Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 12 гостей просматривают эту тему.

tau13

Цитата: Большой от 11.08.2023 10:40:33А вот и движок РД0169А. Это просто монстр какой-то. Во навертели! https://www.roscosmos.ru/39600/
Вы не можете просматривать это вложение.
Так у него же 2 отдельных ТНА - кислый и сладкий, соответственно 2 ГГ и 2 комплекта трактов.
Ну да, выглядит диковато. Зато умеренные параметры кислого тракта при высоком УИ.

Зато лишний раз демонстрируется изящество компоновки Раптора с интегрированным ГГ, ТНА и КС, без сильфона...

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 16:39:08Так у него же 2 отдельных ТНА - кислый и сладкий, соответственно 2 ГГ и 2 комплекта трактов.
А точно у него два отдельных ТНА?.. Я помню, что ранее обсуждали схему с одним ТНА, где обе турбины сидели на одном валу. Приводился аргумент, что в случае необходимости это позволит форсировать двигатель на уровень 130%.
(Мда, если что, то что слева - это БТНА, а не ТНА.)

C-300-2

опять же, на фотографии ясно видно, что оба насоса - О и Г - сидят на одном валу. Так что вполне могли схему-то и поменять.

C-300-2

#6003
И вообще, смотрю я на это дело и думаю: а не чисто ли здесь кислая схема?..
Если схема сладкая, то перед газиком метан прогоняют через рубашку охлаждения, а потом уже направляют в газик. А тут ясно видно, что основной компонент идёт сразу в газик. Нижний же насос (который двухступенчатый) имеет выход с 1-й ступени, который по площади явно меньше*, чем у насоса, питающего газик. Так что мне видится так, что схема классическая, с дожиганием кислого газа. Перед входом в насос Г поставлен БТНА. Основная часть горючего идёт на камеру, меньшая отбирается с выхода основного насоса и поступает в дожимную ступень (её тоже хорошо видно).
Такое решение вполне оправданно: кислая схема замыкается легче. Как говорил мне один проектант ракет: если двигателистам не прописать жёсткое условие в ТЗ на метановый двигун, то двигателисты сделают его по кислой схеме.  :D

Примечание:
* - это говорит о меньшем объёмном расходе компонента. Соответственно, и диаметр трубопровода меньше.

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 16:39:08без сильфона
Так и тут сильфона нет)) От выхода турбины идут штаны-газоводы к КС, как на 11Д43.
Хотя я понял, о чём вы.

tau13

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 18:44:40
Цитата: tau13 от 11.08.2023 16:39:08без сильфона
Так и тут сильфона нет)) От выхода турбины идут штаны-газоводы к КС, как на 11Д43.
Хотя я понял, о чём вы.
Да, имеется в виду теплонапряженный сильфон от ТНА на КС, типа как на энергомашевских керосинках. 

tau13

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 18:34:06
Цитата: tau13 от 11.08.2023 16:39:08Так у него же 2 отдельных ТНА - кислый и сладкий, соответственно 2 ГГ и 2 комплекта трактов.
А точно у него два отдельных ТНА?.. Я помню, что ранее обсуждали схему с одним ТНА, где обе турбины сидели на одном валу. Приводился аргумент, что в случае необходимости это позволит форсировать двигатель на уровень 130%.
(Мда, если что, то что слева - это БТНА, а не ТНА.)
По-моему там ясно видно 2 ТНА - слева метановый, справа кислородный
Где-то выше в топике я выкладывал схему из статьи. Там четко были отдельные ТНА, насколько помню. Год или полтора назад.

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 18:48:14По-моему там ясно видно 2 ТНА - слева метановый, справа кислородный
Слева бустерный ТНА. На его входе стоит пусковой пневмоклапан, выход БТНА соединён с основным ТНА.

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 18:48:14Там четко были отдельные ТНА, насколько помню. Год или полтора назад.
С тех пор могло поменяться не только всё, а даже чуть-чуть побольше. :)

C-300-2

Ещё заметно, что разделительный узел на ТНА не самый простой. Мне видится, что явно с продувкой. :)

C-300-2

#6010
Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 18:43:21И вообще, смотрю я на это дело и думаю: а не чисто ли здесь кислая схема?..
Если схема сладкая, то перед газиком метан прогоняют через рубашку охлаждения, а потом уже направляют в газик. А тут ясно видно, что основной компонент идёт сразу в газик. Нижний же насос (который двухступенчатый) имеет выход с 1-й ступени, который по площади явно меньше*, чем у насоса, питающего газик. Так что мне видится так, что схема классическая, с дожиганием кислого газа. Перед входом в насос Г поставлен БТНА. Основная часть горючего идёт на камеру, меньшая отбирается с выхода основного насоса и поступает в дожимную ступень (её тоже хорошо видно).
Такое решение вполне оправданно: кислая схема замыкается легче. Как говорил мне один проектант ракет: если двигателистам не прописать жёсткое условие в ТЗ на метановый двигун, то двигателисты сделают его по кислой схеме.  :D

Примечание:
* - это говорит о меньшем объёмном расходе компонента. Соответственно, и диаметр трубопровода меньше.
Я угадал!  ;D Вот что значит реальный опыт в производстве ЖРД - такое хрен пропьёшь!  ;D
ЦитироватьКонструкторское бюро химавтоматики «НПО Энергомаш» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2023» представит макет нового кислородно-метанового двигателя РД-0169А для перспективной многоразовой ракеты-носителя «Амур», сообщает сайт Роскосмоса.

На первой ступени ракеты предполагается использование пяти таких двигателей. Создаваемый в КБХА двигатель РД-0169А выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, имеет тягу у Земли 100 тонн, кратность использования — до десяти раз.

Работы по новому двигателю вышли на стадию изготовления первого экземпляра. В цехах осуществляется производство узлов и агрегатов, после чего последует сборка первого двигателя для проведения наземных автономных испытаний.

Ранее КБХА выполнило эскизное проектирование, разработало рабочую конструкторскую документацию, провело модельные испытания по исследованию процессов зажигания и смесеобразования, изготовило и осуществило автономные доводочные испытания отдельных узлов и агрегатов опытного образца двигателя.

Форум «Армия-2023» пройдет с 14 по 20 августа в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.
https://www.metalinfo.ru/ru/news/151737

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 18:47:25Да, имеется в виду теплонапряженный сильфон от ТНА на КС, типа как на энергомашевских керосинках. 
Если на 11Д520 и РД-180 от такого никуда не денешься, то на РД-191 я считаю это решение, конечно, извращением в особо жёсткой форме. Забили бы хрен и качали КС с ТНА. А уж с сильфонами на магистралях вполне можно справиться. Чай, не горячий кислый газ.

Андрюха

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 19:00:32
Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 18:43:21И вообще, смотрю я на это дело и думаю: а не чисто ли здесь кислая схема?..
Если схема сладкая, то перед газиком метан прогоняют через рубашку охлаждения, а потом уже направляют в газик. А тут ясно видно, что основной компонент идёт сразу в газик. Нижний же насос (который двухступенчатый) имеет выход с 1-й ступени, который по площади явно меньше*, чем у насоса, питающего газик. Так что мне видится так, что схема классическая, с дожиганием кислого газа. Перед входом в насос Г поставлен БТНА. Основная часть горючего идёт на камеру, меньшая отбирается с выхода основного насоса и поступает в дожимную ступень (её тоже хорошо видно).
Такое решение вполне оправданно: кислая схема замыкается легче. Как говорил мне один проектант ракет: если двигателистам не прописать жёсткое условие в ТЗ на метановый двигун, то двигателисты сделают его по кислой схеме.  :D

Примечание:
* - это говорит о меньшем объёмном расходе компонента. Соответственно, и диаметр трубопровода меньше.
Я угадал!  ;D Вот что значит реальный опыт в производстве ЖРД - такое хрен пропьёшь!  ;D
ЦитироватьКонструкторское бюро химавтоматики «НПО Энергомаш» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2023» представит макет нового кислородно-метанового двигателя РД-0169А для перспективной многоразовой ракеты-носителя «Амур», сообщает сайт Роскосмоса.

На первой ступени ракеты предполагается использование пяти таких двигателей. Создаваемый в КБХА двигатель РД-0169А выполнен по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, имеет тягу у Земли 100 тонн, кратность использования — до десяти раз.

Работы по новому двигателю вышли на стадию изготовления первого экземпляра. В цехах осуществляется производство узлов и агрегатов, после чего последует сборка первого двигателя для проведения наземных автономных испытаний.

Ранее КБХА выполнило эскизное проектирование, разработало рабочую конструкторскую документацию, провело модельные испытания по исследованию процессов зажигания и смесеобразования, изготовило и осуществило автономные доводочные испытания отдельных узлов и агрегатов опытного образца двигателя.

Форум «Армия-2023» пройдет с 14 по 20 августа в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.
https://www.metalinfo.ru/ru/news/151737
КБХА же специализировался на метановых ДВГГ, с чего вдруг выбрали ДОГГ?

C-300-2

Итак, со схемой разобрались. Вот что мне непонятно, так это что за дроссель с электромеханическим приводом стоит на линии О?! А?..
Единственная внятная гипотенуза - для обеспечения глубокого дросселирования*, как у РД-191. На РД-191 для обеспечения глубокого дросселирования ввели трёхпозиционный клапан (открыто-прикрыто-закрыто) на газике. А тут могли пускоотсечной пневмоклапан на газике сделать обычным (закрыто-открыто), а перепад по линии О повышать дросселем. Пока другого в голову больше ничего не лезет.
* - дросселирование, я так понимаю, нужно для обеспечения посадки на одном центральном двигуне.

C-300-2

Цитата: Андрюха от 11.08.2023 19:22:23КБХА же специализировался на метановых ДВГГ, с чего вдруг выбрали ДОГГ?
А я выше писал:
Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 18:43:21Такое решение вполне оправданно: кислая схема замыкается легче.
По этой же причине БЕ-4 у Блю Ориджин тоже с кислым газиком.

tau13

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 19:07:45
Цитата: tau13 от 11.08.2023 18:47:25Да, имеется в виду теплонапряженный сильфон от ТНА на КС, типа как на энергомашевских керосинках.
Если на 11Д520 и РД-180 от такого никуда не денешься, то на РД-191 я считаю это решение, конечно, извращением в особо жёсткой форме. Забили бы хрен и качали КС с ТНА. А уж с сильфонами на магистралях вполне можно справиться. Чай, не горячий кислый газ.
А вот я фотошопил 191 с ТНА, прилепленным сверху над КС... Там в теме про него есть картинка.
На самом деле извращение на 191 вызвано исключительно желанием сэкономить и применить готовые узлы и схемы. А то, что в данном конкретном случае одногоршкового двигателя получилась химера - так кто это заметит, да? ;)

C-300-2

Цитата: tau13 от 11.08.2023 20:00:22На самом деле извращение на 191 вызвано исключительно желанием сэкономить и применить готовые узлы и схемы.
Оно понятно. Но можно ж и по уму было поступить, сделать попроще и подешевле. Всё равно же целый ТНА пришлось проектировать...
Цитата: tau13 от 11.08.2023 20:00:22А то, что в данном конкретном случае одногоршкового двигателя получилась химера - так кто это заметит, да? ;)
На фоне всего остального - даааа... У РД-191 ПГС одного пневмоблока сложнее ПГС всего 14Д14М.  ;D

C-300-2

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 19:24:03Вот что мне непонятно, так это что за дроссель с электромеханическим приводом стоит на линии О?! А?..
Единственная внятная гипотенуза - для обеспечения глубокого дросселирования
Похоже, моя догадка верна :) Я пока бегал, вспомнил, что на 11Д520 на линии О тоже стояли дроссели!.. А уже на 11Д520М их исключили. Цитирую прилепленную статью:
В конструкции двигателя РД171 в магистралях, подводящих жидкий кислород от двух выходов насоса окислителя к газогенераторам, установлены два дросселя... При разработке конструкции двигателя считалось, что данные дроссели должны обеспечивать надежное управление запуском двигателя и устойчивость работы газогенераторов (ГГ) при работе на пониженных режимах.
...
В процессе отработки экспериментальных образцов двигателя РД171М, в которых дроссели окислителя не использовались, было подтверждено, что запуск двигателя, его работа на всех предусматриваемых режимах («вырезка» тяги, дросселирование, режим конечной ступени) характеризуются устойчивой работой всех агрегатов и систем. ...
Результаты указанных работ послужили основанием для исключения из состава двигателя РД171М дросселей окислителя...

ratcustorb

Цитата: C-300-2 от 11.08.2023 19:24:03Итак, со схемой разобрались.

...
Разобрались?
Два отдельных ТНА - и оба ДОГГ?  ::)
Или как? Я, честно говоря, не очень понял...  :-\
Если левый - это БТНА, что чем он приводится в действие и что качает?

C-300-2

Цитата: ratcustorb от 11.08.2023 20:41:45Разобрались?
Два отдельных ТНА - и оба ДОГГ?  ::)
Или как? Я, честно говоря, не очень понял...  :-\
Эх, плохо я пишу :(
Откройте схему 11Д43 - схема в нулевом приближении такая же. Замкнутая, с дожиганием окислительного генераторного газа. Один ТНА. В ТНА турбина, насос окислителя и двухступенчатый насос горючего. Первая ступень Г подаёт Г в КС на тракт охлаждения, вторая подаёт малый расход Г в газик.
То, что принимают за второй ТНА (здоровая штука слева) - это совокупность входного трубопровода с главным пневмоклапаном горючего, бустерным насосным агрегатом. Выход БНАГ соединён со входом с первой ступенью насоса Г.
Так понятнее?.. Если нет - говорите. То, что понятно для меня не обязано быть понятным Вам.