Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Inti

Цитата: Разъём от 03.10.2023 23:26:25Разбор официального сообщение от Роскосмоса о результатах деятельности комиссии не имеет никакого смысла. Этот текст правили раз тридцать на всех этажах. По нему понять что случилось и кто виноват не возможно!
Более того! Даже Конаныхин в ступоре. Я специально полистал его телеграм-канал - и ни слова пока что, опасаюсь не ушёл ли он в запой прочитав такой отчёт такой комиссии. Одна надежда на его стрим по средам, возможно там он всё-таки выскажется, а может даже какой инсайд будет.
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Дмитрий Инфан


ЦитироватьПочему российские "Луны" продолжат падать:
И что, как часто они падают?

Наименьший квадрат


Можете ножкой топнуть, для пущей убедительности.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

Inti

#5244
Цитата: Дмитрий Инфан от 04.10.2023 05:40:32
ЦитироватьПочему российские "Луны" продолжат падать:
И что, как часто они падают?
Пока что не чаще чем у индусов и израильтян. Но если не уберут дебилов которые выдают на публику подобные отчёты - то надежда на успехи крайне слабая...
Я человек простой, и считаю что подобную дурь могли написать только дураки. И уж совсем конченые дураки могли подобное творчество одобрить для публикации в СМИ. Я бы сгорел со стыда если бы меня что-то в подобном стиле заставили написать или сказать... хотя собственно в этом и есть причина того что меня предпочитают не приглашать на всякие утомительные серийные собрания  8) знают что если я открою рот и опишу простое решение проблемы - то собираться опять и опять будет незачем.

Кстати, как вы думаете, как бы поступили с работниками родившими этот бред -  например Королёв или Илон Маск?
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

LRV_75

Цитата: АниКей от 04.10.2023 05:28:28создателя "БИУС-Л", где он [color=var(--accent-color)]говорит[/color] о разработке систем наведения для российских авиационных ракет и ракет РСЗО
Хм, т.е. это намек что система отработала таки штатно!?  ;D
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

LRV_75

ЦитироватьКстати, как вы думаете, как бы поступили с работниками родившими этот бред -  например Королёв или Илон Маск?


А как вы расшифруете фразу Маска -"Быстрая незапланированная разборка"?))

А во времена Королева при подобной аварии в газете Правда написали бы:
Состоялся запуск спутника Космос-9856. Всем спасибо, все свободны))
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

АниКей

ЦитироватьP.S. Сам БИУС-Л разработан и изготовлен за полтора года. Для таких задач это очень быстрый срок. Обычно на подобный проект НПЦ автоматики и приборостроения имени Н.А.Пилюгина требуется 3-4 года.
Получается, если бы мы не рассчитывали на партнеров, а изначально разрабатывали станцию без чужого оборудования (как это делал СССР), то блок давно был бы сделан, многократно испытан и скорее всего не подвёл бы. Когда партнеры ушли, отсутствующие блоки мы спешно заменили на свои. В такой области ни на каких партнеров полагаться нельзя. Особенно на западных. Спектр-РГ и Экзомарс-2 подтвердят.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

Цитата: Inti от 04.10.2023 04:39:31Более того! Даже Конаныхин в ступоре.
Оооо! Раз конаныхин в ступоре, значит случай тяжёлый.

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ZOOR

Цитата: Штуцер от 04.10.2023 07:47:05
Цитата: Inti от 04.10.2023 04:39:31Более того! Даже Конаныхин в ступоре.
Оооо! Раз конаныхин в ступоре, значит случай тяжёлый.

А может и Иван Михайлович подтянется?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Штуцер

Цитата: ZOOR от 04.10.2023 07:52:47А может и Иван Михайлович подтянется?
Иван Михалыч не может быть в ступоре.
Он имеет мнение обо всем!
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Serge V Iz

Цитата: Inti от 04.10.2023 06:16:28как бы поступили с работниками родившими этот бред -  например ...  Илон Маск?

146% - сказал бы "вот разгильдяи!" и переписал бы этот бред в своём неповторимым стиле. ))

ZOOR

Цитата: Serge V Iz от 04.10.2023 08:03:04
Цитата: Inti от 04.10.2023 06:16:28как бы поступили с работниками родившими этот бред -  например ...  Илон Маск?
146% - сказал бы "вот разгильдяи!" и переписал бы этот бред в своём неповторимым стиле. ))

Кстати бред очень хорошо замешан. Выражено всё максимально околонаучно и никому ничего не понятно.
Что и требовалось получить.
Поэтому сочинители достойны поощрения от работодателя.

В связи с этим вопрос -- как там смотрит Р 52070  на приоритетность в "массиве данных команд"?
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Serge V Iz

52070 отвечает только за доставку массива. Смысл, назначение, интерпретация данных - это дело той части абонента, которая за аппаратурой канала.

АниКей

#5254


  
АО НТЦ «Модуль»

Спойлер
Документация
БИВК-Р
Бортовой интегрированный вычислительный комплекс БИВК-Р
Бортовое оборудование Космос
Бортовой интегрированный вычислительный комплекс БИВК-Р предназначен для выполнения алгоритмов управления и контроля в составе бортового комплекса управления космического аппарата. Может использоваться в составе негерметичных КА.
Основные характеристики
Микропроцессор серии R4000
Быстродействие – не менее 10 млн. операций смеси DAIS
ОЗУ 4 Мбайт
ЭППЗУ 8 Мбайт
Защита ОЗУ кодом Хемминга
Энергонезависимая память – 32 Кбайт
Режим резервирования:
  • секция вычислительная: холодный или горячий (определяется пользователем);
  • секция команд: горячий.
Точность шкалы бортового времени – 1 сек. за 30 сут. (при применении программно управляемой коррекции)
Мощность – не более 33 Вт
Напряжение питания (24÷34) В
Масса – не более 7,1 кг
Габариты – не более 280×135×156 мм (высота без учета жгутов кабельной сети)
Интерфейсы
Мультиплексный канал передачи данных (по ГОСТ Р 52070-2003) (2 независимых резервированных канала)
Интерфейс приема внешних прерываний (12 входов - от контактных датчиков, 6 входов - от импульсных датчиков)
Интерфейс выдачи импульсных (релейных, матричных) команд на бортовую аппаратуру КА (272 (матрица 17×16))
Интерфейс приема внешних релейных команд управления (9 команд)
Интерфейс технологического канала
Интерфейс приема внешнего сигнала с частотой 1 кГц
Интерфейс приёма сигнала сверки времени
Интерфейс опроса ТМ-датчиков (4 температурных и 18 контактных)

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


mk.ru

Стали известны детали конфликта компьютеров на «Луне-25», приведшие к катастрофе
Наталья Веденеева


4 октября наша страна будет праздновать 66-ю годовщину начала космической эры, то есть запуска первого искусственного спутника Земли Советским Союзом. Так получилось, что под самый праздник Роскосмос выдал предварительные результаты работы по выяснению причин крушения «Луны-25». Что поделаешь, – от реальности никуда не убежишь. Хорошо, что теперь-то специалистам все ясно и, опираясь на этот опыт, они наверняка не повторят прежних ошибок при следующем запуске «Луны-26». Разобралась в деталях неудачной посадки аппарата и обозреватель «МК».
Сначала – формулировка Роскосмоса: «Установлено, что наиболее вероятной причиной аварии «Луны-25» стало нештатное функционирование бортового комплекса управления, связанное с невключением блока акселерометров в приборе БИУС-Л (блок измерения угловых скоростей) из-за возможного попадания в один массив данных команд с различными приоритетами их исполнения прибором. При этом распределение команд в массивах данных имеет случайный (вероятностный) характер».
Попробуем расшифровать то, что сказано в официальном сообщении, прежде напомнив читателям, о том, как развивались события в августе.   
Автоматическая станция «Луна-25» была запущена с космодрома Восточный 11 августа 2023 года ракетой-носителем «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». На траектории перелета к естественному спутнику Земли она осуществила несколько коррекций орбиты. 16 августа станция была выведена на круговую окололунную орбиту, на которой провела научные наблюдения и измерения.
Нештатная «посадка» произошла 19 августа 2023 года из-за того, что «Луна-25» слишком сильно затормозила при формировании своей предпосадочной эллиптической орбиты — двигатель, который обеспечивал торможение, продолжал работать больше отведенного времени. В результате вместо того, чтобы с круговой орбиты перейти на эллиптическую с периселением (лунным перигеем) 18 километров и апоселением 100 км, «Луна-25» перешла на так называемую «незамкнутую орбиту снижения» и попросту столкнулась с лунной поверхностью.
В причины любого происшествия легче вникнуть, прикинув ситуацию, что называется, на себя. Все мы живем в эпоху интернета и всеобщей компьютеризации. Многие наши задачи решаются благодаря взаимодействия разных процессоров, разных компьютерных устройств друг с другом. К примеру, чтобы перебросить фотографии со смартфона на компьютер, и на смартфоне, и на компьютере должны быть установлены совместимые программы их взаимодействия. Но иногда, согласитесь, случаются сбои в этом взаимодействии. 
Именно такой сбой произошел и сложной связке нескольких компьютеров, установленных на «Луне-25», которые, конечно, обязаны были взаимодействовать. Первый и самый главный из них – Бортовой комплекс управления (БКУ). Этот компьютер обеспечивал функционирование всего космического аппарата и разных его систем: радиокомплекса, двигателей, системы ориентации. БКУ периодически посылал команды другим «компьютерам», установленным в другой бортовой аппаратуре. Один из них — тот самый БИУС-Л, который, в свою очередь, должен был и сам посылать Бортовому комплексу управления сигналы об изменении скорости «Луны-25», об ускорении или замедлении полета космического аппарата. Это как парктроник на автомобиле, который, определяя положение вашего автомобиля в пространстве, начинает пищать, сигнализируя об опасном сближении с другим автомобилем. 
В этих двух описанных выше компьютерах «Луны-25» были предустановленные программы собственной работы каждого из них и программы их взаимодействия друг с другом. Однако это взаимодействие в определенный момент подкачало. Произошло следующее: бортовой компьютер вдруг послал на БИУС-Л несколько команд одновременно. У БИУСа, как у того солдата, который слышит от взводного «напра, нале, костыль на пле, кругом, бегом, об стену лбом.» и не понимает, что же делать сначала, случился, что называется, сбой системы. Какие-то команды БИУС-Л выполнил, а какие-то пропустил мимо своих «ушей».
Среди потерянных команд оказалась команда от БКУ БИУСу-Л: «Включи измерители ускорения аппарата». Бортовой компьютер подал эту команду одновременно с включением двигателя на торможение, готовясь к выходу на посадочную орбиту. А БИУС должен был сообщать в БКУ о замерах ускорения, чтобы БКУ дал сигнал двигателю к его своевременному отключению. Как  ранее писал «МК», 
к сожалению, программа БКУ была написана так, что «не услышала» ответ от БИУСа – понял ли он команду бортового комплекса управления. А в этом-то и была собака зарыта: БИУС команды то ли не получил, то ли «не понял». В итоге происходило следующее: двигатели аппарата усиленно работали на торможение, а БИУС, не контролируя  процесс, посылал на бортовой компьютер одну и ту же команду: «Замедления от работы двигателя нет». Самое яркое сопоставление можно провести с самолетом, идущим на посадку в  тумане.  Пилот в данном случае летит только по показанию приборов, и во время штатной посадки один из них - высотомер – «говорит»: 15 метров –  10 метров – 5 метров и т.д.. А неработающий  высотомер стал бы твердить: 15 метров – 15 метров –  15 метров. И летчик, доверяя высотомеру, продолжал бы полет, думая что его высота все еще 15 м, хотя, на самом деле, она была уже совсем другая... Будь на борту «Луны-25» человек, он по объективной картине за бортом сообразил бы, что техника говорит неправду, но на борту «Луны-25» не было человека... 
Следовательно, возникло серьезное расхождение: БКУ по достижении нужной скорости и высоты, спустившись на нужную, 18-километровую орбиту, должен был выключить двигатель. Но из-за того, что не было сигнала от БИУСа, он момент выключения двигателя пропустил. В результате тот, спускаясь, отработал слишком долго, и аппарат буквально воткнулся в поверхность.
Самое обидное в том, что это был не самый сложный маневр. За несколько дней до него «Луна-25» успешно выполнила гораздо более сложный, когда также включался двигатель торможения, и аппарат с орбиты межпланетного полета к Луне аккуратно перешел  круговую  окололунную орбиту. 
***
Многие в отрасли говорят о том, что программистов, написавших некорректную программу управления аппаратом для БКУ, – то есть, тех самых «водителей автомобиля», ни в коем случае не следует увольнять. Надо дать им возможность реабилитироваться, и потом, ведь «за одного битого ведь двух небитых дают», – у них уже есть, пусть печальный, но от этого не менее ценный опыт.
Мне удалось дозвониться до главного конструктора комплекса научной аппаратуры проекта «Луна-25» из Института космических исследований РАН Игоря Митрофанова и спросить его, в что, по его мнению, привело к миссию к провалу.
– Нельзя говорить, что все закончилось полным провалом, – мы до Луны долетели, на окололунную орбиту вышли, уверенно летали по ней, фотографировали Луну, наблюдали уникальный кратер Зеемана на ее обратной стороне – отвечает Игорь Георгиевич. – К самому аппарату, к комплексу научной аппаратуры, которую сделал наш институт, замечаний тоже нет. Мое мнение: не хватило объема отработки программы полета. Надо ребятам помочь преодолеть эту беду и идти дальше. В качестве следующего шага нашей лунной программы готовится орбитальный аппарат «Луна-26», а за ним –  следующий посадочный — «Луна-27». Мы надеемся, что все уроки будут извлечены, и в следующий раз мы уверенно долетим до лунного южного полюса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ZOOR

Цитата: АниКей от 04.10.2023 08:23:45Будь на борту «Луны-25» человек, он по объективной картине за бортом сообразил бы, что техника говорит неправду, но на борту «Луны-25» не было человека...

Следовательно, возникло серьезное расхождение: БКУ по достижении нужной скорости и высоты, спустившись на нужную, 18-километровую орбиту, должен был выключить двигатель. Но из-за того, что не было сигнала от БИУСа, он момент выключения двигателя пропустил. В результате тот, спускаясь, отработал слишком долго, и аппарат буквально воткнулся в поверхность.

Веденеева хочет составить конкуренцию Латыниной. Задел неплохой.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

sychbird

Полный пипец! Корреспондент МК разъясняет публике хрень, опубликованную от имени Госкорпорации.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Павел73

Так получается, БИУС-то был вполне работоспособен и исправен? И причина всего лишь в досадной программной ошибке БКУ, которая не была выявлена при наземном тестировании?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Павел73

Цитата: sychbird от 04.10.2023 08:37:17Полный пипец! Корреспондент МК разъясняет публике хрень, опубликованную от имени Госкорпорации.
А что делать? Если всё это разъяснит Роскосмос, то народ потребует назвать виновных. И наказать. И кто после этого будет работать?
Будет не до космонавтики (С) Ронату.