О начале китайской космонавтики

Автор Liss, 02.06.2007 23:57:21

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Liss

Не совсем в тему, но уж больно картинка хороша.

Вы не можете просматривать это вложение.

Военнослужащие полигона Цзюцюань слушают сигналы первого китайского спутника "Дунфанхун-1".
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Bell

Мда...
Дурдом "Ромашка", палата №6...
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Старый

Бюстик (Мао?) на приёмнике внушаеть. :)
Цитатники на столе...
 Интересно, кто режисировал этот снимок? Наши по моему до такого не докатывались...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

KBOB

ЦитироватьБюстик (Мао?) на приёмнике внушаеть. :)
Цитатники на столе...
 Интересно, кто режисировал этот снимок? Наши по моему до такого не докатывались...

Вот негры свой первый спутник запустят, не такое увидите!
Россия больше чем Плутон.

rustem

"Голос Америки" в своё время говорил, что, по некоторым неподтверждённым источникам, в самом конце 1978 г. в Китае был первый полёт космического корабля с человеком, но неудачный.
В отличие от кочующих баек о советских "космонавтах-фантомах", имхо, это более чем вероятно. Кое-какие серьёзные технические и организационные основания очевидны т.ск. невооружённым глазом.
Думаю, эта главная китайская космическая тайна рано или поздно раскроется - как главная советская (лунная программа). Если и когда это кто-нибудь расследует и подтвердит, пожалуй, пулитцеровская премия была бы обеспечена.
Может, у кого из форумян есть ссылки и побольше информации (пусть даже непроверенной) ?

Dude

А звали погибшего тайкунавта Ван Гу. :)

Снусмумрик

На самом деле его просто отправили в очень долгий полёт. Но скоро он вернётся...
В России три беды - дураки, дороги и "технологии, не имеющие аналогов в мире".

pkl

Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Liss

Цитировать"Голос Америки" в своё время говорил, что, по некоторым неподтверждённым источникам, в самом конце 1978 г. в Китае был первый полёт космического корабля с человеком, но неудачный.
Существование проекта двухместного корабля "Шугуан-1" по типу Gemini уже давно не тайна. Известно также, что работа по нему резко замедилась после бегства и гибели министра обороны Линь Бяо и вскоре сошла на нет.
Если предположить, что в действительности некий пилотируемый проект все-таки был реализован, то вопрос: а чем корабль запустили?
Носитель CZ-1 с грузоподъемностью порядка 200 кг отбрасываем сразу. До конца 1978 года стартовали также шесть РН "Фэньбао-1" (из них три аварийно) и четыре "Чанчжэн-2" (первая аварийно, следующие три успешно). Однако грузоподъемность последней не превышала 1900 кг, и впихнуть в эту массу даже одноместный корабль было бы совершенно не тривиально.

ЦитироватьВ отличие от кочующих баек о советских "космонавтах-фантомах", имхо, это более чем вероятно. Кое-какие серьёзные технические и организационные основания очевидны т.ск. невооружённым глазом.
Например?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Дмитрий В.

ЦитироватьОднако грузоподъемность последней не превышала 1900 кг, и впихнуть в эту массу даже одноместный корабль было бы совершенно не тривиально.
А суборбитальный полет?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Liss

Цитировать
ЦитироватьОднако грузоподъемность последней не превышала 1900 кг, и впихнуть в эту массу даже одноместный корабль было бы совершенно не тривиально.
А суборбитальный полет?
Если на "Фэньбао-1", то примерно 3100. Два таких полета действительно было: 14.09.1977 и 15.04.1978. На "Чанчжэне-2" могло быть и потяжелее.
Вот только зачем?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

ronatu

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьОднако грузоподъемность последней не превышала 1900 кг, и впихнуть в эту массу даже одноместный корабль было бы совершенно не тривиально.
А суборбитальный полет?
Если на "Фэньбао-1", то примерно 3100. Два таких полета действительно было: 14.09.1977 и 15.04.1978. На "Чанчжэне-2" могло быть и потяжелее.
Вот только зачем?

Bo uMR MAO... :wink:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

rustem

:shock: Пожалуй, рановато выставил на голосование - после обсуждения, возможно, некоторые голосовали бы по-другому.

ЦитироватьСуществование проекта двухместного корабля "Шугуан-1" по типу Gemini уже давно не тайна. Известно также, что работа по нему резко замедилась после бегства и гибели министра обороны Линь Бяо и вскоре сошла на нет.
Если предположить, что в действительности некий пилотируемый проект все-таки был реализован, то вопрос: а чем корабль запустили?
Носитель CZ-1 с грузоподъемностью порядка 200 кг отбрасываем сразу. До конца 1978 стартовали также шесть РН "Фэньбао-1" (из них три аварийно) и четыре "Чанчжэн-2" (первая аварийно, следующие три успешно).
ЦитироватьКое-какие серьёзные технические и организационные основания очевидны т.ск. невооружённым глазом.
Например?
В том-то и дело, что о начале первой китайской пилотируемой программы проекте-714 в последние годы стало известно довольно много, включая организационные вехи, сведения о корабле Шугуан-Shuguang и о центре подготовки тайконавтов, имена их 1-го набора и т.д. Но более-менее подробно известно о пилотируемых разработках лишь за период до "остановки" проекта-714 в 1972, а дальше идёт подозрительный информационный провал и очень скудные сведения, которые в то же время говорят, что такие работы в конце 70-х однозначно велись.
Вырисовывается следующая картина.
В конце 60-х на волне космической романтики и гонки СССР и США Китай решил было стать третьей косм.сверхдержавой, причём всего лишь через 12 лет после них - уже к 1973. Несмотря на т.ск. многостороннесть предпринятого проекта-714, такие сроки, конечно, были шапкозакидательскими и малореальными для страны по научно-техническому и финансовому потенциалу и затратам, тем более, что Китай только что стал ядерной державой и одновременно продолжал затратные разработку ракетно-ядерной программы с МБР ДунФан-DF-5 и пополнение такого арсенала.
Как гласит нынешняя официальная информация, проект-714 был якобы остановлен в мае 1972. Но на деле это, видимо, просто была некоторая пауза и отсрочка. Ещё в 1967 Китай запустил на суборбитальный полёт на геофизической ракете собаку, а первый спутник и малый носитель Чанчжэнь-CZ-1 Китай, как известно,  заимел в 1970 (после первой неудачной попытки в 1969). Далее и носители, и КА весьма активно летали. Уже с 1972 Китай по другим программам (спутниковой JSSW и суборбитальной DDDS) начал старты созданного на базе DF-5 и бОльшего чем CZ-1 серьёзного носителя Фэнбао-FB-1, а с 1974 - его же разновидности CZ-2. Этот носитель, предназначавшийся как раз для проекта-714, был достаточен по нагрузке для Шугуана (кстати, скорее, одноместного, судя по размерам) и аналогичен Татану-2 для корабля Джемини в США. И с первыми полётами в 1975-1976 возвращаемого КА FSW упорный Китай всё же обрёл технологию СА - сравнительно быстро и намного раньше других малых косм.держав.
Вполне возможно, что как и СССР, который имел до Гагарина не так уж много успешных полётов носителя и корабля Восток, Китай посчитал около 14-ти в основном успешных стартов носителя FB-1/CZ-2 (в т.ч. не менее 4-х CZ-2) и 4 запуска FSW (в т.ч. одного частично и двух последних полностью успешных) достаточной подготовкой. В нынешнюю эпоху китайской косм."гласности" по периоду после 1972 информации почти нет как по работам над кораблём (т.к. работы якобы "остановлены в 1972"), так и по имевшим место полётам FSW. Однако, в своё время Китай официально объявил о своей пилотируемой программе в феврале 1978 - сразу после предположительно 2-го "зачётного" полёта FSW/Shuguang 26 января 1978. В апреле Китай сообщил, что в течение 8 лет в этой программе будут использованы не только корабль, но и орбитальная станция. Наконец, в ноябре того же года Китай такие работы ещё раз подтвердил.
Весь этот неожиданного начавшийся поток предупреждений, нехарактерный для обычно острожного и засекреченного Китая, видимо, говорил о том, что он посчитал, что программу уже не остановить, готовил мир к появлению новой косм.сверхдержавы и решился на запуск с тайконавтом в декабре 1978 (по другим данным подозрительный старт был 7 января 1979).
Действительно, Китаю оставалось сделать всего пол-шага, имея готовой практически всю матчасть, включая СЖО. Её первые прототипы были опробованы ещё на суборбитальном полёте собаки в 1967, а к началу 70-х был создан целый медико-технический институт в центре подготовки тайконавтов.
А остановить такую практически готовую программу могла, пожалуй, только катастрофа. Судя по тому, что на орбите объекты зафиксированы не были, неудачным мог быть именно старт. А его причиной, как и причиной "отставки" Шугуана, по всей видимости стало отсутствие САС при том, что в малые размерности СА Шугуана впихнуть катапультируемое кресло было очень сложно (хотя, похоже, это всё-таки планировалось). САС была серьёзной техпроблемой и для мощного СССР несколько лет в доСоюзовскую эпоху. А Китай, и 20 лет спустя так и не создал ракетную САС и купил её под-ключ у России.  В то же время, если уж не склонный к камикадзе СССР решился на авантюрное использование Восходов, не имеющих ни катапультные кресла ни САС, то Китай тем более не мог удержаться от соблазна, пока ему не неповезло.
Не решившись упомянуть о возможном неудачном пилотируемом старте, осторожные советские источники (энциклопедии ежегодники БСЭ и "Космонавтика" позже) всё же писали, что старты FSW - это, видимо, отработка пилотируемого корабля. Более свободные "Голос Америки" и другие западные источники прямо упоминали о предположительном запуске.
Также как советский КК Восход стал иметь двойное назначение (ещё как КА фоторазведки Зенит), китайская пара КК Шугуан и КА FSW - это, как минимум, по-сути версии одного аппарата, а, скорее, условная серия FSW-0 - это просто "прикрытие" Шугуана. Китай, склонный повторять этапы советской космонавтики даже сейчас, и тогда тоже хотел в 1-ю очередь не фоторазведку, а тайконавта, причём не неперспективно суборбитально, а тоже сразу на орбиту.
Судя по некоторым опубликованным фото, фермы обслуживания стартового стола CZ-2 были хоть и не столь внушительные, как у теперешнего CZ-2F, но слишком серьёзны и избыточны для носителя только спутников, который вместе с ними полностью собирался в МИКе. На некоторых фото стартующие FB-1/CZ-2 имеют не достаточный для спутников тупой обтекатель (опубликованный также на других фото), а очень острый, явно прототипный для САС.
В пользу того, что главным для FSW и CZ был всё-таки тайконавт, также свидетельствует то, что фоторазведка была целью другой параллельной программы (JSSW), а полёты FSW, до начала 1978 ежегодные, после предположительной пилотируемой аварии в 1978 вдруг прекратились до 1982 - когда КА уже, видимо, окончательно стал только непилотируемым КА фоторазведки и всякого научно-прикладного применения и сначала впервые был открыто назван FSW-возвращаемый, а потом JianBing-дозорный.
Исходную же версию FSW в виде корабля Шугуан, похоже, посчитали и технически нежизнеспособной, и морально устаревшей, а в 1980 сделали заявление, что пилотируемая программа якобы была отменена из-за большой стоимости (на деле, скорее, из-за технических проблем и нежелания продолжать в начатом виде). Но тогда же и позже выдавали фото, из которых следует, что, явно используя немалый ранний задел, ведутся работы по прототипам несколько бОльших кораблей, которые в ходе второй вялотекущей и малоопределённой в деталях (с разбродом от капсульного корабля до крылатого челнока) китайской пилотируемой программы 80-х не были реализованы.

Liss

ЦитироватьКак гласит нынешняя официальная информация, проект-714 был якобы остановлен в мае 1972. Но на деле это, видимо, просто была некоторая пауза и отсрочка...
И с первыми полётами в 1975-1976 возвращаемого КА FSW упорный Китай всё же обрёл технологию СА - сравнительно быстро и намного раньше других малых косм.держав...
Вполне возможно, что как и СССР, который имел до Гагарина не так уж много успешных полётов носителя и корабля Восток, Китай посчитал около 14-ти в основном успешных стартов носителя FB-1/CZ-2 (в т.ч. не менее 4-х CZ-2) и 4 запуска FSW (в т.ч. одного частично и двух последних полностью успешных) достаточной подготовкой.
Всего 12 на конец 1978, в т.ч. два суборбитальных FB-1; из 10 орбитальных четыре аварийных.

ЦитироватьВ нынешнюю эпоху китайской косм."гласности" по периоду после 1972 информации почти нет как по работам над кораблём (т.к. работы якобы "остановлены в 1972"), так и по имевшим место полётам FSW.
По FSW не особенно много, но есть. В частности, есть массы всех FSW серии 01 и 02, запущенных в 1975-1987 гг.: от 1783 до 1842 кг.

ЦитироватьОднако, в своё время Китай официально объявил о своей пилотируемой программе в феврале 1978 - сразу после предположительно 2-го "зачётного" полёта FSW/Shuguang 26 января 1978. А в ноябре того же года Китай такие работы подтвердил - видимо, потому, что решился на запуск с тайконавтом в декабре 1978 (по другим данным подозрительный старт был 7 января 1979).
А вот с этого места поподробнее, пожалуйста: ссылки на февральское и ноябрьское объявления, а лучше цитаты.

ЦитироватьНе решившись упомянуть о возможном неудачном пилотируемом старте, осторожные советские источники (энциклопедии ежегодники БСЭ и "Космонавтика" позже) всё же писали, что старты FSW - это, видимо, отработка пилотируемого корабля.
В "красной" энциклопедии так говорится про один-единственный полет FSW, а именно -- запущенный 07.12.1976. В ежегодниках 1977 и 1979 г. в текстах по запускам 1976 и 1978 г. я такого утверждения не обнаружил вовсе. Откуда Вы их взяли?

ЦитироватьВ пользу того, что главным для FSW и CZ был всё-таки тайконавт, также свидетельствует то, что фоторазведка была целью другой параллельной программы (JSSW), а полёты FSW, до начала 1978 ежегодные, после предположительной пилотируемой аварии в 1978 вдруг прекратились до 1982 - когда это стал уже, видимо, только одноцелевой КА фоторазведки.
Прекратились не вдруг, а в связи с переходом с РН CZ-2 на CZ-2C плюс, вероятно, внутриполитические причины.
Пожалуйста, источник информации о том, что JSSW -- это фоторазведка. Уточните также, почему, согласно все тем же ежегодникам БСЭ, о посадках СА FSW сообщалось, а о посадках JSSW -- никогда.

Цитироватьа в 1980 сделали заявление, что пилотируемая программа якобы была отменена из-за большой стоимости
Еще раз хотелось бы точную цитату.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Chilik

ЦитироватьДо конца 1978 года стартовали также шесть РН "Фэньбао-1" (из них три аварийно) и четыре "Чанчжэн-2" (первая аварийно, следующие три успешно). Однако грузоподъемность последней не превышала 1900 кг, и впихнуть в эту массу даже одноместный корабль было бы совершенно не тривиально.
Википедия приводит массу Mercury МА-6 в 1935 кг. Почти сошлось. :) Тем более, если "партия сказала надо" и (почему бы и нет) конструкция оптимизировалась под весьма компактного пилота. Не Пелевин, конечно, но из миллиарда-то человек одного мелкого выбрать можно? Плюс сознательно ограничить миссию флаговтыком, т.е. минимальная СЖО и низкая орбита.
Но это так, мысли вслух по поводу принципиальной возможности. Версия о реальном старте весьма шаткая. За 30+ лет утекло бы, столько причастных людей не спрятать.

rustem

Цитировать...если "партия сказала надо" и (почему бы и нет) конструкция оптимизировалась под весьма компактного пилота. Не Пелевин, конечно, но из миллиарда-то человек одного мелкого выбрать можно? Плюс сознательно ограничить миссию флаговтыком, т.е. минимальная СЖО и низкая орбита. Но это так, мысли вслух по поводу принципиальной возможности.
О том, что СЖО явно была и о авантюрности старта (повторяющей Восходы заочного советского "учителя") добавлено в текст выше.

ЦитироватьВсего 12 запусков FB-1/CZ-2 на конец 1978, в т.ч. два суборбитальных FB-1; из 10 орбитальных четыре аварийных.
Мэтр Вейд, собиравший информацию от разных источников, насчитал 14, но почти в половине случаев всё весьма неясно - то-ли FB, то-ли CZ, то-ли неудача, то-ли суборбитальный, то-ли с Цзюцюаня, то-ли с Тайюаня, и т.д.

Цитироватьесть массы всех FSW серии 01 и 02, запущенных в 1975-1987 гг.: от 1783 до 1842 кг.
Кстати, это с одной стороны вполне допускает возможность пилотируемого предназначения СА и корабля, но с другой стороны, такая масса, так же как и размеры СА, однозначно говорят об одноместности и аналогичности американскому Меркурию. Возможно, Шугуан шапкозакидательски и замышлялся как двухместный (как написано у Вейда и кое-где ещё) аналог Джемини, но при воплощении в железо FSW-0 суровая практика его уменьшила.

ЦитироватьДо 1982 полёты FSW прекратились не вдруг, а в связи с переходом с РН CZ-2 на CZ-2C плюс, вероятно, внутриполитические причины.
Вся эта административная чехарда предположительно была не столько с CZ-2 и -2C, сколько с разделением на CZ-2 и FB-1, которые по-сути были версиями одного и того же носителя разных заказчиков. Ещё в ряде мест написано, что CZ-2 - это недоведённый прототип штатного CZ-2C.
Кстати, ещё более осторожные другие советские гадающие источники (журналы ЗВО, ЗиВ, НвНиТ и т.д.) до того, как на Западе не рассказали о Шугуане, совсем не решались высказывать предположения о пилотируемых наработках, хотя это оказалось неверно.

ЦитироватьПожалуйста, источник информации о том, что JSSW -- это фоторазведка. Уточните также, почему о посадках СА FSW сообщалось, а о посадках JSSW -- никогда.
Вейд предположительно, а несколько других западных источников и Салахутдинов более уверенно говорят, что JSSW были фоторазведчиками, только со сбросом данных по шифрорадиоканалу.

Цитировать"Однако, в своё время Китай официально объявил о своей пилотируемой программе в феврале 1978 - сразу после предположительно 2-го "зачётного" полёта FSW/Shuguang 26 января 1978. А в ноябре того же года Китай такие работы подтвердил - видимо, потому, что решился на запуск с тайконавтом в декабре 1978"
А вот с этого места поподробнее, пожалуйста: ссылки на февральское и ноябрьское объявления, а лучше цитаты.
"...а в 1980 сделали заявление, что пилотируемая программа якобы была отменена из-за большой стоимости"
Еще раз хотелось бы точную цитату.
Так это ж везде написано, где написано про проекты 714 и 921. Другое дело, что объявления делались, конечно, не на уровне председателей КПК и ВСНП, а научными чинами. Кстати, подобное заранее практически не объявлялось и в СССР ни высшими, ни низшими чинами. В Китае, который был по уши засекречен и мнителен не менее СССР, это, конечно, было невозможно без санкции свыше.

Liss

ЦитироватьВикипедия приводит массу Mercury МА-6 в 1935 кг. Почти сошлось. :)
Это с САСом, а без него и того меньше.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Paleopulo

Цитировать
Цитироватьа в 1980 сделали заявление, что пилотируемая программа якобы была отменена из-за большой стоимости
Еще раз хотелось бы точную цитату.
Игорь, как я полагаю, речь может идти о следующем:

В декабре 1980 года главный инженер космического центра китайской Академии наук Ван Чжуашань (Wang Zhuanshan) заявил, что хотя осуществление пилотируемого полета больше не является для Китая технической проблемой, реализация ее откладывается на неопределенный срок из-за ее слишком большой стоимости.

Я это сообщение в свое время выписал из Air et Cosmos. Возможно, оно и в Speceflight было.

Paleopulo

И кстати, в китайских источниках читал (с промтом, естественно), что Шушуган был двухместный, и именно "Джеминиподобный". То есть имел мало общего с FSW, который скорее "Востокоподобный". :)

Дмитрий Виницкий




Comparison of Chinese FSW and Shuguang1 capsules with American Gemini and Mercury...


Credit- © Mark Wade
+35797748398