Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

LRV_75

Цитата: ZOOR от 07.09.2023 23:33:20
Цитата: mihalchuk от 07.09.2023 22:47:57
Цитата: opinion от 07.09.2023 20:28:44
Цитата: Штуцер от 07.09.2023 09:30:18О чем и речь.
Те, кто так настойчиво поднимает тему точного наддува, ответят мне на вышеприведенные вопросы?  8)
Они пытаются доказать, что не надо интегрировать ускорение. Нужно просто обеспечить стабильную тягу и выдавать импульс строго по времени. У следующей АМС датчик давления (или таймер) выдаст несколько нулей подряд, они скажут, что не надо измерять давление, а надо ещё что-нибудь.
А ещё что-нибудь - это убрать автоматику управления, и делать всё по командам с Земли.
Да. Рулить всем по командам с КП Москвы, как завещал нам т. Старый

Кстати, где Старый?
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Штуцер

Старый!!! ау!
Твое светлое имя склоняют по падежам в уничижительном смысле и некому за тебя постоять!
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

aaa


Штуцер

Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: V.V. от 08.09.2023 10:25:02А они понимают, что удельные характеристики реальных двигателей, мягко говоря, не всегда совпадают с паспортными?
Но при этом находятся в допуске, заметьте.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 09:14:35Статья, в целом про алгоритмы управления, но содержащая чертежи с привязанными расположениями элементов двигательной установки станции:

[тут был ошибочно загружен файл с похожим, но другим названием]

К сожалению без полной схемы ДУ.

Вы не можете просматривать это вложение.
Спасибо, познавательно. Но это решение задач стабилизации и ориентации. (((
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Serge3leo

#4826
Цитата: Штуцер от 08.09.2023 10:40:53
Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 09:14:35Статья, в целом про алгоритмы управления, но содержащая чертежи с привязанными расположениями элементов двигательной установки станции:

[тут был ошибочно загружен файл с похожим, но другим названием]

К сожалению без полной схемы ДУ.

prep2018_238.pdf
Спасибо, познавательно. Но это решение задач стабилизации и ориентации. (((

Мало того, это ж тоже только проектные варианты использования БИБ. А судя по стендам, БИБ, если бы полетел, точно был бы не при делах:

О.В. Трифонов, В.С. Ярошевский
Стенд для отладки бортового программного обеспечения космического аппарата
Оглавление
Введение.
Экспериментальная отработка
Моделирование отлета от Земли .........
Моделирование мягкой посадки на Луну
Заключение.
Библиографический список.

https://www.keldysh.ru/papers/2018/prep2018_106.pdf

Как бы, БИБ - примерно «обычная» бесплатформенная инерциальная система навигации, способная к работе около Земли, вдали от небесных тел, и в сравнительно ограниченой области около Луны. В общем, там, где поле гравитации (поле ускорений свободного падения), хорошо известно, мало того, имеет простой вид и, к тому же, дифуры могут быть сильно упрощены известными способами.

А вот как мог использоваться или как использовался БИУС-Л, лично мне, не очень понятно.


Serge V Iz

Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 19:34:32...

А вот как мог использоваться или как использовался БИУС-Л, лично мне, не очень понятно.


Да так же )

У него даже те же три оси чувствительности были и такое же однократное резервирование (прибора). Ну, может быть, углы установки ЧЭ немного отличались, но это всего лишь вопрос матрицы перехода к/из системы координат.

Serge3leo

Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 19:46:54
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 19:34:32...
А вот как мог использоваться или как использовался БИУС-Л, лично мне, не очень понятно.
Да так же )
Если точно так же, то он вообще не при делах. Даже стендов имитирующих его работу при изменениях окололунных орбит не предусматривали.

Но, кто ж знает? Тут проскакивало, что его околоземная (или военная) версия компактнее и имеет 4 оси, а не 3.

Serge V Iz

Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 20:08:54
Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 19:46:54
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 19:34:32...
А вот как мог использоваться или как использовался БИУС-Л, лично мне, не очень понятно.
Да так же )
Если точно так же, то он вообще не при делах. Даже стендов имитирующих его работу при изменениях окололунных орбит не предусматривали.

Но, кто ж знает? Тут проскакивало, что его околоземная (или военная) версия компактнее и имеет 4 оси, а не 3.
Ну, может так быть, что решение делать три оси и схожий интерфейс как раз и продиктовано необходимостью срочной замены непонравившегося прибора без перестройки логики и алгоритмов системы. Тот БИБ -- такой же волоконно-оптический (овалы, торчащие из его корпуса-- это их катушки и есть  :) ) и тоже с маятниковыми акселерометрами.

Serge3leo

Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 20:15:55
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 20:08:54
Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 19:46:54
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 19:34:32...
А вот как мог использоваться или как использовался БИУС-Л, лично мне, не очень понятно.
Да так же )
Если точно так же, то он вообще не при делах. Даже стендов имитирующих его работу при изменениях окололунных орбит не предусматривали.

Но, кто ж знает? Тут проскакивало, что его околоземная (или военная) версия компактнее и имеет 4 оси, а не 3.
Ну, может так быть, что решение делать три оси и схожий интерфейс как раз и продиктовано необходимостью срочной замены непонравившегося прибора без перестройки логики и алгоритмов системы. Тот БИБ -- такой же волоконно-оптический (овалы, торчащие из его корпуса-- это их катушки и есть  :) ) и тоже с маятниковыми акселерометрами.
Вариант, и тогда он не причём, совсем не причём, в деле потери Луны-25.

Однако, не исключено, что отличия потребления, габаритов и количества осей околоземного (или военного) БИУС от БИУС-Л, связано с особо мощным вычислителем для перемалывания большого количества исходных траекторных данных и решения неупрощённых дифуров, потому что его решили использовать на окололунной орбите.

Serge V Iz

Согласно вот этой вот
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 19:34:32О.В. Трифонов, В.С. Ярошевский
Стенд для отладки бортового программного обеспечения космического аппарата
решениями такого рода занимался БИВК-Р. В том числе и переработкой инерциальной сырой измериловки в действительные координаты и ориентации. И, думается мне, что стенд, где БИВК-Р и его ПО встречались с программно-аппаратными имитаторами БИБ, а также с настоящими железными БИБ и БИУС-Л был не только у Келдыша, и вообще, далеко не один.

Serge V Iz

Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 20:08:54Даже стендов имитирующих его работу при изменениях окололунных орбит не предусматривали.
Пропустил. Это всё в статье ИПМ сжали в два абзаца раздела "Перелёта Земля-Луна". Без подробностей, но упоминания  предпосадочных орбит там есть. )

Serge3leo

#4833
Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 20:36:30Согласно вот этой вот
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 19:34:32О.В. Трифонов, В.С. Ярошевский
Стенд для отладки бортового программного обеспечения космического аппарата
решениями такого рода занимался БИВК-Р. В том числе и переработкой инерциальной сырой измериловки в действительные координаты и ориентации. И, думается мне, что стенд, где БИВК-Р и его ПО встречались с программно-аппаратными имитаторами БИБ, а также с настоящими железными БИБ и БИУС-Л был не только у Келдыша, и вообще, далеко не один.
Наверняка не один, но и так видно, что БИБ это «обычная» бесплатформенная инерциальная система навигации.

А для того, что бы на окололунной орбите получить точность скорости лучше 0,3...0,5 м/с нужно решать полные дифуры, получать и загружать достаточно большой объём данных для модели гравитационного поля, построенного по результатам траекторных измерений. А 0,3...0,5 м/с при суммарном импульсе 23 м/с длительностью 84 с, 1...3% или 1..2 c времени работы двигателей.

Если у нас «обычная» «околоземная» БИНС, а ля БИБ, то при окололунных маневрах гораздо точнее и надёжнее давать импульс по таймеру. А её использовать только для ориентации относительно Солнца и звездных датчиков, что более менее подробно описано в ряде статей. Но тогда она совсем не причём.

Однако, если БИУС-Л кардинально отличается от БИБ, тогда, кто знает? Возможно, это и есть основной результат эксперимента.

Хотя всё равно непонятно, какого хрена не был выдан корректирующий импульс, если аппарат хоть как-то управлялся.

Serge3leo

Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 21:13:59
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 20:08:54Даже стендов имитирующих его работу при изменениях окололунных орбит не предусматривали.
Пропустил. Это всё в статье ИПМ сжали в два абзаца раздела "Перелёта Земля-Луна". Без подробностей, но упоминания  предпосадочных орбит там есть. )
Конечно есть, они же калибруют, задают координаты, скорости, угловые скорости, на предпосадочной орбите до начала торможения и мягкой посадки.

Вот на это у них есть стенд, и с этим «обычная» «околоземная» БИНС должна более менее справиться без особых вопросов.

Serge V Iz

Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 21:15:45А для того, что бы на окололунной орбите получить точность скорости лучше 0,3...0,5 м/с нужно решать полные дифуры, получать и загружать достаточно большой объём данных для модели гравитационного поля, построенного по результатам траекторных измерений. А 0,3...0,5 м/с при суммарном импульсе 23 м/с длительностью 84 с, 1...3% или 1..2 c времени работы двигателей.

Если у нас обычная «околоземная» БИНС, а ля БИБ, то при окололунных маневрах гораздо точнее и надёжнее давать импульс по таймеру. А её использовать только для ориентации относительно Солнца и звездных датчиков. И тогда она не причём.

Однако, если БИУС-Л кардинально отличается от БИБ, тогда, кто знает? Возможно, это и есть основной результат эксперимента.

Хотя всё равно непонятно, какого хрена не был выдан корректирующий импульс, если аппарат хоть как-то управлялся.

1. На орбите этого не нужно. Далее почему

2. Ну, да обычная, но время от времени корректируемая. Кроме инерциального счисления имеется радиоканал, по которому доставляется информация независимых наблюдателей, а также собственный источник корректирующей информации по угловому движению: датчики солнца и звёзд. Это на орбите. И в те моменты, когда возможны обмены информацией и положение/вращение позволяют воспользоваться собственными датчиками. А во время посадки подключается еще один канал коррекции -- ДИСД-ЛР. Который дает уже поправки к одной из координат и скорости.

3. Кардинально -- не кардинально, а несколько точнее вполне мог быть. Всё-таки более современные гироскопы от Оптолинка, да и размеры побольше...

4. Аналогично ))

Serge3leo

Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 21:26:201. На орбите этого не нужно. Далее почему

2. Ну, да обычная, но время от времени корректируемая. Кроме инерциального счисления имеется радиоканал, по которому доставляется информация независимых наблюдателей, а также собственный источник корректирующей информации по угловому движению: датчики солнца и звёзд...
А это ничего, что датчики Солнца и звёзд во время импульса не дают вообще никакой информации? Траекторные измерения величины и направления ускорений свободного падения, да даже для измерения угловых скоростей орбитального движения, требуют времени и выключенных двигателей?

Да и вообще, теоретически, есть же вариант отключения двигателей прямо по измерениям с наземных НИП. ;) Правда, у этого варианта тоже есть ряд засад. ;)
ЦитироватьКардинально
В смысле «принципиально» другой вычислитель, другие дифуры, другие исходные данные, калибровки и т.п.

Serge V Iz

Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 21:40:05А это ничего, что датчики Солнца и звёзд во время импульса не дают вообще никакой информации?
Может быть даже и дают. Особенно, солнечный ) Но солнечный -- грубый. А насколько достоверна информация звёздного и есть ли она вообще, когда аппарат болтает -- неизвестно. )

В любом случае, на участках от коррекции до коррекции приходится полагаться на автономную инерциальную навигацию. Для этого и нужны точности, предсказуемости и стабильности показаний ИНС на протяжении каких-то временных интервалов. Для КА -- одной длительности, а для автомобилей, которые могут на несколько секунд потерять сигнал GPS -- другой...

mik73

Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 21:40:05Да и вообще, теоретически, есть же вариант отключения двигателей прямо по измерениям с наземных НИП.
От измерения (получения на НИП информации о текущих параметрах движения)  до получения команды на отключение двигателя - минимум две с половиной секунды. Если считать, что измерение, интепретация результата и принятие решение на выдачу команды происходят мгновенно. А они так не происходят.

Serge3leo

Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 21:44:43
Цитата: Serge3leo от 08.09.2023 21:40:05А это ничего, что датчики Солнца и звёзд во время импульса не дают вообще никакой информации?
Может быть даже и дают. Особенно, солнечный ) Но солнечный -- грубый. А насколько достоверна информация звёздного и есть ли она вообще, когда аппарат болтает -- неизвестно. )
Даже солнечный не даёт:
ЦитироватьЦиклограмма и основные операции режима ПСО
Циклограмма режима ПСО содержит четыре характерных участка:
• участок успокоения КА, т.е. снижения компонент вектора угловой скорости вращения КА в каждом канале управления до заданного уровня,
• участок поиска Солнца, т.е. вращения КА с заданной поисковой скоростью в заданном канале управления с демпфированием компонент угловой скорости в двух других каналах,
• участок разворота на Солнце, т.е. приведение Солнца в заданные точки полей зрения солнечных датчиков,
• участок поддержания угловой стабилизаиии КА в заданном положении относительно линии визирования на Солнце.


Цитата: Serge V Iz от 08.09.2023 21:44:43В любом случае, на участках от коррекции до коррекции приходится полагаться на автономную инерциальную навигацию. Для этого и нужны точности, предсказуемости и стабильности показаний ИНС на протяжении каких-то временных интервалов. Для КА -- одной длительности, а для автомобилей, которые могут на несколько секунд потерять сигнал GPS -- другой...
Но БИБ на орбите Луны мог дать только ориентацию, а скорости можно было только взять из вычислений баллистиков. Поскольку вычислитель БИБ не способен достаточно интегрировать в условиях реального гравитационного поля Луны в общем случае.