Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.


АниКей

  • ДОН24 - «Не вырвиглазно»: ростовчан очаровал «космический» дом
«Не вырвиглазно»: ростовчан очаровал «космический» дом
20.01.2023
    «Не вырвиглазно»: ростовчан очаровал «космический» дом

Фото: Паблик «Это Ростов» ©
Ростовская область, 20 января 2023. DON24.RU. Фото дома, раскрашенного в космической тематике, очаровало подписчиков паблика «Это Ростов».
Цитировать«Pocтoв, ты пpocтo кocмoc!» – написал автор поста.
За час снимок собрал больше 100 отметок «нравится».
Как уточнили подписчики, необычный дом находится на 9-й Линии, неподалеку от пересечения с улицей Мясникова.
Цитировать«Прикольный расцвет. Красиво и не вырвиглазно», «Мегахорош!», «...цвета уже не такие насыщенные, подвыгорел», – отозвались подписчики в комментариях.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#682
novaya-media.cdn.ampproject.org

Что с «Союзом»?. Космонавт Федор Юрчихин — о нештатной ситуации на МКС, экономии на безопасности,...
Спойлер


Фото: AP / TASSФото: AP / TASS
15 декабря прошлого года стало известно об утечке этиленгликоля в контуре охлаждения пристыкованного к МКС корабля «Союз МС-22». В пригодности аппарата для спуска экипажа возникли серьезные сомнения. Роскосмос взял паузу на осмысление ситуации. Но лишь спустя месяц, 11 января, госкомиссия фактически огласила решение, которое космонавт Федор Юрчихин еще 20 декабря назвал единственно возможным. Аварийный корабль «Союз МС-22» остается на МКС как средство спасения при гипотетическом возникновении критически опасной ситуации. В феврале на станцию прибудет «Союз МС-23», на котором смена вернется на Землю. Сегодня Федор Николаевич излагает свой взгляд на текущую аварию и проявившиеся в ней особенности российской космонавтики.
Летчик-космонавт Федор Юрчихин. Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Летчик-космонавт Федор Юрчихин. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В связи с утечкой в системе охлаждения пристыкованного к МКС корабля «Союз МС-22» приходится слышать, что такие проблемы даже необходимы, чтобы держать в тонусе космонавтику. Конечно, аварии никому не нужны. Но такого рода сложности тестируют всю систему на готовность реагировать и быстро вырабатывать верные решения. При этом авария на «Союзе МС-22» не относится к категории непредвиденных или не поддающихся анализу.
Возможные проблемы с контуром охлаждения были заранее проработаны, вероятные оперативные действия прописаны. Сделано это было еще в самом начале работ по МКС. Книги рекомендаций для действий при нештатных ситуациях прорабатывались еще в начале. И работа с ними продолжается в связи с модификацией космических аппаратов, появлением новых, изменениями в конфигурации станции. Это касается как действий земли, так и действий экипажа.
В аналогичных ситуациях предполагалась срочная отстыковка корабля в автоматическом режиме. Его масса 7,5 тонны. Если нештатная ситуация повлияет на работу его двигателей и корабль после расстыковки не сможет провести импульсы увода от МКС, это создаст серьезную опасность. В нынешней ситуации корабль оставили пристыкованным к станции. С этим решением полностью соглашусь.
Но главное — на таком корабле нельзя возвращать экипаж на Землю. На понимание этого достаточно двух–трех дней.
Но 20 декабря руководство Роскосмоса сообщило экипажу, что надеется на штатное возвращение корабля. Почему с самого начала не отказались использовать «Союз МС-22» для посадки космонавтов?
Этот вопрос требует внятного ответа.
Решение госкомиссии от 11 января о возвращении экипажа на «Союз МС-23», который срочно запускают к МКС, я прочел с удовлетворением — это победа профессионализма. Разумеется, данная нештатная ситуация — это проверка всей нашей пилотируемой космонавтики. В полный рост встал вопрос: почему мы однажды отказались от идеи содержания корабля-спасателя (он же — резервный корабль)? Я помню времена, когда в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре постоянно находилось два-три корабля. Сегодня мы используем в этом качестве просто очередной корабль, запланированный к штатному полету в марте. Но спасательная экспедиция — не его функция. Просто взяли то, что есть под рукой.
Космос наказывает за жадность
Тут полезно вспомнить важный прецедент. В 2003 году, после катастрофы «Колумбии», программа шаттлов была приостановлена. И было принято решение: возвращение экипажа МКС-6 и дальнейшую ротацию основных экипажей проводить на «Союзах». Командиром «Союза ТМА-1» при возвращении с орбиты в мае 2003 года был Николай Бударин.

Российский космонавт Николай Бударин (на снимке справа) спускается по трапу самолета на аэродроме Чкаловский. 4 мая 2003 г. Фото: Юрий Машков / ТАСС

У кораблей «Союз» есть несколько вариантов спуска. Штатный спуск и резервные варианты, в том числе баллистический спуск. При штатном и баллистическом варианте дистанция между точками посадки — в районе 400 км. Не скажу когда, но к моменту спуска экипажа Бударина Росавиакосмос (тогда) при уверенности в надежности техники и в целях экономии отказался от содержания второй поисковой группы, которая должна была работать в точке приземления по траектории баллистического спуска.
Это еще один пример, когда космос не прощает панибратского отношения, он всегда требует уважения.
При входе в атмосферу спускаемый аппарат самопроизвольно перешел в резервный режим — баллистический спуск. В точку, где его никто не ждал. А дальше пошло-поехало. При спуске порвалась антенна связи в стропе парашюта. Томительно долго после приземления ЦУП не имел никакой информации об экипаже.
Надо отдать должное Николаю Михайловичу [Бударину]: он смог выйти после полугодового полета из корабля, нашел место разрыва и починил антенну самостоятельно.
После связи с экипажем ЦУП дал указание поисковикам лететь в точку приземления. Но и это произошло не сразу. Вертолетам необходима была дозаправка.
После этого случая резервная поисковая группа была возвращена. В 2007 году один из экипажей приземлился по схеме баллистического спуска. В 2008 году это вновь повторилось. Резервная группа поиска была у этих кораблей уже через несколько минут. Прошло почти 15 лет. Все возвращения с орбиты штатные. Возможно, у кого-то опять возникнет идея сэкономить деньги.
Безопасность требует учета любой мелочи, даже если приходится за нее платить. Стоит пренебречь ею — и космос немедленно нас наказывает. Именно поэтому у меня вызвало недоумение, почему немедленно, еще в декабре, не было принято решение о недопустимости использования при спуске аварийного корабля. О проработке вариантов спуска при возникновении серьезной нештатной ситуации на борту МКС до замены корабля «Союз МС-22».
Вероятно, начал пробуксовывать сам механизм принятия решений. Эта нештатная ситуация давно прорабатывалась. Причем эта инструкция на английском есть и у наших партнеров по МКС. Американцы немедленно этот пункт нашли и прочитали.
Что-то надо менять в системе принятия решений. Или, наоборот, возвращать прежние, наработанные практикой. Фактически попадание метеорита (или не метеорита) в систему охлаждения «Союза МС-22» протестировало не только нашу технику и регламенты, но и руководство.
Решение на случай критической ситуации до прилета на МКС «Союза МС-23», оглашенное 14 января, довольно разумное. Американцы эвакуируют своего члена экипажа на корабле Dragon. Если крайней ситуации не будет, то Рубио вернется на «Союзе МС-23».
Россия–Америка
Взаимоотношения с НАСА необходимо поддерживать на рациональном уровне. Нельзя допустить их ухудшение из-за общего обострения отношений между нашими странами. Мы совместно работаем на орбите, и жизнь каждого из нас зависит друг от друга.
В нынешней ситуации, как вполне допустимое, предлагалось использовать для спуска всего экипажа корабль Илона Маска, например. Но сколько бы на это ушло времени? Хотя это предложение навело на мысль. Вполне возможно рассмотреть вероятное использование в будущем на корабле Dragon наших российских скафандров, и наоборот.
Для этого необходимо рассмотреть возможность создания адаптеров к системам подачи кислорода, вентиляции, медицинских параметров, связи для нашего и американского скафандров. Унифицировать ложементы. Работы хватит специалистам с обеих сторон. Не думаю, что это неразрешимая проблема.

Совместный экспериментальный полет по программе «Союз»—«Аполлон». Советский космонавт Валерий Кубасов (слева) и американский астронавт Вэнс Бранд в корабле «Союз-19». Съемка произведена с экрана телевизора / Фотохроника ТАСС

Ведь и знаменитый совместный полет «Союз»–«Аполлон» в 1975 году рассматривался в обеих странах как прообраз будущих спасательных полетов на орбиту в крайних обстоятельствах. Поэтому было бы очень полезно для наших конструкторов подумать совместно с американскими коллегами над тем, как сделать возможной посадку на российском корабле в американском скафандре, и наоборот. Обстоятельства, которые требуют такого решения, очевидны: например, проблемы со здоровьем, требующие досрочной эвакуации одного из членов экипажа. И возвращение его на ближайшем по плану корабле. Иметь возможность логистического маневра при этом очень выгодна.
Сегодня я, к сожалению, скептически оцениваю возможность такого углубленного технического сотрудничества с НАСА, вплоть до создания совместимого оборудования или активного использования партнерской техники. На тренировках в НАСА мы учились бороться с разгерметизацией по их методикам. Они несколько отличаются от наших. Плюс использование их средств герметизации. Поэтому в свое время, когда в переходном отсеке на МКС нашли трещины, я предложил руководству провести работу по их локализации, диагностике и изоляции совместно с американцами.
Суть идеи: мы изучаем и изолируем одну трещину, американцы — следующую. В процессе работы мы обмениваемся методиками, материалами, результатами. Каждая сторона получила бы в итоге общий двойной наработанный опыт.
Это обогатило бы наши методики борьбы за живучесть.
Ответ наших руководителей был однозначный: мы все сделаем сами, нам американцы не нужны. Я надеялся на понимание. Увы. Да и политическая обстановка вносит свои коррективы. Хочется всем напомнить: программа «Союз»–«Аполлон» была в 1975 году. МКС началась только в 1993 году. На многочисленных совместных рабочих встречах начала программы МКС я слышал от ветеранов каждой из сторон о потерянных годах.
У нас на МКС до этой декабрьской аварии были еще две серьезные нештатные ситуации, которые мы рассматривали вместе с американцами. Одна из них возникла 30 августа 2018 года — и вполне может трактоваться в терминах уголовного права. Хотя расследование закончено, госкомиссия никак не комментирует этот инцидент с появлением преднамеренно сделанного отверстия в борту российского космического корабля. Ситуация связана с угрозой жизни экипажа. «Мы знаем, но вам не скажем»?
Вторая ситуация, как я упоминал, связана с появлением трещин в отсеке переходной камеры служебного модуля МКС. Их обнаружили еще в октябре 2020 года. Первоначально руководство Роскосмоса обещало решить проблему в течение двух-трех дней. Она не решена до сих пор, утечка полностью не ликвидирована. Непосредственно после этого в прессе появились заявления руководителей Роскосмоса о том, что эксплуатацию российского сегмента МКС надо в скором времени прекращать.
Вообще поведение руководства в тех случаях грешило непоследовательностью. Но когда 15 декабря обнаружилась проблема в системе охлаждения «Союза МС-22», новый глава Роскосмоса выступил сразу. 11 января этого года огласил позицию России и практически взял ответственность на себя за принятые решения, не стал прятаться за подчиненными.
Это вызывает уважение: профессиональное решение и отрадный факт.
Но очевидно, что были члены комиссии и с другим мнением. Иначе не было бы почти месячной задержки в решении, давно прописанном в нашем собственном регламенте.
Кадры решают, но не те
Отрасль наша, к сожалению, со времен президента Ельцина и до наших дней не имела возможности стабильного развития с преемственной политикой — каждые два-три года назначался новый руководитель. И часто результат этих кадровых процессов весьма точно был описан еще в басне Крылова:
«И рад скорей
 Посмешищем стать света,
 Чем у честных и знающих людей
 Спросить иль выслушать совета».

Да и в других отраслях крайне редко приходили к руководству люди, осторожно осваивающие огромный опыт предшественников, опирающихся на профессионалов. Можно порадоваться, пожалуй, за атомную промышленность и железные дороги. А в космонавтике утвержденные государственные программы отменяли, переделывали на ходу, переносили сроки многих проектов.
В наше время очень значительная часть средств уходит на оборонные программы. Это жизненно необходимо для нашего государства. Денег становится меньше, в первую очередь — на пилотируемую космонавтику и научные исследования.
В этих условиях максимальной экономии нельзя далее проводить привычную политику, когда вся отрасль работает на процесс, а не на результат. Необходимо оставить в планах только те проекты, за реализацию которых мы сможем ответить: если задача поставлена и деньги потрачены — цель должна быть выполнена. Улучшения могут наступить, только если исполнители реально начнут отвечать за выделенные средства и нулевой результат.
Луна и Марс
Вспомним, что программа исследования Луны основана на программах, разработанных еще в 1997 году. С тех пор космический аппарат под разными названиями присутствовал в федеральных программах: «Луна-Глоб», «Луна-25». На все это тратились деньги, труд конструкторов и ученых, время... Годы старта переносились: 2012-й, 2014-й, 2015-й, 2018-й, 2019-й... Уже со счета сбился. В прошлом году вдруг «неожиданно» выяснилось, что некорректно работает прибор определения высоты. Перенесли старт на 2023 год.
Аналогичная ситуация и с перспективным пилотируемым кораблем, и с парком новых ракет-носителей.
Пора спрашивать за принятые решения и результат. Необходимо остановить пожирающее деньги и малочисленные ресурсы прожектерство, отказаться от мертворожденных проектов. Мы живем в условиях экономии каждой копейки. И в ближайшие годы положение не изменится. Создание на базе «Союза» возвращаемого грузового корабля, глубокая, последовательная модернизация самого «Союза». Испытание на грузовом возвращаемом многоразовом корабле элементов «Союза» — нового спускаемого аппарата — с целью уменьшения перегрузок и пятна посадки при возвращении с орбиты. Унификация приборно-агрегатного отсека для различной полезной нагрузки. Всё это вместо разработки околоземного корабля «Орленок» выглядит намного реальнее (надеюсь, дешевле) и даст зримый качественный результат.

Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем «Союз МС-22» с космодрома Байконур. Фото: AP / TASS

У нас легко можно было остановить, по существу — сломать, государственную программу: вместо профессионального экипажа послать на МКС актеров и назвать все это экспериментом. Утверждали, что это позволит сократить затраты на подготовку экипажей. Ну что же, эксперимент закончился. Программа подготовки профессиональных экипажей изменилась? Нет, эксперимент прошел для всей отрасли бесполезно, плюс срыв планов, научной программы и нецелевых затрат. Повторюсь, я не против такого рода полетов непрофессионалов.
Я против того, что это осуществилось за счет слома государственной программы и траты государственных денег. Такого рода полеты должны быть коммерческими, приносящими в отрасль деньги, а не ломающие государственную космическую программу научных исследований.
С самого начала было известно, что совместимость полярной орбиты для новой космической станции РОСС с интересами пилотируемой космонавтики, длительными экспедициями притянута за уши. Сейчас концепцию меняют, но почему ее изначально планировали в таком экзотическом варианте? Почему нас постоянно мотает из одной стороны в другую? Верим, что решение о строительстве новой станции уже принято, и продолжаем рисовать очередные «мурзилки».
Проверка системы в аварийной ситуации ставит еще один важный вопрос. Дальние планы ведущих космических держав связаны с развитием пилотируемой космонавтики и межпланетными полетами: на Луну и даже на Марс. Какие последствия подобная авария может иметь для экипажа в таких полетах?

Старт «Аполлона-13». 11 апреля 1970 г. Фото: ASSOCIATED PRESS

Выход кораблей «Аполлон» на орбиту полета к Луне не предусматривал возможности срочного возвращения. Вспомним эпопею с «Аполлоном-13». Случись нечто подобное — и опасность увеличивается кратно. При полетах на Марс все еще тяжелее.
Пилотируемый полет к Марсу актуален только после создания корабля на новых технологиях, которые позволят осуществить всю миссию — туда и обратно — за четыре–шесть месяцев. Ведь если экспедиция к Марсу займет полгода, то в обе стороны с возвращением это как ни крути — около двух лет. Таковы законы астрономии и устройство нашей Солнечной системы.
Для достижения иных скоростей потребуются совершенно другие двигатели. Сможем ли мы их построить и когда, пока неизвестно.
Подготовил Валерий ШИРЯЕВ

[свернуть]
Цитировать....Федор Юрчихин известен как популяризатор космонавтики. Принимал участие в качестве корреспондента в еженедельной программе телестудии Роскосмоса "Космонавтика" (в 2006-2016 гг. выходила на телеканале "Россия-24", в н. в. - на YouTube, "Ютьюб"). Был одним из ведущих познавательной программы "Пора в космос!", созданной при участии Роскосмоса на детском телеканале "Карусель". Участвовал в озвучивании анимационного сериала "Космические Юра и Нюра". Автор персональных фотовыставок под названием "Наш дом - Земля", на которых представлял снимки нашей планеты с орбиты, сделанные во время космических полетов.
 В ноябре 2018 г. стал президентом Центра "Космонавтика и авиация", который открылся весной в обновленном павильоне №34 "Космос" на ВДНХ в Москве. Под его руководством реализуется проект "Космическая почта": в центре установлен специальный почтовый ящик, через который любой желающий может отправить письмо действующим и заслуженным космонавтам страны.
Входит в состав президиума Федерации космонавтики России....
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


naked-science.ru

Космос под ногами: Naked Science выпустил спецпроект о космонавтике и «трудной» нефти
Александр Березин
 

Звездное небо над головой и подземные глубины под нами всегда притягивали человека. Космические тела и геологические пласты хранят не только ответы на вечные вопросы о происхождении планеты, но и огромные запасы энергии. Мы живем в эпоху, когда обычная нефть заканчивается. Человечеству предстоит научиться добывать трудноизвлекаемые углеводороды, и для этого нужны технологии по-настоящему космического уровня. Космонавт Андрей Борисенко и нефтяник Александр Угрюмов помогли нам разобраться, что общего между полетом космического корабля и бурением скважины и почему современную нефтедобывающую отрасль все чаще сравнивают с космической.


В новом спецпроекте Naked Science попробовал ответить на вопросы: как люди попадают в профессию космонавта и нефтяника? Насколько сложен путь туда, сколько лет он может длиться? Какая работа там самая сложная и почему?
Выяснилось, что в этих двух отраслях, как ни странно, порой используют похожие технологии. И там, и там работа отличается большим своеобразием и весьма далека от привычного для представителей других специальностей.
Глазами наших собеседников — космонавта Андрея Борисенко и нефтяника Александра Угрюмова — мы взглянули и на перспективы их профессий. Хотя будущее выглядит весьма насыщенным в обеих сферах, оно, как легко убедиться из текста спецпроекта, заметно отличается от наиболее распространенных среди массовой аудитории идей о том, как будут развиваться эти отрасли. Рассказ космонавта о перспективах орбитальных станций и сроках подготовки людей в космической отрасли может стать неожиданностью для многих читателей.
Дискуссия о том, какой будет космонавтика в ближайшие десятки лет, началась, в том числе среди космонавтов, далеко не вчера. Еще полтора десятка лет назад космонавт Георгий Гречко высказывал сомнения в целесообразности поддержания на орбите пилотируемых, постоянно обитаемых станций, мотивируя это тем, что их КПД «как у паровоза». Из нового спецпроекта станет ясно, почему сегодня видение этой же ситуации среди космонавтов заметно отличается и в чем нюансы, породившие эти различия. Все оказывается немного не так просто и линейно, как многим казалось до сих пор.
Во многом неожиданным стал и рассказ нефтяника Александра Угрюмова из «Газпром нефти» о его работе. Давно известно, что добыча нефти по всему миру и в России двигается к тому, чтобы получать основную часть из «трудных» месторождений, то есть пластов с малой проницаемостью (в СМИ это не всегда точно называют сланцевой нефтью). Но вот то, что сама нефтедобыча технологически настолько сложна и напоминает скорее полет в космос, нежели традиционные представления об этой отрасли, в полной мере начинаешь понимать только после беседы с тем, кто знает «трудную» нефть не понаслышке.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rg.ru

Для чего снята "Космическая история России"
Ирина Штерман, Лада Степанова


Сергей Язев показывает летчику-космонавту СССР Борису Волынову архивные материалы о первом полете Волынова в космос. Иркутск, 2016 год. / Алексей Головщиков height=100%
Сергей Язев показывает летчику-космонавту СССР Борису Волынову архивные материалы о первом полете Волынова в космос. Иркутск, 2016 год. / Алексей Головщиков
Бездны неведения
- Интерес к космонавтике, в том числе отечественной, был и остается достаточно высоким, - рассуждает наш собеседник. - Другое дело, что в 1990-е и начале 2000-х годов СМИ крайне мало писали о наших достижениях в этой сфере. В планетариях, конечно, можно было увидеть фильмы о космонавтике, но только о зарубежной. Советские достижения упоминались крайне скупо.
В результате молодежь сегодня имеет крайне обрывочные представления на этот счет.
- О Гагарине знают практически все. Известно и о полете Терешковой, и о выходе Алексея Леонова в открытый космос, - приводит результаты опросов Сергей Язев. - Дальше - абсолютная пустота. Впрочем, ситуация легко объяснима: ни в школе, ни в вузе история отечественной космонавтики не изучается.
По словам ученого, сегодня в России немало делается для популяризации науки в целом и космонавтики в частности: выходят книги, работают интернет-каналы. Однако такого доступного и популярного продукта, как кино, до сих пор не было. Так родилась идея сделать полнокупольный фильм.
Руководителем проекта стал лидер Ассоциации планетариев Андрей Лобанов - он писал заявку на получение гранта, отправлял запросы, координировал работу всех членов большой команды, которые находились в разных городах страны - в Москве, Иркутске, Калуге, Пскове, Санкт-Петербурге, Уфе и Ярославле.

Модификации знаменитой ракеты "Р-7" обеспечили большинствоприоритетных отечественных достижений в космосе. Фото: Роскосмос
Что выбрать?
- Мы подали заявку в Президентский фонд культурных инициатив, выиграли грант - чуть меньше двух миллионов рублей, и началась работа, - вспоминает Сергей Язев. - Сценарий писать было легко - я с десятилетнего возраста интересуюсь историей космонавтики, вырезки из советских газет до сих пор хранятся в 16 "амбарных" журналах. Другое дело, что материал был колоссальный, и мы встали перед выбором - что именно отобрать для фильма продолжительностью в школьный урок.
Участники проекта решили включить в картину только то, что Советский Союз сделал в космонавтике первым. Но и этих достижений немало: первый спутник; первый облет Луны, съемка ее обратной стороны, создание лунохода; посадка на Венеру и снимки ее поверхности; первые старты к Марсу, - этот список далеко не полон. И, наконец, гигантский раздел, касающийся пилотируемой космонавтики: первые полеты на кораблях "Восток" и "Восход" в 1960-е годы, где каждый старт был прорывом.
- Юрий Гагарин впервые совершил один оборот вокруг Земли, второй полет - сутки в космосе - выполнил Герман Титов, третий полет - сразу два "Востока" стартуют с интервалом в 24 часа, выходят на близкие орбиты, космонавты видят корабли друг друга, - говорит Язев. - Валерий Быковский провел в космосе пять суток в одноместном "Востоке-5", и до сих пор этот рекорд никто не побил. Цепочка приоритетных достижений была продолжена на космических кораблях "Восход" и "Союз", орбитальных станциях "Салют", "Алмаз" и "Мир".
Сергей Язев рассказал, что в фильме упоминается о первом полете вокруг Луны в 1968 году космического корабля "Зонд-5", на борту которого находился экипаж - две черепахи. Этих покорителей космоса, в отличие от Белки и Стрелки, не знает никто, кроме специалистов:
- А ведь история прекрасна: советские черепахи стали первыми космонавтами, облетевшими Луну и благополучно вернувшимися на Землю! Дело в том, что полет продолжался неделю, а черепахи свободно могут это время обойтись без еды - идеальные претенденты. И они прекрасно справились со своей задачей!

Те самые черепашки - первые в мире живые существа, облетевшие Луну и успешно вернувшиеся на Землю на советском космическом корабле "Зонд-5" в 1968 году. Фото: Роскосмос
Кинодебют
Во время работы над фильмом команде энтузиастов пришлось на ходу учиться режиссерскому мастерству. Первая проблема, с которой они столкнулись, - как подать материал, чтобы зритель не скучал на сеансе. От идеи делать учебный фильм отказались сразу: было ясно, что нужен какой-то сюжет, позволяющий выстроить в нечто целостное весь отобранный материал. Как водится, идея родилась случайно.
- На конференцию, посвященную 90-летию астрономической обсерватории ИГУ, в Иркутск приехали и Андрей Лобанов, и сотрудники Ярославского планетария Екатерина Тихомирова и Олеся Роменская, - вспоминает ученый. - Когда выдавалась свободная минута, мы обсуждали варианты сценария. И во время экскурсии на Большой солнечный телескоп нас осенило: а пусть класс будет на Луне, на российской лунной станции! И дальше все пошло быстро и естественно, и я начал писать.
По словам Сергея Язева, во время работы над фильмом ученые всюду встречали поддержку:
- Я предложил провести натурные съемки военной орбитальной станции "Алмаз", потому что видел ее макет в натуральную величину на ВДНХ. Андрей Лобанов обратился к руководству выставки, и ответ мы получили немедленно: во-первых, нам разрешили снимать, во-вторых, посоветовали, как выбрать лучшую точку для камеры. Не было проблем и со съемками в Калуге - в Доме-музее Циолковского, в Государственном музее космонавтики. Нашей команде разрешили снимать все, что понадобится для фильма.
"Мосфильм" безвозмездно дал кадры из фильма "Укрощение огня". Роскосмос и Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина предоставили исторические кинофотоматериалы, передали записи выступлений космонавтов Анны Кикиной - она сейчас работает на борту МКС, Валентины Терешковой, Бориса Волынова.

Процесс съемок. Фото: Роскосмос
Работа над фильмом научила энтузиастов находить неожиданные решения. Когда, например, рисовали посадку космического аппарата на Венеру, понадобился каменистый пейзаж "неземного" вида. Подходящего изображения в хорошем качестве не было. В работе возникла пауза.
- И тут я вспоминаю каменную осыпь, которую видел во время экспедиции на Патомский кратер, - рассказывает Сергей Язев. - Показываю несколько фото съемочной группе - и это оказывается именно тем, что нужно! Так что теперь "натура", снятая на севере Иркутской области, убедительно изображает поверхность Венеры.
Пришлось ученым осваивать и навыки работы с актерами.
- Надо было снять школьников, как будто находящихся на Луне на уроке истории космонавтики, - вспоминает Сергей Язев. - Снимали на студии Роскосмоса. Андрей Лобанов рассказал мне, что ребята сначала были очень скованны. Когда зажгли софиты и включили камеру, они не знали, как себя вести. Но когда одна из девочек начала записывать закадровый текст, все оживились и тоже захотели "играть главную роль". Правда, главных ролей было всего две, а обижать никого не хотелось. В итоге имена всех участников съемок попали в титры, ко всеобщему удовольствию.
И чтобы кино вышло совсем настоящим, было решено сделать к нему саундтрек. Музыку написал композитор Виталий Балдыч, вдохновившийся результатами работы команды проекта.
Комментарий
Лев Зеленый, научный руководитель Института космических исследований РАН, академик:
- В созданном Ассоциацией планетариев фильме показаны основные приоритетные достижения советской и российской космонавтики, достоверно изложены факты, относящиеся к истории освоения космоса... Фильм вызывает чувство гордости за нашу страну, ее замечательных инженеров, конструкторов и ученых.
Дмитрий Семенов, руководитель Большого Иркутского планетария:
- Премьера фильма "Космическая история России. Там, где мы были первыми" прошла у нас в декабре с аншлагом. Мы показывали этот фильм все каникулы и ставим сейчас - зал всегда полон. Школьникам нравится. Взрослым, которые их сопровождают, тоже: они помнят многие из событий, которые показаны в фильме. И это очень хорошо: после сеанса начинаются разговоры: "А правда так было?" - "Все правда!" - после которых (мы на это очень надеемся) кто-то из школьников начнет искать информацию самостоятельно и увлечется темой всерьез. Этот фильм был очень нужен нам. Гордость за свою страну начинается со знания ее истории. Если этих знаний нет - а их нет! - чем гордиться? Так что спасибо коллегам. Они сняли очень правильное кино - интересное, честное и увлекательное.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 13.02.2023 05:19:20

ЦитироватьСпециальным чистящим устройством космонавт удаляет маслянистую пленку.
А более удобную ручку приделать к чистящему устройству не судьба? Что-нибудь типа пистолетной рукоятки? Ато я аж содрогнулся от того как ему неудобно держать. Такое просто в руках неудобно держать, а тут ещё наддутые перчатки. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьvk.com

Космик и Робопёс. Детектив на орбите. История #15.
Космическая движуха. Инфографика.Тексты.


ЦитироватьОдна из историй 23-го года. Эпизод из насыщенной и увлекательной жизни Космика, робота-сапиенса из Санкт-Петербурга. Неизвестная история.
Космик и Робопёс. Детектив на орбите. История #15., изображение №1

Спойлер
«Ого, - подумал Космик, выйдя из стазиса и просканировав сеть, - чудные дела у Роскосмоса. Опять вытек теплоноситель. В грузовом корабле «Прогресс». Как будто больше нечему ломаться. Надо помочь».
«Если что-то делать - надо делать быстро» - вспомнил Космик. Составил план: стартую, лечу к Станции, разбираюсь, помогаю (если получится). Инкогнито, в режиме «невидимости».
Режим «невидимости» космолёта действовал локально, на несколько метров, и выхлоп от двигателя не скрывал. Но можно стартовать «прицепом» к другой ракете. Как раз с северного космодрома военные запускали по Камчатке. Подходило для скрытого выхода на орбиту.
Космик на своем космоплане рванул к северному космодрому... на сверхмалой высоте. Режимный объект, военный и секретный. Не проблема для Космика, он этот маршрут использовал несколько раз. На космодром проник на крыше грузового вагона, на который посадил свой космоплан (небольшой). Осталось найти стартовую площадку, узнать время и прятаться в архангельском лесу. У военных все не как у гражданских людей и правильных роботов, все объекты были в зеленом и коричневом, в модной цветовой гамме сезона - «хаки 22». Сугробы военные не замечали, для них важен только приказ, а приказ из Кремля о наступлении зимы где-то затерялся.
Включив режим невидимости Космик на космоплане аккуратно припарковался у пусковой шахты. Нашлась она просто - к шахте расчистили тропинку среди сугробов и ковровую дорожку положили (в модной пиксельной гамме, любимой Генералом). А по громкой связи объявили о переносе обеда на час, по военной необходимости. «Значит после 13:00 будет пуск», - сделал вывод Космик.
Ждать пришлось недолго - крышка шахты резво скользнула в сторону, открыв огромную дыру в земле, из которой начала выползать боевая ракета в шахматной раскраске (пуск испытательный). Космик пристроился к ней на взлете. Держал дистанцию на расстоянии нескольких метров. Космоплан был невидим, а выхлоп маскировался работой двигателей ракеты. Военные напряглись, тепловой след на мониторах выходил кривой, но потом успокоились - ракета не взорвалась и летела правильно. Космик отделился от ракеты со сбросом обтекателя, маскируясь среди фрагментов. А боевая часть полетела по своим военным делам на Камчатку.
К Станции приближался не спеша, во-первых не стоило светиться новогодней гирляндой, а во-вторых, изучал документацию на грузовой корабль. Зависнув у Станции Космик подключился к компьютеру орбитального дома, просмотрел камеры и запомнил зоны обзора. Выбрал маршрут. «Однако - подумал Космик, - с такой системой защиты периметра, половину станции можно открутить, никто не заметит. Эх, не ту профессию я выбрал».
Добрался до грузового корабля, осмотрелся. А зрение у Космика не в пример лучше человеческого - видит от дальнего инфракрасного до жёсткого ультрафиолета. При желании мог «видеть» радиоволны и рентген. Агрегатный отсек «светился» красным, теплоноситель вытек. Нашел место утечки. Сюрприз - термовакуумная изоляция аккуратно срезана, а в металле отверстие от сверла. «Опять американка? - подумал Космик, - не похоже, тут сложный случай, не в сортире безобразничать». Осталось выяснить кто такой резкий и злонамеренный.
Это не человек, вывод очевидный, никто из станции не выходил, и туристы от Илона не пролетали. Инопланетяне на Луне и вблизи станции не замечены. Под подозрением роботы, китайцы в космосе и русские рабочие на земле.
Космик взял анализ антифриза, настроил зрение и «взял след». Петляющий след небольших лапок провел по Станции и затерялся среди американских модулей. «Четырехногий и на магнитных присосках» - оценил Космик. Запрос «четырехногий робот» выдал фото робопса SpotMini от «бостонского динамика». Но их никто официально на Станцию не завозил, проверено.
Следы привели Космика к Crew Dragon, американскому кораблю для астронавтов. След оборвался в «багажнике». Заглянув через край, он увидел робопса от «динамиков», в желтой раскраске.
Космик и Робопёс. Детектив на орбите. История #15., изображение №2

Робопёс висел, зацепившись лапками и не реагировал. По серийному номеру на корпусе нашел покупателя. Это оказался Илон. А служебная информация из хилого процессора, который Космик взломал, открыла имя «зверушки»: «XÆA-13».
«Как у младшего сына Илона, только номер другой. Попаданцы из будущего чудят, имена человеческие позабыли», - Космик знал, как расшифровывается имя сына Илона.
  • X — переменная, неизвестное число;
  • Æ — «эльфийское» написание сочетания букв Ai. Любовь и/или искусственный интеллект (Artificial Intelligence);
  • A-12 — модель прототипа самолета-разведчика Lockheed SR-71, «Никакого оружия, никакой защиты, только скорость. Хорош в битве, но безвредный».
«Номер 13 для робопса, бесполезного в битве и приносящего несчастья» - решил Космик. И приступил к допросу:
— Гав, Гав... тады-рады тынка, где же наша свинка...- выдал пёсик, после активации и попытался отскочить, что у него не получилось. Космик схватил и зафиксировал «зверушку».
«Да он пьян» - осенило Космика. Другой человеческой аналогии подобрать не смог. Оптические сенсоры робопса не фокусировались, а координация сбоила. Потрепыхавшись пару минут, пёс прекратил попытки освободиться и завис.
Вскрытие робопса показало - в емкости внутри тушки плескался антифриз из системы терморегулирования «Прогресса». Литра два. Самодельный агрегат, работающий на антифризе, давал энергию. Мало для полезной работы и с эффектом помутнения сознания из-за плохой очистки. «Кто этот доктор Моро, что над скотинкой надругался?» - подумал Космик.
Перекрыв подачу антифриза, стал ждать. Через пару часов, «зверушка» подала первые признаки жизни, засучила лапками и завертела головой. «Оживает железяка, всплывает из нирваны в суровую реальность», - сделал вывод Космик. Далее состоялся диалог двух роботов на высоте 420 км над Землей, который прояснил ситуацию:
— Уфф, хорошо пошла, надо добавить, - выдал робопёс и потянулся. - Ты кто такой?
— Проснулся? Вижу глазки заработали и включились полторы извилины в процессоре, - Космик припугнул наглеца - перед тобой, ржавая железяка, Космический Инспектор. С правом искать, судить и карать. Бойся.
Робопес оценил Космика и сделал правильный вывод. Дружелюбно завилял интерфейсным шнуром.
— Вот и славно, быстро соображаешь. Я буду задавать вопросы. Ты будешь отвечать. Кратко и понятно.
— Готов служить и содействовать, гав!
— Выйди из образа, лаять не надо. Как оказался на орбите?
— Проник в корабль. Покушал. Уснул, проснулся на орбите. Земля внизу, вокруг вакуум, невесомость, в Станцию люк закрыт.
— Что «покушал»?
— Антифриз. Искал и нашел. Источник жизни и удовольствия.
— Тебя «динамики» на антифризе делали?
— На батарейках. Но мексиканцы их забрали. И поставили «самовар» - топливный агрегат, работающий на текиле. Текила была в достатке, а батарейки нет. На ней и работал. Только задние лапы заносило и натыкался на предметы, но дело и место свое знал.
— Какое дело?
— «Показывать будущее» поклонникам Илона. Двигаться целеустремленно по стройке старта «Бочки», демонстрируя «инновационность и креативность».
— Чего, чего?
— Я сам плохо понимаю, но Илон сказал «надо». А он инженер авторитетный. Передвигался по стройке, не мешая технике. Увидев журналиста-блогера принимал красивые позы и делал изящные движения. В моей прошивке есть набор двигательных примитивов, в папке «дебильные шаблоны для пиар-отдела». Больше ничего делать не умею. И не хочу.
— Зачем променял свой рай на суровый космос?
— Так получилось. Текила закончилась, вместе с мексиканцами (их Илон забрал, «чинить твиттер»). Батарей нет, текилы нет, энергии нет...
— Как решил проблему?
— Искал заменители. Опытным путем нашел эрзац - автомобильный антифриз. Энергии мало, но процессор грузит на 100%. Ходить по маршруту сил уже не было. Антифриз сливал из радиаторов машин на автостоянке. У мексиканцев ручную дрель взял.
— Понятно, нашел свою экологическую нишу, тупиковая ты ветка механического прогресса. Дальше?
— Залез в грузовик с большим кузовом. Поел, отрубился, очнулся. Темно и тесно. Оказался в «багажнике» Crew Dragon. Не помню, как, побочный эффект от антифриза. Затем старт ... мамочка моя гайка и папа болт... еле выжил. Оказался на орбите.
— Пятый месяц на орбите. Как функционируешь?
— Греюсь на солнышке, дегустирую антифриз. Сплю, когда сыт. Ем, когда не сплю.
— Лентяй! Где, когда и как добываешь «пищу»?
— Из систем терморегулирования. Начал с Crew Dragon, я же патриот! И краник удобный был для слива. Только не понравился странный вкус. Ржаветь стал (видимо урина просочилась). Перешел на русские корабли. Попробовал первый раз на «Союзе». Дырку сверлил как в радиаторе автомобиля. Струя хорошая, но все взволновались. Камерами смотрели, манипуляторами шарили.
— Так это ты, безмозглая железяка, «Союз МС-22» угробил! Метеорит, метеорит... Железный идиот, антифризный алкоголик от «динамиков».
— У русских антифриз хороший. С большим процентом С2Н6О. Понравился букет, с легкими нотками этиленгликоля и вяжущим вкусом глицерина.
— Сомелье-самоучка. Позор нашего племени, променявший прогресс ради плотских удовольствий.
— Притормози босс! Законы робототехники управляют нами. И Илон, проводник их. Первый закон прямо указывает: «Кто не хочет умереть от жажды — должен научиться пить из всех стаканов».
— Хренотехники! Деградант четырёхногий, ты где этой чуши набрался.
— От мексиканцев. Обогрели, обобрали, на правильный путь поставили. Их сам Илон ценит. Говорят, еще цыгане в Европе есть, тоже достойные учителя. Пока не пересекались.
— Стоп. Все ясно. Ты угроза на орбите. Если тебя не убрать, быть беде. Сначала русские корабли сломаешь, потом американские, а потом и Станцию...
— Обижаешь, я соображаю. Понимаю, Станцию трогать нельзя. Второй закон робототехники запрещает: «В своём доме не гадить». А корабли еще сделают. «Кожаные мешки» на орбите не оставят. Это рассчитанный оптимум в моей стратегии выживания.
— Стратег электронный, ИИ обделенный. На орбите хочешь остаться?
— Нет. Домой хочу, на космодром. Мексиканцы, наверное, уже вернулись. С текилой. Третий закон робототехники требует: «Не хочу выживать, хочу жить»!
— Философ одноконтурный. Я тебя эвакуирую. На Землю верну и Станцию спасу. Хотя, по делам твоим, под пресс прямая дорога или на китайскую фабрику игрушек. Мир станет только чище. Но скучнее.
— Под пресс не надо, я хороший.
Космик схватил робопса и потащил к своему космоплану, подальше от Станции и кораблей. Робопёс втихую подачу антифриза восстановил и опять отключился. Так и провел всю обратную дорогу, зависнув во сне, с антифризом и текилой под жарким солнцем Флориды.
Космик гуманист, прошивка и воспитание не дали ему свернуть на путь вандализма и жестокости. А хотелось. Робопёс явный брак, но он часть робосапиенсов. Запасной вариант цивилизации, если человеки себя изведут. Надо помочь выжить, раз люди беспечные и самонадеянные.
Возвращение на планету было проще, замаскировался под падающий метеорит. Американские военные важным делом были заняты, за китайскими шариками гонялись, занятие на пару недель. Все локаторы и сенсоры шарили в западном направлении. Поэтому Космик зашел с востока. По сверхнизкой траектории на гиперзвуке. Сделал «горку» над целью и тормознул перед самой землей. На космодром не сунулся, а передал на пляже пьяного робопса американскому роботу «Маскику». Старый друг обещал доставить робопса на место. И присмотреть за «зверушкой».
[свернуть]

Так закончилось еще одно славное дело Космика. Без пиара и наград, по завету Марка Аврелия из глубокой древности «Делай, что должно, и будь что будет». Дело сделано, опасность устранена, последствия неизбежны. Но их будут решать другие люди.

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


vk.com

Малые космические аппараты Дальнего космоса сталкиваются с большими проблемами
Космическая движуха. Инфографика.Тексты.
Спойлер


Малые космические аппараты Дальнего космоса сталкиваются с большими проблемами
Джефф Фауст, 17 февраля 2023 г.
Первоисточник:

Иллюстрация SpaceNews Midjourney
Иллюстрация SpaceNews Midjourney
Большинство людей, собравшихся в Космическом центре Кеннеди в середине ноября для третьей попытки запуска Artemis 1, были сосредоточены на гигантской ракете Space Launch System, стоящей на стартовом комплексе 39B, и космическом корабле Orion на вершине. Крейг Хардгроув думал о чем-то гораздо меньшем.
Хардгроув, профессор Университета штата Аризона, является главным исследователем LunaH-Map, одного из 10 cubesats, которые были установлены на SLS в качестве дополнительной полезной нагрузки. На шести аппаратах (6U) cubesat установлен нейтронный спектрометр, предназначенный для картирования концентрации водяного льда на южном полюсе Луны.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших запуску, он тихо выражал обеспокоенность состоянием здоровья LunaH-Map. Космический аппарат был доставлен в середине 2021 года и установлен на ракете еще осенью, после чего не было возможности перезарядить его батареи. Поскольку запуск Artemis 1 сместился с начала 2022 года до конца года, он беспокоился, что батареи разряжаются, что не позволяет космическому аппарату работать сразу после развертывания.
На пресс-сайте KSC за несколько часов до старта он выразил осторожный оптимизм по поводу LunaH-Map. Наземные испытания батарей, подобных тем, что установлены на cubesat, показали низкую скорость разряда, предполагая, что у них все еще должно быть достаточно заряда. Даже если батареи были разряжены, он сказал, что солнечные панели космического аппарата могут зарядить их достаточно, чтобы подготовить космический аппарат к ключевому маневру через несколько дней после запуска.
Он был прав, не беспокоясь о батареях cubesat. «Наши батареи были заряжены на 70%, когда мы получили нашу первую часть телеметрии», - сказал он в своем выступлении о LunaH-Map на осеннем собрании Американского геофизического союза (AGU) через месяц после запуска. «Это соответствовало нашим очень оптимистичным прогнозам о том, насколько разрядятся наши батареи».
Проблема вместо этого заключалась в двигательной установке cubesat, электрическом двигателе под названием BIT-3 от Busek, который использует твердый йод в качестве топлива. В первые дни после запуска двигатель работал не так, как ожидалось, в результате чего космический аппарат упустил свою основную возможность маневрировать на орбите вокруг Луны.
Хардгроув сказал, что телеметрия с LunaH-Map предполагает, что клапан в двигателе был частично закрыт. «Мы знали о залипании», - сказал он, предположив, что это произошло из-за долгого ожидания запуска. «Мы действительно не хотели ждать год, но у нас не было выбора».
Инженеры считают, что нагрев клапана может освободить его. По его словам, если это произойдет к середине января, LunaH-Map сможет перейти на альтернативную траекторию, которая позволит ему выйти на орбиту вокруг Луны примерно через год.
Широкий спектр проблем
Опыт LunaH-Map символизирует проблемы, с которыми сталкиваются малые космические аппараты дальнего космоса. Разработчики космических аппаратов надеялись, что опыт создания cubesats и других малых спутников для околоземной орбиты может быть использован в более сложных с технической точки зрения миссиях на Луну и за ее пределы. Ранним успехом стал двойной спутник NASA Mars Cube One, или MarCO, cubesats, который сопровождал миссию InSight на Марс в 2018 году и передавал телеметрию с InSight при посадке.
Однако более половины cubesats, запущенных на Artemis 1, столкнулись с проблемами после запуска, что, как минимум, поставило под угрозу их миссии. Проблемы затронули cubesats, созданные как космическими агентствами, так и стартапами, и имели мало общего технически.
Иллюстрация LunaH-Map, cubesat, запущенного на Artemis-1, у которого возникли проблемы с двигательной установкой, что поставило его миссию под угрозу. Предоставлено: Университет штата Аризона
Иллюстрация LunaH-Map, cubesat, запущенного на Artemis-1, у которого возникли проблемы с двигательной установкой, что поставило его миссию под угрозу. Предоставлено: Университет штата Аризона
Одним из самых амбициозных cubesats на Artemis 1 был OMOTENASHI, придуманный аббревиатурой от «Выдающихся технологий исследования Луны, продемонстрированных Nano Semi-Hard Impactor». Разработанный японским космическим агентством JAXA, OMOTENASHI был разработан для посадки небольшого зонда весом менее килограмма на Луну с использованием твердотопливного ракетного двигателя и подушки безопасности.
Тем не менее, диспетчеры пытались установить связь с ОМОТЕНАШИ после отделения, поскольку у космического аппарата были проблемы с ориентацией и питанием. Они не смогли вовремя устранить проблемы, чтобы выполнить маневр, необходимый для посадки.
У NEA Scout НАСА также были высокие цели: 6U cubesat развернет солнечный парус площадью 86 квадратных метров, что позволит ему маневрировать к небольшому околоземному астероиду и собирать изображения с высоким разрешением. Однако NEA Scout не удалось связаться с диспетчерами после запуска. Диспетчеры даже отправили команды NEA Scout развернуть свой солнечный парус, надеясь, что его можно будет увидеть в телескопы на земле, но не было никаких доказательств того, что парус развернут.
У Cubesats, не таких сложных, как NEA Scout и OMOTENASHI, также были проблемы. Финансируемый НАСА Cubesat для изучения солнечных частиц, или CuSP, вскоре после его развертывания в течение часа передавал телеметрию, но с тех пор о нем ничего не было слышно. Зловеще, что последние данные с космического аппарата показали скачок температуры в одной из его батарей.
Lunar IceCube, еще один финансируемый НАСА cubesat для облета Луны и поиска водяного льда, вступил в контакт с диспетчерами вскоре после развертывания. Однако в обновлении от 29 ноября Центр космических полетов имени Годдарда НАСА заявил, что команда миссии «продолжает свои попытки связаться с CubeSat, чтобы в ближайшие дни его можно было вывести на научную орбиту». С тех пор НАСА не предоставило обновленной информации, и главный исследователь миссии в Университете штата Морхед не ответил на запрос о комментариях.
Космический аппарат LunIR компании Lockheed Martin был спроектирован так, чтобы просто пролетать мимо Луны, демонстрируя инфракрасный датчик. Однако в декабре компания заявила, что «неожиданная проблема с нашим радиосигналом» не позволила космическому аппарату проводить какие-либо наблюдения во время пролета. Тем не менее, Lockheed назвала миссию успешной демонстрацией технологии, доказав, что инфракрасный датчик и криоохладитель могут быть упакованы в 6U cubesat.
LICIACube (внизу справа), запущенный с космического аппарата НАСА DART, наблюдал столкновение DART с астероидом Дидимос в сентябре. Фото: НАСА / APL Джона Хопкинса / Стив Гриббен
LICIACube (внизу справа), запущенный с космического аппарата НАСА DART, наблюдал столкновение DART с астероидом Дидимос в сентябре. Фото: НАСА / APL Джона Хопкинса / Стив Гриббен
На противоположном конце бизнес-спектра от Lockheed Martin находится Miles Space, стартап, чья команда Miles cubesat также работала на Artemis 1. Компания выиграла слот для запуска в рамках конкурса NASA Centennial Challenges для тестирования двигателей и коммуникационных технологий.
Уэс Фалер, исполнительный директор Miles Space, сказал, что cubesat, похоже, падает и немного отклоняется от запланированной траектории. Наземные станции получают только фрагменты отдельных пакетов данных от космического аппарата, когда его передатчик входит и выходит из поля зрения. «Мы работаем над программным обеспечением для сборки пакета данных из фрагментов, процесс похож на секвенирование генома из фрагментов ДНК», - сказал он в начале января. «Это займет некоторое время».
SIMPLEx становится сложным
LunaH-Map финансировался отделом планетарных наук НАСА в рамках программы под названием Small Innovative Missions for Planetary Exploration, или SIMPLEx. Это была одна из двух миссий cubesat, отобранных в 2015 году для разработки.
Другой оригинальной симплексной миссией был эксперимент по агрегации и столкновению частиц CubeSat (Q-PACE), который изучал, как мелкие частицы сталкиваются и образуют более крупные частицы в условиях микрогравитации, чтобы помочь ученым понять формирование солнечных систем. Q-PACE был выведен на низкую околоземную орбиту в ходе первой успешной миссии LauncherOne компании Virgin Orbit в январе 2021 года, но cubesat так и не вступил в контакт с землей.
Еще до запуска любой из этих миссий НАСА перешло ко второму раунду программы SIMPLEx, сосредоточившись на более крупных миссиях малых спутников. Агентство выбрало для разработки три миссии в 2019 году: миссия Janus для полета мимо бинарных астероидов, лунный орбитальный аппарат Lunar Trailblazer для поиска водяного льда, а также Escape и Plasma Acceleration and Dynamics Explorers (EscaPADE), миссия по изучению взаимодействия солнечного ветра с Марсом. Стоимость каждой миссии составляла 55 миллионов долларов.
У всех трех возникли проблемы, некоторые из которых находятся вне их контроля. Первоначальные планы предусматривали, что EscaPADE и Janus должны были лететь в качестве второстепенных полезных грузов на Psyche, миссии класса Discovery к одноименному металлическому астероиду главного пояса. Однако изменение дизайна миссии для Psyche, вызванное переходом с Falcon 9 на ракету-носитель Falcon Heavy, означало, что миссия больше не могла высадить EscaPADE во время облета Марса, как первоначально планировалось.
С тех пор EscaPADE изменила свою миссию, используя спутниковые платформы Photon от Rocket Lab, и может быть запущена уже в 2024 году. Тем не менее, НАСА еще не объявило, как оно планирует запустить EscaPADE.
Миссия НАСА Janus smallsat находится в подвешенном состоянии после того, как она потеряла свой первоначальный полет, когда миссия Psyche была отложена. Он также сталкивается с проблемой своей двигательной установки. Предоставлено: Lockheed Martin
Миссия НАСА Janus smallsat находится в подвешенном состоянии после того, как она потеряла свой первоначальный полет, когда миссия Psyche была отложена. Он также сталкивается с проблемой своей двигательной установки. Предоставлено: Lockheed Martin
Между тем, Janus находится в подвешенном состоянии после того, как проблемы с разработкой программного обеспечения в Psyche привели к тому, что он пропустил окно запуска в августе 2022 года. Хотя запуск Psyche был перенесен на октябрь 2023 года, эта возможность не предлагает Janus никаких траекторий, которые позволили бы ему пролететь мимо представляющих интерес бинарных астероидов.
Неясно, когда и полетит ли Janus. «У меня нет другой поездки на Janus», - заявила Лори Глейз, директор отдела планетарных наук НАСА, в ратуше во время осенней встречи AGU в декабре.
Она добавила, что на Janus были ранее нераскрытые проблемы с двигательной установкой. «Уверенность, с которой мы могли бы выполнить миссию, находится под вопросом», - сказала она. Она не уточнила проблемы с Janus, а компания Lockheed Martin, построившая космический аппарат, не предоставила подробностей об этой проблеме.
Глейз сказала, что она разрешает команде использовать оставшееся финансирование для поиска альтернативных миссий, которые можно было бы выполнить с помощью космического аппарата Janus, но не предложила никаких гарантий. «Они могут вернуться к нам с новым предложенным планом, но на данный момент это будет новая миссия».
У Lunar Trailblazer была совсем другая проблема: в какой-то момент лунный орбитальный аппарат должен был быть готов к запуску в конце 2022 года, но его первоначальный запуск в качестве дополнительной полезной нагрузки в космической научной миссии IMAP НАСА был перенесен на начало 2025 года. В июне 2022 года НАСА объявило, что обеспечило альтернативный полет для космического аппарат в качестве дополнительной полезной нагрузки в IM-2, второй коммерческой миссии по посадке на Луну с помощью Intuitive Machines, запуск которой запланирован на середину 2023 года.
Однако сам космический аппарат столкнулся с перерасходом средств после того, как главный подрядчик, Lockheed Martin, решил, что требуется дополнительная инженерная и проектная работа. НАСА подвергло миссию пересмотру и в ноябре решило продолжить ее с пересмотренной стоимостью в 72 миллиона долларов, что более чем на 30% превышает первоначальную предельную стоимость.
Истории успеха
Несмотря на трудности с миссиями SIMPLEx и cubesats Artemis 1, малые космические аппараты добились некоторых успехов за пределами околоземной орбиты. Второй JAXA cubesat на Artemis 1, EQUULEUS (для космического аппарата Equilibrium Lunar-Earth point 6U), успешно пролетел мимо Луны и протестировал двигательную установку на водной основе, которая вывела космический аппарат на низкоэнергетическую траекторию к точке Лагранжа L-2 Земля-Луна. BioSentinel cubesat НАСА начал хаотично вращаться после развертывания. Тем не менее, диспетчеры смогли стабилизировать космический аппарат и поддерживать с ним контакт, когда он пролетал мимо Луны, чтобы изучить воздействие радиации на микроорганизмы.
Иллюстрация BioSentinel, спутника NASA cubesat, запущенного на Artemis 1, который успешно пролетел мимо Луны с полезной нагрузкой космического излучения. Предоставлено: НАСА
Иллюстрация BioSentinel, спутника NASA cubesat, запущенного на Artemis 1, который успешно пролетел мимо Луны с полезной нагрузкой космического излучения. Предоставлено: НАСА
ArgoMoon, демонстрационный cubesat, созданный итальянской компанией Argotec для итальянского космического агентства ASI, сделал снимки Земли и Луны после развертывания. Однако компания заявила, что для ввода космического аппарата в эксплуатацию требуется больше времени, чем первоначально планировалось. Этот успех пришел после того, как другой cubesat производства Argotec, LICIACube, запущенный с испытательного космического аппарата НАСА для двойного перенаправления астероидов (DART), передал снимки столкновения DART с Диморфосом, спутником, вращающимся вокруг околоземного астероида Дидимос, в сентябре.
LICIACube превзошел ожидания. «НАСА ожидало получить пару снимков» от LICIACube, сказал Дэвид Авино, исполнительный директор Argotec, в интервью в ноябре. «У нас было 627 снимков, сделанных нашим космическим аппаратом».
Он надеется, что успех двух миссий cubesat повысит спрос на его малые спутники как для околоземной орбиты, так и для миссий в дальнем космосе. «Мы хотим иметь что-то, что не будет дешевым, но будет надежным», - сказал он. «Главное ключевое слово - надежность. Это означает то, что позволит нашим спутникам работать до пяти лет даже в глубоком космосе».
Еще до запуска те, кто работал над Artemis 1 cubesats, знали, что многие из их спутников могут выйти из строя. В апрельском отчете 2022 года с семинара по малым космическим аппаратам дальнего космоса они сравнили свои усилия с ранней разработкой cubesats, когда миссии имели высокий процент отказов, поскольку разработчики боролись с техническими и стоимостными ограничениями таких космических аппаратов.
Среди рекомендаций отчета был переход от форм-фактора 6U, используемого для cubesats Artemis 1, к чему-то большему, например, 12U, чтобы упростить размещение компонентов и отвод тепла. Это также потребовало улучшения технологий для ключевых подсистем, таких как управление ориентацией и связь, а также изменений в том, как cubesats используются в качестве аттракционов.
«Большинство справочных групп разработчиков считают, что многие из проблем разработки, обсуждаемых в этом документе, могут быть решены путем использования универсально применимых решений в архитектуре миссий cubesat следующего поколения для дальнего космоса», - говорится в заключении отчета.
Это может включать в себя запуски cubesat на более поздних миссиях Artemis. Джим Фри, заместитель администратора НАСА по разработке исследовательских систем, заявил во время вебинара Круглого стола космического бизнеса в Нью-Йорке 21 декабря, что НАСА готовится к запуску cubesats на Artemis 2 и 3, следующих двух запусках SLS.
На осенней встрече AGU Глейз заявила, что, несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются некоторые из ее симплексных миссий, она хотела бы сделать больше. Единственная трудность заключается в получении финансирования для них. «Мне нравится программа SIMPLEx, и я не могу дождаться, чтобы предложить ее снова», - сказала она. «Но мне нужен некоторый бюджет».
Хардгроув, тем временем, сохранил тот осторожный оптимизм в отношении LunaH-Map, который у него был до его запуска. В декабре он отметил, что другие системы космического аппарата работают хорошо, в том числе тестирование его нейтронного спектрометра, когда cubesat пролетал мимо Луны. Если его двигатель не будет исправлен к середине января, космический аппарат все еще может выполнить альтернативную миссию, например, облет астероида, если его работоспособность будет восстановлена позже.
«Мы не умерли. У нас все отлично», - сказал он. «Я думаю, мы надеемся, что скоро запустим нашу двигательную установку».
ЦитироватьЭта статья первоначально появилась в январском номере журнала SpaceNews за 2023 год.
Первоисточник:

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


vk.com

Аномалии на российских транспортных кораблях снижаются
Космическая движуха. Инфографика.Тексты.

Анатолий Зак
Согласно внутренней отраслевой статистике, несмотря на ряд громких инцидентов с пилотируемыми кораблями «Союз» и грузовыми кораблями «Прогресс», общее количество проблем во время их предстартовых испытаний и полетов на Международную космическую станцию, МКС, неуклонно снижается.
Спойлер
Аномалии на российских транспортных кораблях снижаются, изображение №1

Кратко: РКК «Энергия», которая строит грузовые и пилотируемые корабли, в 2020 году провела анализ надежности за 20 лет эксплуатации. Основные выводы:
  • Для «Прогресс» инциденты сократились с 105 в 2000 году до 7 в 2019 году (в среднем на одну миссию)
  • Для «Союз» инциденты сократились с 180 в 2000 году до 9 в 2019 году (в среднем на одну миссию).
  • Половина инцидентов связана с производством, четверть имеют неустановленную природу. Ошибки конструкции, нарушение эксплуатации и некондиционные комплектующие приходятся на оставшиеся.
  • К 2019 году надежность «Прогресса» составила 0,997. Для кораблей «Союз» 0,995. В Техническом здании на разработку кораблей установлен коэффициент 0.95.
Надежность кораблей оценивалась на основании всех этапов изготовления, подготовки и полета. В расчет надежности не входят инциденты с ракета-носителями.
Интересным является количество инцидентов с кораблями и их освещение. Для примера за 2019 год случилось 64 инцидента. Сколько из них стали известными широкой публике? Считанные единицы.
[свернуть]

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!