Луна-25 – Союз-2-1Б/Фрегат – Восточный 1С – 11.08.2023 02:10:57 ДМВ

Автор zandr, 03.04.2018 23:32:26

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Neru

Цитата: Serge V Iz от 22.08.2023 08:31:50
Цитата: asmi от 22.08.2023 08:26:19Тягу двигателя можно контролировать по акселерометру, потому и посчитать ориентировочное dV можно в реальном времени
С вероятностью 100% это и делалось. И в телеметрии отражён именно этот результат деятельности СУ. И вот оно пришло - меньше расчётного. ?
Гироплатформа с акселерометрами + аппаратно-вычислительный комплекс?

Суровый Патриот

Цитата: Serge3leo от 22.08.2023 00:09:43
Цитата: Bell от 21.08.2023 23:24:11Можно просто сообщить, какая сука выдала команду на включение ДУ в 1,5 раза больше необходимого?
Думаю не тем Вы интересуетесь. ;)

Реконструкция Баллистического центра ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, приведённая выше, тоже указывает на то, что Луна-25 прилетела в точку падения с севера по видимой стороне Луны. Т.е. так же как, и официальные сообщения Роскосмос намекали, и Борисов в интервью говорил, все эти 48 минут: от команды начала маневра и до потери связи, радиовидимость и связь была.

ИМХО, основной вопрос, почему группа управления не смогла за это время "героически" парировать эти лишние ≈ 10...15 м/с?

Похоже, что в Луне-25 не только "счётчик" ушёл в отказ, но и что-то ещё ушло в отказ.

P.S.
Ну, может, они, конечно, просто сразу не заметили, что импульс оказался 127 с вместо 84 с, а траекторных измерений не вели ввиду того, что в Уссурийске Луна закатилась? Или заметили, но не придали этому должного значения? Но это ж вряд ли. ;) Скорее всего, всё видели, но исправить не смогли. :(

Интересно, что получается, если время 14:10 и 14:57 взять как окончание импульса перехода на посадочную орбиту и время столкновения с поверхностью.
Имеем 47 минут полёта от апогея до столкновения. Что из этого можно извлечь для прояснения ситуации? Извлечь можно разницу между необходимым импульсом для перехода на орбиту 100х18 км и реально полученным dV. (Исходя из аналитических формул для времени свободного полёта и угловом удалении от апогея до поверхности для незамкнутых элл. орбит.)
1        Скорость на 100 км круговой орбите 1634,0246 м/с.

2        Высота периселения 17,968  км достигается при скорости в апоселении 1615,25 м/с, то есть, после тормозного импульса dV = -18,75 м/с  (=1634-1615,25 - как и упоминалось в сообщениях ранее о 19 м/с).


3        Если импульс при тяге ДМП 400 кгс равен 18,75, то импульс
в режиме ДМП 480 кгс, при том же времени работы, составит 1,25 х 18,75 ~= 23,5 м/с.

4        При dV = 23 м/с и соответствующей скорости в апоселении посадочной орбиты 1611 м/с, имеем периселений высотой 0,032 км (32 метра),
при полупериоде орбиты 56 минут 27 секунд.

5        Имеем, что включение ДМП вместо номинальной тяги, на максимальную и большую на четверть (х1,25), при тех же уставках времени, может привести к пересечению формируемой посадочной орбиты с поверхностью.

6        При скорости в апоселении 1610 м/с ( dV = -24м/с ), столкновение с поверхностью Луны происходит через 49 минут 20,63 секунд, на удалении 4736 км (угловое удаление 156,29 гр.) от апоселения, на скорости 1702,84 км/с. (Разумеется, в этих расчетах Луна полагается гладкая как биллиардный шар.)

7        Теперь подошли к объяснению времени в 47 минут (с 14:10 до 14:57). Это время от окончания тормозного импульса до столкновения с поверхностью.
Время 46 минут 28,9 секунд
до столкновения получается при скорости в апоселении посадочной орбиты 1609,0  м/с (тормозной импульс  dV  = 25 м/с), удаление от апоселения места падения 4450,3 км (угловое 146,86 градусов). Наклон вектора скорости к местному горизонту при столкновении -0,9284 градуса, скорость столкновения 1701,8 м/с.

8        К пункту 7. Если апоселений сформирован на вершине посадочной орбиты (наибольшей широте), то широта (планетоцентрическая – для Селены почти то же что геодезическая) точки столкновения минус (южная) 51,94 градуса , наклонение орбиты взято 69,95 градусов.  Если известен наклон орбиты и долгота восходящего узла на последние витки перед рассматриваемым маневром, можно прикинуть координаты падения Луны-25.

р.с. не стоит слишком серьёзно относиться к циферкам слетевшим с языка Борисова, тем паче перед тэвышниками. Либо ему соврали либо он спросил - что сказать? Модно объяснять аварии в космосе программными сбоями. Сказать, что регулятор тяги залип - унылая механика, не в тренда, по статуту не положено руководителю госкорпорации.
Заметили, что Рогозин при всём своём мальчишестве циферками-то раскидывался не очень.
Я - видел вас, я полон вами,
Всех ваших свойств не перечесть,
Миры, которые не с нами,
Миры, которые не здесь !..

Штуцер

Цитата: Bell от 21.08.2023 23:24:11Извините, вы столько понаписали, сложно прочитать все.
Можно просто сообщить, какая сука выдала команду на включение ДУ в 1,5 раза больше необходимого?
Проще так:
Сгинул, топливо истратив,
Прям распался на куски.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Screwdriver78

Цитата: opinion от 22.08.2023 06:59:14
Цитата: Screwdriver78 от 21.08.2023 23:04:49
Цитата: Serge V Iz от 21.08.2023 20:08:32Группе разбора таймеров -- уточненные исходные данные  :D
https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vestnik-lavochkina/2016/2016-1.pdf
screenshot 001.png
Ну штош
Картина в целом понятна.
8-битный двоичный счетчик, обеспечивающий сетку единиц секунд, работающий от сигнала переноса десятичного счетчика по модулю 10, работающий с тактом 10 Гц и обеспечивающий сетку 0,1с, и еще один входной триггер, обеспечивающий дополнительный субдискрет 0,05с - надо полагать, прикрутили позже, когда выяснили, что точность 0,1с недостаточно.
Старший разряд двоичного счетчика является командой безусловной отсечки.
В регистр-ловушку должна была быть заложена присланная с земли комбинация, соответствующая заданной расчетной длительности.
При совпадений - команда на отключение двигателей.
Но - на каком-то этапе не срослось. Или улетели все нули, или улетело правильно, но не загрузилось, или не сработала схема сравнения - бог весть, теперь всё под реголитом. Но штатный останов не прошел, прошел только аварийный...

Вы думаете, при разработке Луны-25 копировали технические решения 60-х годов прошлого века?

Да.
Осторожно предположу, что может быть, это было реализовано внутри какой-нибудь ПЛИС, но это неточно.

Serge V Iz

Цитата: Neru от 22.08.2023 08:37:13Гироплатформа с акселерометрами
С акселерометрами -- да, а насчёт платформы -- не знаю. Возможна и БИНС. Или две. )

Screwdriver78

Цитата: opinion от 22.08.2023 07:04:14
Цитата: Patron от 21.08.2023 22:16:00Для КА 26, 27, 28 и далее, необходимо упреждающее развертывание навигационной группировки на орбитах Луны, плюс ретрансляторы в точках либрации.
Для первого восхождения на Эверест, нужно поставить на вершине палатку, построить вертолётную площадку и забросить туда бригаду скорой помощи.
Прежде чем тащить на Эверест ученых с аппаратурой - так очень неплохо было бы.

Screwdriver78

Цитата: Alex-DX от 22.08.2023 06:42:30На выполнение которой понадобилось больше времени.
Нет, так быть не может, особенно при реализации циклограммы посадки.

Chilik

Цитата: Serge V Iz от 21.08.2023 20:08:32Группе разбора таймеров -- уточненные исходные данные  :D
Группе разбора таймеров - идти на частно заслуженный отдых.
Изрядно повеселили.
До коррекции окололунной орбиты "Луна" успешно провела манёвр выхода на эту самую окололунную орбиту.
Причём манёвр комплексный и достаточно сложный: использовалось два типа двигателей. И оба отработали заложенную программу.
С тех пор таймеры на борту никто вроде бы не менял и лишние биты от них не откусывал.

Но вот пока это всё писал, мысль пришла. Наверное, глупая. Но раньше тут не озвучивалась. :)
Имеем нормально исполненную процедуру вывода КА на окололунную орбиту. В которой тестировалась работоспособность двух двигательных установок. Вопрос: является ли полным бредом предположение, что при последней неудачной коррекции команда на выдачу тормозного импульса ушла на одну ДУ, а уставка на время работы двигателей - на другую, которую и не планирвоали включать? А раз нет команды на отключение, то и работа до аппаратной отсечки.

Туман Андромедов

Цитата: ZOOR от 22.08.2023 07:53:49залипуха дросселя тяги
На "Морском старте" был случай когда разгонный блок выключился на минуту раньше, по окончанию горючего. По весьма экзотический причине датчик расхода окислителя показывал завышенный расход, которого на самом деле не было. Для сохранения соотношения компонентов, система управления честно увеличила расход горючего, которое и закончилось раньше времени.
Но там, конечно всё совсем другое - и включения по 400 секунд, и увеличение апогея раз в 90 и именно что недоработка по времени...

Chilik

Цитата: Serge3leo от 21.08.2023 20:16:39Так же озвучил, что переселений предпосадочной орбиты предполагалась сделать не 18 км, а ~20 км.
Тут надо просто принять во внимание, что это не технический отчёт, а разговор Борисова с девочкой, предназначенный для электората. Поэтому обе цифры обозначают одно и то же, плановые 18 км и озвученные "около 20".

Vysotnik

Хочу спросить, а не мешала ли Луна-25 главному конструктору в работе над статьями и их публикациях? Пишу просто как оценочное суждение без какого-либа намёка на использование положения в иных целях.
https://mai.ru/content/people/index.php?ID=4879

И еще интересно, за провал миссии, что полагается? Депремирование в 5000 руб стрелочника или уголовная составляющая тоже реальна?

ZOOR

Цитата: Chilik от 22.08.2023 09:20:37Имеем нормально исполненную процедуру вывода КА на окололунную орбиту.

Не факт. Расчетные/фактические параметры никто не обнародовал.
Первый импульс был длинным -- при том что РБФ отработал вроде нормально.
И вот Эйсмонт вбросик сделал про "звоночки".
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Плейшнер

Цитата: opinion от 22.08.2023 07:04:14
Цитата: Patron от 21.08.2023 22:16:00Для КА 26, 27, 28 и далее, необходимо упреждающее развертывание навигационной группировки на орбитах Луны, плюс ретрансляторы в точках либрации.
Для первого восхождения на Эверест, нужно поставить на вершине палатку, построить вертолётную площадку и забросить туда бригаду скорой помощи.
Это одна из возможных стратегий.
Другая крайность: надеть штаны и пойти на Эверест. Если выйти группой человек в 200, то возможно кто-то и достигнет вершины. :D

А вообще, прежде чем покорять Эверест, разумно сначала покорить Эльбрус  8)
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Чубчик

Неужели нет возможности заложить в аппарат аналог автопилота, когда пилоты делают все чтобы разбить самолёт, а программа все равно выравнивает все рули чтобы самолёт продолжал лететь? То есть, даже если откажет двигатель, заклинит шестеренки, зависнет высотомер, чтобы была стабильная программа, рассчитывающая что нужно сделать, чтобы стабилизировать штатный полет?

ZOOR

Цитата: Чубчик от 22.08.2023 09:36:11Неужели нет возможности заложить в аппарат аналог автопилота, когда пилоты делают все чтобы разбить самолёт, а программа все равно выравнивает все рули чтобы самолёт продолжал лететь? То есть, даже если откажет двигатель, заклинит шестеренки, зависнет высотомер, чтобы была стабильная программа, рассчитывающая что нужно сделать, чтобы стабилизировать штатный полет?

Тогда надо еще аналог аэродинамической подъемной силы заложить.
На борт либо на Луну. Выбирайте.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Чубчик

А при чем тут подъемная сила? Автопилот работает в предложенных условиях по заложенной программе. Что же, в космосе возможно только один раз все рассчитать или управлять удаленно, а если возникнет ошибка или сбой, то извините?

Pyhesty

#3956
Цитата: Screwdriver78 от 22.08.2023 08:54:15
Цитата: opinion от 22.08.2023 06:59:14
Цитата: Screwdriver78 от 21.08.2023 23:04:49
Цитата: Serge V Iz от 21.08.2023 20:08:32Группе разбора таймеров -- уточненные исходные данные  :D
https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vestnik-lavochkina/2016/2016-1.pdf
screenshot 001.png
Ну штош
Картина в целом понятна.
8-битный двоичный счетчик, обеспечивающий сетку единиц секунд, работающий от сигнала переноса десятичного счетчика по модулю 10, работающий с тактом 10 Гц и обеспечивающий сетку 0,1с, и еще один входной триггер, обеспечивающий дополнительный субдискрет 0,05с - надо полагать, прикрутили позже, когда выяснили, что точность 0,1с недостаточно.
Старший разряд двоичного счетчика является командой безусловной отсечки.
В регистр-ловушку должна была быть заложена присланная с земли комбинация, соответствующая заданной расчетной длительности.
При совпадений - команда на отключение двигателей.
Но - на каком-то этапе не срослось. Или улетели все нули, или улетело правильно, но не загрузилось, или не сработала схема сравнения - бог весть, теперь всё под реголитом. Но штатный останов не прошел, прошел только аварийный...

Вы думаете, при разработке Луны-25 копировали технические решения 60-х годов прошлого века?

Да.
Осторожно предположу, что может быть, это было реализовано внутри какой-нибудь ПЛИС, но это неточно.
почти уверен, что не ПЛИС, а БМК...
а вот с таким подходом вестник НПО
мы далее ближней орбиты не улетим... это чисто релейная логика 50-70 годов (((
в то время как весь мир уже перешел от релейных сначала к функциональным, а в 2000-х к регистровым способам задачи управляющих, статусных и телеметрических параметров... наши ещё пребывают в адском прошлом...

------------------------------------
лучшее - враг хорошего

Rocinante

Цитата: opinion от 22.08.2023 07:04:14
Цитата: Patron от 21.08.2023 22:16:00Для КА 26, 27, 28 и далее, необходимо упреждающее развертывание навигационной группировки на орбитах Луны, плюс ретрансляторы в точках либрации.
Для первого восхождения на Эверест, нужно поставить на вершине палатку, построить вертолётную площадку и забросить туда бригаду скорой помощи.

https://twitter.com/aldragon_net/status/1616921882250330113
Кнопка "ВКЛ." просто давала сигнал к запуску с Марса. Кнопка "ВЫКЛ." вообще ни к чему не была подсоединена. Ее поставили на пульте по настоянию марсианских психологов, которые утверждали, что человек всегда чувствует себя спокойнее, имея дело с машинами, которые можно выключить

ZOOR

Цитата: Чубчик от 22.08.2023 09:43:47А при чем тут подъемная сила?
При том что в космосе ее нет.
А есть движение в центральном поле тяготения.
Для коррекции которого надо решить задачу навигации и наведения, а не только высоту держать.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Плейшнер

Цитата: Чубчик от 22.08.2023 09:43:47А при чем тут подъемная сила? Автопилот работает в предложенных условиях по заложенной программе. Что же, в космосе возможно только один раз все рассчитать или управлять удаленно, а если возникнет ошибка или сбой, то извините?
Самолеты, по счастью, не ждут набора команд с Земли на отклонение рулей и управление тягой двигателей.
В этом отношении, системы управления КА (по крайней мере наших) примитивный примитив
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!