История САС

Автор Вован, 06.04.2008 18:45:22

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вован

Из новостей 5.04.2008 года.
На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску ракеты космического назначения «Союз-ФГ» с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-12».
   Сегодня в монтажно-испытательном корпусе площадки 112 космодрома проводится общая сборка ракеты космического назначения.
   Работы начались со сборки системы аварийного спасения космонавтов.

Все-таки большое значение придается САС. Если взглянуть на САС первого корабля «Союз» и сравнить с САС современного «Союз ТМА», то мы увидим две большие разницы. Что произошло с САС за 42 года?

Байконур надолго - навсегда

fagot

Заменили 12-ти сопловый основной РДТТ на 4-х сопловый.

Вован

ЦитироватьЗаменили 12-ти сопловый основной РДТТ на 4-х сопловый.

Говорят, основной двигатель стал состоять из двух (по 4 сопла в каждом) :wink:

Байконур надолго - навсегда

Вован

Предлагаю пойти другим путем: для КК «Союз» ДУ САС имели индексы 11Д828, 11Д828М, 11Д855 и 11Д855М. Каждая их этих ДУ внешне должна отличаться друг от друга, одна сильно, другая – не очень. ДУ САС менялась из-за САС в целом. А САС менялась в связи с изменением корабля. Может с корабля начнем?
Байконур надолго - навсегда

Андрей Суворов

Ну, видимо, первое изменение - это переход от первой линейки "Союзов", закончившейся на Союзе-11, ко второй, закончившейся на Союзе-40, дальше - переход на Союз-Т, и потом - переход на Союз-ТМ.

Хотя, возможно, первое изменение было и в другой момент...

ааа

Что-то такое вспоминается, что для "Союзов" с АПАСом была сделана новая САС.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

kulch

ЦитироватьЧто-то такое вспоминается, что для "Союзов" с АПАСом была сделана новая САС.
Зачем, интересно? Устройство стыковочного узла не должно влиять на САС. Масса вроде не могла сильно измениться...
Юрий Кульчицкий (Kulch)
http://kulch.spb.ru

Petrovich

ЦитироватьПредлагаю пойти другим путем: для КК «Союз» ДУ САС имели индексы 11Д828, 11Д828М, 11Д855 и 11Д855М. Каждая их этих ДУ внешне должна отличаться друг от друга, одна сильно, другая – не очень. ДУ САС менялась из-за САС в целом. А САС менялась в связи с изменением корабля. Может с корабля начнем?
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Schwalbe

Вообще-то узел тяжелее. Как бы не на 150 кг.
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

us2-star

Даже не подозревал подобного многообразия САС.. :oops:
А нет ли у кого каких-нибудь деталей, чем вызвано, и что дало увеличение длины нижней части "типа 2А" по сравнению с "типом 2" и
почему "тип 3" так сильно увеличился, особенно в длинну(высоту)?
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Вован

Цитировать

По моим сведениям Type 2 и Type 2A применительно к "Союзам" ничем не отличались :wink:
Байконур надолго - навсегда

Вован

ДУ САС Союза-1...11



ДУ САС Союза-12...40 изменена в связи с необходимостью уменьшить массу ДУ из-за увеличения массы КК при введении скафандров и запаса кислорода в СА (исчез «грибок» над соплами основного двигателя)



Байконур надолго - навсегда

Feol

А зачем четыре маленьких сопла выше основных торчат? Какова вообще логика работы САС? И какой вообще масштаб её на картинках? Диаметр бы знать, например.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Bart Hendrickx

Из книги «РКК Энергия 1946-1996» :

О САС для модификации Союз-Т :

ЦитироватьДля Союза-Т в 1968-1972 гг. разрабатывалась новая САС с целью устранения присущих Союзу недостатков и повышения надежности. За счет новой двигательной установки САС, созданной заводом «Иксра», были увеличены высота и дальность увода при аварии на старте. При этом стало возможным применение более надежной основной парашютной системы вместо запасной. Для обеспечения посадки СА вдали от старта вводилась так называемая «ветровая логика» (учет ветра при выборе направления увода). При высотных авариях на участке после сброса ДУ САС и до сброса головного обтекателя (на Союзе участок не был обеспечен средствами спасения экипажа) вводился увод ОГБ вверх и в сторону с помощью двух пар дополнительных двигателей, установленных на головном обтекателе. Появление средств спасения на этом участке позволило внедрить ранний сброс ДУ САС (123 с полета вместо 160 с), что компенсировало потери массы на модернизацию САС. Еще одно новшество состояло во введении второго дополнительного, устанавливаемого над основным, двигателя увода : при аварии на старте он включался и увеличивал высоту увода, а при высотных авариях, где устойчивость ОГБ уменьшалась, играл роль балансировочного груза. Для реализации новой логики САС и повышения надежности модернизировалась автоматика САС ...
Пока шла разработка Союза-Т, часть новых идей по САС была внедрена сначала на корабле 7К-Т (тут, наверно, имеется в виду двухместный вариант, т.e. Союз-12-->40) ), потом в программе Союз-Аполлон.

О САС для модификации Союз-М (ЭПАС) :

ЦитироватьПри повышении масса корабля с перераспределением масс в стороны стыковочного агрегата и применения старого двигателя увода возможны были при аварии на стартовом комплексе случаи недостаточной для парашютной системы высоты увода с вероятностью около 3 процентов. Кроме того, по результатам практических проработок можно было исключить опасную зону (около 10 с полета) между сбросами ДУ САС и головного обтекателя, где спасение на Союзе было проблематичным. В целях повышения уровня безопасности экипажа, учитывая международный характер программы, К.Д. Бушуев принимает решение о доработке САС. Проектные решения по САС включали в себя создание нового с повышенным импульсом двигателя и введение указанного участка работаты САС с установкой на ГО четырех двигателей для увода на этом участке. Соответственно дорабатывались головной обтекатель и автоматика САС.

О САС для модификации Союз-ТМ

ЦитироватьОдним из мероприятий по повышению допустимой массы корабля стала модернизация САС, в основе которой лежало создание новой конструкции ДУ САС. Два центральных двигателя (основной и дополнительный) были заменены на двухкамерный двигатель. Две камеры этого двигателя включались по той же логике, но работали через совмещенный сопловый блок. Такая интеграция двигателей в единую конструкцию, осуществленная заводом «Иксра», существенно снизила массу ДУ САС. Одновременно за счет уменьшения его диаметра была улучшена аэродинамическая компоновка ОГБ САС и уменьшена масса балансировочного груза. Важным мероприятием был перенос сброса ДУ САС со 123-й на 115-ю секунду полета РН, что позволило совместить районы падения боковых блоков РН и ДУ САС и дало дополнительный выигрыш в массе. В сумме полезный груз РН был увеличен примерно на 60 кг.
[/i]

Shin

Из МПК цитатка:

ЦитироватьСамым существенным отличием РН «Союз» от предыдущих носителей типа Р-7, предназначенных для пилотируемых полетов, стала САС нового типа. Она «взводилась» за 15 мин до подъема РН и обеспечивала спасение экипажа в случае аварии РН как на стартовом столе, так и на любом участке полета (кроме 4 секунд между отделением ДУ САС на 157 сек полета и сбросом ГО на 161 сек).
Для спасения экипажа до 157-й секунды РН была снабжена отделяемым головным блоком (ОГБ) САС, который представлял собой своеобразный летательный аппарат, состоящий из:
– уводимой части КК (СА и БО);
– головного обтекателя;
– двигательной установки (ДУ САС).
Твердотопливная ДУ САС представляла собой два многосопловых блока РДТТ (для разделения и увода ОГБ) и четыре небольших управляющих РДТТ. Корабль соединялся с ГО тремя опорами, которые окружали СА и «упирались» в нижний шпангоут БО. На этом шпангоуте СА как бы «висел».
При аварии РН включались РДТТ разделения и увода, которые поднимали ОГБ над аварийным носителем и уводили его на высоту не менее 850 м и в сторону не менее чем на 110 м. Затем СА отделялся и совершал посадку на парашюте (при аварии в первые 26 сек полета – на запасном, после 26 сек полета – на основном). Тяга РДТТ составляла 76 тс, а время работы менее 2 сек. При срабатывании РДТТ экипаж испытывал перегрузки до 10g.
При аварии между 161 и 522 сек полета СА и БО отделялись от ПАО, затем СА отделялся от БО и спускался по штатной программе посадки.
При аварии после 522 сек и до выхода на орбиту производилось разделение отсеков КК по штатной схеме, но спуск проходил по баллистической траектории, при этом перегрузки могли превышать 10g.
В ходе разработки САС, в 1965 г., выяснилось, что сброс ГО при аварии целиком невозможен без сильного удара по ПАО. Решили ГО разделить на две части поперечным стыком, чтобы при срабатывании ДУ САС отделять только верхнюю часть ГО. При этом его нижняя часть вместе с ПАО КК оставалась с ракетой. Для сохранения устойчивости в полете на ГО появилось четыре решетчатых стабилизатора. Такая конструктивно-компоновочная схема ОГБ САС стала базовой для всех модификаций РН серии «Союз» и КК «Союз» и сохранилась до сих пор, хотя в течение всех лет эксплуатации несколько раз модернизировалась.

Shin

Вот нашел несколько реальных картинок САС


"Союз-4"



"Союз-5"



"Союз-8"




Вопрос Вовану: А почему на "Союзе-4" САС в термочехле, а на "Союзе-5" в то же время циклограммы (вроде бы) она уже раздета?

Shin

Type 1a :)

"Союз-??" не знаю какой :)




"Союз-18":


Shin

Type 2

"Союз-16":




"Союз-19":



P.S.

Кстати, вот на GRINе:

http://grin.hq.nasa.gov/ABSTRACTS/GPN-2002-000154.html

фотография явно не про ASTP :) Может Барт стукнет кому надо, чтоб уточнили и исправили :)

Shin

Из МПК про САС АПАСа:

ЦитироватьПоскольку программа носила международный характер, вопросам надежности РН и безопасности экипажа было уделено особое внимание. Увеличение массы корабля и установка на нем нового стыковочного агрегата (что смещало центр масс головного блока (ГБ)) вызвали необходимость серьезной доработки системы аварийного спасения (САС). Во-первых, на ГБ была установлена новая ДУ САС с увеличенной массой заряда твердого топлива для повышения высоты и дальности увода СА в случае аварии РН на старте. За основу была взята конструкция ДУ САС корабля 7К-Л1. Это позволяло при аварийной посадке использовать основную парашютную систему, а не запасную. Во-вторых, была исключена опасная зона на траектории полета между сбросами ДУ САС и головного обтекателя (ГО), когда спасение экипажа корабля «Союз» было невозможно. Для этого на ГО были установлены две пары РДТТ, которые уводили ГБ вверх и в сторону при аварии РН после сброса ДУ САС.

Вован

ЦитироватьА зачем четыре маленьких сопла выше основных торчат? Какова вообще логика работы САС? И какой вообще масштаб её на картинках? Диаметр бы знать, например.

Для первых ДУ САС диаметр корпуса максимальный 755 мм
Байконур надолго - навсегда