Роль Глушко в Космонавтике.

Автор Salo, 07.01.2008 17:08:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитироватьhttp://www.aeroreview.ru/?/pages/ako/ako_200603_108109/ako_200603_108.htm
ЦитироватьДвигатель 8Д517 был изготовлен в конце 1960 г. Его огневые испытания начались 12 января 1961 г. на стендах НИИ ХИММаша (г. Загорск). В течение 1961 г. были проведены три успешных испытания одиночного двигателя на режиме главной тяги (R=35 тс).
Интересно, на разрезной ГР-1, которая в КуАИ-СГАУ стоит, "боевые" или макетные движки :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

wolf

О реалистах и фантазерах:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/molodtsov/01/05-1.html
"...В конце концов, именно ракета-носитель 8К72 обеспечила полет первых «лунников» и первые пилотируемые полеты. А двигатель 8Д711 конструкции В.П. Глушко был отработан только в 1962 году. Получается, что если бы С.П. Королев не подстраховался, то не видать бы нам приоритета в области пилотируемых полетов и освоения Луны.
Это был серьезный удар по самолюбию В.П. Глушко. Однако более серьезными оказались их разногласия при разработке межконтинентальной баллистической ракеты Р-9, которой предполагалось заменить ракету Р-7. Поначалу ракета создавалась в двух вариантах: Р-9А (жидкий кислород и керосин) и Р-9В (азотная кислота и керосин). Для ракеты Р-9В (8К76) А.М. Исаев создавал связку двигателей тягой по 40 тонн. Но вскоре С.П. Королев настоял на создании только кислородно-керосинового варианта — Р-9А или 8К75, что, вообще-то говоря, было ошибкой. Воспользовавшись тем, что из-за сокращения авиации авиационные ОКБ остались без работы, он привлек к работе над Р-9 куйбышевское ОКБ-276, возглавляемое Н.Д. Кузнецовым. На первой ступени предполагалось установить четыре двигателя НК-9, чьи проектные характеристики были существенно выше, чем у разрабатывавшегося в Химках двигателя РД-111 (8Д716). Но разработка авиационных и ракетных двигателей — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У Н.Д. Кузнецову отсутствовала экспериментальная база для отработки ЖРД, да и соответствующего опыта не было. Чем, собственно, и воспользовался В.П. Глушко. Он добился в обход Постановления решения об установке своих двигателей на первой ступени ракеты Р-9А в качестве единственного варианта.
Четырехкамерный двигатель РД-111 при тяге в 141 тонну был значительно мощнее своих предшественников РД-107 и РД-108. Однако при его отработке в камере сгорания регулярно возникали высокочастоные пульсации давления, которые приводили к авариям. Эти аварии, с одной стороны, задержали принятие на вооружение МБР Р-9, а, с другой стороны, привели В.П. Глушко к мысли, что невозможно создать в приемлемые сроки кислородно-керосиновые двигатели большой мощности. К тому же он увлекся созданием двигателей для янгелевских ракет Р-12, Р-14 и Р-16 на высококипящих компонентах.
Впрочем, еще до принятия Постановления по тяжелым носителям честолюбивый В.П. Глушко направил 12 февраля 1960 года письма С.П. Королеву и в Госкомитет по оборонной технике, в которых предлагал создать тяжелые четырехступенчатые носители на базе своего двигателя РД-111: Р-10 со стартовой массой 1500 тонн и Р-20 со стартовой массой 2000 тонн. Даже простой подсчет показывает, что в этом случае потребовалось бы установить на первой ступени Р-10 не менее 15 четырехкамерных двигателей РД-111 и 20 двигателей или 80 камер на Р-20. Естественно, что С.П. Королев отверг слабо проработанные предложения В.П. Глушко".

Salo

Дело в том что после того как Мельников сделал 11Д33 замкнутой схемы в 1958-1960г, Королёв с Мишиным хотели заставить Глушко сделать такой кислородно-керосиновый двигатель. Кузнецов сделал НК-9 и передал его на ОСИ в январе 1961 г. Косберг в 1961 году сделал для УР-200 двигатель замкнутой схемы на пере НДМГ/АТ.  Только проиграв конкуренцию Кузнецову за Н-1 Глушко всё-таки взялся за двигатели замкнутой схемы и сделал РД-253. Ведь даже для Р-36 Янгелю он сделал движок открытой схемы.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

Кстати, и Янгелю для Р-56 Глушко первоначально предложил сразу 20 РД-253. И это было нормально. А только потом РД-270.

Гость 22

ЦитироватьО реалистах и фантазерах:

С.П. Королев ... Воспользовавшись тем, что из-за сокращения авиации авиационные ОКБ остались без работы, ... привлек к работе над Р-9 куйбышевское ОКБ-276, возглавляемое Н.Д. Кузнецовым. Но разработка авиационных и ракетных двигателей — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У Н.Д. Кузнецова отсутствовала экспериментальная база для отработки ЖРД, да и соответствующего опыта не было. Чем, собственно, и воспользовался В.П. Глушко. Он добился в обход Постановления решения об установке своих двигателей на первой ступени ракеты Р-9А в качестве единственного варианта.
В данном случае реалистом был Глушко :) Огневые испытания РД-111 начались на год раньше таковых для НК-9; отработка РД-111 (в том числе борьба с ВЧ) была в основном успешно завершена к середине 1962 г. На НК-9 к тому времени было проведено только несколько успешных огневых испытаний.

По-поводу "в обход Постановления". Опять таки в этом случае "в обход" пошел Королев:
Цитировать3 мая 1959г. вышло правительственное постановление "О разработке ракеты Р-9А". Постановление устанавливало головных разработчиков: по комплексу в целом - ОКБ-1, по двигателям первой ступени - ОКБ-456, по двигателям второй ступени - ОКБ-154 с участием двигательного отделения ОКБ-1.
В соответствии с этим Постановлением ОКБ-276 было привлечено "c целью расширения проектно-конструкторской базы для дальнейшего совершенствования ... характеристик ЖРД". И именно Королев обратился напрямую к Брежневу с письмом: "После тщательного анализа ... работ по двигателям для ракеты Р-9 мы пришли к предложению о целесообразности принятия для этой ракеты двигателя НК-9, разрабатываемого ОКБ-276".

Окончательное решение об установке РД-111 было принято на основании заключения МО, рассмотревшего два проекта ДУ первой ступени: "Учитывая сегодняшнее состояние дел и перспективы разработки двигателей 8Д716 и НК-9, целесообразно в первую очередь отработку ракеты Р-9А вести с двигателем ОКБ-456". Королев, кстати, согласился с этим решением. В то время он уже точно знал о состоянии дел с отработкой НК-9.

Вообще, странно видеть попытки выставить Глушко этаким монстром, который всё и всех подминал под себя :( Да, он был честолюбивым человеком с непростым характером. Но точно таким же был и, например, Королев. И именно поэтому они оба достигли всего, о чем мы на форуме говорим.

Гость 22

ЦитироватьТолько проиграв конкуренцию Кузнецову за Н-1 Глушко всё-таки взялся за двигатели замкнутой схемы и сделал РД-253.
Все-таки не совсем так. Глушко отказывался делать кислородно-керосиновый двигатель закрытой схемы, предлагая одновременно с Кузнецовым ЖРД закрытой схемы на АК-НДМГ, кислород-НДМГ и АТ-НДМГ. И свой двигатель закрытой схемы на 150 тонн он сделал быстрее Кузнецова.

wolf

Речь не об истории создания НК-8 и РД-111.
"Впрочем, еще до принятия Постановления по тяжелым носителям честолюбивый В.П. Глушко направил 12 февраля 1960 года письма С.П. Королеву и в Госкомитет по оборонной технике, в которых предлагал создать тяжелые четырехступенчатые носители на базе своего двигателя РД-111: Р-10 со стартовой массой 1500 тонн и Р-20 со стартовой массой 2000 тонн. Даже простой подсчет показывает, что в этом случае потребовалось бы установить на первой ступени Р-10 не менее 15 четырехкамерных двигателей РД-111 и 20 двигателей или 80 камер на Р-20. Естественно, что С.П. Королев отверг слабо проработанные предложения В.П. Глушко".
Ну, конечно, 80 камер испытанных и надежных двигателей Глушко на Р-20 лучше, чем 30 у Кузнецова. :lol:

Гость 22

ЦитироватьРечь не об истории создания НК-8 и РД-111
Разумеется ;) Куда важнее показать, что Глушко все "перехватывал", во все "влезал"...

По-поводу Р-10 и Р-20. Ну да, предложил. Предложение обсудили и отвергли на совещании Главных 23 сентября 1960 г. и благополучно забыли о нем. И что с того? Мало ли предложений было отвергнуто в ходе проектирования Н1?

wolf

Цитировать
ЦитироватьРечь не об истории создания НК-8 и РД-111
Разумеется ;) Куда важнее показать, что Глушко все "перехватывал", во все "влезал"...

Это исключительно ВАШЕ мнение. Я этого не доказывал.

Гость 22

ЦитироватьЭто исключительно Ваше мнение. Я этого не доказывал.
Мне показалось, что вот здесь:
Цитировать... Р-9А (для первой перехватил-таки Глушко, и он оказался сырым), ... УР-200 (при установке их модификаций на УР-500 на первую ступень опять-таки влез Глушко, но можно было и без него)
Вы именно это и хотели сказать. Но раз это не так, то извините меня за мою ошибку.

wolf

Речь об отдельных фактах, а не о об общей тенденции.
Вот я никогда бы не подумал, что Глушко увлекался такими химерами:
"В.П. Глушко кроме повторного предложения использовать на Н-1 свой двигатель РД-253 от "пятисотки" прорабатывал возможность создания огромного ЖРД тягой около 5000 тонн с кольцевой камерой сгорания и соплом внешнего расширения с центральным телом. Однако его разработка и в наши дни представляется весьма проблематичной".

AceIce

Видете ли господа, тема топика гласит: "Роль Глушко в Космонавтике". Никто из здравомыслящих людей сведующих в ней не станет отрицать большой вклад Валентина Петровича в создание отечетсвенной космонавтики. Но ведь роль может быть и отрицательной, а может быть и положительной. Я считаю, что до начала розногласий между двумя главными роль Глушко положительна. А вот после того как два конструктора поссорились, его роль становиться резко отрицательной.  Я считаю, что именно его ЛИЧНАЯ НЕПРИЯЗНЬ  привёли к уничтожению труда целой страны на протяжении 10 лет. А это преступление. Я также считаю, что конструктор двигателей не имеет права занимать место главного конструктора систем. Во всяком случае в смежной сфере деятельности - авиации, на это посмотрели бы как на проявление глупости. Отсюда вывод - роль Глушко во второй период своей деятельности была отрицательной.
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Salo

Цитировать
ЦитироватьТолько проиграв конкуренцию Кузнецову за Н-1 Глушко всё-таки взялся за двигатели замкнутой схемы и сделал РД-253.
Все-таки не совсем так. Глушко отказывался делать кислородно-керосиновый двигатель закрытой схемы, предлагая одновременно с Кузнецовым ЖРД закрытой схемы на АК-НДМГ, кислород-НДМГ и АТ-НДМГ. И свой двигатель закрытой схемы на 150 тонн он сделал быстрее Кузнецова.
Конечно быстрее. Но даже на НДМГ/АТ ракету отлаживали до начала 70-х. И по сути даже УР-500 опоздала.
А теперь вопрос?  если Королёв был неправ, почему Челомей в 70-х хотел сделать керосиновый Протон и почему ему не дали?
Зачем было спускать ЖРД НК в унитаз?  Пусть Н-1 не сделали, можно было сделать Н-11 или водородно-керосиновый Протон. Я уж молчу о гипотетической возможности сделать Зенит на НК-33, водородные РБ.
И кто помешал это сделать? Королёв?
Глушко не был монстром. Он был  замечательным конструктором. Но личные интересы ему были важнее стратегической пользы. Кончилось в 70-е тем, что он подмял ЦКБЭМ, КБ Салют, уничтожил задел Н.Кузнецова, А.Люльки, КБХМ (РД-56). Т.е. по сути установил супер монополию. И что в результате? Буран в качестве аттракциона, Энергия на свалке, Зенит который всё никак не залетает в полную силу. И замечу Королёв ему не мешал. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Кстати РД-107-108 и РД-253 стали долгожителями не только потому, что это замечательные двигатели, но и потому, что с60-х ни одной по настоящему новой РН кроме многострадального Зенита создано не было. :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

wolf

Керосиновый "Протон" интересен.
Еще более интересно, что и Глушко брался делать вариант РД-270 на кислороде и керосине. :roll:

Salo

И.Афанасьев "РН «Протон»: неслетавшие варианты" НК №15 1998 год
ЦитироватьКарьера УР-500К (сейчас эта ракета называется «Протон-К», для того чтобы отличить ее от двухступенчатого «Протона») поначалу складывалась неудачно. Из 25 пусков, выполненных к концу 1970 г., только 11 были успешными. В большинстве случаев виновницей оказывалась ракета – новое изделие, существенно более сложное, чем остальные. Недоброжелатели говорили, что надо прекратить пуски из-за низкой надежности и токсичности компонентов топлива. Испытатели смотрели на события проще: носитель «набирает статистику», а «детские болезни» преодолеваются с помощью мероприятий, направленных на увеличение надежности. К 1970 г. была существенно повышена надежность двигателей первой ступени и улучшена технология их изготовления. К 1971 г. соответствующие работы проведены с двигателями второй и третьей ступеней. К 1973 г. прошла волна мероприятий по повышению надежности системы управления. Результат налицо – число аварийных пусков резко сократилось. К этому времени перспективность УР-500К уже ни у кого не вызывала сомнений.
По сравнению с «Молнией» (8К78), «Протон-К» с разгонным блоком имел более чем трехкратное преимущество в массе груза, выводимого на отлетные траектории. Двигатель блока «Д» мог многократно включаться в условиях космического полета, благодаря чему УР-500К стала первым кандидатом для запуска спутников на геосинхронную (стационарную) орбиту.

Однако анализ аварийных пусков показал, что в части неудач были виноваты именно блоки «Д». В свое время В.Челомею не дали «развернуться» с собственным разгонным блоком (РБ) в программе ЛК-1, и сейчас, по его мнению, можно было повысить надежность комплекса, отказавшись от использования блока «Д». Еще во времена «лунно-облетного противостояния» с ОКБ-1, он предвидел трудности, возникающие при эксплуатации верхней ступени с криогенными окислителем, и предлагал разработать универсальный РБ на том же топливе, что и нижние ступени носителя. Для такого блока в 1965 г. он заказал своим соратникам по кооперации из Воронежа высотный ЖРД многократного включения с возможностью глубокого дросселирования тяги. Конечно, двигателю на АТ-НДМГ трудно тягаться с кислородно-керосиновым коллегой, но косберговцы пообещали «выжать все возможное» и сделать высокоэкономичный ЖРД замкнутой схемы. К январю 1969 г. было проведено 188 огневых испытаний 56 двигателей. Однако, не имея преимуществ по массе забрасываемого груза, новый разгонный блок не состоялся.
Отказавшись от концепции единых компонентов на всем носителе с «ног до головы», можно было сделать высокоэнергетический РБ, превосходящий кислородно-керосиновый блок «Д». Кислородно-водородное топливо как наиболее энергетически выгодное имело невысокую плотность – росли габариты разгонного блока и носителя в целом. К концу 1960-х годов прочнисты говорили, что ветровые нагрузки могут сломать слишком длинную ракету с верхней водородной ступенью. Не нарушая «золотого сечения», решили сделать блок на гораздо более плотном топливе на основе фтора.

Для такого РБ академик В.П.Глушко разработал двигатель РД-301 на жидком фторе и жидком аммиаке, по уровню удельного импульса близкий к кислородно-водородным ЖРД. Стендовая отработка двигателя была доведена до стадии выдачи «сертификата летной годности». Специалисты ОКБ-52 даже предлагали заменить стандартную третью ступень УР-500К фторо-аммиачным блоком с четырьмя РД-301, почти в полтора раза увеличив массу груза на низкой околоземной орбите. Были начаты, но не завершены, работы по подготовке одного из двух стартовых комплексов к заправке верхних ступеней новыми компонентами топлива. Дальнейшему развитию проекта мешали большая агрессивность фтора и чрезвычайно высокая токсичность фторо-аммиачного топлива и продуктов сгорания.

 
Пока эти вопросы не стояли остро, разработчики ЦКБМ нацеливались и на самое энергетически выгодное фторо-водородное топливо, позволяющее еще больше поднять грузоподъемность ракеты, имеющей третью и четвертую ступени, работающие на таком топливе.

Несмотря на то что В.П.Глушко «не любил» водород, он полагал, что можно уменьшить емкость баков водородной ракеты, используя в качестве окислителя фтор. Правда, оставались малая плотность и низкая температура кипения самого водородного горючего. Установка внутрибаковых теплообменников системы термостатирования топлива позволяла уменьшить испарение и увеличить время нахождения ракеты в заправленном состоянии.

Работы по фторо-водородному топливу не ушли дальше испытаний модельных камер сгорания двигателей, когда специалисты наконец полностью оценили возможный урон наносимый окружающей среде даже не аварией «фторной» ракеты, а просто утечкой окислителя, которой, как показала практика, трудно избежать. Работы над фтороаммиачными и фтороводородными блоками были прекращены.

Интересно отметить, что американские работы по использованию фтора в качестве окислителя для носителей и космических аппаратов были закрыты по тем же причинам, хотя и немного раньше.

В начале 1970-х годов снова вернулись к топливу «кислород-водород». К этому времени вопросы прочности и ветровой устойчивости носителя уже были решены, а на стендах «жужжали» двигатели 11Д56 и 11Д57 разработки КБ А.Люльки и А.Исаева соответственно, созданные для верхних ступеней перспективных вариантов Н-1. Лунная программа переживала упадок, и практически готовые ЖРД остались без заказчика. В.Челомей предлагал поставить вариант двигателя 11Д57М (с раздвижным соплом) на третью ступень «Протона-К». Дополнив такую ракету блоком «ДМ», можно было примерно в 1,5 раза увеличить массу спутника, выводимого на геостационарную орбиту. В канун нового, 1972 г., было решено всерьез заняться проблемой повышения энергетических характеристик «Протона-К» с помощью водородных ступеней.

ЦитироватьНесмотря на свое неприятие королёвской Н-1, В.Н.Челомей хорошо отзывался о кузнецовских кислородно-керосиновых двигателях для этой ракеты. Уже к июню 1972 г. были приготовлены технические предложения по носителю на базе УР-500К, но оснащенному этими ЖРД.

Такое же предложение по использованию кислорода и керосина на «Протоне-К» было выдано в первой половине 1970-х годов Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения (ЦНИИМаш). В контексте завершения работ по Н-1 основным вопросом была проблема утилизации оставшихся двигателей, имеющих высокие характеристики, а также использование отлаженного крупносерийного производства на НПО «Труд» в Куйбышеве. Однако, как и в первом случае, замена топлива не вела к резкому увеличению грузоподъемности носителя, но требовала коренной модернизации не только ракеты,
но и всей наземной базы и, в основном, стартового комплекса. Усилия на переделку старта должны были окупиться экологической чистотой комплекса. Эти предложения тогда не поддержали.

В первой половине 1980-х годов специалисты ЦКБМ предложили еще один экологически чистый вариант ракеты, на этот раз двухступенчатый. Первая ступень оснащалась ЖРД Н.Кузнецова, а на второй устанавливался один кислородно-водородный двигатель КБ Химавтоматики, который разрабатывался в рамках нового гигантского проекта «Энергия-Буран».
И хотя предлагаемая ракета по расчету имела более высокую надежность, чем «Протон», при почти вдвое большей грузоподъемности, руководству страны тогда было не до нее.

Установив на такой носитель кислородно-водородный РБ, разработчики могли получить надежную трехступенчатую ракету, способную вывести на геостационарную орбиту спутник массой 5,7–7,6 т. Подобной системы в мире еще не существовало – она появился только в конце 1990-х годов (Arian 5 и Titan 4–Centaur)...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Лютич

Цитироватьу, конечно, 80 камер испытанных и надежных двигателей Глушко на Р-20 лучше, чем 30 у Кузнецова.

Блин, достали уже с передергиванием "камеры-движки".
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

AceIce

ЦитироватьБлин, достали уже с передергиванием "камеры-движки".

Смиритесь :D , эта в отечественной космонавтике будет как у американцев Пёрл-Харбор или у французов Ватерлоо :D .

ИМХО, пока не полетит отечественный серийный 100-тонник, больная тема. (Тихо шёпотом): А если 100-тонник полетит на НК-33, то часть народа будет рыдать от счастья... :twisted:
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Salo

Цитировать
ЦитироватьТолько проиграв конкуренцию Кузнецову за Н-1 Глушко всё-таки взялся за двигатели замкнутой схемы и сделал РД-253.
Все-таки не совсем так. Глушко отказывался делать кислородно-керосиновый двигатель закрытой схемы, предлагая одновременно с Кузнецовым ЖРД закрытой схемы на АК-НДМГ, кислород-НДМГ и АТ-НДМГ. И свой двигатель закрытой схемы на 150 тонн он сделал быстрее Кузнецова.
Кузнецов сделал НК-9 в 1960 году. :wink:
Пусть сырой. А свой кислородно-керосиновый РД-170-171 Глушко сделал в 80-х, а летать он начал в 90-х. :P
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Представляю, что было бы если бы Глушко с Челомеем сделали бы УР-700 и к началу 70-х мы имели бы 11 успешных запусков из 25 (см. выше).  :twisted:
А так мы пока платим деньги казахам при каждом неудачном пуске Протона и делаем Ангару, почему то не на РД-253.  :(
"Были когда-то и мы рысаками!!!"