КВРБ «Двина-КВТК»

Автор Yegor, 09.10.2008 18:51:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

frigate

У Дельты баки кислорода и водорода разделены.
В документе "Lockheed Atlas V Mission Planners Guide" есть секция про Centaur Extended Mission Kit, к сожалению в Сети выложено только содержание документа - попробую порыться дома.

Может быть и здесь:
Taming Liquid Hydrogen: The Centaur Upper Stage Rocket, 1958-2002. By Virginia P. Dawson and Mark D. Bowles. Washington, D.C.: NASA History Office [NASA SP-2004-4230], 2004. Tables. Index. List of Interviews. Pp xiii, 289.

А вообще в форуме есть отдельная тема по Центавру :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

mescalito

http://rapidshare.com/files/255213826/ATLAS_HISTORY__VEHICLE_DESIGN__AND_PRODUCTION.pdf.html

вот ссылка))

мне вообще то интересно почему наши не могут такой легкий РБ сделать
Информация должна быть доступна!

frigate

Цитировать
ЦитироватьТоже как бывший инженер, после общения с А24 и бутылки шампанского хочу заметить что тяговооружённость КВТК явно занижена.
Кстати, а как Вы её считаете?

А мне больше кажется, что там масса ПГ в сторону Луны завышена. :roll:

Дмитрий, только сегодня и только для Вас (C).  8)
У меня наконец-то дошли руки и я получил формулу для расчета грав. потерь TLI манёвра при старте с 200 км орбиты. РБ 12КРБ и 15КРБ приведены для сравнения - я прекрасно знаю, что на LLO они на сегоднешний день не смогут принципиально вывести НИЧЕГО (у КВД-1 2-х кратное включение двигателя).
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

serb

Frigate, а ПН в этой таблице - именно ПН или ПН+РБ?
ИМХО, конечно ;-)

SpaceR

Рискну уточнить, что вывести что-либо на LLO не сможет НИ ОДИН из указанных здесь РБ. Проблема перегрева криогенных топлив.

НЯП, Энергия предложила "оригинальный" (?) способ обхода этой проблемы за счёт использования РБ со сбрасываемым внешним торовым баком - но в приведенной таблице такой вариант отсутствует.

SpaceR

И ещё, Frigate. Вот Вы здесь указываете РН, а она вообще в состоянии такую массу поднять? ;)
Неплохо было бы указать в таблице ещё и начальную массу связки РБ+ПГ на НОО.

Я вот насчитал, что согласно последнему столбцу  РН Ангара-А7 должна Вам забросить на низкую орбиту массу 52 т.

frigate

ЦитироватьFrigate, а ПН в этой таблице - именно ПН или ПН+РБ?
ПН
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

frigate

ЦитироватьИ ещё, Frigate. Вот Вы здесь указываете РН, а она вообще в состоянии такую массу поднять? ;)
Неплохо было бы указать в таблице ещё и начальную массу связки РБ+ПГ на НОО.

Я вот насчитал, что согласно последнему столбцу  РН Ангара-А7 должна Вам забросить на низкую орбиту массу 52 т.
Я не утверждал что одна РН выводит РБ и ПН - моё допущение в том что связка РБ + ПН стартует с 200 км LEO орбиты.  :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

serb

Тогда что-то не сходится. ПН на ОСИЗ у А-5 - 24500 кг, exp(4400/4600)=2.58, тогда конечная масса (ПН+РБ)=9486 кг или 6226 кг "чистой" ПН

А, понятно, Вы предполагали раздельный вывод РБ и ПН. спасибо
ИМХО, конечно ;-)

frigate

ЦитироватьРискну уточнить, что вывести что-либо на LLO не сможет НИ ОДИН из указанных здесь РБ. Проблема перегрева криогенных топлив.

НЯП, Энергия предложила "оригинальный" (?) способ обхода этой проблемы за счёт использования РБ со сбрасываемым внешним торовым баком - но в приведенной таблице такой вариант отсутствует.
Если у Вас есть ТТХ этого РБ - пожалуйста поделитесь с народом :roll:
Проблема перегрева криогенных топлив существует и у криогенного РБ "Энергии" со сбрасываемыми баками.  :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьРискну уточнить, что вывести что-либо на LLO не сможет НИ ОДИН из указанных здесь РБ. Проблема перегрева криогенных топлив.

НЯП, Энергия предложила "оригинальный" (?) способ обхода этой проблемы за счёт использования РБ со сбрасываемым внешним торовым баком - но в приведенной таблице такой вариант отсутствует.
Если у Вас есть ТТХ этого РБ - пожалуйста поделитесь с народом :roll:
Проблема перегрева криогенных топлив существует и у криогенного РБ "Энергии" со сбрасываемыми баками.  :idea:

Если месяц в космосе болтаться, то да, проблема есть. А 8-10 дней - без проблем.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

serb

Если не ошибаюсь, РД-0146 - двухтопливный, в смысле - работает и на кислороде, и на метане?
Тогда сбрасыввать можно только водородный бак, а коррекции и выход на ОИСЛ осуществлять на метане, с меньшим УИ - но и с меньшими проблемами с перегревом (кислород хранить двано умеем, у метана та же температура)
ИМХО, конечно ;-)

frigate

ЦитироватьИ ещё, Frigate. Вот Вы здесь указываете РН, а она вообще в состоянии такую массу поднять? ;)
Неплохо было бы указать в таблице ещё и начальную массу связки РБ+ПГ на НОО.

Я вот насчитал, что согласно последнему столбцу  РН Ангара-А7 должна Вам забросить на низкую орбиту массу 52 т.
Ну это просто - прибавьте к начальной массе РБ массу ПН (она между прочим разная для TLI и LLO миссий) и вы получите массу связки РБ+ПН на 200 км LEO орбите, с которой связка стартует к Луне.  Ладно, уберу РН из таблицы и добавлю массу на LEO.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Дмитрий В.

ЦитироватьЕсли не ошибаюсь, РД-0146 - двухтопливный, в смысле - работает и на кислороде, и на метане?
Тогда сбрасыввать можно только водородный бак, а коррекции и выход на ОИСЛ осуществлять на метане, с меньшим УИ - но и с меньшими проблемами с перегревом (кислород хранить двано умеем, у метана та же температура)

И на водороде и на метане :wink:

Правда, не знаю сильно ли эти варианты различаются.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

serb

ЦитироватьИ на водороде и на метане :wink:

Правда, не знаю сильно ли эти варианты различаются.

Да, именно это и имел в виду, сорри.
Тогда вопрос - возможно ли переключение с одного вида горючего на другой в полёте?
Или там именно разные версии с разными ТНА и, может быть, форсуночными головками?
ИМХО, конечно ;-)

frigate

Цитировать
ЦитироватьИ на водороде и на метане :wink:

Правда, не знаю сильно ли эти варианты различаются.

Да, именно это и имел в виду, сорри.
Тогда вопрос - возможно ли переключение с одного вида горючего на другой в полёте?
Или там именно разные версии с разными ТНА и, может быть, форсуночными головками?
Ну об этом я бы попытался поспрашивать двигателистов из КБХА на Максе (если конечно они там будут).  :idea:
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

SpaceR

ЦитироватьЕсли у Вас есть ТТХ этого РБ - пожалуйста поделитесь с народом :roll:
Проблема перегрева криогенных топлив существует и у криогенного РБ "Энергии" со сбрасываемыми баками.  :idea:
Увы, ТТХ нигде нет, он пока достаточно "виртуален" и смотрится конкретно "под Луну" (и его характеристики будут определяться и требованиями конкретной задачи, и возможностями проектируемой для нее РН). Упоминания были только в презентациях РККЭ и ещё на знаменитой картинке Зака (видимо, "по мотивам" некоторых бесед с инсайдерами).

А проблема перегрева для торового бака решается за счёт затенения боковых стенок пустым внешним баком и применения ЭВТИ на днищах.
У классического же РБ придется теплоизолировать на 4 суток весь бак, в котором, если не ошибаюсь, остается всего 15-20% свободно болтающегося топлива. Не знаю, реально ли это вообще, но и масса, и стоимость этих мероприятий будут ощутимыми. Вероятно, потребуется конфигурация "бак в баке" и система рециркуляции с холодильником. Само собой, в массовых характеристиках указанных РБ это никак не учитывалось.

mescalito

Вопросы Frigate: Почему вы не учитываете потери характеристической скорости на управление?
Использовали ли вы для расчета гравитационных потерь литературу на русском языке? например Сихарулидзе Ю.Г. Баллистика ЛА. и Основы механики космического полета Охоцимский Д.Е., Сихарулидзе Ю.Г.
Считаю, что у вас гравитационные потери занижены в разы.

По поводу проблемы перегрева водорода в баке
у амеров такой проблемы нет в принципе так как у них есть микрокриогенные машины для ожижения и термостатирования криогенных жидкостей небольшой массы и мощности. Большое число микрокриогенных машин Стирлинга и Гиффорда-Макмагона уже отработанно в космосе на различных телескопах и детекорах излучений.
Основная концепция хранения водорода в космосе у них такая:
испарившийся водород идет на захолаживание стенок своего бака и бака кислорода (то есть водород заправляют с учетом этих потерь) весь испарившийся кислород ожижается в микрокриогенной машине и возвращается в бак. Таким образом они гарантируют хранение на орбите до полугода без потерь кислорода и с минимальными потерями водорода. Да,  ЭВТИ тоже используется. Если же миссия более длительная, то становится выгодным вариант с двойными оболочками у баков (бак в баке). Даже учитывая проблемы с такой конструкцией (например резонансные частоты при старте и работе двигателя)

У нас так хранить криогенные жидкости не могут, так как нет ни одной отработанной микрокриогенной машины работающей в условиях космического пространства. (я про такие не слышал, хотя сами микрокриогенные машины есть). А вот идея использовать испаряющийся водород для термостатирования бака кислорода планировалась еще на РБ "Шторм" система эта называлась вроде Испарительная система криостатирования, но она тогда больше месяца хранить не позволяла.

На Буране планировалось использовать микрокриогенную машину и вроде даже ее сделали (в Харькове если не ошибаюсь) но тут развалился СССР.
Информация должна быть доступна!

Дмитрий В.

Активную систему охлаждения планировали делать и на Смерче (для больших сроков существования). Но до Луны месяц лететь не надо. Примерно до недельного-десяитидневного срока существования КРБ вполне годиться комбинированная ТИ - пенопласт + ЭВТИ. Кстати, при умеренных массовых затратах. Например, Смерч при РЗТ около 70 т имел конечную массу около 10 т. Вполне неплохо для разгонного блока.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьВопросы Frigate: Почему вы не учитываете потери характеристической скорости на управление?
...
Считаю, что у вас гравитационные потери занижены в разы.

Потери на управление для КРБ - копеечные. Да и  гравитациооные потери тоже невелики, поскольку импульсы выдаются в районе апо- или пери центров, где углы наклона траектории близки к нулю.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!