Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 7 гостей просматривают эту тему.

belov2018

Цитата: LRV_75 от 16.09.2023 10:30:25Мотивация от Штуцера выше имеет место быть, но мы типа исходим из того, что систему надо сразу делать надёжной ))
Иногда надежную систему трудно собрать из ненадежных компонентов.

LRV_75

Цитата: Serge V Iz от 16.09.2023 10:41:23
Цитата: LRV_75 от 16.09.2023 10:38:52
Цитата: Serge V Iz от 16.09.2023 10:25:32
Цитата: LRV_75 от 16.09.2023 10:17:50И как я понимаю акселерометр один?
Шесть. Это можно понимать как три запасных (статьи такие были...), или как  один запасной (приборов-то два). И от этого становится чудесатее©.
А в каком режиме они работают?
Одномоментно работает один, а остальные в горячем резерве?
Только статьи общего характера. Лично у меня сложилось впечатление, что да, горячий резерв.
В таком случае сказанное Борисовым не может быть верным.
При отказе основного акселерометра переходим к отработке механизма переключения на резервные плечи.
Это переключение может быть аппаратным , либо программным (читай выше мой пост про мотивацию))))
Т.е. тут должен быть двойной отказ.
Либо механизм переключения на резерв не протестирован должным образом на земле и летели молясь чтобы все прошло по штатной ветке алгоритма.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Serge V Iz

Цитата: opinion от 16.09.2023 10:53:33...
Наверно не все из них измеряют ускорение в нужном направлении. И к тому же они включаются и выключаются группами: было два идентичных прибора - БИУС-Л.

Скорее всего, они измеряют ускорение в совсем других направлениях. Поэтому, нужно просто не менее трёх работоспособных, чтобы узнать точное значение ускорения в определённом направлении. А каких трёх -- в одном приборе, или в разных, отсюда, снаружи, не сказать.

А чтобы просто формально различить ситуации "есть ускорение" и "нет ускорения" нужно и того меньше...

opinion

Цитата: ZOOR от 16.09.2023 09:58:58Почему тут отличные программисты не проанализировали Nx?
Многое зависит от того, как руководством организована работа. Может быть, программисты привыкли, что их мнение никому не интересно. Может быть, сроки такие, что не до анализа алгоритма.
There are four lights

opinion

Цитата: Serge V Iz от 16.09.2023 10:58:34
Цитата: opinion от 16.09.2023 10:53:33...
Наверно не все из них измеряют ускорение в нужном направлении. И к тому же они включаются и выключаются группами: было два идентичных прибора - БИУС-Л.

Скорее всего, они измеряют ускорение в совсем других направлениях. Поэтому, нужно просто не менее трёх работоспособных, чтобы узнать точное значение ускорения в определённом направлении. А каких трёх -- в одном приборе, или в разных, отсюда, снаружи, не сказать.

А чтобы просто формально различить ситуации "есть ускорение" и "нет ускорения" нужно и того меньше...
Чтобы точно сказать, есть ускорение или нет, нужно сначала определить, какие акселерометры рабочие, а какие отказали. Чтобы это можно было сделать, программа должна сравнивать получаемые значения и отбраковывать недостоверные. Для того, чтобы этот контроль не сработал, должны были не включиться оба БИУС-Л. Кроме того, наверняка есть встроенный контроль в самих БИУС. И что, они они продолжают сообщать, что акселерометры исправны даже тогда, когда они выключены?
There are four lights

Serge V Iz

#5045
Цитата: opinion от 16.09.2023 11:06:51И что, они они продолжают сообщать, что акселерометры исправны даже тогда, когда они выключены?


Могут сообщать "неисправности отсутствуют", т.к. ввиду выключенности и контроль не происходит. А включенность-выключенность определяется режимом работы. А ещё там могут быть разные переключаемые диапазоны измерения, и, соответственно, коэффициенты усиления к первичным преобразователям. А ещё могут быть сырые данные, и данные обработанные, с учётом заводских и (или) оперативных калибровок/тарировок. И ещё много чего. Каких их только не бывает в реальной жизни. )

Но мы же не знаем, что из этого там реализовано, и по каким правилам выполняется обмен информацией.

Santey

Цитата: ZOOR от 16.09.2023 07:28:18«Корректирующий двигатель не прекратил свою работу по информации от акселерометра, это тот прибор, который показывает данные об изменении скорости. Причина — акселерометры не включились. Почему не включились, мы детально разбираемся сейчас»,— сказал господин Борисов на пресс-конференции.

На самом деле вопрос лежит глубже: исходя из какой логики был  вообще запущен корректирующий двигатель при не включившихся акселерометрах?
Получается, что прав инсайдер, по информации которого ответ БИУСа на выданную команду включения не был проанализирован ПО БКУ.
Если так, то просто нет слов. Грубейшая ошибка, которая говорит как об уровне подхода к созданию ПО, так и об уровне его тестирования.
Они что, для взаимодействия с каждым блоком аппаратуры КА отдельную программу писали?
Общая логика должна быть единой для работы с любым блоком, по крайней мере по части включения/самодиагностики/анализа ответа на выданную команду, при этом низкоуровневое взаимодействие с учетом особенностей конкретного блока реализуется на уровне драйвера.
При таком подходе невозможно "забыть" проанализировать ответ какого то одного блока. Это же элементарно.



Штуцер

#5047
Цитата: belov2018 от 16.09.2023 10:48:44
Цитата: Штуцер от 16.09.2023 10:12:35Дребезг (подрабатывание контактов в области настройки) СУ исключает из рассмотрения. Это азы. )))
Это если сигналы - релейные. А с имульсными сигналами это по другому.
Также. Как только в такте СУ проходит первое срабатывание дребезга, она его подхватывает и дальнейшую инфу с данного сигнализатора в этом режиме не анализирует.
Кстати, каждое давления срабатывания каждого контакта сигнализатора на прямом и обратном ходе проверяется и на заводе, при проверках собранного изделия, и на полигоне  при подготовке.
Значения заносятся в контрольную карту результатов испытания.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ZOOR

Цитата: opinion от 16.09.2023 10:59:21
Цитата: ZOOR от 16.09.2023 09:58:58Почему тут отличные программисты не проанализировали Nx?
Многое зависит от того, как руководством организована работа. Может быть, программисты привыкли, что их мнение никому не интересно. Может быть, сроки такие, что не до анализа алгоритма.

Да это вообще-то сарказм в сторону моей полемики с Serge V Iz
Их мнение по поводу управления бортом мало кому интересно. Да и у них своих забот хватает.
Не дело программистов что-то выдумывать. Всё должно быть и ИД для них -- циклограмме например.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

ZOOR

Цитата: LRV_75 от 16.09.2023 10:14:11Сорри за небольшой оффтоп.
Буквально вчера в наше управление пришли люди типа из отдела мотивации.
Обсуждается вопрос:
"Что мотивирует разработчиков закладывать в систему механизмы надёжности при аппаратных сбоях?"
ГОСТ по анализу критичности НШС/отказов и их последствий.
Разработка ЦНИИМаш ЕМНИП. Недавно обновлялся.
Если этот анализ не проведен -- зарубят на экспертизе. И прощай премия в квартал.
А вот вопрос качества проведения данного анализа лежит уже в области не технико-нормативной и даже не финансовой мотивации.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Наименьший квадрат

Цитата: Santey от 16.09.2023 11:13:41
Цитата: ZOOR от 16.09.2023 07:28:18«Корректирующий двигатель не прекратил свою работу по информации от акселерометра, это тот прибор, который показывает данные об изменении скорости. Причина — акселерометры не включились. Почему не включились, мы детально разбираемся сейчас»,— сказал господин Борисов на пресс-конференции.

На самом деле вопрос лежит глубже: исходя из какой логики был  вообще запущен корректирующий двигатель при не включившихся акселерометрах?
Получается, что прав инсайдер, по информации которого ответ БИУСа на выданную команду включения не был проанализирован ПО БКУ.
Допустим вы отправили в прибор команду "установить режим работы такой-то". И получили от него ответную квитанцию, что ваша команда им получена и обработана. Вопрос: надо ли проверять выполнил ли прибор корректно эту команду? Или ответ о том, что он команду получил и воспринял - достаточная проверка? Если проверка получения квитанции "команду пролчил" недостаточная, то до какой глубины "недоверия" прибору надо спускаться в анализе его поведения? Чтобы еще при этом не забить обменами сообщениями со всем подряд все время такта работы.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

Serge V Iz

Цитата: ZOOR от 16.09.2023 12:25:41ГОСТ по анализу критичности НШС/отказов и их последствий.
Тут ещё одно важное слово пропущено в анализе видов, последствий и критичности отказов.

Вот как замотивировать человека включить буйну фантазию и представить себе все облики возможных отказов и симптомы их проявления, это самый интересный вопрос. )

ЗЫ. В старинных первоисточниках этого дела, включая и те, что на языке супостата, по этому поводу указывают, что сама по себе отработка техники, путём траты времени на её задействование в решении всяких тупых модельных задач, резко повышает осведомлённость разработчика как о видах, так и о вероятностях отказов. )

LRV_75

Цитата: Наименьший квадрат от 16.09.2023 12:33:22
Цитата: Santey от 16.09.2023 11:13:41
Цитата: ZOOR от 16.09.2023 07:28:18«Корректирующий двигатель не прекратил свою работу по информации от акселерометра, это тот прибор, который показывает данные об изменении скорости. Причина — акселерометры не включились. Почему не включились, мы детально разбираемся сейчас»,— сказал господин Борисов на пресс-конференции.

На самом деле вопрос лежит глубже: исходя из какой логики был  вообще запущен корректирующий двигатель при не включившихся акселерометрах?
Получается, что прав инсайдер, по информации которого ответ БИУСа на выданную команду включения не был проанализирован ПО БКУ.
Допустим вы отправили в прибор команду "установить режим работы такой-то". И получили от него ответную квитанцию, что ваша команда им получена и обработана. Вопрос: надо ли проверять выполнил ли прибор корректно эту команду? Или ответ о том, что он команду получил и воспринял - достаточная проверка? Если проверка получения квитанции "команду пролчил" недостаточная, то до какой глубины "недоверия" прибору надо спускаться в анализе его поведения? Чтобы еще при этом не забить обменами сообщениями со всем подряд все время такта работы.
Помимо дискретной квитанции можно смотреть аналоговые данные с датчиков. Например с датчика давления о котором выше писал Штуцер.
Плюс обработка данных: коэффициенты преобразования в зависимости от диапазона измерения, тарировочные характеристики датчика для перевода электрических значений в физику. Кстати, все это надо тестировать в разных диапазонах измерений, тут куча дефектов может быть: неверный коэффициент ввели для какого то диапазона, криво откалибровали датчик и т.д..
Плюс, обязательно программные фильтры на фильтрацию "шумов". Если у вас за 20 опросов в секунду ускорение показывает числа 30, 31, 29, 32, 31, 31, 34, 0, 0,0, 33, 34, 33, 35..... то понятно какие значения надо выбросить из обработки, исходя хотя бы из физического понимания процесса.
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Vysotnik

Цитата: Santey от 16.09.2023 11:13:41Грубейшая ошибка, которая говорит как об уровне подхода к созданию ПО, так и об уровне его тестирования.
Они что, для взаимодействия с каждым блоком аппаратуры КА отдельную программу писали?
Общая логика должна быть единой для работы с любым блоком, по крайней мере по части включения/самодиагностики/анализа ответа на выданную команду, при этом низкоуровневое взаимодействие с учетом особенностей конкретного блока реализуется на уровне драйвера.
При таком подходе невозможно "забыть" проанализировать ответ какого то одного блока. Это же элементарно.
Все такие умные, шли бы в Лавку и работали :)

Разъём

10 кг вместо 1,5. Как России лететь на Луну под санкциями
В Роскосмосе рассказали, как санкции сказались на подготовке лунной миссии
Павел Котляр
10 кг вместо 1,5. Как России лететь на Луну под санкциями В Роскосмосе рассказали, как санкции сказались на подготовке лунной миссии Павел Котляр

Роскосмос разработал критически важный прибор, нехватка которого затормозила запланированный полет на Луну на два года. О том, как он работает, почему за время разработки потяжелел в семь раз, и как ученые придумали систему космического ориентирования без использования гироскопов, «Газете.Ru» рассказал его конструктор.




В октябре 2021 года Россия планирует вернуться на Луну, запустив первый за 45 лет автоматический аппарат – «Луна-25». Запуск миссии планировался еще в 2014 году, но старт постоянно откладывался, в первую очередь, из-за неготовности аппарата и по причине западных санкций. Постоянные переносы миссии уже заставили выйти из нее зарубежных партнеров.
Последний перенос на два года был связан с неготовностью российского прибора БИБ для системы навигации, заменить его на западный помешали санкции. Срочно разрабатывать ему замену (прибор «Биус-Л») из отечественных комплектующих поручили «Научно-производственному центру автоматики и приборостроения имени академика Н. А. Пилюгина». Как удалось выполнить задачу, и как космическое приборостроение справляется с импортозамещением, «Газете.Ru» рассказал начальник отдела по разработке бесплатформенных инерциальных навигационных систем НПЦАП и главный конструктор прибора Алексей Казаков.
close
100%

Прототип прибора «Биус-Л»
Павел Котляр/Газета.Ru
— С весны 2020 года ваше предприятие разрабатывает прибор «БИУС-Л» для автоматической станции «Луна-25», которая будет запущена на поверхность Луны этой осенью. Какова его роль на аппарате?
— Это бесплатформенный измерительный блок, который служит для измерения угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат.
Задача их измерять и передавать в бортовую систему управления аппарата. Управляющая машина, обработав данные, сможет скомпенсировать эти воздействия.
За счет этого поддерживается стабилизация и определяется пройденный путь аппарата.
close
100%

Павел Котляр/Газета.Ru
— Он работает на всем этапе полета вплоть до посадки?
— Как только аппарат выйдет на орбиту Земли, прибор включается и начинает работать.
— Какие вообще известны способы решения этой задачи — ориентации корабля в космосе?
— Есть несколько способов. Есть спутниковые датчики (АСН), которые используют сигналы GPS или ГЛОНАСС, как в мобильных устройствах. Есть звездные датчики, позволяющие аппарату ориентироваться по звездному небу. Фактически НПЦАП ориентируется на разработке и изготовлении инерциальных систем управления.
— К ним же относятся гироскопические устройства, в основе которых лежит, грубо говоря, вращающийся волчок?
— Да, только они относятся к так называемым платформенным системам, где сам прибор находится в инерциальном пространстве, а корабль находится вокруг него и вращается каким-то образом, живя своей жизнью. Вообще гироскопия начала развиваться в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Фактически первые поплавковые гироскопы в серийном виде у нас появились в 1960 году. Платформенные системы замечательно работают на ракетах «Протон-М», «Союз», они высокоточные, их принципы хорошо понятны, но недостатки связаны с большой массой и ценой.
— В чем же отличие бесплатформенных систем?
— Эта система построена на принципе чувствительных элементов, которые измеряют угловые скорости, и линейные ускорения. В таких системах все изделие жестко крепится на корпусе ракеты. Прибор крутится вместе с изделием и измеряет свое вращение. Но из-за того, что бесплатформенный прибор должен измерять большой диапазон движений, он более грубоват.
close
100%

Павел Котляр/Газета.Ru
— Если более грубоват, то в чем же преимущество?
— Они легче, проще в изготовлении, так как не надо делать сложные механические привода, и дешевле. Поэтому для определенных целей их более, чем хватает. Например, когда на корабле есть другие внешние подсказчики – звездные приборы, солнечные датчики. С развитием электроники повышаются вычислительные возможности, качество обработки сигналов, шумов и т.д. Идет движение к появлению систем на новых чувствительных элементах и физических принципах.
— Как же работает «БИУС-Л»?
— В нем по осям стоят волоконно-оптические гироскопы и акселерометры. Фактически такой гироскоп – это скрученное многократно оптоволокно, в данном приборе порядка 500 метров. Тут используется специальное оптоволокно, стойкое к воздействующим факторам.
— Отечественное?
— Отечественное. Оптоволокно заказывает наш соисполнитель, находящийся в Саратове, изготавливает гироскоп и поставляет нам. Принцип работы основан на эффекте Саньяка. От источника излучения – светодиода – в волоконный контур запускаются в противоположных направлениях два световых луча одинаковой частоты. Когда волоконный контур неподвижен, оба луча до встречи проходят одинаковый путь, но, когда контур вращается один из лучей проходит больший путь, чем другой, и в точке их встречи смещается фаза световой волны. По величине этого смещения можно оценить скорость вращения волоконного контура.
close
100%

Двухстепенной испытательный стенд
Павел Котляр/Газета.Ru
— Прибор БИБ, который не удался, и которому вы делаете замену, был основан на том же принципе и весил 1,5 кг. Ваш – 10 кг. Почему?
— Наш прибор делался в рамках импортозамещения и полностью построен на отечественной элементной базе, что играет свою роль. Во-вторых, этот прибор делается для космического назначения, поэтому во главу угла ставилась надежность.
В нем установлена специальная трехгранная машина, обработчик, который обрабатывает сигналы чувствительных элементов. В три грани процессора приходит информация от чувствительных элементов, он постоянно их сравнивает и выдает команды в другую машину в системе управления, а та – на управляющие органы. Наконец, прибор имеет повышенную надежность и точность.
— Какую?
— Точность прибора находится на уровне 0,2''/с. Эту точность мы подтвердили в рамках предварительных испытаний.
— На определенном этапе вместо БИБа на корабль предлагали поставить серийный прибор ASTRIX фирмы Airbus (4,5 кг), чего не случилось по понятным причинам. Можно сравнить параметры его и ваши?
— Наш прибор получился на том же уровне по точностям, что и Astrix 1090.
— Если нет необходимости раскручивать тяжелый гироскоп, то прибор должен и меньше потреблять? Какова его мощность?
— 35-40 Ватт.
— При этом на «Луне-25» будут стоять два прибора «Биус-Л»...
— Да, для надежности ставятся два прибора, они развернуты относительно друг друга, и работают параллельно.
В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.
close
100%

Павел Котляр/Газета.Ru
— Что делается для обеспечения радиационной стойкости приборов?
— Прибор изначально строится на элементной базе, которую мы выбираем с учетом радиационной стойкости. Корпус (конструктив) прибора имеет определенную толщину, это герметичный цилиндр из алюминиево-магниевого сплава. Основная задача – чтобы прибор был легкий, прочный, и имел защиту от внешних факторов. Плюс у сплава должна быть высокая теплопроводимость, чтобы снимать излишки тепла.
— А эта трехгранная машина – чьего производства?
— Разработчик – НПЦАП. АО «Ангстрем» по нашему ТЗ делают для нас БИСы – большие интегральные схемы. Фактически владельцы этого БИСа— мы, они растят для нас кристаллы. Основное преимущество своего БИСа – мы его подстраиваем под свои задачи. Нам не нужно наращивать бешеную производительность, так как у нас есть оптимальная производительность, мощность, потребление, за счет чего мы более эффективно работаем.
— На каком этапе разработка прибора и когда вы его отдадите НПО Лавочкина?
— Сейчас приборы прошли приемо-сдаточные испытания, когда проверяются характеристики прибора на соответствие своей документации и 5 мая были переданы в НПО Лавочкина. Сейчас активно участвуем в испытаниях в составе аппарата.
— Прибор создается только для «Луны-25»?
— В ТЗ у нас прописано, что прибор создается для всей лунной программы.
— Было довольно неожиданно узнать, что у такого сложного и важного прибора такой молодой конструктор. Как вы попали в эту отрасль?
— Я закончил МЭИ в 2008 году, на пятом курсе пришел сюда на практику, и здесь остался работать. Мне повезло, я попал в хороший коллектив.
— Сколько людей работало над прибором, какова средняя зарплата на предприятии?
— В общем-то в разработке участвовало все предприятие. От цехов, где делают металл корпуса, вяжут жгуты, собирают и монтируют приборы и так далее. Есть филиалы, которые делают для нас же испытательную аппаратуру. Различные специалисты такие, как технологи, надежники, прочнисты, тепловики и другие... Работы при проведении испытаний и изготовлении прибора на нашем предприятии велись круглые сутки.
Все очень хотели выполнить работу в срок и успеть в астрономическое окно для полета на Луну в этом году.
Под моим руководством над этим прибором тоже работает молодой коллектив, это очень талантливые и действующие с большим энтузиазмом специалисты, и большое им спасибо. Средний возраст в моем коллективе – в районе 35 лет. К нам приходят работать из МИРЭА, МГТУ им. БауманаМАИ, а также МГУ... Зарплата на предприятии у нас неплохая, в среднем 90 тыс. руб.
— Неплохо. Удачи вам, и попадания в этом году на Луну!
— Спасибо.


Разъём

Т.е. приборов два работающих в режиме горячего резервирования и разнесенные по осям. Они работают непрерывно, участвуя в стабилизации изделия на пассивных участках полета, переориентации изделия для приведение в заданное положение перед активным участком и для определение ускорений на активных участках. 
И снился мне Борисов сегодня ночью. Он сказал, что на перелете уже были отмечены переходы на второй комплект БИУС-Л по неизвестной причине, но после повторного включение (перегрузки) первый комплект возвращался к жизни. Перед скандально известным маневром перехода на посадочную орбиту, оба комплекта работали нормально, но после включения ДУ первый комплект опять отказал, а переход на учет показаний со второго комплекта не произошел (как Борисов сказал, что он не включился). Таким образом построение функционала (ориентация, параметры орбиты и хар. скорость) в БИВК-Р необходимого для определения момента отсечки работы ДУ происходило с ошибкой.

Предупреждаю это только сон и никакой связи с действительностью он не имеет.

Serge V Iz

Тут где-то много было специалистов, которые одной левой с любым постепенным параметрическим отказом любого прибора справиться готовы... )

Штуцер

ЦитироватьНеплохо. Удачи вам, и попадания в этом году на Луну!

Пожелание сбылось полностью.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Разъём от 16.09.2023 14:32:01Т.е. приборов два работающих в режиме горячего резервирования и разнесенные по осям. Они работают непрерывно, участвуя в стабилизации изделия на пассивных участках полета, переориентации изделия для приведение в заданное положение перед активным участком и для определение ускорений на активных участках.
И снился мне Борисов сегодня ночью. Он сказал, что на перелете уже были отмечены переходы на второй комплект БИУС-Л по неизвестной причине, но после повторного включение (перегрузки) первый комплект возвращался к жизни. Перед скандально известным маневром перехода на посадочную орбиту, оба комплекта работали нормально, но после включения ДУ первый комплект опять отказал, а переход на учет показаний со второго комплекта не произошел (как Борисов сказал, что он не включился). Таким образом построение функционала (ориентация, параметры орбиты и хар. скорость) в БИВК-Р необходимого для определения момента отсечки работы ДУ происходило с ошибкой.

Предупреждаю это только сон и никакой связи с действительностью он не имеет.
Кошмар какой.  :o

Напомнило СЭП Салюта 7.
Тоже из какого то полусна.
Там тоже были непонятные переходы с 1 полукомплекта на 2. Операторы ЦУП заступая в смену перекидывали обратно.
Потом в 1 произошло КЗ, оператор, заступив на смену после слепых витков увидел переход на 2, принудительно перекинул на 1 и СЭП накрылась.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ОАЯ

Цитата: Разъём от 16.09.2023 14:32:01Т.е. приборов два работающих в режиме горячего резервирования и разнесенные по осям. Они работают непрерывно, участвуя в стабилизации изделия на пассивных участках полета, переориентации изделия для приведение в заданное положение перед активным участком и для определение ускорений на активных участках.
И снился мне Борисов сегодня ночью. Он сказал, что на перелете уже были отмечены переходы на второй комплект БИУС-Л по неизвестной причине, но после повторного включение (перегрузки) первый комплект возвращался к жизни. Перед скандально известным маневром перехода на посадочную орбиту, оба комплекта работали нормально, но после включения ДУ первый комплект опять отказал, а переход на учет показаний со второго комплекта не произошел (как Борисов сказал, что он не включился). Таким образом построение функционала (ориентация, параметры орбиты и хар. скорость) в БИВК-Р необходимого для определения момента отсечки работы ДУ происходило с ошибкой.

Предупреждаю это только сон и никакой связи с действительностью он не имеет.
см #2647
Сегодня в 09:48:28 в теме про ожидание.

Интересно, кроме компьютерных симуляций можно же было в нескольких вариантах сымитировать невесомость и работу станции в ней: Подвесить на канатике в большом огнеупорном здании, пустить плавать на плоской посудине в озере, подвесить на пружинках или колесиках. И посмотреть в реальности справиться система управления с ситуацией торможения.