизацию аппарата, а также боевой части. Боевые части, насколько можно судить, сконструированы таким образом, чтобы при подрыве создать направленный поток поражающих элементов.
   Ввиду сложности и разнообразия задач, решавшихся при создании комплекса, разные элементы его испытывались поэтапно, по мере готовности. На самом первом этапе отрабатывалась базовая конструкция спутника-перехватчика и принципы маневрирования и управления им на орбите. Для этого в 1963 и 1964 гг. были запущены два экспериментальных аппарата, получивших открытые названия «Полет-1» и «Полет-2» [8].
   Аппараты «Полет» оборудовались двигательной установкой многоразового включения, состоящей из шести двигателей тягой по 400 кгс для выдачи импульсов в продольном и четырех поперечных направлениях, а также ЖРД жесткой и мягкой стабилизации тягой по 16 и 1 кгс соответственно [9].
Цитировать9. В.А. Поляченко «На орбите – «Полеты»/ «Авиация и космонавтика». – 1992, № 12, с.36.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Поляченко В.А. "На море и в космосе", стр.72-85:
ЦитироватьПРОЕКТЫ ВОПЛОЩАЮТСЯ В МЕТАЛЛ

Владимир Николаевич принимает Алексея Михайловича Исаева и 4 мая 1962 года встречается с ним в филиале № 1.
7 мая В. Н. Челомей устраивает нам разнос, грозит снять за неправильную ориентацию по выбору двигателей. «Делать запуск в этом году, на ,,живых" двигателях Исаева и на ракете Р-7».
Туманский готов был делать двигательную установку с двумя двигателями разгона тягой по 600 кг, вместо одного полуторатонного с турбонасосным агрегатом, который опаздывал. Был вызван на 8 мая Исаев, на 10 мая Туманский, и в результате, несмотря на все трудности, Исаева уговорили поставлять двигатели (у него были готовые тягой по 400 кг), а двигательную установку в целом пришлось делать нам. Была попытка склонить Исаева к проектированию такой двигательной установки, однако из этого ничего не получилось.
Предлагалось даже изготавливать для Исаева арматуру на нашем производстве, но тот не соглашался, и эта установка осталась за нами: за КБ-8 —начальник Сергей Владимирович Ефимов, с участием КБ-7 по конструкции рамы.
Совещания у Владимира Николаевича по ходу разработки системы ИС шли практически ежедневно. Просматривая хронологию этих событий, видишь, как напряженно работали все организации, обещания давались весьма оптимистические. Например, Туманский и его заместитель Степанов обещали дать готовую к полету двигательную установку буквально в ноябре 1962 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

стр.86-93:
ЦитироватьВЫХОДИМ В КОСМОС

К КОНЦУ 1962 ГОДА близилось к завершению изготовление объектов И-2Б (такой был шифр у объектов ИС с двигателями главного конструктора А. М. Исаева): № 101 —это стендовая машина, №№ 102 и 103 — это первое и второе летные изделия. Велось изготовление и объектов И-1Б с двигательной установкой главного конструктора С. К. Туманского: № 111 — стендовая машина, №№ 112 и 113 — летные изделия.
ЦитироватьОсенью 1963 года на полигоне Тюра-Там началась подготовка аппарата И-2Б № 102 к запуску. Поскольку своей технической позиции для подготовки космических объектов наше предприятие не имело, нам был выделен участок в монтажно-испытательном корпусе ОКБ-1 на площадке №2, где мы разместились со своими стендами, контрольно-проверочной аппаратурой и другим испытательным оборудованием. В этом же корпусе готовили и ракету-носитель 11А59. В этом МИКе традиционно подготавливали к запуску и все ракеты-носители и космические аппараты ОКБ-1, С.П.Королёва. А для нашего проживания руководство ОКБ-1 выделило барак, где мы обосновались по нескольку человек в больших комнатах.
ЦитироватьВ 11 час. 56 мин. Стартует ракета с нашим первым космическим аппаратом. Порядок запуска в космос на этой площадке уже отработан. Полигонная служба ведет счет секундам, следуют четкие доклады: «...десятая секунда, крен, рысканье в норме...» И как будто специально для меня: «Есть отделение обтекателя!» Напрасно я волновался этой ночью... И наконец: «Космический аппарат отделился от ракеты-носителя». Ракетчики поздравляют друг друга. Челомей благодарит их за четкую работу, а у нас самые ответственные события еще впереди. Чтобы выйти на опорную орбиту, космическому аппарату нужно занять правильную ориентацию, застабилизироваться и в нужное время включить разгонный двигатель, «добрав» недостающие 300 м/с скорости. Это произойдет уже вне зоны видимости радиосредств полигона.
Руководство перемещается в монтажно-испытательный корпус, на второй этаж, в комнату Госкомиссии по испытаниям. Томительное ожидание. И вот измерительные пункты сообщают: «Космический аппарат — на расчетной орбите. Все маневры в космосе выполнены в соответствии с программой». Программа эта, рассчитанная на полтора витка, была весьма сложной. После первого включения разгонного двигателя спутник вышел на опорную орбиту с высотой в перигее 339 км и в апогее 592 км. Затем по командам системы управления его двигатели включались многократно в продольном и поперечном направлениях. В течение этого времени аппарат управлялся и стабилизировался двигателями «жесткой» и «мягкой» стабилизации. После всех маневров он перешел на конечную орбиту с высотой в перигее 343 км и в апогее 1437 км, изменив также угол наклона орбиты к плоскости экватора. Программа была выполнена полностью.
Владимира Николаевича тепло и сердечно поздравляют. Звучат смех, шутки, царит непринужденная обстановка. Доклады в Москву, оттуда — поздравления. Шлифуется еще раз сообщение ТАСС. И вскоре по радио передают: «I ноября 1963 года в Советском Союзе произведен запуск управляемого маневрирующего космического аппарата ,,Полет-1"...» Газеты всего мира откликнулись на это достижение Советского Союза в освоении космоса.
ЦитироватьСледующим космическим аппаратом, который готовился к запуску, был объект № 112. Это был аппарат с двигательной установкой Туманского. Здесь для подачи топлива в камеру сгорания ЖРД предусматривался турбонасосный агрегат. Его надежность внушала большие опасения, которые в дальнейшем и подтвердились. А пока на этом объекте надо было его опробовать. В начале 1964 года в ОКБ-52 было проведено большое совещание с присутствием Туманского С. К., его заместителя Степанова В. Г., на котором Челомей поставил задачу ускорить подготовку к запуску.
23 марта 1964 года мы вылетели на полигон, где в МИКе на второй площадке уже началась подготовка к запуску космического аппарата И-1 Б № 112. К нашей работе живой интерес проявил и С. П. Королёв. Он зашел за загородку, где мы размещались, и спросил рабочих: «Кто у вас тут главный?» Ребята ответили, что Поляченко, но он сейчас обедает в конструкторской столовой, в «буржуйке». Там-де хорошо кормят. Королёв засмеялся и сказал, что кормят так же, только берут дорого, и там могут есть те, у кого денег много. Королёв сам питался в этой столовой, и ребята не без подвоха это сказали. Мне действительно дали пропуск туда, и я регулярно видел там все руководство экспедиции ОКБ-1. Уходя, Сергей Павлович попросил, чтобы я позвонил ему, когда вернусь с обеда. Я позвонил и спросил, чем он интересуется. А он безразлично так ответил, что он ничем не интересуется, а вот генералы Тюлин и Керимов интересуются объектом, и он бы тоже с ними пришел и послушал. Об этом я немедленно доложил по ВЧ-связи Владимиру Николаевичу Челомею. Челомей дал добро на показ Королёву, однако просил не вдаваться особо в подробности. Вместе с Г. А. Тюлиным и К. А. Керимовым С. П. Королёв пришел на участок, осмотрел объект, живо интересовался его особенностями, отличиями от «Полёта-1», пожелал нам удачи. 12 апреля в 12 час. 30 мин. был произведен запуск этого космического аппарата, получившего название «Полёт-2». «Полёт-2» совершил серьезные маневры, правда, теперь можно сказать, что не все задуманное программой полета было выполнено. Тем не менее по работе системы управления и других систем, кроме двигательной установки, замечаний не было, и заказчик поставил задачу приступить к испытаниям тактического применения системы. Перемены в руководстве страны и последовавшие действия руководства военно-промышленного комплекса, в частности Д. Ф. Устинова, отсрочили эти испытания на пятилетку.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Получается на Полёте-1 и Полёте-2 ДУ были разными. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Это видимо вариант, летавший под названием "Полёт-2":


КА «Полет» (ИС). Общий вид справа.


КА «Полет» (ИС). Сопло основной двигательной установки.


КА «Полет» (ИС). Общий вид основной двигательной установки.


КА «Полет» (ИС). Основная двигательная установка. Крупно


КА «Полет» (ИС). Сопло боковой двигательной установки.


КА «Полет» (ИС). Сопло боковой двигательной установки.
Другой ракурс


КА «Полет» (ИС). Блок боковых двигателей.


КА «Полет» (ИС). Нижний боковой двигатель.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ДУ УС-А и УС-П.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/288/36.shtml


http://www.infontr.ru/articles/inpro002.php
ЦитироватьРБ "Арс" планируется создать на базе жидкостной ракетной двигательной установки (ДУ) 4Э-18. Эта ДУ была разработана ТМКБ "Союз" по техническому заданию КБ "Арсенал". Она эксплуатировалась в разных модификациях в составе 76 КА серии "Космос" разработки КБ "Арсенал". В состав двигателей ДУ входит маршевый двигатель тягой ~300кг с удельной тягой ~300с, двигатели жесткой стабилизации и коррекции орбиты и двигатели мягкой стабилизации. ДУ серийно изготавливается Машиностроительным заводом "Арсенал" под техническим руководством КБ "Арсенал".

Разгонный блок "Арс" будет включать в себя ДУ 4Э-18, несущую конструкцию и комплекс служебных систем, включая систему управления, ориентации, спутниковой навигации, систему энергопитания и др. В составе этого комплекса планируется применить ряд систем и агрегатов, используемых в разрабатываемых КБ малых спутников. Масса заправленного РБ составит 1000кг, включая массу топлива - 500кг.




ДУ УС-П:
http://www.russianspaceweb.com/us.html


http://www.astronautix.com/graphics/r/rtr.jpg


http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/205/17.shtml
http://www.navy.ru/science/sor7.htm?sphrase_id=405990
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/276/43.shtml
ЦитироватьВнимание посетителя привлекает Лунный корабль (ЛК, 11Ф94) для высадки одного космонавта на поверхность Луны. Аппарат в уникальной сохранности! Правда, из-за того, что зал лаборатории слишком низок, с верхней части ЛК сняли и разместили на полу блок двигателей ориентации 11Д76 и стыковочный узел уникальной конструкции типа «пельменница».

11Ф94 ЛК ДОК Блок двигателей ориентации 11Д76 (Сбоку).


11Ф94 ЛК Стыковочный узел с двигателями 11Д76 ориентации.


11Ф94 ЛК Индекс 11Д76 на ДУ ориентации.

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article11.htm?reload_coolmenus
ЦитироватьСверху на кабине располагался отсек ДО высотой 0,68 метра, на котором размещались 4 блока двигателей ориентации ЛК. Внутри отсека находились два топливных бака (в одном - горючее, в другом - окислитель) с запасом топлива более 100 кг и система подачи топлива. В каждом блоке устанавливались 2 ЖРД тягой по 40 кгс и 2 ЖРД тягой по 10 кгс. Двигатели образовывали два независимых контура управления ориентацией ЛК. В каждый контур входило по 8 двигателей: 2 тягой по 40 кгс обеспечивали управление по тангажу, 2 тягой также по 40 кгс - по рысканию, и 4 двигателя тягой по 10 кгс осуществляли управление по крену. Двигатели были разработаны в ТМКБ «Союз» под руководством В.Г.Степанова.
http://epizodsspace.narod.ru/bibl/filin/07.html
ЦитироватьУправляющие двигатели установлены в едином блоке, а таких двигателей было 16:8 двигателей тягой по 40 кгс и 8 двигателей по 10 кгс. Мы понимали, что управление вокруг центра масс будет «нечистым», ведь к моменту добавлялась горизонтальная составляющая по рысканью и тангажу. Управление должно быть только моментным. «Нечистые» силы, как мы называли усилия от двигателей ориентации, добавляли хлопот нашим управленцам. Микродвигатели были сравнительно легкими сами по себе. Это позволило нам установить два независимых контура управления Лунным кораблем. В каждый контур входило по восемь двигателей. Два двигателя тягой 40 кгс обеспечивали управление в плоскости полета (по тангажу). Два двигателя такой же тяги — управление из плоскости полета (по рысканию) и четыре двигателя осуществляли управление вокруг продольной оси (по крену). Эти два контура работали независимо, тем самым обеспечивая надежное дублирование органов управления.


Рис.22. Двигатели исполнительных органов

Дублировать запасы топлива было слишком расточительным, поэтому запасы топлива расположили в двух баках: в один залили окислитель, в другой — горючее. Всего было чуть более 100 кг топлива. Нормальный процесс горения, который происходит в двигателях, требует больше окислителя, чем горючего, поэтому при выработке топлива из баков может возникнуть ненужное возмущение, если баки равноудалены от центральной оси. Нужно было что-то предпринять. И тогда разработчиком А.Серебряниковым было предложено очень простое решение. А что, если силовую раму сделать в виде двойной бочки? Одна побольше, и на нее поставить бак горючего, а другая поменьше внутри первой, и на нее поставить бак окислителя. Это позволит удалить баки окислителя и горючего от центральной оси примерно в пропорции соотношения компонентов топлива, поступающих в двигатель, и снимет ненужные помехи при выработке топлива. Такая конструкция силовой рамы была принята. Мы уже говорили про вибропрочность в ракетной технике. Вот чтобы в этом агрегате не заниматься этой проблемой, после монтажа трубопроводов, кабелей все внутренности между оболочками, где располагались трубопроводы и арматура, запенивались. Получалась трехслойная панель сферической формы, очень прочная и защищающая трубопроводы от вибрации.

Компоненты топлива, находящиеся в баках, нужно уметь еще и подать к двигателям, И подать только компоненты топлива, а не газ наддува или смесь газа наддува с топливом. Начали решать проблему разделения газовой и жидкой сред. Учитывая уже имеющийся опыт фирмы Степанова, а ею были созданы баки с внутренними металлическими диафрагмами, хорошо отработанные и испытанные в полете, приняли металлический разделитель. Металлический разделитель должен укладываться по днищу бака так, чтобы обеспечить минимум непроизводительных остатков топлива. Учитывая изменения температуры в баках, хотя и небольшие, он должен позволять «гулять» жидкости, а сам выдерживать многократные циклические нагрузки.
Вопросов пришлось решать много, в том числе и технологических, включая раскрой листа. Нужна была специальная тонкая листовая сталь, точнее штампы и т.д. Забот разделитель доставил немало.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/114/06.shtml
ЦитироватьНад герметичной кабиной располагался отсек двигателей ориентации (ОДО) высотой 0.68 м. В состав отсека входили 4 блока двигателей ориентации. Каждый блок имел в своем составе 2 ЖРД тягой 40 кг и 2 ЖРД тягой 10 кг. Двигатели были разработаны в ТМКБ "Союз" под руководством В.Г.Степанова. Две пары блоков образовывали два независимых контура управления. Внутри отсека находились сферические бак горючего и бак окислителя с общим запасом топлива более 100 кг, а также шар-баллоны пневмосистемы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article11.htm?reload_coolmenus
ЦитироватьБлок двигателей ориентации комплекса (ДОК), массой 800 кг и длиной 1,56 метра, предназначался для ориентации ЛРК на всех этапах полета вплоть до момента старта с лунной орбиты к Земле, и размещался в верхней части БО. На отсеке в 4 блоках было установлено 16 двигателей ориентации комплекса «Л-3» (ДОК) и 8 двигателей причаливания и ориентации ЛОК по оси «Х» (ДПО-Х). Все двигатели были разработаны в ТМКБ «Союз» (МАП) под руководством В.Г.Степанова. В состав двигателей ДОК входили 4 двигателя управления по тангажу и 4 - по рысканию тягой по 10 кгс (по 2 двигателя на каждом блоке), и 8 двигателей по крену тягой по 2,5 кгс (по 4 двигателя на двух блоках). Двигатели ДПО-Х тягой по 20 кгс размещались на двух других блоках (по 4 на каждом блоке). Внутри отсека ДОК размещались 6 сферических баков с топливом массой около 300 кг (НДМГ и АТ) и 4 баллона с газом наддува топливных баков.
   Впереди на отсеке ДОК был установлен активный стыковочный узел типа «Штырь», для стыковки ЛОКа с ЛК после его возвращения с Луны, антенны системы сближения и стыковки «Курс».
Приборно-агрегатный отсек (ПАО) имел форму цилиндра с максимальным диаметром 2,2 метра и длиной 2,82 метра. ПАО располагался между СА и ЭО и состоял из трех отсеков: герметичного приборного отсека (ПО) и негерметичных переходного отсека (ПхО) и агрегатного отсека (АО).
   На ПхО размещались 4 двигателя причаливания и ориентации по оси «У» (ДПО-У) и 4 двигателя по оси «Z» (ДПО-Z) тягой по 20 кгс (разработчик - ТМКБ «Союз»). Двигатели были размещены в 4 блоках (по 2 двигателя в каждом блоке). Топливо для этих двигателей поступало по трубопроводам из топливных баков, располагавшихся в отсеке ДОК. По диаметру ПхО располагалась многовибраторная антенна командной радиолинии.
   В ПО находились приборы и аппаратура систем радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии, ориентации и управления движением корабля.
   ЛОК был оснащен ракетным блоком «И», созданным в КБ «Химмаш» А.М.Исаева. В состав блока «И» входили двухкамерный разгонный двигатель (РД) С5-51 тягой 3388 кгс с рулевыми соплами, однокамерный двигатель сближения и коррекции (ДСК) С5-62 многократного включения (до 35 раз) тягой 417 кгс, и сферический топливный бак диаметром 1,9 метра с герметичной внутренней перегородкой для разделения компонентов топлива (НДМГ и АТ). ДСК предназначался для маневрирования ЛОКа при сближении и стыковке с ЛК, а также для проведения коррекций траектории движения ЛОКа на трассе Луна-Земля. РД обеспечивал разгон ЛОКа с орбиты Луны к Земле. Ракетный блок «И» размещался в АО и ЭО. При этом топливный бак более чем наполовину располагался в АО и занимал почти весь его объем. Снаружи АО размещались радиаторы системы терморегулирования корабля.
   Энергоотсек (ЭО) имел форму усеченного конуса с максимальным диаметром 2,9 метра, высотой 1,3 метра и заканчивался базовым шпангоутом, который стыковался с коническим переходником цилиндрической оболочки, внутри которой, как в стакане, находился ЛК. Кроме ДУ блока «И» в ЭО размещались 16 двигателей ориентации (ДО) ЛОК (разработчик - ТМКБ «Союз»). 4 двигателя тягой по 2 кгс использовались для ориентации ЛОК по тангажу, 4 двигателя тягой также по 2 кгс - по рысканию и 8 ЖРД тягой по 0,5 кгс - по крену. Топливо для этих двигателей (НДМГ и АТ) поступало из бака ракетного блока «И».
http://www.friends-partners.org/partners/mwade/craft/soy7klok.htm



Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСало, это сборная салянка. Нижняя часть идентична верхней только без баков.
Если это:

 поставить на СА то левая, нижняя группа двигателей будет лупить по стенке этого самого СА.
Т.е. это фактически два наполовину разукомплектованных ДОКа,  поставленных один на другой?
Да.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=1131.0
Цитировать11Д72 – двигательная установка системы обеспечения запуска РБ Д РН 11А52
11Д73 – двигатели ориентации и коррекции КА 11Ф92
11Д74 – двигательная установка системы обеспечения запуска РБ Г РН 11А52

11Д75 - жидкостная реактивная система управления 3-й ступени РН 11К68
11Д76 - двигатель ориентации КА 11Ф94
11Д78 - ДУ
11Д79 - двигательная установка системы обеспечения запуска РБ 11С824
11Д79-03 - двигательная установка системы обеспечения запуска РБ 11С861-03
"Были когда-то и мы рысаками!!!"