Пленка АШ-1

Автор Шамс, 26.02.2023 03:14:05

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Serge V Iz

Цитата: Feol от 26.02.2023 17:21:18
Цитата: Старый от 26.02.2023 16:59:29Во всех рассказах про Луну-3 говорится что американская плёнка была выбрана исходя из её якобы радиационной стойкости. К чему это?
По идее, невозможно никак повысить собственную радиационную стойкость галогено-серебрянного фотоматериала. Она просто обратно пропорциональна светочувствительности. Можно только защищать плёнку извне, но к ней самой это отношения не имеет.
Материала -- нет, а плёнки -- можно. Уменьшать толщину эмульсии.

Но, всё равно, сомнительны ети шарики... Там же пишут, техпроцесс специальный разрабатывался и отрабатывался, температуры, кибениматика механика... Или эта плёнка с самого начала там фигурировала подопытным кроликом?

Так, что заскочили в ближайший физтех на бетатрон, бац-бац, и готов протокол разрешения применения -- ну просто не верится.

Шамс

Фототелевизионное устройство «Енисей» было разработано Ленинградским НИИ телевидения (сам фотоаппарат АФА-Е1 — Красногорским механическим заводом). Передача изображения осуществлялась аналоговым методом камерой бегущего луча. На наземной стороне прием совершался несколькими приборами: съемкой камеры бегущего луча на кинопленку, фотографированием с экрана скиатрона, записью на магнитную ленту и прямой вывод изображения на термохимическую бумагу. Записи на магнитную ленту не удалось воспроизвести, изображения на термобумаге и скиатронах позволяли только оценить сюжет изображения. Единственным удачным методом регистрации оказался с использованием камеры бегущего луча.

ETO

Цитата: Serge V Iz от 26.02.2023 17:27:55Так, что заскочили в ближайший физтех на бетатрон, бац-бац, и готов протокол разрешения применения -- ну просто не верится.
Шары с плёнкой - были. Сбитые - были. Плёнку, естественно, проявляли и всяко испытывали. Её характеристики определили. Человек просто знал это, ничего не испытывал сам. Когда выяснилось, что экспозицию надо увеличивать раз в 10, он нащёлкал Луну и предъявил фото, не сказав, какая плёнка. И ему разрешили не менять параметры съёмки.
Далее:
"Енисей", которое все именовали "банно-прачечным трестом". Это ФТУ разработал по нашему заданию ленинградский НИИ-380, впоследствии известный как Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения. Команда энтузиастов во главе с директором Игорем Росселевичем, инженерами Петром Брацлавцем и Игорем Валиком в совершенно фантастические по современным представлениям сроки разработала саморегулирующуюся фототелевизионную аппаратуру.

И я не помню, где Черток говорит о ШР
В борьбе за народное дело он был инородное тело

Дем

Цитата: Feol от 26.02.2023 17:21:18По идее, невозможно никак повысить собственную радиационную стойкость галогено-серебрянного фотоматериала. Она просто обратно пропорциональна светочувствительности. Можно только защищать плёнку извне, но к ней самой это отношения не имеет.
Фотоматериала - нет, а вот остальные компоненты фотоэмульсии и материал плёнки можно варьировать.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Шамс

Черток говорит только про специальную магнитную ленту:
Брацлавец неожиданно высказал опасение, что по предыдущему опыту тренировок с ФТУ время фотографирования может оказаться более часа, а здесь на пункте, оказывается, израсходован запас специальной магнитной ленты для последующей записи изображения неведомых лунных ландшафтов. Ну, тут СП пришел в ярость. Я его понимал. Ведь если бы нас предупредили, мы могли бы захватить с собой из Москвы эту дефицитную ленту. Он "из всех стволов главного калибра" выдал Рязанскому, Богуславскому и Брацлавцу.
Но простым криком дела не исправишь. Удовлетворение СП получал только в конкретном действии после разноса. Он тут же позвонил в Москву, нашел Руднева, объяснил ситуацию и попросил помощи. Потом еще звонки в наш ОКБ-1, там все растолковал. Успокоившись после многих переговоров с Москвой, сказал, обращаясь к полковнику Бугаеву:
- В Симферополь рейсом таким-то приходит Ту-104. У командира корабля будет коробка с пленкой. Я сейчас договорюсь, чтобы в аэропорту к моменту посадки был вертолет. Вы должны на этом вертолете доставить сюда эту пленку. Простите, но эти хлопоты по вине моих товарищей.
Инцидент с пленкой был исчерпан.

Serge V Iz

Цитата: ETO от 26.02.2023 17:55:51Когда выяснилось, что экспозицию надо увеличивать раз в 10, он нащёлкал Луну и предъявил фото, не сказав, какая плёнка. И ему разрешили не менять параметры съёмки.
Не поинтересовавшись тем, как эта пленка поведет себя внутри хитрой фотокамеры с хитрыми реактивами в аппарате, который разрабатывали другие? Кстати, где нащелкал-то? Съездил в Архыз, навинтил на телескоп?

Подозрительно это всё.

ETO

Цитата: Serge V Iz от 26.02.2023 18:20:40Не поинтересовавшись тем, как эта пленка поведет себя внутри хитрой фотокамеры с хитрыми реактивами в аппарате, который разрабатывали другие? Кстати, где нащелкал-то? Съездил в Архыз, навинтил на телескоп?
вверху ссылка, всё написано
В борьбе за народное дело он был инородное тело

Serge V Iz

Цитата: ETO от 26.02.2023 18:50:21
Цитата: Serge V Iz от 26.02.2023 18:20:40Не поинтересовавшись тем, как эта пленка поведет себя внутри хитрой фотокамеры с хитрыми реактивами в аппарате, который разрабатывали другие? Кстати, где нащелкал-то? Съездил в Архыз, навинтил на телескоп?
вверху ссылка, всё написано
Вот в этой самой ссылке мне и не нравится фабула -- "1) жахнули ЗЧ, 2) нарезали под фотоаппарат и кааак...".
Обычно всё несколько сложнее, и включает намного больше волнующих телодвижений, как с фотоаппаратом, так и без.

Шамс

Короче, снимали на родную фотопленку фирмы Свема.

DiZed

#49
Цитата: Feol от 26.02.2023 17:21:18По идее, невозможно никак повысить собственную радиационную стойкость галогено-серебрянного фотоматериала. Она просто обратно пропорциональна светочувствительности. Можно только защищать плёнку извне, но к ней самой это отношения не имеет.
по-моему довольно спорное утверждение; я не интересовался вопросами радиационной стойкости фотоматериалов, но из общих принципов вроде вполне можно. чувствительность всех современных галогенсеребряных слоев по крайней мере вне синего диапазона обеспечивается в первую очередь не самими галогенидами, а сенсибилизаторами, органическими красителями, ловящими фотоны в пределах собственных полос поглощения, переходя в возбужденное состояние - и перенося возбужденный электрон на галогенид; высокоэнергетические частицы же с высокой долей вероятности скорее просто разрушат эти красители, чем инициируют нужные электронные переходы. т.е. сенсибилизаторы позволяют поднимать чувствительность в оптическом диапазоне, одновременно снижая содержание галогенидов, что дает т.н. малосеребряные эмульсии, вуаль на которых от высокоэнергетичного фона вполне м б. многократно ниже.
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Feol

#50
Из любопытного:

Алексей Иванов "Впервые":

https://reallib.org/reader?file=343587&pg=3&ysclid=lelq8c62ge611857711

"— А ты знаешь, что сегодня ночью СП срочно улетел в Москву?
— Конечно, не знаю. Я ведь только под утро пришел, когда испытания
закончили...
— А ты знаешь, чего ради он полетел?
— Да иди ты к черту! Раз не знаю, что полетел, так откуда знать зачем?
— Так вот, ночью ему кто-то, точно не знаю кто, позвонил, что два или три
московских астронома, — Петр Федорович назвал фамилии, — сделали вывод, что
для ФТУ неправильно выбраны экспозиции. По их мнению, они должны быть раз в
десять больше! Нет, представляешь? В десять раз больше!
— Ну, а ты как думаешь? Может, они правы? А сменить экспозиции — штука
сложная?
— Менять экспозиций не буду! Уверен, что все выбрано правильно!
События развивались так. После обеда самолетом прилетела бригада с завода
с заданием сразу приступить к смене экспозиций. Петр Федорович категорически
запретил это делать. Константин Давыдович вынужден был доложить по телефону
Сергею Павловичу о позиции, занятой фэтеушниками. Главный потребовал, чтобы
Петр Федорович немедленно вылетел в Москву для разбирательства на месте. Но тот
вместо вылета устроил, так сказать, экспериментальную проверку правильности
своей точки зрения. Он взял ФТУ, поднялся с ним на крышу монтажного корпуса и,
воспользовавшись тем, что Луна светила во все лопатки, сфотографировал ее на
пленку с теми экспозициями, на которые настроены затворы. Раскрою секрет.
Экспозиции были такие; 1/200, 1/400, 1/600 и 1/800 секунды. А московские
товарищи предлагали самую короткую экспозицию — 1/100 секунды. Остальные
больше. Пленку проявили. Изображение было четким, его никак нельзя было
назвать недодержанным.
Сергею Павловичу об этом срочно сообщили. Ночью он вернулся на
космодром. Решение его было поистине Соломоновым. Раз при более коротких
экспозициях все получается нормально, можно пожертвовать 1/200. Петр
Федорович согласился перестроить затворы с 1/200 на 1/100. При этом никто ничего
не терял, а московские коллеги могли быть спокойны: их предложение, правда,
частично, но было принято. Забегая чуть вперед, чтобы потом уж больше не
возвращаться к этому, скажу, что самыми лучшими были негативы, снятые с самой
короткой экспозицией. "
Всем пользователям нравится это сообщение.

Serge V Iz


Serge V Iz

Цитата: Feol от 26.02.2023 20:35:16Экспозиции были такие; 1/200, 1/400, 1/600 и 1/800 секунды. А московские товарищи предлагали самую короткую экспозицию — 1/100 секунды.

М.б., московские товарищи и правы... Фотопленочное фото -- это произведение функции экспонирования на функцию проявки. В отличие от фото электронного, где только одна функция экспонирования, да и та неплохо нормализована современной электроникой.

Но 1/100, из приведенных, это самая длинная выдержка.

(Это ещё не говоря о контрастной перспективе (дымке), полосах поглощения, относительном отверстии камеры, и т.д., что необходимо учесть в выводах из накрышного эксперимента :D В уме посчитал?)

Feol

Ещё мысль.

Типа, разрезали трофейную плёнку на полосы 35 мм, отперфорировали, засунули в ФТУ и полетели.

А как это выглядело практически? Взяли некую бобину, всю в грязи, от сбитого шарика-шпиона. Подвергшуюся удару, возможно (что портит эмульсию), ну ладно, не суть. Закрылись в ванной. Отрезали в темноте ножницами от широкой ленты ровную полосу шириной 35 мм. (пробовал кто-нить для фотоэкспериментов отрезать в таких условиях, допустим, кадрик стандартной 35 мм. плёнки так, чтобы срез был аккуратно поперёк? Он потом на свету оказывается обычно не очень аккуратным, не очень прямым и не очень поперёк ;D  ). Дальше там же в темноте отперфорировали эту ленту. Каждое отверстие ручным пробойником и молоточком ;) ? Тут явно нужно какое-то оборудование. Даже не знаю, есть ли (было ли в то время) такое оборудование для небольших объемов? Кстати, любопытно, какая длина была плёнки в ФТУ? Ведь производство фото-киноплёнки очень поточное, сотни метров, километры. А столь поточное оборудование - насколько было доступно? Или везти на Свему или ещё куда-то типа того - там возьмутся ли? И плёнка чужая и, может быть, наоборот, объем слишком мал для поточной линии? Мутная задача, имхо. Или таки были приспособы.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Serge V Iz

Цитата: Feol от 26.02.2023 20:55:02Ещё мысль.

Типа, разрезали трофейную плёнку на полосы 35 мм, отперфорировали, засунули в ФТУ и полетели.

А как это выглядело практически? Взяли некую бобину, всю в грязи, от сбитого шарика-шпиона...

...пролежавшую фиг знает сколько в фиг знает какой температуре...  ;D


ETO

Чудеса! Еще когда ждали начала передачи «картинки», все, естественно, волновались и Королев, и Келдыш, и главные
конструкторы – все, кто был там. И вот в этот момент к Королеву подошел один из астрономов,
академик Андрей Борисович Северный и вполголоса ему говорит: «Сергей Павлович, я полагаю, что
оснований волноваться у нас, в общем-то, нет. Абсолютно. Изображения мы никакого не получим. Я
провел расчеты, и получилось, что для защиты фотопленки от радиации нужен чуть ли полуметровый слой свинца. Надеюсь, на станции такого слоя установить не удалось?»
В борьбе за народное дело он был инородное тело

Feol

Кстати, резкость/зернистость, скорее всего, в данном случае можно было практически не учитывать - всё равно превосходило предполагавшееся разрешение электронно-лучевого сканера в сочетании с доступным аналоговым каналом передачи на Землю. А доставка плёнки на Землю не планировалась.
Всем пользователям нравится это сообщение.

ETO

Цитата: Serge V Iz от 26.02.2023 20:47:56Но 1/100, из приведенных, это самая длинная выдержка.
это Ивановский лопухнулся. Это из его воспоминаний
В борьбе за народное дело он был инородное тело

ETO

Цитата: Feol от 26.02.2023 20:55:02Закрылись в ванной. Отрезали в темноте ножницами от широкой ленты ровную полосу шириной 35 мм. (пробовал кто-нить для фотоэкспериментов отрезать в таких условиях, допустим, кадрик стандартной 35 мм. плёнки так, чтобы срез был аккуратно поперёк?
Вы уморительно смешны. даже я в детстве  делал вручную. В НИИ для этого масса приспособ. Хоть как, хоть что. Была бы плёнка. Любая перфорация в минуты. И из узкой широкую - тоже можно.
А уж насчёт "в грязи..." слов нет
В борьбе за народное дело он был инородное тело

Serge V Iz

Ну, и наконец. Эта картинка:

Вы не можете просматривать это вложение.

Это одна из серии в 300 с лишним фотографий. Остальные все расплывшиеся, либо искаженные, либо расфокусированные в отдельных областях Луны, либо еще что-нибудь. Атмосфера-то, внезапно, очень подвижна. )

Впрочем, для оценки гистограммы (оптимальности выбранного участка динамического диапазона) изображения можно и не очень качественным фото обойтись. Но не на глаз, а, всё-таки, фотометрическими  ... хотя бы только методами. )