Союз-СПГ / Амур-СПГ

Автор Salo, 09.09.2013 13:50:39

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Ц. Ярослав

Цитата: Большой от 20.01.2023 17:49:57Ещё в прошлом году сообщали, что в ноябре 2022 г. должно состояться заседание НТС Роскосмоса по проекту Амур-СПГ. И где оно? Имхо проект отложили и сосредоточились на Союзе-5. :-\
Мне кажется пока не отработают новый диаметре баков и сам процесс сборки испытаний то амур долго ещё не увидим.

Raul

Цитата: Дем от 20.01.2023 17:22:53
Цитата: Raul от 20.01.2023 10:04:25Если кто еще не понял, что предлагается запускать в качестве многоступенчатой МРКН (ну вдруг все еще есть такие ;) ), то вот примерно как оно должно выглядеть:
Супертяж нам не нужен, мы сейчас даже Луну-25 сделать не можем.
Я написал - примерно. Не обязательно в масштабе. МРКН для запуска Луны-25 можно сделать в формате H-11.

Цитата: Дем от 20.01.2023 17:22:53А для ракеты диаметром ~3.5 метра оптимален цилиндр, ибо обтекатель всё равно больше диаметра.
Далее, если речь идет о многоразовой ступени, то ее вообще не обязательно делать в диаметре 3.5 метра. Она летает 100 раз и доставляется на космодром 1 раз, баржей по севморпути. Или своим ходом, на винтах. Т.е. требования транспортного габарита в данном случае совершенно несущественны. Он (габарит) cоблюдется для одноразовых верхних ступеней.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дем

Цитата: Raul от 20.01.2023 18:54:21Далее, если речь идет о многоразовой ступени, то ее вообще не обязательно делать в диаметре 3.5 метра. Она летает 100 раз и доставляется на космодром 1 раз
Соблюдение транспортного габарита даёт ряд бонусов, не ключевых для ракеты, но всё-таки достаточно серьёзных.
Поэтому - стоит серьёзно подумать, нужна нам ракета побольше или нет. Я пока не вижу задач для "побольше"
Цитата: Raul от 20.01.2023 18:54:21МРКН для запуска Луны-25 можно сделать в формате H-11.
Н-11 - это ракета примерно как Ф9, ~20 тонн ПН на НОО в одноразовом варианте.
Ф9 отлично возится по дорогам.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: Ц. Ярослав от 20.01.2023 18:47:10Мне кажется пока не отработают новый диаметре баков и сам процесс сборки испытаний то амур долго ещё не увидим.
О да, неразрешимая техническая задача - сварить бочку.
Мне кажется, что они там утратили способность делать хоть какое-то реальное железо и умеют только мультики рисовать.
Хотя для дела даже такого умения маловато - смотрим на США, где изготовленные и успешно прошедшие все тесты клапана и стыки - глючат...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

AlexandrU

Цитата: Asteroid от 20.01.2023 16:54:16Кстати, к вопросу об обратной транспортировке многоразовых ступеней на космодром с площадки по ходу траектории. Раз они многоразовые, то пусть сами своим ходом и летят  ;) ...севшую ступень можно проверить и отправить с табуретки обратно на космодром своим ходом.
Перемещать ступени в рамках тропосферы выгодней куда менее эенергонапряжёнными машинами, чем РД.

Дем

Ну значит пусть такая машина на площадке ждёт.
Или вообще подхват в воздухе.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Raul

Цитата: Дем от 20.01.2023 22:37:54
Цитата: Raul от 20.01.2023 18:54:21Далее, если речь идет о многоразовой ступени, то ее вообще не обязательно делать в диаметре 3.5 метра. Она летает 100 раз и доставляется на космодром 1 раз
Соблюдение транспортного габарита даёт ряд бонусов, не ключевых для ракеты, но всё-таки достаточно серьёзных.
Поэтому - стоит серьёзно подумать, нужна нам ракета побольше или нет. Я пока не вижу задач для "побольше"
Цитата: Raul от 20.01.2023 18:54:21МРКН для запуска Луны-25 можно сделать в формате H-11.
Н-11 - это ракета примерно как Ф9, ~20 тонн ПН на НОО в одноразовом варианте.
Ф9 отлично возится по дорогам.
Ф9 относится с легкому классу, по своей фактической ПН. Исходный разговор (на предыдущей странице) был о том, как создать частично многоразовую ракету без уменьшения ПН, что в формате Ф9 и с ее техническими решениями сделать не получается.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дем

Цитата: Raul от 21.01.2023 08:40:34Ф9 относится с легкому классу, по своей фактической ПН. Исходный разговор (на предыдущей странице) был о том, как создать частично многоразовую ракету без уменьшения ПН, что в формате Ф9 и с ее техническими решениями сделать не получается.
16 тонн - всё-таки не лёгкая. И, если убрать необходимость в торможении перед входом в атмосферу - скорей и 20 сможет, сколько там расход топлива непосредственно при посадке?
Ну и "без уменьшения" - от чего исходную считаем? От Союза-2, Зенита, Протона? Если от Союза - то вполне вписываемся даже с посадкой второй ступени.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Туман Андромедов

Цитата: Большой от 20.01.2023 17:49:57в ноябре 2022 г. должно состояться заседание НТС Роскосмоса по проекту Амур-СПГ. И где оно?
Такой НТС был проведён.

Большой

Цитата: Туман Андромедов от 21.01.2023 16:09:18
Цитата: Большой от 20.01.2023 17:49:57в ноябре 2022 г. должно состояться заседание НТС Роскосмоса по проекту Амур-СПГ. И где оно?
Такой НТС был проведён.
И что? Одобрямс?
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Raul

#5410
Цитата: Дем от 21.01.2023 11:00:47
Цитата: Raul от 21.01.2023 08:40:34Ф9 относится с легкому классу, по своей фактической ПН. Исходный разговор (на предыдущей странице) был о том, как создать частично многоразовую ракету без уменьшения ПН, что в формате Ф9 и с ее техническими решениями сделать не получается.
16 тонн - всё-таки не лёгкая. И, если убрать необходимость в торможении перед входом в атмосферу - скорей и 20 сможет, сколько там расход топлива непосредственно при посадке?
Ну и "без уменьшения" - от чего исходную считаем? От Союза-2, Зенита, Протона? Если от Союза - то вполне вписываемся даже с посадкой второй ступени.
Оговорился - средний класс. Убрать необходимость в торможении при входе в атмосферу для ракеты в компоновке Фалкона-9 нельзя, поскольку тепловые нагрузки оказываются слишком большими. Или тормозить, или навешивать ТЗП. Поэтому и предложена трехступенчатая конструкция с конусными ступенями  Ее преимущества:
  • Оптимальное распределение по ХС, при скорости первой ступени 2 км/c (у Фалкона - не оптимальное, а у Союза-5 - 3 км/с).
  • Аэродинамическое качество конусной ступени для снижения тепловых потоков за счет управляемого, а не баллистического спуска.
  • Применение на одноразовой второй ступени б/у РД первой ступени.
А цель, как я уже говорил - получить частично многоразовую трехступенчатую РКН при увеличении полезной нагрузки в сравнении с одноразовым двухступенчатым тандемом (той же или немного меньшей стартовой массы, поскольку она ограничена транспортным габаритом).

Грубо говоря - те же 18+ тонн, заявленных для Союза-5, но со спасением первой ступени и экономии на РД второй ступени.

При повторении компоновки и техники возвращения Фалкона получится то же самое, что у Фалкона.  Если это представляет интерес - ну можно это сделать. Только интерес что-то не особенно чувствуется. ???
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

#5411
Давайте еще немного - если Вы хотите габарит 3.5 метра и ДУ с тягой как у РД-171, то чтобы взять от нее максимум ПН, по любому надо будет делать три ступени. Поскольку две ступени окажутся слишком длинными для транспортировки по ж/д. Далее, при оптимальном распределении скоростей 2+3+3 км/c первой ступени будет слишком жарко при неуправляемом падении. Логично попробовать сделать ее конусной для управляемого спуска. Тогда с ней мы выходим из габарита, а в габарите оставляем только две одноразовые верхние ступени.

ДУ первой ступени можно сделать на нескольких РД, от 4 до 7. Попробовать обеспечить 4-7 полетов без затратного обслуживания ДУ, после этого менять все ее РД на новые. Б/у РД использовать c высотными насадками на вторых расходуемых ступенях.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Дем

Цитата: Raul от 21.01.2023 20:03:15Убрать необходимость в торможении при входе в атмосферу для ракеты в компоновке Фалкона-9 нельзя, поскольку тепловые нагрузки оказываются слишком большими. Или тормозить, или навешивать ТЗП.
Ну ТЗП и что? прикрыть раскладным щитом торец, с запасом по ширине - и всё.
Цитата: Raul от 21.01.2023 20:03:15Поэтому и предложена трехступенчатая конструкция с конусными ступенями 
В три ступени на НОО перебор, у Маска вторая ступень всего 4 тонны сухой вес, третья вообще живопырка получается
А на более высокие  - всё равно или РБ или своим ходом

Цитата: Raul от 21.01.2023 20:33:26Давайте еще немного - если Вы хотите габарит 3.5 метра и ДУ с тягой как у РД-171, то чтобы взять от нее максимум ПН, по любому надо будет делать три ступени.
Нам незачем максимум ПН, надо минимум цены. Чтобы не бюджет пилили, но и бизнес покупал.
И оптимум тут - 2 ступени, 100% многоразовость. А ПН пусть даже 7-10 тонн на НОО, пофиг, берём количеством запусков.
Вариант на 18-20 тонн, с расходуемой верхней ступенью - для случаев когда надо вывести большой моногруз, те же модули орбитальной станции, оно редко.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Raul

Цитата: Дем от 21.01.2023 20:50:03у Маска вторая ступень всего 4 тонны сухой вес,
У нас так точно не получится, даже пробовать не стоит. Не могут такое наши конструкторы. :'( И насчет Фалкона у меня есть смутные сомнения, что это (4 тонны) было руководящее указание "славного товарища", которое перекочевало в Википедию. ;D А править по факту не стали - зачем?

Цитата: Дем от 21.01.2023 20:50:03третья вообще живопырка получается
Ну не знаю, если Блок И - живопырка, то мне горестно за всю российскую космонавтику. :( ;)
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Дем от 21.01.2023 20:50:03Нам незачем максимум ПН, надо минимум цены. Чтобы не бюджет пилили, но и бизнес покупал.
И оптимум тут - 2 ступени, 100% многоразовость.
Это при каком числе полетов оптимум? Только для возвращаемой первой ступени оценка - 50 полетов.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Mavik

Цитата: Raul от 21.01.2023 20:03:15
Цитата: Дем от 21.01.2023 11:00:47
Цитата: Raul от 21.01.2023 08:40:34Ф9 относится с легкому классу, по своей фактической ПН. Исходный разговор (на предыдущей странице) был о том, как создать частично многоразовую ракету без уменьшения ПН, что в формате Ф9 и с ее техническими решениями сделать не получается.
16 тонн - всё-таки не лёгкая. И, если убрать необходимость в торможении перед входом в атмосферу - скорей и 20 сможет, сколько там расход топлива непосредственно при посадке?
Ну и "без уменьшения" - от чего исходную считаем? От Союза-2, Зенита, Протона? Если от Союза - то вполне вписываемся даже с посадкой второй ступени.
Оговорился - средний класс. 


Грубо говоря - те же 18+ тонн, заявленных для Союза-5, но со спасением первой ступени и экономии на РД второй ступени.
Еще одна «оговорка» - для Союза-5 максимальная ПН на НОО составляет 17.4 тонны. 

Дем

Цитата: Raul от 21.01.2023 20:58:28У нас так точно не получится, даже пробовать не стоит. Не могут такое наши конструкторы.
Просто есть разница, класть сверху на ступень 10-15т или 50. В первом случае она просто на наддуве будет держаться, ни вафли ни шпангоутов не надо.
Цитата: Raul от 21.01.2023 20:58:28Ну не знаю, если Блок И - живопырка, то мне горестно за всю российскую космонавтику.
вместо того чтобы по-нормальному перекомпоновать ракету, придумали приделать фиговину сверху, да. А потом на неё ещё мелкую фиговинку в виде РБ.
А правильно было бы как сейчас у китайцев - когда боковушки и центральный блок сбрасываются одновременно, и начинает работать следующая ступень.
Цитата: Raul от 21.01.2023 21:05:57Это при каком числе полетов оптимум? Только для возвращаемой первой ступени оценка - 50 полетов.
Это неправильная оценка.
По запускам - для вывода той же ПН их потребуется в ~3 раза больше - но если ступень слетает хотя бы 15 раз, мы уже выиграли в 5 раз.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Raul

Цитата: Дем от 21.01.2023 20:50:03И оптимум тут - 2 ступени, 100% многоразовость.  А ПН пусть даже 7-10 тонн на НОО, пофиг, берём количеством запусков.
Вариант на 18-20 тонн, с расходуемой верхней ступенью - для случаев когда надо вывести большой моногруз, те же модули орбитальной станции, оно редко.
Заметили, что Вы излагаете идеологию Шаттла/SLS, почти? У Вас падение ПН при многоразовом использовании двукратное. У шаттла было четырехкратное по сравнению с SLS (25 против 100). Шаттл брал количеством запусков... и проиграл конкуренцию одноразовым ракетам. Что-то не верится, что падение ПН у полностью многоразовой системы будет только двукратное (даже у концепта Старшипа 2.5 раза (100 против 250) и это концепт, в конечном счете тот же шаттл, только с мелкими крылышками и большими обещаниями :D ).

Цитата: Дем от 21.01.2023 22:26:38Это неправильная оценка.
Однако, оценка от официальных лиц Роскосмоса.

Цитата: Дем от 21.01.2023 22:26:38По запускам - для вывода той же ПН их потребуется в ~3 раза больше - но если ступень слетает хотя бы 15 раз, мы уже выиграли в 5 раз.
Вот методика подсчета экономической эффективности "от шаттла". Затраты на межполетное обслуживание никак не учитываются. А они были большие.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Raul

Цитата: Дем от 21.01.2023 20:50:03прикрыть раскладным щитом торец, с запасом по ширине - и всё.
Раскладной шит превращает цилиндрическую ступень в аэродинамическое подобие конуса, только тормозить предлагается торцом, а не боком. Можно так делать, наверное. Это то, что предлагается для Союза-СПГ?
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Юрий Темников

Цитата: Raul от 22.01.2023 09:01:10Раскладной шит превращает цилиндрическую ступень в аэродинамическое подобие конуса, только тормозить предлагается торцом, а не боком. Можно так делать, наверное. Это то, что предлагается для Союза-СПГ?
Надувной на верхнем торце.Амеры недавно испытали,аж с орбиты спустился.И посадочные лапы после запуска,в полете вперёд переложить,сделать из них щит для двигателей,раскрывать перед посадкой.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.