Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Screwdriver78

Цитата: Alex-DX от 27.08.2023 20:02:16Лазерный измеритель высоты стоит. вот и всё.
laser doppler velocimeter и laser altimeter
у нас эти приборы объединены в ДИСД-ЛР и он традиционно не лазерный, а СВЧ. Считалось, что Вега, которая в виде НИИ-17-МНИИП в советское время собаку съела на ДИССах, сделает его на раз-два-три.
Но, всё как всегда.

Наименьший квадрат

И ведь кто-то начитается вас и примет для себя какие-то странные выводы  :)

Кажется уже можно переходить к страданиям в ожидании следующей отечественой миссии к Луне. С этой более или менее все ясно. Параллельно наблюдть станем как ее покоряют другие космические агентства и частники.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

SONY

Цитата: Bell от 27.08.2023 16:08:09Извините, вы чтоли не в курсе, что такое полярная орбита? Она за 2 недели проходит над ВСЕЙ поверхностью Луны
Ага. А полярная орбита вокруг Земли каждые 12 часов проходит над всей поверхностью Земли. Только вот съёмки какого-либо участка конкретным спутником ждать нужно порой более 12 суток... Например, если мы захотим с помощью Канопус-В-ИК снять сверху Москву, то ближайшая возможность будет 2 сентября: мало того, чтобы орбита прошла над какой-то точкой, нужно ещё чтобы космический аппарат в этот момент был в нужном месте орбиты.
И это если не вспоминать, что окололунные орбиты нестабильны. Орбита должна иметь наклонение конкретно 86 градусов чтобы оставаться стабильной, а у Луны-25 было 82 градуса. Так что где была бы Луна-25 через две недели - это вообще малопредсказуемо. Возможно, что врезалась бы в поверхность, если бы не делали корректировок (а у нас, напомню, проблема как раз в корректировке орбиты).
Цитата: Bell от 27.08.2023 16:08:09Да бросьте, какая в пень программа, жестко зашитая в аппарат?!
Самая обычная жёстко зашитая в аппарат программа.

SONY

Цитата: Bell от 27.08.2023 16:10:02Простите, причем тут я? Это точно не ко мне.
При том, что вы зачем-то влезли в моё с Iv-v обсуждение. Зачем вы это сделали - вопрос уже к вам.

Alex-DX

Цитата: Screwdriver78 от 27.08.2023 20:12:37
Цитата: Alex-DX от 27.08.2023 20:02:16Лазерный измеритель высоты стоит. вот и всё.
laser doppler velocimeter и laser altimeter
у нас эти приборы объединены в ДИСД-ЛР и он традиционно не лазерный, а СВЧ. Считалось, что Вега, которая в виде НИИ-17-МНИИП в советское время собаку съела на ДИССах, сделает его на раз-два-три.
Но, всё как всегда.
Я не против свч альтиметров, его там просто нет. ДИСД работает после разворота, для мягкой посадки с высоты 4 км.

Плейшнер

#4545
Цитата: SONY от 27.08.2023 15:56:17Нет, нельзя. В аппарат заложена программа посадки только в двух конкретных местах, нигде более он сесть не может.
КМК это утверждение несколько противоречит тому что пишут:
Цитировать3.  Подготовительные операции перед посадкой Посадка КА осуществляется с эллиптической орбиты, перицентр которой располагается непосредственно над точкой посадки. Будем называть такую орбиту предпосадочной. В данной статье рассматривается орбита с номинальными значениями высоты апоцентра 100 км и перицентра 18 км. После формирования предпосадочной орбиты проводится уточнение её параметров с использованием наземных радиотехнических средств. На основании полученных измерений текущих навигационных параметров принимается решение о формировании и передаче на борт КА координат целевой точки посадки, которая может быть задана как номинальной, так и учитывающей текущее положение плоскости орбиты. В обоих случаях бортовые алгоритмы управления должны автоматически проводить коррекцию положения плоскости орбиты для минимизации ошибки приведения в целевую точку. Состав полётного задания для реализации посадки должен включать в себя следующий набор параметров на момент начала основного торможения: 1.  Время начала основного торможения. 2.  Прицельная высота окончания. 3.  Начальное значение угла тангажа. 4.  Скорость изменения тангажа. 5.  Угловая точность исполнения ориентации (некоторый аналог зоны нечувствительности по углу в законе управления стабилизацией). 6.  Программное значение тяги КТД. 7.  Координаты точки посадки в селенографической системе координат
https://www.laspace.ru/upload/iblock/9d9/las0r5204vn14o42m4ctios36bmpik0v.pdf    стр25
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Inti

Цитата: Bell от 27.08.2023 15:41:43
Цитата: SONY от 27.08.2023 15:21:15Ещё раз: просто идёте на сайт и заказываете процессор. Какое ещё "нагнуть"?!
Хорош, да? Это же просто байка ))))

Цитата: SONY от 27.08.2023 15:21:15У них НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ! Вы понимаете?..
Ещё раз:
ЦитироватьНет, не могли. Станция должна прилететь в конкретное место, иначе она гарантированно не сядет, а чтобы прилететь в это место, манёвр смены орбиты она должна сделать "здесь и сейчас", на все 100%.
КА был не совсем на полярной, но на околополярной орбите. А оттуда можно садится в любую точку Луны и всегда. Ну почти, с небольшим маневром изменения наклонения.
Даже больше скажу. Если на самом деле ЦЕЛЬЮ миссии является отработка мягкой посадки (а не млять посадка перед саммитом и до Чандры и не политический приоритет нахождения воды на лунном полюсе), то можно было бы сесть в ЛЮБОМ приличном месте. Подождать неделю, разобраться в аппаратной ошибке, параллельно найти новое место и СОВЕРШИТЬ МЯГКУЮ ПОСАДКУ.
Но необходимо было другое...
А теперь представьте что индусы успешно сели - а мы ПОСЛЕ этого облажались. Негативный имиджевый эффект был бы ещё больше. Стртгческое мышление надо иметь, стртгческое!
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

Inti

Цитата: SONY от 27.08.2023 13:44:50
Цитата: Inti от 27.08.2023 02:54:08потом будут прилунять какие-нибудь луноходики размером с котёнка для начала... при этом чтобы всё делалось как получится из чего получится - и главное без нормативов
Студенческие аппараты ничего прилунять никогда не будут.
Посадка на Луну = обязательное наличие химического ракетного двигателя (ЖРД или, быть может, гибридного), а значит и потенциально опасного топлива. Причём топлива должно быть много... Никто не пустит на ракету попутной нагрузкой аппарат с опасной для основной нагрузки двигательной установкой. А чтобы её не сочли опасной - тут нужна сертификация в ЦНИИМаше, которая будет стоить как три студенческих аппарата, так ещё и про "главное без нормативов" сразу забываем.
Увы, но студенческие аппараты могут быть только орбитальными.
Ну так пусть хотя бы на орбиту Луны запускают на ионных движках, они же вроде безопасные.
А вообще конечно спасибо за ликбез с нормативами и сертификациями - оказывается наше советское наследие не только не помогает - но ещё и вредит... Так может где-то что-то можно было бы в нём изменить?
Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

Плейшнер

Цитата: ZOOR от 27.08.2023 19:35:37Уже начал думать с другой стороны -- а вдруг настройка таймера верная была?
Интересно, на ДУ один и тот же исполнительный механизм для резервного управления ("от таймера") и для основного ("от акселерометра") ?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

bsdv

#4549
Цитата: Chilik от 24.08.2023 08:22:35
Цитата: Vysotnik от 23.08.2023 18:48:58А был был на борту космонавт, он вырубил бы движок хоть программно, хоть аппаратно, хоть кувалдой.
Люди были в ЦУПе, много.
Телеметрия была, по словам Борисова.
То есть знали, что ориентация расчётная и тяга нормальная.
Ручная отсечка работы двигателя дала бы примерно 3 с лишней продолжительности работы. Может быть, аппарат выжил бы (ну не умею я считать орбиты). Но почему-то Большую Красную Кнопку никто не нажал. Или не было её. Или телеметрия передавалась в таком виде, что её осознать и принять решение в реальном времени было невозможно, только для последующего изучения. Или организационные и технические процедуры изменения режимов работы оборудования сделаны таким образом, что исключают любое вмешательство в оперативную работу (и это не ругательство, это может быть действительно необходимая мера для защиты от несанкционированных вмешательств в работу КА).
Предполагаю, что непосредственно на момент выдачи импульса - связи не было. Ориентация и расположение антенн (Невыученный урок ФГ?) не позволили нажать кнопку... .  Теоретически была возможность выдать повторный импульс в противоположном направлении. Но для этого нужно было уметь оперативно расчитать и построить соответствующую ориентацию...

Iv-v

Вы же все не всерьёз упоминаете какую-то "кнопку"?
А то массовым умопомешательством веет от темы.
73!

bsdv

#4551
Цитата: Iv-v от 27.08.2023 22:22:06Вы же все не всерьёз упоминаете какую-то "кнопку"?
А то массовым умопомешательством веет от темы.
Конечно же нет никакой кнопки - имеется ввиду прямая команда на отключение ДУ.

SONY

Цитата: Плейшнер от 27.08.2023 21:28:44КМК это утверждение несколько противоречит тому что пишут:
Нет, не противоречит.
Было две точки посадки: основная и резервная. Соответственно, аппарату нужно передать, садиться ли он номинально или по запасному сценарию. Ну и всякие корректировки, учитывающие отклонение реальной орбиты от заложенной предварительно рассчитанной тоже нужно передать.


N.A.

Цитата: Inti от 27.08.2023 21:30:35представьте что индусы успешно сели - а мы ПОСЛЕ этого облажались. Негативный имиджевый эффект был бы ещё больше.

ЦитироватьПреферансисты хоронят партнера: тот скоропостижно скончался после того, как взял семь на мизере.

Один из идущих за гробом говорит другому:

- А если бы вы тогда зашли в пику, то он бы девять взял.
- Да ладно! И так неплохо получилось.

Serge V Iz

Как-то уже хочется попросить конструкторов приделать к пульту кнопки "Any key" и "Do a barrel roll". Обе под защитными крышками. Всё равно их никуда подключать не надо. :D

ZOOR

#4556
Цитата: Serge V Iz от 27.08.2023 23:01:45Как-то уже хочется попросить конструкторов приделать к пульту кнопки "Any key" и "Do a barrel roll". Обе под защитными крышками. Всё равно их никуда подключать не надо. :D

Подключать надо
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Patron

Цитата: Плейшнер от 27.08.2023 21:28:44
Цитата: SONY от 27.08.2023 15:56:17Нет, нельзя. В аппарат заложена программа посадки только в двух конкретных местах, нигде более он сесть не может.
КМК это утверждение несколько противоречит тому что пишут:
Цитировать3.  Подготовительные операции перед посадкой Посадка КА осуществляется с эллиптической орбиты, перицентр которой располагается непосредственно над точкой посадки. Будем называть такую орбиту предпосадочной. В данной статье рассматривается орбита с номинальными значениями высоты апоцентра 100 км и перицентра 18 км. После формирования предпосадочной орбиты проводится уточнение её параметров с использованием наземных радиотехнических средств. На основании полученных измерений текущих навигационных параметров принимается решение о формировании и передаче на борт КА координат целевой точки посадки, которая может быть задана как номинальной, так и учитывающей текущее положение плоскости орбиты. В обоих случаях бортовые алгоритмы управления должны автоматически проводить коррекцию положения плоскости орбиты для минимизации ошибки приведения в целевую точку. Состав полётного задания для реализации посадки должен включать в себя следующий набор параметров на момент начала основного торможения: 1.  Время начала основного торможения. 2.  Прицельная высота окончания. 3.  Начальное значение угла тангажа. 4.  Скорость изменения тангажа. 5.  Угловая точность исполнения ориентации (некоторый аналог зоны нечувствительности по углу в законе управления стабилизацией). 6.  Программное значение тяги КТД. 7.  Координаты точки посадки в селенографической системе координат
https://www.laspace.ru/upload/iblock/9d9/las0r5204vn14o42m4ctios36bmpik0v.pdf    стр25
Хороший выпуск, Спасибо! В статье, где приведены характеристики БИУС-Л, сообщается, что на борту Л 25 два прибора БИУС-Л, и держится возможный отказ 2-ух акселерометров из 6-ти. Предположу, что идёт "классическое голосование 2 из 3" в каждом из двух БИУС-Л. ИМХО, но не "хватило" на борту Л 25 "резервного контура" с третьим БИУС-Л. ИМХО, как всегда.

Наименьший квадрат

Цитата: Patron от 28.08.2023 00:55:58Хороший выпуск, Спасибо! В статье, где приведены характеристики БИУС-Л, сообщается, что на борту Л 25 два прибора БИУС-Л, и держится возможный отказ 2-ух акселерометров из 6-ти. Предположу, что идёт "классическое голосование 2 из 3" в каждом из двух БИУС-Л. ИМХО, но не "хватило" на борту Л 25 "резервного контура" с третьим БИУС-Л. ИМХО, как всегда.
Какого голосование? Речь идет о том, что если в одном БИУС 3 чувствительных элемента, в другом тоже 3, то в сумме 6. И среди 6-ти (специальным образом расположенных, не соосных) можно специальным алгоритмом комбинаторики определить врут ли 2 из 6. 

"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

Наименьший квадрат

Цитата: SONY от 27.08.2023 22:33:28
Цитата: Плейшнер от 27.08.2023 21:28:44КМК это утверждение несколько противоречит тому что пишут:
Нет, не противоречит.
Было две точки посадки: основная и резервная. Соответственно, аппарату нужно передать, садиться ли он номинально или по запасному сценарию. Ну и всякие корректировки, учитывающие отклонение реальной орбиты от заложенной предварительно рассчитанной тоже нужно передать.
Зачем тогда передавать координаты точки в селенографии? Достаточно было бы указать "первая" или "вторая". А закладываются конкретные координаты.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)