Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 9 гостей просматривают эту тему.

ratcustorb

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 20:47:59Так понятнее?..
Да, спасибо!

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 20:47:59Первая ступень Г подаёт Г в КС на тракт охлаждения
А после тракта охлаждения Г потом куда идёт?

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 20:56:03А после тракта охлаждения Г потом куда идёт?
В форсуночную головку, на выходе из форсунок распыливается и смешивается с кислым газом. Сгорает...

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 20:41:45Если левый - это БТНА, что чем он приводится в действие
это хороший вопрос!.. Я пока не разобрался. Да и не факт, что смогу распутать схему. 
Из гипотенуз - отбором метана из рубашки со сбросом на вход в насос БНАГ.
На турбине БНАГ виден парциальный подвод. У меня гипотеза, что это может быть подвод гелия в ходе запуска для предстартовой раскрутки ротора БНАГ и создания начального напора метана для надёжного подавления кавитации. Там вроде и труба сброса есть. Хотя не поручусь за то, что она не используется для захолаживания.  :D

tau13

#6023
Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 20:19:56Но можно ж и по уму было поступить, сделать попроще и подешевле. Всё равно же целый ТНА пришлось проектировать
Нееее! Целью было СДЕЛАТЬ подешевле, то есть максимально сократить капвложения в разработку двигателя для Ангары ;) А то, что "масштабировали" имеющийся ТНА - это ерунда по сравнению с мировой революцией. Тем более, что перед этим точно так же масштабировали ТНА РД-170/171 для 180.
А то, что таких химерок надо целых 5 штук на каждую Ангару - так это проблема не разработчиков, а тех, кто оплачивает весь банкет. Тем более, что удивительным образом разработчик был одновременно изготовителем двигателей. А значит получал весь гешефт - и с разработки, и с дальнейшего изготовления серийных двигателей. Передачу изготовления на сторонний серийный завод протолкнули с большим трудом и намного позже.

tau13

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 20:47:59То, что принимают за второй ТНА (здоровая штука слева) - это совокупность входного трубопровода с главным пневмоклапаном горючего, бустерным насосным агрегатом. Выход БНАГ соединён со входом с первой ступенью насоса Г.
Так понятнее?.. Если нет - говорите. То, что понятно для меня не обязано быть понятным Вам
Да? Ну возможно. Однако все равно монструозное вышло. РД0120 и ССМЕ компактнее выглядят.

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 21:21:08Да?
Да  :)
Цитата: tau13 от 11.08.2023 21:21:08Однако все равно монструозное вышло.
А БНА они по размеру от основного ТНА шибко-то и не отличаются. Расход-то тот же. Обороты заметно меньше - чтоб кавитации не было. И пожалуйста.
Вы посмотрите на связку БНА+ТНА РД-109. Сходу сможете отличить, где ТНА, а где БНА?  ;)

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 21:21:08РД0120 и ССМЕ компактнее выглядят.
И на то есть веская причина  ;)

ratcustorb

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 21:01:01
Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 20:41:45Если левый - это БТНА, что чем он приводится в действие
это хороший вопрос!.. Я пока не разобрался. Да и не факт, что смогу распутать схему.
Из гипотенуз - отбором метана из рубашки со сбросом на вход в насос БНАГ.
На турбине БНАГ виден парциальный подвод. У меня гипотеза, что это может быть подвод гелия в ходе запуска для предстартовой раскрутки ротора БНАГ и создания начального напора метана для надёжного подавления кавитации. Там вроде и труба сброса есть. Хотя не поручусь за то, что она не используется для захолаживания.  :D
Имхо одна турбина на кислом газе на два (даже три!) насоса - это опять предельные параметры, ни разу не улучшающие параметры как надежности, так и технологичности и стоимости...  :(

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 21:43:42Имхо одна турбина на кислом газе на два (даже три!) насоса - это опять предельные параметры, ни разу не улучшающие параметры как надежности, так и технологичности и стоимости...  :(
КБХА имеет богатый опыт в создании замкнутых двигателей на кислом газе. (Да, в основном на АТ. Но кислый газ из АТ тоже прекрасно может жечь металл.) Так что способы защиты от возгорания там отработаны. Поэтому уверенно и пошли на кислую схему. ИМХО.

ratcustorb

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 21:46:42
Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 21:43:42Имхо одна турбина на кислом газе на два (даже три!) насоса - это опять предельные параметры, ни разу не улучшающие параметры как надежности, так и технологичности и стоимости...  :(
КБХА имеет богатый опыт в создании замкнутых двигателей на кислом газе. (Да, в основном на АТ. Но кислый газ из АТ тоже прекрасно может жечь металл.) Так что способы защиты от возгорания там отработаны. Поэтому уверенно и пошли на кислую схему. ИМХО.
Интересно, а что их так смутило в схеме, которую прорабатывали на РД-0162 (газ-газ с одним ТНА), что не стали её применять?

Вы не можете просматривать это вложение.

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 21:50:52Интересно, а что их так смутило в схеме, которую прорабатывали на РД-0162 (газ-газ с одним ТНА), что не стали её применять?
Видимо, одна турбина всё же проще, чем две 
Опять же. Проще горючее сразу подать в КС, чем сначала прогнать его через рубашку, потом турбину и потом в КС. В первом случае можно вполне обойтись одной ступенью насоса, во втором - вполне возможно, что основной насос из-за повышения напора придётся делать двухступенчатым.
Это кстати не такие уж фантазии - Энергомаш в своём РД-192 рисовал метановый насос двухступенчатым.

ratcustorb

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 21:58:01Видимо, одна турбина всё же проще, чем две
Неизвестно, что технологичнее и дешевле в изготовлении: одна турбина на предельных параметрах или две на низкотемпературных...

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 21:58:01Опять же. Проще горючее сразу подать в КС, чем сначала прогнать его через рубашку, потом турбину и потом в КС.
Так по последней схеме горючее не идёт сразу в КС, а прогоняется через рубашку, где я так понимаю происходит полная (?) его газификация, и только потом в КС?
Если полная - то, имхо, логичнее было бы использовать его во второй турбине для разгрузки турбины на кислом газе.

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 22:16:45Неизвестно, что технологичнее и дешевле в изготовлении: одна турбина на предельных параметрах или две на низкотемпературных...
Во-первых, известно. Поверьте мне, заводчанину :)
Во-вторых, две турбины планировалось неспроста, а для форсирования до уровня 130% тяги. Т. е. штатная окислительная турбина как работала в проекте на одной температуре. так и будет работать сейчас. Вторая, на испарённом в рубашке метане, нужна была для того самого поднятия мощности. (В случае отключения одного из пяти двигателей.)
Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 22:16:45Так по последней схеме горючее не идёт сразу в КС, а прогоняется через рубашку, где я так понимаю происходит полная (?) его газификация? Имхо если полная - то логичнее было бы использовать его во второй турбине для разгрузки турбины на кислом газе.
Всё так и не так. Если использовать его во второй турбине, то придётся значительно поднять напор насоса горючего. Чтобы сначала прогнать через рубашку, потом через турбину (с перепадом ПИтэ, на замкнутой схеме на уровне 1,5...1,9) и потом уже в камеру. Т. е. с вспомогательной турбиной потребный напор насоса возрастает на те самые 1,5...1,9 раза. :)

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 22:16:45полная (?)
Надо смотреть диаграмму состояния метана. :) Ну и степень его нагрева в рубашке, давление там... В общем, даже для меня вопрос весьма непростой.

ratcustorb

#6034
Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 22:22:41Во-первых, известно. Поверьте мне, заводчанину :)
Верю!  :)

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 22:22:41Всё так и не так. Если использовать его во второй турбине, то придётся значительно поднять напор насоса горючего. Чтобы сначала прогнать через рубашку, потом через турбину (с перепадом ПИтэ, на замкнутой схеме на уровне 1,5...1,9) и потом уже в камеру. Т. е. с вспомогательной турбиной потребный напор насоса возрастает на те самые 1,5...1,9 раза. :)
Вероятно проблема не поднятии напора насоса как такового, учитывая, что соотношение компонентов 3,5 к 1, а в том, что для эффективности турбины придется раза в два повысить давление, в том числе в рубашке?  ::)

C-300-2

Цитата: Андрюха от 11.08.2023 19:22:23КБХА же специализировался на метановых ДВГГ, с чего вдруг выбрали ДОГГ?
Позвольте побуду душнилой?..
КБХА никогда до этого не делали метановых ДВГГ. Они делали 11Д55 (ЖК+керосин) на метане. Это, как вы знаете. открытый двигун. Перевели на ЖК+метан. Из-за более низкой плотности метана потребовалась бОльшая мощность на турбине. И чтобы увязать всю схему, поступили просто: четырёхкамерный двигун пытали с тремя камерами :) Т. е. увеличение потребной мощности ТНА скомпенсировали отключением одной камеры.
Ещё был РД-1046М, водородный двигун, переведённый на метан. Он в итоге превратился в ЛМ-10 Мира, у европейцев. Но то - испарительная схема.
В итоге метана по ДВГГ у КБХА не было.
ДВГГ на метане был у КБХМ на основе КВД-1/11Д56.

tau13

Строго говоря, для двигателей такой размерности (150-200-300 тс) ДВГГ на метане не вяжется, объема рабочего тела не хватает. Кислорода-то значительно больше. Так что 2-4 тс безгенераторный еще получается, а большой ДВГГ уже нет.
Поэтому и рождаются эти в хорошем смысле химеры - двухкомпонентные, чтоб в сумме набрать необходимую мощность для достижения потребного давления в КС.
Либо смиряются с высоким давлением и температурой в тракте и лепят очередную керосинку ДОГГ.
Вот и все разн ца - кто на чем специализируется.

ratcustorb

#6037
Цитата: tau13 от 12.08.2023 00:13:16Так что 2-4 тс безгенераторный еще получается
На безгенераторной схеме (с фазовым переходом) оптимум - в районе 10 тс - самое то для РБ  ;)

Цитата: tau13 от 12.08.2023 00:13:16Вот и все разн ца - кто на чем специализируется.
На удивление Энергомаш для Амура предлагает РД-199В со схемой газ-газ в двумя ТНА.

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 12.08.2023 00:36:16На безгенераторной схеме (с фазовым переходом) оптимум - в районе 10 тс - самое то для РБ  ;)
ИМХО - собственно, 10 тс в принципе хорош по размерности для РБ, безотносительно схемы :) 
А так чем меньше тяга, тем лучше для безгазогенераторной схемы. (Видимо, конечно, до каких-то разумных пределов.)
Опять же, есть такая вещь, как двойная безгазогенераторная схема. Где в тракте КС газифицируются оба компонента. Как в БЕ-7 Блю ориджин, например. :) Ну, да ладно. 

amster

Так есть по итогу близость готовности движка для С-СПГ?